Решение по делу № 2-584/2015 от 03.08.2015

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«08» сентября 2015 года г.Зарайск

Зарайский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Бондаренко Н.П.,

с участием заявителя Авдоян Г.М.,

представителя заявителя адвоката Шабалкина И.В.,

представителя органа, бездействие которого обжалуется, Администрации города Зарайска по доверенности Муромцевой Е.А.,

при секретаре судебного заседания Шевчук Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-584/2015 по заявлению Авдоян Г.М. к Администрации города Зарайска о признании незаконным бездействия Администрации городского поселения Зарайск, выразившегося в непринятии решения, связанного с признанием аварийным и непригодным для проживания жилого дома, обязании Администрации городского поселения Зарайск в срок один месяц со дня вступления в законную силу решения суда создать межведомственную комиссию и передать ей на рассмотрение вопрос о признании аварийным и непригодным для проживания жилого дома,

У С Т А Н О В И Л:

Авдоян Г.М. обратилась в суд с заявлением к Администрации города Зарайска о признании незаконным её бездействия, выразившегося в непринятии решения, связанного с признанием аварийным и непригодным для проживания жилого дома, расположенного по адресу: (адрес 1); обязании Администрации городского поселения Зарайск в срок один месяц со дня вступления в законную силу решения суда создать межведомственную комиссию и передать ей на рассмотрение вопрос о признании аварийным и непригодным для проживания жилого дома, расположенного по вышеуказанному адресу.

Заявление мотивировано тем, что по договору дарения доли жилого дома от 23.07.2014г. Авдоян Г.М. является собственником --- долей в праве общей долевой собственности на жилой дом, расположенный по адресу: (адрес 1). Фактически жилой дом состоит из 6 жилых квартир, с хозяйственными постройками при доме. Заявитель Авдоян Г.М. со своей семьёй постоянно проживала в данном доме с 2012 года.

Согласно техническому паспорту от 10.12.2011г. указанный жилой дом состоит из 6 жилых квартир, то есть является многоквартирным жилым домом, блочного типа.

Иными собственниками жилого дома, как следует из отметок Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области в свидетельстве о государственной регистрации права от 08.08.2014г. являлись: в --- долях – А.А.Н., в --- долях - А.Ю.Н., в --- долях – Ш.С.Л., в --- долях – Ф. И.С.. Всего названные собственники владеют: --- + --- + --- + --- + --- = --- долями указанного дома.

Как следует из технического паспорта жилого дома, в разделе 3 «Сведения о правообладателях объекта», среди собственников жилого дома также значатся:

- в --- долях – Ф.Л.И. (проживала в квартире № ---),

- --- долях – П.В.П. (умер до 2012 года),

- в --- долях – Б.А.В. (умерла до 2012 года),

- в --- долях – Б.М.В. (умерла до 2012 года),

К моменту вселения в 2012 году заявителя Авдоян Г.М. с семьей в указанный жилой дом сособственники дома П.В.П., Б.А.В., Б.М.В., Б.Т.П. умерли, и их жилые помещения, состоявшие из обособленных квартир – длительное время фактически никем не использовались, стояли опечатанными.

Право собственности на данные жилые помещения в связи со смертью их правообладателей прекратилось, в силу ч.2 ст.17 ГК РФ. В связи с отсутствием у умерших граждан правопреемников данные жилые помещения являются бесхозяйным (выморочным) недвижимым имуществом (ст. ст. 225, 1151 ГК РФ).

Но на учет в целях последующего признания их бесхозяйным имуществом – данные жилые помещения органом местного самоуправления не принимаются. Соответственно не имеют статуса муниципального жилищного фонда, жилищного фонда социального использования (ст.19 ЖК РФ). Поскольку --- долей в праве на жилой дом принадлежат физическим лицам, а остальные --- долей являются бесхозяйными, то вышеуказанный жилой дом сочетал в себе как жилые помещения частного жилищного фонда, так и жилые помещения муниципального жилищного фонда.

27.01.2014г. в доме произошел пожар по причине неисправности электрической проводки. В результате пожара произошло обгорание и частичное обрушение стен и крыши жилого дома, он стал непригодным для проживания. Это подтверждается справкой Отдела надзорной деятельности по Зарайскому району от 29.01.2014г. и постановлением об отказе в возбуждении уголовного дела от 04.02.2014г.

В связи с отсутствием у заявителя и её семьи иного жилого помещения, Администрацией города Зарайска семье Авдоян было предоставлено по найму жилое помещение маневренного фонда – жилая квартира --- в доме --- по улице --- города ---. В договоре найма жилого помещения маневренного фонда от 28.02.2014 г. в качестве нанимателя указан сын заявителя – Х.Р.В., а она указана в качестве члена его семьи.

Постановлением Администрации города Зарайска от 17.04.2014г. сын заявителя Х. В.С., с семьей 5 человек (включая заявителя), были приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

При этом правовой режим сгоревшего жилого дома остался неопределенным. Восстановить сгоревший жилой дом заявительница не имеет финансовой возможности, а также в связи с фактическим отсутствием правообладателей на --- долей жилого дома.

Поэтому они с сыном обратились в Администрацию г.Зарайска с заявлением о признании их сгоревшего жилого дома аварийным и подлежащим сносу, и предоставлении им жилья по договору социального найма.

Письмом от 29.05.2015г. Администрация города Зарайска разъяснила им, что их дом не относится к муниципальному жилищному фонду, а входит в частный сектор, и им надлежит самостоятельно решать вопрос о его сносе, без получения соответствующего решения межведомственной комиссии.

Согласно п.4 ст.15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято постановление от 28.01.2006г. №47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции».

Согласно п.2 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ №47 от 28.01.2006г., действие данного Положения распространяется на жилые помещения независимо от формы собственности. Согласно п.6 Положения многоквартирным домом является совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы на земельный участок, прилегающий к жилому дому. Согласно п.7 Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.

Таким образом, решение вопроса о признании жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции действующее законодательство относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.

При этом правовой механизм создания межведомственной комиссии для решения аналогичных вопросов относительно смешанного (частного и муниципального) жилищного фонда или только частного жилищного фонда – в законодательстве не предусмотрен. На этот правовой пробел указывается и в разделе 1 Обзора судебной практики Президиума ВС РФ от 29.04.2014г. по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Тем самым вопрос о признании сгоревшего дома аварийным и подлежащим сносу подлежал рассмотрению межведомственной комиссией, создаваемой при Администрации города Зарайска. Однако Администрация города Зарайска от создания межведомственной комиссии в связи с подачей заявления и от передачи на рассмотрение межведомственной комиссии вопроса о признании их жилого дома аварийным и подлежащим сносу – уклоняется, то есть бездействует.

Признание сгоревшего дома аварийным и непригодным для проживания препятствует реализации права на включение семьи заявителя в адресную программу Московской области по расселению граждан из аварийного жилья.

Согласно ст.254 ГПК РФ граждане вправе оспорить в суде бездействие органа местного самоуправления.

В судебном заседании заявительница Авдоян Г.М. и её представитель адвокат Шабалкин И.В. заявленные требования поддержали в полном объёме по доводам, изложенным в заявлении, просили его удовлетворить.

Представитель органа, бездействие которого обжалуется, Администрации города Зарайска по доверенности Муромцева Е.А. возражала против удовлетворения заявления.

Возражения мотивированы следующим:

22.05.2015г. Х.В.С. и Авдоян Г.М. обратились в Администрацию города Зарайска с заявлением (вх.№212/х) о признании дома аварийным и подлежащим сносу, в котором просили организовать межведомственную комиссию для разрешения вопроса о признании аварийным и подлежащим сносу жилого дома, расположенного по адресу: (адрес 1), в связи с тем, что жилой дом является многоквартирным.

29.05.2015г. Администрация города Зарайска направила письменный ответ в адрес Х. В.С. и Авдоян Г.М. с отказом в удовлетворении заявления о признании дома аварийным и подлежащим сносу.

Администрация города Зарайска приняла решение об отказе в удовлетворении заявления в связи с тем, что решение данного вопроса не относится к полномочиям органов местного самоуправления. «Городское поселение Зарайск», а также в связи с тем, что собственники частного жилого дома самостоятельно и по своему усмотрению вправе решить вопрос о сносе жилого дома, без получения соответствующего решения межведомственной комиссии.

Статьей 14 ЖК РФ предусмотрен перечень полномочий органов местного самоуправления в области жилищных отношений.

Согласно подпункту 8 пункта 1 данной статьи к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодным для проживания.

Вопросы признания жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции регулируются Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006г. №47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции».

Руководствуясь вышеназванным Постановлением Правительства РФ, руководителем Администрации города Зарайска принято постановление от 22.04.2015г. №199, которым утверждено Положение о межведомственной комиссии Администрации города Зарайска.

Согласно абзацу 3 пункта 2.1. Положения о межведомственной комиссии Администрации города Зарайска к полномочиям Комиссии относится рассмотрение вопросов и принятие решений о признании жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

В законодательстве Российской Федерации не закреплены полномочия органов местного самоуправления городских поселений в части признания аварийным и непригодным для проживания частного жилого дома. Аварийным и подлежащим сносу или реконструкции может быть признан только многоквартирный жилой дом.

Согласно техническому паспорту от 10.02.2011г. жилой дом №--- по улице --- г.--- не относится к многоквартирному жилому дому, а является объектом индивидуального жилищного строительства, он находится в общей долевой собственности граждан. Доля Авдоян Г.М. в праве общей долевой собственности на жилой дом – --- доли. Доли в праве общей долевой собственности на жилой дом сособственниками в натуре не выделены.

С учетом положений ст.ст. 209, 244,246 – 247 ГК РФ сособственники индивидуального жилого дома вправе самостоятельно и по своему усмотрению решить вопрос о сносе жилого дома без получения соответствующего разрешения межведомственной комиссии Администрации города Зарайска.

Пунктом 8 вышеуказанного Постановления Правительства РФ установлено, что орган местного самоуправления вправе принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан и делегировать комиссии полномочия по оценке соответствия этих помещений установленным в настоящем Положении требованиям и по принятию решения о признании этих помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан.

В свою очередь, в пункте 1.4. Положения о межведомственной комиссии Администрации города Зарайска, закреплено, что Администрация города Зарайска вправе принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на территории городского поселения Зарайск, пригодными (непригодными) для проживания граждан и делегировать комиссии полномочия по оценке соответствия этих помещений установленным в Постановлении Правительства РФ от 28.01.2006г. №47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» требованиям и по принятию решения о признании этих помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан.

Следовательно, решение вопроса о признании частных жилых помещений, находящихся на территории городского поселения Зарайск, пригодными (непригодными) для проживания является правом органа местного самоуправления, а не его обязанностью.

Отказ в удовлетворении заявления Х.В.С., Авдоян Г.М. о проведении межведомственной комиссии для решения вопроса о признании аварийным и подлежащим сносу частного жилого дома, расположенного по адресу: (адрес 1), не противоречит действующему законодательству, не нарушает права и законные интересы заявителя и не является бездействием.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.14 ЖК РФ, ст.209 ГК РФ, разъяснениями Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 10.02.2009г. №2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействий) органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», представитель Администрации города Зарайска Муромцева Е.А. просит отказать Авдоян Г.М. в удовлетворении заявленных требований в полном объёме.

Суд, выслушав участников процесса, их представителей, тщательно исследовав и оценив в совокупности все представленные доказательства по делу, оснований для удовлетворения заявления Авдоян Г.М. не находит по следующим основаниям:

Судом установлено, что по договору дарения доли жилого дома от 23.07.2014г. Х.В.С. подарил своей матери Авдоян Г.М.--- доли жилого дома, расположенного по адресу: (адрес 1)(л.д.9).

Авдоян Г.М. зарегистрировала свое право собственности на --- доли жилого дома в ЕГПР, о чем получила свидетельство о государственной регистрации права от 08.08.2014г. ---- № ----- (л.д.10).

Согласно названному документу: объектом права является 1 - этажный жилой дом, назначение – жилое, общей площадью --- кв.м., инвентарный номер №---, лит. ----------------, по адресу: (адрес 1) (л.д.10).

По сообщению заявителя у дома было 9 сособственников, включая её. Доли сособственников в натуре не выделены. Юридически дом не разделен на части (части жилого дома, жилые помещения, комнаты, квартиры).

Статус данного дома, как многоквартирного, не может быть подтвержден техническим паспортом от 10.02.2011г., поскольку на стр.4 данного технического документа указано, что в состав объекта входят жилые помещения, нежилая пристройка, служебные строения.

В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что жилой дом по адресу: (адрес 1), является многоквартирным.

Из справки от 29.01.2014г. №3/2-10-10-20 врио начальника Отдела надзорной деятельности ГУ МЧС России по Московской области по Зарайскому району Д.В. Ш. следует, что в вышеназванном доме 27 января 2014 года произошел пожар.

Таким образом, получая в дар от сына --- доли в жилом доме по адресу: (адрес 1), заявительница была осведомлена о том, что этот жилой дом подвергся пожару.

Как указано в иске, Авдоян Г.М. со своей семьёй постоянно проживала в данном доме с 2012 года; в связи с пожаром семье сына заявительницы Х.В.С., куда она вошла как член его семьи, было предоставлено по договору найма жилое помещение маневренного фонда по адресу: (адрес 2), жилой площадью --- кв.м., сроком на пять лет. Заявительница зарегистрировалась и проживает в указанной квартире.

22.05.2015г. Х.В.С. и Авдоян Г.М. обратились в Администрацию города Зарайска с письменным заявлением, в котором, обосновав, что проведение восстановительных работ дома технически невозможно и экономически нецелесообразно, указав, что остальные сособственники жилого дома и его жильцы не высказали желания восстановить дом, так как им это безразлично, просили организовать межведомственную комиссию для разрешения вопроса о признании аварийным и подлежащим сносу жилого дома, расположенного по адресу: (адрес 1).

Судом установлено, что никто из других совладельцев жилого дома по указанному адресу не заявил о своем желании поставить перед межведомственной комиссией вопрос о

признании его аварийным и подлежащим сносу, либо жилого помещения непригодным для проживания.

29.05.2015г. заявителям Администрацией города Зарайска был дан ответ с разъяснениями п.8 ч.1 ст.14 ЖК РФ, ст.ст. 209-210 ГК РФ, а также с пояснением, что собственники частного дома самостоятельно и по своему усмотрению вправе решить вопрос о сносе жилого дома частного сектора, без получения соответствующего разрешения межведомственной комиссии.

Согласно нормам Постановления Правительства РФ от 28.01.2006г. №47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» и самому Положению, только вопрос о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции может быть поставлен перед межведомственной комиссией органа местного самоуправления.

Поскольку жилой дом по адресу: (адрес 1), не является многоквартирным, а заявителем вопрос о признании жилого помещения (жилого дома) непригодным для проживания перед Администрацией города Зарайска не ставился, то не имеется у суда оснований считать, что своим ответом от 29.05.2015г. №791-исх. Администрация города Зарайска нарушила права и законные интересы заявительницы.

Согласно п.6 Положения, многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме. Многоквартирный дом содержит в себе элементы общего имущества собственников помещений в таком доме в соответствии с жилищным законодательством.

В силу п.45 Положения, для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) помещения для проживания и признания многоквартирного дома аварийным заявитель представляет в комиссию по месту нахождения жилого помещения следующие документы: заявление о признании помещения жилым помещением или жилого помещения непригодным для проживания и (или) многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции; копии правоустанавливающих документов на жилое помещение, право на которое не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним; в отношении нежилого помещения для признания его в дальнейшем жилым помещением - проект реконструкции нежилого помещения; заключение специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома, - в случае постановки вопроса о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции; заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения - в случае, если в соответствии с абзацем третьим пункта 44 Положения предоставление такого заключения является необходимым для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям; заявления, письма, жалобы граждан на неудовлетворительные условия проживания - по усмотрению заявителя.

Пунктом 8 вышеуказанного Постановления Правительства РФ установлено, что орган местного самоуправления вправе принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан и делегировать комиссии полномочия по оценке соответствия этих помещений установленным в настоящем Положении требованиям и по принятию решения о признании этих помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан.

В пункте 1.4. Положения о межведомственной комиссии Администрации города Зарайска, закреплено, что Администрация города Зарайска вправе принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на территории городского поселения Зарайск, пригодными (непригодными) для проживания граждан и делегировать комиссии полномочия по оценке соответствия этих помещений установленным в Постановлении Правительства РФ от 28.01.2006г. №47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» требованиям и по принятию решения о признании этих помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан.

Как видно из обращения в администрацию, Авдоян Г.М. и Х.В.С. кроме своего заявления о признании дома аварийным и подлежащим сносу, других необходимых документов, например, заключение специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома, не представляли. При таких обстоятельствах, у администрации обязанности по созыву межведомственной комиссии и по передаче ей документов заявителей для проведения обследования и оценки соответствия жилого дома установленным требованиям, не возникли.

При конкретных обстоятельствах дела, суд не может считать бездействием ответ администрации от 29.05.2015г. №791-исх., с разъяснениями о праве сособственников частного жилого дома самостоятельно и по своему усмотрению решить вопрос о сносе этого дома.

С учетом изложенного, на основании ст. ст. 194 – 199, 254, 257- 258 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении требований Авдоян Г.М. к Администрации города Зарайска о признании незаконным бездействия Администрации городского поселения Зарайск, выразившегося в непринятии решения, связанного с признанием аварийным и непригодным для проживания жилого дома, расположенного по адресу: (адрес 1), обязании Администрации городского поселения Зарайск в срок один месяц со дня вступления в законную силу решения суда создать межведомственную комиссию и передать ей на рассмотрение вопрос о признании аварийным и непригодным для проживания жилого дома, расположенного по адресу: (адрес 1), - отказать.

Настоящее решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Московского областного суда в апелляционном порядке в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Мотивированное решение судом принято 18 сентября 2015 года.

Судья Н.П. Бондаренко

2-584/2015

Категория:
Гражданские
Истцы
Авдоян Г.М.
Другие
Администрация Городского поселения Зарайск
Суд
Зарайский городской суд Московской области
Дело на сайте суда
zaraisk.mo.sudrf.ru
03.08.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
03.08.2015Передача материалов судье
04.08.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
04.08.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.08.2015Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
24.08.2015Предварительное судебное заседание
08.09.2015Судебное заседание
18.09.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.10.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.12.2015Дело оформлено
02.02.2016Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее