Дело 2-231/2016 |
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 апреля 2016 года |
г. Вилючинск Камчатского края |
Вилючинский городской суд Камчатского края в составе:
председательствующего судьи Вороновой В.М.,
при секретаре судебного заседания Клепас А.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Гриценко Н. М. к товариществу собственников жилья «<адрес>» о защите прав потребителей, признании бездействия незаконным, возложении обязанности подать заявки в ресурсоснабжающие организации для заключения договоров ресурсоснабжения, заключить договора ресурсоснабжения в целях предоставления коммунальных услуг, взыскании штрафа, компенсации морального вреда,
установил:
Гриценко Н.М. обратилась в суд с иском к товариществу собственников жилья «Победы 13» (далее ТСЖ «Победы 13»), в котором просила:
- признать незаконным бездействие ТСЖ «Победы 13» по неисполнению в семидневный срок требований пунктов 5,6,7 и 8 Правил обязательных при заключении управляющей организацией договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 124 от 14 февраля 2012 года (далее - Правила № 124), выразившемся в неподаче заявок в ресурсоснабжающие организации для заключения договора ресурсоснабжения с целью оказания коммунальных услуг в <адрес> и не заключении договоров ресурсоснабжения в разумные сроки;
- обязать ТСЖ «Победы 13» не позднее 5 дней со дня вступления решения суда в законную силу исполнить требования пунктов 5,6,7 и 8 Правил №124 по подаче ресурсоснабжающим организациям заявок (оферт) с приложениями для заключения договоров ресурсоснабжения коммунальными ресурсами: тепловая энергия, горячая вода, холодная вода, сточные бытовые воды, электроэнергия для предоставления коммунальных услуг в <адрес> в г. Вилючинске;
- обязать ТСЖ «Победы 13» не позднее 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу заключить договора ресурсоснабжения коммунальными ресурсами: тепловая энергия, горячая вода, холодная вода, сточные бытовые воды, электроэнергия для предоставления коммунальных услуг в <адрес> в г. Вилючинске, с датой начала предоставления коммунальных ресурсов – не позднее 30 дней со дня вступления решения суда;
- взыскать с ТСЖ «Победы 13» в пользу истца 5000 рублей в счет компенсации морального вреда за нарушение прав потребителя;
- взыскать с ТСЖ «Победы 13» в пользу истца штраф за нарушение прав потребителя.
В обоснование иска истец указала, что является собственником <адрес> в г. Вилючинске. С ДД.ММ.ГГГГ в доме выбран способ управления – товарищество собственников жилья. Ссылаясь на нарушение положений п. 2.2. ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ), ст. 309 Гражданского кодекса РФ, Постановления Правительства РФ № 416 от 15 мая 2013 года истец указала, что ответчик в нарушение ее прав, как потребителя, не приступил к предоставлению ей коммунальных услуг с 01 апреля 2015 года, поскольку в нарушение п.п. 5,6,7,8 Правил, №124 не направил в ресурсоснабжающие организации заявки (оферты) на заключение договоров ресурсоснабжения с приложением необходимых документов и не заключил соответствующие договора ресурсоснабжения. Бездействие ответчика нарушает ее права, как потребителя коммунальных услуг на предоставление коммунальных услуг тем исполнителем, который предусмотрен законодательством в соответствии с выбранным собственниками помещений способом управления многоквартирным домом и не позволяет ей воспользоваться правом на ограничение оплаты предоставленных коммунальных услуг на общедомовые нужды по нормативу потребления в соответствии с п. 44 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ № 354. Бездействие ответчика нарушает её права и законные интересы как потребителя коммунальных услуг и услуг по управлению многоквартирным домом, в связи с чем, ответчик должен компенсировать ей моральный вред и уплатить штраф за неисполнение требований потребителя в добровольном порядке.
В ходе производства по делу истец представила в суд заявление, в котором, указывая на увеличение своих исковых требований, просила: признать незаконным бездействие ТСЖ «Победы 13», выразившееся в не направлении в ресурсоснабжающие организации в семидневный срок заявок (оферт) с приложением документов, определенных пунктами 5,6,7 и 8 Правил обязательных при заключении управляющей организацией договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 124 от 14 февраля 2012 года, для заключения договоров о приобретении коммунальных ресурсов: тепловая энергия, горячая и холодная вода, сточные бытовые воды, электроэнергия для предоставления коммунальных услуг в <адрес> в г. Вилючинске и в не заключении договоров ресурсоснабжения в разумные сроки.
В судебное заседание истец Гриценко Н.М., извещавшаяся о времени и месте рассмотрения дела в установленном законом порядке, не явился, от получения судебной корреспонденции уклонилась, в ранее представленных заявлениях просила о рассмотрении ее искового заявления в свое отсутствие.
Ответчик ТСЖ «Победы 13» о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в судебное заседание своего представителя не направил. В ранее представленном суду отзыве на иск председатель правления ТСЖ Худенко К.В. указал, что с исковыми требованиями Гриценко Н.М. ответчик не согласен, считал права истца не нарушенными.
Третьи лица ОАО «Оборонэнергосбыт», МУП «Городское тепловодоснабжение» о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в судебное заседание своих представителей не направили, письменного мнения по иску не представили, отложить рассмотрение дела не просили.
Третье лицо АО «Камчатэнергосервис» о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, в судебное заседание своего представителя не направило, отложить рассмотрение дела не просило. В представленном письменном отзыве на иск представитель третьего лица Кленкова Л.Э. исковые требования полагала необоснованными, указав, что в соответствии с положениями ч. 1, 3 ст. 426, п. 4 ст. 445 ГК РФ обратиться в суд с иском о понуждении заключить публичный договор при необоснованном уклонении от его заключения может только контрагент обязанной стороны, истец Гриценко Н.М. таким контрагентом не является, в связи с чем, у неё отсутствуют правовые основания для обращения в суд с настоящим исковым заявлением.
На основании ст. 167 ГПК Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие истца и представителей ответчика и третьих лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела.
Исследовав материалы и обстоятельства дела, оценив представленные сторонами доказательства, суд приходит к следующему.
Отношения, одной из сторон которых выступает гражданин, использующий, приобретающий, заказывающий либо имеющий намерение приобрести или заказать товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних, бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, а другой - организация либо индивидуальный предприниматель (изготовитель, исполнитель, продавец, импортер), осуществляющие продажу товаров, выполнение работ, оказание услуг, являются отношениями, регулируемыми Гражданским кодексом РФ, Законом РФ от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей», другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии со ст. 13 Закона РФ «О защите прав потребителей» за нарушение прав потребителей исполнитель несет ответственность, предусмотренную законом или договором.
В соответствии с требованиями ст.ст. 12, 56 Гражданского процессуального кодекса РФ гражданское судопроизводство осуществляется на основе равенства и состязательности сторон, каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений.
Статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) предусмотрено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона и иных правовых актов. В соответствии со ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускается.
Согласно п. 1 ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора.
В силу п. 1 ст. 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения. При этом договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения (п. 1 ст. 425 ГК РФ).
Статья 426 ГК РФ устанавливает, что публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (энергоснабжение и т.п.) (п. 1) При необоснованном уклонении лица, осуществляющего предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, от заключения публичного договора применяются положения, предусмотренные п. 4 ст. 445 ГК РФ (п. 3). В случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.) (п.4).
В соответствии с п. 4 ст. 445 ГК РФ если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. В этом случае договор считается заключенным на условиях, указанных в решении суда, с момента вступления в законную силу соответствующего решения суда.
Согласно ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. К отношениям по договору снабжения электрической энергией правила настоящего параграфа применяются, если законом или иными правовыми актами не установлено иное.
Согласно ч. 2 ст. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований.
В соответствии со ст. 10 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ЖК РФ) жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных ЖК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными актами, а также из действий участников жилищных отношений.
Статьей 8 ЖК РФ предусмотрено, что к жилищным отношениям, связанным с предоставлением коммунальных услуг, внесением платы за коммунальные услуги, применяется соответствующее законодательство с учетом требований, установленных настоящим Кодексом.
Согласно п. 2 ст. 181.1 Гражданского кодекса РФ решение собрания, с которым закон связывает гражданско-правовые последствия, порождает правовые последствия, на которые решение собрания направлено, для всех лиц, имевших право участвовать в данном собрании (участников сособственников), а также для иных лиц, если это установлено законом или вытекает из существа отношений.
Частью 1 ст. 161 ЖК РФ определено, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать: соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества; доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме (ч. 1.1. ст. 161 ЖК РФ).
Частью 2 ст. 161 ЖК РФ установлено, что собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.
Из доводов иска, представленной суду копии регистрационного удостоверения от ДД.ММ.ГГГГ, сообщения Вилючинского филиала Камчатское краевое БТИ от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что Гриценко Н.М. на основании договора бесплатной передачи жилого помещения в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ является собственником жилого помещения – <адрес>, расположенной в <адрес> г. Вилючинска, общей площадью 44,1 кв.м.
Данное обстоятельство стороной ответчика не оспорено и не опровергнуто.
Из протокола внеочередного общего собрания собственников помещений № от ДД.ММ.ГГГГ по многоквартирному дому № по <адрес> г. Вилючинска следует, что решениями общего собрания собственников помещений указанного дома с ДД.ММ.ГГГГ изменен способ управления многоквартирным домом, выбран способ управления – товариществом собственников жилья, утвержден устав товарищества собственников жилья, утвержден количественный состав правления, избраны члены правления ТСЖ, утвержден размер платы за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома, приняты решения о заключении с ДД.ММ.ГГГГ договора на предоставление услуг и работ по управлению многоквартирным домом, содержанию и ремонту общего имущества, а также о заключении с ДД.ММ.ГГГГ с ресурсоснабжающими организациями договоров на поставку коммунальных ресурсов, с предоставлением права ресурсоснабжающим организациям производить расчет стоимости потребленных коммунальных услуг с каждым собственником и от своего имени направлять квитанции на оплату, производить сбор средств за поставленные коммунальные ресурсы на свои счета и через свои кассы, а также делегировать право взыскания задолженности по коммунальным услугам, кроме того собственники приняли решение о внесении с ДД.ММ.ГГГГ платы за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающим организациям на их счета и в их кассы.
Как следует из представленных документов товарищество собственников жилья «Победы 13» с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано в качестве юридического лица за ОГРН 1154177000614, поставлено на учет в налоговом органе по месту нахождения, при этом истец членом указанного ТСЖ не является.
В силу ч. 5 ст. 135 ЖК РФ товарищество собственников жилья является юридическим лицом с момента его государственной регистрации. Товарищество собственников жилья имеет печать со своим наименованием, расчетный и иные счета в банке, другие реквизиты.
В соответствии с ч. 1 ст. 137 ЖК РФ товарищество собственников жилья вправе в том числе: заключать в соответствии с законодательством договор управления многоквартирным домом и иные обеспечивающие управление многоквартирным домом, в том числе содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, договоры; выполнять работы для собственников помещений в многоквартирном доме и предоставлять им услуги.
Товарищество собственников жилья обязано осуществлять управление многоквартирным домом в порядке, установленном разделом VIII настоящего Кодекса, а также выполнять в порядке, предусмотренном законодательством, обязательства по договору (ст. 138 ЖК РФ).
Согласно ч. 2.2 ст. 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом указанные товарищество или кооператив несут ответственность за содержание общего имущества в данном доме в соответствии с требованиями технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах. Указанные товарищество или кооператив могут оказывать услуги и (или) выполнять работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме своими силами или привлекать на основании договоров лиц, осуществляющих соответствующие виды деятельности. При заключении договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией указанные товарищество или кооператив осуществляют контроль за выполнением управляющей организацией обязательств по такому договору, в том числе за оказанием всех услуг и (или) выполнением работ, обеспечивающих надлежащее содержание общего имущества в данном доме, за предоставлением коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
В силу ч. 11 ст. 161 ЖК РФ в случае заключения договора управления многоквартирным домом товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом с управляющей организацией коммунальные услуги собственникам и пользователям помещений в данном доме предоставляются управляющей организацией, в других случаях коммунальные услуги указанным собственникам и пользователям предоставляются лицами, несущими ответственность за содержание сетей инженерно-технического обеспечения, входящих в состав общего имущества собственников помещений в данном доме.
В соответствии с ч. 12 ст. 161 ЖК РФ управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, указанными в ч. 1 ст. 157 ЖК РФ, договоров с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Из представленного суду протокола общего собрания № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что собственники помещений многоквартирного <адрес> г. Вилючинска, избрав способ управления многоквартирным домом как товарищество собственников жилья, одновременно приняли решения с ДД.ММ.ГГГГ заключить договор на предоставление услуг и работ по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества и заключить договоры с ресурсоснабжающими организациями на поставку коммунальных услуг.
ДД.ММ.ГГГГ между ТСЖ «Победы 13», в лице председателя Правления ТСЖ Худенко К.В. и ООО «Теплый дом-Вилючинск» заключен договор на оказание услуг и выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома.
Из условий указанного договора и Приложений № 1 к нему, следует, что ООО «Теплый дом-Вилючинск» осуществляет надлежащее содержание внутридомовых инженерно-технических систем обеспечения, входящих в состав общего имущества собственников помещений в данном доме, при этом по мимо услуг по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома ООО «Теплый дом-Вилючинск, согласно Приложения № 1 оказывает еще за плату услуги по управлению многоквартирным домом.
В соответствии со ст. п.10.1, п.10.2 указанного Договора, данный договор вступил в силу с момента его подписания и распространяет свое действие на правоотношения, возникшие между сторонами с 01 апреля 2015 года, срок договора определен 5 лет.
Истец, ссылается на нарушение её прав как потребителя услуг, мотивирует это тем, что ТСЖ «Победы 13», в нарушение требований действующего жилищного законодательства, до настоящего времени не заключило с ресурсоснабжающими организациями договора приобретения коммунальных ресурсов, в связи с чем, не приступило к предоставлению ей коммунальных услуг.
Оценивая изложенные истцом доводы в совокупности с представленными суду документами, суд не находит оснований для удовлетворения требований истца по следующим основаниям.
Так, при рассмотрении дела установлено, что истец является собственником жилого помещения, расположенного в многоквартирном <адрес>, в отношении которого собственниками был выбран ДД.ММ.ГГГГ способ управления – товариществом собственников жилья, которое было зарегистрировано в установленном порядке ДД.ММ.ГГГГ, также собственниками приняты решения о заключении с ДД.ММ.ГГГГ договора на предоставление услуг и выполнение работ по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества и договоров с ресурсоснабжающими организациями на поставку коммунальных ресурсов.
В рассматриваемом споре АО «Оборонэнергосбыт» (ранее ОАО «Оборонэнергосбыт») является ресурсоснабжающей организацией по электроснабжению, МУП «ГТВС» до ДД.ММ.ГГГГ являлось ресурсоснабжающей организацией по отоплению, водоотведению, горячему и холодному водоснабжению, а с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время такой организацией является АО «Камчатэнергосервис».
В свою очередь, документов, свидетельствующих, что между собственниками жилых помещений указанного многоквартирного дома и ТСЖ «Победы 13», после регистрации ТСЖ в установленном законом порядке, был заключен договор о предоставлении коммунальных услуг, суду не представлено, также как отсутствуют сведения о том, что истец обращалась к ответчику за заключением с ней соответствующего договора.
Стороны не представили суду и сведений о заключении между истцом и ответчиком договора на оказание услуг и выполнение работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного <адрес> г. Вилючинска.
Отсутствуют и сведения о том, что между ТСЖ «Победы 13» и ресурсоснабжающими организациями, которыми в настоящее время являются АО «Камчатэнергосервис» и АО «Оборонэнергосбыт» заключены договоры приобретения коммунальных ресурсов в целях предоставления коммунальных услуг по теплоснабжению, горячему и холодному водоснабжению, водоотведению, а также электроснабжению в <адрес> г. Вилючинска.
Представленный суду договор на оказание услуг и выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного <адрес> г. Вилючинска от ДД.ММ.ГГГГ, был заключен между его сторонами до регистрации в установленном законом порядке ТСЖ «Победы 13», в качестве юридического лица.
В свою очередь, обстоятельств, свидетельствующих о том, что жилищно-коммунальные услуги по многоквартирному дому № по <адрес> г. Вилючинска, после выбора способа управления в виде ТСЖ и регистрации ТСЖ в установленном законом порядке в качестве юридического лица, истцу предоставляться перестали или стали предоставляться ненадлежащего качества, судом при рассмотрении дела не установлено.
Из представленных суду квитанций на оплату коммунальных услуг за сентябрь-ноябрь 2015 года, доводов истца и возражений ответчика, следует, что коммунальные услуги истцу предоставляются непосредственно ресурсоснабжающими организациями, с чем она не согласна, поскольку полагает, что данные услуги ей должны быть предоставляться ТСЖ «Победы 13».
Вместе с тем, свои доводы о том, что именно ТСЖ «Победы 13» а не иное лицо, фактически осуществляющее содержание сетей инженерно-технического обеспечения, входящих в состав общего имущества собственников помещений в указанном доме, обязано, исходя из принятых собственниками решений, осуществлять предоставление истцу, как собственнику жилого помещения, коммунальных услуг, истец ничем не подтверждает. Доказательств того, что ТСЖ «Победы 13» приступило после своей регистрации в качества юридического лица к осуществлению деятельности по управлению многоквартирным домом № по <адрес> г. Вилючинска, суду не предоставляет.
Так, в соответствии с ч. 6 ст. 155 ЖК РФ не являющиеся членами товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива собственники помещений в многоквартирном доме, в котором созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, вносят плату за содержание жилого помещения и плату за коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, в том числе уплачивают взносы на капитальный ремонт в соответствии со статьей 171 настоящего Кодекса.
В силу ч. 9 ст. 162 ЖК РФ управление многоквартирным домом, который находится в собственности жилищного кооператива или в котором создано товарищество собственников жилья, осуществляется с учетом положений разделов V и VI настоящего Кодекса.
Вместе с тем, из представленных суду документов не представляется возможным установить, кому истец вносит оплату за содержание жилого помещения и на основании каких правоотношений. Так, истцом не представлено суду доказательств, что плата за содержание жилого помещения, включающая в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, с апреля 2015 года по настоящее время вноситься ею непосредственно ТСЖ «Победы 13». Не представлено суду доказательств того, что ТСЖ «Победы 13» со дня своей регистрации фактически приступило к предоставлению собственникам и пользователям помещений многоквартирного <адрес> г. Вилючинска жилищно-коммунальных услуг. Отсутствуют сведения о принятии правлением ТСЖ «Победы 13» каких-либо решений отнесенных к их компетенции, заключение после регистрации ТСЖ, каких-либо договоров.
Также сторонами суду не представлено никаких сведений о ранее действовавшем по многоквартирному дому № 13 по ул. Победы г. Вилючинска способе управления многоквартирным домом, который собственники на собрании 27 февраля 2015 года решили изменить, в том же время протокол не содержит никаких сведений о расторжении ранее сложившихся у собственников помещений указанного дома договорных отношений связанных с предоставлением им жилищно-коммунальных услуг.
В соответствии с пп. «б» п. 9 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года № 354 (далее Правила предоставления коммунальных услуг № 354), условия предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме в зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом определяются в договоре о предоставлении коммунальных услуг, заключаемом с товариществом с собственниками жилых помещений в многоквартирном доме, в котором создано товарищество. При этом товарищество не вправе отказать собственнику помещения в многоквартирном доме как являющемуся, так и не являющемуся его членом в заключении договора о предоставлении коммунальных услуг того вида, предоставление которых возможно с учетом степени благоустройства многоквартирного дома, а равно не вправе отказать в предоставлении таких коммунальных услуг.
В силу п. 13 Правил предоставления коммунальных услуг № 354 предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров. Условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом настоящих Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Согласно п.15 Правил предоставления коммунальных услуг № 354 товарищество или кооператив, если собственниками помещений в многоквартирном доме в качестве способа управления многоквартирным домом выбрано управление товариществом или кооперативом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты его государственной регистрации, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному товариществом или кооперативом с ресурсоснабжающей организацией. Товарищество или кооператив прекращает предоставление коммунальных услуг с даты его ликвидации или с указанной в пункте 14 настоящих Правил даты начала предоставления коммунальных услуг управляющей организацией, с которой органом управления товарищества или кооператива заключен договор управления многоквартирным домом.
В силу пп. «а, б» п. 17 Правил предоставления коммунальных услуг № 354 ресурсоснабжающая организация, для которой в соответствии с законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении заключение договора с потребителем является обязательным, приступает к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, в следующих случая:
- по многоквартирному дому, по которому в качестве способа управления выбрано непосредственное управление, - с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений о выборе такого способа управления, до даты начала предоставления коммунальных услуг управляющей организацией либо товариществом или кооперативом, указанной в пункте 14 или 15 настоящих Правил;
- по многоквартирному дому, по которому не выбран способ управления либо способ управления выбран, но не наступили события, указанные в пунктах 14 и 15 настоящих Правил - со дня прекращения ранее выбранного способа управления многоквартирным домом до дня начала предоставления коммунальных услуг управляющей организацией либо товариществом или кооперативом, указанных в пункте 14 или 15 настоящих Правил.
Кроме того, согласно ч. 17 ст. 12 Федерального закона от 29 июня 2015 № 176-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» договоры, заключенные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, между собственниками, пользователями помещений в многоквартирном доме и ресурсоснабжающими организациями, в том числе при непосредственной форме управления, действуют до истечения срока их действия или до отказа одной из сторон от исполнения договора.
Совокупность вышеуказанных норм, устанавливает, что товарищество собственников жилья может приступить к предоставлению коммунальных услуг соответствующего вида собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, в котором выбран способ управления - управление товариществом, не ранее дня начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному между товариществом и ресурсоснабжающей организацией, а до наступления указанного события коммунальные услуги предоставляются собственникам и пользователям помещений в таком многоквартирном доме непосредственно ресурсоснабжающими организациями.
При этом обязанность у ТСЖ заключить договоры приобретения коммунальных ресурсов с ресурсоснабжающими организациями возникает только в случае если товарищество самостоятельно осуществляет управление многоквартирным домом, несет ответственность перед собственниками за содержание сетей инженерно-технического обеспечения, входящих в состав общего имущества собственников помещений в данном доме, при этом товарищество не заключило договор управления с управляющей организацией.
В соответствии со ст. 157 ЖК РФ, постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2012 года № 124, утверждены Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями (далее Правила № 124), которые устанавливают обязательные требования при заключении управляющей организацией с ресурсоснабжающими организациями договоров энергоснабжения (купли-продажи, поставки электрической энергии (мощности)), теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме или жилого дома (далее - потребители) коммунальной услуги соответствующего вида (договор ресурсоснабжения).
Пунктом 4 Правил № 124 установлено, что товарищество обращается в ресурсоснабжающую организацию для заключения договора ресурсоснабжения в случае, если на товарищество в соответствии с договором управления многоквартирным домом, уставом товарищества возложена обязанность по предоставлению потребителям коммунальных услуг.
Вместе с тем, при вышеуказанных обстоятельствах, исходя из решений принятых собственниками на общем собрании ДД.ММ.ГГГГ, в том числе и о заключении соответствующих договоров, при отсутствии каких-либо решений о выборе определенной управляющей организации, при незаключении до настоящего времени между собственниками помещений и ТСЖ «Победы 13» каких-либо договора, в том числе и договора о предоставлении коммунальных услуг, отсутствия обращений истца к ответчику за заключением такого договора, отсутствие сведений об организации, которая фактически осуществляет содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома, суд не может согласиться с доводами истца о наличии у ТСЖ «Победы 13» обязанности исполнить требования пунктов 5-8 Правил № 124.
Также, в рассматриваемой ситуации, у суда нет оснований для возложения на ответчика обязанности в течение 5 дней со дня вступления решения суда в законную силу исполнить требования пунктов 5,6,7 и 8 Правил №124 по подаче ресурсоснабжающим организациям заявок (оферт) с приложением документов, определенных вышеуказанными пунктами Правил №124, для заключения договоров о приобретении коммунальных ресурсов: тепловая энергия, горячая вода, холодная вода, сточные бытовые воды, электроэнергия для предоставления коммунальных услуг в <адрес> в г. Вилючинске, поскольку доказательств свидетельствующих, что ТСЖ «Победы 13» фактически приступило после своей регистрации к осуществлению управления многоквартирным домом <адрес> в г. Вилючинска суду не представлено.
Кроме того, исходя из того, что по смыслу п.п. 1 и 3 ст.426, п. 4 ст.445 Гражданского кодекса РФ обратиться в суд с иском о понуждении заключить публичный договор энергоснабжения может только контрагент обязанной стороны, вместе с тем, истец Гриценко Н.М. не является контрагентом в правоотношениях между товариществом собственников жилья и ресурсоснабжающей организацией, следовательно, у суда отсутствуют правовые основания и для удовлетворения требований Гриценко Н.М. о возложении на ТСЖ «Победы 13» обязанности не позднее 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу заключить договоры ресурсоснабжения коммунальными ресурсами: тепловая энергия, горячая вода, холодная вода, сточные бытовые воды, электроэнергия, для предоставления коммунальных услуг в <адрес> в г. Вилючинске с датой начала предоставления коммунальных ресурсов не позднее 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу.
Доводы стороны истца, что в результате бездействия ответчика, не заключившего соответствующие договоры ресурсоснабжения, она не может воспользоваться правом на ограничение оплаты за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды, нормативным потреблением, что предусмотрено п. 44 Правил предоставления коммунальных услуг № 354, суд в рассматриваемой ситуации находит не состоятельным, поскольку в силу абз. 4 указанного пункта Правил № 354, установленный абзацами вторым и третьим пункта 44 Правил предоставления коммунальных услуг № 354 порядок расчета не распространяется на случаи, при которых в соответствии с настоящими Правилами исполнителем коммунальной услуги является ресурсоснабжающая организация. В указанных случаях объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, рассчитывается и распределяется между потребителями пропорционально размеру общей площади принадлежащего каждому потребителю (находящегося в его пользовании) жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме в соответствии с формулами 11 - 14 приложения № 2 к настоящим Правилам.
В свою очередь доказательств, что исполнителем коммунальных услуг с ДД.ММ.ГГГГ должно являться ТСЖ «Победы 13» стороной истца суду не представлено, обстоятельств, свидетельствующих о том, что ТСЖ «Победы 13» после своей регистрации приступило к управлению многоквартирным домом судом не установлено. Также как не установлено, что ранее сложившиеся у собственников помещений многоквартирного <адрес> договорные отношения по предоставлению им жилищно-коммунальных услуг, после регистрации в установленном законом порядке ТСЖ, были собственниками расторгнуты.
Рассматривая требования истца о компенсации морального вреда, причиненного бездействием ответчика, не предоставившего ей коммунальные услуги и услуги по управлению, суд не находит оснований для их удовлетворения, поскольку обстоятельств, которые бы свидетельствовали о не предоставлении по вине ответчика истцу жилищно-коммунальных услуг или их предоставления ненадлежащего качества при рассмотрении дела не установлено, в свою очередь доказательств того, что эти услуги должны быть ей предоставлены с 01 апреля 2015 года именно ответчиком, суду не представлено.
В силу п. 6 ст. 13 Закона Российской Федерации от 07 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с исполнителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
Поскольку судом не установлено нарушений со стороны ответчика прав истца, как потребителя жилищно-коммунальных услуг, по доводам ею изложенным, оснований для взыскания в пользу истца с ответчика штрафа не имеется, так как в удовлетворении требований о присуждении в пользу истца компенсации морального вреда судом отказано.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Так как судом в удовлетворении требований Гриценко Н.М. в полном объеме отказано, оснований для взыскания с ответчика государственной пошлины нет.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований Гриценко Н. М. к товариществу собственников жилья «<адрес>» о защите прав потребителей, признании бездействия незаконным, возложении обязанности подать заявки в ресурсоснабжающие организации для заключения договоров ресурсоснабжения, заключить договора ресурсоснабжения в целях предоставления коммунальных услуг, взыскании штрафа, компенсации морального вреда, - отказать за необоснованностью.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Камчатский краевой суд через Вилючинский городской суд Камчатского края в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение суда изготовлено 20 апреля 2016 года.
Судья |
В.М. Воронова |