Дело № 2-108/2023
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
«13» марта 2023 года г. Златоуст
Златоустовский городской суд Челябинской области в составе:
председательствующего Щелокова И.И.
при секретаре Решетниковой Д.А.
с участием прокурора Козловой С.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Златоуста в интересах неопределенного круга лиц к к муниципальному казенному учреждению Златоустовского городского округа «Управление жилищно-коммунального хозяйства», обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания «ЗлатСитиСервис»о возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Златоуста в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением, в котором просил возложить на муниципальное казенное учреждение Златоустовского городского округа «Управление жилищно-коммунального хозяйства» (далее – МКУ ЗГО «УЖКХ», учреждение) привести в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами, санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, а также правил благоустройства Златоустовского городского округа, площадки для накопления твердых коммунальных отходов, расположенные по адресам:
- Челябинская область, г. Златоуст, п. Айский, д. 1, а именно обеспечить наличие на площадке водонепроницаемого покрытия, наличие крыши, размещение на площадке информации об обслуживаемых объектах потребителей и о собственнике площадки, наличие на контейнерах маркировки с указанием контактов организации, осуществляющей сбор и транспортирование твердых коммунальных отходов, размещение на площадке графика (периодичности) вывоза твердых коммунальных отходов;
- Челябинская область, г. Златоуст, п. Орловское тепличное хозяйство, д. 1, а именно, обеспечить наличие на площадке водонепроницаемого покрытия, ограждения с трех сторон, наличие крыши, размещение на площадке информации об обслуживаемых объектах потребителей и о собственнике площадки, наличие на контейнерах маркировки с указанием контактов организации, осуществляющей сбор и транспортирование твердых коммунальных отходов, размещение на площадке графика (периодичности) вывоза твердых коммунальных отходов.
В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой города рассмотрена поступившая информация о ненадлежащем содержании контейнерных площадок.
Установлено, что контейнерные площадки для сбора твердых бытовых отходов не соответствуют требованиям п.3,6, 8-10 раздела II СанПин 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению населения, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий».
Площадки для накопления твердых коммунальных отходов (далее – ТКО), расположенные по адресам: г. Златоуст, п. Айский, д. 1, в соответствии с Реестром мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Златоустовского городского округа, утвержденного распоряжением Администрации ЗГО от ДД.ММ.ГГГГ №, включена в Реестр за № с адресным ориентиром: п. Айский, д. 1, согласно данных реестра покрытие отсутствует, числится за собственниками помещений в п. Айский, д. 1, и близстоящих домов; п. Орловское тепличное хозяйство, д. 1, в соответствии с Реестром мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Златоустовского городского округа, утвержденного распоряжением Администрации ЗГО от ДД.ММ.ГГГГ №, включена в Реестр за № с адресным ориентиром: п. Орловское тепличное хозяйство, д.1, согласно данных реестра покрытие отсутствует, числится за собственниками помещений в п. Орловское тепличное хозяйство, д. 1. В соответствии со сведениями, содержащимися в Государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (далее - ГИС ЖКХ), в указанных домах отсутствуют управляющие организации.
Обязанность по содержанию площадок для накопления ТКО исполняется ненадлежащим образом, поскольку площадки не соответствуют требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства, в нарушение пп.3,6, 8-10 раздела II СанПиН 2.1.3684-21, а именно:
-г. Златоуст, п. Айский, д. 1 площадка не имеет твердого покрытия, крыша отсутствует. На площадке находится 2 контейнера для сбора мусора, оборудованные крышками. Вместе с тем, не исключается возможность попадания осадков в контейнеры при оставлении контейнеров открытыми. Также на площадке отсутствует информация об обслуживаемых объектах потребителей и о собственнике площадок, и график (периодичность) вывоза твердых коммунальных отходов, на контейнерах отсутствует маркировка с указанием контактов организации, осуществляющей сбор и транспортирование твердых коммунальных отходов;
-г. Златоуст, п. Орловское тепличное хозяйство, д. 1, площадка не имеет твердого покрытия и ограждения с трёх сторон. На площадке установлен бункер для сбора крупногабаритного мусора, не имеющий крышки. Крыша над бункером отсутствует, что не исключает возможность попадания осадков в бункер. Также на площадке отсутствует информация об обслуживаемых объектах потребителей и о собственнике площадок, и график (периодичность) вывоза твердых коммунальных отходов, на бункере отсутствует маркировка с указанием контактов организации, осуществляющей сбор и транспортирование твердых коммунальных отходов.
Решением Собрания депутатов Златоустовского городского округа от 19.04.2012 № 14-ЗГО создано МКУ ЗГО «УЖКХ», действующее на основании соответствующего Положения (далее – Положение о МКУ ЗГО «УЖКХ»).
Согласно п.1 Положения о МКУ ЗГО «УЖКХ», МКУ ЗГО «УЖКХ является отраслевым органом администрации Златоустовского городского округа, осуществляющим управленческие и технические функции в сфере деятельности учреждения, закрепленной в настоящем положении, в соответствии с законодательством Российской Федерации. МКУ ЗГО «Управление жилищно-коммунального хозяйства» является главным распорядителем бюджетных средств Златоустовского городского округа, финансирование деятельности осуществляется за счет средств предусмотренных в бюджете Златоустовского городского округа (п.п.7, 31 Положения). Функции и полномочия учредителя осуществляет администрация Златоустовского городского округа (п.9 Положения).
В соответствии с п. 11 Положения о «МКУ ЗГО «УЖКХ», учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определёнными нормативно-правовыми актами Российской Федерации, Челябинской области, муниципального образования Златоустовский городской округ и положением в целях реализации полномочий органов местного самоуправления, путем организации контроля, выполнения работ и оказания услуг, исполнения функций главного распорядителя бюджетных средств и муниципального заказчика в сферах жизнедеятельности и благоустройства, функционирования территориального общественного самоуправления Златоустовского городского округа, организации транспортных перевозок, организации дорожной деятельности в отношении дорог местного значения.
Подпунктом 6 п. 12 Положения МКУ ЗГО «УЖКХ предусмотрено, что учреждение осуществляет организацию сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес Главы Златоустовского городского округа внесено представление об устранении вышеуказанных нарушений в области обращения с твердыми коммунальными отходами, представление рассмотрено ДД.ММ.ГГГГ, -отклонено.
Бездействие органа местного самоуправления по надлежащему содержанию контейнерных площадок нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду (л.д. 4-10).
Протокольным определением суда от ДД.ММ.ГГГГ, к участию в деле в качестве соответчика привлечено общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания «ЗлатСитиСервис» (далее– ООО УК «ЗСС») (л.д.82).
Протокольным определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация Златоустовского городского округа (далее – администрация ЗГО) (л.д. 56).
Старший помощник прокурора г. Златоуста Козлова С.Г. в ходе судебного разбирательства заявленныев интересах неопределенного круга лиц исковые требования поддержала в полном объеме, настаивая на их удовлетворении.
Представители ответчиков ООО УК «ЗСС», МКУ ЗГО «УЖК» в судебное заседание не явились, будучи надлежащим образом извещёнными о дате и времени слушания дела(л.д. 85,87).
В направленном в адрес суда возражении на исковое заявление представитель ответчика МКУ ЗГО «УЖКХ» Агайсинова Ю.Э., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 35), ссылается на то, что в силу норм действующего законодательства обязанность по содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов лежит на организациях по обслуживанию жилищного фонда, в связи с чем в удовлетворении предъявленных к МКУ ЗГО «УЖКХ» требований надлежит отказать, поскольку собственники многоквартирных домов, расположенных по адресам: г. Златоуст, п. Айский, д. 1, и г. Златоуст, п. Орловское тепличное хозяйство, д.1, в силу ч.1 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), выбрали способ управления многоквартирным домом - непосредственное управление собственниками помещений, в рамках которого ДД.ММ.ГГГГ собственники вышеуказанных домов заключили договоры оказания услуг (выполнения работ) по содержанию и ремонту общего имущества с ОООУК «ЗСС». При таких обстоятельствах, согласно позиции МКУ ЗГО «УЖКХ», надлежащим ответчиком по настоящему спору является организация, выполняющая работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, а именно ООО УК «ЗСС» (л.д. 36-40).
Представитель третьего лица общества с ограниченной ответственностью «Центр коммунального сервиса» (далее– ООО «ЦКС») Луканина Е.В, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 52), в отзыве на исковое заявление указывает, что определение схемы размещения мест (площадок) накопления ТКО и ведение реестра мест (площадок) ТКО лежит на органах местного самоуправления, за исключением установленных законодательством случаев, когда такая обязанность лежит на иных лицах. Согласно территориальной схеме по обращению с отходами в Карабашском кластере Челябинской области, вывоз ТКО с контейнерных площадок осуществляется региональным оператором – ООО «ЦКС» с контейнерных площадок по адресу: г. Златоуст, п. Айский, д. 1, - 1 раз в месяц и по звонку; г. Златоуст, п. Орловское тепличное хозяйство, д. 1, - в следующие дни недели: вторник, четверг и воскресенье (л.д. 51).
Представителитретьих лиц администрации ЗГО, ООО «ЦКС» в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены (л.д. 86,87 (оборот)).
Руководствуясь положениями ст.ст. 2, 6.1, 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГПК), в целях правильного и своевременного рассмотрения и разрешения настоящего дела, учитывая право сторон на судопроизводство в разумные сроки, данное гражданское дело рассмотрено судом в отсутствие не явившихся участников процесса.
Заслушав лиц, принявших участие в ходе судебного разбирательства, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определены Федеральным законом от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – ФЗ «Об отходах производства и потребления»).
В силу положений ст. 1 ФЗ «Об отходах производства и потребления», твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд.
В соответствии с ч.4 ст.8 ФЗ «Об отходах производства и потребления», к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся, в частности, создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах;определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
Статьей 13.4 ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации (часть 1).
Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным впункте 1настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований (часть 3).
Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
Реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов должен включать в себя, в частности, данные о нахождении мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов;данные о технических характеристиках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов;данные о собственниках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
Согласно ч. 1 ст. 24.6 ФЗ «Об отходах производства и потребления», сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Пунктом 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения») установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Положениями ч. 1 ст. 39 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3 утверждены Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий (далее - СанПин 2.1.3684-21).
Согласно п.3 СанПин 2.1.3684-21,на территориях городских и сельских поселений (далее - населенные пункты) в соответствии с территориальной схемой обращения с отходамидолжны быть обустроеныконтейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов или системы подземного накопления ТКО с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров (далее - контейнерные площадки) и (или) специальные площадкидля накопления крупногабаритных отходов (далее - специальные площадки).
Контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами, независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров) должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
Специальные площадки должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение с трех сторон высотой не менее 1метра.
В соответствии с п. 6 СанПин 2.1.3684-21, количество мусоросборников, устанавливаемых на контейнерных площадках, определяется хозяйствующими субъектами в соответствии с установленными нормативами накопления ТКО.
На контейнерных площадках должно размещаться не более 8 контейнеров для смешанного накопления ТКО или 12 контейнеров, из которых 4 - для раздельного накопления ТКО, и не более 2 бункеров для накопления крупногабаритных отходов (КГО).
Пунктом 1 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 №1039 (далее - Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра) предусмотрено, что настоящие Правила определяют порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию указанного реестра.
В соответствии с п. 3 Правил обустройства мест накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
В силу положений пп. 11,12 Правил обустройства мест накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (далее - реестр) представляет собой базу данных о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов.Реестр ведется на бумажном носителе и в электронном виде уполномоченным органом. Сведения в реестр вносятся уполномоченным органом в течение 5 рабочих дней со дня принятия решения о внесении в него сведений о создании места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов.
Содержанием пп. 17,18 Правил обустройства мест накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов установлено, что раздел «Данные о технических характеристиках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов» содержит сведения об используемом покрытии, площади, количестве размещенных и планируемых к размещению контейнеров и бункеров с указанием их объема.
Раздел «Данные о собственниках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов» содержит сведения:для юридических лиц, в том числе органов государственной власти и местного самоуправления, - полное наименование и основной государственный регистрационный номер записи в Едином государственном реестре юридических лиц, фактический адрес;для индивидуальных предпринимателей - фамилия, имя, отчество, основной государственный регистрационный номер записи в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, адрес регистрации по месту жительства;для физических лиц - фамилия, имя, отчество, серия, номер и дата выдачи паспорта или иного документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, адрес регистрации по месту жительства, контактные данные.
Из материалов дела следует, что распоряжением администрации ЗГО от ДД.ММ.ГГГГ № утверждён Реестр мест (площадок) накопления ТКО на территории Златоустовского городского округа, в частности, контейнерным способом (приложение №) (л.д. 11).
В соответствии с вышеуказанным распоряжением, в Реестр мест (площадок) накопления ТКО на территории ЗГО, включены:
- площадка по адресу: Челябинская область, г. Златоуст, п. Айский, 1; площадь площадки - 25кв.м., покрытие отсутствует, собственник площадки – муниципальное образование Златоустовский городской округ (позиция за № в Реестре);
- площадка по адресу: Челябинская область, г. Златоуст, п. Орловское тепличное хозяйство, д. 1; площадь площадки - 25кв.м., покрытие отсутствует, собственник площадки - собственники помещений многоквартирного дома по адресу: Челябинская область, г. Златоуст, п. Орловское тепличное хозяйство, 1 (позиция за № в Реестре) (л.д. 12-13).
В ходе проведенного обследования мест (площадок) накопления ТКО прокуратурой г. Златоуста ДД.ММ.ГГГГ установлено, что площадка по адресу: Челябинская область, п. Айский, д. 1, не имеет водонепроницаемого покрытия, крыши, на площадке не обеспечено размещение информации об обслуживаемых объектах потребителей, о собственнике площадки, наличие на контейнерах маркировки с указанием контактов организации, осуществляющей сбор и транспортирование ТКО, площадка не имеет ограждения с трёх сторон; площадка по адресу: Челябинская область, п. Орловское тепличное хозяйство, 1, не имеет водонепроницаемого покрытия, крыши, на площадке не обеспечено размещение информации об обслуживаемых объектах потребителей, о собственнике площадки, наличие на бункере маркировки с указанием контактов организации, осуществляющей сбор и транспортирование твердых коммунальных отходов, площадка не имеет ограждения с трёх сторон. Указанные нарушения подтверждены представленными в материалы дела фототаблицами (л.д.14-16).
Согласно данных, содержащихся в ГИС ЖКХ в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», сведения об управляющих организациях относительно многоквартирных домов, расположенных по адресам: Челябинская область, г. Златоуст, п. Орловское тепличное хозяйство, 1; Челябинская область, г. Златоуст, п. Айский, д. 1, - отсутствуют (л.д. 88-89).
Как отмечено выше, ответчик МКУ ЗГО «УЖКХ» возражая относительно предъявленных требований, ссылался на то, что собственники многоквартирных домов, расположенных по вышеуказанным адресам, выбрали способ управления многоквартирным домом в виде непосредственного управления, в рамках которого были заключены договоры оказания услуг (выполнения работ) по содержанию и ремонту общего имущества с ООО «ЗСС».
Как следует из представленных в материалы дела договоров оказания услуг (выполнения работ) по содержанию и ремонту имущества обозначенных многоквартирных домов от ДД.ММ.ГГГГ (идентичных по своему содержанию за исключением данных относительно заказчика), заказчиками по договорам выступают, соответственно, лица, владеющие на праве собственности (пользования) жилыми (нежилыми) помещениями, расположенными по адресам: г. Златоуст, п. Орловское тепличное хозяйство, д. 1, и г. Златоуст, п. Айский, д. 1, а исполнителем значится ООО УК «ЗСС» (л.д. 70-71,76-77).
Пунктом 2.1 вышеуказанных договоров предусмотрено, что их предметом является возмездное выполнение работ (оказание услуг) по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома в течение согласованного срока и в соответствии с заданием заказчика; срок действия договоров сторонами не обозначен. Состав общедомового имущества в многоквартирном доме, подлежащего содержанию и ремонту, определен в Приложении № (п. 2.2 договора). Заданием заказчика является перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, указанный в Приложении № к договору (п. 2.3 договора).
В силу положений п. 3.2.3 договоров оказания услуг (выполнения работ) по содержанию и ремонту имущества обозначенных многоквартирных домов от ДД.ММ.ГГГГ, исполнитель обязан, в частности, обеспечить содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома согласно задания заказчика.
В соответствии с Приложением № к вышеуказанным договорам, в перечень работ, осуществляемых ООО УК «ЗСС», входит, в частности, уборка территорий контейнерных площадок (в зимний период); очистка урн от мусора, уборка территорий контейнерных площадок (в теплый период); вывоз мусора из контейнеров, дезинфекция контейнеров, уборка территории контейнерных площадок.
Суд полагает, что при определении лица, ответственного за обустройство контейнерных площадок, необходимо также учитывать положения жилищного законодательства.
В соответствии с ч. 2 ст. 162 ЖК РФ,по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В силу ч. 1 ст. 161 ЖК РФ, управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг.
Частью 1.1 вышеуказанной статьи предусмотрено, что надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать: соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества; доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.
Частью 2.3 ст. 161 ЖК РФ установлено, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Как отмечено выше, в ходе судебного разбирательства установлено, что многоквартирные дома, расположенные по адресам: г. Златоуст, п. Орловское тепличное хозяйство, д. 1, и г. Златоуст, п. Айский, д. 1, в ведении каких-либо управляющих организаций не находятся,договоры управления многоквартирным домом не заключались.
Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 № 290утверждены минимальный Перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правила оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме.
При этом п. 2 вышеуказанного постановления предусмотрено, что Перечень и Правила, утвержденные настоящим постановлением, применяются к правоотношениям, вытекающим из договоров управления многоквартирным домом и договоров оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме и возникшим после дня вступления в силу настоящего постановления.
В п. 26 (1) обозначенного Перечня указано, что в число работ и услуг по содержанию иного общего имущества в многоквартирном доме входят работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок. Указанные работы не включают уборку мест погрузки твердых коммунальных отходов.
В соответствии с п. 2 Правил оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, Перечень услуг и работ из числа включенных в минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 г. N 290 (далее - перечень услуг и работ), периодичность их оказания и выполнения определяются и отражаются в зависимости от выбранного и реализованного способа управления многоквартирным домом, а именно, в договоре оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме - в случае, предусмотренном частью 1.1 статьи 164 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно п. 3 Правил оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме,перечень услуг и работ в отношении каждого многоквартирного дома определяется с учетом, в частности, наличия земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иными объектами, предназначенными для обслуживания и эксплуатации этого дома.
В силу положений ч. 1 ст. 164 ЖК РФ, при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме договоры оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в таком доме с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности, собственники помещений в таком доме заключают на основании решений общего собрания указанных собственников. При этом все или большинство собственников помещений в таком доме выступают в качестве одной стороны заключаемых договоров.
Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 № 170 (далее - Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда) определен конкретный перечень работ по содержанию жилых домов.
В частности, в соответствии с подп. 3.7.1 указанных Правил,на организации по обслуживанию жилищного фонда возложена обязанность обеспечить: установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов; своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием; организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов; свободный подъезд и освещение около площадок под установку контейнеров и мусоросборников; содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории.
В соответствии с подп. 3.7.4 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, мусоросборники всех типов должны устанавливаться на бетонированной или асфальтированной площадке, как правило, с ограждением из стандартных железобетонных изделий или других материалов с посадкой вокруг площадки кустарниковых насаждений.
Таким образом, взаимосвязанные положения ст.ст. 161, 162 ЖК РФ, Правил норм технической эксплуатации жилищного фонда, Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, п. 26(1) Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, позволяют заключить, что обязанность по организации и обустройствумест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов возлагается на управляющие организации.
В силу положений ч. 1 ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Как отмечено выше, содержание представленных в материалы дела договоров от ДД.ММ.ГГГГ оказания услуг (выполнения работ) по содержанию и ремонту имущества многоквартирных домов, расположенных по адресам: г. Златоуст, п. Орловское тепличное хозяйство, д. 1, и г. Златоуст, п. Айский, д. 1, позволяет заключить, что обязанность по обустройству мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов предметом соответствующих договоров не является, соответственно, на исполнителя – ответчика ООО УК «ЗСС» вышеуказанная обязанность возложена быть не может.
Кроме того, в этой связи суд учитывает, что ответчик ООО УК «ЗСС» ни на момент проведенного прокуратурой г. Златоуста ДД.ММ.ГГГГ мест (площадок) накопления ТКО, ни на момент судебного разбирательства управляющей организацией относительно жилых домов, расположенных по адресам: г. Златоуст, п. Орловское тепличное хозяйство, д. 1, и п. Айский, д. 1, - не является.
В силу п. 13 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156, региональный оператор несет ответственность за обращение с твердыми коммунальными отходами с момента погрузки таких отходов в мусоровоз.
Пунктом 13 (1) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156, предусмотрено, что региональный оператор ежегодно, не позднее 25 декабря года, предшествующего году фактического размещения контейнеров и бункеров, направляет в орган местного самоуправления, уполномоченный на ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, сведения о количестве планируемых к размещению контейнеров и бункеров с указанием их объема и о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, на которых планируется разместить такие контейнеры и бункеры.
Орган местного самоуправления, уполномоченный на ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, включает указанную информацию в реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 № 1039 «Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра».
Лицо, ответственное за содержание контейнерных площадок, специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, обязано обеспечить на таких площадках размещение информации об обслуживаемых объектах потребителей и о собственнике площадок (п. 14 вышеназванных Правил обращения с твердыми коммунальными отходами).
Согласно п.13 Порядка накопления твердых коммунальных отходов, в том числе раздельного накопления, на территории Челябинской области, утв. постановлением Правительства Челябинской области от 27.06.2017 № 307-П, контейнеры для накопления твердых коммунальных отходов, исключая крупногабаритные отходы, могут быть наземного или заглубленного типа. Контейнеры должны быть изготовлены из пластика или металла, иметь крышку, предотвращающую попадание в контейнер атмосферных осадков, за исключением случаев, когда контейнерная площадка, на которой расположен контейнер, оборудована крышей (в этом случае контейнеры должны быть оборудованы колесиками). Контейнеры должны быть промаркированы с указанием контактов организации, осуществляющей сбор и транспортирование твердых коммунальных отходов, и графика (периодичности) вывоза твердых коммунальных отходов. Контейнеры для опасных отходов должны иметь антивандальную конструкцию и обеспечивать возможность безопасного сбора и транспортирования отходов на утилизацию и (или) обезвреживание.
В соответствии с ч. 1 ст. 36 ЖК РФ, собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме. Согласно ч. 1 ст. 39 ЖК РФ, собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения.
Структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме определена ч. 2 ст. 154 ЖК РФ и включает в себя, помимо прочего, плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
Анализ содержания приведенных выше правовых нормпозволяет заключить, что обязанность по созданию, обустройству и содержанию мест (площадок) накопления ТКО, включая обслуживание и очистку контейнерных площадок, расположенных на земельных участках, входящих в общедомовое имущество, лежит на собственниках помещений многоквартирных домов или лицах, осуществляющих управление многоквартирными домами. При этом плата за организацию и содержание мест накопления ТКО, включая обслуживание и очистку контейнерных площадок, входит в состав платы за содержание жилого помещения, оплачиваемой собственниками помещения в многоквартирном доме.
Таким образом, обязанность по созданию, обустройству и содержанию мест (площадок) накопления ТКО, не входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, несут органы местного самоуправления муниципальных образований, в границах которых расположены такие площадки, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Следовательно, бремя содержания контейнерных площадок, не входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, несут собственники земельного участка, на котором расположены такие площадки.
В соответствии с положениями ч. 8 ст. 37, ч. 3 ст. 41 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»), в структуру местной администрации могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные органы местной администрации, которые могут действовать как юридические лица.
Согласно пп.1, 2, 7. 11, подп. 5 п. 12, п. 14 Положения о МКУ ЗГО «УЖКХ», утвержденного решением Собрания депутатов Златоустовского городского округа от 19.04.2012 № 14-ЗГО,УЖКХ является отраслевым органом администрации ЗГО, осуществляющим управленческие и технические функции в сфере деятельности, закрепленной в настоящем Положении, то есть исполнительно-распорядительным органом муниципального образования, наделенного полномочиями по решению вопросов местного значения, предусмотренных п. 24 ч. 2 ст. 6 и п. 14 ч. 2 ст. 27 Устава Златоустовского городского округа, включающих, в том числе, по организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов. Учреждение является юридическим лицом и наделено полномочиями главного распорядителя бюджетных средств Златоустовского городского округа. Следовательно, МКУ ЗГО «УЖКХ» является органом местного самоуправления, наделенным собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Наделение отраслевого органа администрации конкретными функциями по решению вопросов местного значения от ее имени в целях эффективного осуществления полномочий исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления, позволяет сделать вывод о том, что МКУ ЗГО «УЖКХ» является надлежащим ответчиком по настоящему делу, на которого надлежит возложить обязанность по приведению спорных контейнерных площадок в нормативное состояние.
В этой связи суд учитывает, что, как отмечено выше, согласно сведениям, содержащимся в Реестре мест (площадок) накопления ТКО на территории ЗГО, утвержденным распоряжением администрации ЗГО от 14.02.2022 № 333-р/АДМ, собственником площадки, расположенной по адресу: Челябинская область, г. Златоуст, п. Айский, 1, является муниципальное образование Златоустовский городской округ, при этом каких-либо относимых и допустимых доказательств, свидетельствующих о наличии оснований для включения спорной контейнерной площадкив состав общего имущества собственников помещений в обозначенном многоквартирном доме, ответчиком МКУ ЗГО «УЖКХ» в материалы дела не представлено.
Относительно требования о приведении в нормативное состояние площадки для накопления твердых коммунальных отходов, расположенной по адресу: Челябинская область, г. Златоуст, п. Орловское тепличное хозяйство, 1, суд также учитывает, что, несмотря на указание Реестре мест (площадок) накопления ТКО на территории ЗГО о том, что собственником данной площадки являются жители соответствующего многоквартирного дома, каких-либо обстоятельств, свидетельствующих о том, что спорная контейнерная площадка входит в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по вышеуказанному адресу, при рассмотрении дела не установлено.
В этой связи суд также учитывает, что согласно сведений, отраженных на публичной кадастровой карте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», земельные участки с кадастровыми номерами № и №, сформированы в границах, необходимых для размещения на них многоквартирных домов, расположенных, соответственно, по адресам: Челябинская область, г. Златоуст,п. Айский, 1, и п. Орловское тепличное хозяйство, 1 (л.д. 90-95).
Проанализировав установленные по делу фактические обстоятельства и подлежащие применению нормы права, суд приходит к выводу о необходимости возложить на МКУ ЗГО «УЖКХ» следующие обязанности: привести в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами, санитарно – эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, а также правил благоустройства Златоустовского городского округа:
- площадку для накопления твердых коммунальных отходов, расположенную по адресу: Челябинская область, г. Златоуст, п. Айский, 1, а именно, обеспечить наличие на площадке водонепроницаемого покрытия, наличие крыши, размещение на площадке информации об обслуживаемых объектах потребителей и о собственнике площадки, наличие на контейнерах маркировки с указанием контактов организации, осуществляющей сбор и транспортирование твердых коммунальных отходов, размещение на площадке графика (периодичности) вывоза твердых коммунальных отходов;
-площадку для накопления твердых коммунальных отходов, расположенную по адресу: Челябинская область, г. Златоуст, п. Орловское тепличное хозяйство, 1, а именно, обеспечить наличие на площадке водонепроницаемого покрытия, ограждения с трех сторон, размещение на площадке информации об обслуживаемых объектах потребителей и о собственнике площадки, наличие на контейнерах маркировки с указанием контактов организации, осуществляющей сбор и транспортирование твердых коммунальных отходов, размещение на площадке графика (периодичности) вывоза твердых коммунальных отходов.
Оснований для возложения на ответчика обязанности обеспечить наличие крыши на площадке для накопления твердых коммунальных отходов, расположенной по адресу: Челябинская область, г. Златоуст, п. Орловское тепличное хозяйство, 1, не имеется, поскольку по указанному адресу установлен бункер для накопления ТКО, возложение на ответчика обязанности по установке крыши над таким бункером послужит препятствием для извлечения из него твердых коммунальных отходов. Вместе с тем, при таких обстоятельствах на самом бункере должна быть установлена крышка, а соответствующая обязанность также должна быть возложена на МКУ ЗГО «УЖКХ», что, как полагает суд, не будет являться выходом за пределы заявленных требований, исходя из положений ч. 3 ст. 196 ГПК РФ.
В силу положений ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, суд полагает необходимым установить срок для исполнения ответчиком возложенной на него обязанности – в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, полагая указанный срок разумным и достаточным для исполнения.
На основании вышеизложенного, и руководствуясь ст.ст.12, 56, 98, 198-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора города Златоуста Челябинской области в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному казенному учреждению Златоустовского городского округа «Управление жилищно-коммунального хозяйства» (ИНН №) удовлетворить частично.
Обязать привести в течение шести месяцев со дня вступления настоящего решения в законную силу в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами, санитарно – эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, а также правил благоустройства Златоустовского городского округа:
- площадку для накопления твердых коммунальных отходов, расположенную по адресу: Челябинская область, г. Златоуст, п. Айский, 1, а именно, обеспечить наличие на площадке водонепроницаемого покрытия, наличие крыши, размещение на площадке информации об обслуживаемых объектах потребителей и о собственнике площадки, наличие на контейнерах маркировки с указанием контактов организации, осуществляющей сбор и транспортирование твердых коммунальных отходов, размещение на площадке графика (периодичности) вывоза твердых коммунальных отходов;
-площадку для накопления твердых коммунальных отходов, расположенную по адресу: Челябинская область, г. Златоуст, п. Орловское тепличное хозяйство, 1, а именно, обеспечить наличие на площадке водонепроницаемого покрытия, крышки на бункере для накопления твердых коммунальных отходов, ограждения с трех сторон, размещение на площадке информации об обслуживаемых объектах потребителей и о собственнике площадки, наличие на контейнерах маркировки с указанием контактов организации, осуществляющей сбор и транспортирование твердых коммунальных отходов, размещение на площадке графика (периодичности) вывоза твердых коммунальных отходов.
В удовлетворении требований к обществу с ограниченной ответственностью управляющая компания «ЗлатСитиСервис»- отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда в течение месяца со дня принятия в окончательной форме через Златоустовский городской суд Челябинской области.
Председательствующий: И.И. Щелоков
Мотивированное решение по делу изготовлено:20.03.2023.