Решение по делу № 02-4201/2023 от 23.05.2023

УИД 77RS0014-02-2023-000697-59

 

 

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ   РОССИЙСКОЙ   ФЕДЕРАЦИИ

 

            адрес                                                                          16 ноября 2023 года

 

Лефортовский районный суд адрес в составе:

председательствующего судьи Воробьевой С.Е.,

при секретаре фио,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело  2-4201/2023 по иску Блинниковой Елены Александровны к Отделению Фонда Пенсионного и социального страхования РФ по адрес и адрес (Социальный фонд России, филиал  3) о признании права на назначение страховой пенсии по старости,

 

У С Т А Н О В И Л:

 

истец Блинникова Е.А. первоначально обратилась в суд с иском к Отделению Фонда Пенсионного и социального страхования РФ по адрес и адрес (Социальный фонд России, филиал  3) о назначении пенсии с 14.09.2022.

19.10.2023 исковые требования были уточнены  истец просила признать за ней право на назначение страховой пенсии с 01.01.2023, указывая, что 14.09.2022 она обратилась к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии по старости, решением от 19.09.2022 в назначении пенсии было отказано по причине отсутствия требуемой величины ИПК не менее 23,4.

Представитель истца (по доверенности) фио в суд явился, поддержал исковые требования и, с учетом уточнений (л.д. 44-45), фактически просил обязать ответчика произвести перерасчет пенсии с 01.01.2023.

Ответчик  представитель Отделения Фонда Пенсионного и социального страхования РФ по адрес и адрес (Социальный фонд России, филиал  3) (по доверенности) фио в суд явилась, возражала против удовлетворения искового заявления.

Суд, выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, оценив собранные по делу доказательства, считает, исковые требования Блинниковой Елены Александровны к Отделению Фонда Пенсионного и социального страхования РФ по адрес и адрес (Социальный фонд России, филиал  3) о признании права на назначение страховой пенсии по старости, подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Конституция РФ гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца и в иных случаях, установленных законом (ст. 39 ч. 1). Осуществляя правовое регулирование, позволяющее реализовать конституционные гарантии в социальной сфере, законодатель вправе устанавливать виды обеспечения, порядок и условия приобретения права пользования ими, круг получателей тех или иных социальных выплат.

На основании ст. 8 ФЗ от 28.12.2013 г.  400-ФЗ «О страховых пенсиях», право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа. Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.

В соответствии с ч. 1, 2, 3 ст. 35 ФЗ «О страховых пенсиях» продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, в 2015 году составляет шесть лет.  Продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, предусмотренная частью 2 статьи 8 ФЗ «О страховых пенсиях», начиная с 01.01.2016 г. ежегодно увеличивается на один год согласно приложению 3 к настоящему Федеральному закону. При этом необходимая продолжительность страхового стажа определяется на день достижения возраста, предусмотренного статьей 8 ФЗ «О страховых пенсиях».

С 1 января 2015 года страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения величины индивидуального пенсионного коэффициента 30. При этом необходимая величина индивидуального пенсионного коэффициента при назначении страховой пенсии по старости определяется на день достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, а при назначении страховой пенсии по старости ранее достижения возраста, предусмотренного статьей 8 ФЗ «О страховых пенсиях», - на день установления этой страховой пенсии.

В ходе судебного разбирательства было установлено и не оспаривалось сторонами, что 14.09.2022 истец обратился с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 8 ФЗ «О страховых пенсиях», в назначении пенсии ей было отказано, из-за отсутствия требуемой величины индивидуального пенсионного коэффициента.

Величина индивидуального пенсионного коэффициента на дату обращения с заявлением составила 23,150, при требуемой  не менее 23,4.

Представитель истца пояснил, что ответчик ошибочно не включил в  расчет величины ИПК начисленные страховые взносы за 3, адрес 2022.

ИПК за периоды, имевшие место до 01.01.2015 составляет 15,517, за период с 01.01.2015 по 31.12.2021 составил 4,1, ИПК за не страховой период  уход за детьми до 1,5 лет  2,7, ИПК за 2022  1,344, на конец 2022 ИПК=23,65, при требуемом 23,4.

Из пояснений представителя ответчика следует, что на момент обращения истца с заявлением 14.09.2022 сведений о страховых взносах представлено не было, в связи с чем, ИПК на дату обращения составил 23,150, то есть менее 23,4, сведения о страховых взносах в ПФР были предоставлены 27.07.2023, с учетом данных сведений величина ИПК увеличилась на 0,690, в связи с тем, что на дату обращения  14.09.2022 основания для назначения страховой пенсии отсутствовали, истец вправе повторно обратиться с заявлением, которое подлежит рассмотрению.

Основания возникновения и порядок реализации прав граждан РФ на страховые пенсии установлены ФЗ-400.

Согласно ст. 22 ФЗ-400, страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (ч. 1).

Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими предоставлению заявителем с учетом положений ч. 7 ст. 21 ФЗ-400. Если указанное заявление пересылается по почте либо предоставляется в форме электронного документа, порядок оформления которого определяется Правительством РФ, либо подается через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг и при этом к нему прилагаются все необходимые документы, подлежащие предоставлению заявителем, днем обращения за страховой пенсией считается дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления, либо дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети «интернет», включая единый портал государственных и муниципальных услуг, либо дата приема заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг (ч. 2).

В случае если к заявлению о назначении страховой пенсии приложены не все необходимые документы, подлежащие представлению заявителем с учетом положений ч. 7 ст. 21 ФЗ-400, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие документы будут предоставлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за страховой пенсией считается день приема заявления о назначении страховой пенсии, или дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления, или дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе  информационно-телекоммуникационной сети «интернет», включая единый портал государственных и муниципальных услуг, либо дата приема заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг (ч. 3).

Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, при приеме заявления дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы, находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, он вправе предоставить по собственной инициативе (ч. 4).

Страховая пенсия по старости по общему правилу назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на данную пенсию. Назначение и выплата страховой пенсии по старости осуществляются территориальным органом ПФ РФ. Если гражданин в установленном законом порядке обращался в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, за назначением пенсии, однако в этом ему было необоснованно отказано, суд вправе обязать пенсионный орган назначить гражданину пенсию со дня его обращения с заявлением в такой орган, а в случае обращения гражданина с заявлением о назначении пенсии ранее возникновения права на пенсию  с момента возникновения такого права.

 В данном случае, на момент обращения истца с заявлением 14.09.2022 у истца отсутствовала требуемая величина ИПК, в назначении пенсии истцу было отказано, с учетом представленных сведений в ПФР 27.07.2023 величина ИПК увеличилась и превысила требуемую величину, в связи с чем, у истца возникло право на назначение пенсии по старости.

На основании ч. 1 ст. 8 ФЗ от 28.12.2013 г.  400-ФЗ «О страховых пенсиях» (в редакции от 06.03.2019 г.), право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 лет и  60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к ФЗ-400).

Постановлением правительства РФ от 02.10.2014  1015 утверждены правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.

Согласно ст. 14 Федерального закона "О страховых пенсиях" при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

В соответствии с п. 43 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 г. N 1015, периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Аналогичные положения содержатся в пункте 3 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 31.03.2011 г. N 258н.

Из положений статьи 3 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" следует, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются в том числе создание условий для назначения страховых и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении (абзацы первый - третий статьи 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования")

В силу пунктов 1, 2 статьи 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.

Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").

По смыслу приведенных нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей. Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

По общему правилу периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае отсутствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и оспаривания достоверности таких сведений гражданином, претендующим на назначение страховой пенсии по старости, и, как следствие, недостоверность сведений индивидуального (персонифицированного) учета могут быть подтверждены в судебном порядке путем представления гражданином письменных доказательств.

На момент обращения с заявлением  14.09.2022 истец Блинникова Е.А., паспортные данные достигла возраста 57 лет.

Как следует из изменений, вступивших в законную силу с 01.01.2019 г. ФЗ от 03.10.2018 г.  350-ФЗ, до 01.01.2019 г. право на страховую пенсию по старости имели мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие 55 лет, с 2019 г. по 2023 г. предусматривается поэтапное увеличение пенсионного возраста, ежегодно официальный пенсионный возраст увеличивается на один год, пока к 2023 г. не достигнет 65 и 60 лет для мужчин и женщин соответственно. Для 2019 г. и 2020 г. установлены следующие исключения, в эти года пенсия может назначаться досрочно, но не более чем за шесть месяцев от установленного срока, то есть в 2019 г. женщины могут пойти на пенсию в 55 лет 06 месяцев, мужчины в 60 лет 06 месяцев, в 2020 г. женщины  в 56 лет 06 месяцев, мужчины  в 61 год 06 месяцев.

Исковые требования в части признания за истцом права на назначение страховой пенсии по старости с 27.07.2023 подлежат удовлетворению, поскольку после предоставления сведений в ИЛС величина ИПК увеличилась и превысила требуемую величину.

 

На основании изложенного, и, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд -

 

Р Е Ш И Л:

 

исковые требования Блинниковой Елены Александровны к Отделению Фонда Пенсионного и социального страхования РФ по адрес и адрес (Социальный фонд России, филиал  3) о признании права на назначение страховой пенсии по старости, удовлетворить частично.

Признать за Блинниковой Еленой Александровной право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 8 ФЗ «О страховых пенсиях».

Обязать Отделение Фонда Пенсионного и социального страхования РФ по адрес и адрес (Социальный фонд России, филиал  3) назначить Блинниковой Елене Александровне страховую пенсию по основаниям ст. 8 ФЗ «О страховых пенсиях» с 27.07.2023.

В остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в Московский городской суд в апелляционном порядке в соответствии с правилами, предусмотренными главой 39 ГПК РФ, в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

 

Судья                                                                                                 С.Е. Воробьева

 

 

 

Решение суда в окончательной форме принято 

(мотивированное решение составлено) 16 ноября 2023 года

 

02-4201/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Удовлетворено частично
Истцы
Блинникова Е.А.
Ответчики
Управление Пенсионного фонда РФ №3
Суд
Лефортовский районный суд Москвы
Судья
Воробьева С.Е.
Дело на сайте суда
www.mos-gorsud.ru
23.05.2023Регистрация поступившего заявления
26.05.2023Заявление принято к производству
26.05.2023Подготовка к рассмотрению
10.07.2023Рассмотрение
16.11.2023Вынесено решение
19.12.2023Вступило в силу
26.05.2023У судьи
16.11.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее