Дело № 2-4652/2022 КОПИЯ
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 сентября 2022 года г. Новосибирск
Ленинский районный суд г. Новосибирска в составе:
Судьи Бурнашовой В.А.,
Прокурора Мильбергер М.А.,
При помощнике судьи Ищенко О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Южаковой Марины Андреевны к ГУФСИН России по Новосибирской области, ФКУ УИИ ГУФСИН России по Новосибирской области о восстановлении на службе, признании незаконным приказа об увольнении со службы, о признании незаконным отказа в заключении контракта, признании права на заключение контракта о службе в уголовно-исполнительной системе,
у с т а н о в и л:
Истец Южакова М.А. обратилась в суд с вышеуказанным иском, просит восстановить на службе в ФКУ УИИ ГУФСИН России по Новосибирской области, признать незаконным приказ об увольнении со службы, признать незаконным отказ от заключения контракта о службе в уголовно-исполнительной системе, признать право на заключение контракта в уголовно-исполнительной системе.
В обоснование иска указано, что Южакова М.А. с 2016 г. проходила службу в УИС, в ФКУ УИИ ГУФСИН России по Новосибирской области с 13.01.2020 в специальном звании лейтенанта внутренней службы, в должности инспектора Новосибирского МФ ФКУ УИИ ГУФСИН России по Новосибирской области. К служебным обязанностям относилась добросовестно, в соответствии с должностной инструкцией. Не согласна с увольнением по п. «г» ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел. По состоянию здоровья к службе годна, имеющееся образование позволяет продолжить службу. Полагает, что в перезаключении служебного контракта на неопределенный срок отказано необоснованно.
В судебном заседании истец Южакова М.А. и ее представитель Григорьев А.Н. доводы иска поддержали. Истец Южакова М.А. пояснила, что при подписании иска очень волновалась и плохо себя чувствовала, поэтому неправильно указала свое имя и ее подпись в иске не похожа на другие подписи. Почему указала, что уволена по п. «г» ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел, внятно объяснить не смогла. Пропустила срок давности для предъявления иска, потому что доверилась юристу. С ранее вынесенными приказами о дисциплинарных наказаниях не согласна, обжалует их в другом суде. Полагает, что на службе коллеги и руководство относились к ней предвзято. Имеются положительные характеристики, из которых следует, что она достойна продолжить службу в УИС.
Представители ответчиков ГУФСИН России по Новосибирской области, ФКУ УИИ ГУФСИН России по Новосибирской области Анисимова О.К., Комаров А.В., Левенец А.Э. в судебном заседании против удовлетворения иска возражали. Подробные письменные возражения приобщены к делу. Южакова М.А. законно и обоснованно уволена по пункту 1 части 1 статьи 84 Федерального закона от 19.07.2018 № 197-ФЗ по истечении срока действия срочного контракта. Процедура увольнения соблюдена. На заключение нового контракта волеизъявление работодателя отсутствует. В период службы Южакова М.А. с 13.01.2020 по 31.07.2021 отсутствовала на службе 150 календарных дней по временной нетрудоспособности, 84 календарных дня находилась в отпусках. Привлекалась к дисциплинарной ответственности в виде выговора, строгого выговора, предупреждения о неполном служебном соответствии. В связи с систематическими нарушениями служебной дисциплины включалась в группу повышенного внимания психологом отделения психологического обеспечения учреждения. Срок исковой давности для обращения в суд пропущен без уважительных причин, что является самостоятельным и достаточным основанием для отказа в удовлетворении иска.
Прокурором дано заключение об отказе в удовлетворении иска.
Выслушав участников процесса, изучив письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Порядок и условия прохождения государственной службы сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации до 1 августа 2018 года регулировался Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 года N 4202-1.
Ранее действовавшее законодательство (пункт "г" части 1 статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением ВС РФ от 23 декабря 1992 года N 4202-1) также предусматривало возможность увольнения сотрудника со службы в органах уголовно-исполнительной системы по окончании срока службы, предусмотренного контрактом.
Согласно статье 3 Федерального закона от 19 июля 2018 года N 197-ФЗ "О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", вступившего в силу с 01 августа 2018 года, регулирование правоотношений, связанных со службой в уголовно-исполнительной системе осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, Законом Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", Федеральным законом от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и другими федеральными законами, регламентирующими правоотношения, связанные со службой в уголовно-исполнительной системе; нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний; нормативными правовыми актами федерального органа уголовно-исполнительной системы в случаях, установленных федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации.
В случаях, не урегулированных нормативными правовыми актами Российской Федерации, указанными в части 1 настоящей статьи, к правоотношениям, связанным со службой в уголовно-исполнительной системе, применяются нормы трудового законодательства Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 84 Федерального закона от 19 июля 2018 года N 197-ФЗ, контракт прекращается, а сотрудник может быть уволен со службы в уголовно-исполнительной системе по истечении срока действия срочного контракта.
Согласно части 6 статьи 22 Федерального закона от 19 июля 2018 года N 197-ФЗ, срочный контракт считается заключенным на неопределенный срок, если за два месяца до истечения срока его действия стороны не заявят о желании заключить новый срочный контракт или расторгнуть контракт.
В силу части 1 статьи 89 Федерального закона от 19 июля 2018 года N 197-ФЗ, срочный контракт прекращается по истечении срока его действия, о чем сотрудник должен быть предупрежден в письменной форме не позднее, чем за семь рабочих дней до дня истечения указанного срока.
Материалами дела подтверждается, что Южакова Марина Андреевна, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, имеет высшее образование, в 2018 году окончила Новосибирский государственный технический университет по специальности «конфликтология». Проходила службу в уголовно-исполнительной системе с 11.07.2016 по 31.07.2021:
- 11.07.2016 назначена стажером по должности младшего инспектора группы надзора отдела безопасности ФКУ ИК-9 ГУФСИН России по Новосибирской области (приказ ФКУ ИК-9 от 11.07.2016 № 117-лс).
- 10.07.2019 назначена на должность инспектора отдела по воспитательной работе с подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Новосибирской области, по контракту на период отпуска по уходу за ребенком Ситниковой Н.В. (приказ ГУФСИН от 09.07.2019 № 274-лс).
- 13.01.2020 назначена на должность инспектора Новосибирского межмуниципального филиала ФКУ УИИ ГУФСИН России по Новосибирской области, по контракту на период отпуска по уходу за ребенком Ярковой О.И. (приказ ГУФСИН от 15.01.2020 № 1-лс).
01.08.2020 (в связи с выходом Ярковой О.И. из отпуска по уходу за ребенком) назначена на должность инспектора Новосибирского МФ ФКУ УИИ ГУФСИН России по Новосибирской области, по контракту сроком на один год (приказ ГУФСИН от 15.07.2020 № 326-лс).
31.07.2021 срочный контракт прекращен по истечении срока его действия, о чем Южакова М.А. была письменно уведомлена 13.05.2021, что свидетельствует о соблюдении процедуры увольнения (часть 1 статьи 89 Федерального закона от 19 июля 2018 года N 197-ФЗ).
Свою подпись в письменном уведомлении от 13.05.2021 (л.д.86) Южакова М.А. не оспаривает, в этот же день – 13.05.2021 Южакова М.А. получила направление на ВВК.
Как следует из листа собеседования (л.д.87), 13.05.2021 Южаковой М.А. в доступной форме разъяснено, что она подлежит увольнению в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 84 Федерального закона от 19 июля 2018 года N 197-ФЗ, контракт прекращается, а сотрудник может быть уволен со службы в уголовно-исполнительной системе по истечении срока действия срочного контракта.
В соответствии с правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 21 ноября 2013 года N 1866-0:
- само по себе заключение контракта на определенный срок предполагает, что по истечении данного срока отношения между сторонами могут быть прекращены независимо от того, существуют ли объективные обстоятельства, препятствующие возобновлению или продлению этих отношений. Прекращение контракта о службе в связи с истечением срока его действия соответствует общеправовому принципу стабильности договора (контракта) с учетом того, что сотрудник, заключая контракт на определенный срок, знает о его прекращении по истечении заранее оговоренного периода.
Суд критически оценивает голословные доводы Южаковой М.А. о том, что при заключении срочного служебного годового контракта от 01.08.2020 на нее якобы было оказано психологическое давление.
Так, Южакова М.А. не пояснила, кто именно и каким образом понудил ее к заключению срочного служебного годового контракта. В своем письменном заявлении от 29.06.2020 (л.д.38) Южакова М.А. просила заключить с ней новый контракт о службе в УИС именно на 1 год.
Собственной подписью в контракте о службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации от 01.08.2020 (л.д.56-57), Южакова М.А. подтвердила, что получила второй экземпляр контракта. В свою очередь в контракте четко прописано, что контракт заключен на 1 год (пункт 2), условия контракта могут быть изменены только по взаимному соглашению сторон контракта (пункт 10), при возникновении, связанного с выполнением контракта, служебный спор подлежит разрешению в соответствии с Федеральным законом (пункт 8).
Во время действия срочного служебного контракта Южакова М.А. не оспаривала его условия, в том числе условие о годичном сроке действия.
Доводы иска о нарушении положений Конституции Российской Федерации, гарантирующих каждому человеку и гражданину право на труд сформированы на основании неправильного толкования норм материального права.
Конституция Российской Федерации гарантирует каждому право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (статья 37, часть 1).
Вместе с тем при осуществлении правового регулирования труда (прохождения службы) законодатель вправе устанавливать различия в правовом статусе лиц, принадлежащих к разным по условиям и роду деятельности категориям (в том числе вводить правила, касающиеся условий замещения отдельных должностей и основания освобождения от должности), если эти различия являются объективно оправданными, обоснованными и соответствуют конституционно значимым целям.
Право каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (часть 1 статьи 37 Конституции Российской Федерации) не предполагает, однако, обязанность государства обеспечить занятие гражданином конкретной должности и не исключает возможность закрепления в законе специального порядка замещения тех или иных должностей в органах государственной власти и освобождения от занимаемой должности.
Из приведенных конституционных положений не вытекает право гражданина занимать определенную должность, выполнять конкретную работу в соответствии с избранным им родом деятельности и профессией и обязанность кого бы то ни было такую работу или должность ему предоставить. В сфере трудовых отношений свобода труда проявляется прежде всего в договорном характере труда. Именно в рамках трудового договора на основе соглашения гражданина и работодателя решается вопрос о работе по определенной профессии, специальности, квалификации или должности.
Свобода труда предполагает обеспечение каждому возможности на равных с другими гражданами условиях и без какой-либо дискриминации вступать в трудовые отношения, реализуя свои способности к труду.
Вопреки доводам иска, заключая срочный контракт, Южакова М.А. свободно распорядилась своими способностями к труду, принимая в том числе условие контракта о его действии на определенный срок.
Поскольку истец уволена со службы не по инициативе руководителя федерального органа уголовно-исполнительной системы или уполномоченного руководителя, а по истечении срока действия служебного контракта, то при рассмотрении настоящего спора не требуется правовая оценка законности и обоснованности приказов о привлечении к дисциплинарной ответственности.
Суд отклоняет доводы Южаковой М.А. о незаконности отказа работодателя в заключении с ней контракта на новый срок, поскольку законом не предусмотрена обязанность работодателя по заключению контракта на новый срок при истечении срока предыдущего контракта.
Исходя из характеризующего материала на Южакову М.А., представленному в дело, отказ работодателя в заключении служебного контракта не является произвольным и (или) надуманным.
Представленная Южаковой М.А. в дело характеристика от 14.03.2019 (л.д.10) дана за период службы в колонии (ИК-9), в период действия контракта от 01.08.2020 Южаковой М.А. дана нейтральная характеристика от 08.12.2020 (л.д.11), в которой указано на наличие двух действующих взысканий.
Следует отметить, что характеристика от 08.12.2020 выдана до проведения служебной проверки по факту обнаружения трупа условно осужденного Булатова А.Е. 2002 года рождения, который 31.12.2020, находясь на общем балконе 12-го этажа дома № 66 по ул. Фадеева в г. Новосибирске (по месту жительства Южаковой М.А.), совершил суицид путем падения с высоты.
Как следует из письменных объяснений коллег Южаковой М.А., проходящих с ней службу в одном отделе: инспекторов Сосновского П.А., Усова Д.С., Баланда И.А., Грязновой С.Н., Ковалевского В.П., Переваловой Ю.В., Сырцовой О.А., Хоренко Д.Ю., руководителей отдела Шкавира А.В., Губиной И.А., истец Южакова М.А. служебные обязанности исполняла ненадлежащим образом, уважением сотрудников не пользуется, авторитета не имеет.
При увольнении Южаковой М.А. заработная плата и иные причитающиеся истцу при увольнении выплаты произведены ответчиком в полном объеме, в установленный законом срок.
Как правильно указано в возражениях ответчика и в заключении прокурора, истцом пропущен срок исковой давности на обращение в суд за защитой своих прав, установленный статьей 392 Трудового кодекса Российской Федерации.
Настоящий иск подан (направлен по почте) 27.05.2022, тогда как оспариваемое увольнение имело место 31.07.2021.
В соответствии с ч. 4 ст. 74 Федерального закона от 19 июля 2018 года N 197-ФЗ:
- Сотрудник или гражданин, поступающий на службу в уголовно-исполнительной системе либо ранее состоявший на службе в уголовно-исполнительной системе, для разрешения служебного спора может обратиться к руководителю федерального органа уголовно-исполнительной системы или уполномоченному руководителю либо в суд в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а для разрешения служебного спора, связанного с увольнением со службы в уголовно-исполнительной системе, - в течение одного месяца со дня ознакомления с приказом об увольнении.
Южакова М.А. в день издания приказа об увольнении, а именно 14.07.2021, отсутствовала на службе: с 28.06.2021 по 23.08.2021 Южакова М.А. имела листки освобождения от служебных обязанностей (амбулаторные больничные).
Копия приказа № 413-лс от 14.07.2021 и уведомление о прибытии за трудовой книжкой направлены Южаковой М.А. по почте (л.д. 67-73) направлены по почте.
26.08.2021 Южакова М.А. под роспись получила трудовую книжку с записью об увольнении и сдала служебное удостоверение.
В соответствии со статьей 392 ТК РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки или со дня предоставления работнику в связи с его увольнением сведений о трудовой деятельности (статья 66.1 настоящего Кодекса) у работодателя по последнему месту работы (часть 1).
Следовательно, начало течения срока исковой давности – не позднее 26.08.2021.
Судом поставлен на обсуждение сторон вопрос о наличии уважительной причины для восстановления пропущенного срока и учтено, что истцом не указано обстоятельств, объективно препятствующих своевременно оспорить увольнение. Наличие уважительных причин пропуска срока исковой давности более, чем на 9 месяцев, истец Южакова М.А. не доказала.
При изложенных обстоятельствах суд отказывает в удовлетворении иска в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ,
р е ш и л:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ 05 ░░░░░░░ 2022 ░░░░.
░░░░░ (░░░░░░░) ░.░. ░░░░░░░░░
░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ № 2-4652/2022 (░░░) ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░
░.░. ░░░░░░