Решение по делу № 33а-433/2019 от 29.01.2019

СУД ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

дело № 33а-433/2019

судья Балакина С.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Салехард                                                                                                               7 февраля 2019 г.

Судебная коллегия по административным делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:

председательствующего Мосиявич С.И.,

судей коллегии Домрачева И.Г. и Семейкиной С.А.,

при секретаре Бакиевой Г.И.,

рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе административного истца Комелькова Ю.Ф. на решение Шурышкарского районного суда Ямало-Ненецкого АО от 9 января 2019 г., которым административный иск оставлен без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи Домрачева И.Г., административного истца Комелькова Ю.Ф. и его представителя - адвоката Зайдуллина Д.В. по доводам апелляционной жалобы, возражения на административный иск представителя административного ответчика - Собрания депутатов муниципального образования Шурышкарское (четвертого созыва) Ямало-Ненецкого АО Кадыровой З.Х. и прокурора Ерёмина О.Г., судебная коллегия

установила:

Комельков Ю.Ф. обратился в суд с административным исковым заявлением с требованиями о признании решения № 50 от 19 декабря 2018 г. Собрания депутатов муниципального образования Шурышкарское (четвертого созыва) Ямало-Ненецкого АО (далее - Собрание депутатов) об удалении его в отставку незаконным и его отмене, восстановлении его в должности главы муниципального образования Шурышкарское Ямало-Ненецкого АО, полагая, что был удалён в отставку с нарушением норм права и без наличия на то оснований.

Внесённое прокурором Шурышкарского района Ямало-Ненецкого АО (далее также- прокуратура, прокурор) представление Собранию депутатов и решение об удалении его в отставку, не имели под собой материального основания - конфликта интересов, возникшего, в связи с трудоустройством сына истца в Администрацию муниципального образования Шурышкарское. Данный факт, по его мнению, не приводит к возникновению конфликта интересов, так как Комельков С.Ю. был принят на должность, не относящуюся к муниципальной должности, в связи с чем на него не распространяются запреты, установленные Федеральным законом от 25.12. 2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции». Факты, изложенные в представлении прокурора, являются ошибочными. Кроме этого, была нарушена процедура принятия решения, установленная статьей 74.1Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Также было нарушено его право дать депутатам объяснения по поводу обстоятельств, выдвигаемых в качестве основания для удаления в отставку, нарушены требования трудового законодательства.

Заслушав пояснения административного истца Комелькова Ю.Ф. и его представителя Зайдуллина Д.В.; пояснения и доводы против требований иска представителей административного ответчика - Собрания депутатов Кадыровой З.Х., Куркиной Ю.С., а также депутатов Кутюминой Т.Г., Хунзи А.Г., Рябкова Ю.В.; представителя администрации муниципального образования Шурышкарское Логинова А. В.; пояснения депутата Кондыгина А.И., полагавшего доводы иска обоснованными; заключение прокурора Османова И.Р. об отсутствии оснований для удовлетворения административного иска, исследовав и оценив материалы дела, суд вынес решение об отказе в удовлетворении административного иска.

В апелляционной жалобе Камельков Ю.Ф. просит об отмене решения, с приведением в её обоснование ранее приведённых в административном иске и в суде доводов. Заявитель настаивает, что Собранием депутатов при рассмотрении представления прокурора наличие конфликта интересов выявлено не было. Решение № 50 Собрания депутатов об удалении Комелькова Ю.Ф. в отставку является преждевременным, в том числе по причине рассмотрения судом дела о восстановлении на работе его сына.

Участвующие на другой стороне в деле лица, а также прокурор Шурышкарского района Ямало-Ненецкого АО в своих возражениях на апелляционную жалобу указали на законность решения суда первой инстанции.

Рассмотрев дело по правилам статей 307-308 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу пункта 2 статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

В соответствии с частью 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Согласно части 1 статьи 74.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) представительный орган муниципального образования в соответствии с настоящим Федеральным законом вправе удалить главу муниципального образования в отставку по инициативе депутатов представительного органа муниципального образования или по инициативе высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 4, частью 1 статьи 31 Устава муниципального образования Шурышкарский район глава поселения является выборным высшим должностным лицом муниципального образования, наделяется собственными полномочиями по решению вопросов местного значения и исполняет полномочия главы администрации муниципального образования, председателя Собрания депутатов муниципального образования. Глава поселения исполняет свои полномочия на постоянной основе, и в силу статьи 2 Федерального закона № 131-ФЗ, является лицом, замещающим муниципальную должность.

Собрание депутатов муниципального образования Шурышкарское является представительным коллегиальным выборным органом местного самоуправления. Собрание состоит из 7 депутатов, избираемых на муниципальных выборах сроком на 5 лет.

Полномочия и порядок работы Собрания депутатов установлен, утвержденным решением Собрания депутатов Регламентом от 08.10.2014.

В соответствии с частью 1 статьи 36 Федерального закона № 131-ФЗ глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящей I статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, являясь высшим должностным лицом муниципального образования, подконтролен и подотчетен населению и представительному органу муниципального образования (части 1 и 5 статьи 36 Федерального закона № 131-ФЗ).

Аналогичная норма закреплена в статье 31 Устава муниципального образования Шурышкарское.

Порядок рассмотрения вопроса об удалении главы муниципального образования в отставку определен частями 3-16 статьи 74.1 Федерального закона № 131-ФЗ.

Инициатива депутатов представительного органа муниципального образования об удалении главы муниципального образования в отставку, выдвинутая не менее чем одной третью от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования, оформляется в виде обращения, которое вносится в представительный орган муниципального образования. Указанное обращение вносится вместе с проектом решения представительного органа муниципального "образования об удалении главы муниципального образования в отставку. О выдвижении данной инициативы глава муниципального образования и высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) уведомляются не позднее дня, следующего за днем внесения указанного обращения в представительный орган муниципального образования.

Рассмотрение инициативы депутатов представительного органа муниципального образования об удалении главы муниципального образования в отставку осуществляется с учетом мнения высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

Как следует из материалов дела и установлено судом, Комельков Ю.Ф. избран на должность главы муниципального образования Шурышкарское (далее - Глава поселения, муниципального образования) на муниципальных выборах, состоявшихся 10.09.2017, сроком на пять лет (решение Избирательной комиссии муниципального образования от 11.09.2017 № 44/183) и вступил в должность на основании распоряжения Администрации муниципального образования от 20.09.2017 № 91-к (т. 1 л.д. 9).

15.06.2018 и 23.10.2018 в Собрание депутатов прокурором Воложаниным А.В. были внесены представления по выявленным им фактам о наличии в действиях главы поселения коррупционного фактора. Имело место внесение изменений в штатное расписание администрации, принятие на работу своего сына Комелькова С.Ю., установлении ему надбавок, несоответствующих его должности, заключение муниципальных контрактов с сожительницей Комелькова С.Ю. - Маловой Л.С. Прокурором усматривались ситуации, свидетельствующие о наличии конфликта интересов, в связи с чем Комельков Ю.Ф. должен был предпринять меры, предусмотренные Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (т.1 л.д.204-208, т. 2 л.д.64-68).

30.11.2018в порядке инициативы депутатами Собрания депутатов составе Зинатовой А.П., Кутюминой Т.Г., Пелешок О.А., Рябкова Ю.В., Хунзи А.Г. (далее - инициативная группа) поставлен на рассмотрение вопрос «Обсуждение представлений прокуратуры Шурышкарского района от 15.06.2018 № 07-02/1277-18 и от 23.10.2018 № 07-02/1936-18, а также материалов проверок, проведенных по указанным представлениям». Представление прокуратуры и материалы проверки были предметом обсуждения на заседании инициативной группы на данном заседании (т. 2 л.д.99-102).

В этот же день по результатам изучения и обсуждения представлений прокуратуры и материалов проведенных проверок инициативной группой было принято решения о подготовке и направлении в Собрание депутатов: обращение о выдвижении инициативы об удалении Главы муниципального образования Шурышкарское Комелькова Ю.Ф. в отставку; проекта решения Собрания депутатов муниципального образования Шурышкарское «Об удалении Главы муниципального образования Шурышкарское Комелькова Юрия Федоровича в отставку» с приложением документов, необходимых в соответствии со статьей 30 Регламента Собрания депутатов.

06.12.2018 в Собрание депутатов поступило обращение об удалении главы поселения Комелькова Ю.Ф. в отставку, выдвинутое пятью (не менее 2/3) депутатами Собрания депутатов муниципального образования. Вместе с обращением депутатами был внесен проект решения представительного органа муниципального образования об удалении Главы в отставку (т. 2 л.д. 103-109).

Из распоряжения № 149-к от 15.10.2018 следует, что Комельков Ю.Ф. находился в отпуске с 16.10.2018 по 12.12.2018 за ранее отработанный период (т. 2 л.д.62).

Согласно акту от 06.12.2018 Комельков Ю.Ф. и специалист администрации отказались от регистрации и получения обращения о выдвижении инициативы об удалении главы в отставку с приложением проекта решения представительного орган об удалении главы в отставку. По фактам указанных действий депутат Хунзи А.Г. обратился в ОМВД России по Шурышкарскому району, прокурору Шурышкарского района Ямало-Ненецкого АО (т. 2 л.д. 116-121).

06.12.2018 уведомление с приложением копии обращения депутатов о выдвижении инициативы, проектом решения Собрания депутатов представление прокуратуры от 15.06.2018 № 07-02/1277-18, представление прокуратуры от 23.10.2018 № 07-02/1936-18 было направлено Губернатору Ямало-Ненецкого АО (т. 2 л.д. 147-156).

Письменное требование о созыве внеочередного заседания Собрания депутатов на 19.12.2018 в 15 часов депутатами внесено заместителю Председателя Собрания депутатов 06.12.2018. Местом проведения определено: село Шурышкары ул. Мира д. 4 (т. 2 л.д. 167).

В тот же день заместителем Председателя Собрания депутатов Кондыгиным А.И. назначено внеочередное заседание по предложенной повестке (т.2 л.д. 168).

12.12.2018 в Собрание депутатов поступило мнение высшего должностного лица Губернатора Ямало-Ненецкого АО о поддержке обращения инициативной группы депутатов Собрания депутатов муниципального образования Шурышкарское (т.2 л.д. 166).

В связи с отказом от получения документов 06.12.2018 депутатами подготовлено соответствующее уведомление с приложением тех же, названных выше документов, а также с приложением материалов прокурорских проверок. Документы направлены Комелькову Ю.Ф. почтовым отправлением по месту его жительства и по месту работы, данные отправления были возвращены с пометкой «отказ адресата от получения» (т. 2 л.д.241-242).

13.12.2018 Глава поселения официально вышел из очередного отпуска и в этот день депутаты представили Комелькову Ю.Ф. уведомление о дате, времени и месте проведения внеочередного заседания. От подписи в уведомлении Комельков Ю.Ф. отказался (т. 2 л.д. 183).

18.12.2018 Комельковым Ю.Ф. в Собрание депутатов направлено уведомление с просьбой о переносе внеочередного заседания с 19.12.2018 на другую дату, в связи с невозможностью его явки, необходимости присутствия в судебном заседании по восстановлению на работе Комелькова С.Ю.

Согласно ответу Собрания депутатов от 18.12.2018, в целях обеспечения присутствия Комелькова Ю.Ф. на внеочередном заседании, и его личного участия в заседании, было организовано судно на воздушной подушке Хивус-10 № 521 для доставки его после судебного заседания в с. Шурышкары (т. 2 л.д. 186).

Из копии повестки следовало, что Комельков Ю.Ф. присутствовал в судебном заседании 19.12.2018 с 10 час. до 11 час. (т. 1 л.д. 49).

19.12.2018 в 15 час. состоялось заседание Собрания депутатов, на котором присутствовали 6 депутатов, а также прокурор Воложанин А.В., представитель Губернатора Ямало-Ненецкого АО Попов О.Н., заместитель главы администрации МО Шурышкарский район Асямолов А.Г., заместитель директора департамента внутренней политики Ямало-Ненецкого АО Мартынов А.А.. Председательствующим на собрании определена депутат Кутюмина Т.Г. (т.2 л.д. 191-204).

Решением Собрания депутатов от 19.12.2018 принято решение об удалении в отставку Главы муниципального образования Шурышкарское по основанию, предусмотренному пунктом 4 части 2 статьи 74.1 Федерального закона № 131-ФЗ: несоблюдение ограничений и запретов и неисполнение обязанностей, которые установлены Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ и другими федеральными законами (т. 2 л.д. 206).

Распоряжением временно исполняющего полномочия главы администрации МО Шурышкарское от 19.12.2018 № 161-к досрочно прекращены полномочия главы администрации МО Шурышкарское Комелькова Ю.Ф. с 19.12.2018.

Решение представительного органа муниципального образования от 19.12.2018 № 50 обнародовано: на информационном щите по адресу с. Шурышкары, ул. Молодежная, д.9 - 19.12.2018; размещено на официальном сайте муниципального образования Шурышкарское в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» - 19.12.2018; опубликовано в районной газете «Северная панорама» - 22.12.2018 (т. 2 л.д. 212-229).

Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции исходил из доказательств в административном деле, указывающих на то, что ограничения и запреты, установленные Федеральным законом № 273-ФЗ, Комельковым Ю.Ф. - главой муниципального образования Шурышкарское в период осуществления им своих полномочий не были соблюдены.

Проверенные судебной коллегией материалы административного дела указывают на правильный вывод суда первой инстанции.

Согласно пункту 4 части 2 статьи 74.1 Федерального закона № 131-ФЗ основанием для удаления главы муниципального образования в отставку является несоблюдение ограничений и запретов и неисполнение обязанностей, которые установлены Федеральным законом № 273-ФЗ и другими федеральными законами.

В соответствии со статьями 7, 10, 13.1 ФЗ № 273-ФЗ лицо, замещающее муниципальную должность, в порядке, предусмотренном федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, подлежит увольнению в связи с утратой доверия в случае непринятия лицом мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого оно является.

Исходя из положений, определяющих статус главы муниципального образования, предусмотренных абзацем 17 части 1 статьи 2, статьей 36, частью 5 статьи 40 Федерального закона № 131-ФЗ. Пунктом 6.1 статьи 31 Устава МО Шурышкарское, Комельков Ю.Ф., замещая муниципальную должность главы муниципального образования, был обязан соблюдать ограничения и запреты и исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом № 273- ФЗ и другими федеральными законами.

Конфликт интересов - ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего муниципальную должность, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий) (статья 10 Федерального закона № 273-ФЗ).

Под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, замещающим муниципальную должность, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми это лицо и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.

Таким образом, как лицо, наделенное властными полномочиями, обладающее особым правовым статусом и добровольно приобретая этот статус, глава поселения Комельков Ю.Ф. принимает на себя не только полномочия по решению вопросов местного значения, но и обязанность принимать меры по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является.

26.01.2017 в администрации МО Шурышкарское утверждено штатное расписание, в котором к работникам, не относящимся к муниципальным служащим относились главный бухгалтер, бухгалтер-кассир, уборщик служебных помещений, рабочий, водитель (т. 2 л.д.71-74).

Должностной оклад бухгалтера-кассира в данном штатном расписании составлял - 6 677 рублей (т. 2 л.д.77).

Из заявления бухгалтера-кассира Филипповой Т.Е. от 19.12.2018 следовало, что она дала согласие на внесение изменений в штатное расписание и замене ее должности на должность специалиста, на время ее декретного отпуска.

19.01.2018 Главой администрации внесены изменения в штатное расписание, введена должность специалиста вместо должности бухгалтера-кассира (т. 2 л.д. 83).

Должностной оклад по данной должности составил - 8 500 рублей, то есть в максимальном размере.

22.01.2018 Комельков С.Ю. принят на работу в Администрацию муниципального образования на должность специалиста, не отнесенную к должностям муниципальной службы, на время отсутствия основного работника.

Распоряжение Администрации муниципального образования от 22.01.2018 № 21-к «О приеме на работу», а также трудовой договор с Комельковым С.Ю. от 22.01.2018 № 7 с установлением, в том числе, условий оплаты труда, подписаны главой поселения Комельковым Ю.Ф., являющимся его отцом.

Согласно дополнительному соглашению от 19.07.2018 к трудовому договору с Комельковым С.Ю. ему установлен повышенный размер ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за работу в режиме ненормированного рабочего времени продолжительностью 10 календарных дней (вместо 3-х календарных дней).

Комельков С.Ю. согласно решению Собрания депутатов от 25.09.2018 № 47 «Об утверждении структуры Администрации муниципального образования Шурышкарское» и своей должностной инструкции, непосредственно подчинялся главному специалисту Администрации муниципального образования по вопросам муниципального хозяйства, благоустройства территории поселения - Лытину Д.В.. Однако распоряжения об установления размеров оплаты и условий труда, о предоставлении отпуска, о премировании, подписаны были его отцом Комельковым Ю.Ф..

Данные обстоятельства не могут быть квалифицированы иначе как наличие конфликта интересов, необходимость урегулирования которого возникла у административного истца.

В условиях высокой дотационности бюджета муниципального образования, Глава поселения совершил комплекс целенаправленных действий с использованием своих властных полномочий по созданию такого конфликта, выразившихся в организации трудоустройства своего сына (близкого родственника) в возглавляемый им орган местного самоуправления и создании для сына наиболее благоприятных условий труда в целях получения им выгоды и не предпринял мер по урегулированию конфликта интересов на протяжении длительного времени.

Доводы апелляционной жалобы и доводы стороны истца в суде апелляционной инстанции о нарушении прав и гарантий Комелькова Ю.Ф. Собранием депутатов при отстранении его от должности проверены судебной коллегией и не нашли подтверждения.

Доводы стороны истца о том, что решение Шурышкарского районного суда Ямало-Ненецкого АО от 26.12. 2018, которым разрешён иск Комелькова С.Ю. с признанием приказа об увольнении незаконным и восстановлением его на работе в Администрации муниципального образования Шурышкарское, опровергает вывод Собрания депутатов о наличии конфликта интересов, не основаны на нормах права.

При рассмотрении и разрешении административного дела судом не допущено нарушений, которые согласно статьи 310 КАС РФ являются основаниями для отмены либо изменения решения суда в апелляционном порядке.

Руководствуясь статьями 307-308, 311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия

определила:

решение Шурышкарского районного суда Ямало-Ненецкого АО от 9 января 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Председательствующий      

Судьи: /подписи/

33а-433/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Комельков Юрий Федорович
Комельков Ю.Ф.
Ответчики
Собрание депутатов МО Шурышкарское
Другие
Прокуратура Шурышкарского района
Суд
Суд Ямало-Ненецкого автономного округа
Судья
Домрачев Иван Гарриевич
Дело на сайте суда
oblsud.ynao.sudrf.ru
07.02.2019[Адм.] Судебное заседание
07.02.2019[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.02.2019[Адм.] Передано в экспедицию
31.08.2020Судебное заседание
31.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
31.08.2020Передано в экспедицию
07.02.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее