УИД № 42RS0040-01-2019-000512-97
Номер производства по делу (материалу) № 2а-334/2021 (2а-1837/2020)
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Кемерово 12 января 2021 года
Кемеровский районный суд Кемеровской области в составе председательствующего судьи Тупицы А.А.,
с участием помощника судьи Гольцевой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Парамоновой Людмилы Владимировны к Администрации Кемеровского муниципального округа о признании незаконным в части постановление об изменении вида разрешенного использования земельного участка
У С Т А Н О В И Л:
Парамонова Л.В. обратилась в суд с административным иском к Администрации Кемеровского муниципального округа о признании незаконным в части постановление об изменении вида разрешенного использования земельного участка, требования мотивировала тем, что она по договору купли-продажи от 21.08.2018 является собственником земельного участка площадью 1 391 кв.м. с <адрес> категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для дачного строительства, право собственности зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости 23.08.2018.
Администрацией Кемеровского муниципального района принято постановление от 09.11.2018 № 2420-п "Об изменении вида разрешенного использования земельных участков".
Указанным постановлением изменен вид разрешенного использования земельного участка, в том числе принадлежащего Парамоновой Л.В., с "для дачного строительства" на "охрана природных территорий".
Парамонова Л.В. считает, что постановление нарушает её права и законные интересы.
Так указанным постановлением Администрация Кемеровского муниципального района без правового обоснования фактически лишила собственника права на разрешенное использование принадлежащего ему на праве собственности земельного участка, возможности использовать участок по непосредственному целевому назначению.
Кроме того, постановление не мотивировано и не содержит ссылки на нормативно - правовые акты.
Постановление принято с нарушением установленной процедуры и без уведомления собственника земельного участка, без проведения необходимых для этого публичных слушаний, поскольку изменение вида разрешенного пользования можно проводить только на основании публичных слушаний с участием всех граждан, пользующихся земельными участками на территории, вид использования которой изменяется.
Земельный участок относится к землям сельскохозяйственного назначения, приобретался Парамоновой Л.В. с видом разрешенного использования "для дачного строительства".
На земельном участке ведется дачное строительство в соответствии со строительными нормами и техническим регламентом и в соответствии с видом разрешенного использования.
Тем не менее, постановлением от 09.11.2018 № 2420-п Администрация Кемеровского муниципального района лишила Парамонову Л.В. права на дальнейшую эксплуатацию земельного участка.
П. 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ установлено, что правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
При этом Земельный кодекс РФ также регулирует отношения в области отнесения земель к категориям, перевод их из одной категории в другую.
Принимая оспариваемое постановление, Администрация Кемеровского муниципального района сослалась на ст. 37 Градостроительного кодекса РФ и решение Совета народных депутатов Кемеровского муниципального района от 29.09.2018 № 496 "Об утверждении правил землепользования и застройки муниципального образования "Елыкаевское сельское поселение".
Согласно ст. 37 Градостроительного кодекса РФ, применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (п. 2); изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов (п. 3).
Однако Администрация Кемеровского муниципального района не приняла во внимание, что решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами (п. 5 ст. 37 Градостроительного кодекса РФ).
Поскольку земельный участок, принадлежащий Парамоновой Л.В., относится к землям сельскохозяйственного назначения, а не к землям населенных пунктов, то изменение вида разрешенного использования такого участка возможно лишь в соответствии с федеральными законами.
В соответствии с главой XV Земельного кодекса РФ землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов. Только в отношении земель населенных пунктов действуют градостроительные регламенты, определяются состав земель населенных пунктов и зонирование территорий, и только в отношении земель населенных пунктов действуют правила землепользования и застройки территорий.
Глава XIV Земельного кодекса РФ относит земли сельскохозяйственного назначения к иной категории земель, на которые действия Градостроительного кодекса РФ не распространяются. Правовой режим установления и изменения видов разрешенного использования земель сельскохозяйственного назначения регулируются иными нормами земельного законодательства.
Под видом изменения разрешенного использования Администрация Кемеровского муниципального района фактически изменила категорию земель с сельскохозяйственного назначения на земли населенных пунктов, тогда как в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 8 Земельного кодекса РФ перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении земель сельскохозяйственного назначения - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Кроме того, отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, изучения естественных процессов в биосфере и контроля за изменением ее состояния, экологического воспитания населения регулирует Закон РФ "Об особо охраняемых природных территориях".
Законодательство Российской Федерации об особо охраняемых природных территория основывается на соответствующих положениях Конституции РФ и состоит из указанного федерального закона, принимаемых в соответствии с ним других законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 ст. 2 Закон РФ "Об особо охраняемых природных территориях" с учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий различаются следующие категории указанных территорий: государственные природные заповедники, в том числе биосферные заповедники, национальные парки, природные парки, государственные природные заказники, памятники природы, дендрологические парки и ботанические сады.
Законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться и иные категории особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения.
Согласно ст. 3 Закона Кемеровской области "Об особо охраняемых природных территориях в Кемеровской области" к категориям особо охраняемых природных территорий в Кемеровской области отнесены природные парки, государственные природные заказники, дендрологические парки и ботанические сады, памятники природы, а так же особо охраняемые природные территории местного значения: лесопарки, природные комплексы.
В соответствии с п.п. 10-12 ст. 2 Закон РФ "Об особо охраняемых природных территориях" для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки и памятники природы на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах устанавливаются охранные зоны. Положение об охранных зонах указанных особо охраняемых природных территорий утверждается Правительством РФ. Ограничения использования земельных участков и водных объектов в границах охранной зоны устанавливаются решением об установлении охранной зоны особо охраняемой природной территории. Решения об установлении, изменении, о прекращении существования охранных зон особо охраняемых природных территорий принимаются в отношении: а) охранных зон государственных природных заповедников, национальных парков и памятников природы федерального значения федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находятся указанные особо охраняемые природные территории; б) охранных зон природных парков и памятников природы регионального значения высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). Обязательным приложением к решению о создании особо охраняемой природной территории являются сведения о границах такой территории, которые должны содержать графическое описание местоположения границ такой территории, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости.
В нарушение требований указанного Закона Администрация Кемеровского муниципального района отнесла земельный участок к зоне особо охраняемых природных территорий в отсутствие какого-либо решения органа субъекта Российской Федерации, либо органа местного самоуправления о создании особо охраняемой природной территории.
Кроме того, согласно п. 8 ст. 2 Закона РФ "Об особо охраняемых природных территориях" органы местного самоуправления создают особо охраняемые природные территории местного значения на земельных участках, находящихся в собственности соответствующего муниципального образования.
Земельный участок с № был образован в результате межевания земельного участка с №, приобретенного в личную собственность 06.06.2014 с категорией "земли сельскохозяйственного" назначения и разрешенным видом использования "под дачное строительство".
Данный участок никогда не относился ни к категории особо охраняемых природных территорий, ни к виду разрешенного использования особо охраняемых природных территорий.
В судебном заседании представитель Администрации Кемеровского муниципального округа Арышева Д.В., действующая на основании доверенности от 11.01.2021 № 1713 (срок до 31.12.2021), административный иск фактически признала, однако полагала, что вид разрешенного использования земельного участка Парамоновой Л.В. возможно установить только после проведения публичных слушаний по вопросу утверждения генерального плана в отношении спорной территории.
Кроме того, Администрация Кемеровского муниципального округа обратилась в Кемеровский областной суд с заявлением о разъяснении решения Кемеровского областного суда от 23.07.2020 № 3а-157/2020 в той части, к какому виду разрешенного использования будет относиться земельный участок Парамоновой Л.В. с учетом данного решения, решение по которому пока не принято.
Парамонова Л.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовала, её явка обязательной не признавалась, в соответствии со ст. 150 КАС РФ дело может быть рассмотрено в её отсутствие.
Заслушав объяснения представителя административного истца Анненкова А.В., действующего на основании доверенности от 05.02.2019 42 АА № 2759248, удостоверенной нотариусом Кемеровского нотариального округа Кемеровской области Мамаевой Н.В. (срок 3 года) (т. 1 л.д. 32-33), являющегося адвокатом, представителя Администрации Кемеровского муниципального района Арышевой Д.В., исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 и ч. 2 ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод; решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, должностного лица, муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч. 1 ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
При рассмотрении дела обстоятельств, свидетельствующих о пропуске срока обращения суд, не установлено.
В соответствии с ч. 8, ч. 9 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Судом установлено следующее.
Согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 15.03.2019 № (т. 1 л.д. 44-46), в <адрес>; категория земли – земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – охрана природных территорий, границы земельного участка установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства, право собственности зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости за Парамоновой Л.В. 23.08.2018.
Историческое развитие земельного участка следующее.
По договору купли-продажи от 06.06.2014 № 115 (т. 1 л.д. 50-52) Комитет по управлению муниципальным имуществом Кемеровского муниципального района на основании постановления Администрации Кемеровского муниципального района от 14.04.2014 № 956-п (т. 1 л.д. 55-56) и протокола подведения итогов торгов, проводимых в форме аукционов, открытых по составу участников и по формам подачи предложений о ценах продажи земельных участков от 03.06.2014 № ПТ/55 (т. 1 л.д. 57-59), продал ФИО1 земельный участок площадью 18 645 кв.м. с №; категория земли – земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – для дачного строительства.
По договору купли-продажи от 13.01.2015 (т. 1 л.д. 64-66) ФИО1 продал ФИО2 земельный участок площадью 1 391 кв.м. с <адрес> категория земли – земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для дачного строительства.
Определением Заводского районного суда г. Кемерово от 18.07.2018 произведен раздел наследственного имущества, при этом земельный участок с <адрес>, выделен в собственность ФИО3 (т. 1 л.д. 69-74).
По договору купли-продажи от 21.08.2018 (т. 1 л.д. 79-81) ФИО3 продала Парамоновой Л.В. земельный участок площадью 1 391 кв.м. с <адрес>, категория земли – земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для дачного строительства.
Согласно п. 1 ст. 24 Градостроительного кодекса РФ генеральный план поселения, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждается представительным органом местного самоуправления поселения.
Согласно п. 3 ст. 9 Градостроительного кодекса РФ документы территориального планирования являются обязательными для органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 34 Градостроительного кодекса РФ при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения.
Согласно п. 2 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ территориальное планирование - планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
Согласно п. 5 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ функциональные зоны - зоны, для которых документами территориального планирования определены границы и функциональное назначение.
Согласно ч. 1, ч. 2, ч. 4, ч. 6 ст. 94 Земельного кодекса РФ к землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим.
К землям особо охраняемых территорий относятся земли: особо охраняемых природных территорий; природоохранного назначения; рекреационного назначения; историко-культурного назначения; особо ценные земли.
Порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий регионального и местного значения, порядок использования и охраны земель особо охраняемых территорий регионального и местного значения устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Земли особо охраняемых природных территорий используются для соответствующих целей.
Согласно ст. 1, ч. 1 ст. 2, ч. 4, ч. 1, ч. 4 ст. 7 Закона Кемеровской области от 04.01.2001 N 1-ОЗ (ред. от 30.01.2017) "Об особо охраняемых природных территориях в Кемеровской области" (принят Советом народных депутатов Кемеровской области 14.12.2000) особо охраняемая природная территория регионального или местного значения - участок земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, который изъят решением органа государственной власти или решением органа местного самоуправления частично или полностью из хозяйственного использования и оборота и для которого установлен режим особой охраны.
Отнесение земель Кемеровской области к землям особо охраняемых природных территорий осуществляется в соответствии с действующим законодательством.
С учетом категории особо охраняемой природной территории, режима особой охраны в границах особо охраняемых природных территорий регионального или местного значения могут устанавливаться различные функциональные зоны, сведения о которых указываются в положении об особо охраняемой природной территории.
Решение о создании особо охраняемых природных территорий местного значения принимает орган местного самоуправления при наличии решения экспертно-консультативного совета.
Особо охраняемые природные территории местного значения создаются в пределах муниципального образования на земельных участках, находящихся в собственности соответствующего муниципального образования.
Согласно ч. 2 ст. 64 КАС РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда по ранее рассмотренному им гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
Вступившим в законную силу 30.01.2018 (т. 1 л.д. 154-156) решением Кемеровского областного суда от 12.09.2017 № 3а-470/2017 (т. 1 л.д. 150-153) установлено, что согласно генеральному плану Елыкаевского сельского поселения земельный участок с № находится в функциональной зоне – зона особо охраняемых природных территорий.
Согласно ч. 2, ч. 3 ст. 9 Закона Кемеровской области от 04.01.2001 N 1-ОЗ (ред. от 30.01.2017) "Об особо охраняемых природных территориях в Кемеровской области" в границах охранной зоны (округа) особо охраняемой природной территории могут вводиться ограничения хозяйственной и иной деятельности на: работы, ведущие к изменению гидрологического режима территории; изыскательские работы и разработку полезных ископаемых; применение агрохимикатов и пестицидов в сельскохозяйственных целях; строительство зданий, сооружений, дорог, размещение промышленных и сельскохозяйственных предприятий; рубки главного пользования; неорганизованную рекреационную деятельность, устройство стоянок автотранспорта, разведение костров за пределами обозначенных мест и площадок; охоту, иные виды пользования животным миром; размещение отходов производства и потребления; выпас скота; иные виды деятельности, которые могут повлечь негативное воздействие на природные комплексы.
Соблюдение установленного режима хозяйственной и иной деятельности обязательно для граждан и юридических лиц.
Режим охранной зоны (округа) конкретной особо охраняемой природной территории местного значения, включая ограничения хозяйственной и иной деятельности, границы охранной зоны (округа) особо охраняемой природной территории местного значения устанавливаются с учетом категории особо охраняемой природной территории органом местного самоуправления.
Согласно п. 12 ст. 9 Градостроительного кодекса РФ утверждение в документах территориального планирования границ функциональных зон не влечет за собой изменение правового режима земель, находящихся в границах указанных зон.
Решением Кемеровского областного суда от 12.09.2017 № 3а-470/2017 признаны недействующими со дня принятия Правила землепользования и застройки муниципального образования "Елыкаевское сельское поселение", утвержденные решением Совета народных депутатов Кемеровского муниципального района от 29.09.2015 N 496 в части установления градостроительного зонирования в границах земельных участков, в том числе с №, территориальной зоны Ж 2.
Согласно ч. 14 ст. 2 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" основные виды разрешенного использования земельных участков, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий, определяются положением об особо охраняемой природной территории. Положением об особо охраняемой природной территории могут быть также предусмотрены вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков. В случае зонирования особо охраняемой природной территории основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков предусматриваются положением об особо охраняемой природной территории применительно к каждой функциональной зоне особо охраняемой природной территории.
Положение об особо охраняемой природной территории в отношении спорной территории не принято.
В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ одним из принципов, на которых основываются данный кодекс и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства, является принцип, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и виду разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
П. 1 ст. 7 Земельного кодекса РФ установлено, что земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на 7 категорий, в том числе на земли сельскохозяйственного назначения (п. 1); земли особо охраняемых территорий и объектов (п. 4).
Как следует из решения Кемеровского областного суда от 12.09.2017 № 3а-470/2017, осуществить перевод земельного участка с № из одной категории в другую не предписывался.
Однако согласно ч. 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ земли, указанные в п. 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Такой классификатор утвержден приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков", согласно которому охрана природных территорий подразумевает под собой сохранение отдельных естественных качеств окружающей природной среды путем ограничения хозяйственной деятельности в данной зоне, в частности: создание и уход за запретными полосами, создание и уход за защитными лесами, в том числе городскими лесами, лесами в лесопарках, и иная хозяйственная деятельность, разрешенная в защитных лесах, соблюдение режима использования природных ресурсов в заказниках, сохранение свойств земель, являющихся особо ценными.
Согласно п. 7, п. 9 ст. 1, ч. 6 ст. 30, ч. 2 ст. 37 Градостроительного кодекса РФ территориальные зоны - зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты; градостроительный регламент - устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, а также применительно к территориям, в границах которых предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности соответствующей территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности указанных объектов для населения.
В градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются: виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства; предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства; ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации; расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности указанных объектов для населения в случае, если в границах территориальной зоны, применительно к которой устанавливается градостроительный регламент, предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории.
Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
В связи с этим Администрацией Кемеровского муниципального района было принято постановление от 09.11.2018 № 2420-п "Об изменении вида разрешенного использования земельных участков" (т. 1 л.д. 84), согласно которому изменен вид разрешенного использования земельного участка, в том числе принадлежащего Парамоновой Л.В., с "для дачного строительства" на "охрана природных территорий".
Земельный кодекс устанавливает в качестве одного из принципов земельного законодательства приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий, согласно которому изменение целевого назначения ценных земель сельскохозяйственного назначения, земель, занятых защитными лесами, земель особо охраняемых природных территорий и объектов, земель, занятых объектами культурного наследия, других особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий для иных целей ограничивается или запрещается в порядке, установленном федеральными законами (подп. 6 п. 1 ст. 1). Установление данного принципа не должно толковаться как отрицание или умаление значения земель других категорий.
Согласно п. 1 ст. 260 ГК РФ на основании закона и в установленном им порядке определяются земли сельскохозяйственного и иного назначения, использование которых для других целей не допускается или ограничивается. Пользование земельным участком, отнесенным к таким землям, может осуществляться в пределах, определяемых его назначением.
Поскольку спорный земельный участок, согласно генеральному плану, был расположен в границах функциональной зоны, отнесенной к зоне особо охраняемых природных территорий, в пределах которой запрещено строительство зданий и сооружений, Администрация Кемеровского муниципального района обоснованно применила такой вид разрешенного использования как охрана природных территорий.
Согласно ч. 5 ст. 37, ч. 6 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами.
Градостроительные регламенты не устанавливаются для земель особо охраняемых природных территорий.
В связи с этим на момент принятия Администрацией Кемеровского муниципального района постановления от 09.11.2018 № 2420-п имело место не произвольное изменении одного вида разрешенного использования земельных участков на другой, а приведение вида разрешенного использования в соответствии в соответствие с решением суда.
Однако вступившим в законную силу 01.09.2020 решением Кемеровского областного суда от 23.07.2020 № 3а-157/2020 (т. 2 л.д. 4-15) признан недействующим с даты вступления решения суда в законную силу Генеральный план муниципального образования "Елыкаевское сельское поселение", утвержденный решением Совета народных депутатов Кемеровского муниципального района от 24.11.2014 № 383 (в действующей редакции) в части отнесения земельного участка с № к зоне особо охраняемых природоохранных территорий; признаны недействующими с даты вступления решения суда в законную силу Правила землепользования и застройки муниципального образования "Елыкаевское сельское поселение", утвержденные решением Совета народных депутатов Кемеровского муниципального района от 29.09.2015 № 496 (в действующей редакции) в части установления в границах земельного участка с № территориальной зоны Р1.
Поскольку из решения Кемеровского областного суда от 23.07.2020 № 3а-157/2020 следует, что земельный участок с № может не располагаться в зоне особо охраняемых природоохранных территорий, то постановление Администрации Кемеровского муниципального района от 09.11.2018 № 2420-п в части изменения вида разрешенного использования земельного участка с № с "для дачного строительства" на "охрана природных территорий" признать законным нельзя, поскольку решение органа местного самоуправления будет считается принятым не на основании утвержденного генерального плана.
В соответствии с ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
При указанных обстоятельствах имеются основания для удовлетворения административного иска в полном объеме.
Согласно п. 5 ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ (ред. от 08.12.2020) "О государственной регистрации недвижимости" (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.12.2020) основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются вступившие в законную силу судебные акты.
В связи с этим, признание незаконным постановление Администрации Кемеровского муниципального района от 09.11.2018 № 2420-п в части изменения вида разрешенного использования земельного участка с № с "для дачного строительства" на "охрана природных территорий" будет являться основанием для аннулирования в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи в отношении земельного участка с № в части вида разрешенного использования земельного участка - "охрана природных территорий", что восстановит прежний вид разрешенного использования земельного участка - "для дачного строительства".
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", суд
Р Е Ш И Л:
Признать незаконным постановление Администрации Кемеровского муниципального района от 09.11.2018 № 2420-п в части изменения вида разрешенного использования земельного участка с № с "для дачного строительства" на "охрана природных территорий".
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровском областном суде в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Кемеровский районный суд.
Председательствующий
Справка: в окончательной форме решение принято 13.01.2021.
Судья А.А. Тупица