УИД 39RS0001-01-2020-003833-52
ТРЕТИЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
Дело №88-12110/2021
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Санкт-Петербург 15 сентября 2021 года
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего: Белинской С.В.,
судей: Рогачевой В.В. и Ирышковой Т.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Кузнецовой Ирины Вячеславовны на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Калининградского областного суда от 02 февраля 2021 года по делу №2-3986/2020 по иску Кузнецовой Ирины Вячеславовны к Управлению министерства внутренних дел России по Калининградской области и федеральному казенному учреждению здравоохранения «Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел Российской Федерации по Калининградской области» о признании незаконным сокращения должности, признании незаконными приказов об организационно-штатных вопросах и увольнении, восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула и денежной компенсации морального вреда.
Заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Рогачевой В.В., заключение прокурора отдела управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Бахтиной Н.И. о законности и обоснованности обжалуемого судебного постановления, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Кузнецова И.В. обратилась в суд с иском к УМВД России по Калининградской области и ФКУЗ «МСЧ МВД России по Калининградской области» о признании незаконным сокращения должности заместителя начальника Центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора МСЧ МВД России по Калининградской области – врача по общей гигиене, признании незаконными приказов УМВД России по Калининградской области от 11.03.2020 №87 и ФКУЗ «МСЧ МВД России по Калининградской области» от 16.03.2020 №30 об организационно-штатных вопросах в части сокращения вышеуказанной должности, признании незаконным приказа о ее увольнении от 08.06.2020, восстановлении её на работе в должности заместителя начальника Центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора МСЧ МВД России по Калининградской области – врача по общей гигиене, аннулировании записи о её увольнении в трудовой книжке, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула за период с 09.06.2020 по день вынесения решения суда, взыскании денежной компенсации морального вреда в размере 300.000 руб. и судебных расходов.
Решением Ленинградского районного суда г. Калининграда от 15 октября 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Калининградского областного суда от 02 февраля 2021 года, в удовлетворении иска Кузнецовой И.В. отказано.
В кассационной жалобе, направленной по почте 02 мая 2021 года и поступившей в Третий кассационный суд общей юрисдикции 03 июня 2021 года, истица Кузнецова И.В. просит об отмене апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Калининградского областного суда от 02 февраля 2021 года, считая его не соответствующим нормам материального права и принятым без учета всех юридически значимых обстоятельств, с направлением дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
В возражениях на кассационную жалобу ответчик ФКУЗ «МСЧ МВД России по Калининградской области» просит оставить обжалуемое судебное постановление без изменения.
Дело рассмотрено судебной коллегией в отсутствие истицы Кузнецовой И.В. и представителей ответчиков УМВД России по Калининградской области и ФКУЗ «МСЧ МВД России по Калининградской области», надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания.
В соответствии с ч.1 ст.379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Доводы кассационной жалобы, содержание судебных постановлений и материалы дела о таких нарушениях не свидетельствуют.
Судами первой и второй инстанции правильно применены нормы материального права, определены и на основе надлежащей оценки доказательств установлены обстоятельства, имеющие юридическое значение, исходя из которых сделаны правильные выводы по существу спора.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Кузнецова И.В. 02.10.2017 была принята на работу в ФКУЗ «МСЧ МВД России по Калининградской области» на должность заместителя начальника центра – врача по общей гигиене Центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
Уведомлением от 23.03.2020 Кузнецова И.В. была предупреждена работодателем о предстоящем увольнении по сокращению штатов на основании п.2 ч.1 ст.81 ТК РФ.
В период предупреждения об увольнении истице работодателем были предложены вакантные должности, в числе которых и должность заместителя начальника ЦГСЭН - врача, предусматривающая службу в органах внутренних дел. Согласие на работу в предложенных ей должностях от Кузнецовой И.В. не поступило.
Приказом от 08.06.2020 №85-л/с Кузнецова И.В. была уволена по п.2 ч.1 ст. 81 ТК РФ – в связи с сокращением численности или штата работников организации.
Факт произведенного в ФКУЗ «МСЧ МВД России по Калининградской области» сокращения ряда должностей, в том числе, и должности истицы, подтвержден копией приказа начальника УМВД России по Калининградской области №87 от 11.03.2020 об организационно-штатных вопросах с Перечнем изменений в штатное расписание (приложение к приказу №87 от 11.03.2020), копией приказа начальника ФКУЗ «МСЧ МВД России по Калининградской области» №30 от 16.03.2020 об организационно-штатных вопросах с Перечнем изменений в штатное расписание (приложение к приказу № 30 от 16.03.2020), штатным расписанием ФКУЗ «МСЧ МВД России по Калининградской области», утвержденным приказом №63 от 01.10.2019, рапортом начальника организационно-методического и лечебно-профилактического отдела ФКУЗ «МСЧ МВД России по Калининградской области» от 05.11.2019.
В штатном расписании до 23.05.2020г. в ФКУЗ «МСЧ МВД России по Калининградской области» в ЦГСЭН имелась одна должность гражданского персонала: заместителя начальника центра - врача по общей гигиене ЦГСЭН МСЧ на 1 ставку. По состоянию на 23.05.2020 в указанное штатное расписание ФКУЗ «МСЧ МВД России по Калининградской области» Приказом начальника учреждения №30 от 16.03.2020 введена одна должность заместителя начальника центра - врача по общей гигиене, предусматривающая наличие специального звания - майора внутренней службы.
В соответствии с приложениями Инструкции по организационно-штатной работе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденной Приказом Министра Внутренних дел РФ от 29.12.2012 №1155, проекты штатных расписаний (перечней изменений в штатные расписания) медико-санитарных частей МВД России, подготовленные в рамках полномочий специальных субъектов организационно-штатной работы - МВД, ГУ МВД, УМВД, подлежат согласованию с Департаментом тыла МВД России.
Для принятия решения о возможности проведения организационноштатных мероприятий в ФКУЗ «МСЧ МВД России по Калининградской области» начальнику Департамента по материально-техническому и медицинскому обеспечению МВД России были направлены проекты перечней изменений, финансово-экономическое обоснование, пояснительная записка. В пояснительной записке ФКУЗ «МСЧ МВД России по Калининградской области» предложено исключить из штата Центра 1,0 должность гражданского персонала - заместителя начальника центра - врача по общей гигиене, и включить в штат Центра 1,0 должность сотрудника - заместителя начальника центра - врача. В качестве основания указано приложение №25 к приказу МВД России от 30.04.2011 № 333 «О некоторых организационных вопросах и структурном построении территориальных органов МВД России».
Приказом МВД РФ от 30.04.2011 №333 «О некоторых организационных вопросах и структурном построении территориальных органов МВД России» (приложение № 25) утвержден Перечень должностей старшего и среднего начальствующего состава и соответствующих им предельных специальных званий в федеральных казенных учреждениях здравоохранения «Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел Российской Федерации» по субъектам Российской Федерации».
Согласно указанному Перечню должность заместителя начальника ЦГСЭН МСЧ МВД РФ предусматривает наличие специального звания (майор внутренней службы). В примечании к названному Перечню указано, что вместо должностей начальствующего состава, установленных настоящим Перечнем, в штатные расписания могут включаться должности медицинских работников.
Организационно-штатная группа УМВД России по Калининградской области в соответствии с приказом МВД России от 29.12.2012 № 1155 «Об утверждении Инструкции по организационно-штатной работе в органах внутренних дел» в пределах своих полномочий рассмотрела вопрос о необходимости изменения штатного расписания указанного учреждения и разработала проект изменений штатного расписания, который был согласован с Департаментом по материально-техническому и медицинскому обеспечению МВД России без замечаний.
Разрешая спор и отказывая Кузнецовой И.В. в удовлетворении иска, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что организационно-штатные мероприятия работодателем истицы действительно проводились; сокращение занимавшейся ею должности фактически произошло; процедура увольнения проведена работодателем в соответствии с требованиями законодательства; права истицы при увольнении нарушены не были; вакантные должности ей предлагались, но она от них отказалась.
Оспариваемые истицей приказ УМВД России по Калининградской области №87 от 11.03.2020 «Об организационно-штатных вопросах» и приказ ФКУЗ «МСЧ МВД России по Калининградской области» №30 от 16.03.2020 «Об организационно-штатных вопросах» изданы в установленном законом порядке, не противоречат Инструкции, утверждённой приказом МВД России от 29.12.2012 № 1155, Приказу МВД РФ от 30.04.2011 № 333 «О некоторых организационных вопросах и структурном построении территориальных органов МВД России», в связи с чем оснований для признания их незаконными не имеется.
Суд кассационной инстанции выводы судов о наличии оснований для отказа в удовлетворении иска считает соответствующими установленным ими фактическим обстоятельствам дела и сделанными в полном соответствии с нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения: п.2 ч.1, ч.3 ст.81, ст.ст.22, 82, 179, 180, 373 ТК РФ, а также разъяснениями, содержащимися в постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 2 от 17.03.2004 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации».
Доводы кассационной жалобы Кузнецовой И.В. аналогичны доводам её искового заявления и апелляционной жалобы, которым судами первой и апелляционной инстанций дана надлежащая оценка в обжалуемых судебных постановлениях.
По сути, данные доводы сводятся к оспариванию целесообразности произведенного ответчиком сокращения занимавшейся истицей должности, а также к утверждениям о фиктивности такого сокращения, поскольку должностные обязанности по занимавшейся ею должности и вновь введенной должности идентичны.
Однако судами установлено, что сокращение штата работников ФКУЗ «МСЧ МВД России по Калининградской области» произошло в связи со складывающейся оперативной обстановкой, объемом служебной (производственной) деятельности и нагрузкой на личный состав в пределах установленного лимита численности.
Проведенный ответчиком анализ служебной деятельности показал необходимость возложения на заместителя начальника Центра дополнительных функциональных обязанностей, предусмотренных только для сотрудников органов внутренних дел, в том числе: командирование в составе сводных отрядов полиции с целью организации обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия в местах дислокации сотрудников, направленных на недопущение возникновения и распространение инфекционных заболевай среди командированного личного состава.
Так, на начальника ЦГСЭН МСЧ - врача (полковника внутренней службы) возложены функции по организации и проведению служебной боевой подготовки, установлены суточные дежурства. В случае отсутствия начальника ЦГСЭН МСЧ - врача данные обязанности возлагаются на его заместителя. Указанные обстоятельства подтверждаются Планом расстановки личного состава медицинской службы УМВД России по Калининградской области и сводных отрядов полиции на период проведения в г. Калининграде чемпионата по футболу от 26.05.2018, а также приказом №232 от 18.05.2018.
При этом вышеуказанные обязанности по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, а также функции по организации и проведению служебной боевой подготовки, в силу положений ФЗ «О полиции» и ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» могут быть возложены только на сотрудника органов внутренних дел.
Одной из основных задач ЦГСЭН является оперативное реагирование на возникающие очаги инфекционных заболеваний, в числе которых вспышки, иные чрезвычайные ситуации, требующие срочных выездов в служебные командировки в выходные и праздничные дни, независимо от времени суток, уровня сложности оперативно-служебной обстановки. Руководители ЦГСЭН как сотрудники органов внутренних дел направляются для несения службы в районы ответственности ВОГОиП МВД России на территории СКР, в зоны чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в места проведения крупных международных и массовых мероприятия.
Таким образом, решение о необходимости введения в штатное расписание аттестованной должности заместителя начальника ЦГСЭН работодателем обосновано при рассмотрении настоящего дела.
По сути, в результате сокращения штата работников произошло видоизменение и сливание функций медицинского работника и сотрудника органов внутренних дел, что не противоречит Приказу МВД РФ от 30.04.2011 № 333 «О некоторых организационных вопросах и структурном построении территориальных органов МВД России» и не свидетельствует о мнимости произведенного ответчиком сокращения штата.
При этом судами произведен анализ должностных обязанностей заместителя начальника Центра врача по общей гигиене ЦГСЭН МСЧ Кузнецовой И.В. и должностных обязанностей заместителя начальника Центра врача по общей гигиене ЦГСЭН МСЧ (сотрудника органов внутренних дел) и сделан вывод о том, что функциональные обязанности заместителя начальника Центра врача по общей гигиене ЦГСЭН МСЧ (сотрудника органов внутренних дел), вопреки соответствующим утверждениям истицы, претерпели изменения по сравнению с её должностными обязанностями.
Утверждения истицы об отсутствии финансово-экономического обоснования при проведении организационно-штатных мероприятиях ответчиками опровергнуты. Суду представлен расчет ежемесячного денежного довольствия, подлежащего выплате сотруднику, замещающему должность заместителя начальника центра - врача ЦГСЭН, имеющему специальное звание, согласно которому максимальный размер ежемесячного денежного довольствия составляет 68.157,75 руб., в то время как среднемесячная заработная плата заместителя начальника центра - врача ЦГСЭН (работника) превышает этот размер и составляет 72.231,00 руб.
Судебная коллегия считает необходимым также отметить, что в любом случае, принятие решения об изменении структуры, штатного расписания, численного состава работников организации относится к компетенции работодателя, который при принятии такого решения вправе расторгнуть трудовой договор с работником в связи с сокращением численности или штата работников организации при условии соблюдения установленного законом порядка увольнения и предоставления работнику соответствующих гарантий.
Оспаривая законность своего увольнения, истица ссылается на отсутствие необходимости сокращения штата работников. Между тем, суд не вправе вмешиваться в деятельность работодателя и решать вопросы о целесообразности и необходимости проводимых работодателем штатных мероприятий.
Вопреки соответствующим утверждениям истицы, организационно-штатные мероприятия затронули всю структуру МСЧ, а не только ее должность. То обстоятельство, что вновь введенная должность остается до настоящего времени вакантной, наряду с другими доказательствами по делу опровергает доводы истицы о том, что ее увольнение было связано с намерением ответчика предоставить эту должность другому лицу.
Процессуальных нарушений, которые могли бы привести к отмене правильных по существу постановлений, судами при рассмотрении настоящего дела не допущено.
Таким образом, доводы кассационной жалобы не свидетельствуют о наличии оснований для отмены обжалуемого судебного постановления, предусмотренных ст.379.7 ГПК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 390-390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Калининградского областного суда от 02 февраля 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Кузнецовой Ирины Вячеславовны – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи