Решение по делу № 2а-4982/2021 от 08.10.2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 ноября 2021г.                                                                                           г. Астрахань

Кировский районный суд города Астрахани в составе:

председательствующего судьи Хохлачевой О.Н.

при секретаре                              Боброве А.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в здании Кировского районного суда г.Астрахани, расположенном по адресу: г. Астрахань, ул. Набережная 1 Мая, 43 административное дело №2а-4982/2021 по административному иску Зароченцева Сергея Владимировича, Чукалиной Али Григорьевны к администрации муниципального образования «Город Астрахань», Управлению по коммунальному хозяйству и благоустройству администрации муниципального образования «<адрес>» о признании распоряжения в части и требования незаконными и их отмене, понуждении устранить допущенные нарушения

УСТАНОВИЛ:

Административные истцы Зароченцев С.В. и Чукалина А.Г. обратились в суд с иском, указав, что являются собственниками квартир №5 и №7 (соответственно), расположенных по адресу: <адрес> литера «Б». Распоряжением администрации МО «Город Астрахань» №2729-р от 30 октября 2019г. этот дом признан аварийным и подлежащим сносу, при этом установлен срок отселения граждан не позднее 01 ноября 2023г.. Кроме того, из данного распоряжения усматривается, что в адрес собственников жилых помещений направлены требования о сносе многоквартирного жилого дома. О данном распоряжении истцам стало известно в середине июня 2021г., копия требования от 18 ноября 2019г. №07-11-01-9277 о сносе многоквартирного дома в срок до 01 марта 2024 г. была получена ими в августе 2021г. 27 апреля 2017 г. в их доме (литер Б) произошел пожар, в результате которого квартиры истцов значительно пострадали. В связи с этим дальнейшее проживание в этом жилом доме стало невозможным. Таким образом, установление срока отселения до 01 ноября 2023г. и установление срока сноса до 01 марта 2024 г. нарушает их права, поскольку препятствует проведению дальнейшей процедуры по изъятию их жилых помещении и обеспечению их иным жильем. В связи с этим они были вынуждены обратиться в суд и просят признать незаконными и отменить распоряжение администрации МО «Город Астрахань» от 30 октября 2019г. №2729-р в части установления срока отселения граждан не позднее 01 ноября 2023г., а также требование о сносе от 18 ноября 2019г. №07-11-01-9277 в части установления срока до 01 марта 2024г. и обязать установить срок отселения жильцов и срок выполнения сноса многоквартирного дома №42 Литер Б, расположенного по адресу: <адрес> не позднее ДД.ММ.ГГГГг.

Административные истцы Зароченцев С.В. и Чукалина А.Г. в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, обеспечили явку своего представителя.

Представитель административных истцов Артемьев Р.В. в судебном заседании заявленные требования поддержал, просил удовлетворить в полном объеме.

Административные ответчики, представитель заинтересованного лица жилищного управления администрации муниципального образования «Город Астрахань» в судебное заседание стороны не явились, извещены надлежащим образом.

Суд, выслушав сторону, исследовав материалы дела, приходит к следующему выводу.

Согласно ст.40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище; органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище; малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату их государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В соответствии с требованиями части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Судом установлено и сторонами не оспаривается, что Зароченцев СВ. является собственником квартиры №5, расположенной по адресу: <адрес> литера «Б», что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 20 июля 2012 года.

Судом также установлено, что на основании договора передачи от 08 июля 2014г., прошедшего регистрацию, Чукалина А.Г. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 08 августа 2014 года.

Согласно Акта о пожаре №31 от 27.04.2017г. установлен факт пожара в жилом доме по <адрес> Литер Б., в результате которого произошло открытое горение внутренней отделки 1 и 2 этажа, кровли жилого дома.

Судом установлено, что квартиры №3 и №4 являются муниципальной собственностью МО «<адрес>», <адрес>,2,5 и 7 в вышеуказанном жилом доме являются частной собственностью граждан.

Распоряжением №370-р от 29.01.2018г. Администрации МО «город Астрахань» жилое помещение – <адрес> (Литер Бб) по <адрес> признано непригодным для проживания. Пунктом 3 Распоряжения был установлен срок отселения граждан из данного жилого помещения в срок до 01.08.2018г.

Актом обследования многоквартирного дома по <адрес> от 19.09.2019г. межведомственной комиссией выявлено: что здание пострадало от пожара, сохранившиеся стены имеют крен, кладка имеет следы замачивания, деревянные перекрытия крыши утрачены полностью.

Распоряжением администрации муниципального образования «<адрес>» от 30.10.2019 № 2729-р на основании заключения межведомственной комиссии №ЗАК-29/12 от 20.09.2019г., многоквартирный дом литер «Б» по <адрес>, находящийся в смешанной собственности, признан аварийным и подлежащим сносу.

Пунктом 2 указанного распоряжения установлен срок отселения граждан не позднее 1 ноября 2023г.

Пунктом 4.1 указанного распоряжения управлению по коммунальному хозяйству и благоустройству администрации муниципального образования «город Астрахань» указано направить в адрес собственников требования о сносе данного многоквартирного дома.

Из материалов дела установлено, что оспариваемое распоряжение истцами было получено в середине июне 2021 года. В августе 2021 года истцами получена копия требования от 18 ноября 2019г. №07-11-01-9277.

Частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято постановление от 28 января 2006 года № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (пункт 2 Положения).

В соответствии с пунктом 7 Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.

Оценка соответствия помещения установленным в Положении требованиям и признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции производится межведомственной комиссией на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции.

В соответствии с пунктом 49 Положения на основании полученного заключения соответствующий орган исполнительной власти либо орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием дальнейшего использования помещения, сроков отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о непризнании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

Таким образом, Правительством Российской Федерации установлена процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, включающая в себя принятие соответствующего решения межведомственной комиссией и распоряжение органа власти о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения жильцов.

В силу части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок.

В соответствии с п.22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 2.07.2009 № «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса» судам следует учитывать, что в силу ч.1.ст.32 ЖК РФ признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение (то есть межведомственной комиссией, создаваемой исходя из принадлежности жилого дома федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления), к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств.

Как следует из заключения межведомственной комиссии от 20 сентября 2019г., основанием для признания многоквартирного дома литера «Б» по <адрес> явилось то обстоятельство, что согласно техническому заключению ООО АБ «Форма», изготовленного в 2019 г., состояние отдельных конструкций и элементов объекта оценено следующим образом: на механическую безопасность – аварийное; на эксплуатационную пригодность – ограниченно - работоспособное; физический износ многоквартирного дома составляет 75,9%.

Из пояснений представителя истцов и материалов дела судом установлено, что каких либо работ по укреплению конструкций дома не производилось, дом находящийся в полуразрушенном состоянии - продолжает разрушаться, фактическое проживание административных истцов в нем не возможно.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что дальнейшая эксплуатация указанного многоквартирного дома до 01 ноября 2023г. невозможна.

Доказательств обратного административным ответчиком суду также не представлено.

Административным ответчиком не доказана разумность установленного срока отселения и сноса многоквартирного дома, установленного п. 2 Распоряжения № 2729-р от 30.10.2019г. администрации МО «город Астрахань» и принятого в его исполнение Требования Управления по коммунальному хозяйству и благоустройству администрации МО «город Астрахань» от 18.11.2019г. №07-11-01-9277.

При этом суд учитывает правовую позицию Верховного Суда Российской Федерации, изложенную в ответе на вопрос №3 Обзора законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за 2 квартал 2009 года, согласно которой определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления. Однако само по себе решение органа местного самоуправления об установлении срока сноса аварийного дома не предполагает произвольное, не основанное на объективных данных, определение срока сноса такого дома, имеет своей целью последующее предоставление гражданам, проживающим в аварийном и подлежащем сносу доме, других благоустроенных жилых помещений (статьи 85, 86 Жилищного кодекса Российской Федерации), направлено на обеспечение условий для осуществления права на жилище, а потому не может рассматриваться в качестве решения, нарушающего права и свободы гражданина, создающего препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод либо возлагающего на него незаконно какие-либо обязанности.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в разделе II Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 года, жилищные права собственника жилого помещения в таком доме обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, т.е. путем выкупа изымаемого жилого помещения.

Таким образом, суд с учетом приведенных обстоятельств считает, что административным ответчиком в нарушение части 11, пунктов 3 и 4 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не доказана законность п. 2 Распоряжения № 2729-р от 30.10.2019г. администрации МО «город Астрахань» и принятого в его исполнение Требования Управления по коммунальному хозяйству и благоустройству администрации МО «город Астрахань» от 18.11.2019г. №07-11-01-9277, в части установленного срока отселения граждан и сноса дома, право административных истцов на восстановление их жилищных прав в разумный срок нарушено.

Учитывая изложенное и приведенные правовые нормы, суд приходит к выводу, что срок, указанный в распоряжении администрации МО «Город Астрахань» от 30 октября 2019г. №2729-р, устанавливающий срок отселения граждан из дома литер «Б» по <адрес> до 01 ноября 2023г. является необоснованным, не отвечающим реальному техническому состоянию здания и в этой части указанное распоряжение подлежит отмене.

По этим же основаниям подлежит отмене и требование Управления по коммунальному хозяйству и благоустройству администрации МО «город Астрахань» от 18.11.2019г. №07-11-01-9277 в части установленного срока сноса многоквартирного жилого дома.

В силу пункта 1 части 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.

Учитывая установленные по делу обстоятельства и приведенные требования закона, суд полагает возможным возложить на администрацию МО «Город Астрахань» в течение одного месяца с момента вступления решения в законную силу устранить допущенные нарушения в соответствии с требованиями закона путем установления нового срока отселения граждан и установления нового срока сноса дома, с учетом фактического состояния спорного многоквартирного дома не позднее декабря 2021г. и после истечения одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу сообщить об исполнении решения по этому административному делу в суд и административным истцам.

Согласно ч.1 ст. 103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.

Из чеков ордеров 17.09.2021 следует, что административными истцами Зароченцевым С.В., Чукалиной А.Г. за подачу настоящего административного искового заявления каждой оплачено по 300 рублей.

Данные судебные расходы по оплате государственной пошлины подлежат возмещению в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявленные требования удовлетворить.

Признать незаконным пункт 2 распоряжения администрации муниципального образования «Город Астрахань» от 16 марта 2020г. № 487-р, устанавливающий срок отселения граждан из многоквартирного дома литер «А» по <адрес>/пер. Ташкентскому, 7/8 в <адрес> до ДД.ММ.ГГГГг.

Признать незаконным пункт 2 распоряжения от 30.10.2019г. № 2729-р «О признании многоквартирного дома Литер Б по <адрес> аварийным и подлежащим сносу», в части установленного срока отселения граждан не позднее 01 ноября 2023 года

Признать незаконным требование Управления по коммунальному хозяйству и благоустройству администрации МО «город Астрахань» от 18.11.2019г. №07-11-01-9277 о сносе аварийного многоквартирного дома по адресу: <адрес> ФИО7, в <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать администрацию муниципального образования «Город Астрахань», в течение одного месяца с момента вступления решения в законную силу в соответствии с требованиями закона устранить допущенные нарушения путем установления нового срока отселения граждан и осуществления сноса с учетом фактического состояния многоквартирного дома литер Б по <адрес> не позднее 31 декабря 2021г.

После истечения одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу сообщить об исполнении решения по этому административному делу в суд и административному истцу.

Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение одного месяца.

Судья:                                     О.Н.Хохлачева

    Полный текст решения изготовлен 26 ноября 2021 года.

Судья:                                     О.Н.Хохлачева

2а-4982/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Зароченцев Сергей Владимирович
Чукалина Аля Григорьевна
Ответчики
УКХБ Администрации МО "Город Астрахань"
Администрация МО "Город Астрахань"
Суд
Кировский районный суд г. Астрахань
Судья
Хохлачева О.Н.
Дело на сайте суда
kirovsky.ast.sudrf.ru
08.10.2021Регистрация административного искового заявления
08.10.2021Передача материалов судье
11.10.2021Решение вопроса о принятии к производству
15.10.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.10.2021Подготовка дела (собеседование)
28.10.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.11.2021Судебное заседание
18.11.2021Судебное заседание
18.11.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее