АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 28 мая 2024 года по делу № 33-3155/2024
Судья Лусникова О.Л. Дело № 2-63/2024
Судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда в составе: председательствующего судьи Суркова Д.С.,
и судей Ординой Н.Н., Черниковой О.Ф.,
при секретаре Жёлтиковой Е.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кирове гражданское дело по апелляционной жалобе представителя администрации МО Омутнинского муниципального района Кировской области по доверенности Имамалиевой ФИО12 на решение Омутнинского районного суда Кировской области от 16 февраля 2024 года, принятое по исковому заявлению администрации муниципального образования Омутнинский муниципальный район Кировской области к Варанкиной ФИО13 об обязании заключить договор найма жилого помещения специализированного жилищного фонда.
Заслушав доклад судьи Ординой Н.Н., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Администрация муниципального образования Омутнинский муниципальный район Кировской области (далее также – администрация Омутнинского района) обратилась в суд с иском к Варанкиной М.В. о понуждении к заключению договора найма на новый пятилетний срок специализированного жилого помещения. В обоснование требований указано, что Варанкина М.В., <дата> года рождения, зарегистрированная по адресу: <адрес>, относилась к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Постановлением администрации муниципального образования Омутнинский муниципальный район Кировской области от 02.12.2013 № 2821 Варанкиной М.В. по договору найма специализированного жилого помещения была предоставлена двухкомнатная квартира, расположенная по адресу: <адрес>. 04.12.2013 с Варанкиной М.В. заключен договор найма указанного жилого помещения № №. Факт регистрации Варанкиной М.В. в указанной квартире свидетельствует о ее вселении в предоставленное жилое помещение. Из акта проверки условий жизни нанимателя от 22.08.2018 следует, что санитарно-гигиеническое состояние жилого помещения неудовлетворительное, имеется задолженность за коммунальные услуги. Так как ответчик зарегистрирована в указанной квартире и соглашения о расторжении договора найма от 04.12.2013 № № истцу не поступало, межведомственной комиссией по вопросам обеспечения жилым помещением детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, 25.10.2018 было принято решение о заключении с Варанкиной М.В. договора найма специализированного жилого помещения на новый пятилетний срок. Письмом от 04.12.2018 истец направил ответчику для подписания договор найма специализированного жилого помещения № № от 04.12.2018, но Варанкиной М.В. указанный договор так и не был подписан. 15.09.2021 от ответчика поступило заявление о расторжении договора от 04.12.2013 №№. 27.10.2021 межведомственной комиссией постановлено рекомендовать УМИ и ЗР Омутнинского района направить в адрес Варанкиной М.В. соглашение о прекращении права пользования жилым помещением. 02.11.2021 письмом ответчику было направлено уведомление о том, что пользование данной квартирой прекращается только после подписания акта приема-передачи, в котором будет указано, что вышеуказанное жилое помещение пригодно для проживания. Так как жилое помещение осталось в неудовлетворительном состоянии, акт приема-передачи не подписан, указанное помещение остается в найме у ответчика. Согласно акту осмотра от 02.11.2023, жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, находится в неудовлетворительном состоянии, для проживания непригодно. Так как срок договора найма жилого помещения, заключенного с Варанкиной М.В. 04.12.2013, истек 04.12.2018, срок действия договора найма второго пятилетнего срока составляет с 04.12.2018 по 04.12.2023. Несмотря на то, что за период с 04.12.2018 по 04.12.2023 договор найма жилого помещения специализированного жилищного фонда Варанкиной М.В. не был подписан, право пользования данным жилым помещением не прекращалось, на настоящий момент ответчик в нем зарегистрирована. С учетом уточненных исковых требований истец просил обязать Варанкину М.В. заключить договор найма жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, № № от 04.12.2018 на срок пять лет с 04.12.2018 по 04.12.2023; установить факт права пользования жилым помещением специализированного жилого фонда, расположенным по адресу: <адрес>, за период с 04.12.2018 по 04.12.2023 Варанкиной М.В. как лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Решением Омутнинского районного суда Кировской области от 16.02.2024 администрации муниципального образования Омутнинский муниципальный район Кировской области в удовлетворении иска отказано.
С решением суда не согласен представитель администрации МО Омутнинского муниципального района Кировской области по доверенности Имамалиева А.А., в жалобе ставит вопрос о его отмене как незаконном и необоснованном, принятии по делу нового судебного акта об удовлетворении исковых требований администрации муниципального образования Омутнинский муниципальный район. Указывает, что администрация Омутнинского района исполняет государственные полномочия по обеспечению прав на жилое помещение в соответствии с Законом Кировской области от 04.12.2012 № 222-ЗО «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, попавших в сложную жизненную ситуацию». Варанкиной М.В. как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставлено жилое помещение по адресу: г<адрес> В указанной квартире ответчик имеет регистрацию. Также в жилое помещение вселен сын Варанкиной М.В. – ФИО14., <дата> года рождения. При рассмотрении в 2018 году межведомственной комиссией вопроса о необходимости оказания содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, Варанкиной М.В. не были представлены сведения о ее трудоустройстве, о размере дохода, имелся долг за коммунальные услуги, в связи с чем, было принято решение о заключении с Варанкиной М.В. договора найма специализированного жилого помещения на новый пятилетний срок. Решение комиссии от 24.10.2018 ответчиком не обжаловалось, что подтверждает тот факт, что Варанкина М.В. посчитала его правомерным. Судом первой инстанции данные обстоятельства учтены не были. Суд со слов ответчика пришел к выводу, что Варанкина М.В. в 2018 году работала, не приняв во внимание образовавшуюся задолженность за коммунальные услуги. В материалы дела была представлена информация с официального сайта судебных приставов от 28.08.2018 о том, что в отношении Варанкиной М.В. возбуждено исполнительное производство по задолженности по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги, из которой следует, что судебные приставы не смогли взыскать данную задолженность. Данный факт подтверждает то обстоятельство, что у ответчика не было официального дохода. Кроме того, сведения о заработной плате, доходах и состоянии здоровья относятся к персональным данным, доступ третьих лиц к которым запрещен. Таким образом администрация Омутнинского района не имеет право запрашивать данную информацию в организациях, которые ими располагают. Данные сведения запрашивались у ответчика в ходе телефонного разговора. Из материалов дела следует, что в собственности Варанкиной М.В. нет жилого помещения, в связи с чем, при снятии с регистрационного учета по месту нахождения спорной квартиры, у нее возникнут трудности с пропиской ребенка. Ссылаясь на положения п. 1 ст. 671, п. 1 ст. 683, ст. 684 ГК РФ, считает, что при указанных обстоятельствах, требования об обязании ответчика заключить договор найма специализированного жилого фонда на второй пятилетний срок являются обоснованными.
Заслушав поддержавшую доводы апелляционной жалобы представителя администрации муниципального образования Омутнинский муниципальный район Кировской области Имаммалиеву А.А., исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено и следует из материалов дела, что отдельными государственными полномочиями по опеке и попечительству на территории Омутнинского района наделено Управление образования администрации муниципального образования Омутнинский муниципальный район Кировской области.
Распоряжением администрации МО Залазнинского сельского поселения Омутнинского района Кировской области от 23.05.2012 № 30 Варанкина М.В. принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении на основании ст. 8 ФЗ «О социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (л.д.56).
Из постановления администрации МО Омутнинский муниципальный район Кировской области от 02.12.2013 № 2821 следует, что Варанкиной М.В., <дата> года рождения, было предоставлено жилое помещение, двухкомнатная квартира, расположенная по адресу: <адрес>, общей площадью 34 кв.м., по договору найма специализированого жилого помещения (л.д.10).
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 26.11.2013 №№, жилое помещение, квартира по адресу: г<адрес> находится в муниципальной собственности Омутнинского муниципального района Кировской области, право собственности возникло на основании договора купли-продажи от 18.11.2013 (л.д. 27,28).
04.12.2013 между МО Омутнинский муниципальный район Кировской области, с одной стороны, и Варанкиной М.В., с другой стороны, на основании постановления администрации МО Омутнинский муниципальный район Кировской области от 02.12.2013 № 2821, был заключен договор найма жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей №10/13, согласно которого Варанкиной М.В. за плату во владение и пользование передано жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, для временного проживания в нем (п.1).
Согласно п.п. 5, 6 договора срок его действия составляет 5 лет с 04.12.2013 по 04.12.2018. По окончании срока настоящего договора при наличии обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания нанимателю содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, договор найма специализированного жилого помещения может быть заключен с нанимателем однократно на новый пятилетний срок (л.д. 7-9).
Согласно заявлению от 18.11.2013 Варанкина М.В. была согласна на предоставление ей жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> Претензий к благоустройству и ремонту не имела (л.д. 54).
В соответствии с постановлением администрации муниципального образования Омутнинский муниципальный район Кировской области от 16.10.2018 № 1161, в целях реализации законодательства в сфере опеки и попечительства и руководствуясь Законом Кировской области от 04.12.2012 №222-ЗО «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, попавших в сложную жизненную ситуацию», создана межведомственная комиссия по вопросам обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей лиц из их числа. Утверждено положение о комиссии (л.д. 95-96).
Согласно положению о межведомственной комиссии по вопросам обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, в полномочия указанной комиссии входит в том числе принятие решений по рассмотрению заключений о наличии или отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспеченным жилым помещением, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации (л.д. 97-99).
Из акта проверки условий жизни нанимателя из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, от 22.08.2018 следует, что проведено обследование жилого помещения по адресу: г. Омутнинск, пер. Весенний, д. 8, кв. 3, устанавливались обстоятельства, свидетельствующие о необходимости оказания содействия в преодолении трудной жизненной ситуации. В момент проведения обследования Варанкина М.В. не присутствовала. Установлено, что отрицательной социальной среды нет, антиобщественных действий Варанкина М.В. не совершала, она является дееспособной, однако сведений о месте работы и доходах не представила, имеется задолженность за коммунальные услуги в управляющие компании (л.д. 12).
Согласно акту осмотра жилого помещения межведомственной комиссии по вопросам обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа от 31.08.2018, а именно, квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, предоставленного Варанкиной М.В. по договору найма от 04.12.2013 № имеется задолженность по коммунальным платежам. В квартире грязь, мусор, хлам. Замок входной двери неисправен. Комиссия не рекомендует передавать квартиру Варанкиной М.В. на условиях социального найма. Из акта осмотра не следует, что осмотр проведен в присутствии Варанкиной М.В. (л.д. 13).
Из выписки из протокола заседания межведомственной комиссии по вопросам обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа № 51 от 24.10.2018, следует, что рассмотрен вопрос о наличии или отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания Варанкиной М.В. содействия в преодолении трудной жизненной ситуации. На заседании комиссии Варанкина М.В. не присутствовала. Принимая во внимание, что выявлены обстоятельства, свидетельствующие о необходимости оказания Варанкиной М.В. содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, а именно, неудовлетворительная адаптация к самостоятельной жизни, невыполнение условий договора найма (задолженность за коммунальные услуги), сведений о месте работы не имеется, доходов нет, межведомственная комиссия постановила заключить с Варанкиной М.В. договор найма специализированного жилого помещения по адресу: г. <адрес>, на новый пятилетний срок (л.д. 15).
04.12.2018 начальником УМИ и ЗР Варанкиной М.В. заказным письмом с простым уведомлением по адресу: г. <адрес> направлен для подписания договор найма специализированного жилого помещения № № от 04.12.2018. Почтовое отправление возвращено в адрес отправителя в связи с невручением получателю Варанкиной М.В. (л.д. 16, 24).
Договор найма специализированного жилого помещения № № от 04.12.2018, срок действия по которому согласно п. 5 договора указан с 04.12.2018 по 04.12.2023, подписан начальником Управления муниципальным имуществом и земельными ресурсами Омутнинского района с одной стороны, второй стороной Варанкиной М.В. указанный договор не подписан (л.д. 65-67).
Из акта осмотра жилого помещения от 20.07.2021, составленного УМИ и ЗР администрации Омутнинского района следует, что наниматель квартиры по адресу: г<адрес>, длительное время отсутствовала. В ходе осмотра обнаружено, что замок входной двери неисправен, в квартире грязь, мусор, хлам. Был установлен новый замок, ключи находятся в УМИ и ЗР Омутнинского района (л.д. 17).
Из заявления Варанкиной М.В. от 15.09.2021, адресованного начальнику УМИ и ЗР Омутнинского района следует, что она как сирота в 2013 году получила квартиру по адресу: <адрес>, был заключен договор социального найма. Желает выписаться из данной квартиры, так как не проживает в ней с 2016 года и не планирует проживать в дальнейшем. Около шести лет проживает в другом городе. Просит расторгнуть с ней договор найма. Договор найма на новый пятилетний срок ей подписан не был, пролонгирован в одностороннем порядке. О потере права на предоставление ей, как сироте, жилья ознакомлена (л.д. 18).
Согласно выписке из протокола заседания межведомственной комиссии по вопросам обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа № 83 от 27.10.2021 рассмотрен вопрос о прекращении права пользования жилым помещением Варанкиной М.В. На заседании комиссии Варанкина М.В. не присутствовала. Комиссией установлено, что в соответствии со ст. 21 Закона Кировской области от 04.12.2012 № 222-ЗО «О социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в отношении Варанкиной М.В. отсутствуют обстоятельства, свидетельствующие о необходимости оказания содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, а именно, отрицательной социальной среды нет, антиобщественных действий Варанкина М.В. не совершала, она является дееспособным гражданином, хронических заболеваний нет, постоянный доход имеется. В связи с чем, комиссией принято решение рекомендовать УМИ и ЗР Омутнинского района Кировской области направить в адрес заявителя Варанкиной М.В. соглашение о прекращении права пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес> (л.д.20).
02.11.2021 начальником УМИ и ЗР Варанкиной М.В. заказным письмом по адресу: г<адрес> было направлено на подпись соглашение о прекращении права пользования жилым помещением по адресу: г. <адрес>, от 29.10.2021, предложено сообщить о дате приема-передачи квартиры. Обращено внимание Варанкиной М.В. на то, что пользование квартирой прекращается только после подписания акта приема – передачи (л.д. 21, 25, 26).
Соглашение о прекращении права пользования жилым помещением, расположенным по адресу: г<адрес> от 29.10.2021 подписано начальником Управления муниципальным имуществом и земельными ресурсами Омутнинского района с одной стороны, второй стороной Варанкиной М.В. указанное соглашение не подписано (л.д. 64).
В связи с тем, что Варанкина М.В. отказывается от подписания договора найма жилого помещения специализированного жилищного фонда от 04.12.2018 № №, однако право пользования данным помещением не прекратилось и на сегодняшний день ответчик в нем зарегистрирована, администрация Омутнинского района обратилась в суд с настоящим иском.
Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении заявленных администрацией муниципального образования Омутнинский муниципальный район Кировской области требований, районный суд, руководствуясь ст.ст. 421, 445 ГК РФ, ст.ст. 92, 98.1, 100, 109.1 ЖК РФ, положениями Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Закона Кировской области от 04.12.2012 № 222-ЗО «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, попавших в сложную жизненную ситуацию», Порядком рассмотрения заключения о наличии или отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспеченным жилым помещениями, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, утвержденным постановлением администрации муниципального образования Омутнинский муниципальный район Кировской области от 16.02.2018 № 164, исходил из того, что действующее законодательство, регулирующее обеспечение лиц, включенных в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением по договору найма специализированного жилищного фонда, не содержит правовых норм, обязывающих ответчика заключить договор найма жилого помещения специализированного жилищного фонда в обязательном порядке, поскольку обеспечение жильем является дополнительной социальной гарантией для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, получение и пользование специализированным жилым помещением является правом, а не обязанностью гражданина, относящегося к соответствующей льготной категории. При этом доказательств того, что Варанкина М.В. в период с 04.12.2018 по 04.12.2023 пользовалась и в настоящее время пользуется спорным жилым помещением, в материалах дела не имеется.
Судебная коллегия считает возможным согласиться с выводами суда первой инстанции, основанными на анализе представленных в материалы дела доказательств в их совокупности, оценке фактических обстоятельств дела, верном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, отметив при этом следующее.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ), который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (абзац первый).
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет (абзац второй).
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом названного пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (абзац третий).
В силу п. 6 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент заседания межведомственной комиссии от 24.10.2018) срок действия договора найма специализированного жилого помещения, предоставляемого в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, составляет пять лет.
В случае выявления обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, договор найма специализированного жилого помещения может быть заключен на новый пятилетний срок по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Порядок выявления этих обстоятельств устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации. Договор найма специализированного жилого помещения может быть заключен на новый пятилетний срок не более чем один раз.
По окончании срока действия договора найма специализированного жилого помещения и при отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий управление государственным жилищным фондом, обязан принять решение об исключении жилого помещения из специализированного жилищного фонда и заключить с лицами, указанными в пункте 1 настоящей статьи, договор социального найма в отношении данного жилого помещения в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации.
Аналогичные положения были закреплены в ст. 17 Закона Кировской области от 04.12.2012 № 222-ЗО «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, попавших в сложную жизненную ситуацию» (далее – Закон Кировской области от 04.12.2012 № 222-ЗО), согласно которой договор найма специализированного жилого помещения, предоставляемого в соответствии со статьей 16 настоящего Закона, заключается сроком на пять лет.
В случае выявления в порядке, установленном настоящим Законом, обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам, указанным в статье 16 настоящего Закона, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, договор найма специализированного жилого помещения может быть заключен на новый пятилетний срок.
Договор найма специализированного жилого помещения может быть заключен на новый пятилетний срок не более чем один раз.
По окончании срока действия договора найма специализированного жилого помещения и при отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам, указанным в статье 16 настоящего Закона, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, жилое помещение исключается из специализированного жилищного фонда, а с лицами, указанными в статье 16 настоящего Закона, заключается договор социального найма в отношении данного жилого помещения.
Согласно ст. 21 Закона Кировской области от 04.12.2012 № 222-ЗО обстоятельствами, свидетельствующими о необходимости оказания лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которым предоставлено жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения (далее - наниматель из числа детей-сирот), содействия в преодолении трудной жизненной ситуации (далее - обстоятельства, свидетельствующие о необходимости оказания содействия в преодолении трудной жизненной ситуации), являются: 1) неудовлетворительная адаптация нанимателя из числа детей-сирот к самостоятельной жизни, в том числе отсутствие постоянного дохода в связи с незанятостью трудовой деятельностью, наличие отрицательной социальной среды, совершение антиобщественных действий; 2) длительная болезнь, инвалидность, препятствующие исполнению обязанностей нанимателя жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, в том числе в связи с нахождением в медицинской организации, организации социального обслуживания.
Обстоятельства, свидетельствующие о необходимости оказания содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, устанавливаются органами опеки и попечительства при проведении проверки условий жизни нанимателей из числа детей-сирот (далее - проверка). Проверка проводится не позднее трех месяцев до окончания срока действия договора найма специализированного жилого помещения.
Проверка включает оценку жилищно-бытовых условий нанимателя из числа детей-сирот, исполнения обязанностей по договору найма специализированного жилого помещения, состояния здоровья, эмоционального и физического развития, навыков самообслуживания, отношений в семье.
По результатам проверки орган опеки и попечительства готовит заключение о наличии или отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, возможности или невозможности преодоления нанимателем из числа детей-сирот указанных обстоятельств самостоятельно (далее - заключение).
К заключению прилагаются документы (материалы), подтверждающие наличие или отсутствие обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания содействия в преодолении трудной жизненной ситуации.
В порядке, установленном муниципальным правовым актом, заключение подлежит рассмотрению органом местного самоуправления муниципального района (городского округа) не позднее чем за один месяц до окончания срока действия договора найма специализированного жилого помещения.
При наличии обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, орган местного самоуправления муниципального района (городского округа) принимает решение о необходимости заключения с нанимателем из числа детей-сирот договора найма специализированного жилого помещения на новый пятилетний срок.
Исходя из положений приведенных выше правовых норм вывод уполномоченного органа о наличии обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам из числа детей-сирот, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, должен основываться на всестороннем исследовании и оценке жилищно-бытовых условий лиц названной категории, исполнения ими обязанностей по договору найма специализированного жилого помещения, состояния их здоровья, социального окружения, иных обстоятельств, касающихся данных лиц (в частности, наличие работы, привлечение к административной или уголовной ответственности, злоупотребление спиртными напитками, употребление наркотических средств).
Между тем, как усматривается из материалов дела, выводы о наличии у Варанкиной М.В. трудной жизненной ситуации специалисты уполномоченного органа сделали только на основании сведений о задолженности за коммунальные услуги, а также на основании акта проверки условий жизни нанимателя от 22.08.2018, акта осмотра жилого ░░░░░░░░░ (░░░░░░░░) ░░ 31.08.2018, ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░.
░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░, ░░░░░░░ ░░ 24.10.2018 ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░-░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░-░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░., ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░, ░░░ ░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░, ░░░ ░ ░<░░░░░>, ░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░> ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░, ░ <░░░░░> ░░░░░-░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░.
░░░░░-░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░.
░░░ ░░░░, ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░., ░ 2018 ░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░, ░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░. ░░░░░-░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░. ░ 2018 ░░░░ ░░░ ░░░░░ ░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░ ░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░<░░░░░> ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░. ░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░. ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░, 27.10.2021 ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░: ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░. ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░, ░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░, ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░. 4 ░░. 330 ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░. 328 ░░░ ░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░
░░░░░░░░░░:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 16 ░░░░░░░ 2024 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░░░░░:
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 30.05.2024