Решение по делу № 2а-7305/2017 от 07.11.2017

Дело № 2а-7305/2017г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Центральный районный суд г. Волгограда в составе:

Председательствующего судьи Рудых Г.М.,

При секретаре Уртаеве А.В.,

с участием административного истца Быкадорова А.Г., представителя административного ответчика комитета строительства Волгоградской области Денисовой Н.А., представителя административного ответчика администрации Волгоградской области Софронова А.В., представителей административных ответчиков Федеральной службы войск национальной гвардии РФ, Правительства РФ Карауловой А.А., Щитченко В.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 19 декабря 2017 года в г. Волгограде административное дело по административному исковому заявлению Быкадорова Андрея Геннадьевича к комитету строительства Волгоградской области, Правительству РФ, администрации Волгоградской области, Федеральной службе войск национальной гвардии РФ о признании незаконным решения от 26.07.2017г., признании права на получение жилищной субсидии в соответствии со ст. 15 ФЗ от 27.05.1998г. № 76 «О статусе военнослужащих и постановления Правительства РФ от 03.02.2014г. № 76, о возложении обязанности по предоставлению жилищной субсидии,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец Быкадоров А.Г. обратился в суд с иском к комитету строительства Волгоградской области, Правительству РФ, администрации Волгоградской области, Федеральной службе войск национальной гвардии РФ с вышеуказанными требованиями, которые мотивировал тем, что с сентября 2000г. состоит на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в г. Волгограде. Однако до настоящего времени, в течение 16 лет после увольнения с военной службы жилым помещением не обеспечен.

    Обратился в уполномоченный орган исполнительной власти, где состоит на жилищном учете, с заявлением о предоставлении ему жилищной субсидии в соответствии с постановлением Правительства РФ от 03.02.2014г. № 76, установленного порядка п.п. 1 и 16 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих». Однако ему было отказано в связи с тем, что он не относится к категории граждан, уволенных с военной службы, на которых распространяются положения пунктов 1 и 16 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих».

Считает, что действующее законодательство по обеспечению жильем граждан, уволенных с военной службы и вставших на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 01 января 2005г. в органах местного самоуправления, не ставит в равные условия с гражданами, уволенными или подлежащими увольнению с военной службы после 01 января 2005г., в частности по обеспечению жилищной субсидией. Замена права на получение жилого помещения в пользование по договору социального найма или в собственность, правом на получение единовременной денежной выплаты (1 306 200 руб.) на приобретение жилья не является равноценной по отношению к жилищной субсидии (3 822 420 руб.), поскольку сумма денежных средств, предоставляемых в виде единовременной денежной выплаты, рассчитанная на основании соответствующих нормативов, не позволяет ему приобрести жилье в собственность в избранном месте жительства в г. Волгограде. Форма реализации права на жилище принадлежит гражданину, уволенному с военной службы.

Просил признать незаконным решение комитета строительства Волгоградской области от 26.07.2017г. №... об отказе в предоставлении жилищной субсидии, обязать предоставить жилищную субсидию в соответствии со ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих», постановлением Правительства РФ от 03.02.2014г. № 76 «Об утверждении Правил расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений), предоставляемых военнослужащим – гражданам РФ и иным лицам в соответствии с ФЗ «О статусе военнослужащих».

В судебном заседании административный истец Быкадоров А.Г., заявленные требования поддержал в полном объеме и просил удовлетворить.

Представитель административного ответчика комитета строительства Волгоградской области Денисова Н.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, просила отказать. Пояснила, что комитет строительства Волгоградской области не уполномочен на принятие решения об отказе в выдаче жилищной субсидии, более того, оспариваемый истцом отказ от 26.07.2017г. является лишь ответом комитета на обращение истца и не может расцениваться как принятое решение об отказе в выдаче жилищной субсидии. Кроме того, на исполнении имеется решение суда о предоставлении истцу по договору социального найма на состав семьи два человека жилое помещение, состоящее из двух комнат. С учетом имеющихся судебных актов, истец по своему усмотрению принял решение о реализации жилищных гарантий именно в соответствии с п. 2.1 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих». Считает, что довод истца об ограничении в предоставлении жилищной субсидии обусловленное только датой увольнения с военной службы, не находит своего подтверждения при анализе правовых норм. Также считает, что требования истца об обязанности предоставить ему жилищную субсидию в соответствии с абз. 3 п. 1 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» заявлены к ненадлежащему ответчику. Комитет строительства Волгоградской области не уполномочен на предоставление жилищных субсидий либо жилых помещений данным категориям граждан. Оспариваемая истцом норма не может рассматриваться как нарушающая его конституционные права, так как на момент увольнения с военной службы он не был признан нуждающимся в жилом помещении ни органом военного управления, ни органом местного самоуправления и им выбран определенный вид жилищной гарантии.

Представитель административного ответчика администрации Волгоградской области Софронов А.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании возражал против заявленных требований, просил в их удовлетворении отказать. Кроме того, пояснил, что являются ненадлежащим ответчиком, поскольку не наделены полномочиями по обеспечения жилым помещением граждан, уволенных с военной службы.

Представители административного ответчика Федеральной службы войск национальной гвардии РФ, Правительства РФ Караулова А.А., Щитченко В.И., действующий на основании доверенностей, в судебном заседании возражали против заявленных требований по доводам, изложенным в представленных возражениях.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, проверив и исследовав материалы дела, считает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ст. 13 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 04.11.1950г., каждый, чьи права и свободы, признанные в настоящей Конвенции, нарушены, имеет право на эффективное средство правовой защиты в государственном органе, даже если это нарушение было совершено лицами, действовавшими в официальном качестве.

Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд, что прямо предусмотрено ч.1,2 ст. 46 Конституции РФ.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что Быкадоров А.Г. 25.09.2000г. был уволен из Внутренних Войск МВД РФ по организационно-штатным мероприятиям, с общей продолжительностью военной службы более 10 лет.

Постановлением главы Волгограда №... от 17.04.2009г. во исполнение решения Дзержинского районного суда г. Волгограда от 19.02.2008г. был принят на учет граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий, избравших Волгоград для постоянного места жительства.

Апелляционным определением Волгоградского областного суда от 30.10.2015г. было отменено решение Ворошиловского районного суда г. Волгограда от 17.08.2015г. и принято новое решение о признании за Быкадоровым А.Г. право на получение по договору социального найма жилого помещения, состоящее из двух комнат на состав семьи из двух человек. На комитет строительства Волгоградской области возложена обязанность по предоставлению Быкадорову А.Г. на состав семьи из двух человек по договору социального найма жилое помещение, состоящее из двух комнат по нормам предоставления площади жилого помещения, установленного ст. 15.1 ФЗ «О статусе военнослужащих».

30.06.2017г. Быкадоров А.Г. обратился в комитет строительства Волгоградской области с заявлением о предоставлении ему субсидии на условиях и в порядке, установленном ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих», постановлением Правительства РФ от 03.02.2014г. № 76 «Об утверждении Правил расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений), предоставляемых военнослужащим – гражданам РФ и иным лицам в соответствии с ФЗ «О статусе военнослужащих».

Письмом от 26.07.2017г. № Ж-1756 ему было отказано и разъяснено, что он не относится к категории граждан, уволенных с военной службы, на которых распространяются положения пунктов 1 и 16 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих».

Согласно п. 1 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих», военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляется субсидия для приобретения или строительства жилого помещения.

Жилищная субсидия является одной из форм обеспечения жильем военнослужащих, граждан, проходящих военную службу по контракту, и граждан, уволенных с военной службы, при этом размер жилищной субсидии определен Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2014 года № 76 «Об утверждении Правил расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений), предоставляемой военнослужащим - гражданам Российской Федерации и иным лицам в соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих».

Указанные Правила определяют порядок расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений), предоставляемой военнослужащим - гражданам Российской Федерации, а также гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, признанным в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях в соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих».

Субсидия для приобретения или строительства жилого помещения до 2014 года для военнослужащих не была предусмотрена.

Военнослужащие-граждане признаются федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п. 2.1. статьи 15 ФЗ «О статусе военнослужащих», обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более независимо от даты увольнения с военной службы и которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающим с ними членам их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления: жилого помещения в собственность бесплатно; жилого помещения по договору социального найма; единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.

Законодателем предусмотрено, что военнослужащий должен быть признан нуждающимся в жилом помещении, федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом    предусмотрена военная служба.

В соответствии с этим, на истца не распространяется действие ч. 1 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих», а также Постановление Правительства от 03.02.1014 года № 76.

Быкадоров Л.Г. относится к категории граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более независимо от даты увольнению с военной службы и которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Кроме того, согласно постановлению Конституционного суда РФ от 15.10.2012 №21-11 по делу о проверке конституционности положений п. 2.1 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» в связи с жалобой гражданина ФИО1, федеральному законодателю на конституционном уровне предписывается не только определять категории граждан, нуждающихся в жилище, но и устанавливать конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся в настоящее время у государства.

Отнеся к лицам, которые обеспечиваются жильем бесплатно или за доступную плату, военнослужащих и граждан, выполнивших возлагавшиеся на них по контракту обязанности военной службы, федеральный законодатель исходил из того, что военная служба, по смыслу статей 32 (часть 4), 37 (часть 1) и 59 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 71 (пункт «м»), 72 (пункт «б» части 1) и 114 (пункты «д», «с» части 1), представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах, а лица, несущие такого рода службу, выполняют конституционно значимые функции; этим, а также самим характером военной службы, предполагающей выполнение военнослужащими задач, которые сопряжены с опасностью для их жизни и здоровья, и иными специфическими условиями прохождения службы определяется особый правовой статус военнослужащих, содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним и их обязанностей по отношению к государству, что требует от федерального законодателя установления, как для них, так и для лиц, выполнивших обязанности военной службы по контракту, дополнительных мер социальной защиты, в том числе в сфере жилищных отношений.

Тем из уволенных с военной службы граждан, кто был принят органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 1 января 2005 года, Федеральный закон «О статусе военнослужащих» предоставляет возможность выбора одной из трех форм обеспечения жильем, как указывалось выше.

Сам факт постановки органом местного самоуправления уволенного с военной службы гражданина на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении означает констатацию наличия оснований для его признания таковым и, как следствие, влечет возникновение у этого гражданина права па обеспечение жильем в одной из предусмотренных положениями п. 2.1 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» форм по его выбору.

Также судом учитывается, что на исполнении в комитете строительства Волгоградской области находится апелляционной определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 30.10.2015г., которое обязывает комитет строительства Волгоградской области предоставить по договору социального найма Ьыкадорову А.Г. на состав семьи 2 человека жилое помещение, состоящее из двух комнат по нормам предоставления площади жилого помещения, установленного ст. 15.1 ФЗ «О статусе военнослужащих».

Согласно положению статьи 15 ФЗ «О статусе военнослужащих», реализация права на жилье военнослужащих, заключивших контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года, осуществляется путем предоставления за счет Министерства обороны Российской Федерации жилья для постоянного проживания в период военной службы (после пяти лет военной службы) с передачей этого жилья при увольнении в запас им в собственность или с условием его сдачи для последующего обеспечения жильем по избранному месту жительства.

Абзац третий п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» устанавливает дополнительные права в жилищной сфере для военнослужащих, которые, находясь на военной службе, были признаны нуждающимися в жилье, что соответствует правовой природе данного вида социальной гарантии, призванной решать жилищные проблемы граждан, существующие в период прохождения ими военной службы, в том числе связанные с предстоящим увольнением с военной службы (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 25 сентября 2014 года № 2273-0 и др.).

Учитывая, что Быкадорову А.Г. служебное жилое помещение в момент прохождения военной службы предоставлено не было, то он не может быть отнесен к данной категории, соответственно льготы, распространяющиеся на данную к категорию военнослужащих к нему также не могут быть применены.

Доводы истца о том, что положения действующего законодательства по обеспечению жильем граждан, уволенных с военной службы и вставших на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 01 января 2005г. в органах местного самоуправления, не ставит в равные условия с гражданами, уволенными или подлежащими увольнению с военной службы после 01 января 2005г., в частности по обеспечению жилищной субсидией. Замена права на получение жилого помещения в пользование по договору социального найма или в собственность, правом на получение единовременной денежной выплаты (1 306 200 руб.) на приобретение жилья не является равноценной по отношению к жилищной субсидии (3 822 420 руб.), не свидетельствует о наличии оснований для удовлетворения иска, поскольку такая ссылка не основана на тех нормах материального права, на которые ссылается истец и представляет собой вольное толкование норм закона.

Таким образом, исковые требования Быкадорова А.Г. не основаны на нормах материального права, и суд считает, что правовые основания для их удовлетворения отсутствуют.

Кроме того, суд считает, что заслуживают внимания доводы представителя комитета строительства Волгоградской области о том, что заявленные истцом требования об обязании выдать жилищную субсидию в соответствии с абз. 3 п. 1 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» заявлены к ним, как к ненадлежащему ответчику. Поскольку комитет не уполномочен на предоставление жилищных субсидий либо жилых помещений данным категориям граждан.

    С учетом исследованных обстоятельств, суд приходит к выводу, что исковые требования Быкадорова А.Г. не подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 175 - 181, 218 - 228 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 26.07.2017░., ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░. 15 ░░ ░░ 27.05.1998░. № 76 «░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░ 03.02.2014░. № 76, ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ - ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░.

░░░░░ ...                                                                                                                       ░.░. ░░░░░

2а-7305/2017

Категория:
Гражданские
Истцы
Быкадоров А.Г.
Ответчики
Администрация Волгоградской области
Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации
Федеральная служба войск национальной гвардии
Комитет строительства Волгоградской области
Правительство Российской Федерации
Суд
Центральный районный суд г. Волгоград
Дело на сайте суда
zent.vol.sudrf.ru
07.11.2017[Адм.] Регистрация административного искового заявления
07.11.2017[Адм.] Передача материалов судье
09.11.2017[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
09.11.2017[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.11.2017[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.11.2017[Адм.] Судебное заседание
29.11.2017[Адм.] Судебное заседание
19.12.2017[Адм.] Судебное заседание
25.12.2017[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.12.2017[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее