УИД № 44RS0001-01-2023-005460-41
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 января 2024 года г. Кострома
Свердловский районный суд города Костромы в составе председательствующего судьи Комиссаровой Е.А., при секретаре Приказчиковой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Межевского района в интересах З.Г. к Департаменту здравоохранения Костромской области об обеспечении медицинскими изделиями,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Межевского района Костромской области обратился в Свердловский районный суд г. Костромы с иском в интересах З.Г., требования обоснованы тем указано, что прокуратурой на основании поступившего обращения З.Г. проведена проверка исполнения законодательства об охране здоровья, установлено, что З.Г. с <дата> года состоит на диспансерном учете у терапевта в Межевском отделении ОГБУЗ ...» с диагнозом сахарный диабет 2 типа. Из информации департамента здравоохранения Костромской области от <дата> следует, что З.Г. состоит в региональном регистре льготополучателей и обеспечивается лекарственными препаратами по региональной программе льготного лекарственного обеспечения в соответствии с имеющимся заболеванием. Из информации Межевского отделения ОГБУЗ «Мантуровская ОБ» от <дата>, медицинской карты З.Г. следует, что она регулярно наблюдается у терапевта Межевского отделения ОГБУЗ «Мантуровская ОБ», и обращается за выпиской льготных лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения. Исходя из медицинских показаний, в связи с вышеуказанным заболеванием З.Г. ежемесячно необходимы средства диагностики глюкозы в крови из расчета 1,5 упаковка на месяц, а также необходимы инсулиновые иглы из расчета 1 упаковка в месяц. Вместе с тем, средствами диагностики глюкозы в крови З.Г. должным образом, на регулярной основе не обеспечивается, в частности в период с января по сентябрь текущего года средства диагностики глюкозы в крови, инсулиновые иглы ей не выдавались, приобретались ею самостоятельно. В целях обеспечения конституционных прав граждан РФ на бесплатное оказание медицинской помощи Правительством РФ принято постановление от 29 декабря 2022 года №2497, которым утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2023 год и на плановый период 2024-2025 г., которая в третьем разделе предусматривает обеспечение отдельных категорий граждан лекарственными препаратами в соответствии с законодательством Российской Федерации (в соответствии с разделом V Программы). В разделе 5 названной Программы, предусматривающем источники финансового обеспечения оказания медицинской помощи, установлено, что обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно осуществляется за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» утвержден Перечень согласно которому диабет относится к категории заболеваний, при амбулаторном лечении которого лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно. Таким образом, указанным постановлением Правительства Российской Федерации закреплено право граждан, страдающих заболеванием диабет на обеспечение всеми необходимыми лекарственными средствами, а также средствами диагностики, бесплатно. Из информации Департамента здравоохранения Костромской области от 09.10.2023 № 10309 следует, что З.Г. имеет право на обеспечение лекарственными препаратами и медицинскими изделиями по региональной программе льготного лекарственного обеспечения в связи с наличием заболевания «Сахарный диабет». Межевским отделением ОГБУЗ «Мантуровская ОБ» в Департамент здравоохранения Костромской области неоднократно направлялись заявки на средства диагностики глюкозы в крови, инсулиновые иглы. З.Г., состоящая на учете у терапевта с диагнозом «сахарный диабет 2 типа», вправе получать социальную поддержку от государства в виде предоставления бесплатно средств диагностики глюкозы в крови, инсулиновых игл. Необеспечение З.Г. данным медицинским изделием свидетельствует о лишении ее возможности использовать предоставленное ей право на бесплатное обеспечение изделиями медицинского назначения. Непринятие департаментом здравоохранения Костромской области соответствующих мер ставит под угрозу ее жизнь и здоровье.
Истцы просят обязать департамент здравоохранения Костромской области обеспечить З.Г., <дата> года рождения, медицинскими изделиями - средствами диагностики глюкозы в крови, инсулиновыми иглами по медицинским показаниям до их отмены лечащим врачом.
В судебном заседании прокурор Т.М., действующая по поручению Прокурора Межевского района исковые требования поддержала.
Истец З.Г. о времени и месте рассмотрения дела уведомлена надлежащим образом, в судебном заседании не участвует.
Представитель ответчика департамента здравоохранения Костромской области в судебном заседании не присутствовала, просил рассмотреть дело в его отсутствии, в отзыве на исковое заявление указал, что иск не признают, приказом Минздрава России от 01.10.2020 № 1054н утверждены стандарты медицинской помощи взрослым при сахарном диабете 2 типа, которые предусматривают следующий перечень медицинских изделий: -помпа инфузионная инсулиновая амбулаторная; -помпа инсулиновая инфузионная амбулаторная со встроенным глюкометром. Не содержатся указания на обеспечение пациентов тест-полосками и в Клинических рекомендациях «Сахарный диабет 2 типа у взрослых». В силу ч. 15 ст. 37 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи или не предусмотренных соответствующей клинической рекомендацией, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии. О необходимости проведения врачебной комиссии при назначении медицинского изделия, не включенного в стандарт оказания медицинской помощи неоднократно указывал и Верховный Суд РФ (например: решение Верховного Суда РФ от 29.09.2022 по делу № АКПИ22-616, определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 30.10.2023 № 58-КГ23-13-129). Дополнительно департамент здравоохранения Костромской области поясняет, что в соответствии с приказом Минздрава России от 01.10.2020 № 1054н сахарный диабет 2 типа является инсулиннезависимым, так как содержит следующие нозологические единицы (код по МКБ X): Е11.2 Инсулиннезависимый сахарный диабет с поражениями почек. Е11.3 Инсулиннезависимый сахарный диабет с поражениями глаз. Е11.4 Инсулиннезависимый сахарный диабет с неврологическими осложнениями. Е11.5 Инсулиннезависимый сахарный диабет с нарушениями периферического кровообращения. Е11.6 Инсулиннезависимый сахарный диабет с другими уточненными осложнениями. Е11.7 Инсулиннезависимый сахарный диабет с множественными осложнениями. Е11.8 Инсулиннезависимый сахарный диабет с неуточненными осложнениями. Е11.9 Инсулиннезависимый сахарный диабет без осложнений. При этом медицинская услуга «Исследование уровня глюкозы в крови» (код медицинской услуги А09.05.023) оказывается 17% пациентам из 100%. В материалах дела отсутствует заключение врачебной комиссии о назначении Зыриной Г.Ф. медицинских изделий, не входящих в стандарт медицинской помощи, в связи с чем иск в данной части не подлежит удовлетворению, так как отсутствуют медицинские показания, по которым она отнесена к числу пациентов, которым положено оказание медицинской услуги «Исследование уровня глюкозы в крови»
Третьи лица ГУП «Костромская областная аптечная база», ОГБУЗ «Мантуровская окружная больница», Управление Росздравнадзора, департамент финансов Костромской области, будучи извещенными о времени и месте рассмотрения дела, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Выслушав прокурора, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
Конституция Российской Федерации гласит, что каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41).
В силу ст. 4 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.
Каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (ч. 2 ст. 19 Федерального закона № 323-ФЗ).
Согласно ст. 43 Федерального закона № 323-ФЗ, гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях (ч. 1). Перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждаются Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших (ч. 2).
Стандартом медицинской помощи больным с инсулинонезависимым сахарным диабетом, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 11 декабря 2007 г. N 748, определено обеспечение тестами для определения глюкозы крови к глюкометру лиц, страдающих инсулинонезависимым сахарным диабетом.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. N 715 утверждены перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих. В перечень социально значимых заболеваний включен в том числе сахарный диабет (коды заболеваний по международной классификации болезней (МКБ-10) Е10 - Е14).
На основании ч. 1 ст. 81 Федерального закона № 323-ФЗ, в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании.
П. 5 ч. 2 ст. 81 Федерального закона № 323-ФЗ предусмотрено, что в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно
В целях обеспечения конституционных прав граждан РФ на бесплатное оказание медицинской помощи Правительством РФ принято постановление от 29 декабря 2022 года № 2497, которым утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2023 год и на плановый период 2024-2025 г., которая в третьем разделе предусматривает обеспечение отдельных категорий граждан лекарственными препаратами в соответствии с законодательством Российской Федерации (в соответствии с разделом V Программы).
В разделе 5 названной Программы, предусматривающем источники финансового обеспечения оказания медицинской помощи, установлено, что обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно осуществляется за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.
При этом территориальные программы должны приниматься в соответствии с Федеральной программой.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» утвержден Перечень согласно которому диабет относится к категории заболеваний, при амбулаторном лечении которого лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, лицам с заболеванием «диабет» предусмотрено бесплатное предоставление всех лекарственных средств, этилового спирта, инсулиновых шприцов, шприцов типа «Новопен», «Пливапен» 1 и 2, игл к ним, средств диагностики.
В соответствии с Федеральным законом № 323-ФЗ медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи (ч. 1 ст. 37); назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии; при формировании территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи учитываются порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи (п. 1 ч. 4 ст. 81).
Согласно ч. 1 ст. 38 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека. Медицинские изделия могут признаваться взаимозаменяемыми, если они сравнимы по функциональному назначению, качественным и техническим характеристикам и способны заменить друг друга.
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.12.2018 года № 3053-р «Об утверждении перечня медицинских изделий, имплантируемых в организм человека при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также перечня медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг», к медицинским изделиям, отпускаемым по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг, относятся, в частности, иглы инсулиновые, тест-полоски для определения содержания глюкозы в крови.
Стандартом медицинской помощи больным с инсулинонезависимым сахарным диабетом, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 11.12.2007 №748, определено обеспечение тестами для определения глюкозы крови к глюкометру.
Таким образом, вопреки возражениям ответчика тест-полоски относятся к медицинским изделиям (принадлежность средства диагностики глюкометра, являющегося тест-системой мониторинга глюкозы в крови для самоконтроля при лечении сахарного диабета и отнесенного к средствам диагностики согласно ГОСТ Р ИСО 15197-2015, утвержденному Приказом Госстандарта от 27.04.2015 N 299-ст "Об утверждении национального стандарта").
Соответственно, бесплатное предоставление указанных расходных материалов входит в число гарантий, предоставляемых гражданам, которые имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, осуществляется на основании рецепта врача и не требует решения врачебной комиссии.
В соответствии с положениям ч.1 ст. 38 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека. Медицинские изделия могут признаваться взаимозаменяемыми, если они сравнимы по функциональному назначению, качественным и техническим характеристикам и способны заменить друг друга.
Положениями ч. 2 ст. 83 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах здоровья граждан в Российской Федерации» установлено, что финансовое обеспечение оказания гражданам специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи осуществляется за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, выделяемых в рамках территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (в части медицинской помощи, не включенной в территориальные программы обязательного медицинского страхования, а также расходов, не включенных в структуру тарифов на оплату медицинской помощи, предусмотренную в территориальных программах обязательного медицинского страхования).
Из анализа приведенных норм следует, что федеральный законодатель, устанавливая льготное обеспечение лекарственными препаратами для медицинского применения, определил обязанность субъекта Российской Федерации осуществлять финансирование за счет бюджетов субъектов Российской Федерации данной государственной гарантии в соответствии с соответствующим перечнем, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, который субъект Российской Федерации может только дополнить. Иных полномочий субъекта Российской Федерации в сфере обеспечения лекарственными препаратами граждан федеральным законодательством не предусмотрено.
В соответствии с п.п. 2 п. 11 Положения о Департаменте здравоохранения Костромской области, утвержденного постановлением губернатора Костромской области от 27.12.2007 № 546, Департамент здравоохранения Костромской области является исполнительным органом государственной власти Костромской области, к его полномочиям в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг относится организация обеспечения населения лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам.
К полномочиям департамента относится организация обеспечения граждан лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения при амбулаторном лечении бесплатно и со скидкой 50% за счет средств областного бюджета, в том числе своевременное обеспечение оплаты лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой (п. 27); координация деятельности субъектов государственной и частной систем здравоохранения на территории Костромской области (п. 28).
Из п. 59 Положения следует, что Департамент здравоохранения Костромской области осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств областного бюджета, предусмотренных на содержание Департамента и реализацию возложенных на него функций.
Судом установлено, что З.Г. обратилась к прокурору Межевского района Костромской области с заявлением, в котором указала, что состоит на учете в Межевском отделении Мантуровской окружной больницы с диагнозом сахарный диабет, тест-полосками и инсулиновыми шприцами не обеспечивается, просит провести проверку.
Прокурором Межевского района Костромской области проведена проверка на основании обращения З.Г. и установлено, что З.Г. с <дата> года состоит на диспансерном учете у терапевта в Межевском отделении ОГБУЗ ... с диагнозом сахарный диабет 2 типа. Исходя из медицинских показаний, в связи с имеющимся у нее заболеванием З.Г. ежемесячно необходимы средства диагностики глюкозы в крови из расчета 1,5 упаковка на месяц, а также необходимы инсулиновые иглы из расчета 1 упаковка в месяц.
Из информации Межевского отделения ОГБУЗ ... от <дата>, медицинской карты З.Г. следует, что она регулярно наблюдается у терапевта Межевского отделения ОГБУЗ ...», и обращается за выпиской льготных лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения. Рецепты на получение З.Г. в льготном порядке средств диагностирования сахара в крови и инсулиновых игл Межевским отделением не выписывались, так как из-за их отсутствия в аптечной базе програмное обеспечение не позволяет это сделать. в 2022-2023 годах ОГБУЗ ... Межевское отделение направляли заявки в Департамент здравоохранения Костромской области на средства диагностики сахара в крови.
Пунктом 14 части 1 статьи 16 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предусмотрено, что установление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья.
Федеральный законодатель, устанавливая льготное обеспечение граждан лекарственными препаратами для медицинского применения, определил обязанность субъекта Российской Федерации осуществлять финансирование данной государственной гарантии за счет собственного бюджета на основании соответствующего перечня, утвержденного федеральным органом исполнительной власти, который субъект Российской Федерации может только дополнить. Иных полномочий субъекта Российской Федерации в сфере обеспечения лекарственными препаратами граждан федеральным законодательством не предусмотрено.
В рамках исполнения полномочий по организации лекарственного обеспечения населения приказом Департамента здравоохранения Костромской области от 20.12.2018 № 695 утвержден порядок организации льготного обеспечения жителей Костромской области лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения и специализированными продуктами лечебного питания при амбулаторном лечении (далее по тексту - Порядок №695).
В соответствии с пунктами 1.3.6, 1.5, 2.1 Порядка №695 под региональными льготниками понимаются жители Костромской области, имеющие право на получение лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания по рецептам врачей (фельдшеров) в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 №890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения».
Право на обеспечение лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения и специализированными продуктами лечебного питания за счет средств областного бюджета имеют региональные льготники, включенные в Регистр региональных льготников, а также федеральные льготники (при невозможности обеспечения их за счет средств федерального бюджета).
Медицинская организация, к которой федеральный и региональный льготник прикреплен для получения амбулаторно-поликлинической помощи, осуществляет выписывание рецептов.
Выписывание рецептов в медицинской организации осуществляется лечащим врачом (фельдшером) на основании Справочника лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания (далее - Справочник препаратов), который формируется Департаментом на основании государственных контрактов, заключенных поставщиками (п. 2.4 Порядка №695).
Согласно п. 2.7 Порядка №695 отпуск лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания федеральным и региональным льготникам осуществляет уполномоченная медицинская организация (определяется ежегодно на основании заключения государственных контрактов) через собственные и/или привлеченные на договорной основе аптечные организации (пункты отпуска).
Из информации департамента здравоохранения Костромской области от <дата> следует, что З.Г. состоит в региональном регистре льготополучателей и обеспечивается лекарственными препаратами по региональной программе льготного лекарственного обеспечения в соответствии с имеющимся заболеванием.
Как следует из представленного департаментом счета пациента за 2023 г., спорными медицинскими изделиями З.Г. не обеспечивалась.
Поскольку в рамках рассмотрения дела подтвержден факт нарушения прав истца вследствие необеспечения тест-полосками и инсулиновыми иглами, согласно медицинским показаниям, заявленные требования подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурораг. Костромы в интересах З.Г. удовлетворить.
Обязать Департамент здравоохранения Костромской области организовать обеспечение З.Г., <дата> года рождения, медицинскими изделиями - средствами диагностики глюкозы в крови, инсулиновыми иглами по медицинским показаниям до их отмены лечащим врачом.
Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Свердловский районный суд города Костромы в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме.
Судья