РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Ростов-на-Дону « 11 » декабря 2014 года
Октябрьский районный суд г.Ростова-на-Дону в составе:
председательствующего судьи Кушнаренко Н.В.
при секретаре Кантемировой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по иску Васильченко С. А. к военному комиссариату Ростовской области о перерасчете назначенной пенсии и выплате задолженности,
у с т а н о в и л:
Истец обратилась в суд к военному комиссариату Ростовской области с иском о признании права на повышении пенсии, как ветерану боевых действий, с ... г. и обязании пересчитать пенсию с учетом повышения, как ветерану боевых действий с ... г. по ... г., ссылаясь на то, что является пенсионером Министерства обороны РФ и состоит на воинском учете в военном комиссариате Ростовской области по г. Ростову-на-Дону, с ... г. ей назначена пенсия по выслуге лет, она является ветераном боевых действий и имеет удостоверение установленного образца, однако пенсия ей выплачивается без надбавки, предусмотренной п. "г" ч. 1 ст. 45 Закона РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", она неоднократно обращалась к ответчику с заявлением о начислении и выплате ей надбавки, как ветерану боевых действий, с ... г., однако в удовлетворении данной просьбы ей было отказано.
Просила суд взыскать с военного комиссариата Ростовской области в ее пользу задолженность по пенсии за период с ... г. по ... г. в размере 89749,52руб., согласно расчета.
В судебном заседании истец, ее представитель по устному ходатайству исковые требования поддержали в полном объеме и по тем же основаниям, просили их удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика по доверенности в судебном заседании исковые требования не признала, просила в их удовлетворении отказать, ссылаясь на отсутствие отдельного заявления о выплате пенсии с учетом повышения, как ветерану боевых действий, с ... г., в то время как назначение и пересчет пенсии носит заявительный характер. Заявление о назначении пенсии не является, по мнению органа пенсионного обеспечения, заявлением о назначении и выплате указанной надбавки. С расчетом истца согласилась, представив свой расчет, согласно которому сумма задолженности по пенсии за период с ... г. по ... г. с учетом надбавки составляет также 89749,52руб. Вместе с этим, в случае удовлетворения иска, просила суд применить срок давности и взыскать, согласно расчета, сумму в размере 34298,40руб., ограничив размер пенсии тремя годами.
Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы данного дела, представленные доказательства, обозрев личное дело №, суд приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение механизма реализации данного конституционного права к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).
Федеральный законодатель, реализуя соответствующие дискреционные полномочия и закрепляя в федеральном законе виды и правовые основания назначения пенсий, их размеры, порядок исчисления и выплаты, вправе определять как общие правила пенсионного обеспечения, так и его особенности применительно к отдельным категориям граждан. Вместе с тем при осуществлении указанного правового регулирования он связан требованиями Конституции Российской Федерации, устанавливающей в том числе, что все равны перед законом и судом, а государство обязано гарантировать каждому равенство прав и свобод независимо от места жительства (статья 19, части 1 и 2) и что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только соразмерно конституционно значимым целям (статья 55, часть 3).
Согласно подп. 1 п. 1 ст. 16 Федерального закона "О ветеранах" ветеранами боевых действий из числа лиц, указанных в подп. 1 - 4 пункта 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, предоставляются льготы по пенсионному обеспечению в соответствии с законодательством.
Согласно п. "г" ст. 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 N 4468-1 участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах", а также ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах", пенсии за выслугу лет, по инвалидности и по случаю потери кормильца, назначаемые в соответствии с настоящим Законом (в том числе исчисленные в минимальном размере), повышаются на 32 процента расчетного размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 настоящего Закона.
Из содержания пп. 1 п. 1 ст. 3 Федерального закона от 12 января 1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" следует, что к ветеранам боевых действий относятся военнослужащие, принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях. Из раздела III Приложения к указанному Закону "Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации" усматривается, что он относит к таковым лиц, выполнявших задачи в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях Российской Федерации, отнесенных к зоне вооруженного конфликта в период с декабря 1994 года по декабрь 1996 года.
При этом, суд учитывает, что в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 декабря 1995 N 1210 "Об определении зоны вооруженного конфликта в Чеченской Республике" к зоне, на которую распространялось действие Закона Российской Федерации "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах", была отнесена лишь территория Чеченской Республики.
Статьей 51 вышеназванного закона предусмотрено, что заявления о назначении пенсий предоставляются в пенсионные органы вместе с соответствующими документами, необходимыми для решения данного вопроса.
Федеральным законом "О ветеранах" пенсионное обеспечение отнесено к мерам социальной поддержки ветеранов.
Статьей 28 указанного Закона предусмотрено, что реализация мер социальной поддержки ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий осуществляется при предъявлении ими удостоверения единого образца, установленного для каждой категории ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий Правительством СССР до 1 января 1992 года или Правительством Российской Федерации.
Как видно из материалов дела, истец является ветераном боевых действий, что подтверждается удостоверением установленного образца, выданным в декабре 2004, в котором указано, что она имеет права и льготы, предусмотренные п. 1 ст. 16 ФЗ "О ветеранах".
С ... г. истцу назначена и выплачивается пенсия военным комиссариатом Ростовской области в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом, пенсия выплачивается без доплаты, как ветерану боевых действий, что следует из личного дела. Изложенные обстоятельства подтверждаются материалами дела и ничем не опровергнуты, более того, никем не оспаривались.
Судом установлено, что пенсия назначалась на основании заявления истца, имеющегося в материалах личного дела истца, в котором последняя сообщила, что является участником боевых действий. Одновременно, к заявлению ею было приложено удостоверение ветерана боевых действий, и это не оспаривается военным комиссариатом Ростовской области.
С учетом изложенного, дав оценку собранным по делу доказательствам в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, и с учетом требований закона, принимая во внимание, что истец является участником боевых действий, о чем ею было сообщено при обращении в военный комиссариат Ростовской области с заявлением о назначении пенсии, более того, приложено удостоверение ветерана боевых действий, выданное истцу удостоверение ветерана боевых действий до настоящего времени не отозвано и не признано недействительным в установленном законом порядке, суд приходит к выводу, что истец как ветеран боевых действий имеет право на получение пенсии в повышенном размере с момента ее назначения, так как все документы, свидетельствующие о ее праве на повышение пенсии, имеются в личном деле, в частности подтверждаются удостоверением ветерана боевых действий. В связи с этим, у ответчика имелись законные и достаточные основания для выплаты истцу пенсии с ... г. с учетом надбавки как ветерану боевых действий, что им сделано не было, а, следовательно, возложения на последнего обязанности произвести истцу перерасчет пенсии с ... г. и выплатить задолженность по ней.
Доводы ответной стороны о том, что в личном деле истца на момент назначения пенсии не имелись сведения об ее участии в боевых действиях, не является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.
Разрешая гражданско-правовой спор в условиях конституционных принципов состязательности и равноправия сторон и связанного с ними принципа диспозитивности, осуществляя правосудие как свою исключительную функцию (ч. 1 ст. 118 Конституции РФ), суд не может принимать на себя выполнение процессуальных функций сторон.
В силу присущего гражданскому судопроизводству принципа диспозитивности эффективность правосудия по гражданским делам обусловливается в первую очередь поведением сторон как субъектов доказательственной деятельности; наделенные равными процессуальными средствами защиты субъективных материальных прав в условиях состязательности, стороны должны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, и принять на себя все последствия совершения или несовершения процессуальных действий (ОКС N 1642-О-О от 16.12.2010 г.).
С учетом изложенного выше, суд считает, что истец, признаваемая ветераном боевых действий, в соответствии с пп. "г" ч. 1 ст. 45 Закона РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" имеет право на соответствующее повышение пенсии.
Утверждение органа пенсионного обеспечения об отсутствии отдельного заявления о выплате пенсии с учетом повышения, как ветерану боевых действий, с 19.04.2008, в то время как назначение и пересчет пенсии носит заявительный характер, голословно. Реализация права на пенсионное обеспечение производится в заявительном порядке с предоставлением пенсионному органу соответствующих документов, необходимых для решения данного вопроса. Истцом было подано заявление о назначении пенсии, где было указано о том, что истец является участником боевых действий, более того, приложено удостоверение ветерана боевых действий. Доказательства того, что решение о выдаче указанного удостоверения было принято с нарушением требований ФЗ "О ветеранах" ответчиком, в нарушение ст. 56 ГПК РФ, в суд не представлены. Подача отдельного заявления на выплату надбавки как участнику боевых действий Законом не предусмотрена.
Суд не может согласиться и с позицией ответчика об ограничении сроком размера пенсии за прошлое время.
Действительно, в соответствии со ст. 55 Закона РФ от 12 февраля 1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу..." перерасчет размеров пенсий за выслугу лет, по инвалидности, по случаю потери кормильца, назначенных лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и членам их семей, производится: б) со дня наступления обстоятельств, влекущих за собой перерасчет размеров пенсии в сторону увеличения.
В случае, если пенсионер приобрел право на перерасчет размера пенсии в сторону увеличения, разница между новым и прежним размерами пенсии выплачивается ему со дня приобретения права на перерасчет размера пенсии, но не более чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за перерасчетом размера пенсии.
Вместе с тем, согласно ст. 58 вышеуказанного Закона сумма пенсии, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, выплачивается за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.
Судом, бесспорно, установлено, что в данной ситуации вина органа назначающего и выплачивающего пенсию, заключается в том, что ответчик при наличии заявления истца о назначении пенсии, где указано о том, что истец является участником боевых действий, удостоверения ветерана боевых действий, послужного списка истца о прохождении ею службы в Чеченской Республике в 2000, не предложил истцу представить дополнительные сведения и оказать содействие в получении данных сведений, что является обязанностью органа пенсионного обеспечения. Данные обстоятельства повлекли неполучение истцом пенсии в надлежащем размере своевременно с 19.04.2008.
С учетом изложенного, имеются законные основания для возложения обязанности на военный комиссариат Ростовской области произвести истцу перерасчет пенсии с учетом надбавки как ветерану боевых действий и выплатить задолженность.
Доводы ответчика сводятся к иному толкованию норм законодательства, регулирующего возникшие отношения, с правильностью которого суд согласиться не может.
руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
р е ш и л:
Исковые требования Васильченко С. А. к военному комиссариату Ростовской области о перерасчете назначенной пенсии и выплате задолженности удовлетворить.
Взыскать с военного комиссариата Ростовской области в пользу Васильченко С. А. задолженность по пенсии за период с ... г. по ... г. в размере 89749,52руб.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Октябрьский районный суд г.Ростова-на-Дону в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 15.12.2014г.
Судья: