Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
17 января 2018г. г.Нерчинск
Нерчинский районный суд Забайкальского края
В составе:
Председательствующего, судьи Васильевой Л.Д.
При секретаре Ермишкиной А.А.
С участием :
Представителя административного истца, помощника прокурора Нерчинского района Забайкальского край Плотниковой Н.В.
Представителя административного ответчика Александрова А.А.
Рассмотрев в открытом судебном заседании
Дело № 2а-71/ 2018 по административному иску прокурора Нерчинского района Забайкальского края в порядке ст.39 КАС РФ в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения «Знаменское» муниципального района «Нерчинский район» Забайкальского края о признании незаконным бездействия, выраженного в невыполнении требований законодательства о готовности к пожароопасному периоду, понуждении к действию
У с т а н о в и л:
Прокурор Нерчинского района обратился в суд с настоящим иском ссылаясь на следующие обстоятельства. Прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства в сфере охраны лесов от пожаров в части наличия источником наружного противопожарного водоснабжения в поселениях района. Согласно информации, предоставленной в прокуратуру района ПСП № 26 ФГКУ «3отряд ФПС по Забайкальскому краю» в с. Беломестново сельского поселения «Знаменское» отсутствуют искусственные источники водоснабжения.
Дело рассмотрено по существу.
Представитель административного истца, помощник прокурора Плотникова Н.В. изложив обстоятельства в соответствии с административным иском просил суд требования прокурора удовлетворить и признать бездействие администрации сельского поселения «Знаменское» муниципального района «Нерчинский район» Забайкальского края в части не принятия мер по оснащению территории с.Беломестново сельского поселения «Знаменское» источником наружного противопожарного водоснабжения незаконным. Обязать администрацию сельского поселения «Знаменское» муниципального района «Нерчинский район» Забайкальского края в срок до 31.03.2018г. оснастить территорию с. Беломестново сельского поселения «Знаменское» источником наружного противопожарного водоснабжения-резервуаром объемом не менее 10 тонн, в границах населенного пункта. В процессе судебного разбирательства представитель административного истца уточнила предлагаемый срок исполнения административным ответчиком решения суда и просила указать, что решение подлежит исполнению в срок до 01.09.2018г. с учётом доводов представителя ответчика.
Представитель административного ответчика, глава сельского поселения «Знаменское» А.А. Александров требования прокурора признал частично. Не отрицая, что искусственные источники водоснабжения в с. Беломестново отсутствуют, пояснил, что есть река Нерча, есть возможность брать воду из реки. Понимает, что оснастить территорию с. Беломестново искусственным источником наружного противопожарного водоснабжения администрация обязана, но это невозможно т.к. в бюджете поселения средств которые потребуются на исполнение решения суда, нет. Счета арестованы, в первую очередь выплачивается заработная плата. Финансовые возможности отсутствуют. Предлагаемый прокурором срок не реальный.
Допрошенный в качестве свидетеля по ходатайству административного истца начальник ПСЧ-26 ФГКУ "3отряд ФПС по Забайкальскому краю» В.Е.М. подтвердил, что была проведена проверка по результатам которой установлено отсутствие искусственного водоисточника противопожарного водоснабжения. в с. Беломестново. То обстоятельство, что в непосредственной близости протекает река Нерча не освобождает администрацию сельского поселения от обязанности оборудовать искусственный источник водоснабжения, резервуар емкостью 10 тонн это минимальные требования. С реки Нерча забор воды для пожаротушения спецтехникой невозможен в период ледохода весной и в период ледостава осенью, осложнен и в зимний период. Требования общеобязательны, поскольку администрация обязана обеспечить условия для заправки пожарного автомобиля водой в любое время года.
Выслушав объяснения сторон, свидетеля, суд исследовав материалы дела, пришел к следующему.
Согласно пункту 9 части 1 и части 3 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения сельского поселения относится, в том числе обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
В силу статьи 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относится, в том числе, создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях, а также оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем.
На основании части 4 статьи 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 названного Федерального закона.
В соответствии со статьей 63 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности первичные меры пожарной безопасности включают в себя, в том числе: реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности.
Здания и сооружения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров.
В качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы (в том числе питьевые, хозяйственно-питьевые, хозяйственные и противопожарные) - части 1, 2 статьи 62 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности.
Частями 1, 2 статьи 68 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности установлено, что на территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного противопожарного водоснабжения, к которым относятся: наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами; водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации; противопожарные резервуары.
Согласно пункту 80 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года № 390, органами местного самоуправления поселений и городских округов для целей пожаротушения создаются условия для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях в соответствии со статьей 19 Федерального закона о пожарной безопасности.
Приказом МЧС РФ от 25.03.2009 № 178 утвержден "Свод правил. Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности (СИ 8.13 I 30.2009)" в соответствии с примечанием 1 к пункту 4.1 которого предусмотрено, что наружное противопожарное водоснабжение должно предусматриваться на территории поселений и организаций. Допускается применять наружное противопожарное водоснабжение из искусственных и естественных водоисточников (резервуары, водоемы): населенных пунктов с числом жителей до 5000 человек; отдельно стоящих зданий любого назначения, расположенных вне населенных пунктов, при отсутствии хозяйственно-питьевого или производственного водопровода, обеспечивающего требуемый нормами расход воды на наружное противопожарное водоснабжение; зданий различного назначения при требуемом расходе воды на наружное противопожарное водоснабжение не более 10 л/с; 1- и 2-этажных зданий любого назначения при площади застройки не более площади пожарного отсека, допускаемой нормами для таких зданий.
Пунктом 9.17 Свода правил предусмотрено, что емкости и их оборудование должны быть защищены от замерзания воды.
Очевидным является тот факт, что к полномочиям администрации «Знаменское» сельского поселения отнесено участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения и обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
Вышеназванные положения закона предусматривают возложение на органы местного самоуправления обязанностей по соблюдению правил противопожарной безопасности, в том числе и путем устройства соответствующих источников наружного противопожарного водоснабжения и поддержания их в исправном техническом и пригодном для использования состоянии.
Согласно ст.62 КАС РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Прокурором представлены доказательства, подтверждающие тот факт, что на территории села Беломестново отсутствует искусственный источник наружного противопожарного водоснабжения (л.д. 11-14), что подтвердил в судебном заседании свидетель В.Е.М. Данное обстоятельство не оспорено и представителем административного ответчика.
Требование об установки резервуара объёма не менее 10 тонн так же нашло подтверждение из доказательств, представленных прокурором.
Требования прокурора к административному ответчику основаны на законе.
Нарушения противопожарных требований выявлены и сомнений не вызывают, что указывает на бездействие администрации сельского поселения «Знаменское» в части не принятия мер по оснащению территории с.Беломестново сельского поселения «Знаменское» источником наружного противопожарного водоснабжения.
Не принятия мер по оснащению территории с.Беломестново сельского поселения «Знаменское» источником наружного противопожарного водоснабжения нарушает права неопределенного круга лиц, так как могут повлечь причинение вреда здоровью граждан, угрожать их жизни, привести к уничтожению имущества как лиц, постоянно проживающих на территории с.Беломестново сельского поселения «Знаменское», так и временно находящихся в указанном населенном пункте.
При таких обстоятельствах, в силу вышеприведенных положений закона обязанность по оснащению с.Беломестново искусственным источником противопожарного водоснабжения-резервуаром не менее 10 тонн является обязанностью администрации сельского поселения «Знаменское».
Учитывая, что в судебном заседании нашел подтверждение факт нарушения действующего законодательства о пожарной безопасности, а администрация сельского поселения «Знаменское» в силу перечисленных выше норм права обязана обеспечивать первичные меры пожарной безопасности в границах своего поселения, доказательств обратному не представлено, у суда имеются основания для удовлетворения требований прокурора в полном объёме.
Избранный прокурором способ защиты нарушенного права неопределённого круга лиц так же согласуется с приведёнными выше нормами и требованиями закона.
Доводы представителя администрации Александрова А.А. о наличии естественного источника- реки Нерча не расцениваются судом как основание для отказа в иске. Поскольку как обоснованно заметил свидетель В.Е.М. , возможность для забора воды пожарными машинами из реки Нерча в районе с. Беломестново не всегда существует и фактически исключается в весенний период, когда начинается ледоход, в осенний период, когда лёд на реке еще не окреп.
Административным ответчиком не представлены доказательства, что в зимний период имеются оборудованные проруби, к которым созданы условия для подъезда противопожарной техники.
Доводы представителя ответчика Александрова А.А. об отсутствии у администрации сельского поселения финансовых средств суд находит не состоятельными и во внимание не принимает.
Исполнение органом местного самоуправления обязанности по соблюдению требований пожарной безопасности не может быть поставлено в зависимость от наличия у него в собственности необходимого имущества или достаточности бюджетного финансирования, поскольку это обстоятельство не является юридически значимым для разрешения настоящего спора. Такая обязанность на ответчика возложена приведенными выше нормами законодательства в области обеспечения пожарной безопасности и является его публично-правовой обязанностью.
При установленных обстоятельствах суд принимает решение об удовлетворении требований прокурора в полном объёме.
Обсудив предлагаемый прокурором срок исполнения, административным ответчиком решения суд принимает во внимание следующие обстоятельства. Срок вступления решения суда в законную силу, право административного ответчика обжаловать решение суда, учитывает, что для организации работ, решения финансовых вопросов административному ответчику так же потребуется время, поэтому суд считает целесообразным установить срок исполнения решения до 01.09.2018 года, что соответствует требованиям статьи 187 КАС РФ.
Поскольку как административный истец ( прокурор), так и административный ответчик освобождены от уплаты государственной пошлины- оснований к присуждению с административного ответчика освобожденного от уплаты государственной пошлины судебных расходов не имеется.
Руководствуясь ст.177, ст.187, 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░.39 ░░░ ░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░ ░░ 01.09.2018░. ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░ 10 ░░░░, ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░ –
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ 22 ░░░░░░ 2018░.
░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░