Решение по делу № 3а-46/2021 от 08.12.2020

КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Дело № 3а-46/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

28 января 2021 года                                                                      г. Калининград

Калининградский областной суд в составе:

председательствующего судьи – Струковой А.А.

при секретаре - Горенко Т.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ООО «СОСО» к Управлению Росреестра по Калининградской области, Правительству Калининградской области об установлении кадастровой стоимости помещения с кадастровым номером в размере его рыночной стоимости,

У С Т А Н О В И Л:

ООО «СОСО» обратилось в суд 7 декабря 2020 года с административным иском об установлении кадастровой стоимости нежилого помещения с кадастровым номером площадью 201,1 кв.м, расположенного на ул.Захарова,1 в г.Калининграде, принадлежащего административному истцу на праве собственности с 1999 года, в размере его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2016 года – 4 250 800 руб., определенной согласно отчету об оценке № 39-08/2020 от 31 июля 2020 года, ссылаясь на то, что кадастровая стоимость этого объекта, утвержденная по состоянию на 1 января 2016 года постановлением Правительства Калининградской области от 23 декабря 2016 года № 625, - 9 362 168,27 руб. - не соответствует рыночной стоимости нежилого здания. В сентябре 2020 года ООО «СОСО» обратилось с заявлением в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Калининградской области о пересмотре установленной кадастровой стоимости. Решением Комиссии от 16 октября 2020 года № 428 заявление ООО «СОСО» оставлено без удовлетворения по мотивам некорректного анализа оценщиком сегмента рынка коммерческой недвижимости и выбора объектов-аналогов. По утверждению административного истца, значительным превышением установленной кадастровой стоимости по отношению к определенной оценщиком рыночной стоимости нарушены права ООО «СОСО» как плательщика налога на имущество организаций, исчисляемого в силу ч. 2 ст. 375, п. 2 ч. 1 ст. 378.2 НК РФ с учетом кадастровой стоимости объекта, на его взимание в экономически обоснованном размере.

В судебном заседании представитель ООО «СОСО» – Белов А.А. - заявленные требования поддержал, изложив в их обоснование аналогичные доводы.

Представители административных ответчиков - Управления Росреестра по Калининградской области, Правительства Калининградской области, а также заинтересованного лица – администрации городского округа «Город Калининград - в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, каких-либо ходатайств не заявили.

В соответствии с ч. 4 ст. 247 КАС РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав объяснения представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 245 КАС РФ юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (п. 2 ч. 1 ст. 248 КАС РФ, ст. 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).

Из материалов дела следует, что указанное нежилое помещение принадлежит на праве собственности ООО «СОСО» с 1999 года (л.д. 8).

Постановлением Правительства Калининградской области от 23 декабря 2016 года № 625 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости жилого и нежилого фондов (за исключением земельных участков), расположенных на территории Калининградской области…» кадастровая стоимость объекта с кадастровым номером установлена по состоянию на 1 января 2016 года в размере 9 362 168,27 руб.

Сведения об установленной кадастровой стоимости объекта - 9 362 168,27 руб. – внесены в Единый государственный реестр недвижимости 9 февраля 2017 года (л.д. 9).

На основании ч. 1 ст. 372 НК РФ налог на имущество организаций устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года налогового периода, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 378.2 настоящего Кодекса (ч. 2 ст. 375 НК РФ).

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

Законом Калининградской области от 27 ноября 2003 года № 336 «О налоге на имущество организаций» (в редакции Закона области от 27 ноября 2015 года № 480) предусмотрено, что налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества в 2017 году и в последующие годы определяется в отношении нежилых помещений, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (п. 2 ч. 2 ст. 1.1).

Согласно выписке из ЕГРН нежилое помещение с кадастровым номером имеет наименование – торговое помещение (л.д. 10-12).

С учетом такого наименования объект включен в Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год (пункт 1184), утвержденный приказом Министерства по промышленной политике, развитию предпринимательства и торговли Калининградской области от 27 декабря 2018 года № 198, а также на 2020 год (пункт 1152), утвержденный приказом Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 26 декабря 2019 года № 204.

В силу ч. 15 ст. 378.2 НК РФ (в редакции Федерального закона от 23 ноября 2020 года № 374-ФЗ) в случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения вследствие установления его рыночной стоимости сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости.

Согласно ч. 6 ст. 3 Федерального закона от 3 августа 2018 года № 334-ФЗ «О внесении изменений в статью 52 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» положения пункта 15 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), устанавливающие порядок применения измененной в течение налогового периода кадастровой стоимости, подлежат применению к сведениям об изменении кадастровой стоимости, внесенным в Единый государственный реестр недвижимости по основаниям, возникшим с 1 января 2019 года.

Таким образом, ООО «СОСО» является плательщиком налога на имущество организаций, налоговая база по которому определяется исходя из кадастровой стоимости названного нежилого помещения с учетом положений ч. 2 ст. 375, п. 2 ч. 1 ст. 378.2 НК РФ и указанного правового регулирования на территории Калининградской области, в связи с чем ООО «СОСО» имеет право на обращение с заявлением об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.

Обязательная досудебная процедура урегулирования спора по делам данной категории, установленная абзацем первым статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" для юридических лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления, административным истцом соблюдена.

Так, ООО «СОСО» обратилось 22 сентября 2020 года в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Калининградской области о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости указанного нежилого помещения, представив отчет оценщика Будкиной Ю.И. об оценке от № 39-08/2020 от 31 июля 2020 года.

Решением комиссии от 16 октября 2020 года № 428 заявление отклонено по мотиву несоответствия содержания и оформления отчета об оценке требованиям ст. 11 Закона об оценочной деятельности и требованиям, установленным федеральными стандартами оценки (л.д. 107-109).

В обоснование административных исковых требований ООО «СОСО» представило упомянутый отчёт об оценке от № 39-08/2020 от 31 июля 2020 года, составленный индивидуальным предпринимателем оценщиком Будкиной Ю.И., согласно которому по состоянию на 1 января 2016 года рыночная стоимость оцениваемого нежилого помещения составляет 4 250 800 руб. (л.д. 13-106).

Как следует из данного отчета, рыночная цена спорного объекта определена путем сравнительного похода.

Оценщиком при анализе диапазона цен объектов, относящихся к сегменту рынка «офисно-торговая недвижимость», к которому принадлежит оцениваемый объект, учтена ценовая информация как о нежилых помещениях, расположенных в цокольных этажах зданий, так и ценовая информация встроено-пристроенных нежилых помещений.

При этом отказ от принятия к расчетам отдельных объектов оценщиком достаточно подробно мотивирован, а в качестве объектов-аналогов отобрано 9 нежилых помещений, расположенных как в цокольном, так и на иных этажах зданий, свободного назначения, что не исключает возможность их использования с учетом местоположения и площади в качестве торговых помещений.

Оценщиком применены корректировки на торг, местоположение, тип объекта, этажность, наличие отдельного входа, состояние отделки; применение каждой корректировки обосновано оценщиком.

Изложенные в отчете об оценке сведения об оцениваемом объекте и объектах-аналогах проверяемы и достоверны.

Оценщик Будкина Ю.И. обладает специальными познаниями в области оценочной деятельности, является членом саморегулируемой организации оценщиков, имеет квалификационный аттестат в области оценочной деятельности по направлению «Оценка недвижимости».

С учетом изложенного оснований для признания недопустимым доказательством отчета об оценке не имеется.

На основании ч. 5 ст. 247 КАС РФ стороны по административному делу обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, за исключением случаев освобождения от доказывания, определенных статьей 64 настоящего Кодекса. Обязанность доказывания оснований, указанных в статье 248 настоящего Кодекса, лежит на административном истце.

В пункте 19 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года № 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" разъяснено, что обязанность доказать величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на административном истце (часть 5 статьи 247 и часть 1 статьи 248 КАС РФ).

Если административный ответчик возражает против удовлетворения заявления, оно обязано доказать недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных заявителем, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы.

В определении суда от 10 декабря 2020 года (л.д. 1), и судебном заседании, состоявшемся 29 декабря 2020 года, в котором принимал участие представитель Правительства Калининградской области (л.д. 130-131), было разъяснено право заявить ходатайство о назначении судебной оценочной экспертизы либо представить доказательства наличия у указанного объекта иной рыночной стоимости в случае несогласия с представленным административным истцом отчетом об оценке.

Однако такое право не реализовано административными ответчиками и заинтересованным лицом, которые не представили возражений против заявленных требований, не заявили ходатайства о назначении судебной оценочной экспертизы и не представили доказательств наличия у спорного объекта иной рыночной стоимости.

Принимая во внимание совокупность имеющихся в деле доказательств, суд приходит к выводу о том, что сведения о величине рыночной стоимости нежилого помещения с кадастровым номером , содержащиеся в представленном административным истцом отчете об оценке, не опровергнуты.

С учетом изложенного суд полагает заявленные ООО «СОСО» административные исковые требования подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 248-249 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление ООО «СОСО» о пересмотре кадастровой стоимости нежилого помещения с кадастровым номером , поданное в суд 7 декабря 2020 года, - удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером площадью 201,1 кв.м, расположенного на ул.Захарова,1 в г.Калининграде, равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2016 года в размере 4 250 800 руб.

Настоящее решение после его вступления в законную силу является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости нежилого помещения, установленной в размере его рыночной стоимости, в качестве новой кадастровой стоимости нежилого помещения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Калининградский областной суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

Решение в окончательной форме изготовлено 4 февраля 2020 года.

Судья Калининградского

областного суда                                                                                 А.А. Струкова

3а-46/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
ООО "Сосо"
Ответчики
Правительство Калининградско йобласти
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕНОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Суд
Калининградский областной суд
Судья
Струкова Анжелика Алексеевна
Дело на сайте суда
oblsud.kln.sudrf.ru
08.12.2020Регистрация административного искового заявления
08.12.2020Передача материалов судье
10.12.2020Решение вопроса о принятии к производству
10.12.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.12.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
29.12.2020Судебное заседание
28.01.2021Судебное заседание
04.02.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.02.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.01.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее