А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
13 декабря 2023 года судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего – судьи Синани А.М.,
судей: Заболотной Н.Н.,
Кирюхиной М.А.,
при секретаре Елькиной А.С.,
с участием прокурора Ислямовой М.В.,
представителя Муниципального
бюджетного образовательного
учреждения «Таврический
учебно-воспитательный
комплекс» муниципального
образования Красноперекопский
район Республики Крым Перфиловой С.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Симферополе гражданское дело по иску Красноперекопского межрайонного прокурора Республики Крым в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Таврический учебно-воспитательный комплекс» муниципального образования Красноперекопский район Республики Крым, Администрации Красноперекопского района Республики Крым, Управлению образования и молодежи администрации Красноперекопского района Республики Крым о возложении обязанности совершить определенные действия, третье лицо Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым, по апелляционным жалобам Администрации Красноперекопского района Республики Крым, Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Таврический учебно-воспитательный комплекс» муниципального образования Красноперекопский район Республики Крым, Управления образования и молодежи администрации Красноперекопского района Республики Крым на решение Красноперекопского районного суда Республики Крым от 15 сентября 2023 года,
у с т а н о в и л а:
в июле 2023 года Красноперекопский межрайонный прокурор в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в суд с иском к Муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Таврический учебно-воспитательный комплекс» муниципального образования Красноперекопский район Республики Крым, Администрации Красноперекопского района Республики Крым, Управлению образования и молодежи администрации Красноперекопского района Республики Крым о возложении обязанности совершить определенные действия, мотивируя свои требования тем, что Красноперекопской межрайонной прокуратурой проведена проверка МБОУ «Таврический УВК» МО Красноперекопский район Республики Крым исполнения требований законодательства об образовании в части материально-технического обеспечения образовательного процесса при исполнении национального проекта «Образование», и установлено, что в УВК лингафонные кабинеты, обеспечивающие изучение иностранных языков, отсутствуют. В связи с выявленными нарушениями, межрайонной прокуратурой 02.06.2023 в адрес УВК внесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере образования. До настоящего времени в образовательном учреждении отсутствует лингафонный кабинет обеспечивающий изучение иностранных языков, что свидетельствует о ненадлежащей организации учебного процесса и, как следствие, нарушение прав несовершеннолетних в сфере образования. Уточнив исковые требования, просил обязать МБОУ «Таврический УВК» МО Красноперекопский район Республики Крым в течение 1 года после вступления решения суда в законную силу приобрести либо оборудовать лингафонный кабинет, обеспечивающий изучение иностранных языков, обязать Управление образования и молодежи администрации Красноперекопского района Республики Крым и Администрацию Красноперекопского района Республики Крым в течение 1 года после вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование расходов, связанных с приобретением либо оборудованием лингафонного кабинета, обеспечивающего изучение иностранных языков в МБОУ «Таврический УВК» МО Красноперекопский район Республики Крым.
Решением Красноперекопского районного суда Республики Крым от 15 сентября 2023 года исковые требования Красноперекопского межрайонного прокурора Республики Крым удовлетворены.
В апелляционных жалобах Администрация Красноперекопского района Республики Крым, МБОУ «Таврический УВК» МО Красноперекопский район Республики Крым и Управление образования и молодежи администрации Красноперекопского района Республики Крым, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, ставят вопрос об отмене решения суда. Указывают на отсутствие финансового обеспечения деятельности муниципального казенного учреждения, выполнения муниципального задания, осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд. Наличие лингафонных кабинетов для изучения иностранных языков является рекомендацией, а не обязанностью. Приобретение лингафонного кабинета затратно.
В возражениях на апелляционные жалобы прокурор просит решение суда оставить без изменения.
Исследовав материалы дела, заслушав пояснения представителя ответчика, поддержавшей апелляционные жалобы, пояснения прокурора, возражавшего против удовлетворения апелляционных жалоб, судебная коллегия пришла к выводу, что апелляционные жалобы удовлетворению не подлежат.
Судом установлено, что в ходе проведенной Красноперекопской межрайонной прокуратурой проверки в МБОУ «Таврический УВК» МО Красноперекопский район выявлены нарушения законодательства об образовании в части материально-технического обеспечения образовательного процесса при исполнении национального проекта «Образование», до настоящего времени в образовательном учреждении отсутствует лингафонный кабинет, обеспечивающий изучение иностранных языков (л.д. 5-6).
02.06.2023 за исх. № № в адрес УВК внесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере образования в части материально-технического обеспечения образовательного процесса при исполнении национального проекта «Образование», которые выявлены в ходе проверки Красноперекопской межрайонной прокуратуры (л.д. 7-9). На представление прокурора УВК представлен ответ, согласно которому, с целью обеспечения качественного изучения иностранных языков, в бюджетный запрос на 2024 г. включена сумма на приобретение лингафонного кабинета, руководителю поручено обеспечить наличие коммерческих предложений и своевременную подачу заявки на приобретение лингафонного кабинета (л.д. 10).
Данные недостатки до настоящего времени не устранены, в МБОУ «Таврический УВК» МО Красноперекопский район Республики Крым лингафонный кабинет, обеспечивающий изучение иностранных языков, отсутствует, что свидетельствует о ненадлежащей организации учебного процесса и, как следствие, нарушение прав несовершеннолетних в сфере образования, что ответчики не оспаривают.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, защита гражданских прав осуществляется путем пресечения действий, нарушающих вправо, а также присуждения к исполнению обязанности в натуре.
Разрешая спор по существу, и удовлетворяя исковые требования в полном объеме, суд первой инстанции, руководствуясь положениями п. 6 ст. 2, 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897, ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», Положениями и Уставами учреждений, исходил из доказанности факта наличия в МБОУ «Таврический УВК» МО Красноперекопский район Республики Крым нарушений требований законодательства об образовании в части материально-технического обеспечения образовательного процесса, при этом доказательств их устранения ответчиками не представлено.
Данные выводы суда первой инстанции, с учетом установленных по делу обстоятельств, совокупности содержащихся в деле доказательств, являются верными.
В соответствии с п. 6 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 273- ФЗ), федеральный государственный образовательный стандарт - совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных в зависимости от уровня образования федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, или федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования.
На основании пунктов 2, 15 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании), к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.
В соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.1018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» разработан паспорт национального проекта «Образование».
Одной из ключевых задач Национального проекта «Образование» является обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования и вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования.
Национальный проект предполагает реализацию 4 основных направлений развития системы образования: обновление его содержания, создание необходимой современной инфраструктуры, подготовка соответствующих профессиональных кадров, их переподготовка и повышение квалификации, создание наиболее эффективных механизмов управления этой сферой.
В частности, федеральный проект «Цифровая образовательная среда» направлен на создание и внедрение в образовательных организациях цифровой образовательной среды, а также Обеспечение реализации цифровой трансформации системы образования.
В рамках проекта ведется работа по оснащению организаций современным оборудованием и развитие цифровых сервисов и контента для образовательной деятельности.
Среди разнообразных технических средств обучения важная роль отводится лингафонным кабинетам – социальным аудиториям, оснащенным звукотехнической и проекционной аппаратурой. Они создают для школьников оптимальные слуховые и зрительные условия для индивидуальной или групповой работы по изучению как иностранного, так родного языка.
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 утвержден федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.
Указанный Стандарт представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы основного общего образования.
Подпунктом 3 п. 4 Стандарта предусмотрено, что организация, осуществляющая образовательную деятельность, реализующая основную образовательную программу основного общего образования, должна иметь необходимые для обеспечения образовательной (в том числе детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья), административной и хозяйственной деятельности, в том числе лингафонные кабинеты, обеспечивающие изучение иностранных языков.
Организации, осуществляющие образовательную деятельность, самостоятельно за счет выделяемых бюджетных средств и привлеченных в установленном порядке дополнительных финансовых средств должны обеспечивать оснащение образовательной деятельности при получении основного общего образования.
В силу п. 26 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», средствами обучения и воспитания являются приборы, оборудование, включая спортивное оборудование и инвентарь, инструменты (в том числе музыкальные), учебно-наглядные пособия, компьютеры, информационно-телекоммуникационные сети, аппаратно-программные и аудиовизуальные средства, печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы и иные материальные объекты, необходимые для организации образовательной деятельности.
Согласно положениям ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации.
К компетенции образовательной организации также относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.
Согласно п. 1 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов), органов публичной власти федеральной территории или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.
Таким образом, неисполнение требований федерального законодательства об образовании в части материально-технического обеспечения образовательного процесса нарушает права несовершеннолетних на надлежащие условия обучения.
Согласно п. 3 ст. 123.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а в случаях, установленных законом, также иным имуществом. При недостаточности указанных денежных средств или имущества, субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения в случаях, предусмотренных пунктами 4 - 6 статьи 123.22 и пунктом 2 статьи 123.23 настоящего Кодекса, несет собственник соответствующего имущества.
В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения муниципального района относится организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями осуществления финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.
Из анализа вышеуказанных норм следует, что обеспечение требований законодательства об образовании в части материально-технического обеспечения образовательного процесса является обязанностью не только образовательного учреждения, но и органов местного самоуправления.
Согласно ч. 1 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная, в частности, муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.
В соответствии с ч. 6 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации. Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется, в том числе, с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за бюджетным учреждением учредителем.
Из анализа вышеуказанных норм следует, что обеспечение требований законодательства об образовании в части материально-технического обеспечения образовательного процесса является обязанностью не только образовательного учреждения, но и органов местного самоуправления.
В соответствии с п. 1.1 Положения об Управлении образования и молодежи администрации Красноперекопского района Республики Крым, утвержденного решением Красноперекопского районного совета от 28.09.2021 № 252, Управление образования и молодежи администрации Красноперекопского района Республики Крым (далее - Управление) является отраслевым (функциональным) органом Администрации Красноперекопского района Республики Крым, уполномоченным осуществлять управление в сфере образования, молодежной политики и спорта на территории муниципального образования Красноперекопский район Республики Крым в пределах своей компетенции.
Согласно п. 2.8 указанного Положения, Управлению подведомственно казенное учреждение, обеспечивающее финансовую и хозяйственную деятельность, учебно-методическое и информационно-аналитическое сопровождение Управления и подведомственных образовательных учреждений Красноперекопского района.
Согласно п. 3.5, Управление в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет функции в области финансово-хозяйственной деятельности, является главным распорядителем бюджетных средств, получателем бюджетных средств и главным администратором (администратором) доходов средств бюджета муниципального образования Красноперекопский район Республики Крым по отрасли образования, молодежной политики и спорта; составляет и утверждает бюджетную роспись главного распорядителя бюджетных средств, распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств получателям бюджетных средств; определяет порядок составления и утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности подведомственных учреждений в соответствии с требованиями действующего законодательства; ведет бухгалтерский и налоговый учет и составляет бухгалтерскую, налоговую отчетность. Формирует бюджетную отчетность главного распорядителя Бюджетных средств и предоставляет ее в финансовый орган администрации Красноперекопского района; обеспечивает содержание зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий; обеспечивает предоставление межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов образовательным учреждениям, расположенным на территории Красноперекопского района, в соответствии с действующим законодательством; вносит предложения по нормированию и изменению сводной бюджетной росписи в орган, осуществляющий финансовое управление администрации Красноперекопского района; совместно с органом, осуществляющим управление муниципальным имуществом администрации Красноперекопского района Республики Крым, осуществляет контроль за сохранностью и эффективностью использования объектов муниципальной собственности, находящихся в оперативном управлении у подведомственных учреждений.
В соответствии с ч. 1 ст. 44 Устава муниципального образования Красноперекопский район Республики Крым, утвержденного решением Красноперекопского районного совета Республики Крым от 25.11.2014 № 23, Администрация Красноперекопского района в области планирования, бюджета, финансов и учета выполняет следующие функции: обеспечивает составление проекта бюджета района; вносит на утверждение Красноперекопского районного совета проект бюджета района с необходимыми документами и материалами; разрабатывает и утверждает методики распределения и (или) порядки предоставления межбюджетных трансфертов в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации; обеспечивает исполнение бюджета района и составление бюджетной отчетности, представляет отчет об исполнении бюджета района на утверждение Красноперекопского районного совета.
Согласно Уставу МБОУ «Таврический УВК» МО Красноперекопский район Республики Крым, утвержденному распоряжением Управления образования и молодежи администрации Красноперекопского района Республики Крым, данное учреждение является некоммерческим муниципальным общеобразовательным учреждением, основным видом деятельности которого является организация предоставления дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам.
Учредителем и собственником имущества МБОУ «Таврический УВК» МО Красноперекопский район Республики Крым является муниципальное образование Красноперекопский район Республики Крым (п. 1.3).
Собственник имущества учреждения не несет ответственности по обязательствам учреждения, учреждение не отвечает по обязательствам собственника имущества учреждения (п. 1.6).
Согласно пункту 4.7 Устава, источниками формирования имущества и финансовых средств УВК также являются: субсидии, предоставляемые УВК из бюджета муниципального образования Красноперекопский район на финансовое обеспечение выполнения учреждением муниципального задания п. 4.7.1); субсидии, предоставляемые УВК из бюджета муниципального образования Красноперекопский район на иные цели (п. 4.7.2), субсидии, предоставляемые УВК на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства муниципальной собственности и приобретение объектов недвижимого имущества в муниципальную собственность (п. 4.7.3) иные источники, не противоречащие законодательству Российской Федерации.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ учредителем МБОУ «Таврический УВК» МО Красноперекопский район Республики Крым является муниципальное образование Красноперекопский район Республики Крым (л.д. 11-15).
Согласно выписке из ЕГРЮЛ, учредителем управления образования и молодежи администрации Красноперекопского района Республики Крым является Красноперекопский районный совет Республики Крым (л.д. 16-19).
Таким образом, учредителем и собственником имущества МБОУ «Таврический УВК» МО Красноперекопский район Республики Крым является муниципальное образование Красноперекопский район Республики Крым. Функции, полномочия и права учредителя от имени администрации района исполняет отраслевой орган Администрации Красноперекопского района, осуществляющий управление в сфере образования Управление образования и молодежи администрации Красноперекопского района. Источником финансового обеспечения школы являются субсидии, предоставляемые учреждению из бюджета МО Красноперекопский район на финансовое обеспечение выполнения учреждением муниципального задания. Согласно п. 3 ч. 1 ст. 17 ФЗ от 6.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления обладают полномочиями осуществления финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения деятельности муниципального обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных услуг.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что имеющиеся нарушения в области федерального законодательства об образовании в части материально-технического обеспечения образовательного процесса при исполнении национального проекта «Образование», выразившиеся в отсутствии в образовательном учреждении лингафонного кабинета, обеспечивающего изучение иностранных языков, влекут нарушение прав несовершеннолетних на надлежащие условия обучения.
Учитывая, что устранение указанных нарушений законодательства об образовании требует финансирования из бюджета муниципального образования Красноперекопский район Республики Крым, а МБОУ «Таврический УВК» МО Красноперекопский район Республики Крым является дотационным учреждением, которое отнесено к ведению Администрации Красноперекопского района и Управления образования и молодежи Администрации Красноперекопского района Республики Крым, суд пришел к правильному выводу о возложении обязанности на Управление образования и молодежи Администрации Красноперекопского района Республики Крым, на Администрацию Красноперекопского района Республики Крым выделить из бюджета муниципального образования Красноперекопский района Республики Крым финансирование на устранение нарушений законодательства об образовании, связанных с приобретением либо оборудованием лингафонного кабинета, обеспечивающего изучение иностранных языков в МБОУ «Таврический УВК» МО Красноперекопский район Республики Крым.
Выводы суда первой инстанции соответствуют вышеизложенным нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, и установленным обстоятельствам дела.
Доводы апелляционных жалоб об отсутствии финансирования для целей обеспечения деятельности муниципального казенного учреждения, выполнения муниципального задания, осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд, судебной коллегией отклоняются, поскольку недостаточный объем финансовых средств не может служить основанием для отказа соблюдения требований законодательства в области образования.
Согласно статье 309 ГК РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Установленные нарушения свидетельствуют о непринятии ответчиком мер по исполнению санитарного законодательства, что затрагивает интересы неопределенного круга лиц.
Судом первой инстанции правильно определены правоотношения, возникшие между сторонами по настоящему делу, а также закон, подлежащий применению, правильно определены и в полном объеме установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно распределено между сторонами бремя доказывания указанных обстоятельств. Доводам сторон и представленным ими доказательствам дана надлежащая правовая оценка в их совокупности, а также в совокупности с установленными фактическими обстоятельствами.
Изложенными в апелляционной жалобе доводами правильность выводов суда первой инстанции по существу требований, не опровергнута.
Доводы апелляционных жалоб о необоснованности отклонения судом первой инстанции сведений о федеральном государственном образовательном стандарте, судебной коллегией во внимание не могут быть приняты в связи с тем, что утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, является действующим документом.
Учитывая обстоятельства, установленные судебной коллегией в ходе проверки законности и обоснованности обжалуемого судебного постановления, оснований к удовлетворению апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 327, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым,
о п р е д е л и л а:
решение Красноперекопского районного суда Республики Крым от 15 сентября 2023 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Администрации Красноперекопского района Республики Крым, Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Таврический учебно-воспитательный комплекс» муниципального образования Красноперекопский район Республики Крым, Управления образования и молодежи администрации Красноперекопского района Республики Крым без удовлетворения.
Апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 14 декабря 2023 года.
Судьи: