11RS0009-01-2022-000345-57
Дело № 2а-226/2022
Решение
Именем Российской Федерации
Княжпогостский районный суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Мишиной О.Н.,
при секретаре судебного заседания Гариповой И.А.,
с участием прокурора Поколинской Л.И.,
административного ответчика - Каракчиевой Т.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Емве 21 апреля 2022 года административное дело по административному иску прокурора Княжпогостского района Республики Коми в интересах РФ и МО СП «Серегово» к Совету МО СП «Серегово» о признании незаконным решение Совета сельского поселения «Серегово» от 16.12.2021 № 5-3/2 «О рассмотрении вопроса по внешнему совместительству главы СП «Серегово», обязании Совета МО СП «Серегово» на ближайшей после вступления в законную силу решения суда сессии отменить решение Совета МО СП «Серегово» от 16.12.2021 № 5-3/2,
установил:
прокурор Княжпогостского района Республики Коми обратился в суд в интересах РФ и МО СП «Серегово» к Совету МО СП «Серегово» с административным исковым заявлением о признании незаконным решение Совета сельского поселения «Серегово» от 16.12.2021 № 5-3/2 «О рассмотрении вопроса по внешнему совместительству главы СП «Серегово», обязании Совета МО СП «Серегово» на ближайшей после вступления в законную силу решения суда сессии отменить решение Совета МО СП «Серегово» от 16.12.2021 № 5-3/2.
На основании определения суда от 30.03.2022 к участию в деле в качестве заинтересованного лица, привлечена Администрация Главы Республики Коми.
Прокурор в судебном заседании поддержал заявленные требования и доводы, указанные в иске.
Представитель Совета МО СП «Серегово» в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания.
Каракчиева Т.Г. в судебном заседании не согласилась с заявленными требованиями.
Представитель Администрации Главы Республики Коми в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствии. В представленном суду возражении указано, что требования прокурора Княжпогостского района Республики Коми заявлены обоснованно и подлежат удовлетворению.
Суд в соответствии со статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определил рассмотреть дело при имеющейся явке.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит административное исковое заявление, подлежащим удовлетворению, в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, которая в каждом конкретном деле осуществляется в одной из форм отправления правосудия, в том числе путем обжалования в суд решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц (часть 2).
В силу пункта 2 части 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном данным кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, должностных лиц, порядок производства по которым предусмотрен главой 22 названного кодекса.
Положения части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предоставляют гражданину право обратиться в суд с требованиями об оспаривании действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, если он полагает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов.
Правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты (часть 1 статьи 4 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ).
Структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (часть 1 статьи 34 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ).
В соответствии с ч. 4 ст. 7 Федерального закона № 131-ФЗ муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 36 Федерального закона № 131-ФЗ глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Глава муниципального образования подконтролен и подотчетен населению и представительному органу муниципального образования.
В силу требований ст. 2 Федерального закона № 131-ФЗ лицом, замещающим муниципальную должность, является депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, член избирательной комиссии муниципального образования, действующей на постоянной основе и являющейся юридическим лицом, с правом решающего голоса, работающий в комиссии на постоянной (штатной) основе.
Статьей 30 Устава сельского поселения «Серегово» установлено, что глава сельского поселения «Серегово» является высшим должностным лицом поселения, избирается Советом поселения из своего состава тайным голосованием на заседании Совета поселения сроком на пять лет и осуществляет свои полномочия на постоянной профессиональной основе и одновременно является председателем Совета поселения и руководителем администрации поселения. Глава поселения в пределах его компетенции подконтролен и подотчетен населению непосредственно и Совету поселения.
В силу требований ч. 4.1 ст. 36 Федерального закона № 131-ФЗ глава муниципального образования должен соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены в том числе Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее - Федеральный закон № 273-ФЗ).
В соответствии с п. 3 ч. 3 ст. 12.1 Федерального закона № 273-ФЗ лица, замещающие муниципальные должности и осуществляющие свои полномочия на постоянной основе, если федеральными конституционными законами или федеральными законами не установлено иное, не вправе заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.
Из материалов дела следует, что Решением Совета сельского поселения «Серегово» от 10.10.2021 № 5-1/4 главой сельского поселения «Серегово» (председателем Совета и руководителем администрации поселения) избрана Каракчиева Т. Г..
Советом сельского поселение «Серегово» 16.12.2021 рассмотрено заявление главы сельского поселения «Серегово» о решении вопроса по внешнему совместительству. Принято решение разрешить главе поселения «Серегово» Каракчиевой Т.Г. заниматься творческой деятельностью в должности художественного руководителя филиала «Дом культуры» с. Серегово МАУ «Княжпогостский РДК» на 0,5 ставки с 16 декабря 2021 года по совместительству.
Администрацией сельского поселения «Серегово» 26.12.2011 создано муниципальное автономное учреждение культуры «Дом культуры» с. Серегово (далее - МАУК «ДК» с. Серегово), которое согласно сведениям из Единого государственного реестра юридических лиц, с 07.02.2020 возобновило свою деятельность после незавершенной процедуры ликвидации юридического лица (решение от 12.11.2013).
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона № 131 -ФЗ органы местного самоуправления поселений обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществлению финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями; установлению тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, и работы, выполняемые муниципальными предприятиями и учреждениями.
Органы местного самоуправления, осуществляющие функции и полномочия учредителя, определяют цели, условия и порядок деятельности муниципальных предприятий и учреждений, утверждают их уставы, назначают на должность и освобождают от должности руководителей данных предприятий и учреждений, заслушивают отчеты об их деятельности в порядке, предусмотренном уставом муниципального образования (ст. 51 Федерального закона № 131-ФЗ).
Согласно ч. 3 ст. 10 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» надзор за деятельностью автономной некоммерческой организации осуществляют ее учредители в порядке, предусмотренном ее учредительными документами.
В соответствии с п. 1.1, 1.5 Устава МАУК «ДК» с. Серегово учреждение является некоммерческой организацией, созданной администрацией сельского поселения с. Серегово для оказания услуг, в целях осуществления полномочий органов местного самоуправления в сфере культуры. Полномочия учредителя учреждения осуществляет администрация сельского поселения «Серегово».
Согласно пп.4.1, 4.8, 6.4 Устава к полномочиям Учредителя относится: формирование имущества и финансовых ресурсов учреждения, полномочия по управлению учреждением, в том числе назначение руководителя автономного учреждения и прекращение его полномочий, а также заключение и прекращение трудового договора с ним; осуществление контроля за деятельностью учреждения путем предоставления директором отчетов об исполнении муниципального задания, отчетов о деятельности учреждения; согласование совершения сделок с имуществом учреждения; утверждение фонда оплаты труда; согласование штатного расписания учреждения.
Согласно ч. 4.1 ст. 12.1 Федерального закона № 273-ФЗ лица, замещающие муниципальные должности, обязаны сообщать в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, а также принимать меры по предотвращению или урегулированию такого конфликта.
В силу требований ч. 1 ст. 10 Федерального закона № 273-ФЗ под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей.Под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, каких-либо выгод (преимуществ) лицом и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями (ч. 2 ст. 10 Федерального закона № 273-ФЗ).
Согласно ч. 1, 2, 4, 5 ст. 11 Федерального закона № 273-ФЗ лицо, указанное в ч. 1 ст. 10 указанного закона, обязано принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов.
Лицо, указанное в ч. 1 ст. 10 указанного Федерального закона, обязано уведомить в порядке, определенном представителем нанимателя (работодателем) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно.
Предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в изменении должностного или служебного положения лица, являющегося стороной конфликта интересов, его отстранении от исполнения должностных (служебных) обязанностей, отводе или самоотводе, в отказе его от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов.
Непринятие лицом, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение указанного лица в соответствии с законодательством Российской Федерации (ч. 6 ст. 11 Федерального закона № 273-ФЗ).
Прокуратурой Княжпогостского района проведена проверка соответствия требованиям действующего законодательства решения Совета сельского поселения «Серегово» от 16.12.21 №5-3/2 «О рассмотрении вопроса по внешнему совместительству главы сельского поселения «Серегово» по результатам которой прокуратурой Княжпогостского района Совету сельского поселения «Серегово» 24.01.2022 внесен протест на решение Совета сельского поселения «Серегово» от 16.12.2021 года №5-3/2 «О рассмотрении вопроса по внешнему совместительству главы сельского поселения «Серегово» в котором указано, что руководствуясь ст.ст. 22,23 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» требуют рассмотреть настоящий протест на ближайшей сессии Совета сельского поселения «Серегово». О дате рассмотрения протеста уведомить прокуратуру района. Решение Совета сельского поселения «Серегово» от 16.12.2021 года №5-3/2 «О рассмотрении вопроса по внешнему совместительству главы сельского поселения «Серегово». О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщить прокурору района в письменной форме.
Суду представлен протокол проведения седьмой внеочередной сессии Совета сельского поселения «Серегово» 5 созыва от 04 апреля 2022 года, из текста которого следует, что решение о совместительстве Каракчиевой Т.Г. оставить без изменения.
Квалификационные характеристики работников культуры установлены в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденном Приказом Минздравсоцразвития России от 30.03.2011 N 251н, - раздел "Квалификационные характеристики должностей работников культуры, искусства и кинематографии" (далее - ЕКС).
Согласно ЕКС квалификационные характеристики могут применяться в организациях культуры, искусства, кинематографии в качестве нормативного документа прямого действия или служить основой для разработки должностных инструкций, конкретизирующих должностные обязанности каждого работника с учетом особенностей организации производственно-творческого процесса и системы управления.
Должность «Художественный руководитель" отнесена к разделу 2.2. Справочника "Художественный персонал".
В Должностные обязанности входит руководство в пределах полномочий, определенных учредительными документами и (или) трудовым договором, творческой деятельностью организации исполнительских искусств, неся ответственность за художественно-творческие результаты деятельности организации. Организует работу и взаимодействие артистического и художественного персонала, структурных подразделений художественно-творческой части, направляет их деятельность на развитие и совершенствование творческо-производственного процесса с целью создания наиболее благоприятных условий для коллективного творчества с учетом конкретных художественных и социальных задач. Обеспечивает художественное качество репертуара, определяет готовность спектаклей и принимает решение об их публичном исполнении. Обеспечивает совместно с директором (генеральным директором) выполнение организацией обязательств перед зрителями (слушателями), творческими работниками организации, авторами и исполнителями используемых произведений (фонограмм), а также другими партнерами по творческой деятельности. Принимает меры по обеспечению организации квалифицированными творческими кадрами, рациональному использованию и развитию их профессиональных знаний и умений, созданию безопасных и благоприятных условий труда для их жизни и здоровья, соблюдению требований законодательства о труде. Участвует со стороны работодателя организации в разработке, заключении и выполнении коллективного договора. Обеспечивает соблюдение трудовой и творческой дисциплины работников художественно-творческого состава организации. Поручает ведение отдельных направлений творческой деятельности другим работникам художественно-творческой части.
С учетом анализа вышеуказанных нормативных актов и установленных обстоятельств суд приходит к выводу, что у главы сельского поселения «Серегово» в случае трудоустройства в МАУК «ДК» с. Серегово возникнет личная заинтересованность, связанная с возможностью получения дохода, которая может повлиять на надлежащее исполнение ею своих обязанностей, поскольку она как руководитель учредителя - администрации СП «Серегово», обладает полномочиями по отношению к МАУК «ДК» с. Серегово, предусмотренными законодательством и Уставом указанного юридического лица, в том числе, по финансированию, формированию штата, муниципального задания учреждения, приему на работу, установлению заработной платы стимулирующих и премиальных выплат директору, который, в свою очередь устанавливает такие выплаты Каракчиевой Т.Г.
Порядок сообщения лицами, замещающими муниципальные должности в муниципальном образовании муниципального района «Княжпогостский» муниципальных образованиях сельских поселений, расположенных в границах муниципального образования муниципального района «Княжпогостский», муниципальными служащими администрации муниципального образования муниципального района «Княжпогостский» о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, утвержден постановлением администрации муниципального района «Княжпогостский» от 19.07.2016 № 271 (далее — Порядок).
Согласно п. 1 Порядка сообщение подается в срок не позднее одного рабочего дня с момента, как лицу стало известно о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, и оформляется в письменной форме в виде уведомления о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов (далее - Уведомление).
В силу требований п. 4 Порядка Уведомления лиц, замещающих муниципальные должности, рассматриваются комиссией муниципального образования муниципального района «Княжпогостский» по противодействию коррупции» (далее - Комиссия).
Согласно п. 45 Положения о Комиссии по противодействию коррупции муниципального района «Княжпогостский», утв. постановлением администрации муниципального района «Княжпогостский» от 19.07.2016 № 271, Комиссия по результатам рассмотрения Уведомления и мотивированного заключения, подготовленного специалистом кадровой службы администрации принимает одно из следующих решений:
а) признать, что при исполнении лицом, замещающим муниципальную должность, муниципальным служащим, замещающим должность руководителя администрации муниципального образования по контракту, замещавшего должность исполняющего обязанности руководителя администрации муниципального образования по контракту руководителем муниципального учреждения, должностных обязанностей конфликт интересов отсутствует;
б) признать, что при исполнении лицом, замещающим муниципальную должность, муниципальным служащим, замещающим должность руководителя администрации муниципального образования по контракту, замещавшего должность исполняющего обязанности руководителя администрации муниципального образования по контракту, руководителем муниципального учреждения должностных обязанностей личная заинтересованность приводит или может привести к конфликту интересов. В этом случае Комиссия рекомендует лицу, замещающему муниципальную должность, муниципальному служащему, руководителю муниципального учреждения и (или) Главе муниципального района, Представительному органу соответствующего муниципального образования, Работодателю, уполномоченному назначать на должность руководителя муниципального учреждения, принять меры по урегулированию конфликта интересов или по недопущению его возникновения;
в) признать, что лицо, замещающее муниципальную должность муниципальный служащий, замещающий должность руководителя администрации муниципального образования по контракту, замещавшего должность исполняющего обязанности руководителя администрации муниципального образования по контракту, руководитель муниципального учреждения не соблюдал требования об урегулировании конфликта интересов. В этом случае Комиссия рекомендует представительному органу соответствующего муниципального образования применить к лицу замещающему муниципальную должность, конкретную меру ответственности.
С учетом вышеизложенного, вопрос о возможности трудоустройства в МАУК «ДК» с. Серегово подлежит рассмотрению на заседании Комиссии на основании Уведомления главы сельского поселения «Серегово».
Административным ответчиком не представлены доказательства, подтверждающие, что Комиссией такое решение принималось.
Таким образом, Советом сельского поселения «Серегово» при отсутствии полномочий, предусмотренных ст. 35 Федерального закона № 131-ФЗ, Уставом сельского поселения «Серегово, а также в нарушение требований Федерального закона № 273-ФЗ принято незаконное решение о даче согласия на выполнение главой поселения иной оплачиваемой работы по внешнему совместительству в МАУК «ДК» с. Серегово.
С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению, поскольку обжалуемое решение является незаконным, влечет подрыв авторитета органов местного самоуправления, противоречит основным принципам государственной политики в сфере противодействия коррупции, установленному порядку предотвращения и урегулирования конфликта интересов, нарушая тем самым как интересы муниципального образования сельского поселения «Серегово», так и Российской Федерации в целом.
Руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административное исковое заявление прокурора Княжпогостского района Республики Коми в интересах РФ и МО СП «Серегово» к Совету МО СП «Серегово» о признании незаконным решение Совета сельского поселения «Серегово» от 16.12.2021 № 5-3/2 «О рассмотрении вопроса по внешнему совместительству главы СП «Серегово», обязании Совета МО СП «Серегово» на ближайшей после вступления в законную силу решения суда сессии отменить решение Совета МО СП «Серегово» от 16.12.2021 № 5-3/2 удовлетворить.
Признать незаконным решение Совета сельского поселения «Серегово» от 16.12.2021 № 5-3/2 «О рассмотрении вопроса по внешнему совместительству главы сельского поселения «Серегово».
Обязать Совет сельского поселения «Серегово» на ближайшей после вступления в законную силу решения суда сессии отменить решение Совета сельского поселения «Серегово» от 16.12.2021 № 5-3/2 «О рассмотрении вопроса по внешнему совместительству главы сельского поселения «Серегово».
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Княжпогостский районный суд Республики Коми.
Вступившее в законную силу решение суда, при условии его обжалования в апелляционном порядке, может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу путем подачи кассационной жалобы через Княжпогостский районный суд Республики Коми.
Мотивированное решение изготовлено 29 апреля 2022 года.
Судья О.Н. Мишина