Судья Осипов П.В. № 22-1454/2022
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Сыктывкар 7 июня 2022 года
Верховный Суд Республики Коми в составе
председательствующего судьи Размысловой О.Ю.,
судей Аксеновой Л.А., Куштанова И.А.,
при секретаре судебного заседания Майбуровой Е.В.,
с участием:
прокурора Матвеева Е.Г.,
адвоката Ревако Е.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании уголовное дело по апелляционному представлению первого заместителя прокурора г.Ухты Беляева А.А. на приговор Ухтинского городского суда Республики Коми от 6 апреля 2022 года, которым
Котельва А.В., родившийся ..., судимый:
- 24.11.2017 Ухтинским городским судом Республики Коми по ч. 3 ст. 30, ч. 2 ст.228 УК РФ к 3 годам лишения свободы, освобожден 14.07.2020 по отбытии наказания,
- осужденный 14.07.2021 Ухтинским городским судом Республики Коми по ч. 1 ст. 228, ст. 264.1 (в редакции Федерального закона от 23.04.2019 № 65-ФЗ), ч. 2 ст. 69 УК РФ к 1 году 6 месяцам лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии строгого режима, с лишением права заниматься деятельностью, связанной с управлением транспортными средствами на срок 2 года.
осужден:
- по ч.3 ст.30, п. "а, г" ч. 4 ст. 228.1 УК РФ с применением ст. 64 УК РФ к 7 годам лишения свободы;
- по ч. 5 ст. 33, ч. 1 ст. 228 УК РФ к 10 месяцам лишения свободы.
На основании ч. 2 ст. 69 УК РФ по совокупности преступлений путем частичного сложения назначенных наказаний назначено 7 лет 6 месяцев лишения свободы.
В соответствии с ч. 5 ст. 69 УК РФ по совокупности преступлений путем частичного сложения назначенных основных наказаний и полного сложения дополнительного наказания, назначенных по приговору Ухтинского городского суда Республики Коми от 14.07.2021, окончательно определено 8 лет лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии строгого режима, с лишением права заниматься деятельностью, связанной с управлением транспортными средствами, на 2 года.
Мера пресечения оставлена в виде заключения под стражу.
Срок наказания в виде лишения свободы исчислен со дня вступления приговора в законную силу, в его отбытие зачтен период содержания под стражей с 10.06.2021 до дня вступления приговора в законную силу из расчета один день содержания под стражей за один день лишения свободы в исправительной колонии строгого режима.
Срок дополнительного наказания распространен на все время отбывания основного наказания, его срок исчислен после отбытия осужденным основного наказания в виде лишения свободы, со дня освобождения.
Этим же приговором осужден Захарчук И.Н. по ст. 30 ч. 3, 228.1 ч. 4 п."а, г"; 228 ч. 1, 69 ч. 2 УК РФ к 7 годам лишения свободы в исправительной колонии строгого режима, судебное решение в отношении которого не обжалуется.
Заслушав доклад судьи Куштанова И.А., выступления защитника Ревако Е.В., прокурора Матвеева Е.Г., суд апелляционной инстанции,
УСТАНОВИЛ:
Котельва А.В. признан виновным в покушении на незаконный сбыт наркотических средств, совершенном организованной группой, в крупном размере; в пособничестве в незаконном приобретении без цели сбыта наркотических средств в значительном размере.
Обстоятельства преступлений подробно изложены в приговоре.
В апелляционном представлении первый заместитель прокурора г. Ухты Беляев А.А., не оспаривая правильность установленных судом фактических обстоятельств и юридическую квалификацию действий Котельва А.В., полагает, что приговор подлежит изменению в связи с нарушением требований уголовного закона при назначении наказания.
В обоснование указывает о нарушении судом требований ч. 2 ст. 68 УК РФ при назначении Котельва А.В. наказания по ч. 5 ст. 33, ч. 1 ст. 228 УК РФ и просит усилить наказание за данное преступление и по совокупности преступлений.
Ссылаясь на разъяснения, данные в п. 34 и 48 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22.12.2015 № 58 "О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания" просит исключить из описательно-мотивировочной и резолютивной частей приговора, как ошибочную, ссылку на применение ст. 64 УК РФ при назначении Котельва А.В. наказания по ч. 3 ст. 30, п. "а, г" ч. 4 ст. 228.1 УК РФ.
В возражениях на апелляционное представление защитник Фирсов В.В. считает, что апелляционное представление не подлежит удовлетворению с учетом совокупности установленных смягчающих обстоятельств.
Проверив материалы уголовного дела, выслушав участников процесса, обсудив доводы апелляционного представления, суд второй инстанции приходит к следующему.
Выводы суда о виновности осужденного Котельва А.В. в совершении указанных преступлений соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на совокупности исследованных в судебном разбирательстве доказательств, которые получили надлежащую оценку в приговоре.
Обстоятельства содеянного осужденным, включая время, место, способ и другие подлежащие установлению обстоятельства, предусмотренные ст. 73 УПК РФ, в приговоре надлежащим образом обоснованы исследованными в суде доказательствами и мотивированы. Суд в соответствии со ст. 87, 88, 307 УПК РФ указал мотивы, по которым в основу его выводов положены доказательства.
Обосновывая вывод о виновности Котельва А.В. в совершении преступлений, суд сослался в приговоре на показания осужденного Захарчука И.Н., свидетелей С., С1. Помимо изложенных показаний, вина Котельва А.В. подтверждается протоколами следственных действий, результатами оперативно-розыскных мероприятий, заключениями экспертов и иными доказательствами по делу, а также на изобличающие себя показания самого Котельва А.В.
При установлении и оценке обстоятельств содеянного Котельва А.В. суд в приговоре подробно, с точки зрения относимости, допустимости и достоверности проанализировал совокупность исследованных доказательств и мотивированно признал доказанным факт совершения Котельва А.В. преступлений. Оснований для переоценки указанных выводов не имеется.
При таких обстоятельствах, с учетом характера действий Котельва А.В., суд пришел к обоснованному выводу о доказанности вины осужденного в содеянном и квалифицировал его действия по ч.3 ст.30, п. "а, г" ч. 4 ст. 228.1; ч. 5 ст. 33, ч. 1 ст. 228 УК РФ.
При назначении Котельва А.В. наказания судом в полной мере учтены характер и степень общественной опасности содеянного, сведения о личности осужденного, влияние назначенного наказания на его исправление и на условия жизни семьи.
Суд правильно учел в качестве смягчающих наказание обстоятельств по всем преступлениям в соответствии с п. "г, и" ч. 1 ст. 61 УК РФ - наличие у виновного малолетнего ребенка, явку с повинной, активное способствование раскрытию и расследованию преступлений, изобличению и уголовному преследованию других соучастников, на основании ч. 2 ст. 61 УК РФ - раскаяние в содеянном, полное признание вины, наличие на иждивении престарелых родителей; содействие правоохранительным органам в изобличении лиц, причастных к незаконному обороту наркотических средств, отягчающим обстоятельством признан рецидив преступлений, который в соответствии с п."б" ч. 2 ст. 18 УК РФ обоснованно признан опасным.
Выводы суда о необходимости изоляции Котельва А.В. от общества, об отсутствии оснований для применения к нему положений ст. 15 ч. 6, 53.1, 73 УК РФ должным образом мотивированы, являются правильными, суд апелляционной инстанции с ними соглашается.
Вид исправительного учреждения, в котором Котельва А.В. надлежит отбывать наказание, определен правильно, в соответствии с п. "в" ч. 1 ст. 58 УК РФ.
Вместе с тем, приговор в отношении Котельва А.В. подлежит изменению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 2 ст. 68 УК РФ срок наказания при любом виде рецидива преступлений не может быть менее одной третьей части максимального срока наиболее строгого вида наказания, предусмотренного за совершенное преступление, но в пределах санкции соответствующей статьи Особенной части УК РФ.
Согласно ч. 3 ст. 68 УК РФ при любом виде рецидива преступлений, если судом установлены смягчающие обстоятельства, предусмотренные ст. 61 УК РФ, срок наказания может быть назначен менее одной третьей части максимального срока наиболее строгого вида наказания, предусмотренного за совершенное преступление, но в пределах санкции соответствующей статьи УК РФ.
Суд, обоснованно признав в действиях Котельва А.В. рецидив преступлений, по ч. 5 ст.33, ч. 1 ст. 228 УК РФ, сославшись на ч. 2 ст. 68 УК РФ, назначил менее одной третьей части максимального срока наиболее строгого вида наказания, предусмотренного за данное преступление. Между тем, совокупность обстоятельств, смягчающих наказание Котельва А.В., дает основание применить положения ч. 3 ст. 68 УК РФ, с учетом которых назначенное по ч. 5 ст. 33, ч. 1 ст. 228 УК РФ является справедливым.
При этом, суд второй инстанции не соглашается с доводом апелляционного представления о том, что при назначении Котельва А.В. наказания по ч. 3 ст. 30, п. "а, г" ч. 4 ст. 228.1 УК РФ суд необоснованно сослался на положения ст. 64 УК РФ. Санкция ч. 4 ст. 228.1 УК РФ предусматривает наказание от 10 до 20 лет лишения свободы, с учетом правил ч. 3 ст. 66 УК РФ, Котельва А.В. должно было быть назначено наказание от 10 до 15 лет лишения свободы, поэтому суд первой инстанции, приходя к выводу о необходимости назначения Котельва А.В. за вышеуказанное преступление 7-ми лет лишения свободы, правильно сослался на ст. 64 УК РФ.
Таким образом, иных оснований для изменения приговора либо для его отмены не усматривается.
Руководствуясь ст. 389.15, 389.20, 389.28 УПК РФ, суд апелляционной инстанции
ОПРЕДЕЛИЛ:
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 6 ░░░░░░ 2022 ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░ ░░ ░.5 ░░. 33, ░. 1 ░░. 228 ░░ ░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. 3 ░░. 68 ░░ ░░.
░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 47.1 ░░░ ░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░, - ░ ░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░. ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░
░░░░░