Судья Тигина С.Н. Гражданское дело № 2-196/2022
УИД 21RS0024-01-2021-003479-70
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
6 апреля 2022 года город Чебоксары
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республикив составе: председательствующего судьи Нестеровой Л.В., судей Александровой А.В., Вассиярова А.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Нюхиной И.Г.
рассмотрела открытом в судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по исковому заявлению Урукова Владислава Николаевича к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Чувашской Республике-Чувашии о признании отказа в индексации страховой пенсии незаконным, возложении обязанности произвести индексацию страховой пенсии, поступившее по апелляционной жалобе истца Урукова Владислава Николаевича на решение Калининского районного суда города Чебоксары от 11 января 2022 года.
Заслушав доклад судьи Вассиярова А.В., судебная коллегия
установила:
Уруков В.Н. обратился в суд к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Чебоксары Чувашской Республики–Чувашии, замененному определением от 22.11.2021 его правопреемником Государственным учреждением – Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по Чувашской Республике–Чувашии (далее ОПФ РФ по Чувашской Республике-Чувашии, Государственное учреждение) с исковым заявлением, обосновав его следующим.
Истец является получателем страховой пенсии с июня 2020 года, индексация которой ответчиком не производится по мотивам осуществления первым трудовой деятельности в Обществе с ограниченной ответственностью «...» (далее ООО ...). Между тем, как указал истец, действительно являясь учредителем названного общества, он какого-либо дохода от такой деятельности не имеет, оснований для отказа в индексации размера его пенсии не имеется.
После уточнения исковых требований (л.д. 38-39), истец просил: признать незаконным отказ ответчика индексировать страховую пенсию с 1 января 2021 года; возложить на ответчика обязанность произвести индексацию страховой пенсии на сумму 4 268, 39 руб. с 1 января 2021 года;
Рассмотрев дело в отсутствие истца и представителя ответчика, 11 января 2022 года суд принял решение об отказе в удовлетворении иска, обжалованное истцом Уруковым В.Н. на предмет отмены по доводам, изложенным в обоснование исковых требований об отсутствии трудовых отношений, заключенных с ООО «...» трудового договора или гражданско-правового договора со ссылкой на несоответствие выводов суда об отсутствии правовых оснований для индексации страховой пенсии обстоятельствам дела.
Признав возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежаще извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, обсудив её доводы, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона от 29.12.2015 №385-ФЗ «О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий», индексация размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона и корректировка размера страховой пенсии в соответствии с частями 1 и 3 статьи 5 Федерального закона не производятся пенсионерам, осуществлявшим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
Факт осуществления работы устанавливается на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета по состоянию на последний день последнего отчетного периода, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, на день вступления в силу Федерального закона.
Факт осуществления иной деятельности устанавливается на основании сведений о регистрации в качестве страхователя в Пенсионном фонде Российской Федерации в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, на день вступления в силу Федерального закона.
Согласно ч. 1 ст. 26.1 Федерального закона №400-ФЗ «О страховых пенсиях» пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеющих место в период осуществления работы и (или) иной деятельности.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Уруков В.Н в соответствии с положениями ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» является получателем страховой пенсии по старости с 29 мая 2020 года (бессрочно) в размере 4 268, 33 руб.
Письмом от 8 июля 2021 года, адресованным Урукову В.Н. на его обращение по вопросу исчисления размера страховой пенсии по старости без учета индексации с 1 января 2021 года Государственное учреждение разъяснило, что индексация размеров страховых пенсий работающим пенсионерам производится в соответствии со ст. 26.1 Федерального закона «О страховых пенсиях» после завершения ими трудовой и (или) иной деятельности. Препятствием для индексации страховой пенсии истца ответчик посчитал наличие трудовых отношений между истцом и ООО «...» указав, что ежемесячно, начиная с октября 2020 года названным обществом представляются сведения о факте работы истца в Обществе по форме СЗВ-М.
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 29.12.2015 года № 385-ФЗ «О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий» Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», оценив доводы сторон и представленные доказательства, в том числе трудовую книжку истца и выписку из Единого государственного реестра юридических лиц в отношении ООО «...», в которой имеются сведения об истце как учредителе и лице, имеющем право действовать от имени юридического лица, исходил из того, что последний относится к лицам, выполняющим работу и (или) иную деятельность, то есть является работающим пенсионером, в связи с чем, оснований для индексации его страховой пенсии не имеется. Суд отметил, что отсутствие дохода, трудового договор, записи в трудовой книжке, не опровергают возражений ответчика о том, что истец является застрахованным лицом в целях пенсионного обеспечения и такие обстоятельства возникли в результате действий самого истца, в полномочиях истца находятся вопросы ликвидации общества и устранения препятствий в индексации пенсии и установления доплаты.
Судебная коллегия не усматривает оснований для отмены принятого по делу решения по доводам апелляционной жалобы.
В силу пункта 2.2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет в пенсионный фонд о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) сведения по форме СЗВ-М, где указываются: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилия, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Как следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 28 июня 2018 года № 1488-О, реализуя предоставленные ему полномочия, законодатель определил порядок индексации размера фиксированной выплаты к страховой пенсии и корректировки размера страховой пенсии для пенсионеров, прекративших осуществление работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию, предусмотрев, что уточнение факта осуществления либо прекращения пенсионерами работы и указанной деятельности производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 4 статьи 26.1 Федерального закона «О страховых пенсиях»). Согласно Федеральному закону от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования осуществляется в процессе всей трудовой деятельности застрахованного лица, а данные указанного учета используются для назначения страховой и накопительной пенсий согласно пенсионному законодательству Российской Федерации. Кроме того, в соответствии с частью 5 статьи 26.1 Федерального закона «О страховых пенсиях» пенсионер наделен правом представления в органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, заявления о факте осуществления (прекращения) работы и (или) иной деятельности, в период которой он подлежал обязательному пенсионному страхованию, которое учитывается при принятии решения о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) наряду со сведениями индивидуального (персонифицированного) учета. Такое правовое регулирование в рамках правового механизма исчисления размера страховой пенсии направлено на реализацию права граждан на пенсионное обеспечение и не может расцениваться как нарушающее конституционные права граждан.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, факт отнесения истца к категории работающего либо не работающего пенсионера, в смысле понимаемом статьей 26.1 Федерального закона от 28 марта 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», юридического значения не имеет, поскольку для выплаты страховой пенсии с учетом индексации имеет юридическое значение факт того, является ли лицо застрахованным в порядке обязательного пенсионного страхования за счет любой деятельности независимо от того, является ли она трудовой или нет.
В связи с участием истца в юридическом лице и в связи с занимаемой должностью генерального директора таким юридическим лицом в органы Пенсионного фонда Российской Федерации предоставлялись сведения по форме СЗВ-М за период с октября 2020 года по февраль 2022 года, в которых истец указан в качестве застрахованного лица.
Доказательств того, что в соответствии с частью 5 статьи 26.1 Федерального закона «О страховых пенсиях» истец воспользовался правом представления в Государственное учреждение сведений о факте прекращения деятельности в ООО «...», в период которой он подлежал обязательному пенсионному страхованию, которое учитывается при принятии решения о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) наряду со сведениями индивидуального (персонифицированного) учета, в деле не имеется.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии трудовых отношений и отношений гражданско-правового характера между ним и юридическим лицом и неполучении дохода несостоятельны, поскольку не опровергают факта участия истца в ООО «...» и осуществления истцом деятельности на должности генерального директора в данном обществе.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц в отношении ООО «...», установлена регистрация Урукова В.Н. в налоговом органе в качестве генерального директора и единственного учредителя ООО «...» с 29.09.2020. В случае отсутствия фактической деятельности общества истец имел возможность либо ликвидировать его и исключить запись о нем из Единого государственного реестра юридических лиц, либо назначить директором общества другое лицо.
С учетом изложенного, судебная коллегия полагает, что выводы суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судом первой инстанции, и нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения сторон.
Нарушений норм процессуального права, влекущих за собой обязательную отмену судебного акта, судом первой инстанции не допущено, в связи с чем, судебная коллегия не усматривает оснований к отмене состоявшегося по делу решения.
Руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Калининского районного суда города Чебоксары от 11 января 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Урукова Владислава Николаевича - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) в течение трех месяцев через суд первой инстанции.
Председательствующий Л.В. Нестерова
Судьи А.В. Александрова
А.В. Вассияров
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 11 апреля 2022 года.