Судья Большакова И.А. 61RS0040-01-2023-000860-97
дело № 33-6114/2024
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
11 апреля 2024г. г. Ростов-на-Дону
Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе: председательствующего Татуриной С.В.
судей Гросс И.Н., Быченко С.И.
при секретаре Черникове С.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-30/2024 по иску Бекренева Евгения Валерьевича к Отделу МВД России по Мартыновскому району, ГУ МВД России по Ростовской области, об обязании включить в стаж службы период в льготном исчислении, об обязании произвести перерасчет пенсии, по апелляционной жалобе ГУ МВД России по Ростовской области на решение Мартыновского районного суда Ростовской области от 17.01.2024 года, заслушав доклад судьи Гросс И.Н., судебная коллегия
установила:
Бекренев Е.В. обратился в суд с иском к Отделу МВД России по Мартыновскому району, ГУ МВД России по Ростовской области, об обязании включить в стаж службы период в льготном исчислении, об обязании произвести перерасчет пенсии.
В обоснование заявленных исковых требований истец указал, что является пенсионером МВД России. На основании приказа выслуга лет по состоянию на 30.06.2022 составляет в календарном исчислении 24 года 03 месяца 21 день, в льготном исчислении 24 года 05 месяцев 20 дней. При расчете выслуги лет ему не был включен в стаж службы период в льготном исчислении за службу с 01.05.2001 по 30.06.2002 и с 25.10.2002 по 09.07.2003 милиционером ОКС (охранно-конвойной службы) конвойного отделения ОВД Мартыновского района, которая фактически являлась структурной частью ИВС (изолятора временного содержания) в подчинении руководителя которого он находился.
Должностные обязанности Бекренева Е.В. были связаны с непосредственным выполнением функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений. При поступлении на службу ему разъяснялось, что служба в конвойном подразделении будет засчитана в стаж службы в льготном исчислении.
С целью включения в стаж льготного периода службы, истцом в ГУ МВД России по Ростовской области направлено соответствующее письмо от 17.04.2023. Согласно полученному ответу НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 10.05.2023 его требования в части касающейся льготного исчисления выслуги лет не удовлетворены. Разъяснено, что охранно-конвойная служба, входящая в структуру ОВД, в приказе НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН не поименована, а сам приказ расширенному толкованию не подлежит.
Истцом в Отдел МВД России по Мартыновскому району было направлено идентичное письмо от 15.05.2023. Согласно полученному ответу НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 13.06.2023 его требования относительно льготного периода службы в должности милиционера ОКС ОВД Мартыновского района удовлетворены не были. Однако в ответе указано, что ГУ ОООП МВД России в настоящее время осуществляет разработку проекта приказа МВД России о внесении соответствующих изменений в приказ МВД России от 20.12.2016 НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН и до внесения изменений засчитать выслугу лет в льготном исчислении не представляется возможным.
Истец считает, что при включении в его стаж указанных выше периодов службы в льготном исчислении он приобрел бы право на назначение пенсии по выслуге лет в большем размере, чего был лишен вследствие неправомерных действий сотрудников Отдела МВД России по Мартыновскому району и ГУ МВД России по Ростовской области, с которыми производилось согласование произведенного расчета выслуги лет в Отделе МВД России по Мартыновскому району и последующее назначение ему пенсии.
На основании изложенного, истец Бекренев Е.В. просил суд обязать Отдел МВД России по Мартыновскому району включить в его стаж службы период в льготном исчислении 1 месяц за 1,5 месяца, службу с 01.05.2001 по 30.06.2002, с 25.10.2002 по 09.07.2003 в должности милиционера ОКС (охранно-конвойной службы) конвойного отделения ОВД Мартыновского района; обязать Отдел МВД России по Мартыновскому району внести соответствующие изменения в приказы Отдела МВД России по Мартыновскому району НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН л/с-.от 28.06.2022 и НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН л/с от 14.07.2023 и направить новый расчет выслуги лет в Отдел пенсионного обеспечения ЦФО ГУ МВД России по Ростовской области; обязать отдел пенсионного обеспечения ЦФО ГУ МВД России по Ростовской области произвести перерасчет пенсии в соответствии с новым расчетом выслуги лет с учетом льготного периода службы в конвойном подразделении с 30.06.2022, то есть с момента увольнения со службы, взыскать всю сумму уплаченной государственной пошлины за подачу иска с ответчика.
Решением Мартыновского районного суда Ростовской области от 17 января 2024 года исковое заявление Бекренева Е.В. к Отделу МВД России по Мартыновскому району, ГУ МВД России по Ростовской области, об обязании включить в стаж службы период в льготном исчислении, об обязании произвести перерасчет пенсии, удовлетворено частично.
Суд обязал Отдел МВД России по Мартыновскому району, ГУ МВД России по Ростовской области включить в стаж службы Бекренева Е.В. периоды с 01.05.2001 по 30.06.2002, с 25.10.2002 по 09.07.2003 в льготном исчислении один месяц службы за полтора месяца службы, в должности милиционера охранно-конвойной службы конвойного отделения Отдела МВД России по Мартыновскому району.
Суд обязал Отдел МВД России по Мартыновскому району внести изменения в приказы Отдела МВД России по Мартыновскому району НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН л/с от 28.06.2022 и НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН л/с от 14.07.2023, направить новый расчет выслуги лет в ГУ МВД России по Ростовской области.
Суд также обязал ГУ МВД России по Ростовской области произвести перерасчет пенсии в соответствии с новым расчетом выслуги лет с учетом льготного периода службы в конвойном подразделении с 30.06.2022.
В остальной части заявленных требований судом отказано.
Не согласившись с вынесенным решением Мартыновского районного суда от 17 января 2024 года, ГУ МВД России по Ростовской области обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и вынести новое решение, которым отказать в удовлетворении исковых требований Бекреневу Е.В. в полном объеме.
В апелляционной жалобе ответчик считает решение суда первой инстанции незаконным и необоснованным. Апеллянт указывает, что судом нарушены нормы процессуального и материального права.
Податель жалобы указал, что необходимыми условиями для исчисления выслуги лет сотрудника в льготном исчислении являются: служба в изоляторах временного содержания органов внутренних дел или подразделениях охраны и конвоирования задержанных и арестованных в должностях, поименованных в утвержденном МВД России перечне должностей, наличие должностей, наличие в должностных обязанностях сотрудника функций по охране и конвоированию.
Вместе с тем, как полагает апеллянт, в отношении спорных периодов службы истца в должности милиционера ОКС (охранно-конвойной службы) конвойного отделения совокупность указанных условий отсутствует.
В спорный период службы истца и на момент его увольнения из органов внутренних дел действовал перечень должностей и изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых, выполнение обязанностей по которым представляется право на льготное исчисление выслуги при назначении пенсии, утвержденный приказом МВД России от 20.12.2016 НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, которым не предусмотрена должность милиционера ОКС (охранно-конвойной службы) конвойного отделения, также не предусмотрена указанная должность и в Перечне должностей и изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых, выполнение обязанностей по которым представляется право на льготное исчисление выслуги при назначении пенсии, утвержденный приказом МВД России от 17.07.2023 НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН.
Апеллянт указал, что доказательств, подтверждающих, что истец выполнял обязанности по охране конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений материалы дела не содержат. Учитывая изложенное, действующие нормативно-правовые акты, регулирующие правоотношения, связанные со службой в органах внутренних дел, не предоставляли истцу право на зачет периода службы с 01.05.2001 по 30.06.2022 и с 25.10.2002 по 09.07.2023 в льготном порядке, поскольку правом на льготное исчисление выслуги обладают только сотрудники, занимающие должности, поименованные в перечне.
Бекреневым Е.В. поданы возражения на апелляционную жалобу, в которых содержится просьба об отказе в удовлетворении апелляционной жалобы и оставлении решения суда первой инстанции без изменения.
Истец Бекренев Е.В. в заседании судебной коллегии, просил отказать в удовлетворении апелляционной жалобу, решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Представитель Отдела МВД России по Мартыновскому району, ГУ МВД России по Ростовской области в заседание судебной коллегии не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы. Дело в отсутствие неявившихся представителей ответчиков рассмотрено в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность оспариваемого судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы (ст. 327.1 ГПК РФ), выслушав истца, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных положениями ст. 330 ГПК РФ, для отмены решения суда первой инстанции.
Согласно части 1 статьи 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным. Решение является законным в том случае, когда оно вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 4 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Обжалуемое решение названным требованиям закона отвечает.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что истец Бекренев Е.В. с 01.02.2001 по 30.06.2022 проходил службу в органах внутренних дел, уволен приказами Отдела МВД России по Мартыновскому району НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН л/с от 28.06.2022 и НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН л/с от 14.07.2023 с 30.06.2022 по п.4 ч.2 ст.82 ФЗ «О службе в органах внутренних дел и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» по выслуге лет (л.д. 38, 41).
Из справки, представленной ОМВД России по Мартыновскому району в период с 01.05.2001 по 18.07.2003 Бекренев Е.В. проходил службу в должности милиционера ОКС (охранно-конвойной службы) конвойного отделения ОВД Мартыновского района (л.д.35).
Согласно расчету выслуги лет, произведенному ОМВД России по Мартыновскому району в выслугу лет Бекреневу Е.В. включены 24 года 05 месяцев 20 дней. Периоды службы с 01.05.2001 по 30.06.2002 и с 25.10.2002 по 18.07.2003 засчитаны в календарном исчислении, льготный стаж один месяц службы за полтора месяца службы не засчитан (л.д. 39-41).
Истцом 17.04.2023 было подано заявление начальнику ГУ МВД России по Ростовской области, в том числе и о зачислении периодов работы в льготном исчислении за службу с 05.2001 по 07.2003 (л.д. 18).
В соответствии с ответом начальника ЦФО ГУ МВД России по Ростовской области от 10.05.2023 Бекреневу Е.В. было отказано в зачислении указанных периодов работы в льготном исчислении за службу – из расчета один месяц службы за полтора месяца службы (л.д. 23,24).
Бекренев Е.В. 15.05.2023 было подано заявление начальнику ОМВД России по Мартыновскому району, в том числе и о зачислении периодов работы в льготном исчислении за службу с мая 2001 по июль 2003 (л.д. 22).
В соответствии с ответом начальника ОМВД России по Мартыновскому району от 13.06.2023 Бекреневу Е.В. было отказано в зачислении указанных периодов работы в льготном исчислении за службу (л.д 19-21).
Разрешая требования Бекренева Е.В., суд первой инстанции, руководствуясь положениями Закона Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», Постановления Совета Министров-Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхурочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе и их семьям в Российской Федерации», Перечнем должностей в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделениях охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, выполнение обязанностей по которым предоставляет право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсий, утвержденного Приказом Министра внутренних дел России № 640 от 09.10.2004, Перечнем должностей в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделениях охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, выполнение обязанностей по которым предоставляет право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсий, утвержденного Приказом МВД России от 20.12.2016 № 868, Перечнем должностей в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделениях охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, выполнение обязанностей по которым предоставляет право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсий, утвержденного Приказом МВД России от 17.07.2023 № 517, исследовав материалы дела, суд первой инстанции исходил из того, что должность истца Бекренева Е.В. не соответствует Перечню должностей в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделениях охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, выполнение обязанностей по которым предоставляет право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсий (Приказ Министра внутренних дел России №640 от 09.10.2004), действующий в период работы истца, не соответствует Перечню должностей в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделениях охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, выполнение обязанностей по которым предоставляет право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсий» (Приказ МВД России от 20.12.2016 N 868), между тем, факт непосредственного осуществления истцом функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений в спорные периоды ответчиком не оспаривались.
Суд первой инстанции, принимая во внимание показания допрошенных в ходе слушания дела свидетелей Апанасенко Е.А., Предкова С.В., проходившие в спорный период времени службу в ОВД Мартыновского района, которые показали, что истец Бекренев Е.В. осуществлял трудовую деятельность конвоиром конвойного отделения, фактически выполнял функции по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых Изолятора временного содержания, исследовав типовое штатное расписание изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых и типовое штатное расписание подразделений охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, утвержденных Приказом России от 20.05.2004 НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, пришел к выводу, что конвойное отделение ОМВД Мартыновского района Ростовской области входило в состав изолятора временного содержания, а Бекренев В.В., находясь в должности «Милиционер охранно-конвойной службы конвойного отделения ОМВД Мартыновского района фактически выполнял функции по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых Изолятора временного содержания.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении требований о включении в выслугу лет в льготном исчислении периодов службы Бекренева Е.В. с 01.05.2001 по 30.06.2002 и с 25.10.2002 по 09.07.2003, указав, что периоды службы подлежат зачету при расчете выслуги лет в льготном исчислении как один месяц службы за полтора месяца.
Суд первой инстанции также пришел к выводу о том, что на ответчика Отдел МВД России по Мартыновскому району возлагается обязанность по зачету в стаж истца в льготном исчислении периода службы Бекренева Е.В. с 01.05.2001 по 30.06.2002 и с 25.10.2002 по 09.07.2003 в указанных должностях и направлении в пенсионный орган ГУ МВД России по Ростовской области для перерасчета пенсии.
Ввиду того, что истец Бекренев В.В. обратился к ГУ МВД России по Ростовской области 13.04.2023 с заявлением о перерасчете назначенной пенсии с учетом льготных периодов, пенсия по выслуге лет подлежит перерасчету со дня обращения за перерасчетом размера пенсии с 13.04.2023, но не более чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за перерасчетом размера пенсии, следовательно, суд первой инстанции в силу указанного законодательства, пришел к выводу об удовлетворении требования истца о перерасчете пенсии с 30.06.2022.
Поскольку ответчики в силу закона освобождены от уплаты государственной пошлины, суд первой инстанции отказал в удовлетворении требования истца о взыскании с ответчиков в его пользу сумму государственной пошлины в размере 300 рублей.
Судебная коллегия, исследовав материалы дела, соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права, мотивированы в судебном решении и подтверждаются представленными по делу доказательствами.
Отношения, связанные с поступлением на службу в органы внутренних дел, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения сотрудника органов внутренних дел, регулируются Федеральным законом от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Согласно статье 70 вышеприведенного Федерального закона № 342-ФЗ порядок и условия пенсионного обеспечения сотрудников органов внутренних дел и членов их семей и стаж службы в органах внутренних дел, дающий право на получение пенсии за выслугу лет, определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пенсионное обеспечение сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации и военнослужащих, в том числе исчисление выслуги лет для назначения пенсии, регулируется Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации и их семей».
В ст. 1 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 перечислены лица, на которых распространяется действие данного закона, в частности, это лица рядового и начальствующего состава, проходившие службу в органах внутренних дел Российской Федерации, бывшего Союза СССР, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и семьи этих лиц.
В соответствии с ч. 3 ст. 18 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 данного Закона, определяется Правительством Российской Федерации.
Абзацем 45 пп. "г" п. 3 Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации» установлено, что в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, засчитывается на льготных условиях служба в изоляторах временного содержания органов внутренних дел и в конвойных подразделениях милиции в должностях, выполнение обязанностей по которым связано с непосредственным осуществлением функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, - с 1 января 2001 г. по перечню должностей и на условиях, определяемых Министром внутренних дел Российской Федерации.
Вместе с тем, редакция Постановления от 22 сентября 1993 г. N 941, действовавшая до 12 ноября 2003 г., то есть в спорные периоды службы Бекренева Е.В., не содержала указания на необходимость соответствия должности перечню, установленному Министерством внутренних дел Российской Федерации. Согласно действовавшей до 12 ноября 2003 г. редакции, в льготном порядке включалась в стаж служба в изоляторах временного содержания органов внутренних дел и в конвойных подразделениях милиции в должностях, выполнение обязанностей по которым связано с непосредственным осуществлением функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.
При этом, несмотря на внесение изменений в указанную норму Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2003 г., соответствующий перечень был утвержден лишь Приказом Министра внутренних дел Российской Федерации от 9 октября 2004 г. № 640.
Таким образом, в спорные периоды службы Бекренева Е.В. отсутствовал утвержденный в установленном порядке перечень должностей, выполнение обязанностей по которым связано с непосредственным осуществлением функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.
Из вышеизложенного следует, что с 1 января 2001 г. и до принятия перечня должностей, определяемых Министром внутренних дел Российской Федерации для исчисления выслуги лет в льготном порядке, необходимым условием исчисления выслуги лет в льготном порядке являлась служба сотрудника в изоляторах временного содержания органов внутренних дел и в конвойных подразделениях милиции в должностях, связанных с исполнением обязанностей по непосредственному осуществлению ими функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений. Данное обстоятельство определялось исходя из закрепленных и фактически исполняемых должностных обязанностей сотрудника.
Как установлено судом первой инстанции, истец Бекренев Е.В. с 01.02.2001 по 30.06.2022 проходил службу в органах внутренних дел, уволен приказами Отдела МВД России по Мартыновскому району НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН л/с от 28.06.2022 и НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН л/с от 14.07.2023 с 30.06.2022 по п.4 ч.2 ст.82 ФЗ «О службе в органах внутренних дел и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» по выслуге лет (л.д. 38, 41).
В соответствии с имеющейся в материалах дела справке, представленной ОМВД России по Мартыновскому району, в период с 01.05.2001 по 18.07.2003 Бекренев Е.В. проходил службу в должности милиционера ОКС (охранно-конвойной службы) конвойного отделения ОВД Мартыновского района (л.д.35).
Приказом МВД России от 20.05.2004 НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, являющимся ведомственным организационно-распорядительным актом, утверждены типовое штатное расписание изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых (приложение НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН) и типовые штатные расписания подразделений охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых (приложения НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН).
Из типового штатного расписания изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых (приложение НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН к приказу) следует, что его составной частью является штат работников взвода (отделения) охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых.
В приложениях НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН приведены типовые штатные расписания отдельных подразделений охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых (полка, батальона, роты, взвода), в них штаты сотрудников (городского) районного отдела органа внутренних дел и его структурных подразделений не предусмотрено.
Учитывая, что взвод (отделение, группа) охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, созданный в районном органе внутренних дел, имеющем ИВС, во всех случаях является структурной частью изолятора временного содержания, несмотря на отсутствие штатного расписания Мартыновского ОВД, судом первой инстанции верно установлено, что конвойное отделение ОМВД Мартыновского района Ростовской области входило в состав изолятора временного содержания.
Истец Бекренев В.В., находясь в должности «Милиционер охранно-конвойной службы конвойного отделения ОМВД Мартыновского района фактически выполнял функции по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых Изолятора временного содержания.
Кроме того, как верно указано судом первой инстанции, Перечень должностей в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделениях охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, выполнение обязанностей по которым предоставляет право на льготное исчисление выслуги лет для назначения пенсий, и определении условий предоставления права на льготное исчисление выслуги лет для назначения пенсий, утвержденный Приказом МВД России от 17.07.2023 НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, предусматривает Раздел 3 - Должности, введенные с 1 января 2001 года по 19 мая 2004 года: «Изолятор временного содержания», «Должности в изоляторах органов внутренних дел для временного содержания, задержанных и заключенных под стражу лиц и конвойных отделениях милиции, строевых подразделениях конвойной службы милиции, не предусмотренные типовыми штатами», где предусмотрены должности «Милиционер охранно-конвойной службы» (пункт 11, 173).
Принимая во внимание вышеприведенные нормы материального права, установленные обстоятельства, судебная коллегия находит обоснованными выводы суда первой инстанции о наличии оснований для включения периода работы Бекренева Е.В. с 01.05.2001 по 30.06.2002, с 25.110.2002 по 09.07.2003 в должности милиционера охранно-конвойной службы конвойного отделения МВД России по Мартыновскому району в выслугу лет в льготном исчислении один месяц службы за полтора месяца, поскольку материалами дела подтверждается, а также показаниями допрошенных свидетелей Апанасенко Е.А., Предкова С.В., что истец Бекренев Е.В. в указанный период осуществлял функции по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений Изолятора временного содержания.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о возложении обязанности на ответчика Отдел МВД России по Мартыновскому району по зачету в стаж истца в льготном исчислении периода службы Бекренева Е.В. с 01.05.2001 по 30.06.2002 и с 25.10.2002 по 09.07.2003 в указанных должностях и направлении в пенсионный орган ГУ МВД России по Ростовской области для перерасчета пенсии, при этом, подлежит перерасчету пенсия по выслуге лет со дня обращения за перерасчетом размера пенсии с 13.04.2023, но не более чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за перерасчетом размера пенсии, следовательно, с 30.06.2022.
При этом судебная коллегия не может согласиться с доводами апелляционной жалобы ответчика о том, что на спорные правоотношения распространяется действие Раздела 2 Перечня, утвержденного Приказом МВД России от 20.12.2016 года N 868, которым не предусмотрена должность милиционера охранно-конвойной службы изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых и милиционера-кинолога охранно-конвойной службы изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых, замещаемая истцом в периоды с 01.05.2001 по 30.06.2002, с 25.10.2002 по 09.07.2003, в связи с чем указанные периоды не подлежат зачету в выслугу лет в льготном исчислении по следующим основаниям.
Так Приказом Министра внутренних дел России НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 20.12.2016 года утвержден Перечень должностей в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделениях охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, выполнение обязанностей по которым предоставляет право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсий.
Приказ МВД России от 09.10.2004 года НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, приказ МВД РФ от 26.07.2006 года НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН и приказ МВД РФ от 18.08.2014 года НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН утратили силу.
В Перечне, утвержденном Приказом МВД России от 20.12.2016 года НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, имеется список должностей, введенных до 23 августа 2014 года, где указаны должность милиционера и полицейского изолятора временного содержания, но нет указания на должность милиционера охранно-конвойной службы изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых и милиционера-кинолога охранно-конвойной службы изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых.
Также в указанный Перечень включены и иные должности в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделениях охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых (в том числе в территориальных органах МВД России, не имеющих изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых), не предусмотренные типовыми штатными расписаниями изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделений охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, введенные по согласованию с МВД России.
Вместе с тем, в примечании к данному Приказу указано, что право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсий предоставляется лицам, замещавшим должности в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделениях охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых (в том числе в территориальных органах МВД России, при условии непосредственного осуществления ими в соответствии с должностными регламентами (должностными инструкциями) функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, а также лицам, замещавшим указанные должности, введенные с 30 апреля 2011 года, непосредственно осуществлявшим функции по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.
Аналогичные условия исчисления выслуги лет в льготном порядке предусматривались и ранее действовавшим законодательством.
Следовательно, нормами действующего законодательства установлено, что с 01 января 2001 года и по настоящее время необходимыми условиями исчисления выслуги лет в льготном порядке является служба сотрудника в изоляторах временного содержания органов внутренних дел и в конвойных подразделениях милиции и полиции в должностях, связанных с выполнением обязанностей по непосредственному осуществлению ими функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.
Должность истца Бекренева Е.В. в спорные периоды работы называлась милиционер охранно-конвойной службы изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых.
В Перечнях, утвержденных приказом МВД НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 09.10.2004 и приказом МВД НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 20.12.2016, данное наименование должностей не указано, а указаны - полицейский (милиционер) и полицейский-кинолог (милиционер-кинолог), вместе с тем указанное расхождение в наименовании должностей не может служить основанием для отказа в расчете истцу пенсии за спорные периоды на льготных условиях, поскольку названия его должностей являются более конкретными и подтверждают характер выполняемых им служебных обязанностей.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения решения по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения. Доводы жалобы не могут являться основанием к отмене судебного решения, поскольку не опровергают выводов суда первой инстанции, а сводятся к переоценке доказательств, имеющихся в материалах дела, оценка которых произведена судом первой инстанции в соответствии с требованиями действующего процессуального законодательства, при этом, оснований для иной оценки доказательств судебная коллегия не усматривает.
Доводы апелляционной жалобы представителя ГУ МВД России по Ростовской области о том, что отсутствуют доказательства фактического исполнения Бекренева Е.В. в период службы с 01.05.2001 по 30.06.2002, с 25.10.2002 по 09.07.2003 обязанностей по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, противоречат материалам дела, а также показаниями допрошенных судом первой инстанции свидетелей, показания которых не противоречат имеющимся в материалах дела доказательствам.
При рассмотрении дела судом правильно определены юридически значимые обстоятельства, каких-либо нарушений норм материального и процессуального права, которые привели бы к неправильному разрешению дела, не допущено, утверждения заявителя об обратном не свидетельствуют о незаконности судебного решения.
Оснований для признания неправильной правовой оценки доказательств, положенных в основу решения суда первой инстанции, судебная коллегия не находит, выводы суда подтверждены материалами настоящего дела.
При таких обстоятельствах, соглашаясь с выводами суда первой инстанции, судебная коллегия считает решение суда законным и обоснованным, поскольку оно основано на установленных судом фактических обстоятельствах дела, не противоречит имеющимся по делу доказательствам, которым дана правовая оценка в их совокупности, и соответствует требованиям действующего законодательства, регулирующего правоотношения сторон, на нормы которого суд правомерно сослался.
В целом приведенные в жалобе доводы в своей совокупности правовых оснований к отмене решения суда не содержат, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являющихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, к субъективному толкованию норм материального права, судебная коллегия не находит оснований для переоценки доказательств, представленных сторонами по делу, иному толкованию закона, регулирующего возникшие отношения.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, определены судом верно, представленные доказательства оценены правильно в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, существенных нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения суда в соответствии со ст. 330 ГПК РФ не допущено, судебная коллегия, проверив решение суда в пределах доводов апелляционной жалобы в порядке ст. 327.1 настоящего Кодекса, не находит оснований для его отмены.
Руководствуясь положениями ст.ст.328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Мартыновского районного суда Ростовской области от 17.01.2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ГУ МВД России по Ростовской области – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение составлено 16.04.2024 года.