Судья Выксунского городского суда Нижегородской области Красовская Ю.О., с участием защитника юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении Антоновой Д.В, рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ст.6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении
Общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Строймонтаж»», ИНН 5262344696…,
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении,
у с т а н о в и л :
Постановлением главного государственного санитарного врача в городском округе город Выкса, Вознесенском районе, городском округе Кулебаки, городском округе Навашинский (далее – ТОУ Роспотребнадзора) №… от … года Общество с огрниченной ответственностью «Управляющая компания «Строймонтаж» (далее ООО «УК «Строймонтаж») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), и назначено наказание в виде штрафа в размере 20 000 рублей. Должностным лицом при рассмотрении дела установлено, что ООО УК «Строймонтаж» осуществляет функции по управлению многоквартирным жилым домом … г.Выкса, оказывает потребителям коммунальные услуги, в том числе осуществляет поставку потребителям коммунальных ресурсов. Исследование проб холодной воды, полученных … с 09.10 до 09.50 из водопроводной сети квартиры №… д…. по ул….г.Выкса, показало не соответствие гигиеническим требованиям п.п.3.4, 3.5 СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения», что является нарушением ст.ст.11, 19 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
ООО УК «Строймонтаж» в лице законного представителя обратилось в суд с жалобой об отмене указанного постановления и прекращении производства по делу, указав, что к ответственности Общество привлечено необоснованно, так как некачественный коммунальный ресурс поставляется ООО «Водоканал», именно ресурсоснабжающая организация и является ответственной за данное нарушение.
В судебном заседании защитник юридического лица Антонова Д.В. (по доверенности) доводы жалобы поддержала.
Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, Баранова А.С. в судебное заседание не явилась, извещена о рассмотрении дела надлежащим образом, о причинах неявки не сообщила.
Исследовав материалы дела об административном правонарушении, судья находит следующее.
Согласно ст.30.1 КоАП РФ: 1. Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1 - 25.5 настоящего Кодекса: …3) вынесенное должностным лицом - в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела.
В силу ст.6.5 КоАП РФ наказуемым является нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению.
Согласно ст.11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг.
Согласно ч.1 ст.19 Федерального закона №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»: Питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 26 сентября 2001 г. N 24 утверждены Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы 2.1.4.1074-01. 2.1.4 "Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы" (далее - СанПиН 2.1.4.1074-01).
Питьевая вода должна быть безопасна в эпидемическом и радиационном отношении, безвредна по химическому составу и иметь благоприятные органолептические свойства. Качество питьевой воды должно соответствовать гигиеническим нормативам перед ее поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней водопроводной сети (пункты 3.1, 3.2 СанПиН 2.1.4.1074-01. В силу п.3.4 СанПиН 2.1.4.1074-01 сезвредность питьевой воды по химическому составу определяется ее соответствием нормативам, указанным в таблице 2, а согласно п.3.5 благоприятные органолептические свойства воды определяются ее соответствием нормативам, указанным в таблице 4, а также нормативам содержания веществ, оказывающих влияние на органолептические свойства воды, приведенным в таблицах 2 и 3 и в Приложении 2 (в том числе мутность – не более 2 мг\л или 1,5 ЕМФ, железо не более 1 мг/л).
Как следует из материалов дела, в результате внеплановой выездной проверки, проведенной по обращению потребителя на неудовлетворительное качество питьевой воды, поставляемой в жилой дом, расположенный по адресу: Нижегородская область, г.Выкса, …, ТОУ Роспотребнадзора были выявлены нарушения санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению, выразившиеся в том, что качество питьевой воды в разводящей сети по названному адресу не соответствует требованиям п.п.3.4, 3.5 СанПиН 2.1.41074-01 (в соответствии с протоколами лабораторных исследований от … №…, №…и №… отобранных … с 09.10 до 09.50 проб питьевой воды в жилом доме по указанному адресу не соответствует требованиям санитарных норм по органолептическому показателю "мутность" и по содержанию железа согласно заключению эксперта №…. от …).
Поскольку управление многоквартирным домом на основании договора №… от … осуществляется ООО УК «Строймонтаж» указанные выше обстоятельства послужили основанием для привлечения Общества к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.6.5 КоАП РФ.
Анализируя представленные в дело доказательства, суд полагает, что должностное лицо пришло к обоснованному выводу о совершении обществом административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.5 КоАП РФ.
Доводы представителя ООО УК «Строймонтаж» о неправомерности привлечения к административной ответственности за совершение вменяемого административного правонарушения со ссылкой, в частности, на то, что нарушение СанПиН 2.1.41074-01 в рассматриваемом случае вменено обществу необоснованно, поскольку поставка коммунального ресурса ненадлежащего качества осуществляется ресурсоснабжающей организацией ООО «Водоканал» (договор водоснабжения №… от …), по мнению суда не могут служить основанием для освобождения общества от ответственности в силу следующего.
В соответствии с Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении), централизованная система холодного водоснабжения определена как комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоподготовки, транспортировки и подачи питьевой и (или) технической воды абонентам, при этом под водоподготовкой следует понимать обработку воды, обеспечивающую ее использование в качестве питьевой или технической воды (ст.2 Закона о водоснабжении).
Положениями СанПиН 2.1.4.1074-01 установлены гигиенические требования к качеству питьевой воды, а также правила контроля качества воды, производимой и подаваемой централизованными системами питьевого водоснабжения населенных мест (пункт 1.1) СанПиН 2.1.4.1074-01 предназначены для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, деятельность которых связана с проектированием, строительством, эксплуатацией централизованных систем питьевого водоснабжения населенных мест и обеспечением населения питьевой водой, а также для органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор. СанПиН 2.1.4.1074-01 применяются в отношении воды, подаваемой централизованными системами питьевого водоснабжения населенных мест и предназначенной для потребления населением в питьевых и бытовых целях, для использования в процессах переработки продовольственного сырья и производства пищевых продуктов, их хранения и торговли, а также для производства продукции, требующей применения воды питьевого качества. Гигиенические требования к качеству питьевой воды при нецентрализованном водоснабжении, к качеству питьевой воды, производимой автономными системами водоснабжения, индивидуальными устройствами для приготовления воды, а также реализуемой населению в бутылях или контейнерах, устанавливаются иными санитарными правилами и нормативами (пункты 1.3 - 1.5 СанПиН 2.1.4.1074-01).
ООО «УК «Строймонтаж» осуществляет функции по управлению многоквартирным жилым домом … г. Выкса.
Поставку воды в вышеуказанный многоквартирный дом осуществляет ресурсоснабжающая организация ООО «Водоканал» (поставщик) на основании заключенного договора с ООО «УК «Строймонтаж» (агент) от …. №…. По условиям данного Договора Поставщик оказывает Абоненту услуги по обеспечению холодной питьевой воды населения, проживающих в многоквартирных домах, указанных в Приложении №1 к настоящему договору, из систем холодного водоснабжения по водопроводным вводам Поставщика в пределах границ эксплуатационной ответственности, с гарантируемыми параметрами качества услуг, права и обязанности сторон, порядок финансовых расчетов (пункт 2.1 Договора). Пунктом 3.2 Договора Поставщик обязуется обеспечить круглосуточное бесперебойное снабжение Абонента холодной питьевой водой с качеством, соответствующим СанПиН 2.1.4.1074-01. Границей эксплуатационной ответственности для Поставщика является внешняя граница стены многоквартирного дома, согласно Акту границ обслуживания и эксплуатационной ответственности, предусмотренным Приложением №2 к Договору (пункт 2.3 Договора).
В соответствии с ч.15 ст.161 ЖК РФ организация, осуществляющая поставку ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, отвечает за поставку указанных ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома, если иное не установлено договором с такой организацией.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов. Данные Правила регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах. собственникам и пользователям жилых домов, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.
Согласно Правилам потребителю могут быть предоставлены коммунальные услуги, в том числе холодное водоснабжение, то есть снабжение холодной питьевой водой, подаваемой по централизованным сетям холодного водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме; при этом согласно подпункту 1 Приложения №1 к Правилам должно соблюдаться обеспечение бесперебойное круглосуточное холодное водоснабжение в течение года, постоянное соответствие состава и свойств холодной воды требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (СанПиН 2.1.4.1074-01). Отклонение состава и свойств холодной воды от требований законодательства Российской Федерации о техническом регулировании не допускается.
В соответствии с п.21 Правил договоры холодного водоснабжения, заключаемые с ресурсоснабжающими организациями, должны содержать положения об определении границы ответственности за режим и качество предоставления коммунальной услуги соответствующего вида. Если иное не определено в договоре, заключенном с ресурсоснабжающей организацией, то такая ресурсоснабжающая организация несет ответственность за качество предоставления коммунальной услуги соответствующего вида на границе раздела внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения.
Согласно заключению эксперта №… проба воды централизованного водоснабжения на вводе в д… г.Выкса (протокол №… от …) не соответствует требованиям п.п.3.4, 3.5 СанПиН 2.1.4.1074-01 по санитарно-химическим показателям, а именно мутность 76,6+/-10,7 мг/л при нормативе не более 2 мг/л, железо 41,8+/-10,4 мг/л при нормативе не более 1 мг/л. В пробах воды из квартиры №… данного многоквартирного дома (протоколы №… и №… от …) установлено несоответствие требованиям п.п.3.4, 3.5 СанПиН 2.1.4.1074-01 по санитарно-химическим показателям, а именно мутность 20,2+/-2,8 мг/л (кухня) и 12,1+/-1,7 мг/л (ванная) при нормативе не более 2 мг/л, железо 6,0+/-1,5 мг/л (кухня) и 4,5+/-1,12 мг/л (ванная) при нормативе не более 1 мг/л.
В материалах дела отсутствуют сведения о проведении управляющей компанией работ по промывке центральной линии ХВС, Акты о проведении промывки инженерных сетей и отборе после её проведения проб воды в дело также не представлены, сведений о проведении лабораторных исследований проб после промывки инженерных сетей не имеется, что не может свидетельствовать об отсутствии вины ООО «УК «Строймонтаж» в совершенном правонарушении.
Вопреки доводам жалобы подача ресурсоснабжающей организацией ООО «Водоканал» в дом некачественной горячей воды не освобождает ООО «УК «Строймонтаж» от выполнения установленной законом обязанности по предоставлению жителям жилого дома воды, соответствующей санитарным требованиям. Материалы дела об административном правонарушении не содержат надлежащих доказательств принятия ООО «УК «Строймонтаж» мер по соблюдению требований законодательства, направленных на обеспечение качественного водоснабжения, и о проведении производственного контроля, в связи с чем ссылки на отсутствие вины не могут быть приняты судом.
Чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения действующих норм и правил, нарушение которых послужило основанием для привлечения к административной ответственности, не установлено.
Административная ответственность, предусмотренная ст. 6.5 КоАП РФ, направлена на защиту здоровья граждан, в связи с чем, выявленное административным органом административное правонарушение не может быть признано малозначительным.
Требования статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Существенного нарушения процессуальных требований при производстве по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Административное наказание назначено в пределах санкции ст. 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление о привлечении ООО «УК «Строймонтаж» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ могли повлечь изменение или отмену обжалуемого акта, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
р е ш и л:
Постановление главного государственного санитарного врача в городском округе город Выкса, Вознесенском районе, городском округе Кулебаки, городском округе Навашинский №… от … года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Строймонтаж»» оставить без изменения, жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Строймонтаж»» - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в десятидневный срок в Нижегородский областной суд.
Судья - Красовская Ю.О.