РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р.п. Куйтун 14 апреля 2017 года
Куйтунский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Степаненко В.П.,
При секретаре Нахаёнок Н.Н.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-193/17 по иску прокурора Куйтунского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Панагинского сельского поселения о понуждении к устранению нарушений законодательства о предоставлении муниципальных услуг
У с т а н о в и л:
Прокурор обратился в суд с иском к администрации Панагинского сельского поселения о понуждении к устранению нарушений законодательства о предоставлении муниципальных услуг. В обосновании иска указано, что прокуратурой района проанализировано состояние законности в сфере исполнения законодательства об организации предоставления муниципальных услуг, в администрации Панагинского сельского поселения. По результатам анализа установлено, что в нарушение указанных требований законодательства администрацией поселения муниципальные услуги в электронной форме не предоставляются. Администрацией поселения не обеспечена возможность получения заявителями муниципальных услуг в электронной форме, что подтверждается письменной информацией администрации поселения и отсутствием размещенных сведений о предоставляемых муниципальных услугах на Портале Государственных и муниципальных услуг Иркутской области в сети Интернет (http://38.gosuslugi.ru). В силу требований п.п. 5, 7, 13 ст. 7 Федерального закона «О противодействии коррупции» введение антикоррупционных стандартов, т.е. установление для соответствующей области деятельности единой системы запретов, ограничений и дозволений, в данном случае установление порядка предоставления муниципальных услуг, обеспечение доступа граждан к информации о деятельности органов местного самоуправления, устранение необоснованных запретов и ограничений относится к мерам по противодействию коррупции. Возможность получения муниципальных услуг в электронном виде предусмотрена законодателем для минимизации непосредственного контактов заявителей и муниципальных служащих с целью недопущения коррупционных проявлений. Отсутствие возможности получения муниципальных услуг в электронном виде может повлечь за собой коррупционные проявления со стороны муниципальных служащих. Подобная ситуация лишает субъекты предпринимательской деятельности возможности дистанционного получения необходимых муниципальных услуг, что противоречит основным целям и принципам государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства установленным ст. 6 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» в части формирования конкурентной среды в экономике Российской Федерации и обеспечение благоприятных условий, для развития субъектов малого и среднего, предпринимательства. Статьями 4. 15 Конституции РФ установлено, что Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы. Таким образом, неисполнение администрацией поселения требований федерального законодательства в сфере оказания муниципальных услуг гражданам и иным заявителям влечет за собой нарушение интересов неопределенного круга лиц, так как нарушение законодательства влечет невозможность достижения основных принципов предоставления государственных и муниципальных услуг, таких как правомерность предоставления государственных и муниципальных услуг органами, предоставляющими муниципальные услуги; открытость деятельности органов, предоставляющих государственные услуги, и органов, предоставляющих муниципальные услуги; доступность обращения за предоставлением государственных и муниципальных услуг и предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе для лиц с ограниченными возможностями здоровья; возможность получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя и.т.д. Просит обязать администрацию Панагинского сельского поселения устранить нарушения законодательства об организации предоставления муниципальных услуг, путем обеспечения возможности получения заявителями муниципальных услуг в электронной форме в соответствии с требованиями действующего законодательства, в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.
В судебном заседании прокурор Струнковский Е.С. исковые требования поддержал по доводам, указанным в исковом заявлении.
Представитель администрации Панагинского сельского поселения, надлежащим образом извещенной о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явилась. В соответствии с ч.4 ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.
Заслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Статьей 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее по тексту - Закона № 210-ФЗ) определено, что муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления, деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и уставами муниципальных образований.
Пунктом 3 статьи 5 Закона № 210-ФЗ закреплено право заявителей на получение муниципальных услуг в электронной форме. Вместе с тем, в соответствии п. 2 ч. 1 ст. 6 Закона № 210-ФЗ органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны обеспечивать возможность получения заявителем государственной или муниципальной услуги в электронной форме.
Из ч. 1 ст. 10 Закона № 210-ФЗ следует, что при предоставлении муниципальных услуг в электронной форме осуществляется подача заявителем запроса и иных документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги с использованием информационно-технологической и коммуникационной инфраструктуры, в том числе единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг.
Согласно распоряжению Правительства РФ от 17.12.2009 г. № 1993-р «Об утверждении сводного перечня первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в электронном виде» утвержден сводный перечень первоочередных муниципальных услуг, предоставляемых органами местного самоуправления в электронном виде, а также рекомендовано органам местного самоуправления при переходе на предоставление первоочередных муниципальных услуг руководствоваться этапами перехода на предоставление услуг (функций) в электронном виде согласно приложениям данного распоряжения.
В силу приложения № 2 указанного распоряжения Правительства Российской Федерации органу местного самоуправления до 1 января 2013 года необходимо обеспечить возможность для заявителей осуществлять с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг мониторинг хода предоставления услуги, а до 1 января 2014 года обеспечить возможность получения результатов предоставления услуги в электронном виде, если это не запрещено федеральным законом.
В силу требований п.п. 5, 7, 13 ст. 7 Федерального закона «О противодействии коррупции» введение антикоррупционных стандартов, т.е. установление для соответствующей области деятельности единой системы запретов, ограничений и дозволений, в данном случае установление порядка предоставления муниципальных услуг, обеспечение доступа граждан к информации о деятельности органов местного самоуправления, устранение необоснованных запретов и ограничений относится к мерам по противодействию коррупции. Возможность получения муниципальных услуг в электронном виде предусмотрена законодателем для минимизации непосредственного контактов заявителей и муниципальных служащих с целью недопущения коррупционных проявлений. Отсутствие возможности получения муниципальных услуг в электронном виде может повлечь за собой коррупционные проявления со стороны муниципальных служащих. Подобная ситуация лишает субъекты предпринимательской деятельности возможности дистанционного получения необходимых муниципальных услуг, что противоречит основным целям и принципам государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства установленным ст. 6 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» в части формирования конкурентной среды в экономике Российской Федерации и обеспечение благоприятных условий, для развития субъектов малого и среднего, предпринимательства.
Статьями 4. 15 Конституции РФ установлено, что Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.
Согласно информации главы Панагиноского МО администрацией поселения муниципальные услуги в электронной форме не предоставляются. Администрацией поселения не обеспечена возможность получения заявителями муниципальных услуг в электронной форме, по причине отсутствия интернета в п. Панагино. Сведений о предоставляемых муниципальных услугах на портале Государственных и муниципальных услуг Иркутской области в сети Интернет (http://38.gosuslugi.ru) не размещались (л.д. 7).
Суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора Куйтунского района подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Куйтунского района удовлетворить.
Обязать администрацию Панагинского сельского поселения устранить нарушения законодательства об организации предоставления муниципальных услуг, путем обеспечения возможности получения заявителями муниципальных услуг в электронной форме в соответствии с требованиями действующего законодательства, в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд в течение месяца со дня его вынесения через Куйтунский районный суд Иркутской области.
Судья Степаненко В.П.
Решение не вступило в закнную силу.