Дело № 2-772(1)/2021
64RS0030-01-2021-001319-16
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
08 декабря 2021 года г. Ртищево
Ртищевский районный суд Саратовской области
в составе председательствующего судьи Кулагина П.В.
при секретаре судебного заседания Маркеловой О.В.,
с участием помощника Ртищевского межрайонного прокурора Саратовской области Ворожбита Н.С.,
представителя ответчика - Ртищевского муниципального унитарного предприятия «Теплотехник» Майоровой М.С.,
представителя третьего лица - администрации Ртищевского муниципального района Саратовской области Костиной И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ртищевского межрайонного прокурора Саратовской области в защиту прав и интересов Ларькова Николая Викторовича, Маркиной Людмилы Николаевны, Яшкиной Марины Алексеевны и других граждан к Ртищевскому МУП «Теплотехник» о перерасчете заработной платы,
установил:
Ртищевский межрайонный прокурор Саратовской области обратился в суд с иском, в котором указал, что прокуратурой в связи с обращениями работников Ртищевского МУП «Теплотехник» проведена проверка исполнения трудового законодательства.
В ходе проверки установлено, что в нарушение положений статей 5, 22, 45, 48, 135 Трудового кодекса Российской Федерации работникам предприятия начисляется и выплачивается заработная плата в меньшем размере, чем предусмотрено положениями обязательного для исполнения Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017 - 2019 годы, поскольку тарифные ставки работников Ртищевского МУП «Теплотехник» не приведены в соответствие с Отраслевым тарифным соглашением, а должностные оклады работников не утверждены в размере не менее минимальных, установленных Отраслевым тарифным соглашением.
Согласно Отраслевому тарифному соглашению в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017 - 2019 годы от 08.12.2016 г., пролонгированному до 2022 года дополнительным соглашением от 07.12.2018 г., минимальная месячная тарифная ставка рабочих первого разряда на 01.01.2019 в организациях коммунального теплоснабжения составляет <данные изъяты>
Прокурор, с учетом уточнений исковых требований, просил суд произвести перерасчет заработной платы работникам Ларькову Николаю Викторовичу, Маркиной Людмиле Николаевне, Яшкиной Марине Алексеевне, Назаровой Галине Юрьевне, Сучкову Дмитрию Валерьевичу, Мельникову Александру Викторовичу, Матиевич Наталии Николаевне, Стаценко Юлии Юрьевне, Краснослободцеву Петру Николаевичу, Манзюкову Александру Евгеньевичу, Тимофеевой Ирине Валерьевне, Данилову Александру Ивановичу, Орлову Александру Анатольевичу, Гагарину Сергею Юрьевичу, Одинокову Олегу Владимировичу, Евсюкову Алексею Тимофеевичу, Шапкину Александру Николаевичу, Орловой Алле Викторовне, Алакину Сергею Владимировичу, Никитиной Наталье Викторовне, Сысоевой Наталье Алексеевне, Ансимовой Жанне Александровне, Авдеенко Наталье Геннадьевне, Храмову Павлу Николаевичу, Андреевой Марине Николаевне, Алибаеву Гайрату Ганиевичу, Сысоеву Андрею Юрьевичу, Сушковой Любови Николаевне, Дарвину Олегу Васильевичу, Шишлянникову Александру Викторовичу, Хавину Андрею Геннадьевичу, Титову Владимиру Владимировичу, Ивакину Владимиру Валерьевичу, Захарову Сергею Викторовичу, Царьковой Наталье Анатольевне, Ненаховой Светлане Яковлевне, Ионкину Сергею Вячеславовичу, Роговой Наталье Николаевне, Филимоновой Любови Васильевне, Авдошиной Елене Николаевне, Почебут Веронике Александровне, Ивакиной Ирине Викторовне, Демичеву Андрею Федоровичу, Тарасенкову Николаю Павловичу в соответствии с выводами судебной-бухгалтерской экспертизы от 23.11.2021 № 233/2021; возложить обязанность выплачивать заработную плату в соответствии Отраслевым тарифным соглашением в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017 - 2019 годы от 08.12.2016 г.
В судебном заседании помощник Ртищевского межрайонного прокурора Саратовской области Ворожбит Н.С. исковые требования поддержал по основаниям, указанным в исковом заявлении.
Истцы Ларьков Н.В., Маркина Л.Н., Яшкина М.А., Назарова Г.Ю., Сучков Д.В., Мельников А.В., Матиевич Н.Н., Стаценко Ю.Ю., Краснослободцев П.Н., Манзюков А.Е., Тимофеева И.В., Данилов А.И., Орлов А.А., Гагарин С.Ю., Евсюков А.Т., Шапкин А.Н., Орлова А.В., Алакин С.В., Никитина Н.В., Сысоева Н.А., Ансимова Ж.А., Авдеенко Н.Г., Храмов П.Н., Андреева М.Н., Алибаев Г.Г., Сысоев А.Ю., Сушкова Л.Н., Дарвин О.В., Шишлянников А.В., Хавин А.Г., Титов В.В., Ивакин В.В., Захаров С.В., Царькова Н.А., Ненахова С.Я., Ионкин С.В., Рогова Н.Н., Филимонова Л.В., Авдошина Е.Н., Почебут В.А., Ивакина И.В., Демичев А.Ф., Тарасенков Н.П. о рассмотрении дела извещены надлежащим образом, ходатайствовали о рассмотрении дела без их участия.
Истец Одиноков О.В. отказался от исковых требований, отказ от иска принят судом, производство по делу в указанной части прекращено.
Представитель ответчика Майорова М.С. и представитель учредителя - администрации Ртищевского муниципального района Саратовской области Костина И.В. возражали против удовлетворения исковых требований, указав, что деятельность предприятия полностью финансируется за счет тарифа на тепловую энергию, устанавливаемого Комитетом государственного регулирования тарифов Саратовской области. В составе тарифа на тепловую энергию утвержден фонд оплаты труда на 2020 год в размере <данные изъяты>, на 2021 год – <данные изъяты>
Учитывая принятую на предприятии в рамках коллективного договора на 2018 – 2021 гг. и приложениях к нему систему оплаты труда, включающую в себя, в том числе выплаты стимулирующего характера (премиальные выплаты по видам, надбавка за стаж и т.д.) для исполнения норм Отраслевого тарифного соглашения в части оплаты труда годовой фонд оплаты труда должен увеличен до <данные изъяты> При этом Комитет государственного регулирования Саратовской области в ответ на заявление Ртищевского МУП «Теплотехник» о корректировке тарифа на 2021 год не признал экономически обоснованным размер фонда заработной платы в сумме, требуемый для исполнения норм Отраслевого тарифного соглашения в части оплаты труда и проиндексировал тариф на тепловую энергию на 4 %, что подтверждено постановлением от 18.12.2020 № 35/10.
Исходя из положений статьи 1.9., 2.3.1. Отраслевого тарифного соглашения его стороны предусмотрели для работодателей, не являющиеся бюджетными организациями, возможность исключения экономических потерь при соблюдении данного Отраслевого тарифного соглашения, при этом, не ущемляя права работников в части обеспечения уровня минимальной оплаты труда – не ниже размера минимального уровня оплаты труда, установленного в субъекте Российской Федерации. Соглашением о минимальной заработной плате в Саратовской области, заключенным 26.04.2021 между Правительством Саратовской области, Федерацией профсоюзных организаций и Союзом товаропроизводителей и работодателей Саратовской области установлена минимальная заработная плата в размере <данные изъяты> Система оплаты труда и стимулирования работников, применяемая на предприятии, предусматривает премирование работников по результатам работы за месяц (25 % от месячного заработка), за квартал, за полугодие, год (в пределах выделенных средств), выплату надбавки за стаж (до 25 % от месячного заработка). Средняя заработная плата в организации за 1 полугодие 2021 года <данные изъяты> выше, чем в среднем по отрасли (<данные изъяты>) и выше минимальной заработной платы, установленной в Саратовской области.
Таким образом, расходы работодателей на реализацию Отраслевого тарифного соглашения должны быть учтены государственными органами при определении долгосрочных регулируемых тарифов для потребителей. Если расходы ответчика на приведение системы оплаты труда в соответствии с Отраслевым тарифным соглашением не были предусмотрены при определении долгосрочных регулируемых тарифов для потребителей, то Ртищевский МУП «Теплотехник» вправе корректировать расходы на оплату труда с учетом действующих региональных соглашений, коллективных договоров и локальных нормативных актов. Кроме того, ответчик не признает применение в системе оплаты труда Рекомендуемой тарифной сетки оплаты труда работников организаций ЖКХ, закрепленной в Приложении № 3 Отраслевого тарифного соглашения, поскольку она носит рекомендательный характер и не является обязательной.
Суд на основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) суд определил о рассмотрении дела в отсутствии неявившихся лиц.
Выслушав объяснения сторон, исследовав представленные доказательства, суд приходит к выводу об отсутствии предусмотренных законом оснований для удовлетворения исковых требований.
Согласно статье 381 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) индивидуальный трудовой спор - неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.
Индивидуальные трудовые споры рассматриваются комиссиями по трудовым спорам и судами, если иное не установлено настоящим Кодексом (статья 382 ТК РФ).
В силу части 1 статьи 391 ТК РФ в судах рассматриваются индивидуальные трудовые споры по заявлениям работника, работодателя или профессионального союза, защищающего интересы работника, когда они не согласны с решением комиссии по трудовым спорам либо когда работник обращается в суд, минуя комиссию по трудовым спорам, а также по заявлению прокурора, если решение комиссии по трудовым спорам не соответствует трудовому законодательству и иным актам, содержащим нормы трудового права.
Исходя из характера заявленных требований, между работниками Ртищевского МУП «Теплотехник» и данной организацией имеется индивидуальный трудовой спор относительно размера заработной платы.
Охрана труда и установление гарантированного минимального размера его оплаты относятся к основам конституционного строя в Российской Федерации (часть 2 статьи 7 Конституции Российской Федерации).
Конституцией Российской Федерации закреплено право каждого на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (часть 3 статьи 37 Конституции Российской Федерации).
Абзац седьмой статьи 2 Трудового кодекса Российской Федерации закрепляет право на справедливую оплату труда, которое гарантируется в том числе установлением на всей территории Российской Федерации минимального размера оплаты труда в размере не ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения (часть первая статьи 133 названного Кодекса).
Во исполнение данных принципов на работодателя возложена обязанность обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности (статья 22 ТК РФ).
При этом данным Кодексом предусмотрена зависимость заработной платы работника от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда (часть первая статьи 132), а также закреплены меры, направленные на повышение уровня реального содержания заработной платы (статья 134).
В соответствии со статьей 129 названного кодекса заработной платой (оплатой труда работника) признается вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) (часть первая); тарифной ставкой - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (часть третья); окладом (должностным окладом) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (часть четвертая); базовым окладом (базовым должностным окладом), базовой ставкой заработной платы - минимальные оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (часть пятая).
Согласно статье 135 этого же кодекса заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда (часть первая).
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (часть вторая).
Частями пятой и шестой данной статьи установлено, что условия оплаты труда, определенные трудовым договором, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В соответствии со статьями 27, 45 ТК РФ одной из форм социального партнерства является соглашение - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнёрства в пределах их компетенции.
Отраслевое (межотраслевое) соглашение устанавливает общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли (отраслей). Отраслевое (межотраслевое) соглашение может заключаться на федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства (часть 8 статьи 45 ТК РФ).
Из материалов дела следует, что истцы Ларьков Н.В., Маркина Л.Н., Яшкина М.А., Назарова Г.Ю., Сучков Д.В., Мельников А.В., Матиевич Н.Н., Стаценко Ю.Ю., Краснослободцев П.Н., Манзюков А.Е., Тимофеева И.В., Данилов А.И., Орлов А.А., Гагарин С.Ю., Евсюков А.Т., Шапкин А.Н., Орлова А.В., Алакин С.В., Никитина Н.В., Сысоева Н.А., Ансимова Ж.А., Авдеенко Н.Г., Храмов П.Н., Андреева М.Н., Алибаев Г.Г., Сысоев А.Ю., Сушкова Л.Н., Дарвин О.В., Шишлянников А.В., Хавин А.Г., Титов В.В., Ивакин В.В., Захаров С.В., Царькова Н.А., Ненахова С.Я., Ионкин С.В., Рогова Н.Н., Филимонова Л.В., Авдошина Е.Н., Почебут В.А., Ивакина И.В., Демичев А.Ф., Тарасенков Н.П. состоят в трудовых отношениях с Ртищевским МУП «Теплотехник», с ними в письменной форме заключены трудовые договоры (соглашения).
Условиями заключенных между истцами и ответчиком трудовых договоров в зависимости от конкретных должностей предусмотрены: повременная оплата, премии к заработной плате за месяц работы согласно положения коллективного договора о премировании работников предприятия; вознаграждения согласно положению коллективного договора о порядке выплаты вознаграждения работникам за общие результаты за год; оплата за работу сверхурочно, в выходные и праздничные дни в соответствии с Трудовым кодексом РФ и коллективным договором; надбавки согласно положению о выплате надбавки за стаж работы, доплаты за работу в ночное время и в других случаях, предусмотренных коллективным договором, положением об оплате труда и трудовым законодательством, об индексации тарифных ставок в порядке, предусмотренном трудовым законодательством и коллективным договором, условия о том, что месячная заработная плата работника, отработавшего норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности) не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Общероссийским отраслевым объединением работодателей сферы жизнеобеспечения, Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения 08.12.2016 утверждено "Отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017 - 2019 годы".
Настоящее Соглашение вступило в силу с 01.01.2017 года и пролонгировано согласно положениям частью 2 статьи 48 ТК РФ до 31.12.2022 года включительно.
Пунктом 1.8. Отраслевого тарифного соглашения предусмотрено, что соглашение является обязательным к применению при заключении коллективных договоров, региональных отраслевых соглашений и индивидуальных трудовых договоров для Организаций, на которые оно распространяется.
В случае отсутствия коллективного договора настоящее Соглашение имеет прямое действие в Организациях, на которые оно распространено и присоединившихся к нему в установленном порядке.
Ответчиком Ртищевским МУП «Теплотехник» не оспаривалось, что нормы данного Отраслевого тарифного соглашения распространятся на данную организацию.
Согласно пункту 2.3. Отраслевого тарифного соглашения минимальная месячная тарифная ставка рабочих первого разряда, полностью отработавших норму рабочего времени и выполнивших свои трудовые обязанности (нормы труда), устанавливается согласно Приложению N 1 к настоящему Соглашению.
Заработная плата работника, рассчитанная на основании минимальной месячной тарифной ставки рабочего первого разряда, не может быть менее законодательно установленного в субъекте Российской Федерации минимального размера оплаты труда и величины прожиточного минимума на душу населения, установленных законами субъектов Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что в организации Ртищевское МУП «Теплотехник» в период с 05.02.2018 по 04.02.2021 действовал Коллективный договор, который был заключен без учета положений Отраслевого тарифного соглашения в части установления минимальной месячной тарифной ставки рабочих первого разряда.
С 05.02.2021 года коллективный договор не заключен, в связи с чем Отраслевое тарифное соглашение имеет прямое действие.
Между тем в соответствии с пунктом 2.3.1. Отраслевого тарифного соглашения в случае несоответствия даты установления минимальной месячной тарифной ставки рабочих первого разряда, предусмотренной настоящим Соглашением, и даты изменения фактического уровня тарифов на газ, электроэнергию, тепловую энергию, водоснабжение и водоотведение, в соответствии с решением Правительства Российской Федерации, работодатель вправе синхронизировать дату установления минимальной месячной тарифной ставки рабочего первого разряда с датой изменения фактического уровня тарифов.
Кроме того, согласно пункту 1.9. Отраслевого тарифного соглашения, в соответствии с законодательством Российской Федерации расходы работодателей, предусмотренные настоящим Соглашением, учитываются федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в том числе органами в области государственного регулирования тарифов на водоснабжение, газоснабжение, электрическую, тепловую энергию, органами местного самоуправления при установлении регулируемых тарифов на жилищно-коммунальные услуги, а также на соответствующие услуги, оказываемые организациями, осуществляющими нерегулируемую деятельность.
В случае установления регулирующими органами тарифов на водоснабжение, газоснабжение, электрическую и тепловую энергию, на иные жилищно-коммунальные услуги без учета расходов работодателей, предусмотренных настоящим Соглашением, работодатели вправе корректировать расходы на оплату труда с учетом действующих региональных соглашений, коллективных договоров и локальных нормативных актов Организаций. При этом работодатель должен обеспечивать уровень минимальной оплаты труда работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не ниже размера минимального уровня оплаты труда, установленного в субъекте Российской Федерации.
В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц основным видом деятельности Ртищевского МУП «Теплотехник» является производство пара и горячей воды (тепловой энергии) котельными (код 35.30.14), который отнесен к видам экономической деятельности "Жилищно-коммунальное хозяйство" (приказ Минстроя России от 27.04.2016 № 286/пр "Об утверждении собирательных классификационных группировок отрасли жилищно-коммунального хозяйства").
Согласно Уставу Ртищевское МУП «Теплотехник» является коммерческой организацией; основной целью деятельности предприятия является извлечение прибыли; предприятие создано с целью обеспечения тепловой энергией потребителей муниципального образования Ртищевского района Саратовской области, производства иных работ, неразрывно связанных с производством и передачей тепловой энергии.
В соответствии с пунктом 12 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее также Закон о теплоснабжении) под передачей тепловой энергии, теплоносителя понимается совокупность организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих поддержание тепловых сетей в состоянии, соответствующем установленным техническими регламентами, правилами технической эксплуатации объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок требованиям, прием, преобразование и доставку тепловой энергии, теплоносителя.
Оказание услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя является регулируемым видом деятельности в сфере теплоснабжения, при осуществлении которого расчеты за оказанные услуги осуществляются по ценам (тарифам), подлежащим государственному регулированию (подпункт «б» пункта 18 статьи 2 Закона о теплоснабжении).
Виды цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, подлежащих регулированию приведен в части 1 статьи 8 Закона о теплоснабжении.
Полномочиями на установление тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, наделены органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (пункт 1 части 2 статьи 5, пункт 1 части 3 статьи 7 Закона о теплоснабжении).
Таким образом, деятельность Ртищевского МУП «Теплотехник» подлежит тарифному регулированию.
Тарифы на тепловую энергию и долгосрочные параметры регулирования для потребителей Ртищевского МУП «Теплотехник» установлены постановлением Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 23.11.2018 № 48/21 с учетом изменений, внесенных постановлением Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 18.12.2020 № 35/10.
Постановлением Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 23.11.2018 № 48/21 «Об утверждении тарифа на тепловую энергию для потребителей Ртищевского МУП «Теплотехник» по имущественному комплексу, эксплуатируемому на территории Ртищевского муниципального района Саратовской области» тарифы на тепловую энергию утверждены без учета Отраслевого тарифного соглашения.
В данном случае установленные Комитетом государственного регулирования тарифов Саратовской области тарифы на тепловую энергию отвечают одному из основных принципов, закрепленных в Законе о теплоснабжении, а именно принципу соблюдения баланса экономических интересов теплоснабжающей организации и интересов потребителей.
При этом суд учитывает, что в силу пункта 10 постановления Правительства Российской Федерации от 30.04.2014 № 400 "О формировании индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации" применение индексов по субъектам Российской Федерации должно обеспечивать изменение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в каждом месяце текущего года долгосрочного периода в среднем по субъекту Российской Федерации по отношению к плате граждан за коммунальные услуги в декабре предшествующего календарного года в среднем по субъекту Российской Федерации не более чем на установленную величину индекса по субъекту Российской Федерации; применение предельных индексов должно обеспечивать изменение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в каждом месяце текущего года долгосрочного периода по отношению к размеру вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в декабре предшествующего календарного года не более чем на установленную величину предельного индекса.
Из приведенной нормы права следует, что превышение утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации среднего индекса размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги недопустимо.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 15.11.2018 № 2490-р утверждены индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации и предельно допустимые отклонения по отдельным муниципальным образованиям от величины указанных индексов на 2019 - 2023 годы.
Согласно данному распоряжению средний индекс для Саратовской области в 2019 году составляет на первое полугодие 2019 года - 1,7% (предельно допустимое отклонение - 0%), на второе полугодие 2019 года – 2% (предельно допустимое отклонение – 2%), на 2020 -2023 годы (предельно допустимое отклонение – 2%).
Таким образом, установленные тарифы для потребителей и долгосрочные параметры регулирования не учитывали расходы Ртищевского МУП «Теплотехник» на оплату труда, предусмотренные ОТС, поскольку пункт 52 Основ ценообразования, применяемый для формирования тарифов с использованием метода индексации, не предусматривает корректировку долгосрочных параметров регулирования на второй и последующие годы долгосрочного периода регулирования при внесении изменений в ОТС.
При этом, пунктом 1.9 ОТС предусмотрено право работодателей корректировать расходы на оплату труда с учетом действующих региональных соглашений, коллективных договоров и локальных нормативных актов Организаций, в случае установления регулирующими органами тарифов без учета расходов работодателей, предусмотренных Соглашением.
В этом случае на работодателя возлагается обязанность обеспечивать уровень минимальной оплаты труда работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не ниже размера минимального уровня оплаты труда, установленного в субъекте Российской Федерации
В ходе рассмотрения дела судом была назначена судебная бухгалтерская экспертиза, проведение которой поручено экспертам ООО «Федерация экспертов Саратовской области».
Как следует из заключения судебной бухгалтерской экспертизы от 23.11.2021 № 233/2021, порядок формирования фонда оплаты труда Ртищевского МУП «Теплотехник» с 01.05.2020 по 30.04.2021 соответствует коллективному договору и локальным нормативным актам, утвержденным в рамках коллективного договора. Начисление заработной платы в данном периоде производилось в соответствии с коллективным договором и локальными нормативными актами, утвержденными в рамках коллективного договора. Система оплаты труда, установленная коллективным договором в части компенсационных и стимулирующих выплат, соответствует требованиям Отраслевого тарифного соглашения.
Порядок установления тарифных коэффициентов для назначения и выплаты заработной платы в соответствии с подпунктом «б» пункта 2.2 Отраслевого тарифного соглашения предусматривает возможность использовать работодателями Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих для тарификации работ и присвоения профессиональной квалификации рабочим, специалистам и служащим. Таким образом, использование межразрядных коэффициентов, указанных в ETC, разработанной МУП на основании ЕТКС, не противоречит действующему законодательству, а с точки зрения сложности и объема выполняемых сотрудниками работ является экономически обоснованным.
Выводы эксперта в этой части соответствуют требованиям действующего трудового законодательства и согласуются с представленными в материалами дела доказательствами, а именно с коллективным договором Ртищевского МУП «Теплотехник», заключенном 05.02.2018 на срок с 05.02.2018 по 04.02.2021, Положением об оплате труда, трудовыми договорами.
Учитывая установленные по делу обстоятельства, принимая во внимание, что заработная плата начислялась и выплачивалась истцам в соответствии с условиями трудовых договоров, размер заработной платы превышал установленный законом минимальный размер оплаты труда в Саратовской области, а также превышал средний по отрасли, не нарушал положений Отраслевого тарифного соглашения, суд не усматривает правовых оснований для взыскания в пользу истцов заявленных сумм.
При таких обстоятельствах исковые требования удовлетворению не подлежат
Руководствуясь статьями 194 - 198 ГПК РФ, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований Ртищевского межрайонного прокурора Саратовской области в защиту прав и интересов Ларькова Николая Викторовича, Маркиной Людмилы Николаевны, Яшкиной Марины Алексеевны и других граждан к Ртищевскому МУП «Теплотехник» о перерасчете заработной платы отказать.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором - принесено апелляционное представление в течение месяца в Саратовский областной суд через Ртищевский районный суд Саратовской области.
Судья