Решение по делу № 2а-348/2017 (2а-6037/2016;) от 25.10.2016

В окончательной форме решение суда принято 23 января 2017 года

Дело № 2а-348/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Ялта 19 января 2017 г.

Ялтинский городской суд Республики Крым в составе председательствующего судьи Кононовой Ю.С., при секретаре Лемешко О.В., с участием истца Романчука О.В., представителя истца – Годжаевой О.В. представителя заинтересованного лица – Шушкина В.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Романчука О. В. к Администрации города Ялта Республики Крым, с участием заинтересованных лиц: Департамент имущественных и земельных отношений Администрации города Ялта, Товарищество собственников жилья «Советская, 74» о признании незаконным постановления,

у с т а н о в и л :

Романчук О.В. обратился в суд с иском к Администрации города Ялта о признании незаконным постановления администрации города Ялта Республики Крым № 2976-п от 16 августа 2016 года.

Исковые требования мотивированы тем, что он является собственником жилого дома литер «И», расположенного по адресу: <адрес>, в связи с чем имеет исключительное право на предоставление ему земельного участка, необходимого для его использования. Однако, постановлением Администрации города Ялта от 16 августа 2016 года ему было отказано в утверждении схемы расположения и предварительном согласовании земельного участка площадью 98 кв. метров, со ссылкой на несоответствие требованиям ст. ст. 36,37 Жилищного Кодекса РФ. Вместе с тем, принадлежащий ему жилой дом не является многоквартирным домом, в связи с чем считает, что отказ противоречит нормам Закона Республики Крым № 66-ЗРК/2015 от 15.01.2015 года, а также статье 11.10 Земельного Кодекса РФ.

В судебном заседании истец и его представитель заявленные исковые требования поддержали в полном объеме, просили удовлетворить иск.

Представитель ответчика Администрации города Ялта Республики Крым, представитель заинтересованного лица Департамента имущественных и земельных отношений в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела были извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили.

От ответчика поступили письменные возражения на иск, в которых указано, что при подготовке проекта постановления об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории возникли сомнения относительно местоположения жилого дома литер «И». Была запрошена информация из МУП «БТИ в гор. Ялта», из которой было установлено, что жилой дом литер «И» расположен на придомовой территории многоквартирного домовладения <адрес>. Поскольку действующим законодательством установлено, что общее имущество многоквартирного дома не подлежит отчуждению, истцу было отказано в предварительном согласовании месторасположения земельного участка для обслуживания индивидуального жилого дома.

Заинтересованным лицом Департаментом имущественных и земельных отношений Администрации города Ялта также представлен письменный отзыв на иск, в котором они просят отказать в удовлетворении исковых требований. Возражения мотивированы тем, что Департаментом было установлено, что домовладение <адрес> находится на придомовой территории многоквартирного дома, которая согласно ст. 36 Жилищного Кодекса РФ является обще й собственностью собственников помещений в таком доме и соответственно не может быть отведена одному лицу.

Представитель заинтересованного лица ТСЖ «Советская, 74» против исковых требований также возражал, пояснил, что жилой дом литер «И» был возведен Романчуком О.В. самовольно, путем реконструкции сарая, который являлся вспомогательным помещением, относящимся к многоквартирному дому <адрес> На сегодняшний день ТСЖ «Советская 74» осуществляет управление многоквартирным домом и с целью формирования придомовой территории ими подготовлена схема расположения земельного участка площадью 2565 кв.м., которая подана на утверждение в Администрацию города Ялта. Поскольку жилой дом литер «И» расположен внутри дома, на его придомовой территории, предоставление земельного участка в личную собственность Романчука О.В. нарушит права иных собственников дома.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации, ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства (далее - КАС РФ) гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии со ст. 52 Устава муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, утвержденного решением Ялтинского городского совета Республики Крым от 19 ноября 2014г. N78 к полномочиям Администрации муниципального образования городской округ Ялта в области использования земли и охраны природы отнесено обеспечение выбора и формирования земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности в порядке установленном Ялтинским городским советом; осуществление управления и распоряжения земельными участками, находящимися в муниципальной собственности в порядке установленном Ялтинским городским советом.

Решением 1-й сессии 1-го созыва Ялтинского городского Совета № 131 от 28.11.2014 года учрежден Департамент имущественных и земельных отношений Администрации города Ялта Республики Крым, утверждено Положение о Департаменте.

В соответствии с п. 1.1 Положения, Департамент имущественных и земельных отношений администрации города Ялты Республики Крым является функциональным органом и входит в структуру администрации города Ялты Республики Крым, осуществляет полномочия в сфере имущественных и земельных отношений в соответствии с Уставом муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым.

В соответствии с п. 2.2 Положения, одной из основных задач Департамента является подготовка материалов по вопросам распоряжения муниципальным имуществом и земельными участками на территории муниципального образования городского округа Ялта.

Судом установлено, что Романчук О.В. обратился в администрацию города Ялта с заявлением, в котором просил утвердить схему расположения земельного участка площадью 98 кв. метров, расположенного по адресу: <адрес> с видом разрешенного использования – индивидуальное жилищное строительство.

В ходе рассмотрения его заявления Департаментом имущественных и земельных отношений Администрации города Ялта была получена информация от Муниципального унитарного предприятия «Бюро технической инвентаризации гор. Ялта» о том, что согласно инвентарного дела, жилой дом литер «И» находится в составе домовладения <адрес>. Данные о присвоении ему отдельного почтового адреса отсутствуют.

Постановлением Администрации города Ялта № 2976-п от 16 августа 2016 года Романчуку О. В. было отказано в утверждении схемы расположения и предварительном согласовании земельного участка площадью 98 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> в связи с несоответствием требованиям ст. ст. 36,37 Жилищного кодекса Российской Федерации и ст. 39.20 Земельного Кодекса Российской Федерации.

В соответствии с ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Таким образом, основанием для удовлетворения административного иска об оспаривании действий и решений органа, наделенного государственными полномочиями должна быть совокупность двух условий: не соответствие оспариваемого решения (действия) нормативному правовому акту, а также нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

Проверяя доводы административного истца о несоответствии вынесенного ответчиком решения требованиям действующего законодательства, судом установлено следующее.

Частью 1 ст. 11.2 Земельного Кодекса Российской Федерации установлено, что земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 11.3 Земельного Кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности может быть осуществлено в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.

Частью 1 ст. 11.10 Земельного Кодекса Российской Федерации установлено, что схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.

Судом установлено, что истцом было подано на утверждение Схему расположения земельного участка с указанием его площади – 98 кв. метров, условный :ЗУ1.

Частью 3 ст. 11.10 Земельного Кодекса установлено, что подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом (ч. 4 ст. 11.10 ЗК).

Порядок подготовки схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и проекта межевания территории утвержден Постановлением Совета Министров Республики Крым № 44 от 16 февраля 2015 года (далее – Порядок № 44).

Согласно п. 2 Порядка № 44, обеспечение подготовки проекта межевания территории, схемы расположения земельного участка осуществляется органом местного самоуправления – в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности соответствующего муниципального образования.

Подготовка схемы расположения земельного участка и проекта межевания территории может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом в случаях, установленных законом (пункт 3 Порядка № 44).

В соответствии с п. 15 Порядка № 44, для утверждения схемы расположения земельного участка заинтересованное лицо обращается в уполномоченный орган с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка.

Орган, уполномоченный на распоряжение земельным участком, в срок не более тридцати календарных дней со дня поступления заявления принимает одно из следующих решений: об утверждении схемы расположения земельного участка; об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка по основаниям, установленным законом (пункт 17 Порядка № 44).

В соответствии с ч. 4 ст. 11.10 ЗК РФ подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом.

Таким образом, действующим законодательством установлено, что подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования может быть обеспечена гражданином только в случае возможности предоставления ему испрашиваемого земельного участка без проведения торгов.

Основания предоставления земельного участка без проведения торгов предусмотрены пунктом 2 статьи 39.3, статьей 39.5, пунктом 2 статьи 39.6, пунктом 2 статьи 39.10.

Согласно пункту 1 ст. 39.20 ЗК Российской Федерации, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

Частью 7 ст. 18 Закона Республики Крым от 15 января 2015 г. N 66-ЗРК/2015 "О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений" установлено, что гражданин Российской Федерации вправе приобрести бесплатно в собственность земельный участок, который находится в его фактическом пользовании, если на таком земельном участке расположен жилой дом, право собственности на который возникло у гражданина до 18 марта 2014 года, либо после указанной даты при условии, что право собственности на жилой дом перешло к гражданину в порядке наследования и право собственности наследодателя на жилой дом возникло до указанной даты. В случае если такой земельный участок не допускается предоставлять в собственность, гражданин вправе заключить договор аренды земельного участка без проведения торгов.

Из представленных истцом документов следует, что он претендует на предоставление ему земельного участка без проведения торгов по основаниям п.п. 6 п. 2 ст. 39.3 ЗК, как собственник здания, расположенного на испрашиваемом земельном участке.

Судом установлено, что на испрашиваемом истцом земельном участке расположен жилой дом литер «И» общей площадью 51,3 кв. метров, расположенный в <адрес> 1/2 доля которого принадлежит истцу на основании свидетельства о праве собственности на недвижимое имущество от 24.06.2005 года, а 1/2 доля – на основании договора купли – продажи доли дома от 17 августа 2009 года (л.д. 11-15).

Сторонами по настоящему делу не оспаривается, что Романчук О.В. является собственником квартиры в многоквартирном жилом доме <адрес>, а жилой дом литер <данные изъяты>» был самовольно выстроен им. на месте ранее расположенного на придомовой территории дома сарая литер «И», с последующим оформлением на него правоустанавливающих документов (л.д. 75).

Пунктом 13 ст. 39.20 Земельного Кодекса РФ установлено, что особенности приобретения прав на земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав общего имущества многоквартирного дома объекты недвижимого имущества, устанавливаются федеральными законами.

Согласно части 1 ст. 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» и ч. 1 ст. 36 ЖК РФ, собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок с элементами озеленения и благоустройства, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества.

Если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично – правового образования. Вместе с тем, по смыслу частей 3 и 4 статьи 16 указанного Федерального закона собственник не вправе распоряжаться этой землей в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под многоквартирным домом.

Пунктом 4 ст. 37 ЖК РФ установлено, что собственник помещения в многоквартирном доме не вправе осуществлять выдел в натуре своей доли в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме.

Таким образом, нормами Земельного Кодекса РФ и Жилищного Кодекса РФ установлен иной порядок приобретения прав на земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, который исключает возможность его предоставления в собственность одного лица.

Судом установлено, что 08 ноября 2016 года ТСЖ «Советская 74» обратилось в Администрацию города Ялта с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка площадью 2565 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, с видом разрешенного использования – малоэтажная многоквартирная жилая застройка (л.д. 76).

Из представленной на утверждение схемы следует, что в границы образуемого земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, включен также и земельный участок площадью 98 кв. метров, испрашиваемый истцом под обслуживание жилого дома литер «И» (л.д. 80,81).

Согласно ответу Департамента имущественных и земельных отношений Администрации города Ялта, на сегодняшний день подготовлен проект постановления об утверждении схемы расположения земельного участка площадью 2565 кв.м., расположенного по адресу: гор. <адрес> с видом разрешенного использования – малоэтажная многоквартирная жилая застройка (л.д. 95).

Таким образом, поскольку федеральным законом установлен запрет на распоряжение органом местного самоуправления землей в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под многоквартирным домом, суд считает, что обжалуемое истцом постановление Администрации города Ялта об отказе в утверждении схемы расположения и предварительном согласовании земельного участка площадью 98 кв. метров принято в пределах полномочий ответчика, в соответствии с действующим законодательством; не нарушает прав, свобод и законных интересов истца, а изложенные им в заявлении доводы основаны на неправильном толковании закона.

Исходя из вышеизложенного, исковые требования Романчука О.В. необоснованные и удовлетворению не подлежат в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

р е ш и л :

отказать в удовлетворении иска Романчука О. В. к Администрации города Ялта Республики Крым о признании незаконным постановления.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ялтинский городской суд Республики Крым.

Судья Ю.С. Кононова

2а-348/2017 (2а-6037/2016;)

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Романчук О.В.
Ответчики
Администрация города Ялты РК
Другие
Товарищество собственников жилья "Советская 74"
Департамент имущественных и земельных отношений администрации г. Ялты
Коноплева А.В.
Суд
Ялтинский городской суд Республики Крым
Дело на сайте суда
yalta.krm.sudrf.ru
25.10.2016[Адм.] Регистрация административного искового заявления
28.10.2016[Адм.] Передача материалов судье
28.10.2016[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
14.11.2016[Адм.] Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
14.11.2016[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.11.2016[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.12.2016[Адм.] Судебное заседание
22.12.2016[Адм.] Судебное заседание
22.12.2016[Адм.] Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
19.01.2017[Адм.] Судебное заседание
23.01.2017[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.01.2017[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.01.2017
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее