Решение по делу № 2а-752/2021 от 02.11.2021

УИД: 16RS0017-01-2021-003291-63

дело №2а-752/2021

учет № 201а

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

2 РЅРѕСЏР±СЂСЏ 2021 Рі. РіРѕСЂ. РљСѓРєРјРѕСЂ

Кукморский районный суд Республики Татарстан в составе

председательствующего судьи Хузиной Э.Х.,

при секретаре Грачевой А.Ф.,

с участием прокурора Гайнутдиновой А.Р.,

представителя административного истца - инспектора ПДН ОУУП и ПДН ОМВД России по Кукморскому району ФИО3.,

педагога ФИО4,

психолога ФИО5,

представителя органа опеки и попечительства Кукморского исполнительного комитета Кукморского муниципального района Республики Татарстан ФИО6,

административного ответчика Сафаровой И.Г.,

несовершеннолетнего ФИО1,

адвоката Фатыхова А.Р., представившего удостоверение №2662 и ордер №277404,

заинтересованного лица – Сафарова Р.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда административное дело по административному исковому заявлению Отдела МВД России по Кукморскому району о помещении несовершеннолетнего ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в Центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей МВД по Республике Татарстан,

УСТАНОВИЛ:

Отдел МВД России по Кукморскому району обратился в суд с административным исковым заявлением к законному представителю несовершеннолетнего ФИО1 – Сафарова И.Г. о помещении ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в Центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей МВД по Республике Татарстан на срок до 30 суток.

В обоснование требований указано, что ДД.ММ.ГГГГ в отдел МВД России по Кукморскому району поступил материал проверки по заявлению ФИО7, который просил привлечь к уголовной ответственности несовершеннолетнего ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. ФИО1 ДД.ММ.ГГГГг. в период времени с 13 часов по 14 часов, находясь на детской площадке, расположенной по адресу: <адрес>, из самодельной рогатки выстрелил камнем в левый глаз его сыну – ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО3 иск поддержала.

В судебном заседании административный ответчик Сафарова И.Г. административный иск не признала.

В судебном заседании несовершеннолетний ФИО1 иск не признал.

В судебном заседании адвокат Фатыхов А.Р. возражал против удовлетворения административного иска.

В судебном заседании заинтересованное лицо - отец несовершеннолетнего ФИО1 Сафаров Р.Р. требования полагал необоснованными.

В судебном заседании представитель КДН и ЗН Кукморского муниципального района ФИО9 полагала требования обоснованными.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица – отдела образования исполнительного комитета Кукморского муниципального района Республики Татарстан ФИО8 не возражала против удовлетворения требований.

Суд, выслушав участников судебного процесса, представителя органа опеки и попечительства Кукморского исполнительного комитета Кукморского муниципального района Республики Татарстан, не возражавшей против удовлетворения требований, заключение прокурора, полагавшего административный иск не обоснованным, и не подлежим удовлетворению, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Дела о помещении несовершеннолетних, не подлежащих уголовной ответственности, в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа, о помещении несовершеннолетних в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел, подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном КАС РФ, поскольку именно такой порядок рассмотрения и разрешения данной категории дел позволит осуществить обязательный судебный контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам, что согласуется с позицией, изложенной в п. 34 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2018), утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 28.03.2018.

Правовое регулирование отношений, возникающих в связи с деятельностью по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (далее Федеральный закон).

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона основными задачами деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних являются: предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому; обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних; социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении; выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий.

В силу ст. 31.1 Федерального закона материалы о помещении несовершеннолетних в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел должны содержать: достаточные данные, подтверждающие совершение общественно - опасного деяния несовершеннолетним, не достигшим возраста, с которого наступает уголовная ответственность за эти деяния, или правонарушения, влекущего административную ответственность, либо факт самовольного ухода из специального учебно-воспитательного учреждения закрытого типа; указание на цели и мотивы помещения несовершеннолетнего в центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органа внутренних дел; данные, свидетельствующие о необходимости обеспечения защиты жизни или сохранения здоровья несовершеннолетнего либо предупреждения совершения им повторного общественно опасного деяния.

Подпунктом 4 пункта 2 статьи 22 Федерального закона установлено, что в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел могут быть помещены несовершеннолетние: совершившие общественно опасное деяние до достижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность за это деяние, в случаях, если необходимо обеспечить защиту жизни или здоровья несовершеннолетних или предупредить совершение ими повторного общественно опасного деяния, а также в случаях, если их личность не установлена, либо если они не имеют места жительства, места пребывания или не проживают на территории субъекта Российской Федерации, где ими было совершено общественно опасное деяние, либо если они проживают на территории субъекта Российской Федерации, где ими было совершено общественно опасное деяние, однако вследствие удаленности места их проживания не могут быть переданы родителям или иным законным представителям в течение срока, предусмотренного подпунктом 1 пункта 2 статьи 21 настоящего Федерального закона.

Согласно постановлению об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении несовершеннолетнего ФИО1от ДД.ММ.ГГГГ по признаку преступления, предусмотренного пунктом «в» части 2 статьи 115 УК РФ, ДД.ММ.ГГГГ несовершеннолетний ФИО1, находясь на детской площадке, расположенной возле дома № по <адрес>, во время игры с самодельной рогаткой, попал камнем в левый глаз несовершеннолетнего ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, причинив тем самым последнему легкий вред здоровью в виде <данные изъяты>.

В возбуждении уголовного дела по пункту «в» части 2 статьи 115 УК РФ отказано в связи с не достижением ФИО1 возраста, с которого наступает уголовная ответственность.

Согласно заключению эксперта № от ДД.ММ.ГГГГ, у ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, согласно записям представленного медицинского документа, установлены следующие повреждения: <данные изъяты> Данные повреждения согласно п. 8.1 приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ №194 от 24.04.2008 Об утверждении медицинских критериев определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека» расцениваются как повреждения, причинившие легкий вред здоровью, так как влекут за собой кратковременное расстройство здоровья сроком менее 21 дня. Данные повреждения могли образоваться при обстоятельствах, указанных в постановлении.

Обращаясь в суд с административным исковым заявлением и поддерживая в судебном заседании заявленные требования, представитель административного истца ФИО3., просила поместить несовершеннолетнего ФИО1 в Центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей МВД по Республике Татарстан в целях защиты его жизни и здоровья, а также предупреждения совершения им повторного общественно опасного деяния. Данные основания для помещения ребенка в Центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей также были поддержаны и представителем КДН и ЗН Кукморского муниципального района ФИО9

Административный истец не обосновал, что помещение несовершеннолетнего в центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей объективно необходимо для обеспечения защиты жизни или здоровья несовершеннолетнего.

Деятельность центров временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей, являющихся структурными подразделения территориальных органов внутренних дел, регулируется Приказом Министерства внутренних дел России № от ДД.ММ.ГГГГ

Согласно данному Приказу в названных центрах предусмотрен дисциплинарный режим, личный осмотр несовершеннолетних, изъятие у них личных вещей, которые в установленном порядке сдаются ответственному за их хранение должностному лицу центра и хранятся до истечения срока содержания несовершеннолетних.

В постановлении Европейского Суда по правам человека от 23 марта 2016 г. по жалобе № 47152/06 «Блохин против России» Европейский Суд заключил, что помещение ребенка в центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей равнозначно лишению его свободы. Любая мера лишения свободы ребенка должна применяться при самых крайних случаях и на кратчайший период времени.

В данном случае необходимость и правовые основания для помещения несовершеннолетнего ФИО1 в центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей не подтверждены.

Подпунктом 2 пункта 3 статьи 22 Федерального закона предусмотрено, что основаниями помещения несовершеннолетних в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел являются, в том числе постановление судьи - в отношении несовершеннолетних, указанных в подпунктах 2 - 6 пункта 2 настоящей статьи.

Несовершеннолетние, указанные в пункте 2 настоящей статьи, могут находиться в центре временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органа внутренних дел в течение времени, минимально необходимого для их устройства, но не более 30 суток (пункт 6).

Суд учитывает, что в центр временного содержания могут быть помещены несовершеннолетние, перечисленные в пункте 2 статьи 22 Федерального закона. Однако вопрос о помещении в Центр несовершеннолетних, перечисленных в подпунктах 4 - 6, правомерно ставить лишь в том случае, если несовершеннолетний не только совершил общественно опасное деяние, но также имеются обстоятельства, указанные в статье 22 применительно к каждой из перечисленных категорий несовершеннолетних. Один лишь факт совершения общественно опасного деяния не может служить основанием для их помещения в центр временного содержания.

Таким образом, несовершеннолетние, совершившие общественно опасные деяния, могут быть помещены в центр временного содержания в следующих случаях: если необходимо обеспечить их защиту жизни или здоровья; предупредить совершение ими повторных общественно опасных деяний; если их личность не установлена либо у них нет места жительства, места проживания; они не проживают на территории субъекта Федерации, где ими было совершено общественно опасное деяние, либо они проживают на территории субъекта Федерации, где было совершено общественно опасное деяние, но в силу удаленности их места жительства не могут быть переданы родителям в течение трех часов.

Следует учитывать, что перечень указанных оснований для помещения в центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей является исчерпывающим и расширенному толкованию не подлежит.

В судебном заседании установлено, что несовершеннолетний ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обучается в МБОУ «<данные изъяты>», проживает в полной семье по адресу: <адрес>.

Из характеристик по месту обучения в школе и МБУ ДО «<данные изъяты>» Кукморского муниципального района Республики Татарстан ФИО1 характеризуется положительно, на учете врачей нарколога и психиатра не состоит, занимается в <данные изъяты>» Кукморского муниципального района Республики Татарстан, руководителем кружка которого является ФИО10

В судебном заседании свидетель ФИО10 положительно характеризовал несовершеннолетнего ФИО1 как прилежного ребенка и имеющего определенные достижения, которые поощрены наградами и дипломами за творчество.

В судебном заседании педагог несовершеннолетнего ФИО1 - ФИО4 также характеризовала ребенка положительно.

Как усматривается из характеристики соседей семьи Сафаровых, граждане положительно характеризуют родителей несовершеннолетнего ФИО1 и самого ребенка.

Из письменного обращения родителей несовершеннолетнего ФИО2, адресованного суду, усматривается, что они просят сурово не наказывать ФИО1

Учитывая вышеизложенное, представленные суду административным истцом доказательства не подтверждают наличий оснований для помещения несовершеннолетнего ребенка в Центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей. Доказательств того, что ФИО1 имеет устойчивое стремление к совершению противоправных деяний, состоит на профилактическом учете, требует постоянного контроля как со стороны родителей так и со стороны психологов и педагогов, нуждается в комплексной психологической работе, а также корректировке его поведения и защите его жизни, здоровья в Центре временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей, суду не предоставлены.

Принимая во внимание вышеизложенное, а именно, характеризующие данные о личности несовершеннолетнего ФИО1 и его семьи, его возраст, факт совершения им общественно опасного деяния впервые, а также учитывая, что несовершеннолетний ФИО1 воспитывается отцом и матерью, сведений о привлечении которых к административной ответственности не имеется, отсутствуют и сведения о совершении ФИО1 правонарушений ранее, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных административных исковых требований. Сам по себе факт совершения общественно опасного деяния не является достаточным основанием для направления несовершеннолетнего в ЦВСНП МВД по РТ.

Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, статьями 22, 31.1 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления Отдела МВД России по Кукморскому району о помещении несовершеннолетнего ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в Центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей МВД по Республике Татарстан, отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан через районный суд в течение десяти дней.

Председательствующий

Мотивированное решение в окончательной форме составлено 02.11.2021

Председательствующий

2а-752/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Другие
Прокуратура Кукморского района РТ
Иванова И.В.
Ямалов Т.М.
Сафаров Р.Р.
ОМВД России по Кукморскому району
Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав по Кукморскому району
Яруллина Г.Р.
Сафарова И.Г.
Мухаметзянова Г.А.
Отдел опеки и попечительства Исполнительного комитета Кукморского муниципального района РТ
Суд
Кукморский районный суд Республики Татарстан
Судья
Хузина Э. Х.
Дело на сайте суда
kukmorsky.tat.sudrf.ru
02.11.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее