РЈРР”: 16RS0017-01-2021-003291-63
дело №2а-752/2021
учет № 201а
РЕШЕНРР•
РМЕНЕМ Р РћРЎРЎРЙСКОЙ ФЕДЕРАЦРР
2 РЅРѕСЏР±СЂСЏ 2021 Рі. РіРѕСЂ. РљСѓРєРјРѕСЂ
Кукморский районный суд Республики Татарстан в составе
председательствующего СЃСѓРґСЊРё РҐСѓР·РёРЅРѕР№ Р.РҐ.,
при секретаре Грачевой А.Ф.,
с участием прокурора Гайнутдиновой А.Р.,
представителя административного истца - инспектора ПДН РћРЈРЈРџ Рё ПДН РћРњР’Р” Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ РљСѓРєРјРѕСЂСЃРєРѕРјСѓ району Р¤РРћ3.,
педагога Р¤РРћ4,
психолога Р¤РРћ5,
представителя органа опеки Рё попечительства РљСѓРєРјРѕСЂСЃРєРѕРіРѕ исполнительного комитета РљСѓРєРјРѕСЂСЃРєРѕРіРѕ муниципального района Республики Татарстан Р¤РРћ6,
административного ответчика Сафаровой Р.Р“.,
несовершеннолетнего Р¤РРћ1,
адвоката Фатыхова А.Р., представившего удостоверение №2662 и ордер №277404,
заинтересованного лица – Сафарова Р.Р.,
рассмотрев РІ открытом судебном заседании РІ зале СЃСѓРґР° административное дело РїРѕ административному РёСЃРєРѕРІРѕРјСѓ заявлению Отдела РњР’Р” Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ РљСѓРєРјРѕСЂСЃРєРѕРјСѓ району Рѕ помещении несовершеннолетнего Р¤РРћ1, ДД.РњРњ.ГГГГ РіРѕРґР° рождения, РІ Центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей РњР’Р” РїРѕ Республике Татарстан,
РЈРЎРўРђРќРћР’РР›:
Отдел РњР’Р” Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ РљСѓРєРјРѕСЂСЃРєРѕРјСѓ району обратился РІ СЃСѓРґ СЃ административным исковым заявлением Рє законному представителю несовершеннолетнего Р¤РРћ1 – Сафарова Р.Р“. Рѕ помещении Р¤РРћ1, ДД.РњРњ.ГГГГ РіРѕРґР° рождения, РІ Центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей РњР’Р” РїРѕ Республике Татарстан РЅР° СЃСЂРѕРє РґРѕ 30 суток.
Р’ обоснование требований указано, что ДД.РњРњ.ГГГГ РІ отдел РњР’Р” Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ РљСѓРєРјРѕСЂСЃРєРѕРјСѓ району поступил материал проверки РїРѕ заявлению Р¤РРћ7, который РїСЂРѕСЃРёР» привлечь Рє уголовной ответственности несовершеннолетнего Р¤РРћ1, ДД.РњРњ.ГГГГ РіРѕРґР° рождения. Р¤РРћ1 ДД.РњРњ.ГГГГг. РІ период времени СЃ 13 часов РїРѕ 14 часов, находясь РЅР° детской площадке, расположенной РїРѕ адресу: <адрес>, РёР· самодельной рогатки выстрелил камнем РІ левый глаз его сыну – Р¤РРћ2, ДД.РњРњ.ГГГГ РіРѕРґР° рождения.
Р’ судебном заседании представитель административного истца Р¤РРћ3 РёСЃРє поддержала.
Р’ судебном заседании административный ответчик Сафарова Р.Р“. административный РёСЃРє РЅРµ признала.
Р’ судебном заседании несовершеннолетний Р¤РРћ1 РёСЃРє РЅРµ признал.
В судебном заседании адвокат Фатыхов А.Р. возражал против удовлетворения административного иска.
Р’ судебном заседании заинтересованное лицо - отец несовершеннолетнего Р¤РРћ1 Сафаров Р .Р . требования полагал необоснованными.
Р’ судебном заседании представитель КДН Рё Р—Рќ РљСѓРєРјРѕСЂСЃРєРѕРіРѕ муниципального района Р¤РРћ9 полагала требования обоснованными.
Р’ судебном заседании представитель заинтересованного лица – отдела образования исполнительного комитета РљСѓРєРјРѕСЂСЃРєРѕРіРѕ муниципального района Республики Татарстан Р¤РРћ8 РЅРµ возражала против удовлетворения требований.
Суд, выслушав участников судебного процесса, представителя органа опеки и попечительства Кукморского исполнительного комитета Кукморского муниципального района Республики Татарстан, не возражавшей против удовлетворения требований, заключение прокурора, полагавшего административный иск не обоснованным, и не подлежим удовлетворению, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Дела о помещении несовершеннолетних, не подлежащих уголовной ответственности, в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа, о помещении несовершеннолетних в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел, подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном КАС РФ, поскольку именно такой порядок рассмотрения и разрешения данной категории дел позволит осуществить обязательный судебный контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам, что согласуется с позицией, изложенной в п. 34 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2018), утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 28.03.2018.
Правовое регулирование отношений, возникающих в связи с деятельностью по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (далее Федеральный закон).
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона основными задачами деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних являются: предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому; обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних; социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении; выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий.
В силу ст. 31.1 Федерального закона материалы о помещении несовершеннолетних в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел должны содержать: достаточные данные, подтверждающие совершение общественно - опасного деяния несовершеннолетним, не достигшим возраста, с которого наступает уголовная ответственность за эти деяния, или правонарушения, влекущего административную ответственность, либо факт самовольного ухода из специального учебно-воспитательного учреждения закрытого типа; указание на цели и мотивы помещения несовершеннолетнего в центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органа внутренних дел; данные, свидетельствующие о необходимости обеспечения защиты жизни или сохранения здоровья несовершеннолетнего либо предупреждения совершения им повторного общественно опасного деяния.
Подпунктом 4 пункта 2 статьи 22 Федерального закона установлено, что в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел могут быть помещены несовершеннолетние: совершившие общественно опасное деяние до достижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность за это деяние, в случаях, если необходимо обеспечить защиту жизни или здоровья несовершеннолетних или предупредить совершение ими повторного общественно опасного деяния, а также в случаях, если их личность не установлена, либо если они не имеют места жительства, места пребывания или не проживают на территории субъекта Российской Федерации, где ими было совершено общественно опасное деяние, либо если они проживают на территории субъекта Российской Федерации, где ими было совершено общественно опасное деяние, однако вследствие удаленности места их проживания не могут быть переданы родителям или иным законным представителям в течение срока, предусмотренного подпунктом 1 пункта 2 статьи 21 настоящего Федерального закона.
Согласно постановлению РѕР± отказе РІ возбуждении уголовного дела РІ отношении несовершеннолетнего Р¤РРћ1РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ РїРѕ признаку преступления, предусмотренного пунктом «в» части 2 статьи 115 РЈРљ Р Р¤, ДД.РњРњ.ГГГГ несовершеннолетний Р¤РРћ1, находясь РЅР° детской площадке, расположенной возле РґРѕРјР° в„– РїРѕ <адрес>, РІРѕ время РёРіСЂС‹ СЃ самодельной рогаткой, попал камнем РІ левый глаз несовершеннолетнего Р¤РРћ2, ДД.РњРњ.ГГГГ РіРѕРґР° рождения, причинив тем самым последнему легкий вред Р·РґРѕСЂРѕРІСЊСЋ РІ РІРёРґРµ <данные изъяты>.
Р’ возбуждении уголовного дела РїРѕ пункту «в» части 2 статьи 115 РЈРљ Р Р¤ отказано РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ РЅРµ достижением Р¤РРћ1 возраста, СЃ которого наступает уголовная ответственность.
Согласно заключению эксперта в„– РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ, Сѓ Р¤РРћ2, ДД.РњРњ.ГГГГ РіРѕРґР° рождения, согласно записям представленного медицинского документа, установлены следующие повреждения: <данные изъяты> Данные повреждения согласно Рї. 8.1 приказа Министерства здравоохранения Рё социального развития Р Р¤ в„–194 РѕС‚ 24.04.2008 РћР± утверждении медицинских критериев определения степени тяжести вреда, причиненного Р·РґРѕСЂРѕРІСЊСЋ человека» расцениваются как повреждения, причинившие легкий вред Р·РґРѕСЂРѕРІСЊСЋ, так как влекут Р·Р° СЃРѕР±РѕР№ кратковременное расстройство Р·РґРѕСЂРѕРІСЊСЏ СЃСЂРѕРєРѕРј менее 21 РґРЅСЏ. Данные повреждения могли образоваться РїСЂРё обстоятельствах, указанных РІ постановлении.
Обращаясь РІ СЃСѓРґ СЃ административным исковым заявлением Рё поддерживая РІ судебном заседании заявленные требования, представитель административного истца Р¤РРћ3., просила поместить несовершеннолетнего Р¤РРћ1 РІ Центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей РњР’Р” РїРѕ Республике Татарстан РІ целях защиты его Р¶РёР·РЅРё Рё Р·РґРѕСЂРѕРІСЊСЏ, Р° также предупреждения совершения РёРј повторного общественно опасного деяния. Данные основания для помещения ребенка РІ Центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей также были поддержаны Рё представителем КДН Рё Р—Рќ РљСѓРєРјРѕСЂСЃРєРѕРіРѕ муниципального района Р¤РРћ9
Административный истец не обосновал, что помещение несовершеннолетнего в центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей объективно необходимо для обеспечения защиты жизни или здоровья несовершеннолетнего.
Деятельность центров временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей, являющихся структурными подразделения территориальных органов внутренних дел, регулируется Приказом Министерства внутренних дел России № от ДД.ММ.ГГГГ
Согласно данному Приказу в названных центрах предусмотрен дисциплинарный режим, личный осмотр несовершеннолетних, изъятие у них личных вещей, которые в установленном порядке сдаются ответственному за их хранение должностному лицу центра и хранятся до истечения срока содержания несовершеннолетних.
В постановлении Европейского Суда по правам человека от 23 марта 2016 г. по жалобе № 47152/06 «Блохин против России» Европейский Суд заключил, что помещение ребенка в центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей равнозначно лишению его свободы. Любая мера лишения свободы ребенка должна применяться при самых крайних случаях и на кратчайший период времени.
Р’ данном случае необходимость Рё правовые основания для помещения несовершеннолетнего Р¤РРћ1 РІ центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей РЅРµ подтверждены.
Подпунктом 2 пункта 3 статьи 22 Федерального закона предусмотрено, что основаниями помещения несовершеннолетних в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел являются, в том числе постановление судьи - в отношении несовершеннолетних, указанных в подпунктах 2 - 6 пункта 2 настоящей статьи.
Несовершеннолетние, указанные в пункте 2 настоящей статьи, могут находиться в центре временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органа внутренних дел в течение времени, минимально необходимого для их устройства, но не более 30 суток (пункт 6).
Суд учитывает, что в центр временного содержания могут быть помещены несовершеннолетние, перечисленные в пункте 2 статьи 22 Федерального закона. Однако вопрос о помещении в Центр несовершеннолетних, перечисленных в подпунктах 4 - 6, правомерно ставить лишь в том случае, если несовершеннолетний не только совершил общественно опасное деяние, но также имеются обстоятельства, указанные в статье 22 применительно к каждой из перечисленных категорий несовершеннолетних. Один лишь факт совершения общественно опасного деяния не может служить основанием для их помещения в центр временного содержания.
Таким образом, несовершеннолетние, совершившие общественно опасные деяния, могут быть помещены в центр временного содержания в следующих случаях: если необходимо обеспечить их защиту жизни или здоровья; предупредить совершение ими повторных общественно опасных деяний; если их личность не установлена либо у них нет места жительства, места проживания; они не проживают на территории субъекта Федерации, где ими было совершено общественно опасное деяние, либо они проживают на территории субъекта Федерации, где было совершено общественно опасное деяние, но в силу удаленности их места жительства не могут быть переданы родителям в течение трех часов.
Следует учитывать, что перечень указанных оснований для помещения в центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей является исчерпывающим и расширенному толкованию не подлежит.
Р’ судебном заседании установлено, что несовершеннолетний Р¤РРћ1, ДД.РњРњ.ГГГГ РіРѕРґР° рождения, обучается РІ МБОУ В«<данные изъяты>В», проживает РІ полной семье РїРѕ адресу: <адрес>.
РР· характеристик РїРѕ месту обучения РІ школе Рё МБУ ДО В«<данные изъяты>В» РљСѓРєРјРѕСЂСЃРєРѕРіРѕ муниципального района Республики Татарстан Р¤РРћ1 характеризуется положительно, РЅР° учете врачей нарколога Рё психиатра РЅРµ состоит, занимается РІ <данные изъяты>В» РљСѓРєРјРѕСЂСЃРєРѕРіРѕ муниципального района Республики Татарстан, руководителем РєСЂСѓР¶РєР° которого является Р¤РРћ10
Р’ судебном заседании свидетель Р¤РРћ10 положительно характеризовал несовершеннолетнего Р¤РРћ1 как прилежного ребенка Рё имеющего определенные достижения, которые поощрены наградами Рё дипломами Р·Р° творчество.
Р’ судебном заседании педагог несовершеннолетнего Р¤РРћ1 - Р¤РРћ4 также характеризовала ребенка положительно.
Как усматривается РёР· характеристики соседей семьи Сафаровых, граждане положительно характеризуют родителей несовершеннолетнего Р¤РРћ1 Рё самого ребенка.
РР· письменного обращения родителей несовершеннолетнего Р¤РРћ2, адресованного СЃСѓРґСѓ, усматривается, что РѕРЅРё РїСЂРѕСЃСЏС‚ СЃСѓСЂРѕРІРѕ РЅРµ наказывать Р¤РРћ1
Учитывая вышеизложенное, представленные СЃСѓРґСѓ административным истцом доказательства РЅРµ подтверждают наличий оснований для помещения несовершеннолетнего ребенка РІ Центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей. Доказательств того, что Р¤РРћ1 имеет устойчивое стремление Рє совершению противоправных деяний, состоит РЅР° профилактическом учете, требует постоянного контроля как СЃРѕ стороны родителей так Рё СЃРѕ стороны психологов Рё педагогов, нуждается РІ комплексной психологической работе, Р° также корректировке его поведения Рё защите его Р¶РёР·РЅРё, Р·РґРѕСЂРѕРІСЊСЏ РІ Центре временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей, СЃСѓРґСѓ РЅРµ предоставлены.
Принимая РІРѕ внимание вышеизложенное, Р° именно, характеризующие данные Рѕ личности несовершеннолетнего Р¤РРћ1 Рё его семьи, его возраст, факт совершения РёРј общественно опасного деяния впервые, Р° также учитывая, что несовершеннолетний Р¤РРћ1 воспитывается отцом Рё матерью, сведений Рѕ привлечении которых Рє административной ответственности РЅРµ имеется, отсутствуют Рё сведения Рѕ совершении Р¤РРћ1 правонарушений ранее, СЃСѓРґ РїСЂРёС…РѕРґРёС‚ Рє выводу РѕР± отказе РІ удовлетворении заявленных административных исковых требований. Сам РїРѕ себе факт совершения общественно опасного деяния РЅРµ является достаточным основанием для направления несовершеннолетнего РІ ЦВСНП РњР’Р” РїРѕ Р Рў.
Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, статьями 22, 31.1 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» суд
РЕШРР›:
Р’ удовлетворении административного РёСЃРєРѕРІРѕРіРѕ заявления Отдела РњР’Р” Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ РљСѓРєРјРѕСЂСЃРєРѕРјСѓ району Рѕ помещении несовершеннолетнего Р¤РРћ1, ДД.РњРњ.ГГГГ РіРѕРґР° рождения, РІ Центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей РњР’Р” РїРѕ Республике Татарстан, отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан через районный суд в течение десяти дней.
Председательствующий
Мотивированное решение в окончательной форме составлено 02.11.2021
Председательствующий