Дело №12-10/2019
Р Е Ш Е Н И Е
31 июля 2019 года пгт. Покровское
Судья Покровского районного суда Орловской области Ракова Н.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда жалобу защитника главного врача Бюджетного учреждения здравоохранения Орловской области «Покровская центральная районная больница» Сергеева В.А. – Сергеевой О. А. на постановление заместителя руководителя Орловского УФАС России Бочкова С.А. № от 03.06.2019г. о привлечении к административной ответственности главного врача Бюджетного учреждения здравоохранения Орловской области «Покровская центральная районная больница» Сергеева В. А. по части 4.2 статьи 7.30 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации,
у с т а н о в и л:
Постановлением заместителя руководителя Орловского УФАС России Бочкова С.А. № от 03.06.2019г. главный врач Бюджетного учреждения здравоохранения Орловской области «Покровская центральная районная больница» Сергеев В.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (КоАП РФ) и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 3000 рублей.
Не согласившись с постановлением, защитник Сергеева В.А., действующий по доверенности Сергеева О.А., обратился в суд с жалобой, в которой просит постановление от ДД.ММ.ГГГГ отменить, производство по делу прекратить, в связи с отсутствием состава административного правонарушения. В доводах жалобы Сергеева О.А. указала, что в момент совершения административного правонарушения 15.10.2018г., Сергеев В.А. находился в отпуске. Обязанности главного врача БУЗ ОО «Покровская центральная районная больница» исполнял Заболотний С.М. Им же 15.10.2018г. была утверждена документация об электронном аукционе на определение поставщика для осуществления закупки расходных материалов для стоматологии ИКЗ – 18257210008635721№.
В судебное заседание Сергеев В.А., будучи надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, не явился, ходатайства об отложении дела не заявлял.
В судебном заседании защитник Сергеева В.А. – Сергеева О.А. доводы жалобы поддержала.
Представитель УФАС по Орловской области в судебное заседание, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, не явился. В представленных в суд письменных пояснениях указал, что Заказчиком проводился электронный аукцион (извещение №) по закупке стоматологических материалов. Печатная форма документации о проведении данного аукциона (в результате проведения которого 12.11.2018г. был заключен гражданско – правовой договор №Ф.2018.528237 с ООО «ВМВ-Дент» на закупку материалов для стоматологии), в том числе проекта контракта, действительно утверждена Заболотним С.М., а не Сергеевым В.А. Однако, указанная документация размещена в ЕИС путем её подписания электронной цифровой подписью Сергеева В.А., то есть за его подписью, следовательно, конечным лицом, утвердившим документацию (путем её подписания) является Сергеев В.А., а не Заболотний С.М.
Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы административного дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего, что оснований для прекращения производства по делу не имеется, постановление № от 03.06.2019г. является законным и обоснованным, суд приходит к следующему.
Согласно статье 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В силу части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Согласно части 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, документации о проведении запроса предложений, определение содержания извещения о проведении запроса котировок с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 4.1 данной статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере трех тысяч рублей.
В соответствии со статьей 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В силу примечания к указанной норме совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники организаций несут административную ответственность как должностные лица.
Статьей 1 Федерального закона от 05.04.2013г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» установлено, что настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся: 1) планирования закупок товаров, работ, услуг; 2) определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей); 3) заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением, государственным, муниципальным унитарными предприятиями либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 2.1, 4 и 5 статьи 15 настоящего Федерального закона (далее - контракт); 4) особенностей исполнения контрактов; 5) мониторинга закупок товаров, работ, услуг; 6) аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг; 7) контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - контроль в сфере закупок).
В силу части 11 статьи 34 Федерального закона №44-ФЗ для осуществления заказчиками закупок федеральные органы исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", осуществляющие нормативно-правовое регулирование в соответствующей сфере деятельности, разрабатывают и утверждают типовые контракты, типовые условия контрактов, которые размещаются в единой информационной системе и составляют библиотеку типовых контрактов, типовых условий контрактов. В случае отсутствия таких типовых контрактов, типовых условий контрактов соответствующие типовые контракты, типовые условия контрактов могут быть разработаны и утверждены федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок. Порядок разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, а также случаи и условия их применения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Порядок разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, а также случаи и условия их применения устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 02.07.2014г. №.
Согласно пункту 3 Порядка, типовые условия контракта разрабатываются в отношении отдельных условий гражданско – правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги, заключаемого от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением, государственным, муниципальным унитарным предприятием либо иным юридическим лицом в соответствии с Федеральным законом №44-ФЗ.
Судом установлено, что постановлением заместителя руководителя Орловского УФАС России Бочкова С.А. № от 03.06.2019г. главный врач Бюджетного учреждения здравоохранения Орловской области «Покровская центральная районная больница» Сергеев В.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (КоАП РФ) и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 3000 рублей.
Указанным постановлением установлено, что БУЗ ОО «Покровская центральная районная больница» проводился электронный аукцион по закупке стоматологических материалов. Заказчиком при разработке и утверждении документации об аукционе не был использован типовой контракт, утвержденный Приказом Минздрава России от 15.10.2015г. №н. По итогам проведения аукциона был заключен гражданско – правовой договор № Ф. 2018.528237, отличающийся по своему содержанию от типового контракта, утвержденного Приказом Минздрава России от 15.10.2015г. №н. В связи с чем, в действиях главного врача БУЗ ОО «Покровская центральная районная больница» Сергеева В.А., выразившихся в утверждении документации об аукционе с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, был установлен состав административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ,
В судебном заседании установлено, что Распоряжением Правительства Орловской области от 04.05.2018г. №-Р, Сергеев В.А. назначен на должность главного врача БУЗ ОО «Покровская центральная районная больница» на условиях срочного трудового договора с 15.05.2018г.
Приказом руководителя Департамента Здравоохранения Орловской области №-к от 08.10.2018г., Сергееву В.А. - главному врачу БУЗ ОО «Покровская центральная районная больница» предоставлен ежегодный отпуск с 15.10.2018г. по 20.10.2018г. Исполнение обязанностей главного врача БУЗ ОО «Покровская центральная районная больница» на период отпуска Сергеева В.А. возложено на заместителя главного врача по медицинскому обслуживанию населения БУЗ ОО «Покровская центральная районная больница» Заболотнего С.М.
Приказом исполняющего обязанности главного врача БУЗ ОО «Покровская центральная районная больница» Заболотнего С.М. № от 15.10.2018г. утверждена документация о закупке и создана комиссия по осуществлению закупки стоматологических материалов путем проведения электронного аукциона.
Документация об электронным аукционе на определение поставщика для осуществления закупки расходных материалов для стоматологии, в том числе проект контракта (гражданско – правового договора), на основании которого 12.11.2018г. между БУЗ ОО «Покровская центральная районная больница» и ООО «ВМВ – Дент» был заключен гражданско – правовой договор № Ф.2018.528237 на закупку материалов для стоматологии, утвержден и.о. главного врача БУЗ ОО «Покровская центральная районная больница» Заболотним С.М.
В силу части 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу части 3 статьи 30.6 КоАП РФ, судья, вышестоящее должностное лицо, не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
Проверив представленные материалы, суд пришел к выводу об отмене постановления по следующим основаниям.
Пунктом 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ предусмотрено, что по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
В силу ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств: отсутствие состава административного правонарушения.
Согласно части 3 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к данной статье.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ, состоит в утверждении конкурсной документации либо иной, указанной в диспозиции данной нормы документации с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
В связи с этим, субъектом данного правонарушения может быть только должностное лицо, надлежащим образом наделенное соответствующими властными полномочиями по утверждению конкурсной документации.
Как следует из положений Федерального закона от 05.04.2013г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», главный врач БУЗ ОО «Покровская центральная районная больница» является должностным лицом, ответственным за утверждение контрактной документации.
Поскольку судом, бесспорно, установлено, что 15.10.2018г. обязанности главного врача БУЗ ОО «Покровская центральная районная больница» исполнял Заболотний С.М., в связи с нахождением главного врача Сергеева В.А. в отпуске, и он же 15.10.2018г. утвердил документацию об электронном аукционе на определение поставщика для осуществления закупки расходных материалов для стоматологии, в том числе, проект контракта (гражданско – правового договора), на основании которого 12.11.2018г. между БУЗ ОО «Покровская центральная районная больница» и ООО «ВМВ – Дент» был заключен гражданско – правовой договор № Ф.2018.528237 на закупку материалов для стоматологии, в действиях главного врача БУЗ ОО «Покровская центральная районная больница» Сергеева В.А. отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ,
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6-30.8 КоАП РФ суд,
р е ш и л:
Жалобу защитника главного врача Бюджетного учреждения здравоохранения Орловской области «Покровская центральная районная больница» Сергеева В.А. – Сергеевой О. А. удовлетворить.
Постановление заместителя руководителя Орловского УФАС России Бочкова С.А. № от 03.06.2019г., вынесенное в отношении главного врача Бюджетного учреждения здравоохранения Орловской области «Покровская центральная районная больница» Сергеева В. А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Жалоба на решение может быть подана в судебную коллегию по административным делам Орловского областного суда в течение 10 дней со дня получения его копии.
Судья Н.Н.Ракова