Мотивированное решение составлено 10 июля 2020 года
66RS0020-01-2020-000134-58
дело № 2а-308/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 июня 2020 года пгт. Белоярский
Белоярский районный суд Свердловской области в составе:
председательствующего судьи Пархоменко Т.А.,
при секретаре судебного заседания Лялиной М.А.,
с участием представителя административного истца Панасенко С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Новоселовой Е. В. к Администрации Малобрусянской сельской управе Администрации Белоярского городского округа, Администрации Белоярского городского округа о признании незаконными действий по формированию места накопления твердых бытовых отходов, возложении обязанности,
установил:
Новоселова Е.В. обратилась в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением к Администрации Малобрусянской сельской управе Администрации Белоярского городского округа, в котором просила признать незаконными действия административного ответчика по размещению контейнерной площадки в п. Гагарский на ул. Садовая.
В последующем административный истец уточнила заявленные требования (26 июня 2020 года) и просила признать незаконными действия административных ответчиков по формированию места накопления твердых бытовых отходов (далее - ТБО) в п. Гагарский на ул. Садовая в непосредственной близости от земельного участка административного истца; обязать административных ответчиков устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца путем переноса места накопления ТЮО и контейнеров в п. Гагарский на ул. Садовая, расположенную в непосредственной близости от земельного участка административного истца, в месте, соответствующем требованиям действующих санитарно-эпидемиологических норм.
В обоснование требований административный истец указала, что является собственником земельного участка кадастровый номер <номер>, расположенного по адресу: <адрес>, на территории Малобрусянской сельской управы Администрации Белоярского городского округа.
В 2019 году административным ответчиком в рамках действующего законодательства была организована площадка для сбора ТБО с контейнерами в непосредственной близости от земельного участка, принадлежащего административному истцу (на расстоянии 11 метров), что противоречит нормам действующего законодательства и санитарным нормам, нарушает ее права на благополучную окружающую среду, поскольку из незакрытых контейнеров мусор разлетается на расстояние более 15 метров, в том числе и на принадлежащий ей земельный участок, а также распространяется едкий запах гниющих отходов в теплое время года.
Административный истец обращалась к административному ответчику с требованием об устранений нарушений, однако письмом № 01-10/350 от 17 декабря 2019 года отказался добровольно устранять допущенные нарушения.
Определениями судьи, изложенными в протоколах судебных заседаний от 13 мая 2020 года, 19 июня 2020 года к участию в деле в качестве административного ответчика привлечена Администрация Белоярского городского округа, в качестве заинтересованного лица ЕМУП «Спецавтобаза».
Представитель административный истца Новоселовой Е.В – Панасенко С.В., действующий на основании доверенности просил заявленные требования удовлетворить в полном объеме, указал, что формирование места накопления ТБО установлено в нарушение действующего законодательства и санитарных правил, расположение контейнерной площадки административным ответчиком не согласовано Управлением Роспотребнадзора. Оспариваемые действия административных ответчиков нарушает права административного истца на благоприятную окружающую среду, поскольку постоянно на земельном участке Новоселовой Е.В. находится бытовой мусор, который прилетает из установленных контейнеров, и как следствие право на использование земельного участка для отдыха. Отсутствие на земельном участке каких-либо объектов не свидетельствует о нарушении прав административного истца.
Представители административных ответчиков Малобрусянской сельской управы Администрации Белоярского городского округа, Администрации Белоярского городского округа, представитель заинтересованного лица начальник Отдела архитектуры и градостроительства Администрации Белоярского городского округа Пырьева Я.А., представитель заинтересованного лица ЕМУП «Спецавтобаза» в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом – электронной почтой, в том числе посредством размещения информации на официальном интернет-сайте Белоярского районного суда Свердловской области. Ходатайств об отложении судебного заседания не поступило.
От представителя административного ответчика Малобрусянской сельской управы Администрации Белоярского городского округа поступил отзыв на административное исковое заявление (18 марта 2020 года), в котором указано, что нарушений действующего законодательства в размещении контейнерной площадки в п. Гагрский на ул. Садовая со стороны Малобрусянской сельской управы Администрации Белоярского городского округа не допущено. Земельный участок, принадлежащий административному истцу, не имеет строений и оконовален. Требования действующего законодательства, в том числе, в части сбора мусора соблюдаются в полной мере, сбор мусора осуществляется ежедневно.
Представитель административного ответчика Администрации Белоярского городского округа в представленном отзыве просил рассмотреть дело в его отсутствие, при этом указал, что с заявленными административными требованиями административный ответчик не согласен. Постановлением главы Белоярского городского округа № 1964 от 13 ноября 2018 года утверждена схема расположения земельного участка площадью 26 кв.м на кадастром плане территории с кадастровым номером <номер>, расположенного по адресу: Свердловская область, Белоярский район, п.Гагарский, ул. Садовая, категория земель - земли населенных пунктов, территориальная зона – Ж1, вид разрешенного использования - коммунальное обслуживание, согласованная с начальником Отела и архитектуры, градостроительства Администрации Белоярского городского округа. Данная схема была направлена в территориальный отдел Управления Роспотребнадзора Свердловской области в городе Асбесте и Белоярском районе на согласование, однако в согласовании места размещения, указанной площадки было отказано в связи с тем, что от контейнерной площадки до границ земельных участков, расположенных по адресам: ул. Садовая, д. 1а и д. 2а в п. Гагарский не соблюдено расстояние, установленное пунктом 8.2.5 СанПин 2.1.2.2645-10. 08 июня 2020 года в Управление Роспотребнадзора Свердловской области повторно направлена для рассмотрения схема размещения контейнерной площадки с учетом положений пункта 2.3 СанПин 2.1.7.3550-19, согласно которому главный государственный санитарный врач может принять решение об изменении расстояния от места (площадки) ТКО до нормируемого объекта не более чем на 25%, однако ответ до настоящего времени не поступил. Кроме того указал, что собственником контейнеров, установленных на ул.Садовая, 1а и 2а в п. Гагарский является ЕМУП «Спецавтобаза», которая и разместила контейнеры по указанному адресу.
Поскольку указанные лица, участвующие в деле были надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, в соответствии с частью 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд рассмотрел дело в их отсутствие.
Заслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: нарушение оспариваемым решением, действием (бездействием) прав, свобод и законных интересов административного истца, а также не соответствие закону или иному нормативному правовому акту.
Согласно статье 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Право граждан на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека закреплено также в статье 8 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Федеральный закон № 52-ФЗ).
В соответствии с частью 2 статьи 21 Федерального закона № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» содержание территории городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
Пунктом 1 статьи 22 указанного Федерального закона предусмотрено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Правовые нормы Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относят, в том числе, участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих городских округов.
В соответствии с пунктом 4 статьи 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
В силу подпункта 12 пункта 6 Устава, утвержденного решением Белоярской районной думой от 27 июня 2005 года № 31, к вопросам местного значения относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
Санитарные правила содержания территорий населенных мест установлены СанПиН 42-128-4690-88 (утв. Главным государственным санитарным врачом СССР 5 августа 1988 года № 4690-88), согласно которым площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее 20 м, но не более 100 м.
Размещение мест временного хранения отходов, особенно на жилой территории, необходимо согласовать с районным архитектором и районными санэпидстанциями (пункт 2.2.3 указанных Правил).
Таким образом, действующее законодательство считает допустимым и безопасным для граждан размещение контейнерных площадок для сбора коммунальных отходов на расстоянии не менее 20 метров от жилых домов.
Как следует из материалов дела, Новоселова Е.В. является собственником земельного участка с кадастровым номером <номер>, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (л.д. 7-9).
Постановлением главы Белоярского городского округа от 13 ноября 2018 года № 1964 утверждена схема расположения земельного участка площадью 26 кв.м на кадастровом плане территории в кадастровом квартале <номер>, категория земель - земли населенных пунктов, территориальная зона – Ж1, вид разрешенного использования - коммунальное обслуживание, расположенного по адресу: Свердловская область, Белоярский городской округ, пос. Гагарский.
Указанная схема согласована начальником отдела и архитектуры, градостроительства Администрации Белоярского городского округа.
Согласно акту осмотра территории от 10 января 2020 года, составленной административным истцом, а также математическому расчету по вычислению расстояния между двумя объектами расстояние от места расположения мусорных контейнеров до земельного участка, принадлежащего Новоселовой Е.В. составляет 11 метров (л.д. 17-18, 24-25).
Несоответствие расстояния площадки, где установлены контейнеры для мусора от земельного участка административного истца также подтверждается письмом Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в городе Асбесте и Белоярском районе от 14 ноября 2019 года, согласно которому выявлено несоответствие места размещения контейнерной площадки пункту 8.2.5 СанПин 2.1.2.2645-10.
При таких обстоятельствах, оценив все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности в соответствии со статьей 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу, что оспариваемые действия органа местного самоуправления не соответствует положениям Федерального закона № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», СанПиН 42-128-4690-88 и нарушает права и законные интересы административного истца, следовательно, заявленные требования подлежат удовлетворению.
Принимая во внимание, что оспариваемые действия не соответствуют требованиям законодательства и нарушают права административного истца, то имеются основания для признания таких действий незаконными с возложением на административного ответчика обязанности по устранению допущенного нарушения прав Новоселовой Е.В.
При этом суд полагает необходимым отметить, что формирование места накопления ТБО относится к компетенции Администрации Белоярского городского округа, в связи с чем оснований для удовлетворения требований к Малобрусянской сельской управе Администрации Белоярского городского округа не имеется.
Кроме того, не подлежит удовлетворению требование административного истца о возложении обязанности на административного ответчика перенести места накопления ТБО и контейнеров в п.Гагарский в место, соответствующее требованиям действующих санитарно-эпидемиологических норм, поскольку суд не вправе совершать действия, которые входят в предмет компетенции другого муниципального органа и тем самым исполнять его функции.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░. ░░░░░░░ ░ ░. ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ <░░░░░>.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░. ░..
░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ /░░░░░░░/ ░.░. ░░░░░░░░░░