Дело № 2-873/2019
г. Каргополь 02 декабря 2019 года
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Няндомский районный суд Архангельской области
в составе председательствующего Захарова Е.С.,
при секретаре Гулиевой М.Ю.
рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Каргополе 02 декабря 2019 года гражданское дело по иску К.Е.П. к администрации муниципального образования «Каргопольский муниципальный район» о предоставлении жилого помещения и об освобождении от платежей за наем жилого помещения,
у с т а н о в и л:
К.Е.П. обратилась в суд с иском, указала, что является нанимателем жилого помещения в одноквартирном <адрес> на основании договора социального найма от 14 августа 2018 года. Жилой дом находится в аварийном состоянии, не пригоден для проживания, но в проведении его обследования и признании аварийным администрация МО «Каргопольский муниципальный район» отказывает, так как дом не имеет собственника. Поскольку по договору социального найма может быть предоставлено только пригодное для проживания жилое помещение, истец просит освободить её от платежей по договору социального найма, а также обязать ответчика предоставить её благоустроенное жилое помещение взамен не пригодного для проживания в г. Каргополе.
В судебном заседании истец К.Е.П. не участвовала, извещена надлежащим образом, просила рассматривать дело без её участия.
Ответчик администрация МО «Каргопольский муниципальный район», которая извещена надлежащим образом, в судебное заседание представителя не направила, в отзыве иск не признает, просит рассматривать дело без участия её представителя. Указывает, что К.Е.П. на учете в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма не состоит, малоимущей не признана. Жилой дом, в котором расположено жилое помещение, в установленном законом порядке аварийным не признавался, истец, проживая в г. Северодвинске, не предпринимала мер по сохранности жилого помещения, что и привело его в то состояние, в котором оно находится. Оснований для освобождения истца от платежей за наем жилого помещения также не имеется.
На основании ст. 167 ГПК Российской Федерации суд определил рассмотреть дело без участия истца и представителя ответчика, извещенных надлежащим образом.
Рассмотрев письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела 14 августа 2018 года МО «Каргопольский муниципальный район» в лице его главы и К.Е.П. заключили договор социального найма, согласно которому истцу предоставлено жилое помещение по адресу: <адрес> (л.д. 12-13). Согласно паспорту жилого помещения само жилое помещение и его оборудование находится в исправном состоянии, что удостоверено подписями сторон договора.
В соответствии протоколом заседания комиссии по учету и распределению жилья на территории МО «Каргопольский муниципальный район» от 19 мая 2017 года было рассмотрено заявление К.Е.П. о предоставлении жилого помещения по договору коммерческого найма, в чем ей было отказано. Также в протоколе заседания комиссии указано о невозможности признания жилого дома, в котором зарегистрирована К.Е.П. , аварийным по причине отсутствия собственника (л.д.15).
Решением Няндомского районного суда от 08 ноября 2017 года на администрацию МО «Каргопольский муниципальный район» возложена обязанность принять жилой дом в муниципальную собственность (л.д.10-11).
Согласно Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (ч. 1 ст. 40). В условиях рыночной экономики граждане Российской Федерации осуществляют данное социальное право в основном самостоятельно, используя различные способы; обязывая органы государственной власти создавать для этого условия, Конституция Российской Федерации вместе с тем закрепляет, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ч. ч. 2 и 3 ст. 40), предписывая тем самым законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.
Реализуя эту конституционную обязанность, федеральный законодатель в Жилищном кодексе Российской Федерации, вступившем в силу 1 марта 2005 года, предусмотрел, как это было предусмотрено и в Жилищном кодексе РСФСР, институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении во владение и пользование для проживания жилых помещений из государственных и муниципальных жилищных фондов малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье.
Для возникновения жилищного правоотношения социального найма жилого помещения в частности муниципального жилищного фонда, по смыслу ч. 1 ст. 49 ЖК РФ, необходимо наличие таких юридических фактов, как малоимущность и нуждаемость в жилом помещении.
В соответствии со ст. 49 ЖК РФ жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (ч. 2).
В соответствии со ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется на основании их заявлений, по итогам рассмотрения которых уполномоченный орган принимает решение о постановке на учет, в связи с чем гражданин приобретает право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (ст. ст. 53 и 55 ЖК РФ).
Согласно ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам в порядке очередности исходя из времени их постановки на учет. Для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (ч. 2 ст. 49, ч. 1 ст. 52 ЖК РФ).
Поскольку из материалов дела, и доказательств, представленных истцом не следует, что до 1 марта 2005 года (введение в действие Жилищного кодекса Российской Федерации) истец состояла в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий, юридически значимым обстоятельством является установление объективной нуждаемости истца в предоставлении жилого помещения в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 49 ЖК РФ.
Из материалов дела не следует, что истец в установленном законом порядке признана малоимущей и поставлена на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, её объективная нуждаемость в жилом помещении не подтверждена.
В соответствии с ч. 4 ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Порядок и основания признания жилого дома непригодным для проживания регламентирован Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 (ред. от 21.08.2019) "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом".
Согласно указанному Положению признание жилого помещения (дома) не пригодным для проживания отнесено к исключительной компетенции органа местного самоуправления на основании заключения межведомственной комиссии по оценке пригодности для проживания жилых помещений на территории муниципального образования.
Истцом не представлено доказательств, подтверждающих признание жилого дома не пригодным для проживания, а из искового заявления и отзыва ответчика прямо следует, что обследование жилого дома не проводилось и решения о признании его не пригодным для проживания не принималось.
Фотографии, представленные с исковым заявлением не являются доказательством признания жилого дома не пригодным для проживания, из них вообще не следует, что они имеют отношение к спорному жилого дому (л.д.16-18).
В соответствии с частью 3 статьи 155 ЖК Российской Федерации наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда вносят плату за пользование жилым помещением (плату за наем) наймодателю этого жилого помещения.
Согласно части 9 статьи 156 ЖК РФ, от внесения платы за пользование жилым помещением (платы за наем) освобождаются граждане, признанные в установленном настоящим Кодексом порядке малоимущими гражданами и занимающие жилые помещения по договорам социального найма.
Как указано выше, К.Е.П. в установленном законом порядке малоимущей не признавалась, поэтому основания для освобождения её от платы за наем жилого помещения также не имеется.
По указанным основаниям иск удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░.░.░. ░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░.░░░░░░░