Дело № 2а-8831/21
45RS0026-01-2021-014229-94
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
(мотивированное)
14 сентября 2021 года г. Курган
Курганский городской суд Курганской области в составе
председательствующего судьи Степановой О.Н.
при секретаре Настюшкиной Н.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Шульгина Сергея Алексеевича к Администрации города Кургана, Департаменту архитектуры, строительства и земельных отношений Администрации города Кургана о признании решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельных участков от 09.07.2021г. незаконным,
установил:
Шульгин С.А. обратился в Курганский городской суд с административным иском к Департаменту архитектуры, строительства и земельных отношений Администрации г. Кургана о признании незаконным решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельных участков.
В обосновании административного иска указано, что Шульгин С.А. является собственником сооружения с кадастровым номером №, площадью 1046,5 кв.м., назначение, производственное, разрешенное использование: для благоустройства з/тока, расположенное по адресу: <адрес> Право на указанное сооружение признано за истцом на основании вступившего в законную силу решения Курганского городского суда от 05.04.2012 года по делу № 2-3027/12. Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на указанный объект произведена, что подтверждается выпиской из единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН). В целях оформления прав на земельный участок, под принадлежащим истцу сооружением, он обратился в ООО «Геос» для подготовки схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории. Учитывая, что сооружение с кадастровым номером № согласно сведениям ЕГРН и Правилам землепользования и застройки города Кургана расположено в 2-х территориальных зонах зоне Ж1 и зоне ОДЗ-3, то в соответствии с требованиями п.7 ст. 11.9 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ), а именно «не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон» было подготовлено 2 схемы под частью сооружения в зоне Ж1 и под частью сооружения ОДЗ-3. В соответствии со ст. 39.14 ЗК РФ Истец обратился к Административному Ответчику в Департамент архитектуры, строительства и земельных отношений Администрации г. Кургана с заявлениями о предварительном согласовании предоставления в собственность земельных участков, площадью 642 кв.м. и 1014 кв.м., расположенных по адресу: <адрес> 09.07.2021 года ответом Департамента архитектуры, строительства и земельных отношений Администрации г. Кургана №Ш-75.3.-133а, Ш-75.3-134а в предварительном согласовании истцу было отказано в связи со следующим:
1) границы земельного участка не совпадают с местоположением объекта с кадастровым номером № что приводит к нерациональному использованию земель.
2) сооружение с кадастровым номером №, площадью 1046,5 кв.м., назначение, производственное, разрешенное использование: для благоустройства з/тока, сложенное по адресу: Курганская обл., г. Курган, мкр. Глинки, ул. Центральная, д. 10 зарегистрировано в ЕГРН, как вспомогательное.
Административный истец не может согласится с указанным отказом по следующим основаниям: в отношении довода о нерациональном использовании земель, считает необходимым отметить, что требования о том, что границы земельного участка должны в точности совпадать с границами расположенных на них объектов недвижимости в ЗК РФ не содержится, но имеется норма п. 6 ст. 11.9. ЗК РФ, а именно «образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами». Учитывая, что территория, на которой расположен объект недвижимости - сужение с кадастровым номером № окружена стоящими на государственном кадастровом учете земельными участками (кадастровые номера № которые имеют установленные в соответствии с требованиями действующего законодательства границы), как раз, формирование земельного участка исключительно под сооружением приведет нерациональному использованию земель, возникновению изломанности границ, что прямо противоречит требованиям действующего законодательства РФ. Ссылка на ч. 1 ст. 37 Градостроительного кодекса РФ, а именно вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними» в
данном случае применена некорректно. Сооружение с кадастровым номером № имеет разрешенное использование: для благоустройства з/тока. При этом согласно Правилам землепользования и застройки города Кургана, как в территориальной зоне Ж1, так и в территориальной зоне ОДЗ-3 в качестве одного из основных видов разрешенного использования имеется вид «благоустройство территории» (код 12.0.2), т.е. препятствий для формирования земельного участка с основным видом разрешенного использования, соответствующему, как действующему классификатору видов разрешенного использования, утвержденному приказом Минэкономразвития РФ от 1 сентября 2014 г. №540, так и действующим правилам землепользования и застройки города Кургана, отсутствуют. Это означает, что целевое использование объекта недвижимости как раз и будет соответствовать виду разрешенного использования земельного участка. Истец на основании решения Курганского городского суда от 05.04.2012 года по делу №2-3027/12 является собственником исключительно сооружения с кадастровым номером № основное здание - зерноток находится в собственности иных лиц (ЗАО «Глинки») и под ним сформирован самостоятельный земельный участок, на котором сооружение с кадастровым номером № не располагается, т. е. иного способа на реализацию своего права на приобретение земельного участка под принадлежащим Истцу объектом недвижимости, кроме как получения предварительного согласования на предоставления в собственность земельных участков в соответствии с представленными схемами и последующим выкупом земельного участка у Истца не имеется.
Просит суд признать решение Департамента архитектуры, имущественных и земельных отношений Администрации города Кургана от 09.07.2021 г. № Ш-75.3-133а, Ш-75.3.-1234а в отказе в предварительном согласовании предоставления земельных участков, незаконным.
Судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен собственник основного сооружения- ЗАО «Глинки».
Административный истец и его представители в судебном заседании на заявленных требованиях настаивали.
Представитель административного ответчика в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве.
Представитель заинтересованного лица ЗАО «Глинки» в судебное заседание не явился, извещен надлежаще.
Заслушав участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Для признания решений, действий (бездействий) органа государственной власти, орган местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, незаконными согласно ст. 227 КАС РФ, необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействий) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Установлено, что Шульгин С.А. является собственником сооружения с кадастровым номером №, площадью 1046,5 кв.м., назначение, производственное, разрешенное использование: для благоустройства з/тока, расположенное по адресу: <адрес>. Право на указанное сооружение признано за истцом на основании вступившего в законную силу решения Курганского городского суда от 05.04.2012 года по делу № 2-3027/12. Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на указанный объект произведена, что подтверждается выпиской из единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН).
В целях оформления прав на земельный участок, под принадлежащим истцу сооружением, он обратился в ООО «Геос» для подготовки схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории.
Учитывая, что сооружение с кадастровым номером № согласно сведениям ЕГРН и Правилам землепользования и застройки города Кургана расположено в 2-х территориальных зонах зоне Ж1 и зоне ОДЗ-3, то в соответствии с требованиями п.7 ст. 11.9 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ), а именно «не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон» было подготовлено 2 схемы под частью сооружения в зоне Ж1 и под частью сооружения ОДЗ-3.
Шульгин С.А. обратился в Департамент архитектуры, строительства и земельных отношений Администрации г. Кургана с заявлениями о предварительном согласовании предоставления в собственность земельных участков, площадью 642 кв.м. и 1014 кв.м., расположенных по адресу: <адрес>
09.07.2021 года Департамента архитектуры, строительства и земельных отношений Администрации г. Кургана направил ответ, в котором указано, что при рассмотрении границ земельных участков, представленных на схемах расположения, было установлено, что данные границы не совпадают с местоположением объекта кадастровым номером № что приводит к нерациональному использованию земель. Также указано, что по сведениям из ЕГРН наименование объекта с кадастровым номером №- сооружение- благоустройство территории зернотока, право зарегистрировано на объект недвижимости с назначением: вспомогательное.
Подпунктом 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что данный Кодекс и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства основываются на принципе деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Из системного толкования положений пунктов 2, 5, 6, 7 и 8 статьи 1, пунктов 1, 2 части 1 статьи 34, статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что установление территориальных зон конкретизирует положения документов территориального планирования в целях установления правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом параметры планируемого развития территорий, предусмотренных для соответствующей функциональной зоны.
Согласно ч. 1 ст. 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов:
1) основные виды разрешенного использования;
2) условно разрешенные виды использования;
3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
Согласно части 1 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации в результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон.
В силу пункта 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Статьей 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости (пункт 4); образование земельных участков не должно приводить к невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные данным Кодексом, другими федеральными законами (пункт 6).
Основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка перечислены в пункте 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации и являются исчерпывающими.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации основанием для отказа утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам.
Таким образом, перечень, указанный в ст. 11.9 ЗК РФ является закрытым и расширительному толкованию не подлежит.
Из представленных материалов не усматривается наличие у истца обстоятельств, предусмотренных ст. 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации, препятствующих предварительному согласованию предоставления земельных участков.
Вместе с тем, в случае выявления после предварительного согласования обстоятельств, препятствующих утверждению схем расположения земельных участков, административный ответчик не лишен возможности применить положения ст. 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, отказ в предварительном согласовании предоставления земельных участков является не обоснованным.
При таких обстоятельствах административное исковое заявление Шульгина С.А. к Департаменту архитектуры, строительства и земельных отношений Администрации г. Кургана о признании незаконным решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельных участков подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
Административное исковое заявление Шульгина Сергея Алексеевича к Администрации города Кургана, Департаменту архитектуры, строительства и земельных отношений Администрации города Кургана о признании решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельных участков от 09.07.2021г. незаконным удовлетворить.
Признать незаконным решение Департамента архитектуры, строительства и земельных отношений Администрации города Кургана об отказе в предварительном согласовании предоставления земельных участков от 09.07.2021г. № ш-75-3-133а, №ш-75-3-134а.
Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Курганский городской суд.
Судья О.Н.Степанова