РЎСѓРґСЊСЏ Шайдуллина Р .Р. РЈРР” 16RS0040-01-2018-005575-92
№ дела в суде первой инстанции 2а-322/2019
№ дела в суде апелляционной инстанции 33а-7/2020
Учет №022а
АПЕЛЛЯЦРРћРќРќРћР• ОПРЕДЕЛЕНРР•
21 февраля 2020 года город Казань
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Гафиятуллина Ш.Ш.,
судей Галимова Р›.Рў., Сайдашевой Р.Р .,
РїСЂРё ведении протокола судебного заседания помощником СЃСѓРґСЊРё Хайруллиной Р.Р .,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи
Сайдашевой Р.Р . административное дело РїРѕ апелляционной жалобе Рсполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан РЅР° решение Зеленодольского РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ СЃСѓРґР° Республики Татарстан РѕС‚ 16 января 2019 РіРѕРґР°, которым постановлено:
административный иск удовлетворить.
Признать незаконными решение РљРѕРјРёСЃСЃРёРё РїРѕ предупреждению Рё ликвидации чрезвычайных ситуаций Рё обеспечению пожарной безопасности Рсполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан РѕС‚ 26 сентября 2018 РіРѕРґР° в„– 40 «О мерах РїРѕ предупреждению возникновения чрезвычайной ситуации муниципального характера РЅР° территории РіРѕСЂРѕРґР° Зеленодольска РІ результате критического технического состояния несущих конструкций Рё систем коммунального снабжения РІ 46 жилых домах», решение РљРѕРјРёСЃСЃРёРё РїРѕ предупреждению Рё ликвидации чрезвычайных ситуаций Рё обеспечению пожарной безопасности Рсполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан РѕС‚ 5 октября 2018 РіРѕРґР° в„– 41 «О мерах РїРѕ предупреждению возникновения чрезвычайной ситуации муниципального характера РЅР° территории РіРѕСЂРѕРґР° Зеленодольска РІ результате критического технического состояния несущих конструкций Рё систем коммунального снабжения РІ 37 жилых домах».
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы, судебная коллегия
РЈРЎРўРђРќРћР’РЛА:
Батрашков Рњ.Р‘., Коклихина Р’.Рџ., Сапунова Рњ.Рђ., Сапунова Рћ.Р’., Валиева Рђ.Рќ., Перминова Р”.Рќ., Степанова Рњ.Р’., Васильченко Р.Р‘., РахимоваН.Рђ., Рванов Рљ.Р”., Назарова Рќ.Р‘., Костина Р›.Р‘., РќРѕСЂРєРёРЅР° Рђ.Рќ., Александрова Рћ.Р”., Маловка Р›.Рќ., Карпова Р“.Р., Дусаева Р .Р¤., Р РѕРґРёРЅР° Рњ.Рђ., Короткова Р—.Рђ. обратились РІ СЃСѓРґ СЃ административным исковым заявлением Рє Рсполнительному комитету Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан, руководителю Рсполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан Сапожникову Р”.Рђ., первым заместителям руководителя Рсполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан Старостину Рђ.Р’., Гарипову Рђ.РЁ., заместителю руководителя Рсполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан Котельникову Р .Рћ., начальнику ГКУ Р Рў «Управление РњР§РЎ Р Рў РїРѕ Зеленодольскому муниципальному району» Долганову Р’.Рђ., заместителям руководителя Рсполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан Афанасьеву Р .Р’., НуриевойГ.Рќ., начальнику ФГКУ В«8 отряд ФПС РїРѕ Р РўВ» Халиуллину Р—.Рњ. РѕР± оспаривании решений РљРѕРјРёСЃСЃРёРё РїРѕ предупреждению Рё ликвидации чрезвычайных ситуаций Рё обеспечению пожарной безопасности Рсполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан РѕС‚ 26 сентября 2018 РіРѕРґР° в„– 40 Рё РѕС‚ 5 октября 2018 РіРѕРґР° в„– 41.
В обоснование заявленных требований указано, что на основании решений осуществляется отключение теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, электроснабжения в многоквартирных домах, в которых они проживают.
Определением суда от 16 января 2019 г. производство по делу в части исковых требований Батрашкова М.Б. было прекращено ввиду его отказа от административного иска.
Определениями суда производство по настоящему делу было объединено с административными исками Мазанова Е.В., Малютиной Н.М., Афанасьевой С.Б. об оспаривании решений Комиссии от 26 сентября 2018 года № 40 и от 5 октября 2018 года № 41.
РЎСѓРґРѕРј первой инстанции Рє участию РІ деле РІ качестве соответчиков были привлечены РёР· числа состава РљРѕРјРёСЃСЃРёРё: руководитель Рсполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан Сапожников Р”.Рђ., первые заместители руководителя Рсполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан Старостин Рђ.Р’. Рё Гарипов Рђ.РЁ., заместитель руководителя Рсполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан Котельников Р .Рћ., начальник ГКУ Республики Татарстан «Управление РњР§РЎ Республики Татарстан РїРѕ Зеленодольскому муниципальному району» Долганов Р’.Рђ., заместители руководителя Рсполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан Афанасьев Р .Р’., Нуриева Р“.Рќ., начальник ФГКУ В«8 отряд ФПС РїРѕ Республике Татарстан» Халиуллин Р—.Рњ., РІ качестве заинтересованных лиц члены РљРѕРјРёСЃСЃРёРё: помощник Главы Зеленодольского муниципального района Хабибуллин Р—.Р¤., руководитель РњРЈ «Финансово-бюджетная палата Зеленодольского муниципального района» Дёгтева Рћ.Рџ., начальник отдела потребительского рынка Зеленодольского муниципального района Низамов Р”.Р“., начальник управления сельского хозяйства Рё продовольствия Министерства сельского хозяйства Рё продовольствия Республики татарстан РІ Зеленодольском районе Республики Татарстан Зиганшин Рў.Р“., директор РњРЈРџ «Служба технического надзора Зеленодольского муниципального района» Р—РёРЅРЅСѓСЂРѕРІ Р .Рќ., директор РњРЈРџ «Коммунальное хозяйство» Нигматуллин Рђ.Р., Рё.Рѕ. руководителя МБУ «Департамент жилищно-коммунального хозяйства Зеленодольского муниципального района» Гирфанов Р .Рђ., главный врач ГАУЗ «Зеленодольская ЦРБ» Сабурская Рў.Р’., начальник отдела «Территориального отдела Управления Федеральной службы РїРѕ надзору РІ сфере защиты прав потребителей Рё благополучия человека РїРѕ Республике Татарстан» РІ Зеленодольском, Верхнеуслонском, Камско-Устьинском районах Агеева Р•.Рљ., Рё.Рѕ. главного врача ФБУЗ «Центр гигиены Рё эпидемиологии РІ Республике Татарстан» Зеленодольском, Верхнеуслонском, Камско-Устьинском районах Батуева РЎ.Р¤., заместитель начальника полиции (РїРѕ охране общественного РїРѕСЂСЏРґРєР°) отдела РњР’Р” Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Зеленодольскому району Малыгин Рљ.Р•., начальник отдела надзорной деятельности РїРѕ Зеленодольскому муницпальному району РЈРќР” Рё ПРГУ РњР§РЎ Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Республике Татарстан Ардыханов Р .Р ., начальник Зеленодольского Р РЈРРЎ Казанского Р—РЈРРЎ филиал РћРђРћ «Таттелеком» Шабалдашов Р’.Рќ., директор РћРћРћ «ЗПАТП» Садыков Р .Рђ., директор филиала в„–2 РћРћРћ «Машинно-технологической компании «Ак-Барс». Филин Р•.Рђ, начальник Зеленодольского района электрических сетей – филиал РћРђРћ «Сетевая компания» Приволжские электрические сети Р.Р. Разов, директор предприятия РђРћ «ЗВКС» Рђ.Р¤. Рсмагилов, начальник РРџРЈ «Зеленодольскгаз» Рђ.РЎ. Кашапов, директор РћРђРћ «Зеленодольское предприятие тепловых сетей» Зиганшин Р.Рђ., заместитель генерального директор РїРѕ экономической безопасности Рё режиму РћРђРћ РџРћ «Завод РёРј. Серго» Абраров Р .Р’., заместитель директора РїРѕ социальным вопросам РђРћ «Зеленодольский завод РёРј. Рђ.Рњ. Горького» Хуснетдинов Р¤.РЁ., технический директор РћРћРћ «ПФМК» РЇРєСѓРїРѕРІ Рњ.Р—., технический директор РџРђРћ «ЗФЗ» Газизов Р .Р ., заместитель начальника ГКУ Р Рў «Управление РњР§РЎ Республики Татарстан РїРѕ Зеленодольскому муниципальному району» Сердцева Рћ.Р’.
Суд принял решение в вышеприведенной формулировке.
Р’ апелляционной жалобе представителем Рсполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан ставится РІРѕРїСЂРѕСЃ Рѕ его отмене, как постановленного СЃ нарушением РЅРѕСЂРј материального Рё процессуального права, Рё неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела. Р’ обоснование РґРѕРІРѕРґРѕРІ апелляционной жалобы апеллянт указывает Рѕ том, что СЃСѓРґ первой инстанции РїСЂРё рассмотрении административного дела РїРѕ существу РЅРµ РїСЂРёРЅСЏР» РІРѕ внимание, что оспариваемыми решениями РљРѕРјРёСЃСЃРёРё права Рё законные интересы административных истцов РЅРµ нарушаются, поскольку РѕРЅРё РЅРµ являются собственниками жилых или иных помещений РІ домах, РІ отношении которых распространяется решений РљРѕРјРёСЃСЃРёРё. Жилые помещения РІ этих домах были изъяты Сѓ собственников путем выкупа Рё РёС… право собственности РЅР° РЅРёС… прекращено. РљСЂРѕРјРµ этого, как полагает податель апелляционной жалобы, СЃСѓРґ РЅРµ учел, что оспариваемые административными истцами решения РљРѕРјРёСЃСЃРёРё приняты РІ отношении РґРѕРјРѕРІ, которые РІ установленном РїРѕСЂСЏРґРєРµ признаны аварийными (непригодными для проживания) РЅР° основании актов межведомственных РєРѕРјРёСЃСЃРёР№ Рё заключения строительно-технической экспертизы. РџСЂРё рассмотрении дела СЃСѓРґРѕРј первой инстанции административными ответчиками были представлены необходимые доказательства правомерности решений РљРѕРјРёСЃСЃРёРё Рё соблюдения РїРѕСЂСЏРґРєР° РёС… принятия. Считает, что решение СЃСѓРґР° первой инстанции подлежит отмене, СЃ принятием РЅРѕРІРѕРіРѕ решения.
31 мая 2019 РіРѕРґР° установив, что РІ производстве Верховного РЎСѓРґР° Республики Татарстан, Зеленодольского РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ СЃСѓРґР° Республики Татарстан находятся РЅР° рассмотрении гражданские дела РїРѕ искам Рсполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан Рѕ выселении Коклихиной Р’.Рџ., Сапуновой Рњ.Рђ., Валиевой Рђ.Рќ., Васильченко Р.Р‘., Рахимовой Рќ.Рђ., Рванова Рљ.Р”., Костиной Р›.Р‘., Назаровой Рќ.Р‘., Александровой Рћ.Р”., Дусаева Р .Р¤., Р РѕРґРёРЅРѕР№ Рњ.Рђ., Коротковой Р—.Рђ., являющихся административными истцами РїРѕ настоящему административному делу, РёР· жилых помещений, расположенных РІ домах, РІ том числе РІ отношении которых приняты оспариваемые решения РљРѕРјРёСЃСЃРёРё РїРѕ предупреждению Рё ликвидации чрезвычайных ситуаций Рё обеспечению пожарной безопасности Рсполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан РѕС‚ 26 сентября 2018 РіРѕРґР° в„– 40, РѕС‚ 5 октября 2018 РіРѕРґР° в„– 41 «О мерах РїРѕ предупреждению возникновения чрезвычайной ситуации муниципального характера РЅР° территории РіРѕСЂРѕРґР° Зеленодольска РІ результате критического технического состояния несущих конструкций Рё систем коммунального снабжения РІ жилых домах», определением судебной коллегия РїРѕ административным делам Верховного РЎСѓРґР° Республики Татарстан приостановлено производство РїРѕ данному административному делу РґРѕ рассмотрения гражданских дел РїРѕ искам Рсполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан Рѕ выселении Коклихиной Р’.Рџ., Сапуновой Рњ.Рђ., Валиевой Рђ.Рќ., Васильченко Р.Р‘., Рахимовой Рќ.Рђ., Рванова Рљ.Р”., КостинойЛ.Р‘., Назаровой Рќ.Р‘., Александровой Рћ.Р”., Дусаева Р .Р¤., Р РѕРґРёРЅРѕР№ Рњ.Рђ., Коротковой Р—.Рђ. РёР· жилых помещений.
17 января 2020 года производство по административному делу возобновлено в связи с тем, что основания для его приостановления отпали.
Судебная коллегия приходит к следующему.
На основании части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Кодексом.
Частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Статья 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предоставляет гражданину, организации, иным лицам право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке согласно пунктами 1, 4 части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации является неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела, нарушение или и неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судом первой инстанции при рассмотрении дела установлено, что 26 сентября 2018 года решением Комиссии № 40 постановлено организовать работу по отключение 190 аварийных и подлежащих сносу многоквартирных домов от подачи газа, организовать работу по незамедлительному отселению граждан из аварийных домов в городе <адрес> по адресам: <адрес> ул. <адрес>; ул. <адрес>; ул. <адрес>; ул. <адрес>; ул. <адрес>; ул. <адрес>; ул. <адрес>; ул. <адрес>; ул. <адрес>; ул. <адрес>; ул. <адрес> ул. <адрес>; ул. <адрес>; ул. <адрес>; ул. <адрес>; ул. <адрес>; ул. <адрес>; организовать работу по отключению указанных домов от централизованных систем теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, электроснабжения; организовать работу по расторжению на основании настоящего решения договоров с потребителями; принять меры по недопущению аварийных ситуаций в системах тепло-, водо- и газоснабжения, связанных с отключением домов от систем централизованного ресурсоснабжения; обеспечить оперативное реагирование сил Зеленодольского пожарно-спасательного гарнизона в случае пожаров и создания аварийных ситуаций в системах тепло-, водо- и газоснабжения аварийных домов; организовать информирование населения об обстановке, связанной с отключением многоквартирных домов от централизованных систем теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, электроснабжения.
Основанием для принятия такого решения явилось то, что признанные аварийными и подлежащими сносу многоквартирные дома в количестве 46 вследствие критического износа и разрушения несущих конструкций и инженерных коммуникаций непригодны к дальнейшей эксплуатации, что подтверждается актами обследования. Подача коммунальных ресурсов в указанные дома в целях эксплуатации в зимний период (отопительный сезон) может создать реальную угрозу жизни и здоровью граждан, безопасности их имущества, а также привести к выходу из строя централизованных систем теплоснабжения, водоснабжения, электроснабжения и газоснабжения населенных пунктов или их отдельных частей. Особую опасность могут представлять утечки газа с последующими взрывами и возгораниями, размывы и подмывы фундаментов как данных домов, так и расположенных вблизи них, а также дорог и иных коммуникаций.
5 октября 2018 года Решением Комиссии № 41 постановлено организовать аналогичные работы и принять аналогичные меры в отношении 37 аварийных и подлежащих сносу многоквартирных домов в г<адрес> по адресам: <адрес>; ул.<адрес>, ул. <адрес>; ул. <адрес>, <адрес>; ул. <адрес>; ул. <адрес>; ул. <адрес>; ул. <адрес>; ул.<адрес> ул<адрес>; ул.<адрес> ул.<адрес>; ул.<адрес>; ул.<адрес>; п. <адрес>, ул.<адрес>; п.<адрес> ул. <адрес>; п.<адрес>; пгт <адрес>, пгт <адрес>; с<адрес>.
Разрешая спор по существу и принимая обжалуемое решение об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что достаточных, допустимых и достоверных доказательств соответствия оспариваемых решений нормативным правовым актам представлено не было, в связи с чем пришел к выводу о незаконности оспариваемых решений. Комиссии от 26 сентября 2018 года №40 и от 5 октября 2018 года №41.
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции ошибочными, основанными без учета существенных обстоятельств дела.
Так, РІ материалы дела представлены решения Зеленодольского РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ СЃСѓРґР° Республики Татарстан Рё апелляционные определения судебной коллегии РїРѕ гражданским делам Верховного РЎСѓРґР° Республики Татарстан РѕР± удовлетворении исковых требований Рсполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан Рѕ выселении всех истцов РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ изъятием жилых помещений Рё снятии РёС… СЃ регистрационного учета.
Указанные судебные акты вступили в законную силу.
В силу пункта 2 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если они соответствуют нормативным правовым актам и не нарушают права, свободы и законные интересы административного истца.
При недоказанности административным истцом нарушения оспариваемыми решениями, действиями (бездействием) его прав, свобод и законных интересов, требования административного истца удовлетворены быть не могут.
Правила распределения бремени доказывания обстоятельств, имеющих значение для административного дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, установлены частями 2 и 3 статьи 62, частями 9 - 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В силу части 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания нарушения прав и законных интересов возлагается на административного истца, а обязанность по доказыванию законности оспариваемого решения лежит на органе, организации, лице, наделенном государственными или иными публичными полномочиями и принявшим оспариваемые решения.
При этом, согласно части 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо.
Таким образом, оспариваемые решения Комиссии от 26 сентября 2018 года № 40 и от 5 октября 2018 года № 41 не повлекли реальных негативных правовых последствий для административных истцов, утративших права на жилые помещения, восстановление нарушенных прав истцов в данном случае не требуется, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия, руководствуясь пунктом 2 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, полагает, что решение суда подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении административных исковых требований.
Руководствуясь статьями 177, 309, 310, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛРЛА:
решение Зеленодольского городского суда Республики Татарстан от 16 января 2019 года по данному делу отменить и принять по делу новое решение.
Отказать РІ удовлетворении административного РёСЃРєРѕРІРѕРіРѕ заявления Коклихиной Р’.Рџ., Сапуновой Рњ.Рђ., Сапуновой Рћ.Р’., Валиевой Рђ.Рќ., Перминовой Р”.Рќ., Степановой Рњ.Р’., Васильченко Р.Р‘., Рахимовой Рќ.Рђ., Рванова Рљ.Р”., Назаровой Рќ.Р‘., Костиной Р›.Р‘., РќРѕСЂРєРёРЅРѕР№ Рђ.Рќ., Александровой Рћ.Р”., Маловка Р›.Рќ., Карповой Р“.Р., Дусаевой Р .Р¤., Р РѕРґРёРЅРѕР№Рњ.Рђ., Коротковой Р—.Рђ., Мазанова Р•.Р’., Малютиной Рќ.Рњ., Афанасьевой РЎ.Р‘. Рѕ признании незаконными решений РљРѕРјРёСЃСЃРёРё РїРѕ предупреждению Рё ликвидации чрезвычайных ситуаций Рё обеспечению пожарной безопасности Рсполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан РѕС‚ 26 сентября 2018 РіРѕРґР° в„–40 Рё РѕС‚ 5 октября 2018 РіРѕРґР° в„– 41.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
РЎСѓРґСЊРё