Дело №
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
<адрес>
<адрес> ДД.ММ.ГГГГ
<данные изъяты> суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Водяниковой М.И.,
с участием представителя административного истца – помощника прокурора <адрес> Косторной Л.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Межевитиной И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора <адрес>, предъявленного в защиту интересов неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования «<адрес>» <адрес> о признании бездействия незаконным и обязывании к совершению действий по устранению нарушений законодательства в сфере жилищных правоотношений,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к административному ответчику Администрации МО «<адрес>» <адрес> о признании бездействия незаконным и обязывании к совершению действий по устранению нарушений законодательства в сфере жилищных правоотношений.
В обоснование исковых требований прокурор указал, что прокуратурой <адрес> проведена проверка исполнения администрацией поселка <адрес> земельного законодательства, а также законодательства о жилищных правах несовершеннолетних, в ходе которой выявлены нарушения требований Федерального закона № 131-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Жилищного, Земельного и Градостроительного кодексов РФ, поскольку в нарушение требований указанных нормативно-правовых актов, устанавливающих обязанность органов местного самоуправления по обеспечению объектами инженерной и дорожной инфраструктуры земельных участков, выделенных многодетным семьям для индивидуального жилищного строительства, Администрацией поселка <адрес>, <адрес>, расположенных в границах муниципального образования, где осуществлен выдел таких земельных участков, объекты инженерной и дорожной инфраструктуры не созданы. Указанное свидетельствует о бездействии ответчика по выполнению обязанностей, установленных действующим законодательством. Выявленные нарушения препятствуют реализации политики государства в сфере развития жилищно-коммунального хозяйства, поддержки социально-незащищенных слоев населения, нарушаются их права и законные интересы неопределенного круга лиц. Поэтому просит признать незаконным бездействие администрации МО «<адрес>», выразившееся в непринятии мер по обеспечению объектами инженерной и дорожной инфраструктуры на земельных участках, выделенных многодетным семьям, а также возложить на ответчика обязанность по устранению выявленных нарушений, установив срок в 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании помощник прокурора <адрес> Косторная Л.А. поддержала заявленные требования по изложенным в иске основаниям и просила удовлетворить.
В судебное заседание представитель административного ответчика Администрации МО «<адрес>» <адрес> не явился, о дате, месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, доказательств наличия уважительных причин для неявки, равно как и возражений относительно заявленных прокурором требований, не представил.
Согласно ч. 2 ст. 150, ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства РФ неявка лица, участвующего в деле, извещенного о времени и месте рассмотрения дела, и не представившего доказательства уважительности своей неявки, не является препятствием к разбирательству дела.
С учетом изложенного, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося в судебное заседание представителя ответчика Администрации МО «<адрес>» <адрес>, поскольку указанным лицом доказательств уважительности причин неявки суду не представлено, а его неявка не препятствует рассмотрению дела по существу.
Выслушав помощника прокурора Косторную Л.А., изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление, которое в пределах своих полномочий самостоятельно, является необходимой формой осуществления власти народа, составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения (статья 12, часть 2 статьи 3, часть 1 статьи 130 Конституции Российской Федерации).
Кроме того, согласно ч. 2 ст. 132 Конституции РФ - органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, государственные гарантии его осуществления устанавливает Федеральный закон от 06 октября 2003 года № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», который к вопросам местного значения городского поселения относит: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения, осуществление полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством, организация в границах поселения электро-, тепло- и газоснабжения населения, дорожная деятельность, обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством (пункты 3-6 части 1 статьи 14 Закона).
Данные вопросы разрешаются в интересах всех жителей муниципального образования, а также граждан, посещающих это муниципальное образование, то есть в интересах неопределенного круга лиц.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 20 декабря 2010 года № 22-П, основная цель местного самоуправления – решение вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью и тем самым удовлетворение основных жизненных потребностей населения муниципальных образований.
В соответствии со ст. 2, 45 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита его прав и свобод – обязанностью государства.
Частью 2 статьи 40 Конституции РФ гарантировано, что органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
Согласно ст. 11 Земельного кодекса РФ – органы местного самоуправления осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Подпунктом 6 статьи 39.5 Земельного кодекса РФ предусмотрено право граждан, имеющих трех и более детей на однократное бесплатное предоставление в собственность земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с Указом Президента РФ от 07 мая 2012 года № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг» в целях улучшения жилищных условий граждан Российской Федерации, дальнейшего повышения доступности жилья и качества жилищно-коммунальных услуг Правительству Российской Федерации поручено обеспечить до июля 2012 года разработать порядок бесплатного предоставления земельных участков под строительство жилья экономического класса; разработать комплекс мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, включая создание при поддержке субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимой инфраструктурой на земельных участках, предоставляемых указанной категории граждан на бесплатной основе.
При этом в силу пункта 17 Методических рекомендаций субъектам РФ по порядку и случая бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, утвержденных Приказом Минрегиона России от 09 сентября 2013 года № 372 - при установлении случаев и порядка предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков, в том числе для индивидуального жилищного строительства, рекомендуется предусмотреть процедуру поиска и формирования перечней земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также государственная собственность на которые не разграничена, и в целях отбора земельных участков рекомендуется использовать такие критерии, как: транспортная доступность; удовлетворительная экологическая обстановка (отсутствие на земельном участке зон охраны производственных и особенно опасных производственных объектов, в том числе магистральных трубопроводов, шумового воздействия аэропортов и т.п.); существующая обеспеченность земельных участков объектами инженерной инфраструктуры, потребность в строительстве объектов инженерной инфраструктуры и сроки такого строительства, расходы на подключение (технологическое присоединение) строящихся объектов жилищного строительства к сетям инженерно-технического обеспечения; наличие или сроки строительства объектов социальной инфраструктуры, коммунального обслуживания и торговли.
Согласно статьи 1 Градостроительного кодекса РФ система коммунальной инфраструктуры представляет собой комплекс технологически связанных между собой объектов и инженерных сооружений, предназначенных для оказания услуг в сферах электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения до точек подключения (технологического присоединения) к инженерным системам электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения объектов капитального строительства.
Согласно правовой позиции Конституционного суда РФ, изложенной в определении от 09 ноября 2017 года № 2516-О «По жалобе администрации города Барнаула на нарушение конституционных прав и свобод пунктами 4 и 5 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» если предоставление земельного участка в собственность гражданам бесплатно выступает именно в качестве меры социальной поддержки, направленной на удовлетворении потребностей граждан в жилище, тем более в отношении многодетных семей, как находящихся потенциально в наиболее уязвимом социальном положении и нуждающихся в особой заботе со стороны государства и общества, в силу конституционных принципов равенства и справедливости предполагается недопустимость возложения на самих таких граждан бремени несения дополнительных финансовых затрат, связанных с инфраструктурным оснащением предоставляемых земельных участков. Иное, вследствие значительной тяжести рода вынужденных расходов могло бы обесценить данную меру социальной поддержки и поставить под сомнение доверие граждан к действиям государства.
В связи с этим именно на органах публичной власти лежит обязанность по благоустройству соответствующих территорий, с тем, чтобы земельные участки, предназначенные для оказания государственной поддержки семьям, были, по возможности, уже на момент их предоставления гражданам (или в течение определенного разумного срока после предоставления) снабжены необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой, от наличия которой во многом зависит реальная возможность проведения самого индивидуального жилищного строительства, также последующего пользования вновь возведенным жилым объектом.
Указанные положения корреспондируют с положениями федерального законодательства в области водоснабжения и газоснабжения.
Так, в соответствии с подпунктами 1 и 1.1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона РФ от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) отведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств, относится к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов.
Статьей 8.1 Федерального закона от 31 марта 1999 года № 59-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» также предусмотрено отнесение вопросов организации газоснабжения населения на соответствующих территориях, включая вопросы подготовки населения к использованию газа в соответствии с межрегиональными и региональными программами газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и организаций, согласование схем расположения объектов газоснабжения, используемых для обеспечения населения газом, к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов.
Таким образом, приведенные выше нормы действующего законодательства, в их взаимосвязи, указывают на наличие у органов местного самоуправления при выделении земельных участков многодетным семьям в качестве меры социальной поддержки, обязанности по обеспечению территорий, на которых осуществлен выдел таких земельных участков, необходимыми объектами коммунальной, транспортной и иной инфраструктуры.
В судебном заседании установлено, что МО «<адрес>» <адрес> согласно Устава, имеет статус городского поселения.
В силу п/п 3-6 п. 1 ст. 3 Устава к вопросам местного значения МО «<адрес>» <адрес> относится: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения, организация в границах поселения электро-, тепло- и газоснабжения населения, дорожная деятельность, обеспечение проживающих в <данные изъяты> и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством (л.д. 18-35).
Как следует из сообщения администрации <данные изъяты> (л.д. 9), в границах муниципального образования «<адрес>» <адрес> в <адрес> многодетным семьям выделено 18 земельных участков площадью по 1500 кв. м. каждый, а по <адрес> – 20 аналогичных земельных участков.
Вместе с тем, ДД.ММ.ГГГГ в ходе проведенной прокуратурой <адрес> проверки было установлено, что указанные территории – <адрес>, необходимыми объектами коммунальной, инженерной и дорожной инфраструктуры не оснащены, поскольку на них отсутствуют газоснабжение, водоснабжение, водоотведение, электроосвещение и твердое дорожное покрытие.
Указанные обстоятельства, не оспариваемые административным ответчиком, нашли свое подтверждение рапортом заместителя прокурора Челнокова С.С., осуществлявшего проверку, справками ресурсоснабжающих организаций, оказывающих указанные коммунальные услуги, а также актом осмотре территорий указанных улиц и фототаблицей к нему (л.д. 10-13, 42-46).
Таким образом установлено, что административным ответчиком не выполнены возложенные на него указанным Федеральным законом обязанности по обеспечению территорий выделенных многодетным семьям земельных участков необходимыми объектами коммунальной, транспортной и иной инфраструктуры.
Данное бездействие административного ответчика является нарушением действующего законодательства, препятствует реализации политики государства в сфере развития жилищно-коммунального хозяйства, нарушает жилищные права и условия жизни граждан муниципального образования, в частности многодетных семей в получении предоставляемых государством мер социальной поддержки, направленных на удовлетворении потребностей граждан в жилище.
При указанных обстоятельствах, принимая во внимание, что до настоящего времени выявленные нарушения административным ответчиком не устранены, представление, внесенное прокурором <адрес>, оставлено без исполнения (л.д. 36-38), суд находит заявленные прокурором <адрес> требования законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В связи с этим суд считает признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «<адрес>» <адрес>, выразившееся в не обеспечении территорий выделенных многодетным семьям земельных участков необходимыми объектами коммунальной, транспортной и иной инфраструктуры, и обязать ее принять меры к устранению выявленных нарушений и обеспечить земельные участки из земель населенных пунктов, расположенные по <адрес> <адрес>, объектами дорожной инфраструктуры в виде твердого дорожного покрытия, и объектами коммунальной инженерной инфраструктуры в виде организации на указанной территории газоснабжения, водоснабжения и водоотведения.
С учетом конкретных обстоятельств по делу и объема предстоящих к выполнению мероприятий по устранению выявленных нарушений, суд находит заявленный прокурором срок для исполнения решения разумным и обоснованным, в связи считает установить его равным 1 году со дня вступления решения суда в законную силу.
Материалы дела, письменных доказательств, предусматривающих исполнение административным ответчиком возложенных на него обязательств по обеспечению выделенных многодетным семьям земельных участков необходимой инфраструктурой в иные сроки, не содержат.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 227-228 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора <адрес> удовлетворить.
Признать бездействие администрации муниципального образования «<адрес>» <адрес>, выразившееся в не обеспечении территорий выделенных многодетным семьям земельных участков в границах поселка <адрес> необходимыми объектами коммунальной, транспортной и иной инфраструктуры, незаконным.
Обязать администрацию муниципального образования «<адрес>» <адрес> в течение 1 (одного) года со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить земельные участки из земель населенных пунктов, расположенные по <адрес> <адрес>, объектами дорожной инфраструктуры в виде твердого дорожного покрытия, и объектами коммунальной инженерной инфраструктуры в виде организации на указанной территории газоснабжения, водоснабжения и водоотведения.
Администрации муниципального образования «<адрес>» <адрес> сообщить об исполнении решения суда в <данные изъяты> суд и прокурору <адрес> в течение 1 (одного) года 1 (одного) месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <данные изъяты> суд через <данные изъяты> суд <адрес> в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме, которое состоится ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий судья М.И. Водяникова