Дело № 2а-1007/2017
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 декабря 2017года с.Владимиро-Александровское
Партизанский районный суд <адрес>
В составе: председательствующего судьи Вахрушевой О.А.
при секретаре Карнауховой А.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление прокурора <адрес> в защиту прав, свобод и законных интересов Хуснуллиной Т.В. к администрации Партизанского муниципального района о возложении обязанности,
У С Т А Н О В И Л:
<адрес> обратился в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов Хуснуллиной Т.В. к администрации Партизанского муниципального района о возложении обязанности обеспечить финансирование на выплату работнику понесенных расходов по прохождению медицинского осмотра в размере <данные изъяты> в течение 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В обосновании иска указал, что Хуснуллина Т.В. является работником МКОУ «ООШ» <адрес> проведена проверка соблюдения МКОУ «ООШ» <адрес> и администрацией Партизанского муниципального района трудового законодательства, в том числе в сфере охраны труда, по результатам которой установлено, что в ДД.ММ.ГГГГ Хуснуллиной Т.В. пройден обязательный медицинский осмотр. Хуснуллиной Т.В. понесены расходы на прохождение обязательного медицинского осмотра в размере <данные изъяты>. МКОУ « ООШ» <адрес>, имея обязанность нести расходы по прохождению медицинских осмотров своих работников, такие затраты не понесло, при этом медицинский осмотр работником пройден. МКОУ « ООШ» <адрес> является муниципальным учреждением, которое собственными денежными средствами не обладает. Все денежные средства, используемые учреждением, поступают <данные изъяты>- администрации Партизанского муниципального района. В нарушении требований законодательства финансовые средства на прохождение медицинского осмотра Хуснуллиной Т.В. из бюджета Партизанского муниципального района в МКОУ « ООШ» <адрес> не поступали.
В судебное заседание стороны не явились, извещены надлежащим образом.
Представителем прокуратуры <адрес> заявлено ходатайство о рассмотрении дела без его присутствия.
От Хуснуллиной Т.В. поступило ходатайство о рассмотрении дела без ее присутствия.
От административного ответчика- администрации Партизанского муниципального района поступили письменные возражения относительно иска, ходатайство о рассмотрении дела без присутствия представителя.
От заинтересованного лица - МКОУ « ООШ» <адрес> поступили письменные возражения относительно исковых требований, ходатайство о рассмотрении дела без присутствия представителя.
Согласно письменным возражениям, ответчик- администрация Партизанского муниципального района с иском не согласилась по следующим основаниям. Финансирование медицинских осмотров педагогических работников неразрывно связано с гарантиями реализации прав на получение образования и, в силу ст. 8 ФЗ « Об образовании в РФ» относится к полномочиям государственных органов субъекта РФ. Законодательством РФ не предусмотрена передача полномочий между публично-правовыми образованиями без соответствующего финансирования. Администрация Партизанского муниципального района финансирует за счет средств местного бюджета прохождение медицинских осмотров работников муниципальных образовательных учреждений, не относящихся к педагогическим работникам и руководству учреждений. Просит в удовлетворении исковых требований отказать.
Суд, изучив материалы административного дела, пришел к выводу о том, что исковое заявление прокурора <адрес> в защиту прав, свобод и законных интересов Хуснуллиной Т.В. к администрации Партизанского муниципального района о возложении обязанности обеспечить финансирование на выплату понесенных расходов по прохождению медицинского осмотра, следует удовлетворить.
Хуснуллина Т.В. является работником МКОУ «ООШ» <адрес>, <данные изъяты>, что подтверждено трудовым договором № от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с направлением на предварительный (периодический) медицинский осмотр (обследование) в <данные изъяты> Хуснуллина Т.В. включена в список работников подлежащих медицинскому осмотру в ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ ею за счет собственных средств произведена оплата медицинских услуг <данные изъяты> в размере <данные изъяты>, по прохождению медицинской комиссии.
Согласно медицинской книжки, Хуснуллина Т.В. прошла медицинский осмотр в ДД.ММ.ГГГГ, включена в список работников МКОУ « ООШ» <адрес>, прошедших обязательный медицинский осмотр за свой счет.
В соответствии со справкой, выданной МКОУ «ООШ» <адрес> в расчет заработной платы работников школы не входят средства на прохождение медицинского осмотра.
В соответствии с Уставом МКОУ ООШ <адрес> учреждение является некоммерческой организацией, созданной для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий партизанского муниципального района в сфере общего образования. Учредителем и собственником имущества учреждения является администрация партизанского муниципального района, часть функций и полномочий осуществляет МКУ « Управление образования» партизанского муниципального района. Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения несет собственника его имущества.
В соответствии со сведениями, предоставленными заинтересованным лицом МКУ « Управление образования» Партизанского муниципального района неоднократно обращалось на имя главы муниципального района с заявлением о выделении дополнительных ассигнований.
Согласно ст. 212 ТК РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. В случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, работодатель обязан организовать проведение за свой счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров работников с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров.
Работники, отказывающиеся от прохождения медосмотра или не прошедшие его в срок, не допускаются к работе. Данные о прохождении медосмотров подлежат внесению в личные медицинские книжки согласно п. 5 ст. 34 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
Перечень вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), утвержден Приказом Минздравсоцразвития России от ДД.ММ.ГГГГ N 302н. Согласно п. 18 Перечня работники образовательных учреждений обязаны проходить периодический медицинский осмотр один раз в год.
В целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и профессиональных заболеваний работники отдельных профессий, производств и организаций при выполнении своих трудовых обязанностей обязаны проходить периодические профилактические медицинские осмотры (п. 1 ст. 34 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"). Порядок проведения медицинских осмотров, диспансеризации, диспансерного наблюдения и перечень включаемых в них исследований утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (п. 7 ст. 46 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
В соответствии со ст. 9 ч.1 п.1 Федерального закона « Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами).
В соответствии со ст. 48 ч.1 п.9 указанного Федерального закона педагогические работники обязаны проходить в соответствии с трудовым законодательством предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры, а также внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя.
В соответствии со ст. 213 ТК РФ работники детских учреждений, а также некоторых других работодателей проходят указанные медицинские осмотры в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний. Предусмотренные настоящей статьей медицинские осмотры и психиатрические освидетельствования осуществляются за счет средств работодателя.
В целях обеспечения безопасности обучающихся устанавливается обязанность прохождения медицинских осмотров педагогическими работниками.
При этом расходы по проведению медицинского осмотра работников относятся на подстатью 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ (Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные Приказом Минфина России от ДД.ММ.ГГГГ N 65н). Учет расчетов ведется на счете 4 302 26 000 "Расчеты по прочим работам, услугам" (п. 21 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной Приказом Минфина России от ДД.ММ.ГГГГ N 157н, п. 127 Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденной Приказом Минфина России от ДД.ММ.ГГГГ N 174н).
Таким образом, установлен порядок организации прохождения обязательных медицинских осмотров работников, разработана Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденной Приказом Минфина России от ДД.ММ.ГГГГ N 174н).
Доводы административного ответчика о том, что данный вид расходов не относиться к полномочиям местного бюджета суд считает не состоятельными.
В соответствии с <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 243-КЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об образовании в <адрес>" ст.7 ч.1 к полномочиям <адрес> в сфере образования относятся: а) утверждение нормативных затрат на оказание государственных услуг в сфере образования; п.3 - обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций бюджетам муниципальных образований <адрес>, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами размера субвенции.
Согласно ст. 9 ч.1 указанного <адрес> финансовое обеспечение образовательной деятельности и образовательных организаций в <адрес> государственных (краевых) образовательных организаций и муниципальных образовательных организаций осуществляется на основе нормативов размера субвенции и нормативных затрат на оказание государственных услуг в сфере образования. В соответствии с ч.2 ст. 9 обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях осуществляется посредством предоставления субвенций бюджетам муниципальных образований <адрес>, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами размера субвенции. Порядок расходования указанных субвенций устанавливается <адрес>. Согласно ч. 6 ст. 9 указанного <адрес> нормативы размера субвенции, нормативные затраты на оказание государственных услуг в сфере образования в <адрес> определяются по каждому уровню образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, по каждому виду и направленности (профилю) образовательных программ с учетом форм обучения, федеральных государственных требований (при их наличии), типа образовательной организации, сетевой формы реализации образовательных программ, образовательных технологий, специальных условий получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, обеспечения дополнительного профессионального образования педагогическим работникам, обеспечения безопасных условий обучения и воспитания, охраны здоровья обучающихся, а также с учетом иных предусмотренных Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" особенностей организации и осуществления образовательной деятельности (для различных категорий обучающихся), за исключением образовательной деятельности, осуществляемой в соответствии с образовательными стандартами, в расчете на одного обучающегося.
Статьей 15 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что бюджет муниципального образования (местный бюджет) предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования.
В местных бюджетах в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации раздельно предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств муниципальных образований, возникающих в связи с осуществлением органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения, и расходных обязательств муниципальных образований, исполняемых за счет субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации для осуществления отдельных государственных полномочий.
Согласно ч. 1 ст. 154 Бюджетного кодекса РФ исполнительные органы государственной власти (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований) обеспечивают составление проекта бюджета (проекта бюджета и среднесрочного финансового плана), вносят его с необходимыми документами и материалами на утверждение законодательных (представительных) органов, разрабатывают и утверждают методики распределения и (или) порядки предоставления межбюджетных трансфертов, обеспечивают исполнение бюджета и составление бюджетной отчетности, представляют отчет об исполнении бюджета на утверждение законодательных (представительных) органов, обеспечивают управление государственным (муниципальным) долгом, осуществляют иные полномочия, определенные настоящим Кодексом и (или) принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.
Администрацией Партизанского муниципального района, как учредителем образовательного учреждения и лицом, ответственным за формирование бюджета муниципального образования, должно осуществляться финансирование прохождения медицинских осмотров педагогическими работниками образовательного учреждения.
Проведение периодического медицинского осмотра педагогических работников должно быть обеспечено на стадии формирования бюджетов.
Суд считает, что понесенные расходы работником связанные с оплатой медицинской услуги за счет собственных средств, должны быть компенсированы работодателем. В виду отсутствия финансирования со стороны администрации Партизанского муниципального района на данные расходы, требования прокурора <адрес> подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 175- 180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление прокурора <адрес> в защиту прав, свобод и законных интересов Хуснуллиной Т.В. к администрации Партизанского муниципального района о возложении обязанности- удовлетворить.
Возложить на администрацию Партизанского муниципального района обязанность по обеспечению финансирования МКОУ «Общая образовательная школа» <адрес> в целях компенсации понесенных Хуснуллиной Т.В. расходов по прохождению обязательного медицинского осмотра в размере <данные изъяты>., в течение 2 месяцев, со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение суда может быть обжаловано в течение месяца в Приморский краевой суд, через Партизанский районный суд со дня составления мотивированного решения суда.
Судья Вахрушева О.А.