Дело № 2а-1272/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Волхов 24 сентября 2019 года
Волховский городской суд Ленинградской области в составе:
председательствующего судьи Лахно Д.Г.,
с участием представителя административного истца Рогова О.В., представителя административного ответчика Ненюковой Л.А.,
при секретаре Бараусове Р.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению административного истца Шубина М.С. к Администрации муниципального образования Новоладожское городское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области о признании незаконным решения, принятого административным ответчиком, и обязании его совершить определенные действия в целях устранения допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца
установил:
Шубин М.С. обратился в суд Администрации Новоладожского городского поселения Волховского муниципального района Ленинградской области с требованиями:
- признать незаконным Уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке № ****** от 04.07.2019, вынесенное Главой Администрации МО Новоладожское городское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области.
- обязать Администрацию МО Новоладожское городское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области повторно рассмотреть Уведомление Шубина М.С. о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома от 25.06.2019.
В обоснование исковых требований истец указал, что ему на праве аренды, принадлежит земельный участок площадью 757 кв.м, с кадастровым номером № ******, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства, находящийся по адресу: ******, что подтверждается договором аренды земельного участка № ****** от 28.02.2013, зарегистрированным Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области 21.03.2013, который, как указано в ответе административного ответчика № ****** от 11.07.2019 в силу ст. 621 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) и пункта 6.4 указанного договора аренды считается продленным на неопределенный срок. Решив построить на арендованном земельном участке жилой дом – объект индивидуального жилищного строительства. В соответствии со ст. 51.1. Градостроительного Кодекса Российской Федерации (далее ГрК РФ) 25.06.2019 он обратился в Администрацию Новоладожского городского поселения Волховского муниципального района Ленинградской области с уведомлением о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома. 04.07.2019 административный ответчик вынес Уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке № ****** (далее в тексте Уведомление). Вышеуказанным Уведомлением административный ответчик уведомил его о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке по следующим основаниям: земельный участок расположен в санитарно-защитной зоне сибиреязвенного скотомогильника согласно Правилам землепользования и застройки города Новая Ладога, утвержденным приказом комитета по архитектуре и градостроительству Ленинградской области № ****** от 27.06.2017. Административный истец полагает, что Уведомление является необоснованным и незаконным по следующим основаниям: Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области в своем ответе № ****** от 25.02.2019 на обращение Гаевского В.А. сообщило, что государственным бюджетным учреждением Ленинградской области «Станция по борьбе с болезнями животных Волховского и Киришского районов» - балансодержателем земельного участка, на котором расположен скотомогильник, не проведена установленная законом процедура установления санитарно-защитной зоны, в соответствии с чем, санитарно-защитная зона для данного объекта не установлена. При несоблюдении законного порядка установления санитарно-защитной зоны скотомогильника отображение в документах градостроительного зонирования санитарно-защитной зоны объекта противоречит действующему законодательству. Отображение в градостроительных документах нормативной санитарно-защитной зоны скотомогильников (в том числе по назначению) не предусмотрено. Поскольку постановление об утверждении санитарно-защитной зоны скотомогильника, расположенного по адресу: ****** Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации не принималось, проект санитарно-защитной зоны с обоснованием ее размеров отсутствует, отображение в Правилах землепользования и застройки санитарно-защитной зоны, не утвержденной в установленном порядке, противоречит актам большей юридической силы. Таким образом в настоящее время нормативные документы, регламентирующие размер и порядок установления санитарно-защитной зоны имеющегося в г. Новая Ладога сибиреязвенного скотомогильника, отсутствуют, и санитарно-защитная зона данного скотомогильника не установлена. Административный истец полагает, что произошло ущемление жилищных прав административного истца в результате вынесенного административным ответчиком Уведомления, выразившееся в невозможности осуществления строительства жилого дома на принадлежащем ему на праве аренды земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства. Административный ответчик нарушил его право осуществить строительство жилого дома на арендуемом земельном участке, в связи с чем Уведомление, как несоответствующие требованиям закона и препятствующие осуществлению административным истцом его соответствующих прав, подлежит отмене.
В судебное заседание административный истец Шубин М.С. не явился доверив представлять свои интересы представителю Рогову О.В., который требования административного истца поддержал в полном объеме.
Представитель административного ответчика Администрации МО Новоладожское городское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области Ненюкова Л.А., возражала против удовлетворения требований административного истца, считает, что принятое Администрацией МО Новоладожское городское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области решение соответствует действующему законодательству.
Заинтересованные лица Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области и ГБУ Ленинградской области «Станция по борьбе с болезнями животных Волховского и Киришского районов» извещенные о месте и времени судебного заседания в суд своих представителей не направили ходатайств не представили.
Суд, с учетом мнения явившихся участников судебного разбирательства, определил возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся административного истца и представителей заинтересованных лиц, извещенных о месте и времени судебного заседания.
Суд, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, обозрев материалы административного дела Волховского городского суда № 2а-272/2018 приходит к следующему.
Шубину М.С., на основании договора аренды земельного участка № ****** от 28.02.2013, зарегистрированного Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области, принадлежит право пользования земельным участок площадью 757 кв.м, с кадастровым номером № ******, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства, находящийся по адресу: ******.
Доказательств расторжения Договора аренды сторонами суду не представлено.
Решением Совета депутатов муниципального образования Новоладожское городское поселение от 25.11.2011 № ****** утверждены Правила землепользования и застройки территории города Новая Ладога муниципального образования Новоладожское городское поселение, согласно которым охранная зона скотомогильника составила 100 метров.
Из сведений, направленных 05.05.2017 и.о. начальника Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Ленинградской области в Волховском, Лодейнопольском и Подпорожских районах главе администрации Новоладожского городского поселения Волховского муниципального района Ленинградской области следует, что по адресу: ******, находится сибиреязвенный скотомогильник, в связи с чем в соответствии с требованиями СапПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» он просит внести изменения в схему зон с особыми условиями использования по экологическим условиям и нормативному режиму хозяйственной деятельности в части размера санитарно-защитной зоны 1000 метров; указывая, что размеры санитарно-защитных зон являются ориентировочными и для установления окончательной зоны санитарной защиты необходима разработка проектов санитарно-защитной зоны, с проведением необходимых замеров.
Приказом комитета по архитектуре и градостроительству Ленинградской области от 27.06.2017 № ****** «Об утверждении внесения изменений в Правила землепользования и застройки применительно к части территории муниципального образования Новоладожское городское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области - населенного пункта города Новая Ладога» в Правила внесены изменения. На карте границ зон с особыми условиями использования территорий, прилагаемой к Правилам землепользования и застройки, обозначены скотомогильник и окружающая его санитарно-защитная зона в размере 1000 метров.
Согласно указанным документам, земельный участок, находящийся в пользовании Шубина М.С., расположенный по адресу: ******, находится в санитарно-защитной зоне.
25.06.2019 Шубин М.С. обратился в Администрацию МО Новоладожское городское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области с уведомлением о планируемом строительстве на указанном земельном участке, что соответствует целевому назначению и разрешенным видам использования земельного участка.
Уведомлением № ****** от 04.07.2019, вынесенного Главой администрации муниципального образования Новоладожское городское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области, ему отказано в планируемом строительстве в связи с нахождением земельного участка в санитарно-защитной зоне сибиреязвенного скотомогильника.
Согласно материалам дела сибиреязвенный скотомогильник, расположенный по адресу: ******, на земельном участке с кадастровым номером № ******, организован в связи с захоронением в 1946 году одной туши крупного рогатого скота и в настоящее время законсервирован.
Наличие в городе Новая Ладога сибиреязвенного скотомогильника подтверждено сведениями из журнала эпизоотического состояния № 3 Волховского района Ленинградской области и копиями актов от 25.02.2010, 20.04.2011 и 04.03.2011, зафиксировавшими наличие скотомогильника и надписи на металлической табличке «Сибиреязвенный скотомогильник» «Проход и проезд запрещены».
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 19.02.2019 на данный земельный участок с 22.12.2015 зарегистрировано право собственности Государственного бюджетного учреждения Ленинградской области «Станция по борьбе с болезнями животных Волховского и Киришских районов», с видом разрешенного использования: специальное.
Статьей 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее ГрК РФ) предусмотрено, что законодательство о градостроительной деятельности включает Кодекс, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить ГрК РФ.
Санитарно-защитные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, относятся к зонам с особыми условиями использования территорий (п. 4 ст. 1 ГрК РФ) и отображаются на картах в составе материалов по обоснованию генерального плана (п.п. 7 ч. 8 ст. 23 ГрК РФ). Кроме того, характеристики зон с особыми условиями использования территорий включаются в положение о территориальном планировании генерального плана, в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением объектов местного значения (п. 1 ч. 4 ст. 23 ГрК РФ), а также в материалы по обоснованию генерального плана в текстовой форме, если установление таких зон требуется в связи с размещением объектов федерального, регионального или местного значения (п. 4 и п. 5 ч. 7 ст. 23 ГрК РФ).
Границы зон с особыми условиями использования территорий в обязательном порядке отображаются на карте градостроительного зонирования, входящей в состав правил землепользования и застройки, а также могут отображаться на отдельных картах (ч. 5 ст. 30 ГрК РФ).
В сфере градостроительства применяется, в том числе постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.09.2007 № 74, которым введены в действие СанПиН 2.2.1./2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (далее - СанПиН).
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 13.05.2010 № 56 «Об утверждении СП 3.1.7.2629-10» (вместе с «СП 3.1.7.2629-10. Профилактика сибирской язвы. Санитарно-эпидемиологические правила» (далее - СП 3.1.7.2629-10) скотомогильники отнесены к почвенным очагам (пункт 2.8.4).
Разделом 7 СанПиН скотомогильники отнесены к 1 классу санитарной классификации промышленных объектов и производств тепловых электрических станций, складских зданий и сооружений и для них определен ориентировочный размер санитарно-защитной зоны 1000 м (п. 7.1.12). Такой же ориентировочный характер установления размера санитарно-защитной зоны указан в п. 5.4 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Минсельхозпродом Российской Федерации от 04.12.1995 № 13-7-2/469.
Размеры и границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны. Разработка проекта санитарно-защитной зоны для объектов I - III класса опасности является обязательной (п. 3.1, п. 3.10 СанПиН).
Порядок установления размеров санитарно-защитной зоны предусмотрен разделом IV указанных СанПиН и предусматривает установление, изменение размеров установленных санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств I и II класса опасности Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации на основании: предварительного заключения Управления Роспотребнадзора по субъекту Российской Федерации; действующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов; экспертизы проекта санитарно-защитной зоны с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух (шум, вибрация, электромагнитные поля (ЭМП) и др.), выполненной аккредитованными организациями; оценки риска здоровью населения.
Таким образом, для установления санитарно-защитной зоны скотомогильника необходимо издание Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации.
Сведений о наличии такого постановления, а так же о наличии предварительного заключения и иных документов, необходимых для его издания, суду не представлено.
Суд также учитывает, что вступили в силу Правила установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2018 № 222, согласно п. 1 которых санитарно-защитные зоны устанавливаются, как в отношении планируемых к строительству и реконструируемых, так и в отношении действующих объектов капитального строительства, являющихся источниками химического, физического, биологического воздействия на среду обитания человека.
Согласно п. 3 и п.14 Правил решение об установлении, изменении или о прекращении санитарно-защитной зоны в отношении объектов 1 и 2 класса опасности принимает Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека на основании заявления правообладателя объекта, к которому (в случае установления или изменения санитарно-защитной зоны) прилагается проект санитарно-защитной зоны и экспертное заключение о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы в отношении проекта санитарно-защитной зоны.
Таким образом, действующими нормативно-правовыми актами определен порядок установления санитарно-защитных зон, предусматривающий разработку проекта санитарно-защитной зоны, а также выдачу санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии нормативов и проектов санитарным правилам и принятие решения об установлении санитарно-защитной зоны. При несоблюдении данного порядка отображение в документах градостроительного зонирования санитарно-защитной зоны объекта противоречит действующему законодательству. Отображение в градостроительных документах нормативной санитарно-защитной зоны скотомогильников (в том числе не эксплуатируемых по назначению) не предусмотрено.
Поскольку постановление об утверждении санитарно-защитной зоны скотомогильника, расположенного по адресу: ******, Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации не принималось, проект санитарно-защитной зоны с обоснованием ее размеров суду не представлен, отображение в Правилах землепользования и застройки санитарно-защитной зоны, не утвержденной в установленном порядке, противоречит актам большей юридической силы. Таким образом, в настоящее время нормативные документы, регламентирующие размер и порядок установления санитарно-защитной зоны имеющегося сибиреязвенного скотомогильника, отсутствуют, и санитарно-защитная зона скотомогильника не установлена.
К полномочиям органов местного самоуправления вопросы установления размера и границ санитарно-защитных зон в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Федеральным законом от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» не относятся.
При таких обстоятельствах Уведомление о несоответствии указанных параметров объекта индивидуального жилищного строительства на принадлежащем Шубину М.С. земельном участке установленным параметрам, поскольку земельный участок расположен в санитарно-защитной зоне сибиреязвенного скотомогильника, является незаконным, в связи с чем в данной части требования административного истца подлежат удовлетворению.
Согласно п.1 ч.3 ст.227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца.
Согласно ч.4 ст.51 ГрК РФ разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, в связи с чем Администрация МО Новоладожское городское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области наделена полномочиями по выдаче разрешений на строительство.
Суд полагает, что права заявителя на получение законного и мотивированного ответа подлежат восстановлению путем возложения на администрацию МО Новоладожское городское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области обязанности повторно рассмотреть заявление Шубина М.С. с учетом обстоятельств, установленных в решении суда и документов территориального планирования, принятых органами местного самоуправления.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования административного истца удовлетворить.
Признать незаконным Уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке № ****** от 04.07.2019, вынесенного Главой администрации муниципального образования Новоладожское городское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области.
Обязать Администрацию муниципального образования Новоладожское городское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области повторно рассмотреть Уведомление Шубина М.С. от ****** о планируемом строительстве на земельном участке с кадастровым номером № ******, расположенном по адресу: ******. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ленинградский областной суд с подачей жалобы через Волховский городской суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения суда.
Судья –
Мотивированное решение суда с учетом выходных дней составлено 30 сентября 2019 года.
Судья –