Решение по делу № 22-1003/2024 от 18.11.2024

    Судья Тесля Ю.В.                                                                      Дело №22-1003/2024

    АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ПОСТАНОВЛЕНИЕ

    12 декабря 2024 года                                                                         г.Севастополь

    Севастопольский городской суд в составе:

председательствующего: Авхимова В.А.,

    при секретаре: Горшковой А.Т.,

    с участием прокурора: Клочко Е.В.,

    оправданного: Ковалёва Е.В.,

    защитника: Дзебко В.С.,

    потерпевшей: Потерпевший №4,

рассмотрел в открытом судебном заседании уголовное дело по апелляционному представлению государственного обвинителя на приговор Ленинского районного суда г.Севастополя от 30 сентября 2024 года, которым:

Ковалёв Е. В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец <адрес>, гражданин Российской Федерации,

оправдан в совершении двух преступлений, предусмотренных ч.2 ст.293 УК РФ на основании п.2 ч.2 ст.302 УПК РФ, в связи с непричастностью к их совершению.

В соответствии со ст.ст.133, 134 УПК РФ за Ковалёвым Е.В. признано право на реабилитацию.

Судом также разрешён вопрос о мере пресечения и вещественных доказательствах.

Заслушав доклад судьи Авхимова В.А., выслушав выступление прокурора Клочко Е.В., поддержавшей доводы апелляционного представления, мнение оправданного Ковалёва Е.В., защитника Дзебко В.С., а также потерпевшей Потерпевший №4, об оставлении приговора без изменения, суд,

УСТАНОВИЛ:

Приговором суда Ковалёв Е.В. оправдан по обвинению в совершении двух преступлений, предусмотренных ч.2 ст.293 УК РФ на основании п.2 ч.2 ст.302 УПК РФ, в связи с непричастностью.

В апелляционном представлении государственный обвинитель Волков считает приговор незаконным и необоснованным, просит его отменить, уголовное дело направить на новое судебное разбирательство.

Указывает, что обвинение содержит конкретное указание на ненадлежащую организацию Ковалёвым Е.В. работы возглавляемого им Фонд государственного имущества (ГКУ «ФГИ») и подчинённых работников, направленной на выявление бесхозяйного имущества и постановке его на учёт, нарушение конкретных норм нормативных правовых актов, не обеспечение надлежащего контроля за выполнением этой работы, что в результате допущенной им преступной халатности повлекло не выявление на территории города Севастополя бесхозяйного недвижимого имущества, на которых наступила смерть несовершеннолетних потерпевших.

Утверждает, что ГКУ «ФГИ» является казённым учреждением, созданным правительством города Севастополя в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации и города Севастополя полномочий в сфере имущественных отношений.

Считает, что строения, на которых произошли трагедии, можно отнести к бесхозяйному имуществу, понятие которого определено ст.225 ГК РФ и постановлением Правительства №1195 ПП от 14 декабря 2016 года.

Полагает, что судом не учтены обстоятельства, которые могли существенно повлиять на выводы суда; в приговоре не указано, по каким основаниям при наличии противоречивых доказательств, имеющих существенное значение, суд принял одни из них и отверг другие. Выводы суда основаны на произведённых проверке и оценке доказательств, имеющих односторонний характер, что прямо противоречит требованиям закона о необходимости проверки доказательств путём сопоставления их с другими доказательствами, имеющимися в уголовном деле, и последующей их оценки с точки зрения относимости, допустимости, достоверности и достаточности для разрешения уголовного дела.

В возражениях на апелляционное представление адвокат Дзёбко В.С. считает оправдательный приговор законным и просит его оставить без изменения.

Проверив материалы уголовного дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционном представлении и возражениях, суд апелляционной инстанции находит приговор законным и обоснованным.

Так, органами предварительного следствия Ковалёв Е.В. обвинялся в халатности, то есть ненадлежащем исполнение должностным лицом своих обязанностей вследствие небрежного отношения к службе, если это повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан, охраняемых законом интересов общества и государства, повлекшее по неосторожности смерть человека, то есть в совершении двух преступлений, предусмотренных ч.2 ст.293 УК РФ.

В обоснование вины Ковалёва Е.В. судом исследованы следующие доказательства, подтверждающие, по мнению стороны обвинения, его виновность в совершении указанных преступлений.

По факту смерти несовершеннолетнего М., причинения вреда здоровью несовершеннолетнему Потерпевший №3 и телесных повреждений несовершеннолетнему Потерпевший №2:

- потерпевшей Потерпевший №1 показавшей, что 24 января 2021 года около 14 часов ей позвонил и сообщили, что на сына упала плита возле пятиэтажного дома;

- потерпевшего Потерпевший №2, о том, что 24 января 2021 года в 13 часов 30 минут они с Потерпевший №3 и М. пошли гулять на бетонные питы, расположенные между их школой и стройкой. Когда М. полез на плиту, она обрушилась, и М. оказался под завалами. Они с Н. также упали вместе с плитой вниз (т.2 л.д.73-81);

- потерпевшего Потерпевший №3, показавшего, что они проходили мимо железобетонной конструкции, где М. предложил залезть на бетонный козырёк и посидеть на нём. Когда М. зацепился руками за край козырька и начал подтягиваться, козырёк наклонился и сорвался со столбов. В результате обрушения все упали вниз (т.2 л.д.108-113);

- свидетеля Свидетель №2 показавшего, что он является главой Качинского муниципального округа с 2014 года. В п.Орловка имеется неогороженная, заброшенная бетонная конструкция разрушенного строения, которая относится к землям города Севастополя, о существовании которого ему ранее ничего известно не было. В Качинское МО указанный объект передан не был, в связи с чем, контроль за данным объектом должен осуществлять Департамент городского хозяйства. В настоящее время конструкция представляет собой 6 полуразрушенных колонн, на одной из которых в верхней части расположена плита перекрытия, имеющая признаки разрушения и смещения с колонны. В рамках осуществления переданного государственного полномочия по реализации мероприятий по выявлению и постановке на учёт бесхозяйного и выморочного имущества на территории муниципальных образований муниципалитетов с июля 2018 года по текущую дату направлялось в ДИЗО г.Севастополь информация о бесхозном имуществе с целью признания его собственностью г.Севастополя. Ранее о вышеуказанной конструкции ему ничего известно не было, сведения о данной конструкции ранее никуда не направлялись, об указанном объекте он узнал лишь 24 января 2021 года, когда произошёл несчастный случай. Полагает, что указанный объект ранее не был выявлен сотрудниками ВМО Качинский МО в связи с тем, что данный объект не носил признаков выморочного либо бесхозяйного имущества. Переданное муниципалитету государственное полномочие состоит исключительно в выявлении бесхозяйного или выморочного имущества и направлении информации уполномоченному органу исполнительной власти г.Севастополя (ДИЗО) и не предусматривает обеспечение его сохранности и безопасности. Выявленные на территории Качинского округа бесхозяйные объекты являются собственностью г.Севастополя, в связи с чем, муниципалитет не обладает правом на обращение в суд и иском о сносе капитального строения, конструкций, возведённых и не принадлежащих муниципалитету, как и принятие мер по обеспечению безопасности на аварийных объектах, конструкциях, представляющих потенциальную угрозу жизни и здоровью населения (т.3 л.д.86-90, 91-94, 95-99, 219-221, т.5 л.д.161-162);

- свидетеля Свидетель №3, показавшего, что с сентября 2015 года по март 2018 года он состоял в должности заместителя главы Качинского МО. Объект, на котором произошёл несчастный случай своевременно не был выявлен комиссией по благоустройству ВМО Качинского МО как бесхозный и опасный, никем из состава комиссии не были предоставлены сведения об указанном объекте в ДИЗО, либо иные государственные органы с целью установления собственника, для выдачи предписания о его сносе, либо ограждения, тем самым не благоустроив подведомственную территорию. Данное нарушение имело место исключительно из-за того, что комиссия по благоустройству Качинского МО фактически деятельность осуществляла не в полном объёме, ввиду отсутствия надлежащего контроля со стороны председателя комиссии. О наличии на их территории неогороженной, заброшенной бетонной конструкции разрушенного строения, расположенного вблизи школы невозможно было не знать;

- свидетеля Свидетель №4, о том, что по 2019 год она состояла в должности директора школы <адрес>. Строение, на котором погиб несовершеннолетний, расположено недалеко от школы, вопрос о сносе или ограждении которого она не поднимала;

- свидетеля Свидетель №5, показавшей, что с 2105 года по май 2020 года она работала в ВМО Качинский. В перечень её трудовых обязанностей входило, в том числе, и выявление и постановка на учёт бесхозяйного и выморочного имущества и вопросы благоустройства территории МО. О наличии данного объекта ни она, ни администрация ВМО Качинского МО жителями или юридическими лицами не осведомлялись. На совещании в Правительстве г.Севастополя директор ДИЗО давал поручение по выявлению на территории г.Севастополя бесхозяйных объектов. Она являлась исполнителем данных указаний, контроль осуществляли Свидетель №2 или его заместитель. Основной целью указаний был поиск брошенных капитальных объектов строительства и их последующее использование, а вышеуказанная конструкция не могла быть использована городом в коммерческих целях. Считает, что необходимо было при выявлении бетонной конструкции уведомить о его потенциальной опасности, однако, данные действия предприняты не были. Железобетонный балки, из которых состояла обрушившаяся конструкция, не относилась к объектам, которые возможно принять на учёт, как бесхозяйные, а также использовать для нужд города или реализации. По поручению Свидетель №3 ей был составлен список недвижимого имущества, обладающего признаками бесхозного. На территории Качинского ВМО находится неогороженный, заброшенный объект бетонной конструкции разрушенного строения, который прилегает к участку, на котором около 10 лет ведется строительство пятиэтажного многоквартирного жилого дома из трёх отдельно стоящих блоков, что затрудняло выявление старых бетонных конструкций. Никаких жалоб от граждан, юридических лиц и депутата по данному объекту в местную администрации ВМО Качинский МО не поступало (т.3 л.д.144-147, 148-154, 190-196);

- свидетеля Свидетель №6, о том, что с 01 апреля 2019 года она замещает должность заместителя главы местной администрации. Работа по выявлению бесхозного имущества на территории МО начала осуществляться в 2017 году в рамках поручения Губернатора г.Севастополя, организацией которой занимался Свидетель №3. О наличии на территории Качинского ВМО неогороженной, заброшенной бетонной конструкции разрушенного строения она не знала;

- свидетеля Свидетель №7, показавшей, что с 01 сентября 2015 года она работает в должности главного специалиста Качинского МО и являлась членом комиссии по выявлению объектов бесхозного недвижимого имущества, но в чём заключались её функции, ей не известно. Данным вопросом занимались специалист общего отдела Свидетель №5 и Свидетель №3, как заместитель главы администрации. О наличии на территории Качинского ВМО неогороженной, заброшенной бетонной конструкции разрушенного строения ей ничего не известно, так как данный объект не выявлялся (т.3 л.д.163-168, 183-188);

- свидетеля Е., показавшей, что в местной администрации Качинского МО она работала в разных должностях и была включена в состав комиссии по выявлению, учёту бесхозяйного недвижимого имущества, движимых вещей, находящихся на территории МО. Всеми вопросами исполнения Постановления занимался заместитель главы Свидетель №3. Ей также не было известно о нахождении на территории МО неогороженной, заброшенной бетонной конструкции разрушенного строения;

- свидетеля Свидетель №9, о том, что она является депутатом ВМО Качинский. Строение, на котором погиб ребёнок остался после стройки жилого пятиэтажного дома и не был огорожен. Вопрос сноса указанного строения она никогда не поднимала, но с Свидетель №2 летом 2019 года они находились недалеко от данного объекта и обсуждали благоустройство рядом стоящего дома;

- свидетеля Свидетель №10, показавшего, что он является депутатом Совета Качинского муниципального округа, а также председателем комиссии по благоустройству внутригородского муниципального образования. В комиссию от жителей, депутатов или администрации поступают обращения в части благоустройства какой-либо территории, однако вопросы безопасности территории перед комиссией не поднимались, в том числе по указанному строению (т.3 л.д.203-206);

- свидетеля Свидетель №11, пояснившей, что отдел, который она возглавляет, по поручению главы администрации занимается разработкой проектов документов. Относительно объекта, на котором произошло обрушение и погиб ребёнок ей ничего не известно;

- свидетеля Г., о том, что с ноября 2017 года по настоящее время он работает в Департаменте городского хозяйства г.Севастополя, до 13 января 2021 года он работал в должности заместителя директора департамента, а затем директора. Их департамент на основании поступающих обращений граждан, сообщений правоохранительных органов, СМИ и коллег иных департаментов г.Севастополя в соответствии с ФЗ №294 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля, надзора и муниципального контроля», осуществляет функции земельного контроля в отношении самовольно возведённых объектов, участие в установленном порядке в организации мероприятий по сносу самовольных построек на территории г.Севастополя, а также принятие решений о сносе самовольных построек на территории города в соответствии с градостроительным кодексом РФ и на основании вступившего силу решения судов. При этом контроль не осуществляется в отношении земельного участка, находящегося в собственности, владении, постоянном, безвозмездном пользовании, аренде физического, юридического лица, индивидуального предпринимателя, по заявлениям указанных лиц, содержащим сведения о возможном самовольном занятии такого земельного участка или его части правообладателем смежного земельного участка, в случаях: отсутствия в Едином государственном реестре недвижимости сведений о местоположении границ земельного участка, который является объектом земельного контроля; наличия находящегося на рассмотрении в суде спора о смежных границах земельных участков между правообладателями объектов земельных отношений; пересечения установленных границ заявителя земельного участка (наложения) смежным земельным участком. В отношении исследуемого объекта земельных отношений писем, обращений, представлений в адрес Департамента не поступало. В адрес Городской комиссии по пресечению самовольного строительства уведомлений о выявлении самовольной постройки в отношении исследуемого объекта от уполномоченных органов на рассмотрение не поступало. Согласно п.12 закона города Севастополя от 29 декабря 2016 года №314-ЗС «О наделении органов местного самоуправления в городе Севастополе отдельными государственными полномочиями города Севастополя» реализация мероприятий по выявлению и постановке на учёт бесхозяйного и (или) выморочного имущества на территории муниципальных образования лежит на органах местного самоуправления (т.4 л.д.1-8, 15-20);

- свидетеля Свидетель №13, о том, что после несчастного случая в с.Орловке она участвовала в осмотре места происшествия, а также установлено, что указанное сооружение расположено на земле города Севастополя, сведения о правах третьих лиц отсутствуют. Считает, что данное сооружение можно отнести лишь к бесхозяйному имуществу, так как к самовольной постройке оно не относится, поскольку участок, на котором находится сооружение, никому не выдавался в пользование. Департамент городского хозяйства осуществляет претензионно-исковую работу в отношении объектов самовольного строительства, возведённых или созданных на земельном участке, не предоставленным в установленном порядке или на земельном участке, разрешённое использование которого не допускает строительства на нём данного объекта, либо возведённых или созданных без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешении или с нарушением градостроительных или строительных норм и правил. Постановлением Правительства №449-ПП от 01 июля 2019 года утверждён порядок о принятии решения о сносе построек, которым занимается городская комиссия по пресечению самовольного строительства, куда поступают уведомления о выявлении самовольной постройки сноса сооружения (объекта) от должностных лиц, перечень которых указан в статье 55.32 Градостроительного кодекса. Считает, что при выявления сооружения подобно тому, на котором произошёл несчастный случай, местной администрацией правомерно было уведомить должностных лиц, в том числе Департамент городского хозяйства, которые в рамках своих полномочий собрали бы необходимые сведения об указанном объекте в порядке, указанном выше и при наличии признаков самовольной постройки, направили бы сведения в городскую комиссию по пресечению самовольного строительства, для организации и последующего сноса сооружения. Однако на указанное сооружение до 25 января 2021 года никаких сведений не поступало (т.4 л.д.22-26, 196-246, т.5 л.д.1-4);

- свидетеля Свидетель №14, показавшей, что согласно материалам дела, аварийное состояние строения, расположенного в с.Орловка является следствием некачественной эксплуатации (отсутствие контроля за состоянием объекта, снижение прочности конструкции во времени, как следствия накопления повреждений: коррозии, выветривания, усталости материала). Обеспечение мер безопасности на подобных объектах, в том числе и на бесхозяйных, осуществляется в соответствии с Правилами благоустройства территории города Севастополя, утверждёнными Постановлением Правительства города Севастополя от 03 ноября 2017 года №44-ПП (Правила). Должностные лица ВМО Качинский МО в соответствии с ч.1.2 Правил, после выявления указанного сооружения, должны были провести комплекс мероприятий по обеспечению его безопасности, то есть принять меры направленные на обеспечение отсутствие доступа к объекту незавершённого строительства. В таком случае самый обычный способ - это ограждение объекта, но с учётом отсутствия обязательного перечня мероприятий возможна его охрана либо простое снятие напряжения конструкции (снос), так как указанное незавершенное строительство ветхое и для последующего использования непригодно. Должностные лица ВМО Качинский МО, для обеспечения безопасности на объекте, были обязаны принять меры по побуждению собственника указанного объекта обеспечить меры безопасности данного объекта капитального строительства, а в случае невозможности установления такового - уведомить Департамент имущественных и земельных отношений об обнаружении объекта бесхозяйного имущества для принятия исполнительным органом государственной власти возложенных на него полномочий. По указанному объекту, на котором погиб несовершеннолетний, после случившегося Севгостройнадзором принимались меры на установление лица, которое в период Советского Союза возвело, данное сооружение, но установить его возможным не представилось (т.5 л.д.5-15, 16-22);

- свидетеля Свидетель №17, показавшего, что 24 января 2021 года он по телефону сообщил сотрудникам полиции о расположении места происшествия в п.Орловка (т.5 л.д.38-40);

- свидетеля Свидетель №18 следует, что он состоит в должности заместителя директора по качеству оказываемых услуг ГУПС УК «СЕВЕР» с июня 2019 года. О строении, на котором погиб ребёнок ему ранее ничего известно не было. Граждане либо организация в их управляющую компанию о данном строении никогда не сообщали (т.5 л.д.41-45);

- свидетеля Свидетель №19, показавшей, что она работает дворником и никогда не слышала жалоб на указанное строение;

- свидетеля Свидетель №20, о том, что он работает в Управлении государственного строительного надзора и экспертизы города Севастополя и участвовала в осмотре мета происшествия, который был поставлен на надзор в Севгостройнадор с 08 октября 2021 года по решению Арбитражного суда г.Севастополя. Земельный участок на котором произошёл несчастный случай не расположен на территории объекта строительства, расположенного по в с.Орловка, Качинское шоссе, 3А, в проектной документации которого не отражены сроки демонтажа конструкции, собственники конструкции и лица, в обязанность которых входит обязанность по демонтажу конструкции, указание которых не является обязательным. Отмечает, что лицо, ответственное за строительство обязано выполнять все требования, предусмотренные проектно-разрешительной документацией в порядке ч.6 ст.52 Градостроительного кодекса РФ, однако обязать генерального подрядчика на этом объекте демонтировать фрагменты строительного объекта на указанном земельном участке либо проводить иные работы с указанным земельным участком, например, заставить вывезти строительный мусор и грунтовую насыпь не представляется возможным, так как по настоящее время у генподрядчика и застройщика отсутствует какое-либо разрешение на проведение работ на указанном земельном участке. Обязанность уведомлять государственные органы о наличии каких-либо объектов за территорией строительного участка на генподрядчике и застройщике также отсутствует (т.5 л.д.51-53);

- свидетеля Свидетель №38, пояснившего, что в должности главного инженера ООО «<данные изъяты>» она работает 2 месяца. Проектно-сметная документация строительного объекта, а также строительство жилого дома по адресу<адрес> было начато в 2013 году. Относительно объекта, на котором погиб несовершеннолетний они никакие государственные органы не уведомляли, так как он находится за пределами их строительной площадки (т.5 л.д.276-277);

- свидетеля Свидетель №21, о том, что уполномоченным органом по осуществлению государственного земельного надзора на территории города Севастополя является Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя. В 2019, 2020 и 2021 годах плановые проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей не проводились ввиду их несогласования прокуратурой города Севастополя. Предметом проверок при осуществлении государственного земельного надзора является соблюдение в отношении объектов земельных отношений органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами требований земельного законодательства, за нарушение которых законодательством предусмотрена ответственность. Севреестр осуществлял государственный земельный надзор за соблюдением, в том числе, требований земельного законодательства о недопущении самовольного занятия земельных участков, использования земельных участков без документов, разрешающих в случаях, предусмотренных законодательством РФ, осуществление хозяйственной деятельности, самовольной уступки права пользования землей, а также самовольной мены земельными участками. Сведений по объекту на <адрес> не поступало;

- свидетеля Свидетель №22, о том, что в должности начальника отдела исполнения отдельных государственных полномочий администрации Качинский МО она состоит с августа 2019 года. В её должностные обязанности в частности входит исполнение следующих отдельных государственных полномочий: реализация мероприятий по санитарной очистке территорий муниципальных образований; по удалению твердых коммунальных отходов, в том числе с мест несанкционированных и бесхозных свалок, и по их транспортировке для утилизации; по созданию, приобретению, установке, текущему ремонту и реконструкции элементов благоустройства и прочее. В её обязанности выявление имущества с признаками бесхозяйного или выморочного не входит;

- из свидетеля Свидетель №24 следует, что в должности директора Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя он состоит с апреля 2022 года. Инспекция в пределах своей компетенции принимает участие в проведении инвентаризации земель, объектов недвижимости, иного имущества, находящегося в собственности города Севастополя. Выявляет неиспользуемые земли, земельные участки, бесхозяйные объекты, вносит предложения об их учёте и возможных вариантах их использования. При этом департамент не уполномочен проводить проверку объектов, которые расположены на землях города Севастополя, то есть не сформированных участках (т.5 л.д.85-87);

- свидетеля Свидетель №25, показавшего, что в должности заместителя директора ДИЗО г.Севастополя он состоит с ноября 2020 года. Основной функцией Департамента территориального развития было взаимодействие и курирование органов местного самоуправления. Закон города Севастополя от 29 декабря 2016 года №314-ЗС «О наделении органов местного самоуправления в городе Севастополе отдельными государственными полномочиями города Севастополя» в части выявления и постановки на учёт бесхозяйного и выморочного имущества на территории муниципальных образований, разрабатывался по инициативе Департамента территориального развития. При этом все главы ВМО города Севастополя выразили пожелания о наделении местной администрации правом выявления бесхозяйного имущества, проведения в отношении указанного имущества претензионной работы с последующим оформлением права собственности на выявленное имущество. Поскольку принять подобные изменения в указанный закон было невозможно, в него были внесены изменения, касающиеся лишь выявления органами местного самоуправления бесхозяйного и выморочного имущества. После принятия этих поправок было издано Распоряжение №10286-РДИ от 25 июля 2018 года, согласно которому органам местного самоуправления было поручено осуществить мероприятия по выявлению бесхозяйного имущества на территории муниципальных образований, а именно составить акты о выявлении объектов недвижимого и движимого имущества с признаками бесхозяйного, с предоставлением схемы объекта и фотофиксации, после чего направить перечни объектов в ДИЗО (т.5 л.д.88-100);

- свидетеля Свидетель №26, о том, что в должности заместителя главы ВМО Качинский МО г.Севастополя он состоит с января 2022 года. С сентября 2018 по сентябрь 2020 года он занимал должность начальника Инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости, которая в пределах своей компетенции принимает участие в проведении инвентаризации земель, объектов недвижимости, иного имущества, находящегося в собственности города Севастополя. Проверке подлежат лишь сформированные земельные участки, находящиеся в собственности г.Севастополя, то есть по которым установлены координаты, известна их площадь, точное месторасположение, те включены в реестр объектов государственной собственности. В случае обнаружения на указанных участках, неучтённых объектов недвижимости, то есть объектов с признаками бесхозяйности, сотрудники инспекции указывают выявленный объект в акте проверки, копию которого направляют в ГКУ «Фонд государственного имущества» для организации последующей работы (т.5 л.д.101-104);

- свидетеля Свидетель №27 следует, что в должности заместителя начальника инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости ДИЗО г.Севастополя он состоит с июня 2021 года. Поскольку земельный участок, на котором произошёл несчастный случай, на день происшествия сформирован не был и не был предоставлен гражданам, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, органам местного самоуправления, органам государственной власти на праве аренды, постоянного бессрочного или иного права пользования, у Инспекции отсутствовали полномочия на проведение его инвентаризации. Полномочия по выявлению неиспользуемых земель, земельных участков и бесхозяйные объектов, могут проводиться в рамках обследования земельного участка либо в связи с предоставлением государственной услуги (на основании Порядка проведения обследования земельного участка и получения информации в рамках оказания государственных услуг в регламентах 20-АР, 526-РДЗ), либо в рамках проверок земельных участков/объектов имущества проводимых на основании распоряжения директора Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя. За весь период работы в Инспекцией какое-либо недвижимое имущество, сотрудниками не выявлялось и по данному направлению с ГКУ «Фонд государственного имущества», органами местного самоуправления г.Севастополя и иными учреждениями Инспекция никак не взаимодействовала (т.5 л.д.105-110);

- свидетеля Свидетель №28, показавшего, что порядок срочного сноса аварийных объектов недвижимости в г.Севастополе не определён. В соответствии с п.12 ст.1 Закона города Севастополя от 29 декабря 2016 года №314-ЗС, обязанность реализации мероприятий по выявлению и постановке на учёт бесхозяйного и (или) выморочного имущества на территории муниципальных образований возложена на органы местного самоуправления города Севастополе, который в случае выявления бесхозяйного или выморочного имущества, направляет соответствующую информацию в ГКУ «Фонд государственного имущества», для принятия решения в рамках возложенных полномочий. Последний в свою очередь уполномочен провести все мероприятия на предмет установления собственника данного строения и участка. Строение подлежит сносу по решению ДИЗО г.Севастополя при условии сноса строения, находящегося в казне г.Севастополя, а также по распоряжению Губернатора о сносе самовольного строения. После установления отсутствия собственника при условии отсутствия целесообразности принятия данного строения на баланс г.Севастополя как имущество, ввиду его ветхости и невозможности использования, направляет сведения в Департамент городского хозяйства г.Севастополя для организации последующего его сноса, который в соответствии с постановлением Правительства Севастополя от 01 июля 2019 года N449-ПП собирает необходимые материалы и предоставляет их на Городскую комиссию по пресечению самовольного строительства. В случае принятия решения о сносе, проект распоряжения о сносе самовольной постройки направляется в Правительство Севастополя на подпись губернатору, распоряжение которого направляется в ДГХ г.Севастополя и ГБУ «Парки и Скверы». В случае аварийного состояния строения, обеспечение мер безопасности, в том числе и на бесхозных, осуществляется в соответствии с Правилами благоустройства территории города Севастополя, утверждёнными Постановлением Правительства города Севастополя от 03 ноября 2017 года №844-ПП. Должностные лица ВМО Качинский МО в соответствии с ч.1.2 Правил, после выявления аварийного сооружения должны были провести комплекс мероприятий по обеспечению его безопасности, то есть принять меры, направленные на обеспечение отсутствие доступа к объекту незавершённого строительства (т.5 л.д.111-113);

- свидетеля Свидетель №29, показавшего, что он состоит в должности заместителя директора Департамента - начальника Управления правового обеспечения и судебно-претензионной работы Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя. Департамент осуществляет от имени города Севастополя управление, владение и распоряжение имуществом, находящимся в собственности города Севастополя. Порядок учёта бесхозяйного имущества, бесхозяйных движимых вещей, выявленных на территории города Севастополя и обращения их в государственную собственность, утверждён постановлением Правительства Севастополя от 14 декабря 2016 года №1195-ПП. Полномочия по выявлению бесхозяйного имущества на территории города Севастополя, сбор и подготовку документов для постановки на учёт недвижимого имущества, имеющего признаки бесхозяйного, выявления движимого имущества и обращения его в собственность города Севастополя осуществляют органы местного самоуправления. Заброшенный объект недвижимости, расположенный по <адрес> в Реестре бесхозяйного имущества и бесхозяйного имущества, подлежащего включению в Реестр собственности города Севастополя по состоянию на 13 апреля 2021 года не числится (т.5 л.д.114-132);

- свидетеля Свидетель №30 о том, что указанный объект является капитальным строением, участок, на котором тот расположен, относится к землям города Севастополя. При условии, что данное строение никому не принадлежит, то оно относится к бесхозяйному имуществу. В соответствии с п.12 закона города Севастополя №314-ЗС следует, что реализация мероприятий по выявлению и постановке на учёт бесхозяйного или выморочного имущества на территории муниципальных образований возложено на органы местного самоуправления, в данном случае на Качинский ВМО. Законом в данном случае охватываются и капитальные строения и некапитальные, представляющие угрозу жизни населения или не представляющие таковой. Постановлением Правительства Севастополя №1195-ПП функция по выявлению бесхозяйного имущества также возложена на «Фонд Государственного имущества» (т.5 л.д.133-140);

- свидетеля Свидетель №31, о том, что 16 февраля 2021 года он участвовал в качестве специалиста в осмотре участка, расположенного по <адрес>, которое представляет собой какое-то железобетонное сооружение (т.5 л.д.141-143);

- свидетеля Свидетель №32 следует, что она участвовала в качестве специалиста в осмотре участка, расположенного по <адрес>. Ею визуально осмотрено множество железобетонных обломков возможной конструкции, которая в настоящее время разрушена и представляют собой строительный мусор (т.5 л.д.146-148);

- свидетеля Свидетель №33, пояснившей, что рядом с его домом находится каркас растворо-бетонного узла, который никогда не был огорожен и где 24 января 2021 года при обрушении придавило несовершеннолетнего ребёнка (т.5 л.д.150-153);

- свидетеля Свидетель №34 следует, что он является представителем ЖСК «Орловский уезд», в собственности которого с 2018 года находится земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>А. Кто-либо из представителей Качинской местной администрации к его руководству по вопросу бесхозяйного строения не обращались (т.5 л.д.154-157);

- свидетеля Свидетель №35, о том, что на территории внутригородского муниципального образования г.Севастополя Андреевское МО им организовано исполнение возложенного на ВМО государственного полномочия по выявлению и постановке на учёт бесхозяйного и выморочного имущества на территории муниципальных образований. Объект, на котором произошла трагедия, в списках не указывался и ранее не выявлялся;

- свидетеля Б., показавшего, что Законом города Севастополя №314-3C ВМО Балаклавского МО наделена государственным полномочием по реализации мероприятий по выявлению и постановке на учёт бесхозяйного и выморочного имущества., полномочия по выявлению которого возложены на Государственное казенное учреждение города Севастополя «Фонд государственного имущества». Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя как уполномоченный исполнительный орган государственной власти города Севастополя подает заявление о постановке на учёт бесхозяйных объектов недвижимого имущества, а их принятие осуществляет Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя (Севреестр). Органы местного самоуправления вовлечены в процесс выявления объектов с признаками бесхозяйного, который состоит в предоставления информации соответствующим уполномоченным органам. По его указанию все брошенные объекты, которые возможно было использовать или снести ввиду ненадобности были выявлены в пределах ВМО Балаклавский МО, а сведения направлены в ДИЗО г.Севастополя (т.5 л.д.187-191);

- свидетеля Свидетель №37, о том, что по его поручению были выявлены все объекты недвижимости с признаками бесхозяйности. В период с 2018 года по настоящее время он как глава ВМО Орлиновское МО неоднократно направлял списки со строениями, зданиями, в том числе и недостроенными с признаками бесхозяйного имущества, в ГБУ «Фонд Государственного имущества» и ДИЗО г.Севастополя (т.5 л.д.245-248);

- свидетеля Свидетель №40, показавшей, что с 2018 года комиссией Верхнесадовского МО составлялись списки бесхозяйного имущества в отношении боле чем 20 объектов, которые направлялись в ДИЗО и ФГИ для постановки на учёт. Объект, на котором погиб ребенок, ранее в списках не указывался, так как выявлен не был;

- свидетеля Свидетель №41, который в судебном заседании показал, что он являлся председателем комиссии по выявлению бесхозяйного имущества на территории Верхнесадовского муниципального округа, которых было выявлено только два. Объект, на котором погиб ребёнок не выявлялся;

- свидетеля Свидетель №42, о том, что сотрудниками администрации Терновского муниципального образования в ходе повседневной работы выявлялись объекты недвижимого имущества с признаками его бесхозяйности, сведения о которых направлялись в ДГХ и ДИЗО г.Севастополя (т.6 л.д.51-55);

- свидетеля Свидетель №64 пояснившего, что с 1974 года он начал работать в совхозе-заводе им.П.Осипенко, где для строительства жилого дома был построен бетонно-растворный узел (т.19 л.д.226-231);

- специалиста Свидетель №61, показавшего, что железобетонные блоки и плиты вблизи <адрес>А по <адрес> в <адрес> это останки бетонно-растворного узла, то есть временного сооружения, которое подлежало демонтажу после проведения строительных работ жилого дома;

- свидетеля Свидетель №62, показавшей, что на территории Качинского муниципального округа Нахимовского района г.Севастополя, в селе Орловка, возле <адрес>А по <адрес> находилось строение в виде 6 неогороженных, заброшенных железобетонных колонн, расположенных в два ряда. По поручению Губернатора г.Севастополя 25 января 2021 года перечень аварийных объектов направлен в Департамент городского хозяйства для принятия мер в соответствии с действующим законодательством РФ, а также для рассмотрения вопроса о сносе таких объектов в рамках благоустройства территории. Департаментом по имущественным и земельным отношениям города Севастополя направлен запрос в ГКУ «ФГИ» для выявления объектов с признаками бесхозяйного и в ГУП «Бюро технической инвентаризации», в результате чего установлено, что объект имеет признаки самовольной постройки. Полномочиями по ограждению объектов не имеющие информации о собственнике наделены внутригородские муниципальные образования города Севастополя. В ГКУ города Севастополя «Фонд государственного имущества» отсутствовали сведения о нахождении указанного объекта на территории города Севастополя, в том числе по причине отсутствия архивных сведений о регистрации указанного объекта в ГУП города Севастополя «Бюро технической инвентаризации» (т.20 л.д.8-14);

- свидетеля Свидетель №63 следует, что с августа 2020 года по настоящее время она работает в Департаменте городского хозяйства города Севастополя, который осуществляет функции земельного контроля, участие в организации мероприятий по сносу самовольных построек на территории города Севастополя, а также принятие решений о сносе самовольных построек на территории города в соответствии с Градостроительным кодексом РФ и на основании вступивших в силу решений судов. В соответствии с постановлениями правительства города Севастополя на ГКУ города Севастополя «Фонд государственного имущества» возложены полномочия по выявлению бесхозяйного имущества на территории города. На основании поступивших заявлений об обнаружении объектов недвижимого имущества с признаками бесхозяйного либо в результате выявления имущества иным способом Фондом проводится первичная проверка объекта. В материалах городской комиссии по пресечению самовольного строительства сведений о рассмотрении в отношении объекта, расположенного вблизи <адрес>А по <адрес> не имеется, решения не принимались (т.20 л.д.28-36).

Кроме того, стороной обвинения представлены и письменные материалы дела, исследованные в судебном заседании:

- протокол осмотра участка местности, расположенный на расстоянии 21 метра от <адрес>А по <адрес>, который представляет собой участок площадью 10х20 метров, с заросшим травой грунтом, на котором расположены три фрагмента железобетонной конструкции в виде заглавной буквы «П» (т.1 л.д.189-198);

- протокол осмотра трупа от 24 января 2021 года, где вблизи <адрес>А по <адрес> под бетонной конструкцией обнаружен труп несовершеннолетнего М. (т.1 л.д.199-207);

- протоколами осмотров места происшествия от 25 января, 16 февраля и 19 мая 2021 года (т.1 л.д.209-214, 215-220, т.5 л.д.272-275);

- протокол осмотра места служебного кабинета №2 - начальника ГКУ г.Севастополя «Фонд государственного имущества» Ковалёва Е.В. (т.3 л.д.79-85);

- протоколы выемки документов в администрации ВМО Качинский МО, их осмотра и приобщения их в качестве вещественных доказательств от 07 сентября 2021 года (т.3 л.д.56-61, 62-76);

- протокол осмотра служебного помещения ГКУ РК «Государственный архив Республики Крым», в ходе которого осмотрены сшив «Протоколы технических совещаний», «Акты ввода объектов в эксплуатацию с 1-80» (т.19 л.д.232-253);

- заключение эксперта от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому смерть М. 2005 г.р. последовала от механической асфиксии в результате сдавления органов груди и живота твердым тупым массивным предметом, квалифицируется как тяжкий вред здоровью, по признаку угрожающего жизни состояния (асфиксия) и состоит в прямой причинной связи со смертью (т.2 л.д.140-143);

- заключение эксперта мд от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому у несовершеннолетнего Потерпевший №2, 2007 г.р. обнаружены множественные телесные повреждения, которые образовались от травматического воздействия тупых твердых предметов и (или) при падении и ударе о таковы и относятся к повреждениям, не причинившим вред здоровью (т.2 л.д.151-152);

- заключение эксперта мд от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому у несовершеннолетнего Потерпевший №3, обнаружены телесные повреждения в виде закрытой черепно-мозговой травмы, которые образовались от травматического воздействия тупых твердых предметов и (или) при ударе о таковые, могли быть получены 24 января 2021 года и относится к повреждениям, причинившим легкий вред здоровью (т.2 л.д.160-161);

- заключение эксперта от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому выявленные дефекты железобетонных конструкций свидетельствуют о возможности обрушения конструкций и являются следствием воздействия внешней среды на конструкцию. Строение, расположенное вблизи <адрес>А по <адрес> в <адрес> является аварийным, не соответствует требованиям механической безопасности и создает угрозу жизни и здоровью граждан (т.2 л.д.203-211);

- протоколы допроса эксперта Свидетель №1, которая подтвердила ранее данное заключение (т.2 л.д.216-221, 224-226);

- постановление местной администрации Качинского муниципального округа №87-МА от 20 июня 2018 года «Об утверждении Порядка выявления, учёта бесхозяйного недвижимого имущества, бесхозяйных движимых вещей, находящихся на территории внутригородского муниципального образования города Севастополя Качинский муниципальный округ и оформления их в муниципальную собственность»;

- постановление местной администрации Качинского муниципального округа №161-МА от 11 ноября 2019 года «О признании утратившим силу Постановления местной администрации №87-МА от 20 июня 2018 года «Об утверждении Порядка выявления, учёта бесхозяйного недвижимого имущества (т.3 л.д.77-78).

По факту смерти малолетнего С. Виктора и причинения вреда здоровью малолетнему Потерпевший №5.

- потерпевшей Потерпевший №4, о том, что 14 июля 2022 года около 16 часов ей позвонил Н., который сообщил, что её сын В. пришёл домой с разбитой головой, а другой сын С. лежит в лесу без сознания. Место происшествие представляло собой старое разрушенное строение, которое располагалось за забором охраняемой территории. Как ей стало известно, дети находились возле этого здания, когда оно обрушилось, в результате С. придавило плитой, а В. ударило по голове (т.12 л.д.212-214);

- несовершеннолетнего потерпевшего Потерпевший №5, о том, что 14 июля 2022 года они с братом С. пошли на ДРП (двухэтажное здание), где есть качели. В лесу по пути их следования было ветхое заброшенное одноэтажно строение, которое они решили разрушить. С. взял палку и начал бить по бревну, которое придерживало потолок, а затем бросать большими камнями. В результате бревно упало, следом обрушился потолок и стена, которая упала на голову С., а один из камней ударил его по затылку (т.12 л.д.251-258);

- свидетеля Свидетель №46, показавшего, что 14 июля 2022 года от начальника караула Свидетель №48 узнал, что за их охраняемой территорией С. придавило стеной, а В. получил травму в результате обрушения старого заброшенного строения, которое не состоит на балансе Крымской железной дороги (т.13 л.д.71-76, 125-126);

- свидетеля Свидетель №43, о том, что 14 июля 2022 года от матери узнала о происшествии с братьями, которые играли в заброшенном строении, огороженном колючей проволокой, когда произошло обрушение;

- свидетеля Свидетель №51, пояснившей, что В. и С. являются её внуками, которые пострадали в результате обрушения строения, расположенного за оградой;

- свидетеля Свидетель №44, показавшего, что в составе бригады скорой медицинской помощи он прибыл к <адрес>, расположенному на территории железнодорожной охраны, где среди обломков разрушенного строения был обнаружен ребёнок без признаков жизни, у второго потерпевшего была ушибленная рана затылочной области (т.13 л.д.121-122);

- свидетеля Ш., давшего аналогичные показания (т.13 л.д.123-124);

- свидетеля Г., о том, что 14 июля 2022 года ходе несения караула по охране железнодорожного транспорта он сопроводил врачей к месту происшествия, где среди фрагментов разрушившегося старого строения был обнаружен С. без признаков жизни (т.13 л.д.127-128);

- свидетеля Свидетель №48, давшего суду аналогичные показания (т.13 л.д.129-130);

- свидетеля Свидетель №49, пояснившего, что в указанный день он находился на дежурстве, когда от детей семьи С. узнал, что их братья получили травмы в заброшенном строении. Прибыв на место происшествия, он обнаружил С. без признаков жизни (т.13 л.д.131-132);

- свидетеля Свидетель №50 о том, что она состоит в должности заместителя директора по воспитательной работе школы-интерната, где обучался С. (т.13 л.д.133-134);

- свидетелей Свидетель №54, Свидетель №52 и Свидетель №53 показавших, что на территории охраняемой и огороженной «запретной зоны» находится бывшая баня, которая была построена из железнодорожных деревянных шпал и со временем разрушилась (т.13 л.д.138-140, 141-143);

- свидетеля Свидетель №55, о том, что он занимает должность заместителя председателя Инкерманского городского совета, но в связи с вакантной должностью заместителя Главы ВМО, он помогал Главе города по вопросам местной администрации. В соответствии с Законом города Севастополя от 27 апреля 2018 года №416-ЗС их муниципалитет осуществлял мероприятия по выявлению и постановке на учёт бесхозяйного и выморочного имущества. Информация по выявлению таких объектов направлялась в адрес уполномоченных органов, начиная с 2017 года. Полномочия по выявлению бесхозяйного имущества на территории города Севастополя возложены на «Фонд государственного имущества», принятие на учёт бесхозяйных объектов недвижимого имущества осуществляет Управление государственной регистрации права и кадастра (Севреестр). Объект, на котором произошёл несчастный случай, расположен на землях города Севастополя, о существовании которого ему известно не было (т.13 л.д.146-149);

- свидетеля Свидетель №56, показавшего, что следует, что она состоит в должности заместителя начальника управления Департамента городского хозяйства города Севастополя. Объект, на котором произошёл несчастный случай, является баней, построенной одним из местных жителей при СССР без согласования и оформления какой-либо документации. Решение о сносе построек на территории города Севастополя принимает городская комиссия по пресечению самовольного строительства, куда поступают уведомления о выявлении самовольной постройки от должностных лиц (Стройнадзор, Севреестр, Департамент городского хозяйства, Севнаследие). Муниципальные образования уполномочены и обязаны выявлять бесхозяйное имущество и направлять сведения в ДИЗО либо его подведомственного учреждения – «Фонд государственного имущества», который уполномочен провести все мероприятия на предмет установления собственника данного строения и участка, а при отсутствии таковых принять решение о принятия данного строения на баланс либо его сносе. Мероприятия по земельному контролю данного объекта не проводились, ввиду отсутствия обращения (т.13 л.д.207-209);

- свидетеля Свидетель №57, пояснившей, что она состоит в должности старшего инспектора по делам несовершеннолетних ОП №1 «Инкерман» ОМВД России по Балаклавскому району, на территории которого проживает многодетная неблагополучная семья С. (т.13 л.д.210-211);

- свидетеля Свидетель №58, который занимает должность начальника отдела благоустройства местной администрации <адрес> и в его обязанности входит выполнение мероприятий по выявлению и постановке на учёт бесхозяйственного и выморочного имущества. При обнаружении такового производится его фотофиксация, подготавливаются и отправляются документы об установленном бесхозном имуществе в ДИЗО, ДГХ, центр эффективного использования собственности города Севастополя. Об объекте, на котором произошёл несчастный случай ему ничего не известно, так как никаких обращений, заявок и других документов не поступало;

- свидетеля Свидетель №39 о том, что занимает должность Главы города Инкерман ВМО города Севастополя. В его обязанности входит координация работы ВМО. В целях реализации полномочия, местной администрацией были проведены соответствующие мероприятия по выявлению объектов недвижимости, имеющих признаки бесхозяйного. Полномочия по выявлению такого имущества на территории города Севастополя возложены на Государственное казенное учреждение города Севастополя «Фонд государственного имущества». Принятие на учёт бесхозяйных объектов недвижимого имущества в городе Севастополе осуществляет Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя (Севреестр). Постройка, в результате обрушения которой погиб малолетний С. является недвижимым имуществом с признаками бесхозного и расположена на землях города Севастополя. Ранее информации о данном объекте не было, никаких обращений, заявок и других документов от кого-либо не поступало (т.13 л.д.212-215, 216-224, т.6 л.д.1-5);

- свидетеля Свидетель №59 следует, что он занимает должность главного специалиста отдела благоустройства администрации города Инкермана. Их отделом производится мониторинг санитарного состояния объектов, выявление несанкционированных свалок, а также бесхозяйного и выморочного имущества, при обнаружении которых производится его фотофиксация, привязка к географическим координатам, подготавливаются и отправляются документы об установленном бесхозном имуществе в ДИЗО, ДГХ, центр эффективного использования собственности города Севастополя.    До происшествия им не было известно об указанном бесхозном объекте, так как тот располагается на огражденной, охраняемой территории «РЖД», то есть были признаки, что это имущество имеет хозяина. Постройка, в результате обрушения которой погиб Потерпевший №5, не была включена в перечень объектов недвижимого имущества с признаками бесхозяйного, поскольку не была выявлена, у них не было ни физической, ни технической возможности выявить этот объект (т.14 л.д.1-7);

- свидетеля Свидетель №60, которая занимает должность главного специалиста отдела благоустройства местной администрации г.Инкермана. При обнаружении бесхозяйного имущества производится его фотофиксация, производится привязка данного объекта к географическим координатам, подготавливаются и отправляются документы в ДИЗО, ДГХ, центр эффективного использования собственности города Севастополя. Об объекте, на котором погиб ребёнок ранее ей ничего известно не было, она не была выявлена и включена в перечь бесхозных объектов, так как у работников их отдела не было возможности это сделать, так как проход к данной постройке осуществлялся через ограждение и территорию охраняемого объекта «Крымская железная дорога».

Кроме того, судом исследованы и письменные доказательства, представленные стороной обвинения:

    - протокол осмотра места происшествия от 14 июля 2022 года, где на территории с географическими координатами 44°37"34 с.ш. и 33°36"10 в.д. обнаружен труп Потерпевший №5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (т.12 л.д.123-141);

- протокол осмотра участка местности вблизи здания подразделения №58 ЮФ ФГП ВО ЖДТР (т.12 л.д.165-172);

- протокол осмотра служебного кабинета №2 начальника ГКУ г.Севастополя «Фонд государственного имущества» Ковалёва Е.В. (т.3 л.д.79-85);

- протоколами обыска и осмотра документов, изъятых 14 июля 2023 года в служебных кабинетах ГКУ г.Севастополя «Фонд государственного имущества» (т.12 л.д.187-192, 193-208);

- заключение эксперта №1426 от 29 августа 2022 года, согласно которому смерть Потерпевший №5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения последовала от сочетанной тупой травмы головы, туловища, нижних конечностей, осложнившаяся травматическим шоком и гемоаспирацией (т.13 л.д.4-7);

- заключение эксперта №2782 от 01 сентября 2022 года, согласно которому несовершеннолетнему Потерпевший №5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения причинены телесные повреждения в виде ушибленно-скальпированной раны мягких тканей затылочной области головы, ссадина в области туловища, которые по признакам кратковременного расстройства здоровья относятся к повреждениям, причинившим легкий вред здоровью (т.13 л.д.24-26);

- заключение эксперта №1105/3-1 от 12 октября 2022 года, согласно которому физический износ объекта исследования, расположенного в месте, имеющем географические координаты 44.37.34 СШ 33.36.10 ВД, вблизи здания подразделения №58 Южного филиала ФГП Ведомственная Охрана Железнодорожного транспорта России по адресу: <адрес> составляет 87,5 % и является негодным, подлежит демонтажу не соответствует требованиям, предъявляемым к механической безопасности объекта и, следовательно, с технической точки зрения создаёт угрозу жизни и здоровью граждан. Причиной обрушения конструктивного элемента объекта являлось его техническое состояние (т.13 л.д.38-49).

Кроме того, стороной обвинения по обоим эпизодам обвинения, представлены иные доказательства, исследованные в судебном заседании:

-показания свидетеля Свидетель №16 - начальника отдела по вопросам управления государственным имуществом ГКУ г.Севастополя «Фонд Государственного имущества», о том, что их отдел занимается подготовкой документов для списания имущества казны города Севастополя и ведение учёта объектов с признаками бесхозяйного имущества. После уведомления Фонда о наличии где-либо объекта с признаками бесхозяйного имущества, они проводят проверку, в которую входит выезд на место, фотофиксация, сбор документов и информации об объекте, в том числе о наличии собственника. При отсутствии такового они заказывают и проводят техническую инвентаризацию, регистрируют объект, а далее обращаются в суд. Каких-либо сведений об объектах, на которых произошла смерть детей, к ним не поступало;

- свидетеля Свидетель №23 - заместителя директора ДИЗО г.Севастополя, начальника управления имущественных отношений, показавшего, что заброшенная бетонная конструкция, расположенная на участке местности, вблизи дома №10А по ул.Школьной с.Орловка имеет признаки самовольной постройки. При условии своевременного выявления сотрудниками Качинского ВМО г.Севастополя или иными лицами указанного строения и направления указанной информации в «Фонд государственного имущества» г.Севастополя, при условии признания указанного строения судом бесхозяйной вещью, сведения об указанном строении были бы внесены в казну г.Севастополя, после чего ДИЗО г.Севастополя в рамках полномочий, приняло бы меры к обеспечению безопасности данного строения. Сотрудники Качинского ВМО г.Севастополя также могли направить сведения об указанном строении в ДГХ г.Севастополя для принятия решения в рамках компетенции по работе с самовольными постройками.

Объект, на котором погиб малолетний Потерпевший №5 расположен за границами земельного участка, переданному в федеральную собственность и находящемуся в пользовании ГУП РК «КЖД». Данный земельный участок учтён в Едином Государственном Реестре Недвижимости, вид разрешенного использования «Для размещения и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта». Земельный участок огорожен, доступ граждан ограничен. Объект, в результате обрушения которого погиб малолетний, является самовольной постройкой и подлежит сносу. Органом, уполномоченным на принятие решений о сносе самовольных построек на территории города Севастополя, является Департамент городского хозяйства города Севастополя. Данный объект расположен на территории г.Севастополя. Насколько ему известно, тот в реестре собственности г.Севастополя не находится и не мог быть туда включен как бесхозяйный по причине того, что тот не подпадает по признаки бесхозяйного имущества. При условии своевременного выявления сотрудниками муниципального образования или иными лицами указанного строения и направления указанной информации в Фонд государственного имущества г.Севастополя, если бы судом объект был признан бесхозяйным имуществом, сведения об указанном строении были бы внесены в казну г.Севастополя, после чего ДИЗО г.Севастополя в рамках полномочий, приняло бы меры к обеспечению безопасности данного строения. Сотрудники муниципалитета или иное лицо могли направить сведения об указанном строении в ДГХ г.Севастополя для принятия решения в рамках компетенции по работе с самовольными постройками (т.5 л.д.82-84, т.13 л.д.204-206);

- свидетеля Свидетель №15 - начальника отдела по работе с выморочным, брошенным имуществом ГКУ г.Севастополя «Фонд Государственного имущества», показавшей, что они проводят мероприятия, направленные на установление наследников, о регистрации права на указанное имущество, а также анализ поступивших документов только при поступлении уведомления о выявлении такого имущества;

- копия постановления Правительства Севастополя №321 от 25 сентября 2014 года «О создании Государственного казённого учреждения города Севастополя «Фонд государственного имущества» (т.16 л.д.134);

- копия Устава Государственного казённого учреждения города Севастополя «Фонд государственного имущества», утверждённого постановлением Правительства Севастополя №321 от 25 сентября 2014 года «О создании Государственного казённого учреждения города Севастополя «Фонд государственного имущества» (т.16 л.д.135-147);

- копия Распоряжения исполняющего обязанности губернатора города Севастополя – председателя правительства Севастополя №245 от 25 сентября 2014 года, которым Ковалёв Е.В. назначен на должность начальника государственного казённого учреждения города Севастополя «Фонд государственного имущества» (т.16 л.д.148);

- копия приказа №1-од от 01 января 2015 года «О вступлении в должность», в соответствии с которым Ковалёв Е.В. приступил к исполнению обязанностей начальника ГКУ «ФГИ» по осуществлению деятельности Фонда государственного имущества в пределах своей компетенции (т.16 л.д.149);

- копия трудового договора №11 от 01 января 2015 года, заключённого между Правительством Севастополя и Ковалёвым Е.В. (т.16 л.д.167-169).

Таким образом, судом на основании исследованных доказательств, представленных стороной обвинения объективно установлено, что 24 января 2021 года, несовершеннолетние потерпевшие путём свободного доступа прошли на аварийный неохраняемый объект, расположенный по <адрес>, где в результате обрушения балки, железобетонной конструкции Потерпевший №3 и Потерпевший №2 причинён вред здоровью, а несовершеннолетнему М. тяжкий вред здоровью, который состоит в прямой причинной связи с его смертью.

Кроме того, 14 июля 2022 года малолетние потерпевшие проникли на огороженную и охраняемую территорию объекта по адресу: <адрес>, где в результате обрушения стены бетонно-деревянной постройки, являвшуюся аварийной и создающей угрозу жизни и здоровью граждан, Потерпевший №5 причинён легкий вред здоровью, а С. тяжкий вред здоровью, который состоит в прямой причинной связи со смертью.

Исходя из требований ст.73 УПК РФ при производстве по уголовному делу подлежат доказыванию, в том числе: событие преступления (время, место, способ и другие обстоятельства совершения преступления); виновность лица в совершении преступления, форма его вины и мотивы; характер и размер вреда, причинённого преступлением.

Законодатель предусматривает уголовную ответственность по ст.293 УК РФ в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения должностным лицом своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе либо обязанностей по должности, если это повлекло причинение крупного ущерба или существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых интересов общества или государства.

При определении объективной стороны халатности обязательным условием является установление следующих обстоятельств: какие конкретно обязанности, неисполнение или ненадлежащее исполнение которых ставится в вину, были возложены на данное должностное лицо; какие из возложенных на это лицо обязанностей им не исполнены или не исполнены надлежащим образом; имело ли должностное лицо реальную возможность для исполнения своих обязанностей.

При этом данный состав преступления имеет место лишь в том случае, когда по делу установлена причинная связь между деяниями виновного и наступившими последствиями. Для установления состава преступления необходимо, чтобы именно ненадлежащее выполнение своих обязанностей виновным лицом явилось основной причиной существенное нарушение прав и законных интересов граждан, а также смерть человека.

Кроме того, уголовно наказуемая халатность предполагает в обязательном порядке исполнение соответствующих обязанностей, что входило в круг правомочий должностного лица, закреплённых в конкретном законе либо ином нормативном правовом акте, а также в соответствующих должностных инструкциях, приказах, распоряжениях.

Исходя из предъявленного Ковалёву Е.В. обвинения, круг возложенных на него обязанностей в связи с занимаемой должностью начальника Государственного казённого учреждения «Фонд государственного имущества», был установлен трудовым договором, в соответствии с п.2.1 которого начальник ГКУ «ФГИ» является единоличным исполнительным органом предприятия и самостоятельно решает все вопросы деятельности предприятия, за исключением вопросов, отнесённых законодательством РФ к ведению иных органов.

В соответствии с п.п.2.3, 2.3.1, 2.3.2, 2.3.4, 2.3.17 указанного трудового договора начальник ГКУ «ФГИ» обязан: добросовестно и разумно руководить предприятием, организовывать его деятельность, обеспечивать выполнение установленных показателей экономической эффективности деятельности предприятия в составе программы и деятельности и осуществлять иные полномочия, отнесённые законодательством и Уставом предприятия и трудовым договором к его компетенции; при исполнении своих должностных обязанностей руководствоваться законодательством Российской Федерации, законодательством города Севастополя, Уставом предприятия и трудовым договором; обеспечивать своевременное и качественное выполнение всех договоров и обязательств предприятия; организовывать работу предприятия и выполнение решений программы деятельности.

Постановлением Правительства Севастополя №1195-ПП от 14 июня 2016 года «Об утверждении Порядка учёта бесхозяйного недвижимого имущества, бесхозяйных движимых вещей, выявленных на территории города Севастополя, и обращения их в государственную собственность и признании утратившим силу постановления Правительства Севастополя от 07 октября 2014 года №365 «Об утверждении Положения «О порядке выявления, постановки на учёт и использования Правительством Севастополя бесхозяйного имущества на территории города Севастополя», утверждённого временно исполняющим обязанности губернатора города Севастополя, председателем правительства Севастополя, в соответствии с Гражданским Кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 21 июля 1997 года №123-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», Уставом города Севастополя, законом города Севастополя от 30 апреля 2014 года №5-ЗС «О правительстве Севастополя», приказом Министерства экономического развития России от 22 ноября 2013 года №701 «Об установлении порядка принятия на учёт бесхозяйных недвижимых вещей», в целях обеспечения сохранности расположенного на территории города Севастополя бесхозяйного имущества, создания гарантий защиты прав на указанное имущество их возможных собственников правительством Севастополя утверждён порядок учёта бесхозяйного недвижимого имущества, бесхозяйных движимых вещей, выявленных на территории города Севастополя, и обращения их в государственную собственность.

Согласно обвинению, Ковалеву Е.В. вменяется то, что он, являясь начальником ГКУ «ФГИ», обязанный организовывать работу подведомственного ему государственного учреждения по выявлению бесхозяйного имущества на территории города Севастополя и постановке его на учёт, на территории Качинского муниципального образования города Севастополя не было выявлено бесхозяйное недвижимое имущество в виде указанного железобетонного строения, имеющего признаки объекта капитального строительства, расположенное на расстоянии около 21 метра от <адрес>А по <адрес>, которое является опасным для жизни и здоровья граждан.

На территории местной администрации города Инкермана внутригородского муниципального образования города Севастополя также не было выявлено бесхозяйное недвижимые имущество – конструкция бетонно-деревянной постройки, представлявшее собой одноэтажное нежилое здание, расположенное на участке местности, имеющем географические координаты 44.37.34 с.ш. и 33.36.10 в.д., вблизи здания подразделения №58 Южного филиала ФГП «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта России» по адресу: <адрес>, которое являлось негодным, подлежало демонтажу, не соответствовало требованиям, предъявленным к механической безопасности, следовательно, с технической точки зрения создавало угрозу жизни и здоровья граждан.

Вместе с тем согласно 2.1 указанного Порядка, источниками информации о недвижимом имуществе, имеющим признаки бесхозяйного, являются: результаты проведения инвентаризации; сведения при проведении ремонтных работ на объектах инженерной инфраструктуры; информация от исполнительных органов государственной власти, в том числе органов местного самоуправления города Севастополя, юридических и физических лиц; иные источники, которые подаются в «ФГИ» в виде заявления.

Однако, как это установлено судом в ходе судебного заседания, заявления либо иная информация в «Фонд государственного имущества», а также указание на непосредственное обнаружение такого недвижимого имущества сотрудниками Фонда отсутствует.

Непосредственные полномочия ГКУ ГС «ФГИ» по выявлению бесхозяйного имущества на территории города Севастополя, возложенные Постановлением от 14 декабря 2016 года №1195-ПП, перечислены в п.2.2 Порядка, согласно которого на основании поступивших заявлений об обнаружении объектов недвижимого имущества с признаками бесхозяйного либо в результате выявления имущества иным способом Фондом проводится первичная проверка объекта, которая включает в себя следующие мероприятия: выезд на место обнаружения объекта, имеющего признаки бесхозяйного, сопровождающийся составлением акта о выявлении объекта недвижимого имущества с признаками бесхозяйного и проведением фотофиксации; сбор информации и документов об объекте; внесение сведений в Перечень объектов недвижимого имущества, имеющего признаки бесхозяйного.

В отношении объекта недвижимого имущества, имеющего признаки бесхозяйного, внесённого в Перечень, Фондом проводится процедура установления собственника такого имущества путём направления запросов: в Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя о наличии объекта недвижимого имущества, имеющего признаки бесхозяйного в Реестре собственности города Севастополя; в реестр федерального имущества РФ о наличии объекта недвижимого имущества, имеющего признаки бесхозяйного; в Севреестр о зарегистрированных правах на объект недвижимого имущества, имеющий признаки бесхозяйного; в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии о зарегистрированных правах на объект недвижимого имущества, имеющий признаки бесхозяйного; в Государственное бюджетное учреждение города Севастополя «Бюро технической инвентаризации» о зарегистрированных правах на объект недвижимого имущества, имеющий признаки бесхозяйного.

В случае необходимости Фонд готовит и направляет запросы в иные органы исполнительной власти города Севастополя, в том числе касающиеся наличия документации на проведение строительно-монтажных работ, документации о вводе объекта в эксплуатацию, а также возможным собственникам имущества. Контроль за соблюдением настоящего постановления возложен на директора Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя.

В материалах уголовного дела также имеется консолидированное письмо от всех глав МО г.Севастополя от 16 февраля 2018 года о передаче полномочий по выявлению и постановке на учёт бесхозяйного имущества, согласно которому все главы ВМО города Севастополя выразили пожелания о наделении местной администрации правом выявления бесхозяйного имущества, проведения в отношении указанного имущества претензионной работы с последующим оформлением права собственности на выявленное имущество (т.5 л.д.93-94).

В соответствии с п.12 ст.1 Закона города Севастополя от 29 декабря 2016 года №314-ЗС «О наделении органов местного самоуправления в городе Севастополе отдельными государственными полномочиями города Севастополя» (статья 1 дополнена пунктом 12 с 1 июня 2018 года - Закон г Севастополя от 27 апреля 2018 года №416-ЗС), обязанность реализации мероприятий по выявлению и постановке на учёт бесхозяйного и (или) выморочного имущества на территории муниципальных образований возложена на органы местного самоуправления города Севастополя.

Таким образом, орган местного самоуправления, в случае выявления бесхозяйного или выморочного имущества, направляет соответствующую информацию в ГКУ «Фонд государственного имущества», для принятия решения в рамках возложенных полномочий, который уполномочен провести все мероприятия на предмет установления собственника данного строения и участка.

При этом сохранность подобных объектов возложена на Фонд лишь в период со дня постановки бесхозяйного недвижимого имущества на учёт в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав в отношении объектов недвижимого имущества, и до момента регистрации права собственности города Севастополя.

В случае аварийного состояния строения, обеспечение мер безопасности, в том числе и на бесхозных, осуществляется в соответствии с Правилами благоустройства территории города Севастополя, утверждёнными Постановлением Правительства города Севастополя от 03 ноября 2017 года №844-ПП. Согласно частям 1.1-1.2 Правила благоустройства территории города Севастополя разработаны в соответствии с Федеральным законом от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», которые регламентируют права и обязанности органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований города Севастополя и действуют на территории города Севастополя, которая включает территории Ленинского, Гагаринского, Балаклавского, Нахимовского, Терновского, Орлиновского, Качинского, Верхнесадовского, Андреевского внутригородских муниципальных образований и города Инкермана, и распространяются на отношения, возникающие в сфере благоустройства, направлены на создание благоприятной для жизнедеятельности человека окружающей среды, сохранность и охрану окружающей природной среды, обеспечение санитарного и эпидемического благополучия населения. В Правилах применяются следующие термины и определения: благоустройство территории - комплекс мероприятий по инженерной подготовке и обеспечению безопасности, озеленению, устройству покрытий, освещению, размещению малых архитектурных форм и объектов монументального искусства; объекты благоустройства (территории) - территории города, на которых осуществляется деятельность по благоустройству: площадки, дворы, кварталы, функционально-планировочные образования, территории муниципальных округов.

Таким образом, участки местности, на котором произошла гибель несовершеннолетних, подлежали не только выявлению как бесхозяйные, но и незамедлительному обеспечению на них безопасности, что входит в понятие благоустройства территории.

Между тем железобетонное строение, имеющее признаки объекта капитального строительства, расположенное на расстоянии около 21 метра от <адрес>А по <адрес> и конструкция бетонно-деревянной постройки, представлявшее собой одноэтажное нежилое здание, расположенное на участке местности, имеющей географические координаты 44.37.34 с.ш. и 33.36.10 в.д., вблизи здания подразделения Южного филиала ФГП «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта России» по адресу<адрес> до произошедших событий, в результате которых погибли несовершеннолетние лица, выявлены не были.

Кроме того, в соответствии с постановлением Правительства Севастополя №334-ПП от 31 мая 2018 года «О внесении изменений в постановление Правительства Севастополя от 25 сентября 2014 года №321 «О создании Государственного казенного учреждения города Севастополя «Фонд государственного имущества», Устава ГКУ «ФГИ» и постановлением Правительства города Севастополя №1195-ПП от 14 декабря 2016 года «Об утверждении Порядка учёта бесхозяйного недвижимого имущества, бесхозяйных движимых вещей, выявленных на территории города Севастополя, и обращения их в государственную собственность» на Ковалёва были возложены обязанности по выявлению на территории города Севастополя бесхозяйного имущества и постановке его на учёт на основании поступивших заявлений, об обнаружении объектов недвижимого имущества с признаками бесхозяйного либо в результате выявления имущества иным способом.

Доводы государственного обвинителя о том, что Ковалев Е.В., как руководитель, был наделён обязанностью и достаточными правами для организации самостоятельного выявления данного имущества, представляются неубедительными и противоречат указанным положениям постановления Правительства города Севастополя №1195-ПП от 14 декабря 2016 года «Об утверждении Порядка учёта бесхозяйного недвижимого имущества, бесхозяйных движимых вещей, выявленных на территории города Севастополя, и обращения их в государственную собственность».

Таким образом, отсутствие сведений о данных объектах, свидетельствует об отсутствии у Ковалева Е.В., как руководителя Фонда, обязанности по постановке его на учёт.

Описание инкриминируемого Ковалёву Е.В. уголовно наказуемого деяния также не содержит ссылку на какой-либо нормативный или ведомственный акт, в котором указана обязанность по организации выявления на территории города Севастополя бесхозяйного имущества, а отсутствие надлежаще оформленного правового акта о круге обязанностей должностного лица - Ковалева Е.В. в указанной части, исключает его ответственности за халатность.

С учётом изложенного, принимая во внимание, что органами следствия Ковалеву Е.В. вменялось в вину ненадлежащее исполнение обязанностей, а значит исполнение обязанностей с нарушением требований, предъявляемых к деятельности данного должностного лица ввиду небрежного отношения к обязанностям по должности, повлекшее по неосторожности смерть несовершеннолетних детей, суду не представлено достаточных доказательств наличия у Ковалева Е.В. таких обязанностей в связи с занимаемой должностью и наличия причинно-следственной связи между исполнением обязанностей и наступившими последствиями.

Указание в обвинительном заключении на невыполнение Ковалевым требований федерального закона и ведомственных правовых актов, в том числе, должностной инструкции, в которых содержатся требования общего характера по надлежащему содержанию имущества, при отсутствии установленных конкретных критериев отнесения указанных объектов к бесхозяйному имуществу, само по себе не свидетельствует о наличии в рассматриваемом случае признаков уголовно наказуемого деяния, поскольку не находится в причинной связи с наступившими общественно опасными последствиями.

С учётом совокупности собранных по делу доказательств, суд обоснованно пришёл к выводу, что обвинение, инкриминируемое Ковалёву не нашло своего бесспорного подтверждения, стороной обвинения в судебном заседании не представлено доказательств совершения подсудимым преступлений, предусмотренных ч.2 ст.293 УК РФ, при обстоятельствах изложенных в обвинительном заключении, в связи с чем правильно пришёл к выводу об его оправдании.

Согласно ч.4 ст.302 УПК РФ обвинительный приговор не может быть основан на предположениях и постановляется лишь при условии, что в ходе судебного разбирательства виновность подсудимого в совершении инкриминируемого ему преступления подтверждена совокупностью исследованных доказательств.

В соответствии с ч.2 ст.302 УПК РФ оправдательный приговор постановляется в случае, если подсудимый не причастен к совершению преступления.

Вопреки утверждениям прокурора, выводы суда об отсутствии в действиях Ковалёва Е.В. составов инкриминируемых ему преступлений основаны исключительно на доказательствах, непосредственно исследованных в судебном заседании, представленных сторонами в условиях состязательного процесса, подробное изложение которых отражено в приговоре.

Доводы апелляционного представления о том, что: строения, на которых произошли трагедии, можно отнести к бесхозяйному имуществу; о противоречивости доказательств, были предметом исследования в суде первой инстанции, тщательно проверялись им и обоснованно признаны несостоятельными, по основаниям, изложенным в приговоре.

Кроме того, всем приведённым в приговоре и исследованным судом в установленном порядке доказательствам суд дал надлежащую оценку, в соответствии с положениями ст.ст.87, 88 УПК РФ проверил и сопоставил их между собой.

На основе анализа представленных доказательств судом первой инстанции правильно установлены фактические обстоятельства происшедшего, выводы суда им соответствуют.

Нарушений уголовно-процессуального закона, ограничивших права участников судопроизводства и способных повлиять на правильность принятого судебного решения, в ходе предварительного следствия и судебного разбирательства по настоящему делу не допущено.

Руководствуясь ст.ст.38913, 38920, 38928, 38933 УПК РФ, суд

ПОСТАНОВИЛ:

    Приговор Ленинского районного суда г.Севастополя от 30 сентября 2024 года в отношении Ковалёва Е. В. оставить без изменения, апелляционное представление государственного обвинителя – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке главы 471 УПК РФ в судебную коллегию по уголовным делам Четвёртого кассационного суда общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня его вынесения, через суд первой инстанции.

В случае подачи кассационной жалобы, заинтересованные лица вправе ходатайствовать о своем участии в заседании суда кассационной инстанции, о чём должны указать в жалобах, либо в отдельных ходатайствах или в возражениях на кассационное представление.

Председательствующий:                                             Авхимов В.А.

22-1003/2024

Категория:
Уголовные
Истцы
Прокурор города Севастополя
Другие
Дзебко Владимир Сергеевич
Ковалев Евгений Витальевич
Сапожников Олег Евгеньевич
Суд
Севастопольский городской суд
Дело на сайте суда
gs.sev.sudrf.ru
19.11.2024Передача дела судье
22.11.2024Передача дела судье
12.12.2024Судебное заседание
12.12.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее