Решение по делу № 33-2560/2022 от 01.06.2022

КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Судья: Семеркина А.А.                                            Дело №2-908/2022 г.

                                                                                     №33-2560/2022 г.

                                                                        УИД 39RS0001-01-2021-009548-92

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

21 июня 2022 года                                                           г. Калининград

Судебная коллегия по гражданским делам Калининградского областного суда в составе:

председательствующего    Королевой Н.С.,

судей                                    Шкуратовой А.В., Тимощенко Р.И.

при секретаре                      Юдиной Т.К.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Мингазова А.В. на решение Ленинградского районного суда г. Калининграда от 16 февраля 2022 года по иску Мингазова Александра Валерьевича к АО «Аэропорт «Храброво» о признании незаконным приказа, взыскании заработной платы за период отстранения от работы, компенсации морального вреда.

Заслушав доклад судьи Королевой Н.С., объяснения Мингазова А.В., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения представителя АО «Аэропорт «Храброво» Малкиной Н.В., полагавшей жалобу необоснованной, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Мингазов А.В. обратился в суд к Акционерному обществу «Аэропорт «Храброво» с вышеуказанными исковыми требованиями, указав, что с 8 сентября 2019 года состоял в трудовых отношениях с АО «Аэропорт «Храброво».

2 сентября 2021 года АО «Аэропорт «Храброво» истец приказом № 362/к/4 от 2 сентября 2021 года отстранен от работы без начисления заработной платы за указанный период на основании ст. 76 Трудового кодекса РФ, п.2 ст. 5 Федерального закона от 17 сентября 1998 года № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней», постановления Главного государственного санитарного врача по Калининградской области от 23 июня 2021 года № 12 «О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям». Полагал вышеназванный приказ незаконным.

Истец указывал, что должность инженера не входит в специальный перечень, утвержденный Постановлением Правительства РФ № 825 от 1999 года, в связи с чем он не попадает в отдельную группу граждан, подлежащей обязательной вакцинации, поэтому право на его отстранение от работы из-за отсутствия прививки у работодателя, отсутствует.

29 июля 2021 года ему под роспись было вручено уведомление № 4-5/34-303 от 28 июля 2021 года, в котором его просили не позднее 30 июля 2021 года предоставить сертификат о вакцинации против коронавируса или справку о медоотводе, а в случае отказа от вакцинации, требовали представить письменный отказ от вакцинации.

Несмотря на незаконно сокращенные сроки для дачи ответа, 30 июля 2021 года им был предоставлен ответ на указанное уведомление о том, что им будут приняты меры для прохождения полного курса вакцинации против новой коронавирусной инфекции.

Указал, что АО «Аэропорт Храброво» не является медицинской организацией и не является субъектом, полномочным проводить профилактические прививки, так как в силу положений части 1 статьи 11 Федерального закона «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» профилактические прививки проводятся гражданам в медицинских организациях при наличии у таких организаций лицензий на медицинскую деятельность. АО «Аэропорт Храброво» не имеет полномочий обязывать своих работников пройти профилактические прививки, поскольку профилактические прививки проводятся при наличии информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство гражданина. АО «Аэропорт Храброво» не относится к перечню организаций, уполномоченным осуществлять санитарно-эпидемиологический надзор, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения.

6 августа 2021 года, находясь в отпуске, через портал госуслуги, он пытался записаться на вакцинацию в поликлинику, к которой прикреплен, и его поставили в лист ожидания.

30 августа 2021 года истец просил предоставить ему дополнительное время для прохождения вакцинации. 31 августа 2021 года ему было вручено очередное уведомление № 4-5/34-335 от 30 августа 2021 года, в котором он уведомлен об отстранении от работы на основании абз.8 ч. 1 ст. 76 ТК РФ. В уведомлении изложена просьба предоставить сертификат или медицинское заключение о наличии противопоказаний для вакцинации, либо отказ от вакцинации не позднее 1 сентября 2021 года,

01 сентября 2021 года работодателем вручено очередное уведомление № 4-5/34-338, где отказано в предоставлении дополнительного времени для прохождения вакцинации против коронавирусной инфекции, изложена просьба предоставить сертификат или предоставить медицинское заключение о наличии противопоказаний для вакцинации, либо отказ от вакцинации.

Полагал, что у работодателя отсутствуют правовые основания требовать у работника справку, подтверждающую отрицательный результат тестирования на коронавирусную инфекцию, и самого прохождения теста.

3 сентября 2021 года ему было отказано генеральным директором Корытным А.С. в урегулировании спора путем переговоров.

Впоследствии Мингазов А.В. уточнил исковые требования, просил признать приказ № 362/к/4 от 2 сентября 2021 года незаконным, взыскать не начисленную заработную плату за период отстранения от работы с 2 сентября по 10 декабря 2021 года, компенсацию морального вреда; наложить административные штрафы на должностных лиц за нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов.

Определением Ленинградского районного суда г. Калининграда от 16 февраля 2022 года, Мингазову А.В. было отказано в принятии уточненных требований в части требования о наложении административного штрафа на должностных лиц за нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов.

Решением Ленинградского районного суда г. Калининграда от 16 февраля 2022 исковые требования Мингазова Александра Валерьевича к АО «Аэропорт «Храброво» о признании незаконным приказа, взыскании заработной платы за период отстранения от работы, компенсации морального вреда оставлены без удовлетворения.

В апелляционной жалобе Мингазов А.В. просит решение отменить, вынести новое решение, которым удовлетворить заявленные требования, указывая о том, что замещаемая им должность инженера не подпадает под виды работ, исполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями, установленных Постановлением правительства РФ от 15 июля 1999 года №825. Ссылаясь на должностную инструкцию, указывает, какие должностные обязанности на него возложены. С доводами представителя ответчика о том, что он не соблюдал производственную санитарию и не заботился о личной безопасности, не согласен. Полагает, что термин производственной санитарии не применим к возникшим правоотношениям. Указывает о том, что 10 августа 2021 года он прошел медицинский осмотр в ЧУЗ «РЖД-Медицина», в случае его не прохождения он был бы отстранен от работы. Каких-либо замечаний относительно состояния здоровья не было выявлено. Полагает, суд необоснованно не принял во внимание письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 10.08.2021 г. №14-2/ООГ-7691, которое носит рекомендательный характер. Полагает, что вопросы вакцинации регулируются не трудовым законодательством, а законодательством в сфере обеспечения санитарно эпидемиологического благополучия населения. Настаивает на том, что отстранить от работы за отсутствие прививки можно лишь лиц, входящих в вышеназванный перечень, к которым он не относится. Судом не дана оценка процедуре отстранения от работы. Полагает, что работодателем не были соблюдены минимальные сроки для принятия решения, которые для работника составляют не менее 3 дней. При этом он на уведомление работодателя от 29 июля 2021 года дал ответ 30 июля 2021 года и указывал, что будет пройден полный курс вакцинации от коронавируской инфекции. 06 августа 2021 года записался на прививку, где его поставили в лист ожидания. 30 августа 2021 года просил у работодателя предоставление дополнительного времени для предоставления результатов вакцинации. 01 сентября 2021 года вновь было выражено требование о предоставлении сертификата вакцинации, которое выдано с нарушением трехдневного срока на предоставление работником объяснений. Полагает, что у работодателя не имеется оснований требовать от работника справки, подтверждающей отрицательный результат тестирования на Covid-19 и самого прохождения теста. После вручения приказа об отстранении, пытался попасть на прием к генеральному директору, который в грубой форме отказал в приеме, что является нарушением трудового договора. Полагает, что работодателем не были выполнены условия по организации профилактических прививок от коронавируса в организации, кроме того, не ознакомил его с приказом о проведении вакцинации. Работодатель в уведомлении от 01 сентября 2021 года указывает сроки вакцинации 4, 10, 19, 25, 31 августа 2021 года. Судом не учтено то, что работодатель не затребовал письменного отказа от вакцинации, не составил акт об отказе дать письменный отказ от вакцинации. При этом он от вакцинации не отказывался, при этом желал пройти вакцинацию. При этом наличие у АО «Храброво» медицинской лицензии не означает, что общество является медицинской организацией, в этой связи не уполномочено обязывать своих работников пройти профилактические прививки. По смыслу закона отказ о проведения профилактической прививки оформляется медицинской организацией, а не работодателем.

В возражениях на апелляционную жалобу АО «Храброво» просит решение оставить без изменения.

Мингазов А.В. в судебном заседании суда апелляционной инстанции поддержал доводы апелляционной жалобы.

          Представитель АО «Храброво» в судебном заседании суда апелляционной инстанции Малкина Н.В. просила решение оставить без изменения.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции с учетом доводов, изложенных в апелляционной жалобе, возражениях на жалобу, судебная коллегия находит решение подлежащим оставлению без изменения.

Судом установлено, что 28 октября 2019 года Мингазов А.В. был принят на должность инженера в Узел электротехнического обеспечения полетов/Служба электросветотехнического обеспечения полетов/Техническая дирекция АО «Аэропорт «Храброво».

Приказом АО «Аэропорт «Храброво» от 2 сентября 2021 года № 362/к/4 «Об отстранении от работы», Мингазов А.В. на основании ст. 76 Трудового кодекса РФ, п. 2 ст. 5 Федерального закона от 17 сентября 1998 года № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней», постановления Главного санитарного врача по Калининградской области от 23 июня 2021 года № 12 «О проведении профилактических прививок отдельным группам по эпидемическим показаниям» был отстранен от работы с 3 сентября 2021 года и до окончания периода эпиднеблагополучия либо прохождения вакцинации Мингазова А.В., инженера узла электротехнического обеспечения полетов АО «Аэропорт «Храброво», отказавшегося от профилактической прививки против новой коронавирусной инфекции Covid-19 и не имеющего противопоказания для вакцинации (сведения о противопоказаниях отсутствуют). В приказе было указано о не начислении заработной платы Мингазову А.В. на весь период отстранения (л.д. 95).

Приказом АО «Аэропорт «Храброво» от 10 декабря 2021 года № 557, Мингазов А.В. был уволен из АО «Аэропорт «Храброво» на основании пункта 3 части 1 ст. 77 Трудового кодекса РФ.

Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из Трудового кодекса Российской Федерации, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права (абзацы первый и второй части 1 статьи 5 Трудового кодекса Российской Федерации).

В статье 76 Трудового кодекса Российской Федерации установлен перечень оснований, в соответствии с которым работодатель обязан отстранить работника от работы, при этом с учетом абзаца 8 части 1 статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации, приведенный перечень исчерпывающим не является, отстранение работника от работы возможно в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с частью 2 статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель отстраняет от работы (не допускает к работе) работника на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы или недопущения к работе, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

В период отстранения от работы (недопущения к работе) заработная плата работнику не начисляется, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом или иными федеральными законами (часть 3 статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации).

В силу части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду регулируется Федеральным законом от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее по тексту - Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ), согласно пункта 2 статьи 2 которого полномочиями в названной сфере общественных отношений обладают наряду с Российской Федерацией и субъекты Российской Федерации, расходным обязательством которых является осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий и которые вправе осуществлять в названной сфере правовое регулирование (статья 6 этого же закона).

В соответствии со статьей 1 названного Федерального закона санитарно-эпидемиологические требования - обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами.

В силу абзаца 2 статьи 1 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ под санитарно-эпидемиологическим благополучием населения понимается состояние здоровья населения, среды обитания человека при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.

Согласно абзацам 2, 4 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в том числе посредством: - профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения; - выполнения санитарнопротивоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.

В силу статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" органы государственной власти субъектов Российской Федерации уполномочены принимать в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и устанавливать обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (пункт 1).

На основании подпунктов "в", "г" пункта 4 Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. N 417 во исполнение статьи 10 указанного закона, при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также действия, создающие угрозу безопасности, жизни, здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации.

Статья 10 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ возлагает на граждан обязанность выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц и не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.

В свою очередь, индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению (статья 11 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ).

Статьей 29 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ установлено, что в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами российской Федерации санитарно-противоэпидемиологические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по проведению профилактических прививок (пункт 1). Санитарно-противоэпидемиологические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 50 настоящего Федерального закона (пункт 3).

Согласно статье 35 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ профилактические прививки проводятся гражданам в соответствии с законодательством Российской Федерации для предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний.

Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, предоставляющих опасность для окружающих, предоставляет главным государственным санитарным врачам полномочия в том числе давать гражданам и юридическим лицам обязательные для исполнения предписания о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, выносить мотивированные постановления о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям (пункт 2 статьи 51).

Согласно пункту 18.3 СП 3.1/3.2.3146-13. "Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней. Санитарно-эпидемиологические правила" утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16 декабря 2013 г. N 65 (действовали до 1 сентября 2021 г.), перечень инфекционных болезней, иммунопрофилактика которых предусмотрена календарем профилактических прививок по эпидемическим показаниям, утверждается в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Решение о проведении иммунизации населения в рамках календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан с учетом действующих нормативных правовых и методических документов и складывающейся эпидемиологической ситуации.

Аналогичные положения закреплены в пункте 66 СанПиН 3.3686-21. "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. N 4 (действуют с 1 сентября 2021 г.).

Согласно, пункту 1.2 СП 3.1.3597-20. "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации 22 мая 2020 г. N 15, новая коронавирусная инфекция (COVID-19) (далее - COV1D-19) является острым респираторным заболеванием, вызванным новым коронавирусом (SARS-CoV-2). Вирус SARS-CoV-2 в соответствии с санитарным законодательством Российской Федерации отнесен ко II группе патогенности.

Коронавирусная инфекция (2019-nCoV) признана заболеванием, представляющим опасность для окружающих (пункт 16 Перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. N 715 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 г. N 66).

Правовые основы государственной политики в области иммунопрофилактики инфекционных болезней, осуществляемой в целях охраны здоровья и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации устанавливаются Федеральным законом от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" (далее по тексту - Федеральный закон от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ).

Согласно абзацу 4 пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ отсутствие профилактических прививок влечет отказ в приеме граждан на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.

Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 1999 г. N 825 утвержден Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок.

Согласно статье 10 Федерального закона от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ профилактические прививки по эпидемическим показаниям проводятся гражданам при угрозе возникновения инфекционных болезней, перечень которых устанавливает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (пункт 1). Решения о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главный государственный санитарный врач Российской Федерации, главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации (пункт 2). Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, сроки проведения профилактических прививок и категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (пункт 3).

Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям утвержден приказом Минздрава России от 21 марта 2014 г. N 125н (действовал до 30 декабря 2021 г.), после чего вступил в силу приказа Минздрава России от 6 декабря 2021 г. N 1122н.

Приказом Минздрава России от 9 декабря 2020 г. N 1307н в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям внесена прививка против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2.

Решение о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям (в виде мотивированных постановлений о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан) принимают Главный государственный санитарный врач Российской Федерации, главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих (подпункт 6 пункта 1 статьи 51 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ и пункт 2 статьи 10 Федерального закона от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ).

Так, Постановлением Главного санитарного врача Калининградской области № 12 от 23 июня 2021 года (в редакции от 16 июля 2021Года) предусмотрено, что руководителям организаций, учреждений, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность на территории Калининградской области в сферах, установленных подпунктами 1.1 (за исключением образования, здравоохранения, социальной защиты и социального обслуживания), 1.2 пункта 1 настоящего Постановления, необходимо организовать прохождение полного курса вакцинации против новой коронавирусной инфекции не менее 60% от общей численности работников, сотрудников в срок до 30 августа 2021 года.

Таким образом, в Калининградской области, отстранение от работы в связи с отказом работника от вакцинации должно быть оформлено с 30 августа 2021 года в случае, если работником в указанную дату не представлены сертификат о вакцинации или документы, подтверждающие медицинские противопоказания к такой вакцинации.

Из пункта 2 статьи 11 Федерального закона 157-ФЗ следует, что любые профилактические прививки проводятся добровольно. Но при этом результатом отказа может явиться отстранение от работы без сохранения заработной платы (пункт 1 Письма Росструда). Положения об обязательной вакцинации не распространяются на граждан, у которых есть противопоказания к вакцинации, установленные методическими рекомендациями к порядку проведения вакцинации препаратами "Гам-КОВИД-Вак", "ЭпиВакКорона" и "КовиВак", которые подтверждены медицинским заключением.

Таким образом, в письме № 1811-Т3, Федеральная служба по труду и занятости, сделала вывод, что работодатель вправе требовать от работников, имеющих противопоказания к вакцинации от COVID-19, представить подтверждающие медицинские документы. В случае если работник отказывается представлять вышеуказанные документы, он также подлежит отстранению от работы без сохранения заработной платы.

В соответствии с п. 24 Календаря профилактических прививок вакцинации против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2, в частности, подлежат: работники медицинских, образовательных организаций, организаций социального обслуживания и многофункциональных центров (приоритет 1-го уровня); работники организаций транспорта и энергетики, лица, работающие вахтовым методом, работники организаций сферы предоставления услуг (приоритет 2-го уровня).

Анализируя вышеизложенные нормы закона, судом сделан правильный вывод о том, что обязательное проведение профилактических прививок, в том числе против коронавирусной инфекции, гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям, а также отстранение от работы лиц, которые являются носителями возбудителей инфекционных заболеваний и могут являться источниками распространения инфекционных заболеваний, в том числе коронавирусной инфекции, в связи с особенностями выполняемых ими работ или производства, возможно только при наличии мотивированных постановлений главных государственных санитарных врачей субъектов РФ и их заместителей. При этом вакцинация становится обязательной для граждан или отдельных групп лиц, если так постановил главный государственный санитарный врач региона РФ. В этом случае сотрудника нельзя допускать к работе, если он отказался от прививки без уважительных причин, работодателю необходимо издать приказ об отстранении, если он не представит в срок сертификат о вакцинации или медзаключение о противопоказаниях. Основанием служит ТК РФ и Закон об иммунопрофилактике инфекционных болезней. При этом выплата заработной платы работнику не производится.

В соответствии с п.п.1.1п. 1 Постановления от 23 июня 2021 года № 12 «О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям (в ред. Постановления главного государственного санитарного врача по Калининградской области от 16 июля 2021 года № 14, от 17 августа 2021 года № 16, от 7 октября 2021 года № 19,от 17 ноября 2021 года № 20), главным государственным санитарным врачом по Калининградской области Бабура Е.А. было постановлено: обеспечить проведение профилактических прививок по эпидемическим показаниям против новой коронавирусной инфекции (Сovid-19) работникам, работающим на основании трудового договора, гражданско-правового договора в организациях, у индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере в том числе: транспорта общего пользования, такси и электроэнергетики (абзац введен Постановлением главного санитарного врача по Калининградской области от 17 августа 2021 года №16).

Судом установлен, что основным видом деятельности АО «Аэропорт «Храброво» является деятельность вспомогательная, связанная с воздушным и космическим транспортом (л.д.44).

Таким образом, исходя из условий трудового договора, трудовых обязанностей, изложенных в должностной инструкции 5/10-3.10-19 инженера узла электротехнического обеспечения полетов службы электросветотехнического обеспечения полетов, а также с учетом анализа вида деятельности АО «Аэропорт «Храброво», суд пришел к правильному выводу о том, что Мингазов А.В. относится к категории работников, работающих на основании трудового договора, осуществляющих в деятельность в сфере электроэнергетики и транспорта общего пользования, следовательно, в соответствии с Постановлением от 23 июня 2021 года № 12 «О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям, он является работником, работающим в сфере транспорта общего пользования, а также работником в области электроэнергетики, а значит в срок до 30 августа 2021 года, Мингазов А.В. должен был пройти вакцинацию от коронавирусной инфекции (при отсутствии противопоказаний).

В этой связи доводы апелляционной жалобы о том, что замещаемая истцом должность не подпадает под виды работ, исполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями, установленных Постановлением правительства РФ от 15 июля 1999 года №825, является несостоятельной по вышеизложенным основаниям.

Кроме того, проверяя доводы истца о нарушении работодателем процедуры отстранения от работы, суд пришел к выводу о том, что нарушений процедуры отстранения от работы, вопреки доводам истца, работодателем не было допущено.

Так, 29 июля 2021 года Мингазову А.В. было вручено уведомление № 4-5/34-303, к котором было указано, что в связи с принятием Постановления Главного государственного санитарного врача по Калининградской области от 23 июня 2021 года № 12 «О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям» предусмотрена обязательная вакцинация для работников определенных сфер экономики. В связи с чем ему было необходимо представить подтверждение прохождения вакцинации от новой коронавирусной инфекции Covid-19 в срок до 30 июля 2021 года или пройти вакцинацию. После вакцинации предоставить в отдел по работе с персоналом сертификат о вакцинации против коронавируса. В случае наличия медицинских противопоказаний к прививке от коронавируса, просили представить справку о медотводе. В случае отказа от вакцинации, если нет медицинских противопоказаний, просили представить письменный отказ от вакцинации. Уведомляли, что в этом случае Мингазов А.В. будет отстранён от работы на основании абз.8 ч.1 ст. 76 ТК РФ на весь период до нормализации эпидемиологической обстановки и отмены указанного постановления. Установлен срок сообщения о решении в письменном виде не позднее 30 июля 2021 года.

30 июля 2021 года Мингазов А.В. предоставил ответ о том, что выполнение установленных сроков проведения профилактических прививок первым компонентом вакцины затруднено ввиду недостаточного обеспечения вакцинными препаратами. Постановлением главного государственного санитарного врача по Калининградской области от 16 июля 2021 года организация прохождения полного курса вакцинации против новой коронавирусной инфекции не менее 60 % от общей численности работников, продлена до 30 августа 2021 года. В это связи, указал, что им будут предприняты все необходимые меры для прохождения полного курса вакцинации против новой коронавирусной инфекции до 30 августа 2021 года (л.д. 87).

31 августа 2021 года Мингазову А.В. было вручено уведомление от 30 августа 2021 года аналогичного содержания. Мингазов А.В. был уведомлен о том, что будет отстранён от работы на основании абз.8 ч.1 ст. 76 ТК РФ на весь период до нормализации эпидемиологической обстановки и отмены указанного постановления. Установлен срок сообщения о решении в письменном виде не позднее 1 сентября 2021 года (л.д. 88).

30 августа 2021 года Мингазов А.В. вручил работодателю письмо, в котором указал, что для прохождения курса вакцинации им были предприняты следующие меры: была произведена запись на вакцинацию Covid-19, и он ожидает приглашения на вакцинацию. Просил предоставить дополнительное время для прохождения вакцинации против новой коронавирусной инфекции без какого-либо давления, принуждения и угрозы отстранения и/или потери работы, ссылаясь на указания Президента РФ по данному вопросу. Указал, что предпримет все необходимые меры для прохождения полного курса вакцинации против коронавирусной инфекции к 30 октября 2021 года (л.д. 89-90).

Также 31 августа 2021 года Мингазов А.В. передал работодателю ответ на уведомление № 4-5/34-335 от 30 августа 2021 года, где изложил аналогичные пояснения, указанные в сопроводительном письме к ответу на уведомление № 4-5/34-303 от 28 июля 2021 года, просил предоставить ему дополнительное время для прохождения вакцинации.

1 сентября 2021 года Мингазову А.В. было вручено уведомление № 4-5/34-338 от 1 сентября 2021 года, в котором отказано в предоставлении ему дополнительного времени для прохождения вакцинации против новой коронавирусной инфекции, которую необходимо пройти в срок до 30 августа 2021 года.

В уведомлении было указано, что АО «Аэропорт «Храброво» было организовано прохождение вакцинации работниками централизованно без отрыва от производства в здравпункте аэропорта в следующие даты: 4,10,19,25, 31 августа текущего года, с возможностью выбора вакцины (Спутник V, ЭпиВакКорона, Спутник Лайт), о чем работники были проинформированы. В этой связи просили в срок до 15:00 02 сентября текущего года представить сертификат о прохождении вакцинации, либо медицинское заключение о наличии противопоказаний для вакцинации, либо отказ от вакцинации. В уведомлении Мингазову А.В. было разъяснено, что в том случае, если к указанному сроку информация не будет предоставлена, АО «Аэропорт «Храброво» вынуждено будет расценить данный факт как отказ от прохождения от вакцинации и он будет отстранён от работы на основании абз.8 ч.1 ст. 76 Трудового кодекса РФ без сохранения заработной платы на весь период до нормализации эпидемиологической обстановки (л.д. 93).

Таким образом, как установлено судом, Мингазов А.В. дважды был предупрежден со ссылкой на нормативно-правовые акты, о необходимости представить подтверждение прохождения вакцинации от новой коронавирусной инфекции или протий вакцинацию, либо представить справку о медотводе.

Между тем сертификат о вакцинации Мингазовым А.В. работодателю в установленный срок не был предоставлен, медотвода также у истца не имелось.

Проверяя доводы истца о нарушении сроков уведомления, и предоставления недостаточного срока в соответствии со ст. 74 ТК РФ, суд признал такие доводы несостоятельными, поскольку положения ст. 74 ТК РФ к указанным правоотношениям применению не подлежат, указанная норма закона регулирует иные правоотношения работника и работодателя, а именно - изменение определенных сторонами условий трудового договора по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда.

Между тем, вопросы отстранения от работы регулируется нормами ст. 76 ТК РФ, а сроки проведения вакцинации (до 30 июля 2021 года, а затем до 30 августа 2021 года), были указаны Мингазову А.В. в соответствии с Постановлением от 23 июня 2021 года № 12 «О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям», поскольку именно до указанных дат, должно было быть обеспечено проведение профилактических прививок для отдельных категорий граждан, к которым относился Мингазов А.В.

Как следует из представленного приказа № 343 от 24 июня 2021 года, в связи с продолжающейся угрозой распространения новой коронавирусной инфекции, руководствуясь Постановлением Главного государственного санитарного врача по Калининградской области от 23 июня 2021 года № 12 «О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям», генеральным директором АО «Аэропорт «Храброво» Корытным А.С. было приказано: руководителям подразделений в срок до 20 июля 2021 года организовать проведение профилактических прививок первым компонентом или однокомпонентной вакциной, а в срок до 20 августа 2021 года – вторым компонентом вакцины от новой коронавирусной инфекции для работников АО «Аэропорт «Храброво»; руководителям подразделений усилить информационно- разъяснительную работу среди работников по вопросам профилактики новой коронавирусной инфекции, обратив особое внимание на важность профилактических прививок. Обеспечить к сроку, указанному в п.1 настоящего приказа не менее 60 % от числа сотрудников подразделения, прошедших вакцинацию, подтвердив наличие прививки сертификатом; работникам, имеющим противопоказания к профилактической прививке против коронавирусной инфекции предоставить справку о наличии медотвода от вакцинации, выданную медицинской организацией по месту наблюдения пациента; руководителям структурных подразделений обеспечить ознакомление работников с приказом под роспись.

Доводы апелляционной жалобы о том, что работодателем не был оформлен акт об отказе от вакцинации и не получен письменный отказ от вакцинации не свидетельствует о незаконности действии работодателя по отстранению от работы, поскольку Мингазов А.В. в период с 28 июля 2021 года по 1 сентября 2021 года, несмотря неоднократные требования работодателя на основании постановления главного санитарного врача о прохождении вакцинации, так и не представил документ об ее прохождении, не предпринял активных действий для прохождения вакцинации.

При этом, вопреки доводам истца, вакцинация была возможна на территории АО «Аэропорт «Храброво» без отрыва от производства, о чем ему было известно.

При этом несогласие с прохождением вакцинации истиц связывал с тем, что желал пройти такую вакцинацию в условиях поликлиники

Каких-либо препятствий для своевременной вакцинации в соответствии со сроками, установленными постановлением Главного санитарного врача, у Минангазова А.В. не было.

В этой связи у работодателя не было оснований для продления срока обязательной вакцинации для Мингазова А.В.

Вопреки содержащимся в жалобе утверждениям, перечень оснований, по которым работодатель обязан отстранить работника от работы, установленный ч. 1 ст. 76 ТК РФ, исчерпывающим не является, отстранение работника от работы возможно в других случаях, предусмотренных ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ (абз. 8 ч. 1 ст. 76 ТК РФ).

С выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием судебная коллегия соглашается.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

          решение Ленинградского районного суда г. Калининграда от 16 февраля 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

        Мотивированное апелляционное определение изготовлено 27 июня 2022

года.

Председательствующий:

Судьи:

33-2560/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Мингазов Александр Валерьевич
Ответчики
АО АЭРОПОРТ ХРАБРОВО
Другие
Малкина Нина Вадимовна
Суд
Калининградский областной суд
Судья
Королева Наталья Сергеевна
Дело на сайте суда
oblsud.kln.sudrf.ru
02.06.2022Передача дела судье
21.06.2022Судебное заседание
27.06.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.07.2022Передано в экспедицию
21.06.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее