Подлинное решение хранится в материалах дела № 2а-608/2018 в Кировском районном суде г. Саратова |
КОПИЯ |
01 марта 2018 года город Саратов
Кировский районный суд города Саратова в составе:
председательствующего судьи Комиссаровой В. Д.,
при секретаре Афанасьевой А. А.,
с участием представителя административных истцов Гордеевой Г.А., Игнатьевой Т. В. – Тарлаковской А. С.,
представителя административного ответчика администрации муниципального образования «Город Саратов» Сысугиной Т. А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Гордеевой ФИО8, Игнатьевой ФИО9 к администрации муниципального образования «Город Саратов», заинтересованные лица администрация Кировского района муниципального образования «Город Саратов», комитет по управлению имуществом города Саратова, Комитет по финансам администрации муниципального образования «Город Саратов», общество с ограниченной ответственностью «УК Авангард», о признании незаконным распоряжения органа местного самоуправления,
установил:
Гордеева Г. А., Игнатьева Т. В. обратились в суд с требованиями о признании незаконным распоряжения Администрации муниципального образования «город Саратов» от ДД.ММ.ГГГГ №-р «О мероприятиях по отселению из многоквартирного дома, расположенного по адресу г. Саратов, ул. Вязовская дом 10» в части установления срока сноса дома расположенного по адресу г. Саратов, ул. Вязовская дом 10 до ДД.ММ.ГГГГ и установить срок сноса дома расположенного по адресу г. Саратов, ул. Вязовская дом 10 до ДД.ММ.ГГГГ. В обоснование заявленных требований административные истцы указали, что они являются собственниками квартир, расположенных вдоме 10 по адресу г. Саратов, ул. Вязовская.
В результате произошедшего ДД.ММ.ГГГГ пожара были повреждены конструкция жилого дома, вследствие чего проживание в нем стало невозможно.
Распоряжением администрации муниципального образования «Город Саратов» №-р от 27 июня 2016 года «О мероприятиях по отселению из многоквартирного дома, расположенного по адресу:г. Саратов ул. Вязовская дом №10» постановлено признать указанный выше многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу. Собственникам помещений в данном многоквартирном доме произвести отселение из занимаемых помещений в срок до 01 декабря 2018 года, а также установлен перечень иных мероприятий, подлежащих выполнению.
Административные истцы полагают вышеприведенное распоряжение в части установления срока сноса дома до 01 декабря 2018 года незаконным, поскольку столь значительный срока для сноса дома нарушает их права, так как влечет утрату единственного места проживания, а также создает угрозу для жизни и здоровья как лиц, проживающих в данном доме, так и неопределенного круга лиц, находящихся в непосредственной близости от здания.
Административные истцы Гордеева Г.А., Игнатьева Т. В., в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, о причинах не явки не сообщили.
Представитель административных истцов Тарлаковская А.С., действующая на основании доверенностей. в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме по мотивам и основаниям, приведенным в административном исковом заявлении, дополнительно обосновала нарушение прав административных истцов оспариваемым постановлением в части установления длительного срока для сноса многоквартирного дома.
Представитель административного ответчика администрации муниципального образования «Город Саратов» в судебном заседании возражала против удовлетворения административных исковых требований. На административное исковое заявление поступил отзыв администрации муниципального образования «Город Саратов», где административный ответчик сослался на нормы Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которым собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества и вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам, а также регламентированный жилищным законодательством порядок обеспечения жилищных прав собственника жилого помещения при изъятии земельного участка для государственных и муниципальных нужд, в том числе путем выкупа жилого помещения при признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу либо реконструкции. Между тем, решение об изъятии органом местного самоуправления в отношении земельного участка, расположенного по адресу:г. Саратов ул. Вязовская дом 10 не принималось. Поскольку срок, указанный в распоряжении администрации «Город Саратов», по истечении которого собственники обязаны снести дом, не истек, в этой связи, полагает административный ответчик, правовых оснований для принятия решения об изъятии земельного участка и жилых помещений, расположенных по указанному адресу, не имеется.
Срок, указанный в распоряжении от ДД.ММ.ГГГГ №-р, а именно, до ДД.ММ.ГГГГ, не препятствует собственникам за свой счет осуществить необходимые мероприятия по сносу многоквартирного дома до истечения названного срока и, соответственно, инициировать процедуру изъятия земельного участка. Кроме того, административный ответчик полагает, что указанный в распоряжении срок по сносу жилого дома – до ДД.ММ.ГГГГ является разумным и не противоречит действующему законодательству Российской Федерации. Кроме того, административный ответчик указывает, что обращаясь в Кировский районный суд г.Саратова с настоящим административным исковым заявлением, административные истцы оспаривают распоряжение органа местного самоуправления от ДД.ММ.ГГГГ как нарушающего права истцов. Согласно информации размещенной на сайте Кировского районного суда г.Саратова, исковое заявление о признании незаконным распоряжения администрации муниципального образования «Город Саратов» от ДД.ММ.ГГГГ №-р зарегистрировано в ГАС Правосудие 25.12.2017 года. Из описательной части решения № 2а-6174/2017 Волжского районного суда г. Саратова от 24.10.2017 года, где истцом является Гордеева Г. А. с иными требованиями к органу местного самоуправления, но со ссылкой на оспариваемый акт следует, что стороне об оспариваемом распоряжении было известно на момент подачи искового заявления в Волжский районный суд г. Саратова, а именно 28.08.2017 года, что по мнению представителя ответчика, свидетельствует о пропуске срока предусмотренного ч.8 ст. 219 КАС РФ на обжалование распоряжения, а оснований полагать, что административные истцы были лишены возможности оспорить распоряжение в установленный законом срок, не представлено, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении административного иска в силу.
Другие участники процесса, будучи надлежащим образом извещенными о рассмотрении дела, в судебное заседание не явились.
Суд в соответствии с положениями части 2 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Выслушав участвующих в судебном заседании лиц, исследовав письменные материалы дела, в суд приходит к следующим выводам.
В развитие статьи 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации федеральный законодатель предусмотрел, что всякое заинтересованное лицо вправе обратиться в суд за защитой нарушенного или оспариваемого права или охраняемого законом интереса в порядке, установленном законом. Тем самым предполагается, что заинтересованные лица вправе обратиться в суд за защитой нарушенного или оспариваемого права либо охраняемого законом интереса в установленном порядке.
В соответствии со статьей 218 КАС РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы..
В соответствии с частью 8 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.
В силу пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
По смыслу приведенных выше положений закона решение об удовлетворении административного искового заявления об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, принимается в случае, если будет установлено, что решение, действие (бездействие) противоречит закону и указанными решением, действием (бездействием) были нарушены права, свободы и законные интересы заявителя. При этом обязанность доказать факт нарушения прав, свобод и законных интересов в результате совершения оспариваемых действий (бездействия) и принятия оспариваемых решений возлагается на административного истца.
В судебном заседании установлено и не оспаривается лицами, участвующими в деле, Гордеева Г.А. и Игнатьева Т.В. являются собственниками квартир в доме №10 по ул. Вязовская г. Саратове.(л.д.40;43).
Кроме того, собственником трех жилых помещений в многоквартирном доме №10 по ул. Вязовская г. Саратове является администрация муниципального образования «Город Саратов». (л.д. 109).
Заключением межведомственной комиссии по признанию помещений жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции № 4/к от 06 июня 2016 года вышеуказанный многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу. (л.д.17-33)
Данное заключение послужило основанием для вынесения администрацией ДД.ММ.ГГГГ оспариваемого распоряжения №-р и установлен срок до ДД.ММ.ГГГГ по осуществлению сноса здания. (л.д.16).
В судебном заседании установлено, что административные истцы фактически не проживают в принадлежащих им квартирах, поскольку после произошедшего пожара основные строительные конструкции здания находятся в ветхом состоянии, с физическим износом, достигающим до 73%.
В связи невозможностью проживания в указанном объекте, административные истцы несут расходы на аренду других жилы помещений, о чем в материалы дела представлены соответствующие доказательства.
Таким образом, в течение более двух с половиной лет аварийный дом № 10 по ул. Вязовской в г. Саратове, не будет снесен, и будет представлять собой угрозу обрушения, в результате которого может быть причине вред здоровью, имуществу неопределенного круга лиц.
Кроме того, в результате чрезвычайной ситуации, указанный дом, разрушаясь, может не только причинить вред окружающим и неопределенному кругу лиц, но и прекратить свое существование как объект недвижимости, что в свою очередь приведет к нарушение прав административных истцов на выкуп принадлежащим им на праве собственности квартир, в указанном аварийном доме в соответствии с положениями ст. 32 Жилищного кодекса РФ.
Жилищный кодекс Российской Федерации (далее - ЖК РФ) предусматривает, что органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда; осуществляют в соответствии со своей компетенцией муниципальный жилищный контроль (статья 2). Жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных ЖК РФ, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. В соответствии с этим жилищные права и обязанности возникают: из актов органов местного самоуправления, которые предусмотрены жилищным законодательством в качестве основания возникновения жилищных прав и обязанностей; вследствие действий (бездействия) участников жилищных отношений или наступления событий, с которыми федеральный закон или иной нормативный правовой акт связывает возникновение жилищных прав и обязанностей (статья 10). К полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся: признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания; осуществление муниципального жилищного контроля (статья 14). Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством РФ (статья 15). Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат (статья 57). Если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма (статья 87).
Согласно части 10 статьи 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок.
В соответствии с пунктом 49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47 к компетенции органа местного самоуправления отнесено принятие решения и издание распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
В силу приведенного закона, определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц относится к компетенции органа местного самоуправления.
Согласно статье 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
При этом действующее законодательство не связывает возможность признания гражданина нуждающимся в получении жилого помещения с конкретным правом, на котором ему принадлежит или ранее принадлежало жилое помещение. Таким образом, нуждающимся по смыслу приведенной нормы может быть не только наниматель жилого помещения, но и его собственник, что согласуется с разъяснениями Конституционного Суда РФ в Определении от 05 марта 2009 года № 376-О-П.
Согласно п. 22 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» судам следует учитывать, что в силу части 10 статьи 32 ЖК РФ признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение (то есть межведомственной комиссией, создаваемой исходя из принадлежности жилого дома федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления), к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств.
При указанных обстоятельствах и приведенных выше положениях правовых норм суд приходит к выводу о незаконности распоряжения администрации муниципального образования «Город Саратов» в части установления срока сноса дома до 01 декабря 2018 года ввиду того, что непринятие мер по сносу многоквартирного дома, признанного аварийным, в течение столь длительного времени может создать угрозу для жизни, здоровья как его жильцов, так и иных лиц, учитывая степень разрушения конструкций дома.
Кроме того, учитывая, что многоквартирный дом признан в установленном порядке аварийным еще в июне 2016 году, требование к собственникам помещений в указанном доме о его сносе в срок до 01 декабря 2018 года и соответственно осуществление в указанный срок дальнейшей процедуры по обеспечению жилищных прав собственников жилых помещений не может быть признано разумным как этого требует закон (часть 10 статьи 32 ЖК РФ).
Суд, приходя к выводу о признании неразумным срок сноса и расселения жильцов указанного дома до 01 декабря 2018 года, исходит из того, что столь длительный срок расселения дома нельзя признать разумным, поскольку имеется реальная угроза обрушения дома, в связи с чем, нахождение в данном доме является опасным для граждан, так как создает реальную опасность его самопроизвольного разрушения и, как следствие, причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц. Органом местного самоуправления должны быть приняты меры к расселению дома, с его последующим сносом в разумный срок. При этом решение конкретных вопросов, связанные с расселением аварийного дома и его последующим сносом, как объекта недвижимости, находящегося в муниципальной собственности, относятся к компетенции ответчика.
Суд также учитывает, что согласно сведениям, представленным МУП «Городское бюро технической инвентаризации», общая площадь по квартирам в указанном многоквартирном доме составляет 232,7 кв.м. (л.д.155-158)
При этом по сведениям администрации в реестре муниципальной собственности означаться жилые помещения№ 1,2,7, расположенные в указанном доме.
Указанные обстоятельства также свидетельствуют, о том, что административный ответчик, являясь собственником помещений в указанном многоквартирном доме, также несет бремя содержания указанного имущества согласно положениям ст.ст. 209 210 Гражданского кодекса РФ.
Поэтому суд считает необходимым сократить срок сноса и расселения дома10 по ул. Вязовской в г. Саратове, признав в этой части незаконным оспариваемое распоряжение администрации муниципального образования «город Саратов».
Разумным сроком для сноса и расселения указанного дома суд считает срок до 01 июня 2018 года.
К такому выводу суд приходит с учетом того, что расходы по расселению и сносу дома должны быть запланированы и предусмотрены в бюджете города Саратова, а также и с учетом того, что в случае отказа собственников дома произвести его снос за свой счет, администрации города Саратова потребуется заключить договор подряда, по результатам проведенного конкурса, на выполнение работ по сносу этого дома.
Доводы административного ответчика изложенные как в письменных возражениях, так и входе судебного заседания судом тщательно проверялись, однако своего объективного подтверждения не нашли и опровергаются совокупностью исследованных в ходе судебного заседания доказательств. По сути, доводы ответчика сводятся к иному толкованию норм действующего законодательства, что по мнению суда не может служить безусловным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований административных истцов.
Кроме того, суд находит не состоятельными доводы ответчика о пропуске административными истцами срока обращения в суд с настоящим административным исковым заявлением предусмотренный ст. 219 КАС РФ.
Поскольку исходя из ч.ч. 1, 5, 8 ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
В судебном заседании установлено, что обжалуемое постановление истцами было получено 17 ноября 2017 года, а с административным исковым заявлением в суд административные истцы обратились 25 декабря 2017 года.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-177,227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░10, ░░░░░░░░░░ ░░░11 ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░» № – ░ ░░ 27 ░░░░ 2016 ░░░░ «░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░░ ░░. ░░░░░░░░░ ░░░ 10 ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░ №10 ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░. ░░░░░░░░ ░░ 01.12.2018 ░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░:░. ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ 10 ░░ 01.06.2018 ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ – 06 ░░░░░ 2018 ░░░░.
░░░░░ (░░░░░░░) ░.░. ░░░░░░░░░░░
░░░░░ ░░░░░:
░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░