УИД: 78RS0020-01-2019-005507-16
Дело № 2-1398/2020г. Санкт-Петербург | 14 декабря 2020 года | |
РЕШЕНИЕ | ||
Именем Российской Федерации | ||
Пушкинский районный суд Санкт-Петербурга в составе: | ||
Председательствующего судьи | Моноговой Е.А. | |
При секретаре | Полищук О.В. |
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Природоохранного прокурора Санкт-Петербурга, действующего в защиту неопределенного круга лиц к администрации Пушкинского района Санкт-Петербурга об обязании совершить определенные действия,
с участием представителя истца – старшего помощника прокурора Пушкинского района Саньковой М.А., представителя ответчика – Хрусталевой Н.Н., действующей на основании доверенности № 0 от 9 января 2020 года,
УСТАНОВИЛ:
Истец Природоохранный прокурор Санкт-Петербурга обратился в суд с иском к администрации Пушкинского района Санкт-Петербурга об обязании совершить определенные действия, а именно: организовать работы по ликвидации несанкционированных свалок отходов производства и потребления в Пушкинском районе по адресам: ..., напротив № 0; ... (напротив № 0). В обоснование заявленных требований истец указал, что в ходе проведенной проверки природоохранным прокурором установлено, что по указанным адресам имеет место несанкционированное размещение отходов производства и потребления, учитывая, что в силу положений действующего законодательства обязанность по ликвидации свалок несанкционированных свалок отходов производства и потребления возложена на администрации районов Санкт-Петербурга, истец обращается в суд с данным иском.
В судебном заседании помощник прокурора Пушкинского района Санкт-Петербурга Санькова М.А., действующая в соответствии с п. 4.2 Приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 10.07.2017 № 475 «Об обеспечении участия прокуроров в гражданском и административном судопроизводстве» по поручению Природоохранного прокурора Санкт-Петербурга, заявленные истцом требования поддержала в полном объеме.
Представитель администрации Пушкинского района Санкт-Петербурга против удовлетворения иска возражала, пояснив, что в соответствии с Регламентом ответчиком проводятся процедуры по включению в адресную программу на разработку проектно-сметной документации по ликвидации несанкционированных свалок, в том числе свалки на спорном земельном участке, после чего будет утверждена адресная программа по ликвидации несанкционированных свалок. Кроме того, ответчик указывает, что работы по ликвидации несанкционированной свалки отходов производства и потребления по адресу: ..., включены в адресную программу на разработку проектно-сметной документации по ликвидации несанкционированных свалок отходов производства и потребления на территории Пушкинского района Санкт-Петербурга на 2020 год, проектно-сметная документация разработана в октябре 2020 года, в связи с чем, необходимость в разрешения данных требований в судебном порядке отсутствует. Также ответчик указывает, что решением Пушкинского районного суда Санкт-Петербурга по гражданскому делу № 2-1332/2020 были разрешены требования природоохранного прокурора Санкт-Петербурга об обязании организовать работы по ликвидации несанкционированной свалки отходов производства и потребления по адресу: ..., ввиду чего основания для удовлетворения требований природоохранного прокурора в данной части отсутствуют.
Суд, выслушав пояснения представителей сторон, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, приходит к следующему.
В ходе рассмотрения дела судом установлено, что в ходе проведенной 16 апреля 2019 года Комитетом по контролю за имуществом Санкт-Петербурга выявлено наличие на земельном участке по адресу: ..., размещены отвалы грунта, а в восточной части участка складируется строительный и бытовой мусор. Доступ на участок не ограничен, хозяйственная деятельность на участке не осуществляется, участок расположен на землях, не прошедших кадастровый учет, государственная собственность на которые не разграничена.
Факт наличия на указанном выше земельном участке отходов производства и потребления подтвержден также имеющимися в деле фотоматериалами, выполненными специалистами Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга.
Также из материалов дела следует, что на территории земельного участка по адресу: ..., напротив дома № 0 имеется несанкционированная свалка отходов производства и потребления, указанные обстоятельства ответчиком в ходе рассмотрения дела не оспаривались, и подтверждаются фотоматериалами, выполненными Государственной административно-технической инспекции в октябре 2019 года.
Кроме того, при предъявлении иска истцом представлен акт осмотра от 8 апреля 2019 года, из которого следует, на земельном участке по адресу: ...), также размещены отходы производства и потребления. Участок расположен на землях, не прошедших кадастровый учет, государственная собственность на которые не разграничена.
Разрешая по существу заявленные истцом требования, суд учитывает следующее.
В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
Аналогичные положения содержатся в статье 11 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», согласно которой каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Согласно п.п. 1, 2 ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Запрещаются: сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву; размещение отходов I - IV классов опасности и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека.
В силу ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель.
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 19 декабря 2017 года № 1098 «Об администрациях районов Санкт-Петербурга» утверждено Положение об администрациях районов Санкт-Петербурга (далее - Положение), согласно п. 1.1. которого Администрация является исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга, проводящим государственную политику Санкт-Петербурга и осуществляющим государственное управление на территории района Санкт-Петербурга.
На основании п. 2.1 Положения к задачам Администрации относится, в том числе, проведение государственной политики Санкт-Петербурга и осуществление государственного управления на территории района Санкт-Петербурга в сферах: здравоохранения и санитарно-эпидемиологического благополучия населения; правопорядка; благоустройства и обращения с отходами.
Для реализации данных задач пунктами 3.10.4, 3.10.7 Положения администрации районов наделены полномочиями по организации благоустройства территории Санкт-Петербурга в части, касающейся обеспечения мероприятий по пресечению образования несанкционированных свалок отходов, ликвидации несанкционированных свалок отходов, а в случае необходимости - рекультивации территорий при ликвидации несанкционированных свалок отходов, на территории района в соответствии с адресными программами, утверждаемыми Администрацией, а также по контролю уборки территории района, в пределах компетенции.
На основании п. 2.2 Приложения № 5 к Правилам благоустройства территории Санкт-Петербурга, утвержденным постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 09.11.2016 № 961, на администрации районов возложены обязанности по контролю за уборкой территории района в пределах своей компетенции.
Таким образом, принимая во внимание вышеназванные положения действующего законодательства, на администрации Пушкинского района Санкт-Петербурга лежит обязанность по организации работ по ликвидации несанкционированной свалки на вышеуказанной территории.
Осуществление мероприятий по пресечению образования несанкционированный свалок отходов, ликвидации несанкционированных свалок отходов, а в случае необходимости - рекультивации территории, осуществляется Администрацией в соответствии с Административным регламентом, утвержденным распоряжением Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности от 02 апреля 2018 года № 100-р (далее - Регламент).
Пунктом 1.3 Регламента установлено, что государственная функция по организации благоустройства территории Санкт-Петербурга в части, касающейся обеспечения мероприятий по пресечению образования несанкционированных свалок отходов, ликвидации несанкционированных свалок отходов, а в случае необходимости - рекультивации территорий при ликвидации несанкционированных свалок отходов, на территории района Санкт-Петербурга, в соответствии с адресными программами, утверждаемыми администрацией района непосредственно исполняется администрацией района Санкт-Петербурга.
В соответствии с п. 2.3 Регламента исполнение данной государственной функции осуществляется постоянно.
При исполнении государственной функции Администрацией осуществляются следующие административные процедуры:
1. Пресечение образования несанкционированных свалок отходов на территории района, куда входят следующие мероприятия: разработка адресной программы по пресечению образования несанкционированных свалок отходов на территории района; реализация адресной программы по пресечению образования несанкционированных свалок отходов на территории района.
2. Ликвидация несанкционированных свалок отходов и рекультивации территорий при ликвидации несанкционированных свалок отходов на территории района, в которую входят: разработка адресной программы по ликвидации несанкционированных свалок отходов на территории района; утверждение адресной программы по ликвидации несанкционированных свалок отходов на территории района, внесение изменений в адресную программу по ликвидации несанкционированных свалок отходов; организация мероприятий по ликвидации несанкционированных свалок отходов, рекультивации их территорий (при необходимости); реализация адресной программы по ликвидации несанкционированных свалок отходов на территории района.
Возражая против заявленных исковых требований, администрация района указывала на то, что в соответствии с Регламентом ею были осуществлены процедуры по включению в адресную программу на разработку проектно-сметной документации по ликвидации несанкционированных свалок, в том числе свалки на земельном участке по адресу: ..., после чего будет утверждена адресная программа по ликвидации несанкционированных свалок.
Таким образом, ответчиком фактически в ходе рассмотрения дела не оспаривалось, что до настоящего времени несанкционированные свалки по адресам: ..., напротив дома № 0; ... (напротив дома № 0) не ликвидированы, в адресную программу по ликвидации несанкционированных свалок отходов на территории Пушкинского района на 2020 год не включены.
Учитывая изложенное, администрацией Пушкинского района г. Санкт-Петербурга полномочия по ликвидации несанкционированных свалок на территории района в полном объеме не реализованы.
При этом доводы ответчика о том, что ликвидация свалки в строгом соответствии с требованиями Регламента занимает продолжительный срок, не могут быть приняты судом во внимание, поскольку в соответствии с п. 2.3 Регламента деятельность по пресечению образования и ликвидации несанкционированных свалок должна осуществляться Администрацией постоянно; и при своевременном выполнении обязанностей по пресечению образования свалки, недопущению ее разрастания, действия по ее ликвидации заняли бы значительно меньше времени.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что выявленные нарушения действующего законодательства в области охраны окружающей среды, влекут за собой нарушение прав граждан на благоприятную окружающую среду и обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности, суд приходит к выводу, что заявленный природоохранным прокурором иск подлежит удовлетворению в части обязания организовать работы по ликвидации несанкционированной свалки отходов производства и потребления в Пушкинском районе Санкт-Петербурга, расположенных по адресам: ..., напротив дома № 0; ... (напротив дома № 0).
В соответствии с ч. 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Суд полагает указанный в просительной части иска срок для исполнения решения суда в 360 дней достаточным и разумным. Кроме того, при наличии объективных обстоятельств, препятствующих исполнению решения суда в установленный срок, ответчик вправе ходатайствовать о предоставлении отсрочки исполнения решения суда.
Разрешая по существу требования истца об обязании организовать работы по ликвидации несанкционированной свалки отходов производства и потребления в Пушкинском районе по адресам: ..., суд не находит оснований для их удовлетворения ввиду следующего.
В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 Гражданского процессуального кодекса РФ, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Истцом в материалы дела не представлено доказательств того, что по указанному адресу имеется несанкционированная свалка отходов производства и потребления.
В материалы дела истцом представлен акт осмотра от 8 апреля 2019 года, из которого следует, на земельном участке по адресу: ...). Из фото таблицы (приложение к указанному акту) и схемы земельного участка не следует, что указанный участок расположен у ..., напротив, из представленной схемы видно, что участок расположен у ..., и расположен юго-западнее дома ....
Из представленной ответчиком в ходе рассмотрения дела выкопировки из Региональной геоинформационной системы (РГИС) следует, что дом № 0 по ... расположен на значительном расстоянии от дома № 0 по ... и от дома № 0 по ..., за пересечением ... с ..., следовательно, акт осмотра от 8 апреля 2019 года не может подтверждать наличие свалки отходов производства и потребления на земельном участке, расположенном у ....
Иных доказательств наличия свалки отходов производства и потребления по указанному адресу истцом в ходе рассмотрения дела представлено не было.
При таких обстоятельствах, требования природоохранного прокурора Санкт-Петербурга в указанной части удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования природоохранного прокурора Пушкинского района Санкт-Петербурга удовлетворить частично.
Обязать администрацию Пушкинского района Санкт-Петербурга в 360-дневный срок с момента вступления решения суда в законную силу организовать работы по ликвидации несанкционированной свалки отходов производства и потребления в Пушкинском районе Санкт-Петербурга, расположенных по адресам: ..., напротив дома № 0; ... (напротив дома № 0).
В удовлетворении требований в остальной части отказать.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья