Дело № 2-1889/2017 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 августа 2017 года г. Калининград
Ленинградский районный суд г. Калининграда в составе:
председательствующего судьи Никифоровой Ю.С.,
при секретаре Райковой В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ивановой Р.Ж. к Министерству социальной политики Калининградской области, ОГКУ Калининградской области «Центр социальной поддержки населения» о признании права на предоставление мер социальной поддержки, предусмотренных для несовершеннолетних узников фашистских концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, и выдаче соответствующего удостоверения,
УСТАНОВИЛ:
Иванова Р.Ж. обратилась в суд с названными выше исковыми требованиями, ссылаясь на то, что родилась ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, куда ее мать была интернирована с территории <данные изъяты> и освобождена в ДД.ММ.ГГГГ. Затем Иванова Р.Ж. проживала в <адрес>, где в ДД.ММ.ГГГГ году ей было назначено и выплачивалось специальное государственное пособие, как категории лиц «Бывшие несовершеннолетние узники фашистских концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны». Указала, что с ДД.ММ.ГГГГ проживает на территории <данные изъяты>. Однако на территории РФ ответчики отказывают ей в признании права на получение соответствующих мер социальной поддержки. Просила признать за ней право на предоставление мер социальной поддержки, предусмотренных для несовершеннолетних узников фашистских концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, и обязать ответчиков выдать соответствующее удостоверение.
Иванова Р.Ж. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске, просила удовлетворить. Пояснила, что ее мать ФИО1 была насильственно вывезена с территории Украины вместе с отцом в <адрес> для принудительного труда в ДД.ММ.ГГГГ. В ДД.ММ.ГГГГ уже на территории <адрес> родилась она, а в ДД.ММ.ГГГГ ее сестра. Пояснила, что в период с ДД.ММ.ГГГГ их семья не разлучалась, проживали все вместе в бараке, родители ходили на работу, отец на завод, мама во время беременности работала у хозяев, потом в поле. Также пояснила, что самими женщинами на территории проживания были организованы «ясли», то есть одна из женщин по договоренности на работу не выходила, оставаясь приглядывать за детьми, а ее работа в этот день выполнялась другими женщинами. В ДД.ММ.ГГГГ они были освобождены, она с сестрой и матерью вернулись на территорию <адрес>, а отец ушел на фронт.
Представитель истицы Подистова Л.Н. в судебном заседании заявленные требования также поддержала, указав, что для подтверждения спорного статуса достаточно установление факта принудительного угона родителей истцы на территорию <адрес> и факта их принудительного удержания на этой территории в годы ВОВ. Также указала на то, что наличие у истицы статуса «несовершеннолетнего узника» уже признано другими государствами, так как последний в связи с присвоением такого статуса уже выплачивались как ежемесячное пособие на территории <адрес>, так и единовременная компенсация как лицу, подвергшемуся нацистским преследованиям.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о дате и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
От представителя Министерства социальной политики Калининградской области Антоновой М.А. и представителя ОГКУ Калининградской области «Центр социальной поддержки населения» Жуковской А.А. в суд также поступили отзывы на заявленные требования с доводами о несогласии с таковыми.
Выслушав пояснения истца, исследовав письменные материалы дела и дав им оценку в соответствии с положениями ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее ГПК РФ), суд приходит к следующим выводам.
В ходе рассмотрения дела по существу судом установлено, что Иванова Р.Ж. в ДД.ММ.ГГГГ обращалась в Министерство социальной политики Калининградской области и ОГКУ Калининградской области «Центр социальной поддержки населения» с заявлением о выдаче ей удостоверения на меры социальной поддержки, установленные для несовершеннолетних узников концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в годы ВОВ, в чем ей было отказано по причине отсутствия каких-либо документов, подтверждающих факт содержания ее в неволе в указанный период.
Не согласившись с такой позицией ответчиков, последняя обратилась в суд с настоящими исковыми требованиями, однако доводы последней, изложенные в обоснование заявленных требований, а также представленные доказательства, не могут явиться основанием для признания за Ивановой Р.Ж. права на получение испрашиваемых мер социальной поддержки.
Так, Указом Президента РФ от 15 октября 1992 года № 1235 установлен ряд льгот для бывших несовершеннолетних узников концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны.
В соответствии с Приказом Министерства труда и социальной защиты от 04 сентября 2013 года № 445н "Об утверждении порядка оформления, выдачи и учета удостоверений о праве на меры социальной поддержки, установленные для бывших несовершеннолетних узников концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны" выдача удостоверений производится на основании документов военного времени, подтверждающих факт нахождения бывшего несовершеннолетнего узника фашизма в период Второй мировой войны в концлагерях, гетто, других местах принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками на территориях Германии и союзных с нею стран, а также на оккупированных ими территориях бывшего СССР и стран Европы, либо справок и других документов архивных и иных учреждений, содержащих необходимые сведения.
Согласно Разъяснения "О порядке и условиях предоставления льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны", утвержденного Постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 07 июля 1999 года N 20, льготы, установленные Указом Президента РФ от 15 октября 1992 года N 1235 "О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны", предоставляются бывшим несовершеннолетним узникам фашизма на основании удостоверения о праве на них, форма которого утверждена в установленном порядке. К полномочным органам, выдающим документы, подтверждающие статус бывших несовершеннолетних узников фашизма, относятся: архивные учреждения органов МВД России, Минобороны России, ФСБ России, воинские части, Российское общество Красного Креста, Международная служба розыска, музеи, в том числе созданные в местах расположения бывших немецких концлагерей. Кроме того, подтверждающими документами могут служить выписки из книг движения воспитанников детских домов, справки, выданные немецкими властями, например, пропуска на те или иные немецкие предприятия с принудительным использование труда бывших советских граждан и т.д.
При невозможности получения вышеперечисленных документов факт нахождения граждан в концлагерях, гетто и других местах принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, может быть установлен на основании показаний свидетелей в соответствии с нормами Гражданского процессуального кодекса РФ.
Согласно п. 1 указанного разъяснения Министерства труда и социального развития РФ от 07 июля 1999 года Указ Президента РФ от 15 октября 1992 года N 1235 распространяется на проживающих на территории РФ бывших несовершеннолетних граждан, которые в годы Второй мировой войны в возрасте до 18 лет содержались или родились в концлагерях, гетто, других местах принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками на территории Германии и союзных с нею стран, а также на оккупированных ими территориях бывшего СССР и стран Европы. Данный перечень является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
К "другим местам принудительного содержания" могут относиться: тюрьмы, лагеря (трудовые, пересыльные, фильтрационные и другие); специализированные медицинские учреждения, в которых использовали несовершеннолетних граждан в экспериментах; другие места, аналогичные по тяжести условиям содержания в концлагерях, гетто, тюрьмах, в которых несовершеннолетние граждане привлекались к принудительному труду на строительстве, на транспорте, в промышленности, в сельском хозяйстве на территории Германии, ее союзников и оккупированных ими территориях бывшего СССР и стран Европы. К "другим местам принудительного содержания" не относятся места нахождения несовершеннолетних граждан, эвакуированных или выселенных немецкими властями из мест постоянного проживания в места временного проживания (нахождения) на оккупированной территории бывшего СССР.
Согласно ст. 56 ГПК Российской Федерации каждая сторона должна, доказать те обстоятельства на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В ходе рассмотрения дела по существу судом установлено, что Иванова Р.Ж. ДД.ММ.ГГГГ родилась в <адрес>, родителями последней являлись К.А.Г. и К.Ж., что подтверждается свидетельством о рождении (Л.д. 12).
В соответствии с положениями ст. 12 ГПК РФ, судом по ходатайству истца, с целью установления фактических обстоятельств в рамках разрешения заявленного спора по существу были произведены запросы в Центр розыска ЦК Российского общества Красного Креста, Государственный архив РФ, УФСБ России по <адрес>, Государственный архив <адрес>, Министерство культуры <адрес>, Центральный архив Министерства обороны РФ.
Согласно представленным по запросам суда архивным справкам списки граждан, проживающих на оккупированных гитлеровцами территориях <адрес> в период ВОВ, на государственное хранение не поступали.
В документах Международной службы розыска, а также в имеющихся на хранении государственного архива <адрес> фильтрационных делах, списках лиц, возвратившихся на территорию <адрес> в ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 не указана.
Истцом в качестве доказательства, подтверждающего факт ее принудительного содержания в местах, созданных фашистами и их союзниками в годы ВОВ, суду были представлены протоколы опроса свидетелей Л.Н.И. и Ч.О.С., однако содержание таковых свидетельствует только лишь о факте нахождения в <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ К.А.Г. и рождения у нее двоих детей ФИО3 и ФИО4.
Представленная истцом в материалы дела архивная справка № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой Иванова (Канашина) Р.Ж. указана в числе лиц, репатриированных из <адрес>, также не может явиться доказательством рождения и содержания истицы истца в концлагере, гетто или других местах принудительного содержания.
Доводы представителя истца о том, что действующее законодательство к местам принудительного содержания относит, в том числе, содержание в тяжелых условиях на территории Германии лиц, насильственно вывезенных, основаны на неправильном его толковании и применении, поскольку основным и существенным условием для признания лица бывшим несовершеннолетним узником концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, является не факт проживания лица в тяжелых условиях на территории Германии, а именно содержание этого лица в местах, специально созданных фашистами и их союзниками с целью принудительного содержания людей, в условиях концлагерей, гетто, тюрем или аналогичных по тяжести условиях содержания.
Ссылки стороны истца на получение Ивановой Р.Ж. денежной компенсации за счет национального фонда «Взаимопонимание и примирение», то сам по себе указанный факт также не может свидетельствовать о содержании истицы или ее родителей на территории <адрес> в период с ДД.ММ.ГГГГ в условиях концлагерей, гетто, тюрем или аналогичных по тяжести условиях содержания.
Как следует из представленного истицей решения Украинского национального фонда «Взаимопонимание и примирение» на основании заявления Ивановой Р.Ж., последней была
При таком положении, принимая во внимание приведенные выше нормы материального и процессуального права, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований Ивановой Р.Ж., поскольку достаточных, относимых и допустимых доказательств, подтверждающих, что в годы Второй мировой войны истец содержалась в концлагере, гетто или других местах принудительного содержания, не представлено, в то время как содержание именно в указанных условиях является основанием для признания лица бывшим несовершеннолетним узником концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны.
На основании изложенного, руководствуясь положениями ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░, ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ 19 ░░░░░░░ 2017 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░