Дело №2-333/2015
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Верх-Усугли 21 июля 2015 года
Тунгокоченский районный суд Забайкальского края в составе:
председательствующего судьи Затеевой Т.В.,
представителя истца Администрации муниципального образования городского поселения «Вершино-Дарасунское» Минина М.В., действующего на основании доверенности,
представителя ответчика - судебного пристава-исполнителя Тунгокоченского РОСП УФССП России по Забайкальскому краю Козловой Т.А.,
при секретаре Филатовой Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации муниципального образования городского поселения «Вершино-Дарасунское» к Тунгокоченскому районному отделу судебных приставов УФССП России по <адрес> об уменьшении исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
Администрация муниципального образования городского поселения «Вершино-Дарасунское» обратилась с вышеназванным иском, мотивируя тем, что 18.06.2015 г. заместителем начальника отдела - заместителем старшего судебного пристава Тунгокоченского РОСП УФССП России по Забайкальскому краю Козловой Т.А., при рассмотрении исполнительного производства от 18.05.2015 г. №3043/15/75061-ИП, возбужденного на основании исполнительного листа № от ДД.ММ.ГГГГ г., выданного Тунгокоченским районным судом по гражданскому делу №2-6/2015, было вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50.000 рублей. Согласно вышеуказанному постановлению Администрация МО ГП «Вершино-Дарасунское» не исполнила в установленный срок решение Тунгокоченского районного суда от 11.02.2015 г., которым на неё возложена обязанность в месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу установить защитные решетки (люки, крышки) в верхней части сооружения - водоотводной канаве по <адрес> от домов №№ до № в <адрес>. Однако вины администрации муниципального образования городского поселения «Вершино-Дарасунское» в неисполнении данного решения суда в установленный срок не имеется. Администрацией МО ГП «Вершино-Дарасунское» предпринимаются все необходимые меры для исполнения решения суда, в связи с чем полагает, что исполнительский сбор может быть уменьшен в пределах, установленных действующим законодательством.
Просит суд уменьшить исполнительский сбор по постановлению судебного пристава-исполнителя Тунгокоченского РОСП УФССП России по Забайкальскому краю от 18.06.2015 г. в размере 50.000 рублей на одну четверть.
В судебном заседании представитель истца Минин М.В. исковые требования поддержал в полном объеме, пояснив, что исполнить решение Тунгокоченского районного суда от 11.02.2015 г. в установленный срок не представляется возможным по указанным в заявлении основаниям, при этом просил учесть принятые администрацией меры к своевременному исполнению судебного решения.
В судебном заседании представитель ответчика Козлова Т.А. с заявленными требованиями согласна.
Заслушав стороны, исследовав имеющиеся письменные материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению, исходя из следующего:
В соответствии со ст.13 Гражданского процессуального кодекса РФ вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации. Неисполнение судебного постановления, а равно иное проявление неуважения к суду влечет за собой ответственность, предусмотренную федеральным законом.
Согласно ст.2 Федерального закона от 02.10.2007 г. №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.
Законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации. В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом (ч.1 ст.6 вышеназванного закона).
Согласно пункту 13 части 1 статьи 64 Федерального закона «Об исполнительном производстве» в процессе исполнения требований исполнительных документов судебный пристав-исполнитель вправе взыскивать исполнительский сбор.
Положениями ст.112 указанного Федерального закона предусмотрено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом.
Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.
Должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Из материалов дела следует, что 11.02.2015 г. Тунгокоченским районным судом постановлено решение, в соответствии с которым на администрацию МО ГП «Вершино-Дарасунское» возложена обязанность в месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу: выполнить и утвердить план участков сооружения - водоотводной канавы по <адрес> от домов №№ до 56; Центральная от домов №№ до 11 и далее вдоль <адрес> до места выхода на рельеф старого хвостохранилища (общая длина участка 900 метров) в <адрес>; выполнить и утвердить исполнительные чертежи участков сооружения - водоотводной канавы (план, продольные профили, отдельные сооружения) с указанием на планах смотровых колодцев и привязкой к зданиям или опорным пунктам, с указанием на профилях отметок заложения, уклонов, грунтовых условий, материалов по <адрес> от домов №№ до 56; Центральная домов №№ до 11 и далее вдоль <адрес> до места выхода на рельеф старого хвостохранилища (общая длина участка 900 метров) в <адрес>; обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учет бесхозяйной недвижимой вещи: сооружения - водоотводной канавы по <адрес> от домов №№ до 56; Центральная домов №№ до 11 и далее вдоль <адрес> до места выхода на рельеф старого хвостохранилища (общая длина участка 900 метров) в <адрес>; установить защитные решетки (люки, крышки) в верхней части сооружения - водоотводной канаве по <адрес> от домов №№ до 25 в <адрес> (л.д.____).
Во исполнение указанного решения Тунгокоченским районным судом выдан исполнительный лист №8332, на основании которого судебным приставом-исполнителем Тунгокоченского РО СП возбуждено исполнительное производство №3043/15/75061-ИП в отношении должника Администрации МО ГП «Вершино-Дарасунское» постановлением от 18.05.2015 г. Пунктами 2 и 3 указанного постановления должнику установлен срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, а также разъяснены последствия неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в установленный срок (л.д.____).
Однако в установленный срок до 27.05.2015 г. требования исполнительного документа в добровольном порядке Администрацией МО ГП «Вершино-Дарасунское» не исполнены, в связи с чем, по исполнительному производству судебным приставом-исполнителем в отношении должника 18.06.2015 г. вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50.000 рублей и об установлении нового срока для исполнения требований исполнительного документа - 22.07.2015 г. (л.д.41).
Данное постановление было мотивированно тем, что должник в срок, установленный для добровольного исполнения, требования, содержащиеся в исполнительном документе, не исполнил без уважительных причин. Доказательств, подтверждающих уважительность причин неисполнения исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, судебному приставу должником не предоставлено.
В обоснование отсутствия вины в неисполнении в установленный срок исполнительного документа, истец указывает, что Администрацией МО ГП «Вершино-Дарасунское» предпринимаются все необходимые меры для исполнения решения суда, в частности проведены работы по составлению проектно-сметной документации, 22.06.2015 г. заключен муниципальный контракт, предметом которого является ремонт автодороги с устройством канавы для сбора ливневых в городском поселении «Вершино-Дарасунское» по ул. <адрес>. Однако из-за дефицита бюджета и отсутствия дополнительных доходов исполнить решение Тунгокоченского районного суда от 11.02.2015 в полном объеме в установленные сроки не представляется возможным. Кроме того, для исполнения указанного решения суда необходимо проведение конкурсов и закупок в соответствии с действующим законодательством, срок проведения которых составляет от 1 до 3 месяцев.. При возложении на Администрацию МО ГП «Вершино-Дарасунское» дополнительной ответственности в виде уплаты исполнительского сбора приведет к ещё большим финансовым трудностям.
Оценив указанные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что администрация МО ГП «Вершино-Дарасунское» предприняла все зависящие от неё меры для исполнения решения суда, при этом обстоятельства, препятствовавшие осуществлению исполнения в установленный срок, в сложившемся положении и в рамках действующего законодательства не могли быть устранены действиями заявителя.
Согласно правовой позиции, сформулированной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 30.07.2001 г. №13-П «По делу о проверке конституционности положений подпункта 7 пункта 1 статьи 7, пункта 1 статьи 77 и пункта 1 статьи 81 Федерального закона «Об исполнительном производстве» в связи с запросами Арбитражного суда Воронежской области, Арбитражного суда Саратовской области и жалобой открытого акционерного общества «Разрез «Изыхский» следует, что установленный размер взыскания исполнительского сбора представляет собой лишь допустимый его максимум, верхнюю границу, и с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств может быть снижен правоприменителем. В противном случае несоизмеримо большой штраф может превратиться из меры воздействия в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности, что в силу части 1 статьи 34, частей 1 - 3 статьи 35 и части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации недопустим.
Учитывая установленные по делу обстоятельства, степень вины ответчика в просрочке исполнения требований исполнительного документа, принимая во внимание тяжелое имущественное положение должника, суд приходит к выводу о том, что взыскание исполнительского сбора в установленном первоначально размере означало бы наложение на должника денежного взыскания без учета существенных обстоятельств и считает возможным уменьшить должнику размер исполнительского сбора на одну четверть от подлежащей взысканию суммы.
Руководствуясь ст.ст.194, 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск удовлетворить.
Уменьшить на одну четверть исполнительский сбор в размере 50.000 рублей, установленный постановлением заместителя начальника отдела - заместителем старшего судебного пристава Тунгокоченского РОСП УФССП России по Забайкальскому краю Козловой Т.А. от 18.06.2015 г. по исполнительному производству №3043/15/75061-ИП.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Забайкальский краевой суд через Тунгокоченский районный суд в течение месяца со дня его провозглашения.
Председательствующий - судья
Тунгокоченского районного суда Т.В. Затеева