Дело № 5-222/2022 копия
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г.Горнозаводск 20 июля 2022 года
Судья Чусовского городского суда Пермского края (постоянное судебное присутствие в г.Горнозаводске) Акулова Е.Н.,
с участием лица, привлекаемого к административной ответственности, Власовой Е.Ю.,
рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.3.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Власовой Елены Юрьевны, ,
установил:
11 мая 2022 года, в период времени с 09 час. 47 мин. до 12 час. 33 мин., было выявлено, что Власова Елена Юрьевна, зарегистрированная по адресу: адрес, посредством социальной сети «ВКонтакте», используя страницу пользователя «Елена Власова» (сетевой адрес страницы ...), которая доступна для просмотра неограниченному количеству пользователей, 24 февраля 2022 года, в период времени с 18 час. 14 мин. по 22 час. 29 мин., в переписке с пользователями социальной сети, под публикацией, содержащей графическое изображение Президента Российской Федерации В.В.Путина и текста «!!!Президент РФ В.В.Путин объявил о начале специальной военной операции на территории Донбасса», разместила текстовое сообщение следующего содержания: «а Зеленский превосходный артист, превосходный политик, и все будет именно так, как он говорит. А вот наша страна …..(не литературное слово) полностью перед всеми в мире». В ответах пользователю под псевдонимом «Любовь» Власова Е.Ю. разместила текстовые сообщения следующего содержания: «Любовь, а мы и получим по зубам!!! и по гробам, и по карманам простых жителей»; «Любовь, весь мир видит, что мы натворили со своей страной и народом. и ужасается»; «Любовь, ничего ужаснее не было!!! мы бомбим чужую страну, очнитесь! При чем тут Ельцин?»; «Любовь, а какое право мы имеем и что делаем на чужой территории? прикроем все воровство в нашей стране снарядами и бомбами?»; «Любовь, я не выражаюсь, а констатирую факт, мы вторглись в чужую страну»; «Любовь, Матери со всей России массово сообщают в «Комитет солдатских матерей России» об отправке срочников на границу с Украиной, сообщает издание «Такие дела». Зампредседателя комитета Андрей Курочкин сообщил, что срочников, недавно призванных в армию, «целыми полками» отправили на границу «на учения». При этом, к нежелающим становиться контрактниками, применяли физическую силу, сказал Курочкин. «Дальше полная неизвестность, так как телефоны у них отбирают», сообщает зампредседателя организации». Кроме того, в ответе пользователю под псевдонимом «Любовь» Власова Е.Ю. ответила цитатой Д.Гудкова, высказанной ранее в средствах массовой информации: «Любовь, «Я надеюсь, что эта война закончится политическим поражением этого режима, как Русско-японская война 1905 года, я испытываю чувство стыда, несмотря на то, что я боролся с этим режимом, рисковал, мне стыдно за то, что я вместе с вами, со многими нормальными людьми не смог это предотвратить», - поделился своими мыслями Дмитрий Гудков. Он уверен, что после этого Россия теперь всегда будет ассоциироваться со страной-агрессором, а вместе с ней и все, кто обладает российским паспортом, вне зависимости от того, какую позицию они занимал. Д.Гудков». Тем самым, Власова Е.Ю. осуществила публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности, которые используются на основании решения Президента Российской Федерации с согласия Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, утвержденного постановлением от 22 февраля 2022 года № 35-ФС «Об использовании Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации», при этом указанные действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.
В судебном заседании лицо, привлекаемое к административной ответственности, Власова Е.Ю., с обстоятельствами, изложенными в протоколе об административном правонарушении, не согласилась, вину в совершении административного правонарушения не признала. Суду пояснила, что комментарии, отраженные в протоколе об административном правонарушении, она в социальной сети «ВКонтакте» не размещала. Полагает, что это мог сделать любой другой человек, поскольку ее ноутбук находится в общем пользовании всех членов ее семьи, а, кроме того, она брала его с собой в больницу, где ноутбуком могли воспользоваться другие пациенты, когда она находилась на операции. Поскольку сотрудники полиции не просили у нее разрешения на осмотр ее аккаунта, а имеющиеся в материалах дела скрин-шоты с Интернет-страницы не заверены нотариально, данные обстоятельства не позволяют идентифицировать данные скрин-шоты с ее Интернет-страницей в социальной сети «ВКонтакте», вследствие чего они являются недопустимым доказательством. Также просит признать недопустимым доказательством протокол об административном правонарушении, поскольку о дате, времени и месте его составления она была не извещена. Вместе с тем, считает, что в действиях неустановленного лица отсутствует противоправность, поскольку положения ст.20.3.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривают запрет на выражение своих мнений, гарантированное Конституцией Российской Федерации.
Заслушав лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, исследовав материалы дела, прихожу к выводу о том, что в действиях Власовой Е.Ю. имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.3.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, то есть публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности, в том числе публичные призывы к воспрепятствованию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в указанных целях, не содержащие признаков уголовно наказуемого деяния.
Согласно ч.1 ст.1 Федерального закона от 31.05.1996г. № 61-ФЗ (в редакции от 11.06.2022г.) «Об обороне» (далее – Закон «Об обороне») под обороной понимается система политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, целостности и неприкосновенности ее территории.
На основании ч.4 ст.1 Закона «Об обороне» в целях обороны создаются Вооруженные Силы Российской Федерации.
В соответствии с ч.1 и ч.2 ст.10 Закона «Об обороне» Вооруженные Силы Российской Федерации – это государственная военная организация, составляющая основу обороны Российской Федерации. Вооруженные Силы Российской Федерации предназначены для отражения агрессии, направленной против Российской Федерации, для вооруженной защиты целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, а также для выполнения задач в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами и международными договорами Российской Федерации.
Частью 1 ст.10.1 Закона «Об обороне» установлено, что решение об оперативном использовании за пределами территории Российской Федерации в соответствии с пунктом 2.1 статьи 10 настоящего Федерального закона формирований Вооруженных Сил Российской Федерации принимается Президентом Российской Федерации на основании соответствующего постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
В соответствии с ч.2.1 Закона «Об обороне» в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности формирования Вооруженных Сил Российской Федерации могут оперативно использоваться за пределами территории Российской Федерации в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации и настоящим Федеральным законом для решения следующих задач: 1) отражения вооруженного нападения на формирования Вооруженных Сил Российской Федерации, другие войска или органы, дислоцированные за пределами территории Российской Федерации; 2) отражения или предотвращения вооруженного нападения на другое государство, обратившееся к Российской Федерации с соответствующей просьбой; 3) защиты граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации от вооруженного нападения на них.
Согласно ч.1 ст.87 Конституции Российской Федерации и п.1, п.20 ч.1 ст.4 Закона «Об обороне» Президент Российской Федерации, являясь Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации, определяет основные направления военной политики Российской Федерации и осуществляет полномочия в области обороны, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и законами Российской Федерации.
В силу п.«г» ч.1 ст.102 Конституции Российской Федерации, п.4 ч.1 ст.5 Закона «Об обороне» решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации относится к ведению Совета Федерации.
Постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 22 февраля 2022 года № 35-СФ «Об использовании Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации» Президенту Российской Федерации дано согласие на использование Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации.
24 февраля 2022 года Президентом Российской Федерации принято решение о проведении специальной военной операции на территории независимых Донецкой и Луганской республик.
Статьей 27 Закона «Об обороне» предусмотрено, что должностные лица органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций независимо от форм собственности и граждане, виновные в невыполнении возложенных на них обязанностей по обороне или препятствующие выполнению задач обороны, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Часть 1 статьи 20.3.3. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности, в том числе публичные призывы к воспрепятствованию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в указанных целях, а равно направленные на дискредитацию исполнения государственными органами Российской Федерации своих полномочий за пределами территории Российской Федерации в указанных целях, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, и влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Под дискредитацией принято понимать подрыв доверия к кому-либо, или умаление авторитета.
Вина Власовой Е.Ю. в совершении административного правонарушения подтверждается:
- протоколом об административном правонарушении № 313 (№ 59 31 008123) от 22 июня 2022 года, составленным в соответствии с требованиями ст.28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
- справкой осмотра Интернет-ресурса от 11.05.2022г., составленной старшим оперуполномоченным ЦПЭ ГУ МВД России по Пермскому краю Государевым Т.Л., с приложением снимков с экрана (скрин-шотов) со страницы Власовой Е.Ю. в социальной сети «ВКонтакте», с указанием Интернет-ссылок на информационные материалы и сетевой адрес страницы пользователя «Елена Власова»;
- справкой старшего оперуполномоченного ЦПЭ ГУ МВД России по Пермскому краю Государева Т.Л. от 12.05.2022г.;
- постановлением о передаче сообщения о происшествии по территориальности от 12.05.2022г., из которого следует, что в ходе проведенной проверки по материалу КУСП № 4769 от 06.05.2022г. было установлено, что страницу пользователя «Елена Власова» (сетевой адрес страницы пользователя https://vk.com/id534376101) администрирует Власова Елена Юрьевна, дата года рождения, зарегистрированная по адресу: адрес.
Таким образом, версия лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении о том, что комментарии о действиях Вооруженных Сил Российской Федерации в ходе специальной военной операции на Донбассе, могли быть написаны любым лицом, опровергается вышеперечисленными доказательствами, которые суд признает достоверными, поскольку они оформлены надлежащим образом, составлены уполномоченными лицами.
Как усматривается из графического содержания опубликованных Власовой Е.Ю. «постов», ее высказывания носят явный дискредитирующий характер использования Вооруженных Сил Российской Федерации по проведению специальной военной операции на территории Донбасса.
Позиция лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о том, что она не была извещена о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении, судом признается несостоятельной, поскольку опровергается имеющимися в материалах дела доказательствами.
В соответствии с ч.1 и ч.2 ст.25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату. Извещения, адресованные гражданам, направляются по месту их жительства.
Как следует из материалов дела, Власовой Е.Ю. по адресу ее регистрации по месту жительства, путем заказной почтовой корреспонденции, 07.06.2022г. было направлено соответствующее уведомление о составлении протокола об административном правонарушении, которое вернулось в адрес ОМВД России по Горнозаводскому городскому округу 20.06.2022г. за истечением срока хранения.
Таким образом, нарушения права на защиту лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в действиях должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении, суд не усматривает, поскольку Власова Е.Ю. уклонилась от получения почтового отправления в ее адрес. Довод Власовой Е.Ю. о том, что она в течение первого полугодия 2022 года периодически находилась на лечении за пределами территории Горнозаводского городского округа, судом во внимание не принимается, поскольку, согласно представленной на обозрение медицинской справке ГБУЗ ПК «Пермский краевой онкологический диспансер», Власова Е.Ю. находилась на стационарном лечении в указанном медицинском учреждении в период с 12 по 26 мая 2022 года. Сведений о ее отсутствии на территории Горнозаводского городского округа в июне 2022 года суду не представлено.
То обстоятельство, что копия протокола об административном нарушении была направлена в адрес Власовой Е.Ю. с нарушением сроков, установленных ч.4.1 ст.28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, само по себе основанием для признания его недопустимым доказательством не является.
Каких-либо существенных недостатков, допущенных должностным лицом при составлении протокола об административном правонарушении, судом не установлено.
То обстоятельство, что лицо, направившее обращение в Управление Роскомнадзора по Пермскому краю - Захарова М.В., умерла 04.03.2018г., что следует из справки ИБД-Р (л.д.11 материала проверки КУСП № 4769 от 06.05.2022г.), само по себе основанием для отказа в возбуждении дела об административном правонарушении либо его прекращения, не является, поскольку основанием для составления протокола об административном правонарушении послужил не факт обращения Захаровой М.В., а наличие выявленных в ходе проверки уполномоченными органами комментариев пользователя Интернет-ресурса под псевдонимом «Е. Власова», содержание которых попадает под административную ответственность, установленную статьей 20.3.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Позиция лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о том, что комментарии лица под псевдонимом «Елена Власова» относительно действий Вооруженных Сил Российской Федерации на Донбассе были высказаны 24 февраля 2022 года, то есть до введения в действие ст.20.3.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вследствие чего, в действиях данного лица отсутствует состав административного правонарушения, судом во внимание не принимается, поскольку данная позиция основана на неверном толковании закона.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005г. № 5 (в редакции от 23.12.2021г.) «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.
Согласно протоколу об административном правонарушении № 313 от 22 июня 2022 года датой выявления административного правонарушения является 11 мая 2022 года.
Как следует из справки осмотра Интернет-ресурса от 11.05.2022г., составленной старшим оперуполномоченным ЦПЭ ГУ МВД России по Пермскому краю Государевым Т.Л., при осмотре комментариев к записи об объявлении Президентом Российской Федерации В.В.Путиным специальной военной операции на территории Донбасса, размещенной в сообществе «Подслушано: Горнозаводск», установлено наличие комментариев пользователя под псевдонимом «Елена Власова», дискредитирующих действия Вооруженных Сил Российской Федерации.
Таким образом, учитывая, что на дату введения в действие Федерального закона от 04.03.2022г. № 31-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», указанные комментарии содержались в Интернет-ресурсе, оснований для прекращения производства по делу по основанию, предусмотренному п.2 ч.1 ст.24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, у суда не имеется.
К версии Власовой Е.Ю. о том, что протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.3.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составлен в отношении нее сотрудниками ОМВД России по Горнозаводскому городскому округу на почве мести из-за удовлетворения ее исковых требований к ОМВД России по Горнозаводскому городскому округу Чусовским городским судом Пермского края (постоянное судебное присутствие в г.Горнозаводске), суд относится критически, поскольку, по мнению суда, данная версия является надуманной и ничем не подтвержденной.
Поскольку Конституция Российской Федерации, гарантируя свободу мысли и слова, запрещает пропаганду, возбуждающую социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, нарушения права на свободу выражения мнений в данном случае суд не усматривает.
Смягчающим административную ответственность обстоятельством, в соответствии с п.10 ч.1 ст.4.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является совершение административного правонарушения женщиной, имеющей малолетнего ребенка.
Кроме того, обстоятельством, смягчающим административную ответственность, суд, в силу ч.2 ст.4.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, признает состояние здоровья лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, суд не усматривает.
При назначении наказания суд учитывает характер совершенного административного правонарушения, данные о личности лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, его имущественное положение, наличие смягчающих административную ответственность обстоятельств, отсутствие отягчающих административную ответственность обстоятельств, в связи с чем, считает возможным назначить Власовой Е.Ю. административное наказание в виде административного штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией ч.1 ст.20.3.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Руководствуясь статьями 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
постановил:
Признать Власову Елену Юрьевну виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.3.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ей наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 (тридцати тысяч) рублей.
Наказание в виде административного штрафа подлежит исполнению путем перечисления суммы штрафа в доход государства по следующим банковским реквизитам:
Получатель платежа: УФК по Пермскому краю (Отделение МВД РФ по Горнозаводскому городскому округу, л/с 04561А97800), ИНН 5921031837, КПП 592101001, расчетный счет № 03100643000000015600, банк получателя: Отделение Пермь Банка России/УФК по Пермскому краю г.Пермь, кор.счет № 40102810145370000048, БИК: 015773997, КБК: 18811601201019000140, ОКТМО: 57714000, УИН: 18880459229310081236.
Разъяснить лицу, привлеченному к административной ответственности, что, в соответствии с ч.1 ст.32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административный штраф должен быть уплачен в полном размере лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных ст.31.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Неуплата административного штрафа в установленный законом срок влечет административную ответственность, предусмотренную ч.1 ст.20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Чусовской городской суд Пермского края (постоянное судебное присутствие в г.Горнозаводске) в течение 10 суток со дня вручения копии постановления.
Судья подпись Е.Н.Акулова
Копия верна: Судья