УИД 38RS0№-09
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 декабря 2020 г. г. Иркутск
Иркутский районный суд Иркутской области в составе: председательствующего судьи Суровцевой Ю.В., при секретаре судебного заседания Чупановой А.Г.,
с участием административного истца Козаева Т.А.,
представителя административного ответчика Администрации Листвянского муниципального образования – Администрации городского поселения С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-3086/2020 по административному исковому заявлению Козаева Темури Александровича к Администрации Листвянского муниципального образования – Администрации городского поселения о признании незаконным отказа в выдаче разрешения, обязании выдать разрешение,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец Козаев Т.А. обратился в Иркутский районный суд Иркутской области с требованиями, которыми просит суд признать незаконным и отменить отказ Администрации Листвянского муниципального образования – Администрации городского поселения от **/**/**** № в выдаче административному истцу разрешения о вводе в эксплуатацию объекта недвижимости – жилого дома по .... в р....., обязать административного ответчика администрацию Листвянского муниципального образования – администрацию городского поселения выдать разрешение на ввод в эксплуатацию объекта недвижимости – жилого дома по .....
В обоснование исковых требований административный истец указал, что с **/**/**** он является собственником 4-этажного жилого дома, площадью 1755, 4 кв.м., по .... и собственником земельного участка, на котором этот дом расположен.
Указанный дом был построен первоначальным собственником гр. С. в соответствии с Разрешением на строительство (постановление главы .... № от **/**/****) В соответствии с указанным разрешением С. было разрешено строительство 4-этажного кирпичного жилого дома, площадью 2354 кв.м., из них жилой 1389 кв.м., взамен старого дома, пришедшего в негодность, который также был построен на основании разрешения на строительство, выданного в 1993 году главой администрации Листвянского поселкового Совета народных депутатов.
Дом был построен в **/**/**** г. со степенью готовности 85% (отсутствовали исключительно отделочные работы, которые впоследствии были выполнены). В **/**/**** г. первым собственником были зарегистрированы права собственности на указанное строение и земельный участок, на котором он был построен.
Органы стройнадзора в период строительства здания не существовали, проведение такого надзора не требовалось и никем не устанавливалось. Градостроительный кодекс РФ был принят и введен в действие спустя 4 года после завершения строительства дома. Порядок осуществления государственного строительного надзора был определен только в 2006 году постановлением правительства РФ от **/**/**** год №, т.е. спустя 6 лет после завершения строительства.
После завершения строительства дом никогда не реконструировался, этажность не менялась, площадь застройки не увеличивалась.
Застройщиком и всеми предыдущими собственниками вопрос о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, вероятно, не ставился, в том числе и потому, что в соответствии со ст. 8 Федерального закона «О введение в действие Градостроительного Кодекса РФ» до **/**/****, а впоследствии до **/**/**** не требовалось получение разрешения на ввод объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию. Кроме того, в соответствии со ст. 55 Градостроительного кодекса РФ для ввода объекта в эксплуатацию не требовалось предоставление градостроительного плана земельного участка для ввода объекта в эксплуатацию в случае, если разрешение на строительство выдано до введение в действие Градостроительного кодекса РФ. В данном случае разрешение на строительство было выдано до введения в действие Градостроительного кодекса РФ. В соответствии со ст. 8 ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ» оно признается действительным.
Между тем, истец неоднократно с 2018 года обращался к главе Листвянского МО о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, ему было отказано только в связи с непредоставлением некоторых документов, несмотря на то, что их предоставление в силу закона является допустимым.
Так, в соответствии со ст. 55 Градостроительного кодекса РФ отдельные документы предоставляются только в случае заключения договора строительного подряда, отнесения строения к опасным объектам и объектам культурного наследия. Кроме того, лицо, осуществляющее строительство здания и являющееся первым собственником умер свыше 10 лет назад, поэтому документ, предусмотренный п. 5 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ не был предоставлен.
**/**/**** административный истец в соответствии со ст. 55 Градостроительного кодекса РФ в очередной раз обратился в администрацию Листвянского муниципального образования с заявлением о выдаче Разрешения на ввод объекта в эксплуатацию 4-этажного объекта недвижимости (жилой дом), площадью 1755,4 кв.м., расположенного по адресу: р....., кадастровый №, построенного на земельном участке общей площадью 1456 кв.м., расположенного на земельном участке: .... и предоставленном под индивидуальное жилищное строительство. К заявлению были приложены копии свидетельства о праве собственности истца на землю, дом, копия разрешения на строительство, копия техпаспорта.
В августе **/**/**** г. истец получил из администрации Листвянского МО письмо об отказе в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию теперь уже на том основании, что Козаев Т.А. должен обратиться с подобным заявлением уже в Министерство экологии и природы РФ. Между тем, такого министерства в РФ не существует. Есть Министерство природных ресурсов и экологии РФ, возможно это министерство и подразумевала администрация Листвянского муниципального образования.
Из ответа администрации Листвянского МО следует, что с **/**/**** года такие разрешения выдает названное министерство. Между тем, в **/**/**** году как ранее отмечено администрация Листвянского МО самостоятельно решала вопрос о выдаче таких разрешений без привлечения министерства, следовательно, обладала полномочиями на выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
В соответствии со ст. 55 Градостроительного кодекса РФ разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства в соответствии с разрешением на строительство.
В данном случае, изначально разрешения на строительство выдавались Листвянским поселковым Советом народных депутатов, территория поселка не находилась в границах особо охраняемых природных территорий и соответственно строительство объекта в границах этих территорий объективно не могло быть запланировано. Последующее (окончательное) разрешение на строительство затрагивало только изменение этажности и общей площади здания. Здание было построено в **/**/**** году, в соответствии с разрешением на строительство. Проведенными экспертными исследованиями, в частности, строительно-техническим исследованием № было установлено: отсутствием дефектов, влияющих на снижение несущей способности и эксплуатационной пригодности; строение (жилой дом) не создает угрозу жизни и здоровью граждан; анализ конструктивной сейсмостойкости здания показал, что все конструктивные требования, требования СНиП по пожарной безопасности зданий и сооружений полностью соблюдены.
Полагает отказ администрации Листвянского муниципального образования противоречащим ст. 55 Градостроительного кодекса РФ, нарушающим права и законные интересы административного истца, поскольку заявитель лишен предоставленной действующим законодательством собственнику возможности пользоваться данным объектом недвижимости, предусмотренные ст. 209 ГК РФ.
Определением суда от **/**/**** к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, ФГБУ «Прибайкальский национальный парк».
В судебном заседании административный истец Козаев Т.А. административные исковые требования поддержал, настаивал на их удовлетворении. Дополнительно суду пояснил, что в **/**/**** году ему было отказано администрацией Листвянского муниципального образования в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию исключительно по причине не предоставления некоторых документов, а не на том основании, что за таким разрешением он должен обращаться в федеральное министерство. Представил в материалы возражения на возражения Минприроды России.
Представитель административного ответчика администрации Листвянского муниципального образования – администрации городского поселения, по доверенности, С. возражала против удовлетворения заявленных требований, представив суду письменное возражение, приобщенное к материалам административного дела.
Заинтересованное лицо ФГБУ «Заповедное Прибайкалье» о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, о причинах неявки представителя суд не известили, ходатайств по существу заявленных требований, об отложении рассмотрения дела не заявляли.
Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, участие представителя в судебном заседании не обеспечил, ходатайств об отложении не заявлял. В материалы дела представлены пояснения относительно искового заявления Козаева Т.А.
С учетом положений статьи 150 КАС РФ суд полагает возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие неявившихся заинтересованных лиц.
Заслушав административного истца Козаева Т.А., представителя административного ответчика С., исследовав материалы административного дела, письменные доказательства по делу и оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующим выводам.
Конституцией Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, а также право обжалования в суд решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц (части 1 и 2 статьи 46).
В силу пункта 2 части 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном данным кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений органов государственной власти, иных государственных органов, должностных лиц.
Согласно пункту 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от **/**/**** № «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» к административным делам, рассматриваемым по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.
Таким образом, в порядке административного судопроизводства подлежит проверке акт, являющийся документом властно-распорядительного характера, вынесенным уполномоченным органом, содержащим обязательные предписания, распоряжения, нарушающим гражданские права и охраняемые законом интересы и влекущим неблагоприятные последствия для участников правоотношений.
Согласно части 1 статьи 218, пункту 2 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Действия (бездействие), решение могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия действий (бездействия), решения нормативным правовым актам и нарушения такими действиями (бездействием), решением прав, свобод и законных интересов административного истца (пункт 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Установлено, что **/**/**** в администрацию Листвянского муниципального образования – Администрацию городского поселения обратился Козаев Т.А. с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию 4-этажного кирпичного жилого дома (кирпичных этажей -1), площадью 1775, 4 кв.м., расположенного р......
**/**/**** заявителю дан ответ, содержащий сведения о том, что поскольку на земельном участке с кадастровым номером № находящийся по адресу: ...., р..... на котором расположен объект капитального строительства, подлежащий введению в эксплуатацию, расположен в границах особо охраняемой природной территории, администрация полномочиями на выдачу разрешения на ввод объекта в эксплуатацию не наделена.
В целях получения разрешения на ввод в эксплуатацию объекта незавершенного строительства, назначение: не определено, 4-этажный (подземных этажей -1) площадь застройки 1755, 4 кв.м., степень готовности 85%, расположенного по адресу: .... заявителю необходимо обратиться в Министерство экологии и природы РФ.
В соответствии со статьей 55 Градостроительного кодекса РФ разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), проекту планировки территории в случае выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации (часть 1).
На основании части 2 статьи 55 Градостроительного кодекса РФ для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, Государственную корпорацию по атомной энергии "Росатом" или Государственную корпорацию по космической деятельности "Роскосмос", выдавшие разрешение на строительство, непосредственно или через многофункциональный центр с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" или Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", уполномоченные на выдачу разрешений на ввод объекта в эксплуатацию, выдают указанные разрешения в отношении этапов строительства, реконструкции объектов капитального строительства в случаях, предусмотренных частью 12 статьи 51 и частью 3.3 статьи 52 настоящего Кодекса (часть 2.1 статьи 55 ГрКРФ).
Согласно преамбуле Федерального закона «Об охране озера Байкал» озеро Байкал является объектом всемирного наследия.
Пунктом 1 статьи 2 Федерального закона «Об охране озера Байкал» установлено, что Байкальская природная территория - это территория, в состав которой входят озеро Байкал, водоохранная зона, прилегающая к озеру Байкал, его водосборная площадь в пределах территории Российской Федерации, особо охраняемые природные территории, прилегающие к озеру Байкал, а также прилегающая к озеру Байкал территория шириной до 200 километров на запад и северо-запад от него.
На Байкальской природной территории выделяются центральная экологическая зона, буферная экологическая зона и экологическая зона атмосферного влияния. В центральную экологическую зону входит территория, которая включает в себя озеро Байкал с островами, прилегающую к озеру Байкал водоохранную зону, а также особо охраняемые природные территории, прилегающие к озеру Байкал (пункт 2 статьи 2 указанного Федерального закона).
Федеральным законом от 1 мая 1999 г. № 94-ФЗ «Об охране озера Байкал» дано определение центральной экологической зоны Байкальской природной территории, а также указано, что ее границы определяются постановлением Правительства Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2015 г. № 368-р «Об установлении границы водоохранной зоны озера Байкал» такие границы были установлены.
Также распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2006 г. № 1641-р закреплено описание границ центральной экологической зоны Байкальской природной территории.
Территория .... относится к центральной экологической зоне Байкальской природной территории.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 13 февраля 1986 г. № 71 «О создании Прибайкальского национального парка в Иркутской области» на базе лесоохотничьего хозяйства «Байкал», Ольхонского и Голоустненского лесхозов образован Прибайкальский национальный парк. Границы Прибайкальского национального парка были установлены при его создании, какие-либо нормативные правовые акты, изменяющие ранее установленные границы, уполномоченными органами не принимались.
В силу пункта 2 статьи 94, пунктов 1 и 6 статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации, а также пункта 1 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность», пункта 2 Приложения № 1 к названному постановлению земли национальных парков относятся к категории земель особо охраняемых природных территорий и объектов и являются федеральной собственностью.
В соответствии с подпунктом «б» пункта 1, пунктов 6, 7 статьи 2 Федерального закона от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (далее - Федеральный закон № 33-ФЗ) с учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий и статуса находящихся на них природоохранных учреждений различаются категории указанных территорий, в том числе национальные парки.
Особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение и находиться в ведении, соответственно, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Пунктом 5 статьи 12 Федерального закона № 33-ФЗ предусмотрено, что национальные парки относятся исключительно к объектам федеральной собственности.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2008 года №2055-р Прибайкальский национальный парк отнесен к ведению Минприроды России.
В связи с чем, суд приходит к выводу об обоснованности оспариваемого решения административного органа, которым административному истцу предложено обратиться в уполномоченный орган, поскольку Администрация Листвянского муниципального образования такими полномочиями не наделена.
Тот факт, что административным ответчиком некорректно указано наименование уполномоченного министерства на вывод суда не влияет, поскольку отмена оспариваемого решения по данному основанию не приведет к восстановлению прав административного истца.
С учетом изложенных требований нормативных правовых актов суд также полагает не состоятельным довод административного истца о наличии у администрации Листвянского муниципального образования полномочий по выдаче разрешений на ввод объекта в эксплуатацию.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 административного судопроизводства РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ 14 ░░░░░░ 2021 ░.
░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░.
~~~
~~~
~~~
~~~
~~~
~~~
~~~
~~~
~~~
~~~
~~~
~~~
~~~
~~~