Решение по делу № 2а-1029/2019 от 03.07.2019

Р Е Ш Е Н И Е                            № 2а-1029/19

                                       Именем Российской Федерации

Г. Волоколамск                                                                           10 июля 2019 г.

Волоколамский городской суд Московской области в составе

Председательствующего судьи Е.Н. Касаткиной,

При секретаре О.Н. Тепляковой,

С участием старшего помощника Волоколамского городского прокурора Д.В. Салмова,

       Рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Завалко В.С., Елисеевой И.Ш., Аладинского А.И. к Территориальной избирательной комиссии Волоколамского района Московской области об отмене решения,

                                               У с т а н о в и л :

      В административном исковом заявлении административные истцы просят суд признать незаконным и отменить решение Территориальной избирательной комиссии Волоколамского района Московской области от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении схемы многомандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Совета депутатов Волоколамского городского округа». В обоснование требований указано следующее.

    Решением ТИК от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении схемы многомандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Совета депутатов Волоколамского городского округа» утверждена схема таких округов. ДД.ММ.ГГГГ решение ТИК с двумя приложениями опубликованы в газете «Волоколамский край» .

    Решением ТИК от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении схемы многомандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Совета депутатов Волоколамского городского округа» решение ТИК от ДД.ММ.ГГГГ признано утратившим силу и утверждена новая другая схема. Решение опубликовано в газете «Волоколамский край» ДД.ММ.ГГГГ .

     Административные истцы не согласны с таким решением.

     Согласно протокола заседания ТИК от ДД.ММ.ГГГГ повестка заседания состояла из четырех вопросов. Однако повестка дня не была утверждена членами ТИК, ни одним из четырех вопросов не выдвигался вопрос о признании утратившим силу решение ТИК от ДД.ММ.ГГГГ. Следовательно, рассмотрение членами ТИК вопроса о признании утратившим силу решения ТИК по неутвержденной повестке заседания является незаконным. Тем не менее, на голосование членов комиссии председатель ТИК выдвинула вопрос о признании утратившим силу решение . Административные истцы считают, что председатель ТИК не имела права ставить на голосование вопрос, не вошедший в повестку дня заседания комиссии. Большинством голосов решение признано утратившим силу и принято решение с допущенной технической ошибкой в численном составе избирателей в округах и переносу д. Беркино и д. Михайловское из округа в округ . Понятие технической ошибки в избирательном законодательстве РФ отсутствует.

     В последствие в ходе заседания комиссии один из ее членов предложил включить в повестку заседания пятым вопросом отмену решения ТИК . Решение о включении этого вопроса в повестку дня заседания комиссии на голосование не ставилось и не6 утверждалось. Тем не менее, пятый вопрос повестки дня был рассмотрен и проголосован- против отмены решения проголосовали пять членов комиссии. Иными словами, в заседании ТИК от ДД.ММ.ГГГГ вопрос о признании утратившим силу (отмене) решения от ДД.ММ.ГГГГ рассмотрен дважды- сначала члены комиссии пятью голосами отменили решение , а при повторном голосовании также пятью голосами высказались против отмены этого решения.

     Административные истцы считают, что с учетом отсутствия утвержденной повестки заседания ТИК от ДД.ММ.ГГГГ решение ТИК от ДД.ММ.ГГГГ утратившим силу признано не было, публикация в газете «Волоколамский край» решения ТИК от ДД.ММ.ГГГГ9 года должна быть признана незаконной и подлежит отмене.

     По содержанию решение ТИК от ДД.ММ.ГГГГ полностью, за исключением «переброса» количества избирателей, повторяет полностью, якобы, отмененное решение . По логике ТИК следовало бы всего лишь изменить предыдущее решение, а не отменять его в полном объеме. В тексте обжалуемого решения не указаны сведения о том, что ранее действующая схема многомандатных округов на территории Волоколамского муниципального района прекратила существование в связи с истечением десятилетнего срока. Из текста решении невозможно выяснить, чем вызвано утверждение новой схемы округов. Считают, что отсутствие указанных сведений нарушает требования ст. 18 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права граждан на участие в референдуме граждан Российской Федерации», со всей очевидностью ведет к отмене решения ТИК от ДД.ММ.ГГГГ.

Приложение к решению ТИК называется «графическим изображением схемы многомандатных округов». Однако, вместо схемы границ округов в данном Приложении приведена административная карта Волоколамского муниципального района с указанием границ восьми поселений, входящих в муниципальное образование Волоколамский муниципальный район. Следовательно, приведенная схема не содержит графического изображения конкретных границ (очертаний) пяти многомандатных округов, что также необходимо признать нарушением требований ст. 18 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права граждан на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Опубликованная в газете «Волоколамский край» графическая схема изображения многомандатных избирательных округов не позволяет избирателям Волоколамского городского округа, включая административных истцов, определить границы округов, в которых они будут принимать участие в голосовании по выборам депутатов Совета депутатов Волоколамского городского округа, что является основанием к отмене данного решения ТИК.

    Из Приложения обжалуемого решения ТИК усматривается, что территория г. Волоколамска ( городское поселение Волоколамск) не имеет общих границ с территорией села Осташево (сельское поселение Осташевское), территория г. Волоколамска (городское поселение Волоколамск) не имеет общих границ с территорией п. Сычево ( городское поселение Сычево) и с территорией села Теряево ( сельское поселение Теряевское), территория с. Осташево ( сельское поселение Осташевское) не имеет общих границ с территорией с. Ярополец ( сельское поселение Ярополецкое). Следовательно, избирательные округа и сформированы из территорий, не граничащих между собой. При таких обстоятельствах, границы избирательных округов и сформированы с нарушением требований ст. 18 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права граждан на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

     Из Приложения следует, что округ насчитывает количество избирателей 6714 человек, В то же время все другие избирательные округа насчитывают количество избирателей от 8242 до 8575 человек. Отклонение по числу избирателей округа превышает среднюю норму представительства избирателей более, чем на 10 процентов, что недопустимо.

    Из протокола заседания ТИК от ДД.ММ.ГГГГ следует, что основанием для признания утратившим силу решения и принятия нового решения явилась техническая ошибка, допущенная в численном составе избирателей в округах и . Как видно из схемы округов количественный составу избирателей изменен не в двух этих округах, а одновременно в четырех, за исключение округа .

Как при принятии решения , так и при его отмене с последующей реабилитацией, то есть оправдание, решение , судя по тексту протокола заседания ТИК от ДД.ММ.ГГГГ, в полном объеме в количестве четырех пунктов на заседании ТИК членам комиссии не оглашалось, не зачитывалось ни до выдвижение на голосование, ни после.

Следовательно, решения ТИК согласно опубликованному тексту этого решения в газете «Волоколамский край», состоящим из четырех пунктов, председательствующим на заседании комиссии не оглашалось, членами комиссии к голосованию не предлагалось, и, значит, не утверждалось.

    Принятие ТИК решений и является преждевременным, поскольку на дату их вынесения еще не принято и не опубликовано решение о назначении выборов депутатов в Совет депутатов Волоколамского городского поселения, что является очевидным нарушением избирательного законодательства ( п. 3.1 ст. 18 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права граждан на участие в референдуме граждан Российской Федерации»).

    Новая, по сути та же схема избирательных округов, в любом случае не может соответствовать интересам простых избирателей, жителей Волоколамского района, включая административных истцов. Так, жители отдаленных от г. Волоколамска сел ( Болычево, Карачарово, Шестаково) вынуждены будут голосовать за кандидатов, баллотирующих по городским округам, то есть за кандидатов, которых они не знают, поскольку те являются жителями г. Волоколамск, будут отстаивать не жителей этих сел, проблемы которых им не знакомы, а по месту своего проживания и наоборот.

    Административный истец Завалко В.С. в судебном заседании иск поддержал по доводам административного искового заявления. Суду пояснил, что его возмущает работа ТИК Волоколамского района, которая нарушает его права как избирателя по ст. 28 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права граждан на участие в референдуме граждан Российской Федерации». По графической схеме избирательных округов невозможно понять- где он должен голосовать в день выборов, схема должна быть раскрашена, поэтому ему не видно границ его избирательного округа. Ему непонятно- каким образом схема «нарезалась», на заседании ТИК 17 июня 2019 года нарушена процедура ее утверждения. Жители отдаленных сел и деревень не смогут реализовать свое право на выборы. Не согласен с ходатайством представителя административного ответчика о прекращении производства по делу, поскольку оно не основано на законе.

    Административный истец Аладинский А.И. требования просит удовлетворить.

    Административный истец Елисеева И.Ш. не явилась, извещена.

    Председатель Территориальной избирательной комиссии Волоколамского района Московской области Батурина Т.А. просит рассмотреть дело в отсутствие представителя ТИК, в ходатайстве со ссылкой на положения ч. 3 ст. 194 КАС РФ просит суд прекратить производство по делу, поскольку спариваемое решение ТИК от ДД.ММ.ГГГГ не нарушает прав административных истцов как избирателей, а именно их право избирать в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

     В судебном заседании установлено, что в соответствии с Законом Московской области от 26 апреля 2019 года № 69/2019-ОЗ «Об организации местного самоуправления на территории Волоколамского муниципального района Московской области», вступившим в силу 23.05.2019 года, объединены территории городского поселения Волоколамск, городского поселения Сычево, сельские поселения без изменения границ Волоколамского муниципального района- ст. 1. Согласно ст. 2 Закона наделить муниципальное образование, образованное путем вышеуказанного изменения состава территории Волоколамского муниципального района, статусом городского округа ( далее- Волоколамский городской округ).

       Представительным органом Волоколамского городского округа первого созыва является Совет депутатов Волоколамского городского округа. Установить численность Совета депутатов- 24 депутата, избираемых на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на пять лет. При этом депутаты в Совет депутатов избираются: 20 депутатов- по четырем пяти мандатным избирательным округам, 4 депутата- по одному четырехмандатному избирательному округу.

        Полномочия избирательной комиссии Волоколамского городского округа возлагаются Избирательной комиссией Московской области на территориальную избирательную комиссию Волоколамского района до формирования избирательной комиссии Волоколамского городского округа в порядке, установленном Федеральным законом от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права граждан на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Законом Московской области № 46/2013-ОЗ «О муниципальных выборах в Московской области».

        Избирательная комиссия Московской области ДД.ММ.ГГГГ приняла решение «О возложении полномочий избирательной комиссии Волоколамского городского округа на территориальную избирательную комиссию Волоколамского района», на ТИК Волоколамского района возложены такие полномочия до формирования избирательной комиссии Волоколамского городского округа.

       ДД.ММ.ГГГГ ТИК Волоколамского района приняла решение «Об утверждении схемы многомандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Совета депутатов Волоколамского городского округа». Данным решением утверждена схема многомандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Совета депутатов Волоколамского городского округа ( приложение ), включая ее графическое изображение ( приложение ). Признано утратившим силу решение ТИК от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении схемы многомандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Совета депутатов Волоколамского городского округа».

    Рассмотрев заявленные требования, заслушав стороны, прокурора, полагавшего, что иск не подлежит удовлетворению, суд приходит к следующему.

    На основании п. 1 ст. 239 КАС РФ избиратели, участники референдума вправе оспорить в суде решения, действия (бездействие) органа местного самоуправления, иного органа, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие права этих граждан или их право на участие в референдуме.

    В соответствии с п. 11 ст. 20 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права граждан на участие в референдуме граждан Российской Федерации» решение комиссии, противоречащее закону либо принятое с превышением установленной компетенции, подлежит отмене вышестоящей комиссией или судом.

    Установленная процедура образования избирательных округов состоит из четырех этапов и определена в статье 18 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права граждан на участие в референдуме граждан Российской Федерации» : одномандатные и (или) многомандатные избирательные округа образуются сроком на десять лет на основании данных о численности избирателей, зарегистрированных на соответствующей территории в соответствии с п. 10 ст. 16 настоящего Федерального закона. Избирательная комиссия, организующая выборы в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, представительный орган муниципального образования, определяет схему одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов, в которой обозначены их границы, определен перечень административно-территориальных единиц, или муниципальных образований, или населенных пунктов, входящих в каждый избирательный округ (если избирательный округ включает в себя часть территории административно-территориальной единицы, или муниципального образования, или населенного пункта, в схеме должны быть обозначены границы данной части территории административно-территориальной единицы, или муниципального образования, или населенного пункта), указаны номер каждого избирательного округа, число избирателей в каждом избирательном округе, а для многомандатных избирательных округов - также количество мандатов, замещаемых в округе. Новая схема одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов определяется не позднее чем за 80 дней до истечения срока, на который была утверждена прежняя схема одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов. Соответствующий законодательный (представительный) орган государственной власти, представительный орган муниципального образования утверждают новую схему избирательных округов не позднее чем за 20 дней до истечения срока, на который была утверждена прежняя схема одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов, при этом до утверждения представленной схемы избирательных округов указанный орган вправе вносить в нее поправки- п. 2.

      Если новая схема одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов не утверждена в срок, указанный в п. 2 настоящей статьи, в том числе в связи с отсутствием законодательного (представительного) органа государственной власти, представительного органа муниципального образования, она утверждается избирательной комиссией, организующей соответствующие выборы, не позднее чем через один месяц по истечении срока, указанного в п. 2 настоящей статьи- п. 3.

     При проведении выборов в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации первого созыва, представительный орган муниципального образования первого созыва схема избирательных округов, определяемая организующей выборы избирательной комиссией, утверждается органом, указанным в законе или ином нормативном правовом акте, на основании которого проводятся соответствующие выборы. Если указанный орган не утвердит в установленный срок схему избирательных округов, эта схема утверждается организующей выборы избирательной комиссией не позднее чем через пять дней со дня официального опубликования решения о назначении соответствующих выборов п. 3.1.

      Одномандатные и (или) многомандатные избирательные округа должны образовываться с соблюдением следующих требований: соблюдается примерное равенство одномандатных избирательных округов по числу избирателей с допустимым отклонением от средней нормы представительства избирателей не более чем на 10 процентов, а в труднодоступных или отдаленных местностях - не более чем на 30 процентов. При образовании многомандатных избирательных округов соблюдается примерное равенство числа избирателей на один депутатский мандат. Отклонение числа избирателей в многомандатном избирательном округе от средней нормы представительства избирателей, умноженной на число депутатских мандатов в данном округе, не может превышать 10 процентов от средней нормы представительства избирателей, а в труднодоступных или отдаленных местностях - 15 процентов от средней нормы представительства избирателей. Указанные требования могут не соблюдаться при выборах в федеральные органы государственной власти, иные федеральные государственные органы в случае, если федеральным законом устанавливается обязательность образования не менее одного избирательного округа на территории каждого субъекта Российской Федерации. Положения, содержащиеся в первом предложении настоящего подпункта, могут не применяться при образовании на территории автономного округа, входящего в состав другого субъекта Российской Федерации, одного включающего в себя всю территорию указанного автономного округа одномандатного избирательного округа для проведения выборов депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Если применение положений, содержащихся в первом предложении настоящего подпункта, влечет за собой образование избирательного округа, включающего в себя части территорий более чем одного муниципального образования, либо образование избирательного округа, включающего в себя территории одного или нескольких муниципальных образований и часть территории другого муниципального образования, отдельные одномандатные избирательные округа при проведении выборов депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, представительного органа муниципального образования могут быть образованы с допустимым отклонением от средней нормы представительства избирателей не более чем на 20 процентов. Перечень труднодоступных и отдаленных местностей устанавливается законом субъекта Российской Федерации, вступившим в силу до дня официального опубликования решения о назначении выборов; избирательный округ должен составлять единую территорию, не допускается образование избирательного округа из территорий, не граничащих между собой, за исключением анклавных территорий.

       Опубликование (обнародование) схемы одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов, включая ее графическое изображение, осуществляется соответствующим законодательным (представительным) органом государственной власти, представительным органом муниципального образования, организующей выборы избирательной комиссией не позднее чем через пять дней после ее утверждения.

      Защите в административном порядке, то есть порядке, установленном пунктами 6 и 7 ст. 75 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права граждан на участие в референдуме граждан Российской Федерации», и в судебном порядке, установленном пунктами 1- 5 ст. 75 Закона, подлежат только избирательные права, которые определены подпунктом 28 абзаца 1 ст. 2 этого Закона.

       В судебном порядке подлежат защите такие избирательные права избирателя и связанные с ними гарантии избирательных прав, в реализации которых сам избиратель в силу установленных законом условий, процедур, правил является ( может являться) непосредственным и личным участником.

        Из текста административного искового заявления, пояснений Завалко В.С., Аладинского А.И. в судебном заседании, из оспариваемого решения ТИК не усматривается нарушение конкретных избирательных прав избирателей Завалко В.С.. Елисеевой И.Ш.. Аладинского А.И.

        Административный истец Завалко В.С. пояснил, что его претензии к схеме заключаются в отсутствие ее цветности, не обозначены разными цветами многомандатные избирательные округа, он, как избиратель, лишен возможности определить свой избирательный округ. То есть, Завалко В.С., Аладинского А.И. не устраивает графическое изображение схемы (приложение к решению ТИК ). С чем нельзя согласиться, поскольку в приложении указаны названия улиц, номера домов, где проживают и зарегистрированы административные истцы, отнесенные к одному из многомандатных избирательных округов.

        Таким образом, требования административных истцов не подлежат удовлетворению.

        Суд также отмечает, что основания для прекращения производство по делу, предусмотренные ч. 3 ст. 194 КАС РФ, отсутствуют.

         Руководствуясь ст. 175- 180, 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

                                               Р Е Ш И Л :

       В удовлетворении требований Завалко В.С. Елисеевой И.Ш. Аладинского А.И. о признании незаконным и отмене решения Территориальной избирательной комиссии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении схемы многомандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Совета депутатов Волоколамского городского округа» отказать.

       Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий

2а-1029/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Завалко Владимир Сергеевич
Волоколамский городской прокурор
Елисеева Инна Шафиговна
Аладинский Андрей Иванович
Ответчики
Территориальная избирательная комиссия Волоколамского района Московской области
Суд
Волоколамский городской суд Московской области
Дело на сайте суда
volokolamsk.mo.sudrf.ru
25.04.2020Регистрация административного искового заявления
25.04.2020Передача материалов судье
25.04.2020Решение вопроса о принятии к производству
25.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.04.2020Судебное заседание
25.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.04.2020Дело оформлено
25.04.2020Дело передано в архив
10.07.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее