Решение по делу № 2-53/2023 (2-458/2022;) от 29.12.2022

Дело (УИД) №60RS0004-01-2022-001104-21

Производство №2-53/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 февраля 2023 года рп.Бежаницы Псковской области

Бежаницкий районный суд Псковской области в составе

председательствующего судьи Понедельченко Е.А.,

при секретаре Малафеевой Е.В.,

с участием представителя истца – помощника прокурора Бежаницкого района Родионовой Е.А.,

представителей ответчика – Администрации Бежаницкого района Псковской области: Ивановой Е.Н., Гороховой Л.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Бежаницкого района Псковской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Чихачевская средняя школа» и Администрации Бежаницкого района Псковской области о возложении обязанности совершить определенные действия,

УСТАНОВИЛ:

Заместитель прокурора Бежаницкого района Псковской области Васильев Г.С., действуя в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением, уточненным в порядке ст.39 ГПК РФ, к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Чихачевская средняя школа» и Администрации Бежаницкого района Псковской области о возложении обязанности совершить действия по оборудованию здания школы приспособлениями для свободного доступа в него инвалидов, а также маломобильных групп населения, в обоснование требований указав, что прокуратурой Бежаницкого района проведена проверка соблюдения законодательства о социальной защите инвалидов, в том числе, детей-инвалидов, в деятельности МБОУ «Чихачевская средняя школа». Проведенной проверкой установлено, что в с.... имеется здание школы, в котором осуществляется предоставление образовательных услуг. Однако, в нарушение ст.15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», п.1 ч.5 ст.5, п.2 ч.6 и ч.7 ст.28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», здание школы не оборудовано специальными приспособлениями для беспрепятственного доступа в него инвалидов и других маломобильных групп населения, что нарушает права соответствующей категории населения на беспрепятственный доступ в объекты социальной инфраструктуры. В связи с чем, заместитель прокурора просит обязать МБОУ «Чихачевская средняя школа» оборудовать здание МБОУ «Чихачевская средняя школа», расположенное по адресу: ..., приспособлениями для свободного доступа в него инвалидов, а также маломобильных групп населения, в течение 9 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу; обязать Администрацию Бежаницкого района в течение 7 месяцев с даты вступления решения в законную силу обеспечить финансирование мероприятий по проведению работ по оборудованию здания МБОУ «Чихачевская средняя школа», расположенного по адресу: ..., приспособлениями для свободного доступа в него инвалидов, а также маломобильных групп населения.

В судебном заседании помощник прокурора Бежаницкого района Псковской области Родионова Е.А. поддержала заявленные исковые требования в полном объеме, дополнительно пояснив, что здание школы не оборудовано пандусом для беспрепятственного входа маломобильных групп населения, в состав которых входят не только инвалиды, что, соответственно, нарушает их права. Имеющийся запасный вход в здание школы также содержит лестничный марш, что является препятствием для входа маломобильных групп населения. Кроме того, «дорожная карта» Администрации Бежаницкого района, предусматривающая оборудование зданий школ пандусами до 2030 года, изменена постановлением Администрации Бежаницкого района только после обращения прокурора с иском в суд, хотя, до этого, «дорожная карта» предусматривала данный срок исполнения до 2020 года.

Представитель ответчика - МБОУ «Чихачевская средняя школа» Спиридонова Н.Д. в судебное заседание не явилась, предоставила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие. Ранее в предыдущем судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований заместителя прокурора Бежаницкого района, пояснив, что здание школы действительно не оборудовано специальными приспособлениями, однако, в школе учатся только четыре ребенка с ограниченными возможностями, при этом, один из них с задержкой психического развития, а трое остальных с легкой умственной отсталостью, при том, что эти дети занимаются по адаптированной программе, но по школе передвигаются самостоятельно, посещают уроки физкультуры. В школе не обучаются дети слабовидящие или слабослышащие. Кроме того, вход в здание школы для маломобильных групп населения может осуществляться через запасный вход, который не имеет крыльца, при этом, на основном входе установлена кнопка вызова сотрудника для оказания помощи и имеется диктофон и видеокамера, в связи с чем, при посещении школы лицом из состава маломобильных групп населения, ему будет оказана вся необходимая помощь для беспрепятственного входа в здание школы ответственными лицами. Также пояснила, что весь педагогический состав и обслуживающий персонал школы проинструктирован относительно порядка действий с такими группами населения для оказания необходимой помощи.

Представители ответчика – Администрации Бежаницкого района Псковской области Иванова Е.Н. и Горохова Л.Н., не отрицая отсутствие в здании МБОУ «Чихачевская средняя школа» специальных приспособлений для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения, возражали против удовлетворения заявленных исковых требований заместителя прокурора Бежаницкого района, поддержав письменные возражения, согласно которым вход в здание школы для маломобильных групп населения имеется – это запасный вход без крыльца со стороны главного входа, через который могут въехать инвалиды-колясочники, и не только, при помощи сотрудника школы, вызванного через кнопку экстренного вызова; на территории сельского поселения «Чихачевское» только 13 лиц, имеющих заболевания опорно-двигательного аппарата, детей среди них нет, и 4 ребенка-инвалида с ограниченными интеллектуальными и умственными возможностями, инвалиды-колясочники отсутствуют. Кроме того, считают, что заместитель прокурора, обращаясь в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц, не представил доказательств нарушения прав такого круга лиц, поскольку оснований полагать, что права этого круга лиц нарушены или будут нарушены в будущем, отсутствуют. В случае появления в школе ребенка, относящегося к маломобильной группе населения, школой будет разработана индивидуальная программа с учетом его заболевания, с возможностью предоставления образовательных услуг по месту жительства или в дистанционном режиме. Считают, что социальная поддержка инвалидов должна осуществляться исходя из принципа адресности, эффективности и разумности использования муниципальных средств на данные цели. Кроме того, в соответствии с постановлением Администрации Бежаницкого района №675 от 25 ноября 2015 года, с изменениями от 16 февраля 2023 года, утвержден план мероприятий («дорожная карта») по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг на территории Бежаницкого района Псковской области на 2016-2030 годы, согласно которому здания школ Бежаницкого района внесены в план для оборудования пандусами сроком исполнения до 2030 года. Поскольку бюджет района на 2023 год уже сформирован в 2022 году, при этом, в него заложены средства для исполнения шести решений суда в отношении школ района, постольку исполнение исковых требований заместителя прокурора района в 2023 году невозможно. В связи с решениями суда была пересмотрена и «дорожная карта», увеличен срок исполнения предусмотренных ею мероприятий. Также указали, что при проведении капитального ремонта здания школы в 2025 году будет установлен пандус.

Суд, заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

Статья 7 Конституции РФ определяет, что Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Согласно требованиям статьи 2 Градостроительного кодекса РФ обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения является одним из основных принципов законодательства о градостроительной деятельности.

В соответствии с частью 3 статьи 9 Федерального закона от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», реализация основных направлений реабилитации инвалидов предусматривает использование инвалидами технических средств реабилитации, создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной, социальной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации, а также обеспечение инвалидов и членов их семей информацией по вопросам реабилитации инвалидов.

В силу требований статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам; возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски.

Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.

Федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, организациями, предоставляющими услуги населению, в пределах установленных полномочий осуществляется инструктирование или обучение специалистов, работающих с инвалидами, по вопросам, связанным с обеспечением доступности для них объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, муниципального округа, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме.

В соответствии со Сводом правил «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001» СП 59.13330.2020, утвержденным и введенным в действие Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 30 декабря 2020 года №904/пр, настоящий свод правил предназначается для разработки проектных решений общественных, жилых и производственных зданий, которые должны обеспечивать для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения - маломобильных групп населения (МГН) равные условия жизнедеятельности с другими категориями населения, основанные на принципе универсального проекта (дизайна) (пункт 1.1). Настоящий свод правил распространяется на проектирование общественных зданий открытого доступа населения, в том числе инвалидов и МГН (пункт 1.2).

Требования настоящего свода правил подлежат выполнению при проектировании новых, реконструкции существующих, подлежащих капитальному ремонту и приспособлению зданий и сооружений, а также территорий общего пользования. Они распространяются на функционально-планировочные элементы территорий общего пользования, зданий и сооружений, отведенные для них земельные участки, включая подходы к зданиям и сооружениям, входные узлы, внутренние коммуникации, пути эвакуации, помещения проживания и для предоставления услуг (обслуживания) и места приложения труда. Требования распространяются также на информационное и инженерное обустройство территорий общего пользования, зданий, сооружений и земельных участков (пункт 4.1).

Согласно п.3.13 СП 59.13330.2020 маломобильные группы населения (МГН): люди, испытывающие затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуги, необходимой информации или при ориентировании в пространстве. К маломобильным группам населения для целей настоящего свода правил здесь отнесены: инвалиды, люди с временным нарушением здоровья, люди с нарушением интеллекта, люди старших возрастов, беременные женщины, люди с детскими колясками, с малолетними детьми, тележками, багажом и т.д.

Как следует из п.4.4 СП 59.13330.2020 в зданиях и сооружениях должны быть обеспечены для МГН условия использования в полном объеме помещений для безопасного осуществления необходимой деятельности самостоятельно либо с помощью сопровождающего, а также для эвакуации в случае чрезвычайной ситуации.

Пунктом 6.1.1 СП 59.13330.2020 предусмотрено, что в общественном или производственном здании (сооружении) должен быть минимум один вход, доступный для МГН, с поверхности земли и из каждого доступного для МГН подземного или надземного уровня, соединенного с этим зданием. В доступных входах в здание (сооружение) следует свести к минимуму разность отметок тротуара и тамбура. При перепаде высот входные площадки кроме лестницы должны иметь пандус (пункт 6.1.2).

Согласно п.3.15 СП 59.13330.2020 пандус: сооружение, предназначенное для сопряжения поверхностей пешеходных путей на разных уровнях, состоящее из одного или нескольких маршей, имеющих наклонную поверхность с продольным уклоном и, при необходимости, горизонтальные поверхности.

Как следует из п.8.2.1 СП 59.13330.2020, здания и помещения общеобразовательных организаций проектируют доступными для детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом специфики образовательного процесса и типа общеобразовательной организации.

В соответствии с вышеуказанными нормами права, в случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов, осуществляются собственниками этих объектов (ст.15 ФЗ №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ»).

Из материалов дела следует, что 22 декабря 2022 года заместителем прокурора Бежаницкого района Васильевым Г.С. вынесено решение №... о проведении проверки в отношении МБОУ «Чихачевская средняя школа» на основании п.2.1.3 Приказа прокурора Псковской области от 23 марта 2022 года №186 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних, соблюдения их прав и законных интересов», задания прокуратуры Псковской области от 01 сентября 2022 года, с целью установления наличия или отсутствия нарушений законодательства об образовании, о социальной защите инвалидов. В ходе проверки установлено, что в нарушение требований действующего законодательства в МБОУ «Чихачевская средняя школа» отсутствует пандус для беспрепятственного доступа в образовательное учреждение маломобильных групп населения, что подтверждается актом проверки от 23 декабря 2022 года (л.д.8, 135).

В связи с установленными нарушениями в адрес директора МБОУ «Чихачевская средняя школа» Спиридоновой Н.Д. 23 декабря 2022 года внесено представление об устранении нарушений законодательства о социальной защите инвалидов (л.д.9-10).

Данное представление рассмотрено и в ответе от 27 декабря 2022 года №... указано, что при наличии финансирования в 2023 году вход в здание МБОУ «Чихачевская средняя школа» будет оборудован приспособлениями для свободного доступа в него инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата (л.д.11).

Как следует из сведений об источниках финансирования на 2022 и 2023 годы, предоставленных МБОУ «Чихачевская средняя школа», школе доведены бюджетные ассигнования на 2022 год и на 2023 год, однако, денежных средств на обустройство пандуса не предусмотрено; собственные денежные средства у школы имеются только от платных услуг, которые составляют расходы на питание детей (л.д.48-39).

Согласно выписке из Реестра муниципального имущества муниципального образования «Бежаницкий район» от 18 января 2023 года №..., здание школы с кадастровым номером ... по адресу: ..., включено в Реестр муниципального имущества муниципального образования «Бежаницкий район», правообладателем является МБОУ «Чихачевская средняя школа» на основании решения Псковского областного Совета народных депутатов от 26 декабря 1991 года «О разграничении собственности» (л.д.45).

В соответствии с Уставом МБОУ «Чихачевская средняя школа» (с изменениями), Учреждение является некоммерческой организацией, организационно-правовая форма Учреждения - муниципальное бюджетное учреждение (п.1.7). Учредителем и собственником имущества Учреждения является муниципальное образование «Бежаницкий район». Функции и полномочия Учредителя осуществляет Администрация Бежаницкого района (п.1.8). Учреждение осуществляет основные виды деятельности, в том числе, реализация адаптированных образовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования; предоставление специальных условий обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов; обучение на дому и в медицинских организациях (п.2.4). Содержание общего образования и условия организации обучения учащихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для детей-инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации ребенка-инвалида (п.3.8) (л.д.14-35).

Согласно приведенной выше ч.6 ст.15 Федерального закона №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», государственные и муниципальные расходы, в том числе, на обеспечение условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, осуществляются в пределах бюджетных ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации.

Изданный в соответствии с ч.2 ст.15 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи, который вступил в силу с 1 января 2016 года, утвержден Приказом Минобрнауки России от 09 ноября 2015 №1309.

Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи определяет правила обеспечения условий доступности для инвалидов (административные здания, строения, сооружения и помещения) (далее - объекты) Министерства образования и науки Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, Федерального агентства по делам молодежи, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования (далее - органы), подведомственных органам организаций, независимо от их организационно-правовых форм (далее - организации); услуг в сфере образования, предоставляемых органами и организациями в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 года №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», а также оказания инвалидам при этом необходимой помощи в преодолении барьеров, мешающих получению услуг в сфере образования и использованию объектов наравне с другими лицами.

В соответствии с п.3 Порядка руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, обеспечивается создание инвалидам следующих условий доступности объектов в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами: возможность беспрепятственного входа в объекты и выхода из них; возможность самостоятельного передвижения по территории объекта в целях доступа к месту предоставления услуги, в том числе с помощью работников объекта, предоставляющих услуги, ассистивных и вспомогательных технологий, а также сменного кресла-коляски; возможность посадки в транспортное средство и высадки из него перед входом в объект, в том числе с использованием кресла-коляски и, при необходимости, с помощью работников объекта; сопровождение инвалидов, имеющих стойкие нарушения функции зрения, и возможность самостоятельного передвижения по территории объекта; содействие инвалиду при входе в объект и выходе из него, информирование инвалида о доступных маршрутах общественного транспорта; надлежащее размещение носителей информации, необходимой для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам и услугам, с учетом ограничений их жизнедеятельности, в том числе дублирование необходимой для получения услуги звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне; обеспечение допуска на объект, в котором предоставляются услуги, собаки-проводника при наличии документа, подтверждающего ее специальное обучение, выданного по форме и в порядке, утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22 июня 2015 годна №386н.

Как указано в Определении Конституционного Суда РФ от 18 июля 2019 года №1943-О, в случае, если до реконструкции или капитального ремонта объектов социальной инфраструктуры собственники не могут выполнить условия обеспечения доступности для инвалидов объектов социальной инфраструктуры, изложенные в ст.15 Федерального закона №181-ФЗ, то они должны принимать меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.

Как следует из технического паспорта на здание МБОУ «Чихачевская средняя школа», вход в здание школы осуществляется через главный вход с наличием четырех ступеней, техническое строение которых позволяет осуществлять вход для маломобильных групп населения, при этом, имеется два запасных входа в здание школы без крыльца, один из которых расположен в лицевой части здания, имеет тамбур и далее четыре ступени для входа на первый этаж. На главном входе в здание школы установлены видеокамера, домофон, а также кнопка вызова сотрудника, установленная на стене здания перед входом до начала ступеней, что позволяет ее использовать в том числе инвалидам-колясочникам, что также подтверждается предоставленными фотоснимками, а также предоставленными документами о наличии в школе видеокамер, домофона и кнопки (л.д.120-124, 75-81).

Кроме того, в МБОУ «Чихачевская средняя школа» 01 сентября 2022 года проведен инструктаж по действиям сотрудников школы по оказанию помощи инвалидам и маломобильным группам населения, о чем предоставлен соответствующий журнал (л.д.125-128).

Таким образом, отсутствие пандуса компенсируется дежурным сотрудником МБОУ «Чихачевская средняя школа», который в случае посещения здания школы лицом, относящимся к маломобильным группам населения, оказывает необходимую помощь для входа в здание школы.

Согласно п.1.2 СП 59.13330.2012 и п.1.4 СП 59.13330.2016 в случае невозможности полного приспособления объекта для нужд МГН при реконструкции, капитальном ремонте зданий и т.д., следует осуществлять проектирование архитектурно-строительных, инженерно-технических решений и организационные мероприятия по адаптации объектов в рамках «разумного приспособления».

Как следует из п.3.22 СП 59.13330.2020 разумное приспособление: внесение, когда это нужно в конкретном случае, необходимых и подходящих модификаций и коррективов, не становящихся несоразмерным или неоправданным бременем, в целях обеспечения реализации или осуществления инвалидами наравне с другими всех прав человека и основных свобод.

Как следует из справки ГБУЗ «... межрайонная больница» №... от 23 января 2023 года, количество граждан, имеющих заболевания опорно-двигательного аппарата на территории Бежаницкого района – 419 человек, в том числе в СП «Чихачевское» - 13 человек, детей нет; граждан с нарушением зрения – 6 человек, детей нет (л.д.47).

Согласно справке ГКУСО «Центр социального обслуживания ... района» №... от 18 января 2023 года, на учете в учреждении состоит 25 детей-инвалидов, в том числе проживающих на территории СП «Чихачевское» - 4 ребенка; детей-инвалидов (колясочников), а также с нарушением зрения по СП «Чихачевское», не значится в базе данных учреждения (л.д.44).

Сведения об обучении в МБОУ «Чихачевская средняя школа» 4 детей-инвалидов подтверждаются заключениями №... от 20 апреля 2017 года, №... от 24 апреля 2019 года, №... от 17 мая 2019 гола, №... от 13 мая 2021 года, согласно которым данные дети нуждаются в создании специальных условий получения образования, поскольку являются обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (дети с интеллектуальными нарушениями) (л.д.129-134).

Вместе с тем, как пояснила в ходе судебного разбирательства директор школы Спиридонова Н.Д., данные дети передвигаются по школе самостоятельно, посещают уроки физкультуры. Кроме того, предоставленные заключения также содержат сведения о создании специальных условий для получения данными детьми образования в соответствии с ФГОС обучающихся с умственной отсталостью, с оказанием психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, проведением с обучающимся коррекционных занятий, наблюдением у психиатра (в отношении трех детей), а также в отношении одного ребенка обучение с задержкой развития.

Заместитель прокурора Бежаницкого района, обращаясь с настоящим иском в суд, указал, что действует в интересах неопределенного круга лиц. Однако, объективных доказательств наличия неопределенного круга лиц, права которого нарушаются или могут быть нарушены в связи с отсутствием приспособления, позволяющего обеспечить беспрепятственный доступ в здание школы маломобильных групп населения, с учетом установленных выше обстоятельств, не представлено.

Более того, в случае появления в школе ребенка, относящегося к маломобильной группе населения, в том числе к категории «инвалид», школой в соответствии с Уставом, будет разработана индивидуальная программа с учетом заболевания ребенка, с возможностью предоставления образовательных услуг по месту жительства или в дистанционном режиме.

Кроме того, в соответствии с разделом 2 распоряжения Администрации Псковской области от 29 сентября 2015 года №526-р (ред. от 14.12.2020) «Об утверждении Плана мероприятий («дорожной карты») повышения значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг на территории Псковской области», утвержден перечень мероприятий, реализуемых для достижения запланированных значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг, согласно п.2.7 которого предусмотрено приобретение специального и приспособленного оборудования, необходимого для предоставления услуги инвалидам (с учетом имеющихся у них нарушенных функций организма) в период действия «дорожной карты» (в период действия Государственной программы Псковской области «Доступная среда для инвалидов и иных маломобильных групп населения»).

Постановлением Администрации Бежаницкого района №675 от 25 ноября 2015 года, с изменениями от 16 февраля 2023 года, утвержден план мероприятий («дорожная карта») по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг на территории Бежаницкого района Псковской области на 2016-2030 годы, согласно которому здания школ Бежаницкого района, в том числе, здание МБОУ «Чихачевская средняя школа», внесены в план для оборудования пандусами сроком исполнения до 2030 года.

Раздел 3 данного плана предусматривает возможность в целях эффективного использования средств, предусмотренных на реализацию мероприятий «дорожной карты», а также при сокращении или увеличении ассигнований на их реализацию, вносить корректировку перечня мероприятий. Таким образом, строительство пандуса в здании МБОУ «Чихачевская средняя школа» может быть осуществлено до 2030 года в случае возникновения необходимости доступа в здание школы граждан из числа маломобильных групп населения.

Учитывая вышеизложенное, установленные по делу обстоятельства, принимая во внимание, что социальная поддержка инвалидов должна осуществляться исходя из принципа адресности, эффективности и разумности использования муниципальных средств на данные цели, а также то обстоятельство, что здание школы подлежит капитальному ремонту, при этом, ответчиками предприняты все возможные меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей маломобильных групп населения, у суда не имеется оснований для удовлетворения исковых требований заместителя прокурора, в связи с чем приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.

Учитывая изложенное и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований заместителя прокурора Бежаницкого района Псковской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Чихачевская средняя школа» и Администрации Бежаницкого района Псковской области о возложении обязанности совершить определенные действия – отказать.

Решение может быть обжаловано в Псковский областной суд через Бежаницкий районный суд в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.

Решение принято судом в окончательной форме 07 марта 2023 года.

...

...

Судья Е.А.Понедельченко

Дело (УИД) №60RS0004-01-2022-001104-21

Производство №2-53/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 февраля 2023 года рп.Бежаницы Псковской области

Бежаницкий районный суд Псковской области в составе

председательствующего судьи Понедельченко Е.А.,

при секретаре Малафеевой Е.В.,

с участием представителя истца – помощника прокурора Бежаницкого района Родионовой Е.А.,

представителей ответчика – Администрации Бежаницкого района Псковской области: Ивановой Е.Н., Гороховой Л.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Бежаницкого района Псковской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Чихачевская средняя школа» и Администрации Бежаницкого района Псковской области о возложении обязанности совершить определенные действия,

УСТАНОВИЛ:

Заместитель прокурора Бежаницкого района Псковской области Васильев Г.С., действуя в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением, уточненным в порядке ст.39 ГПК РФ, к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Чихачевская средняя школа» и Администрации Бежаницкого района Псковской области о возложении обязанности совершить действия по оборудованию здания школы приспособлениями для свободного доступа в него инвалидов, а также маломобильных групп населения, в обоснование требований указав, что прокуратурой Бежаницкого района проведена проверка соблюдения законодательства о социальной защите инвалидов, в том числе, детей-инвалидов, в деятельности МБОУ «Чихачевская средняя школа». Проведенной проверкой установлено, что в с.... имеется здание школы, в котором осуществляется предоставление образовательных услуг. Однако, в нарушение ст.15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», п.1 ч.5 ст.5, п.2 ч.6 и ч.7 ст.28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», здание школы не оборудовано специальными приспособлениями для беспрепятственного доступа в него инвалидов и других маломобильных групп населения, что нарушает права соответствующей категории населения на беспрепятственный доступ в объекты социальной инфраструктуры. В связи с чем, заместитель прокурора просит обязать МБОУ «Чихачевская средняя школа» оборудовать здание МБОУ «Чихачевская средняя школа», расположенное по адресу: ..., приспособлениями для свободного доступа в него инвалидов, а также маломобильных групп населения, в течение 9 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу; обязать Администрацию Бежаницкого района в течение 7 месяцев с даты вступления решения в законную силу обеспечить финансирование мероприятий по проведению работ по оборудованию здания МБОУ «Чихачевская средняя школа», расположенного по адресу: ..., приспособлениями для свободного доступа в него инвалидов, а также маломобильных групп населения.

В судебном заседании помощник прокурора Бежаницкого района Псковской области Родионова Е.А. поддержала заявленные исковые требования в полном объеме, дополнительно пояснив, что здание школы не оборудовано пандусом для беспрепятственного входа маломобильных групп населения, в состав которых входят не только инвалиды, что, соответственно, нарушает их права. Имеющийся запасный вход в здание школы также содержит лестничный марш, что является препятствием для входа маломобильных групп населения. Кроме того, «дорожная карта» Администрации Бежаницкого района, предусматривающая оборудование зданий школ пандусами до 2030 года, изменена постановлением Администрации Бежаницкого района только после обращения прокурора с иском в суд, хотя, до этого, «дорожная карта» предусматривала данный срок исполнения до 2020 года.

Представитель ответчика - МБОУ «Чихачевская средняя школа» Спиридонова Н.Д. в судебное заседание не явилась, предоставила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие. Ранее в предыдущем судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований заместителя прокурора Бежаницкого района, пояснив, что здание школы действительно не оборудовано специальными приспособлениями, однако, в школе учатся только четыре ребенка с ограниченными возможностями, при этом, один из них с задержкой психического развития, а трое остальных с легкой умственной отсталостью, при том, что эти дети занимаются по адаптированной программе, но по школе передвигаются самостоятельно, посещают уроки физкультуры. В школе не обучаются дети слабовидящие или слабослышащие. Кроме того, вход в здание школы для маломобильных групп населения может осуществляться через запасный вход, который не имеет крыльца, при этом, на основном входе установлена кнопка вызова сотрудника для оказания помощи и имеется диктофон и видеокамера, в связи с чем, при посещении школы лицом из состава маломобильных групп населения, ему будет оказана вся необходимая помощь для беспрепятственного входа в здание школы ответственными лицами. Также пояснила, что весь педагогический состав и обслуживающий персонал школы проинструктирован относительно порядка действий с такими группами населения для оказания необходимой помощи.

Представители ответчика – Администрации Бежаницкого района Псковской области Иванова Е.Н. и Горохова Л.Н., не отрицая отсутствие в здании МБОУ «Чихачевская средняя школа» специальных приспособлений для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения, возражали против удовлетворения заявленных исковых требований заместителя прокурора Бежаницкого района, поддержав письменные возражения, согласно которым вход в здание школы для маломобильных групп населения имеется – это запасный вход без крыльца со стороны главного входа, через который могут въехать инвалиды-колясочники, и не только, при помощи сотрудника школы, вызванного через кнопку экстренного вызова; на территории сельского поселения «Чихачевское» только 13 лиц, имеющих заболевания опорно-двигательного аппарата, детей среди них нет, и 4 ребенка-инвалида с ограниченными интеллектуальными и умственными возможностями, инвалиды-колясочники отсутствуют. Кроме того, считают, что заместитель прокурора, обращаясь в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц, не представил доказательств нарушения прав такого круга лиц, поскольку оснований полагать, что права этого круга лиц нарушены или будут нарушены в будущем, отсутствуют. В случае появления в школе ребенка, относящегося к маломобильной группе населения, школой будет разработана индивидуальная программа с учетом его заболевания, с возможностью предоставления образовательных услуг по месту жительства или в дистанционном режиме. Считают, что социальная поддержка инвалидов должна осуществляться исходя из принципа адресности, эффективности и разумности использования муниципальных средств на данные цели. Кроме того, в соответствии с постановлением Администрации Бежаницкого района №675 от 25 ноября 2015 года, с изменениями от 16 февраля 2023 года, утвержден план мероприятий («дорожная карта») по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг на территории Бежаницкого района Псковской области на 2016-2030 годы, согласно которому здания школ Бежаницкого района внесены в план для оборудования пандусами сроком исполнения до 2030 года. Поскольку бюджет района на 2023 год уже сформирован в 2022 году, при этом, в него заложены средства для исполнения шести решений суда в отношении школ района, постольку исполнение исковых требований заместителя прокурора района в 2023 году невозможно. В связи с решениями суда была пересмотрена и «дорожная карта», увеличен срок исполнения предусмотренных ею мероприятий. Также указали, что при проведении капитального ремонта здания школы в 2025 году будет установлен пандус.

Суд, заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

Статья 7 Конституции РФ определяет, что Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Согласно требованиям статьи 2 Градостроительного кодекса РФ обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения является одним из основных принципов законодательства о градостроительной деятельности.

В соответствии с частью 3 статьи 9 Федерального закона от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», реализация основных направлений реабилитации инвалидов предусматривает использование инвалидами технических средств реабилитации, создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной, социальной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации, а также обеспечение инвалидов и членов их семей информацией по вопросам реабилитации инвалидов.

В силу требований статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам; возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски.

Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.

Федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, организациями, предоставляющими услуги населению, в пределах установленных полномочий осуществляется инструктирование или обучение специалистов, работающих с инвалидами, по вопросам, связанным с обеспечением доступности для них объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, муниципального округа, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме.

В соответствии со Сводом правил «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001» СП 59.13330.2020, утвержденным и введенным в действие Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 30 декабря 2020 года №904/пр, настоящий свод правил предназначается для разработки проектных решений общественных, жилых и производственных зданий, которые должны обеспечивать для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения - маломобильных групп населения (МГН) равные условия жизнедеятельности с другими категориями населения, основанные на принципе универсального проекта (дизайна) (пункт 1.1). Настоящий свод правил распространяется на проектирование общественных зданий открытого доступа населения, в том числе инвалидов и МГН (пункт 1.2).

Требования настоящего свода правил подлежат выполнению при проектировании новых, реконструкции существующих, подлежащих капитальному ремонту и приспособлению зданий и сооружений, а также территорий общего пользования. Они распространяются на функционально-планировочные элементы территорий общего пользования, зданий и сооружений, отведенные для них земельные участки, включая подходы к зданиям и сооружениям, входные узлы, внутренние коммуникации, пути эвакуации, помещения проживания и для предоставления услуг (обслуживания) и места приложения труда. Требования распространяются также на информационное и инженерное обустройство территорий общего пользования, зданий, сооружений и земельных участков (пункт 4.1).

Согласно п.3.13 СП 59.13330.2020 маломобильные группы населения (МГН): люди, испытывающие затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуги, необходимой информации или при ориентировании в пространстве. К маломобильным группам населения для целей настоящего свода правил здесь отнесены: инвалиды, люди с временным нарушением здоровья, люди с нарушением интеллекта, люди старших возрастов, беременные женщины, люди с детскими колясками, с малолетними детьми, тележками, багажом и т.д.

Как следует из п.4.4 СП 59.13330.2020 в зданиях и сооружениях должны быть обеспечены для МГН условия использования в полном объеме помещений для безопасного осуществления необходимой деятельности самостоятельно либо с помощью сопровождающего, а также для эвакуации в случае чрезвычайной ситуации.

Пунктом 6.1.1 СП 59.13330.2020 предусмотрено, что в общественном или производственном здании (сооружении) должен быть минимум один вход, доступный для МГН, с поверхности земли и из каждого доступного для МГН подземного или надземного уровня, соединенного с этим зданием. В доступных входах в здание (сооружение) следует свести к минимуму разность отметок тротуара и тамбура. При перепаде высот входные площадки кроме лестницы должны иметь пандус (пункт 6.1.2).

Согласно п.3.15 СП 59.13330.2020 пандус: сооружение, предназначенное для сопряжения поверхностей пешеходных путей на разных уровнях, состоящее из одного или нескольких маршей, имеющих наклонную поверхность с продольным уклоном и, при необходимости, горизонтальные поверхности.

Как следует из п.8.2.1 СП 59.13330.2020, здания и помещения общеобразовательных организаций проектируют доступными для детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом специфики образовательного процесса и типа общеобразовательной организации.

В соответствии с вышеуказанными нормами права, в случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов, осуществляются собственниками этих объектов (ст.15 ФЗ №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ»).

Из материалов дела следует, что 22 декабря 2022 года заместителем прокурора Бежаницкого района Васильевым Г.С. вынесено решение №... о проведении проверки в отношении МБОУ «Чихачевская средняя школа» на основании п.2.1.3 Приказа прокурора Псковской области от 23 марта 2022 года №186 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних, соблюдения их прав и законных интересов», задания прокуратуры Псковской области от 01 сентября 2022 года, с целью установления наличия или отсутствия нарушений законодательства об образовании, о социальной защите инвалидов. В ходе проверки установлено, что в нарушение требований действующего законодательства в МБОУ «Чихачевская средняя школа» отсутствует пандус для беспрепятственного доступа в образовательное учреждение маломобильных групп населения, что подтверждается актом проверки от 23 декабря 2022 года (л.д.8, 135).

В связи с установленными нарушениями в адрес директора МБОУ «Чихачевская средняя школа» Спиридоновой Н.Д. 23 декабря 2022 года внесено представление об устранении нарушений законодательства о социальной защите инвалидов (л.д.9-10).

Данное представление рассмотрено и в ответе от 27 декабря 2022 года №... указано, что при наличии финансирования в 2023 году вход в здание МБОУ «Чихачевская средняя школа» будет оборудован приспособлениями для свободного доступа в него инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата (л.д.11).

Как следует из сведений об источниках финансирования на 2022 и 2023 годы, предоставленных МБОУ «Чихачевская средняя школа», школе доведены бюджетные ассигнования на 2022 год и на 2023 год, однако, денежных средств на обустройство пандуса не предусмотрено; собственные денежные средства у школы имеются только от платных услуг, которые составляют расходы на питание детей (л.д.48-39).

Согласно выписке из Реестра муниципального имущества муниципального образования «Бежаницкий район» от 18 января 2023 года №..., здание школы с кадастровым номером ... по адресу: ..., включено в Реестр муниципального имущества муниципального образования «Бежаницкий район», правообладателем является МБОУ «Чихачевская средняя школа» на основании решения Псковского областного Совета народных депутатов от 26 декабря 1991 года «О разграничении собственности» (л.д.45).

В соответствии с Уставом МБОУ «Чихачевская средняя школа» (с изменениями), Учреждение является некоммерческой организацией, организационно-правовая форма Учреждения - муниципальное бюджетное учреждение (п.1.7). Учредителем и собственником имущества Учреждения является муниципальное образование «Бежаницкий район». Функции и полномочия Учредителя осуществляет Администрация Бежаницкого района (п.1.8). Учреждение осуществляет основные виды деятельности, в том числе, реализация адаптированных образовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования; предоставление специальных условий обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов; обучение на дому и в медицинских организациях (п.2.4). Содержание общего образования и условия организации обучения учащихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для детей-инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации ребенка-инвалида (п.3.8) (л.д.14-35).

Согласно приведенной выше ч.6 ст.15 Федерального закона №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», государственные и муниципальные расходы, в том числе, на обеспечение условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, осуществляются в пределах бюджетных ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации.

Изданный в соответствии с ч.2 ст.15 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи, который вступил в силу с 1 января 2016 года, утвержден Приказом Минобрнауки России от 09 ноября 2015 №1309.

Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи определяет правила обеспечения условий доступности для инвалидов (административные здания, строения, сооружения и помещения) (далее - объекты) Министерства образования и науки Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, Федерального агентства по делам молодежи, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования (далее - органы), подведомственных органам организаций, независимо от их организационно-правовых форм (далее - организации); услуг в сфере образования, предоставляемых органами и организациями в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 года №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», а также оказания инвалидам при этом необходимой помощи в преодолении барьеров, мешающих получению услуг в сфере образования и использованию объектов наравне с другими лицами.

В соответствии с п.3 Порядка руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, обеспечивается создание инвалидам следующих условий доступности объектов в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами: возможность беспрепятственного входа в объекты и выхода из них; возможность самостоятельного передвижения по территории объекта в целях доступа к месту предоставления услуги, в том числе с помощью работников объекта, предоставляющих услуги, ассистивных и вспомогательных технологий, а также сменного кресла-коляски; возможность посадки в транспортное средство и высадки из него перед входом в объект, в том числе с использованием кресла-коляски и, при необходимости, с помощью работников объекта; сопровождение инвалидов, имеющих стойкие нарушения функции зрения, и возможность самостоятельного передвижения по территории объекта; содействие инвалиду при входе в объект и выходе из него, информирование инвалида о доступных маршрутах общественного транспорта; надлежащее размещение носителей информации, необходимой для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам и услугам, с учетом ограничений их жизнедеятельности, в том числе дублирование необходимой для получения услуги звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне; обеспечение допуска на объект, в котором предоставляются услуги, собаки-проводника при наличии документа, подтверждающего ее специальное обучение, выданного по форме и в порядке, утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22 июня 2015 годна №386н.

Как указано в Определении Конституционного Суда РФ от 18 июля 2019 года №1943-О, в случае, если до реконструкции или капитального ремонта объектов социальной инфраструктуры собственники не могут выполнить условия обеспечения доступности для инвалидов объектов социальной инфраструктуры, изложенные в ст.15 Федерального закона №181-ФЗ, то они должны принимать меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.

Как следует из технического паспорта на здание МБОУ «Чихачевская средняя школа», вход в здание школы осуществляется через главный вход с наличием четырех ступеней, техническое строение которых позволяет осуществлять вход для маломобильных групп населения, при этом, имеется два запасных входа в здание школы без крыльца, один из которых расположен в лицевой части здания, имеет тамбур и далее четыре ступени для входа на первый этаж. На главном входе в здание школы установлены видеокамера, домофон, а также кнопка вызова сотрудника, установленная на стене здания перед входом до начала ступеней, что позволяет ее использовать в том числе инвалидам-колясочникам, что также подтверждается предоставленными фотоснимками, а также предоставленными документами о наличии в школе видеокамер, домофона и кнопки (л.д.120-124, 75-81).

Кроме того, в МБОУ «Чихачевская средняя школа» 01 сентября 2022 года проведен инструктаж по действиям сотрудников школы по оказанию помощи инвалидам и маломобильным группам населения, о чем предоставлен соответствующий журнал (л.д.125-128).

Таким образом, отсутствие пандуса компенсируется дежурным сотрудником МБОУ «Чихачевская средняя школа», который в случае посещения здания школы лицом, относящимся к маломобильным группам населения, оказывает необходимую помощь для входа в здание школы.

Согласно п.1.2 СП 59.13330.2012 и п.1.4 СП 59.13330.2016 в случае невозможности полного приспособления объекта для нужд МГН при реконструкции, капитальном ремонте зданий и т.д., следует осуществлять проектирование архитектурно-строительных, инженерно-технических решений и организационные мероприятия по адаптации объектов в рамках «разумного приспособления».

Как следует из п.3.22 СП 59.13330.2020 разумное приспособление: внесение, когда это нужно в конкретном случае, необходимых и подходящих модификаций и коррективов, не становящихся несоразмерным или неоправданным бременем, в целях обеспечения реализации или осуществления инвалидами наравне с другими всех прав человека и основных свобод.

Как следует из справки ГБУЗ «... межрайонная больница» №... от 23 января 2023 года, количество граждан, имеющих заболевания опорно-двигательного аппарата на территории Бежаницкого района – 419 человек, в том числе в СП «Чихачевское» - 13 человек, детей нет; граждан с нарушением зрения – 6 человек, детей нет (л.д.47).

Согласно справке ГКУСО «Центр социального обслуживания ... района» №... от 18 января 2023 года, на учете в учреждении состоит 25 детей-инвалидов, в том числе проживающих на территории СП «Чихачевское» - 4 ребенка; детей-инвалидов (колясочников), а также с нарушением зрения по СП «Чихачевское», не значится в базе данных учреждения (л.д.44).

Сведения об обучении в МБОУ «Чихачевская средняя школа» 4 детей-инвалидов подтверждаются заключениями №... от 20 апреля 2017 года, №... от 24 апреля 2019 года, №... от 17 мая 2019 гола, №... от 13 мая 2021 года, согласно которым данные дети нуждаются в создании специальных условий получения образования, поскольку являются обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (дети с интеллектуальными нарушениями) (л.д.129-134).

Вместе с тем, как пояснила в ходе судебного разбирательства директор школы Спиридонова Н.Д., данные дети передвигаются по школе самостоятельно, посещают уроки физкультуры. Кроме того, предоставленные заключения также содержат сведения о создании специальных условий для получения данными детьми образования в соответствии с ФГОС обучающихся с умственной отсталостью, с оказанием психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, проведением с обучающимся коррекционных занятий, наблюдением у психиатра (в отношении трех детей), а также в отношении одного ребенка обучение с задержкой развития.

Заместитель прокурора Бежаницкого района, обращаясь с настоящим иском в суд, указал, что действует в интересах неопределенного круга лиц. Однако, объективных доказательств наличия неопределенного круга лиц, права которого нарушаются или могут быть нарушены в связи с отсутствием приспособления, позволяющего обеспечить беспрепятственный доступ в здание школы маломобильных групп населения, с учетом установленных выше обстоятельств, не представлено.

Более того, в случае появления в школе ребенка, относящегося к маломобильной группе населения, в том числе к категории «инвалид», школой в соответствии с Уставом, будет разработана индивидуальная программа с учетом заболевания ребенка, с возможностью предоставления образовательных услуг по месту жительства или в дистанционном режиме.

Кроме того, в соответствии с разделом 2 распоряжения Администрации Псковской области от 29 сентября 2015 года №526-р (ред. от 14.12.2020) «Об утверждении Плана мероприятий («дорожной карты») повышения значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг на территории Псковской области», утвержден перечень мероприятий, реализуемых для достижения запланированных значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг, согласно п.2.7 которого предусмотрено приобретение специального и приспособленного оборудования, необходимого для предоставления услуги инвалидам (с учетом имеющихся у них нарушенных функций организма) в период действия «дорожной карты» (в период действия Государственной программы Псковской области «Доступная среда для инвалидов и иных маломобильных групп населения»).

Постановлением Администрации Бежаницкого района №675 от 25 ноября 2015 года, с изменениями от 16 февраля 2023 года, утвержден план мероприятий («дорожная карта») по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг на территории Бежаницкого района Псковской области на 2016-2030 годы, согласно которому здания школ Бежаницкого района, в том числе, здание МБОУ «Чихачевская средняя школа», внесены в план для оборудования пандусами сроком исполнения до 2030 года.

Раздел 3 данного плана предусматривает возможность в целях эффективного использования средств, предусмотренных на реализацию мероприятий «дорожной карты», а также при сокращении или увеличении ассигнований на их реализацию, вносить корректировку перечня мероприятий. Таким образом, строительство пандуса в здании МБОУ «Чихачевская средняя школа» может быть осуществлено до 2030 года в случае возникновения необходимости доступа в здание школы граждан из числа маломобильных групп населения.

Учитывая вышеизложенное, установленные по делу обстоятельства, принимая во внимание, что социальная поддержка инвалидов должна осуществляться исходя из принципа адресности, эффективности и разумности использования муниципальных средств на данные цели, а также то обстоятельство, что здание школы подлежит капитальному ремонту, при этом, ответчиками предприняты все возможные меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей маломобильных групп населения, у суда не имеется оснований для удовлетворения исковых требований заместителя прокурора, в связи с чем приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.

Учитывая изложенное и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований заместителя прокурора Бежаницкого района Псковской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Чихачевская средняя школа» и Администрации Бежаницкого района Псковской области о возложении обязанности совершить определенные действия – отказать.

Решение может быть обжаловано в Псковский областной суд через Бежаницкий районный суд в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.

Решение принято судом в окончательной форме 07 марта 2023 года.

...

...

Судья Е.А.Понедельченко

2-53/2023 (2-458/2022;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Заместитель прокурора Бежаницкого района
Ответчики
администрация Бежаницкого района
МБОУ "Чихаевская средняя школа"
Суд
Бежаницкий районный суд Псковской области
Судья
Понедельченко Елизавета Александровна
Дело на сайте суда
bezhanicky.psk.sudrf.ru
29.12.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
29.12.2022Передача материалов судье
30.12.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
30.12.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.01.2023Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
30.01.2023Предварительное судебное заседание
30.01.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.02.2023Судебное заседание
28.02.2023Судебное заседание
07.03.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.03.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.02.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее