дело 2-2397/2014
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Серпухов
16 декабря 2014 года
Серпуховский городской суд Московской области
в составе председательствующего судьи Коляды В.А.,
при секретаре судебного заседания Петросян Ш.А.,
с участием:
представителя истца Комитета лесного хозяйства Московской области - Максимова С.С.,
представителя ответчика Подлегаева А.В. и третьего лица Илюхина С.Ю. - Каландарова М.А., адвоката Беспалова П.А.,
представителя ответчика Администрации Серпуховского муниципального района – Сегенюк С.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Комитета лесного хозяйства Московской области к Администрации Серпуховского муниципального района, Подлегаеву А.В. о признании недействительным постановления о проведении торгов по продаже земельного участка, об истребовании земельного участка из незаконного владения, признании недействительной постановки на кадастровый учет и снятии с кадастрового учета земельного участка, об обязании освободить земельный участок и сносе строений,
установил:
Истец Комитет лесного хозяйства Московской области обратился в суд с иском к Подлегаеву А.В., Администрации Серпуховского муниципального района и после уточнения исковых требований просит признать недействительным постановление Главы Серпуховского муниципального района «О проведении торгов по продаже земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной собственности расположенных в районе…» <номер> от <дата>, истребовать из незаконного владения земельный участок площадью <данные изъяты> с кадастровым <номер>, расположенного вблизи <адрес> (в выд.6 кв.9 Серпуховского сельского участкового лесничества филиала «Русский лет» ГКУ МО «Мособллес»); признать недействительным его постановку на кадастровый учёт и снять с кадастрового учёта данный земельный участок; обязать ответчика Подлегаева А.В. освободить данный земельный участок от возведенного на нём дома из бруса и металлического забора.
Свои исковые требования мотивирует тем, что 20.12.2013 г. государственным лесным инспектором Московской области, старшим участковым лесничим филиала «Русский лес» ГКУ МО «Мособллес» Р., в рамках рассмотрения обращения жителей <адрес> произведен осмотр лесного фонда в квартале 9, выделах 3,4,5,6 Серпуховского сельского участкового лесничества филиала «Русский лес» ГКУ МО «Мособллес», расположенного на территории <адрес>. В результате осмотра был составлен соответствующий акт из которого видно, что часть территории квартала 9, выдел 6, Серпуховского сельского участкового лесничества филиала «Русский лес» ГКУ МО «Мособллес» разбита на участки, из которых отдельные деревья помечены засечками для дальнейшей вырубки, некоторые из деревьев вырублены, сортименты и порубочные остатки сложены в кучи и штабеля». В результате анализа публичной кадастровой карты было установлено, что на спорной территории расположен земельный участок <номер>. В рамках проведения работы по проверке законности нахождения земельных участков в егособственности, сотрудниками филиала «Русский лес» были запрошены и изучены необходимые документы. Таким образом, в соответствии с выпиской из ЕГРП <номер> от 08.07.2014г. собственником земельного участка с кадастровым <номер>, является Подлегаев А.В. В соответствии с кадастровой выпиской о земельном участке <номер> от 09.01.2014г., данный земельный участок расположен на землях сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для дачного строительства. Однако, вышеуказанный земельный участок незаконно находится в собственности Подлегаева А.В. по следующим основаниям: земельный участок с кадастровым <номер> относится к землям лесного фонда (квартал 9, выдел 6 Серпуховского сельского участкового лесничества) никогда из земель лесного фонда не переводилась и не отчуждалась. Факт наложения земельного участка с кадастровым <номер> на земли лесного фонда подтверждается справкой ФГУП «Рослесинфорг» «Мослеспроект» <номер> от 26.06.2014 г. с приложением чертежа лесного участка. Площадь наложения составила <данные изъяты> Согласно ст.8 Лесного кодекса РФ, лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. В соответствии со ст.7 Лесного кодекса РФ от 04.12.2006 №200-ФЗ лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со ст.ст.67, 69 и 92 Кодекса. Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности (статья 6 Лесного кодекса РФ). Таким образом, определение границ лесного участка категории земель лесного фонда, обороны и безопасности, поселении (населенных пунктов), особо охраняемых природных территорий осуществляется в ходе проведения работ по лесоустройству и землеустройству. В результате проведения лесоустройства местоположение границ лесных участков может быть закреплено на местности с помощью лесоустроительных, лесохозяйственных знаков и (или) указано на картах лесов (п.3 ст.68 Лесного кодекса РФ). Право собственности Российской Федерации на часть рассматриваемого участка, как на участок, входящий в состав земель лесного фонда, подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права собственности от 09.04.2009г.; выпиской из ЕГРП №32/001/2014-2539 от 07.05.2014 г.; выпиской из государственного лесного реестра № 59-01-2014. Согласно выписке из лесного реестра, спорный земельный участок расположен на землях лесного фонда,категория защитных лесов - зеленые зоны, в соответствии с п.1,2 ст.4.2 ФЗ от 04.12.2006 N 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.План лесного участка в составе земель лесного фонда, выданный до 1 января 2015 года, признается юридически действительным. На основании Положения о Комитете лесного хозяйства Московской области, утвержденного постановлением Правительства Московской области от 26.06.2012 года № 863/22, Комитет проводит государственную политику и осуществляет межотраслевое управление, координацию, а так же функциональное регулирование в области лесных отношений, таким образом, Мособлкомлес является полномочным органом от имени Российской Федерации по управлению хозяйством на территории Московской области. Мособлкомлес уполномочен обращаться в защиту публичный интересов в случаях, предусмотренных законодательством (п.14.5 Положения). В соответствии со ст.209 ГК РФ права владения, пользования и распоряжения имуществом принадлежат собственнику этого имущества. В соответствии с абз.2 п.5 ст.27 Земельного кодекса Российской Федерации земельных из состава земель лесного фонда ограничиваются в обороте. В соответствии с п.2 нормы земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. В соответствии с п.2 ст.9 Федерального закона от 04.12.2006 N201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" на землях лесного фонда запрещаются размещение садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан, предоставление лесных участков гражданам для ведения дачного хозяйства, садоводства, огородничества, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства. В соответствии с разъяснениями Постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВС РФ от 29.04.2010 года №10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», в случаях, когда между лицами отсутствуют договорные отношения или отношения, связанные с последствиями недействительности сделки, спор о возврате имущества собственнику подлежит разрешению по правилам ст.301, 302 ГК РФ. Согласно п.53 Постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВС РФ от 29.04.2010 года №10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРП. В частности, если в резолютивной части судебного акта решен вопрос о возврате имущества во владение его собственника, то такие решения являются основанием для внесения записи в ЕГРП.
Представитель истца Комитета лесного хозяйства Московской области Максимов С.С. в судебном заседании заявленные требования поддержал и просил удовлетворить в полном объеме.
Представители ответчика Подлегаева А.В. - Каландаров М.А., Беспалов П.А. в судебном заседании возражали против заявленных требований, пояснили, что требования необоснованны, те документы, которые предоставил истец не могут являться доказательствами по делу. Границы лесного участка не установлены, а границы земельного участка Подлегаева А.В. установлены, есть все сведения о земельном участке. Считают, что истцом нарушен срок исковой давности, поэтому просят отказать в удовлетворении исковых требований.
Представитель ответчика администрации Серпуховского муниципального района Сегенюк С.В. в судебном заседании возражала против заявленных требований, пояснила, что истец не доказал обстоятельств на которые сослался в исковом заявлении, в том числе неправомерность формирования, постановки на кадастровый учет спорного земельного участка. Также не доказано действительное нахождение спорного земельного участка на ранее учтённом участке лесного фонда, поэтому просит отказать в удовлетворении исковых требований.
Представитель третьего лица Администрация сельского поселения Дашковское в судебное заседание не явился, о дне и месте слушания дела извещен, представлено заявление с просьбой рассмотреть дело в отсутствие представителя.
Представитель третьего лица УФСГРК и К по МО в судебное заседание не явился, о дне и месте слушания дела извещен, представлено заявление с просьбой рассмотреть дело в отсутствие представителя.
Представитель третьего лица ФГБУ «ФКП Росреестра» в судебное заседание не явился, о дне и месте слушания дела извещен. Ходатайств об отложении судебного заседания не поступало.
Представитель третьего лица ФГУП "Рослесинфорг" "Мослеспроект" в судебное заседание не явился, о дне и месте слушания дела извещен. Ходатайств об отложении судебного заседания не поступало.
Третье лицо Илюхин С.Ю. в судебное заседание не явился, о дне и месте слушания дела извещен. Ходатайств об отложении судебного заседания не поступало.
Третье лицо Кузнецов Е.А. в судебное заседание не явился, о дне и месте слушания дела извещен. Ходатайств об отложении судебного заседания не поступало.
Третье лицо Чумачек Н.М. в судебное заседание не явился, о дне и месте слушания дела извещен. Ходатайств об отложении судебного заседания не поступало.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц в соответствии с требованиями ст.167 ГПК РФ.
Заслушав объяснения представителей истца и ответчиков, оценив представленные сторонами доказательства, суд считает исковые требования не подлежащими удовлетворению.
Согласно технического заключения <номер> от 12.04.2006г. Филиала ФГУП «Рослесинфорг» «Мослеспроект» обследованные насаждения древесно-кустарниковой растительности не относятся к землям лесного фонда и к лесам, не входящим в лесной фонд (л.д. 21-29, том 2).
Судом установлено, что <дата> Главой Серпуховского муниципального района Московской области вынесено постановление <номер> «О проведении торгов по продаже земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной собственности расположенных в <адрес>» (л.д.154-156, том 1).
Согласно выписки из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним от 08.07.2014 г. правообладателем земельного участка с кадастровым <номер>, площадью <данные изъяты>, с назначением: земли населенных пунктов, для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: <адрес>, является Подлегаев А.В. (л.д.18, том 1), право собственности зарегистрировано <дата> (л.д. 179, том 1).
В деле имеется обращение жителей домов <адрес> в Президиум Российской Федерации о застройке берега р.Нара на участке, прилегающему к реликтовому сосновому бору, принадлежащему государственной организации «Русский лес», которая входит в состав земель ГосЛесфонда ( л.д. 13, том 1).
Актом осмотра территории лесного участка от 20.12.2013 г. Комитета Лесного Хозяйства Московской области ГКУ МО «Мособллес» филиал «Русский лес» установлено, что территория, отмеченная на местности знаками с надписями «территория памятника, межевой знак, 2013 г.», частично накладывается на территорию квартала 9, выдела 3, Серпуховского сельского участкового лесничества филиала «Русский лес» ГКУ МО «Мособллес». Часть территории квартала 9, выдела 6, Серпуховского сельского участкового лесничества филиала «Русский лес» ГКУ МО «Мособллес» разбита на участки, на которых отдельные деревья помечены затесками для дальнейшей вырубки, некоторые из деревьев вырублены, сортименты и порубочные остатки сложены в кучи и штабеля (л.д.14, том 1).
В материалы дела истцом представлен план лесных участков Серпуховского района Московской области (л.д.7-8, том 1), таксационное описание (л.д.9, том 1), чертеж лесного участка (л.д. 62, том 2).
В материалах дела имеется копия свидетельства о государственной регистрации права собственности за Российской Федерацией на земельные участки, категории земель: земли лесного фонда, где, в том числе, указан квартал №9 л/т выдел 1-27, а также вписка из государственного лесного реестра о лесных кварталах и о лесотаксационных выделах <номер>, где указано, что к лесничеству «Русский лес» Серпуховское сельское участковое лесничество относится квартал 9 выделы 3,4,5,6 площадью <данные изъяты>, категория земель – земли лесного фонда ( л.д.10, 11, 12, том 1).
Согласно справке Филиала ФГУП «Рослесинфорг» «Мослеспроект» <номер> от 26.06.2014 г. земельный участок с кадастровым <номер>, расположенный по адресу: <адрес>, имеет площадь по фактическому пользованию <данные изъяты> и часть площади данного земельного участка накладывается на земли лесного фонда, квартала №9 Серпуховского сельского участкового лесничества «Русский лес» ГКУ МО «Мособллес» Комитета лесного хозяйства МО (л.д. 15, том 1).
Из представленной выписки из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним от 07.05.2014 г. усматривается, что правообладателем лесного участка с назначением: земли лесного фонда, кадастровый <номер>, в который входит квартал №9 л/т выделы 1-27 Серпуховского сельского участкового лесничества Московской области - является Российская Федерация (л.д.12, том 1).
В материалы дела представлены: межевое дело на земельный участок с кадастровым <номер> (л.д.34-79, том 1), дела представлена копии дел правоустанавливающих документов на земельные участки с кадастровыми <номер> (л.д.82-152, том 1), кадастровый паспорт на земельный участок с кадастровым <номер> (л.д.182-183, том 1), копия межевого дела на земельный участок с кадастровым <номер> (л.д.203-243, том 1).
Для правильного разрешения спора между сторонами по существу, по делу была назначена и проведена судебная земельно-техническая экспертиза (л.д.86-104). Из выводов экспертного заключения <номер> от 10.11.2014 г. следует, границы земельного участка с кадастровым <номер> установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства, сведения ГКН о поворотных точках границы указанного земельного участка представлены в кадастровой выписке о земельном участке, позволяют однозначно определить их на местности и отразить на схеме. В ходе натурального обследования территории было установлено, что земельный участок с кадастровым <номер>, принадлежащий Подлегаеву А.В. имеет замкнутый контур фактических границ, закрепленный на местности сплошным ограждением из металлического профиля. На земельном участке расположены строящееся деревянное строение лит.Д, строящаяся деревянная беседка – лит. Б, деревянная дворовая уборная, лит.Т., деревянное хозяйственное сооружение лит.ДН. Также на участке произрастают четыре многолетних хвойных дерева (сосны). Из сравнительного анализа местоположения, конфигурации и линейных размеров фактических и юридических границ земельного участка с кадастровым <номер>, установлено их соответствие друг с другом с учетом допустимости величины погрешности геодезических измерений. Фактическая площадь земельного участка в границах, закрепленных сплошным ограждением составила <данные изъяты>, что соответствует юридической площади земельного участка <данные изъяты> Поворотные точки 1,2,3,4 юридической границы земельного участка с кадастровым <номер> и соответственно, сами юридические границы данного участка, расположены внутри контура по координатам 16ти поворотных точек 1-2-3-4-5-6-7-8-9-10-11-12-13-14-15-16-1, представленным на л.д.62 том 2. Имеет место наложение контура, выстроенного по координатам 16 точек, на юридические (установленные по сведениям ГКН) границы земельного участка с кадастровым <номер>. Указанные выводы подтверждают утверждение истца о наложении контуров по указанным им точкам, но для удовлетворения исковых требований необходимы и доказательства о том, что заявленный контур является земельным участком лесного фонда.
Согласно ст.3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод или законных интересов
В силу ст.11, 12 ГК РФ защите подлежит нарушенное право.
Согласно ч.1 ст.56 ГПК РФ, истец должен представить суду доказательства, подтверждающие факт нарушения его прав и законных интересов.
В соответствии со ст.8 Лесного кодекса РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Согласно ст.7 Лесного кодекса РФ лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со ст.67, 69 и 92 настоящего Кодекса.
В силу положений ст. 67-69 Лесного кодекса РФ границы лесного участка устанавливаются в процессе лесоустройства, проводимого на землях лесного фонда и иных землях, местоположения, границы и площадь лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, их границам и площади.
Согласно ст.101 Земельного кодекса РФ к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для её восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).
Таким образом, по смыслу указанной нормы закона, земли лесного фонда, подлежат использованию исключительно для целей ведения лесного хозяйства, и не могут использоваться для иных целей, не предусмотренных законом.
Кроме того, в силу п.2 ч.5 ст.27 Земельного кодекса РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки из состава земель лесного фонда.
В соответствии с ч.4 ст.28 Земельного кодекса РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.
Следовательно, земельные участки из состава земель лесного фонда, как подлежащие использованию исключительно для целей ведения лесного хозяйства, могут быть предоставлены в собственность граждан, лишь в случае наличия в федеральном законе прямого указания на возможность такого предоставления. Передача в собственность гражданина земельного участка, находящегося на землях лесного фонда федеральным законом прямо не предусмотрена, исходя из целевого назначения земель лесного фонда.
В соответствии со ст.4.2. Федерального закона от 04.12.2006 №201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План лесного участка в составе земель лесного фонда, выданный до 1 января 2015 года, признается юридически действительным.
Согласно ч.1 ст.14 названного Федерального закона, вплоть до утверждения лесных планов субъектов Российской Федерации и лесохозяйственных регламентов в установленном Лесным кодексом РФ порядке, но не более чем через два года со дня введения в действие Лесного кодекса РФ использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляется на основании лесоустроительной документации в части, не противоречащей Лесному кодексу РФ.
В соответствии с п.10 ст.3 Федерального закона от 25.10.2001 №137-ФЗ «О введении в действие Земельного Кодекса РФ» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.
В соответствии со ст.209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.
Согласно ст.218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества. В случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом. случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом. Член жилищного, жилищно-строительного, дачного, гаражного или иного потребительского кооператива, другие лица, имеющие право на паенакопления, полностью внесшие свой паевой взнос за квартиру, дачу, гараж, иное помещение, предоставленное этим лицам кооперативом, приобретают право собственности на указанное имущество.
В соответствии со ст.223 ГК РФ право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором. В случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом.
В соответствии с положениями ст.11.1 Земельного кодекса РФ земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами. В случаях и в порядке, которые установлены федеральным законом, могут создаваться искусственные земельные участки.
Согласно ст.11.2 Земельного кодекса РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки, прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки (далее также - образуемые земельные участки) в порядке, установленном Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним"), за исключением случаев, указанных в пункте 4 ст.11.4 настоящего Кодекса, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами. Образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки. Не требуется такое согласие на образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных государственным или муниципальным унитарным предприятиям, государственным или муниципальным учреждениям, а также в случаях, указанных в пункте 6 настоящей статьи, то есть на основании решения суда. Споры об образовании земельных участков рассматриваются в судебном порядке.
В силу ст.11.3 Земельного кодекса РФ образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 настоящего Кодекса, за исключением предусмотренных настоящим Кодексом случаев. Решения об образовании земельных участков, указанных в п.1 настоящей статьи, могут быть приняты на основании заявлений землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки.
Согласно ст.15 Земельного кодекса РФ собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации. Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
На основании ст.16 Земельного кодекса РФ государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований. Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом и федеральными законами.
Согласно ст.6 Лесного кодекса РФ леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются. Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
На основании ст.67 Лесного кодекса РФ лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях, указанных в части 3 статьи 23 настоящего Кодекса. Правила проведения лесоустройства устанавливаются лесоустроительной инструкцией, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии со ст.69 Лесного кодекса РФ при проектировании лесных участков осуществляется подготовка проектной документации о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков. Местоположение, границы и площадь лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, их границам и площади. Проектирование лесных участков осуществляется в границах соответственно лесничеств и лесопарков.
Согласно ст. 92 Лесного кодекса РФ государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
В соответствии со ст.93 Лесного кодекса РФ право собственности и другие вещные права на лесные участки, ограничения (обременения) этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
В соответствии с разъяснениями Постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 29 апреля 2010 г. № 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" в случаях, когда между лицами отсутствуют договорные отношения или отношения, связанные с последствиями недействительности сделки, спор о возврате имущества собственнику подлежит разрешению по правилам статей 301, 302 ГК РФ.
Если имущество приобретено у лица, которое не имело права его отчуждать, собственник вправе обратиться с иском об истребовании имущества из незаконного владения приобретателя (статьи 301, 302 ГК РФ). Когда в такой ситуации предъявлен иск о признании недействительными сделок по отчуждению имущества, суду при рассмотрении дела следует иметь в виду правила, установленные статьями 301, 302 ГК РФ.
Согласно ст.301 ГК РФ собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения. В силу ст.305 ГК РФ права, предусмотренные ст.ст.301-304 ГК РФ, принадлежат также лицу, хотя и не являющемуся собственником, но владеющему имуществом на любом законном основании.
Таким образом, в силу указанных норм закона лицо, обратившееся в суд с иском об истребовании своего имущества из чужого незаконного владения, должно доказать свое право на имущество, находящееся во владении ответчика.
Располагая представленными сторонами доказательствами, объяснениями сторон, оценивая их в совокупности с учетом положений ст.67 ГПК РФ, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных истцом требований, поскольку истцом не представлено достоверных доказательств, позволяющих сделать вывод о том, что спорный земельный участок, принадлежащий в настоящее время ответчику Подлегаеву А.В., располагается на землях лесного фонда в выделе №6 квартала №9 Серпуховского сельского участкового лесничества. Как уже было ранее указано, в дело ответчиком представлено техническое заключение №99 от 12.04.2006г. выполненное Филиалом ФГУП «Рослесинфорг» «Мослеспроект» и согласованное с Агентством лесного хозяйства Московской области «По натурному обследованию земельного участка, площадью 3,0 га, покрытого насаждениями древесно-кустарниковой растительности, произрастающей на землях сельскохозяйственного назначения вблизи <адрес>». Из материалов гражданского дела видно, что земельный участок ответчика был сформирован из обследованного земельного участка. Согласно выводов этого заключения от 12.04.2006 года обследованные насаждения древесно-кустарниковой растительности не относятся к землям лесного фонда и к лесам, не входящим в лесной фонд (л.д.21-29, том 2). Таким образом, суд критично относится к более поздним документам об обратном, выданным этой-же организацией и на которые теперь ссылается истец в обоснование своих исковых требований, гласящим о том, что этот-же участок является выделом №6 квартала №9 Серпуховского сельского участкового лесничества. Истцом в дело не представлены лесные планшеты в отношении указанного выдела, представителем истца указано на то, что они отсутствуют. Из представленных истцом документов следует, что согласно таксационному описанию лесного участка общая площадь выдела №6 составляет 4,9га (л.д.9 т.1), однако таких доказательств истец не представил, и как видно из дела, в другие гражданские дела истец представлял документы о другой конфигурации земельного участка лесного фонда.
В соответствии со ст.60 Земельного кодекса РФ нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению, в частности, в случае признания судом недействительным акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, повлекших за собой нарушение права на земельный участок, а действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены в том числе путем признания недействительными в судебном порядке в соответствии со статьёй 61 настоящего Кодекса не соответствующих законодательству актов исполнительных органов государственной власти или актов органов местного самоуправления. На основании ст.61 Земельного кодекса РФ ненормативный акт исполнительного органа государственной власти или ненормативный акт органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или иным нормативным правовым актам и нарушающий права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица в области использования и охраны земель, может быть признан судом недействительным. Таких оснований по делу судом не установлено.
При таких обстоятельствах, заявленные Комитетом лесного хозяйства Московской области исковые требования к Администрации Серпуховского муниципального района, Подлегаеву А.В. о признании недействительным постановления Главы Серпуховского муниципального района «О проведении торгов по продаже земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной собственности расположенных в <адрес>» от <дата> <номер>, об истребовании у Подлегаева А.В. земельного участка из незаконного владения, признании недействительной постановки на кадастровый учет и снятии с кадастрового учета земельного участка с кадастровым <номер> площадью <данные изъяты>, об обязании освобождения земельного участка и сносе строений не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования Комитета лесного хозяйства Московской области к Администрации Серпуховского муниципального района, Подлегаеву А.В. о признании недействительным постановления Главы Серпуховского муниципального района «О проведении торгов по продаже земельных участков …» от <дата> <номер>, об истребовании у Подлегаева А.В. земельного участка из незаконного владения, признании недействительной постановки на кадастровый учет и снятии с кадастрового учета земельного участка с кадастровым <номер> площадью <данные изъяты>, об обязании освобождения земельного участка и сносе строений - ОСТАВИТЬ БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ.
Решение суда может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путём подачи апелляционной жалобы в Московский областной суд через Серпуховский городской суд.
Председательствующий В.А.Коляда
Мотивированное решение суда изготовлено 12 января 2015 года.
Председательствующий В.А.Коляда