Решение по делу № 2а-252/2020 от 13.10.2020

Дело

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

<адрес>

<адрес> ДД.ММ.ГГГГ

<данные изъяты> суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Водяниковой М.И.,

с участием представителя административного истца – помощника прокурора <адрес> Косторной Л.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Межевитиной И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора <адрес>, предъявленного в защиту интересов неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования «<адрес>» <адрес> о признании бездействия незаконным и обязывании к совершению действий по устранению нарушений законодательства в сфере жилищных правоотношений,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к административному ответчику Администрации МО «<адрес>» <адрес> о признании бездействия незаконным и обязывании к совершению действий по устранению нарушений законодательства в сфере жилищных правоотношений.

В обоснование исковых требований прокурор указал, что прокуратурой <адрес> проведена проверка исполнения администрацией поселка <адрес> земельного законодательства, а также законодательства о жилищных правах несовершеннолетних, в ходе которой выявлены нарушения требований Федерального закона № 131-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Жилищного, Земельного и Градостроительного кодексов РФ, поскольку в нарушение требований указанных нормативно-правовых актов, устанавливающих обязанность органов местного самоуправления по обеспечению объектами инженерной и дорожной инфраструктуры земельных участков, выделенных многодетным семьям для индивидуального жилищного строительства, Администрацией поселка <адрес>, <адрес>, расположенных в границах муниципального образования, где осуществлен выдел таких земельных участков, объекты инженерной и дорожной инфраструктуры не созданы. Указанное свидетельствует о бездействии ответчика по выполнению обязанностей, установленных действующим законодательством. Выявленные нарушения препятствуют реализации политики государства в сфере развития жилищно-коммунального хозяйства, поддержки социально-незащищенных слоев населения, нарушаются их права и законные интересы неопределенного круга лиц. Поэтому просит признать незаконным бездействие администрации МО «<адрес>», выразившееся в непринятии мер по обеспечению объектами инженерной и дорожной инфраструктуры на земельных участках, выделенных многодетным семьям, а также возложить на ответчика обязанность по устранению выявленных нарушений, установив срок в 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании помощник прокурора <адрес> Косторная Л.А. поддержала заявленные требования по изложенным в иске основаниям и просила удовлетворить.

В судебное заседание представитель административного ответчика Администрации МО «<адрес>» <адрес> не явился, о дате, месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, доказательств наличия уважительных причин для неявки, равно как и возражений относительно заявленных прокурором требований, не представил.

Согласно ч. 2 ст. 150, ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства РФ неявка лица, участвующего в деле, извещенного о времени и месте рассмотрения дела, и не представившего доказательства уважительности своей неявки, не является препятствием к разбирательству дела.

С учетом изложенного, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося в судебное заседание представителя ответчика Администрации МО «<адрес>» <адрес>, поскольку указанным лицом доказательств уважительности причин неявки суду не представлено, а его неявка не препятствует рассмотрению дела по существу.

Выслушав помощника прокурора Косторную Л.А., изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление, которое в пределах своих полномочий самостоятельно, является необходимой формой осуществления власти народа, составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения (статья 12, часть 2 статьи 3, часть 1 статьи 130 Конституции Российской Федерации).

Кроме того, согласно ч. 2 ст. 132 Конституции РФ - органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, государственные гарантии его осуществления устанавливает Федеральный закон от 06 октября 2003 года № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», который к вопросам местного значения городского поселения относит: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения, осуществление полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством, организация в границах поселения электро-, тепло- и газоснабжения населения, дорожная деятельность, обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством (пункты 3-6 части 1 статьи 14 Закона).

Данные вопросы разрешаются в интересах всех жителей муниципального образования, а также граждан, посещающих это муниципальное образование, то есть в интересах неопределенного круга лиц.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 20 декабря 2010 года № 22-П, основная цель местного самоуправления – решение вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью и тем самым удовлетворение основных жизненных потребностей населения муниципальных образований.

В соответствии со ст. 2, 45 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита его прав и свобод – обязанностью государства.

Частью 2 статьи 40 Конституции РФ гарантировано, что органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

Согласно ст. 11 Земельного кодекса РФ – органы местного самоуправления осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Подпунктом 6 статьи 39.5 Земельного кодекса РФ предусмотрено право граждан, имеющих трех и более детей на однократное бесплатное предоставление в собственность земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности.

В соответствии с Указом Президента РФ от 07 мая 2012 года № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг» в целях улучшения жилищных условий граждан Российской Федерации, дальнейшего повышения доступности жилья и качества жилищно-коммунальных услуг Правительству Российской Федерации поручено обеспечить до июля 2012 года разработать порядок бесплатного предоставления земельных участков под строительство жилья экономического класса; разработать комплекс мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, включая создание при поддержке субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимой инфраструктурой на земельных участках, предоставляемых указанной категории граждан на бесплатной основе.

При этом в силу пункта 17 Методических рекомендаций субъектам РФ по порядку и случая бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, утвержденных Приказом Минрегиона России от 09 сентября 2013 года № 372 - при установлении случаев и порядка предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков, в том числе для индивидуального жилищного строительства, рекомендуется предусмотреть процедуру поиска и формирования перечней земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также государственная собственность на которые не разграничена, и в целях отбора земельных участков рекомендуется использовать такие критерии, как: транспортная доступность; удовлетворительная экологическая обстановка (отсутствие на земельном участке зон охраны производственных и особенно опасных производственных объектов, в том числе магистральных трубопроводов, шумового воздействия аэропортов и т.п.); существующая обеспеченность земельных участков объектами инженерной инфраструктуры, потребность в строительстве объектов инженерной инфраструктуры и сроки такого строительства, расходы на подключение (технологическое присоединение) строящихся объектов жилищного строительства к сетям инженерно-технического обеспечения; наличие или сроки строительства объектов социальной инфраструктуры, коммунального обслуживания и торговли.

Согласно статьи 1 Градостроительного кодекса РФ система коммунальной инфраструктуры представляет собой комплекс технологически связанных между собой объектов и инженерных сооружений, предназначенных для оказания услуг в сферах электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения до точек подключения (технологического присоединения) к инженерным системам электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения объектов капитального строительства.

Согласно правовой позиции Конституционного суда РФ, изложенной в определении от 09 ноября 2017 года № 2516-О «По жалобе администрации города Барнаула на нарушение конституционных прав и свобод пунктами 4 и 5 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» если предоставление земельного участка в собственность гражданам бесплатно выступает именно в качестве меры социальной поддержки, направленной на удовлетворении потребностей граждан в жилище, тем более в отношении многодетных семей, как находящихся потенциально в наиболее уязвимом социальном положении и нуждающихся в особой заботе со стороны государства и общества, в силу конституционных принципов равенства и справедливости предполагается недопустимость возложения на самих таких граждан бремени несения дополнительных финансовых затрат, связанных с инфраструктурным оснащением предоставляемых земельных участков. Иное, вследствие значительной тяжести рода вынужденных расходов могло бы обесценить данную меру социальной поддержки и поставить под сомнение доверие граждан к действиям государства.

В связи с этим именно на органах публичной власти лежит обязанность по благоустройству соответствующих территорий, с тем, чтобы земельные участки, предназначенные для оказания государственной поддержки семьям, были, по возможности, уже на момент их предоставления гражданам (или в течение определенного разумного срока после предоставления) снабжены необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой, от наличия которой во многом зависит реальная возможность проведения самого индивидуального жилищного строительства, также последующего пользования вновь возведенным жилым объектом.

Указанные положения корреспондируют с положениями федерального законодательства в области водоснабжения и газоснабжения.

Так, в соответствии с подпунктами 1 и 1.1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона РФ от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) отведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств, относится к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов.

Статьей 8.1 Федерального закона от 31 марта 1999 года № 59-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» также предусмотрено отнесение вопросов организации газоснабжения населения на соответствующих территориях, включая вопросы подготовки населения к использованию газа в соответствии с межрегиональными и региональными программами газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и организаций, согласование схем расположения объектов газоснабжения, используемых для обеспечения населения газом, к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов.

Таким образом, приведенные выше нормы действующего законодательства, в их взаимосвязи, указывают на наличие у органов местного самоуправления при выделении земельных участков многодетным семьям в качестве меры социальной поддержки, обязанности по обеспечению территорий, на которых осуществлен выдел таких земельных участков, необходимыми объектами коммунальной, транспортной и иной инфраструктуры.

В судебном заседании установлено, что МО «<адрес>» <адрес> согласно Устава, имеет статус городского поселения.

В силу п/п 3-6 п. 1 ст. 3 Устава к вопросам местного значения МО «<адрес>» <адрес> относится: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения, организация в границах поселения электро-, тепло- и газоснабжения населения, дорожная деятельность, обеспечение проживающих в <данные изъяты> и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством (л.д. 18-35).

Как следует из сообщения администрации <данные изъяты> (л.д. 9), в границах муниципального образования «<адрес>» <адрес> в <адрес> многодетным семьям выделено 18 земельных участков площадью по 1500 кв. м. каждый, а по <адрес> – 20 аналогичных земельных участков.

Вместе с тем, ДД.ММ.ГГГГ в ходе проведенной прокуратурой <адрес> проверки было установлено, что указанные территории – <адрес>, необходимыми объектами коммунальной, инженерной и дорожной инфраструктуры не оснащены, поскольку на них отсутствуют газоснабжение, водоснабжение, водоотведение, электроосвещение и твердое дорожное покрытие.

Указанные обстоятельства, не оспариваемые административным ответчиком, нашли свое подтверждение рапортом заместителя прокурора Челнокова С.С., осуществлявшего проверку, справками ресурсоснабжающих организаций, оказывающих указанные коммунальные услуги, а также актом осмотре территорий указанных улиц и фототаблицей к нему (л.д. 10-13, 42-46).

Таким образом установлено, что административным ответчиком не выполнены возложенные на него указанным Федеральным законом обязанности по обеспечению территорий выделенных многодетным семьям земельных участков необходимыми объектами коммунальной, транспортной и иной инфраструктуры.

Данное бездействие административного ответчика является нарушением действующего законодательства, препятствует реализации политики государства в сфере развития жилищно-коммунального хозяйства, нарушает жилищные права и условия жизни граждан муниципального образования, в частности многодетных семей в получении предоставляемых государством мер социальной поддержки, направленных на удовлетворении потребностей граждан в жилище.

При указанных обстоятельствах, принимая во внимание, что до настоящего времени выявленные нарушения административным ответчиком не устранены, представление, внесенное прокурором <адрес>, оставлено без исполнения (л.д. 36-38), суд находит заявленные прокурором <адрес> требования законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В связи с этим суд считает признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «<адрес>» <адрес>, выразившееся в не обеспечении территорий выделенных многодетным семьям земельных участков необходимыми объектами коммунальной, транспортной и иной инфраструктуры, и обязать ее принять меры к устранению выявленных нарушений и обеспечить земельные участки из земель населенных пунктов, расположенные по <адрес> <адрес>, объектами дорожной инфраструктуры в виде твердого дорожного покрытия, и объектами коммунальной инженерной инфраструктуры в виде организации на указанной территории газоснабжения, водоснабжения и водоотведения.

С учетом конкретных обстоятельств по делу и объема предстоящих к выполнению мероприятий по устранению выявленных нарушений, суд находит заявленный прокурором срок для исполнения решения разумным и обоснованным, в связи считает установить его равным 1 году со дня вступления решения суда в законную силу.

Материалы дела, письменных доказательств, предусматривающих исполнение административным ответчиком возложенных на него обязательств по обеспечению выделенных многодетным семьям земельных участков необходимой инфраструктурой в иные сроки, не содержат.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 227-228 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора <адрес> удовлетворить.

Признать бездействие администрации муниципального образования «<адрес>» <адрес>, выразившееся в не обеспечении территорий выделенных многодетным семьям земельных участков в границах поселка <адрес> необходимыми объектами коммунальной, транспортной и иной инфраструктуры, незаконным.

Обязать администрацию муниципального образования «<адрес>» <адрес> в течение 1 (одного) года со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить земельные участки из земель населенных пунктов, расположенные по <адрес> <адрес>, объектами дорожной инфраструктуры в виде твердого дорожного покрытия, и объектами коммунальной инженерной инфраструктуры в виде организации на указанной территории газоснабжения, водоснабжения и водоотведения.

Администрации муниципального образования «<адрес>» <адрес> сообщить об исполнении решения суда в <данные изъяты> суд и прокурору <адрес> в течение 1 (одного) года 1 (одного) месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <данные изъяты> суд через <данные изъяты> суд <адрес> в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме, которое состоится ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий судья                   М.И. Водяникова

2а-252/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
прокурор Горшеченского района
Ответчики
Администрация поселка горшечное Горшеченского района Курской области
Суд
Горшеченский районный суд Курской области
Судья
Куликова Татьяна Сергеевна
Дело на сайте суда
gorshechensky.krs.sudrf.ru
13.10.2020Регистрация административного искового заявления
13.10.2020Передача материалов судье
14.10.2020Решение вопроса о принятии к производству
14.10.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.10.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.11.2020Судебное заседание
03.11.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.11.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.11.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее