дело № 2-1662/2023
УИД 61RS0005-01-2023-001555-61
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
29 мая 2023 года Октябрьский районный суд г. Ростова-на-Дону
в составе: председательствующего судьи Толстовой Н.П.,
при секретаре Бойко Н.В.,
с участием помощника прокурора Астаховой В.В.,
представителя МКУ «ДИСОТИ» по доверенности Сулик В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление заместителя прокурора г. Ростова-на-Дону в интересах неопределенного круга лиц к МКУ «Дирекция по строительству объектов транспортной инфраструктуры г. Ростова-на-Дону», третье лицо: Департамент автомобильных дорог и организации дорожного движения г. Ростова-на-Дону об обязании произвести ремонт лестничных сходов,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора г. Ростова-на-Дону в порядке ст.45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц обратился в Октябрьский районный суд г. Ростова-на-Дону с настоящим иском указывая на следующие обстоятельства.
Прокуратурой г. Ростова-на-Дону проведена проверка доводов обращения депутата Законодательного Собрания Ростовской области Федяева Е.И. в интересах Петросяна Г.Р. по вопросу ненадлежащего состояния лестничного схода, расположенного по адресу: <...>. Проверкой установлено, что автомобильная дорога по <...> включена в перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения, относящихся к собственности города Ростова-на-Дону, утвержденный постановлением администрации г. Ростова-на-Дону от 20.04.2010 № 290. По сведениям Департамента автомобильных дорог и организации дорожного движения <...> лестничный сход по <...> находится в составе автомобильной дороги по <...>, включен в состав технического паспорта, обеспечивает спуск на тротуарную часть <...>, являясь ее элементом. Результатами проверки установлено несоответствие лестничного схода отдельным требованиям СП 59.13330.2020. Свод правил. «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001» (далее - СП 59.13330.2020).
Так, в нарушение пункта 5.1.11 СП 59.13330.2020 покрытие поверхности тротуара со стороны <...> имеет неровности и выбоины, нарушение целостности. В нарушение пунктов 5.1.11, 5.1.12, 5.1.13 СП 59.13330.2020 ступени лестницы неодинаковой ширины и геометрии, покрытие ступеней местами разрушено, нарушена целостность покрытия ступеней, на верхнем марше установлен поручень только с одной стороны, на нижнем марше поручни не установлены. Межлестничная площадка выполнена из бетонных плит, которые уложены неровно, с перепадами высоты, местами имеются разрушения. На пути движения имеется выступающая оголенная арматура. Перед лестницами отсутствует предупредительная тактильная разметка, что нарушает пункт 5.1.10 СП 59.13330.2020.
Факты указанных нарушений отражены в представлении прокуратуры города, внесенном 11.07.2022 года заместителю главы администрации г. Ростова-на-Дону по транспорту и дорожному хозяйству, по итогам рассмотрения которого сообщено, что будут приняты меры к устранению выявленных нарушений. Однако указанные нарушения до настоящего времени не устранены.
На основании изложенного заместитель прокурора города Ростова-на-Дону просил суд обязать МКУ «Дирекция по строительству объектов транспортной инфраструктуры г. Ростова-на-Дону» в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести ремонт лестничного схода по адресному ориентиру: <...>, обеспечивающий соблюдение требований пунктов 5.1.10, 5.1.11, 5.1.12, 5.1.13 СП 59.13330.2020. Свод правил. «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001».
В судебном заседании помощник прокурора Астахова В.В. заявленные исковые требования поддержала и настаивала на их удовлетворении.
В судебном заседании представитель ответчика МКУ «Дирекция по строительству объектов транспортной инфраструктуры г. Ростова-на-Дону» по доверенности Сулик В.В. заявленные исковые требования полностью признала, в представленном суду ходатайстве со ссылкой на ст. 206 ГПК РФ просила суд предоставить 12-тимесячный срок для исполнения решения суда с даты его вступления в законную силу.
Выслушав объяснения участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
В ходе рассмотрения данного гражданского дела судом установлено, что прокуратурой г. Ростова-на-Дону проведена проверка доводов обращения депутата Законодательного Собрания Ростовской области Федяева Е.И. в интересах Петросяна Г.Р. по вопросу ненадлежащего состояния лестничного схода, расположенного по адресу: <...>. Проверкой установлено, что автомобильная дорога по <...> включена в перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения, относящихся к собственности города Ростова-на-Дону, утвержденный постановлением администрации г. Ростова-на-Дону от 20.04.2010 № 290.
Согласно ч. 1 ст. 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов» правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и с сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно- зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородним и автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 1л 1-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно.
В силу ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее Закон № 257-ФЗ) автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц.К собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог (ч. 9 ст. 6 Закона № 257-ФЗ).
Согласно п. 6 ст. 3 Закона № 257-ФЗ дорожной деятельностью является деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
В соответствии с п. 1 ст. 3 Закона № 257-ФЗ автомобильной дорогой является объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
В силу п. 3 ст. 3 Закона № 257-ФЗ лестничные сходы являются искусственными дорожными сооружениями, т.е. сооружениями, предназначенными для движения транспортных средств, пешеходов в местах пересечения автомобильных дорог иными дорогами и в местах, которые являются препятствиями для такого движения.
Подпунктом 3 пункта 5 Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, утвержденной приказом Минтранса России от 16.11.2012 №402 замена и восстановление лестничных сходов отнесено к ремонту автомобильных дорог.
Подпунктом 3 пункта 6 Классификации восстановление элементов лестничных сходов отнесено к содержанию автомобильных дорог.
Кроме того, в соответствии со ст. 7 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» строительные конструкции и основание здания или сооружения должны обладать такой прочностью и устойчивостью, чтобы в процессе строительства и эксплуатации не возникало угрозы причинения вреда жизни или здоровью людей, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений в результате: разрушения отдельных несущих строительных конструкций или их частей; разрушения всего здания, сооружения или их части; деформации недопустимой величины строительных конструкций, основания здания или сооружения и геологических массивов прилегающей территории; повреждения части здания или сооружения, сетей инженерно- технического обеспечения или систем инженерно-технического обеспечения в результате деформации, перемещений либо потери устойчивости несущих строительных конструкций, в том числе отклонений от вертикальности.
По сведениям Департамента автомобильных дорог и организации дорожного движения <...> лестничный сход по <...> находится в составе автомобильной дороги по <...>, включен в состав технического паспорта, обеспечивает спуск на тротуарную часть <...>, являясь ее элементом.
Вместе с тем, по итогам проведенной прокурорской проверки установлено несоответствие лестничного схода отдельным требованиям СП 59.13330.2020. Свод правил. «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001» (далее - СП 59.13330.2020).
Так, в нарушение пункта 5.1.11 СП 59.13330.2020 покрытие поверхности тротуара со стороны <...> имеет неровности и выбоины, нарушение целостности. В нарушение пунктов 5.1.11, 5.1.12, 5.1.13 СП 59.13330.2020 ступени лестницы неодинаковой ширины и геометрии, покрытие ступеней местами разрушено, нарушена целостность покрытия ступеней, на верхнем марше установлен поручень только с одной стороны, на нижнем марше поручни не установлены. Межлестничная площадка выполнена из бетонных плит, которые уложены неровно, с перепадами высоты, местами имеются разрушения. На пути движения имеется выступающая оголенная арматура. Перед лестницами отсутствует предупредительная тактильная разметка, что нарушает пункт 5.1.10 СП 59.13330.2020.
Факты указанных нарушений отражены в представлении прокуратуры города, внесенном 11.07.2022 года заместителю главы администрации г. Ростова-на-Дону по транспорту и дорожному хозяйству, по итогам рассмотрения которого сообщено, что будут приняты меры к устранению выявленных нарушений.
Также в ответе от 26.08.2022 № 59.5/1599 за подписью и.о. заместителя главы администрации города Ростова-на-Дону по транспорту и дорожному хозяйству сообщалось, что будет проведен комиссионный выезд на место с целью оценки технического состояния лестничного схода, необходимости проведения ремонта и возможности устройства пандуса для маломобильных групп населения. По результату оценки (при необходимости) подготовлена сметная документация предложения о выделении средств на ремонт на августовское заседание Ростовской-на-Донку городской Думы.
Согласно пункту 2.2 Устава МКУ «ДИСОТИ», утвержденного распоряжением Департамента автомобильных дорог и организации дорожного движения города Ростова-на-Дону от 11.03.2016 г. № 22, предметом деятельности МКУ «ДИСОТИ» является оказание услуг, выполнение работ и исполнение функций в целях обеспечения реализации полномочий органов местного самоуправления города Ростова-на-Дону в сфере управления, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, капитального ремонта автомобильных дорог общего пользования местного значения и искусственных сооружений на территории г. Ростова-на-Дону.
Департамент автомобильных дорог и организации дорожного движения г. Ростова-на-Дону является по отношению к МКУ «ДИСОТИ» главным распорядителем бюджетных средств.
Согласно ответу от 24.03.2023 № за подписью заместителя директора МКУ «ДИСОТИ» в настоящее время проведены обмеры вышеуказанного объекта и подготовлена сметная документация. МКУ «ДИСОТИ» предоставляло пакет документов в Департамент автомобильных дорог и организации дорожного движения города Ростова-на-Дону для подготовки предложения в муниципальное казначейство о выделении финансирования на проведение мероприятий по ремонту лестницы и установки пандуса по <...>. Однако необходимая сумма на ремонт вышеуказанного лестничного схода не выделена.
Суд приходит к выводу о том, что неприятие мер к ремонту лестничных сходов создает реальную угрозу причинения вреда здоровью и жизни жителей города, также свидетельствует о ненадлежащем исполнении МКУ «Дирекция по строительству объектов транспортной инфраструктуры г. Ростова-на-Дону» обязанностей по содержанию вверенного ему муниципального имущества.
Учитывая вышеизложенное суд считает, что предъявленные в этой части требования прокурора законны и обоснованы.
Принимая во внимание положения части 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определяя конкретный срок, обеспечивающий соблюдение баланса интересов сторон, исходя из характера правоотношений, суд полагает возможным предоставить ответчику шестимесячный срок со дня вступления решения в законную силу для его исполнения.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Обязать МКУ «Дирекция по строительству объектов транспортной инфраструктуры г. Ростова-на-Дону» в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести ремонт лестничного схода по адресному ориентиру: <...>, обеспечивающий соблюдение требований пунктов 5.1.10, 5.1.11, 5.1.12, 5.1.13 СП 59.13330.2020. Свод правил. «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001».
Решение может быть обжаловано в месячный срок с момента принятия решения в окончательной форме в апелляционную инстанцию Ростовского областного суда путем подачи апелляционной жалобы или апелляционного представления через Октябрьский районный суд г. Ростова-на-Дону.
Решение в окончательной форме изготовлено 29 мая 2023 года.
Судья: