УИД Номер изъят
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 августа 2020 г. г. Иркутск
Иркутский областной суд в составе председательствующего судьи Папуши А.С., при секретаре судебного заседания Лукьяновой А.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-184/2020 по административному исковому заявлению Силко Сергея Валентиновича к Правительству Иркутской области об установлении кадастровой стоимости нежилого здания в размере его рыночной стоимости,
У С Т А Н О В И Л:
Силко С.В., действуя через своего представителя по нотариально удостоверенной доверенности Смольникову Е.Д., обратился в Иркутский областной суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости нежилого здания в размере его рыночной стоимости.
В обоснование административных исковых требований Силко С.В. указывает, что он является собственником 1/2 доли в праве общей долевой собственности на нежилое здание - торговый центр, назначение: нежилое, площадью 11 464,7 кв.м., этажей 5, в том числе подземных 0, кадастровый номер Номер изъят, расположенный по адресу: <адрес изъят>, <адрес изъят>.
Кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером Номер изъят определена по состоянию на 15 декабря 2015 г. в размере 230 323 988,65 рублей, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от Дата изъята Номер изъят. Дата внесения в ЕГРН сведений о кадастровой стоимости – 5 декабря 2016 г.
Установленную кадастровую стоимость объекта недвижимости Силко С.В. полагает завышенной, не соответствующей рыночной стоимости нежилого здания.
С целью определения рыночной стоимости объекта недвижимости административный истец обратился в общество с ограниченной ответственностью (данные изъяты)»).
Согласно отчету Номер изъят по определению рыночной стоимости нежилого здания - торгового центра, назначение: нежилое, площадью 11 464,7 кв.м., этажей 5, в том числе подземных 0, кадастровый Номер изъят, расположенный по адресу: <адрес изъят>, <адрес изъят>, <адрес изъят> определена в размере 115 600 000,00 рублей, что меньше его кадастровой стоимости.
Силко С.В., указывает, что кадастровая стоимость нежилого здания по сравнению с его рыночной стоимостью ведет к увеличению налоговой базы, что является основанием для его обращения в суд с административным исковым заявлением.
Не согласившись с кадастровой стоимостью нежилого здания Силко С.В. обратился в суд с административным исковым заявлением и с учетом уточнения требований просит установить кадастровую стоимость нежилого здания - торгового центра, назначение: нежилое, площадью 11 464,7 кв.м., этажей 5, в том числе подземных 0, кадастровый Номер изъят, расположенный по адресу: <адрес изъят>, <адрес изъят>, <адрес изъят> равной его рыночной стоимости в размере 121 354 306,00 рублей на дату определения кадастровой стоимости нежилого помещения 15 декабря 2015 г.
Представитель административного истца Силко С.В. – Смольникова Е.Д., действующая на основании доверенности, извещенная надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, направила заявление об уточнении требований, просит рассмотреть дело по существу в ее отсутствие.
Административный истец Силко С.В., надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.
Административный ответчик Правительство Иркутской области, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направил, представил отзыв на административное исковое заявление, в котором просит в удовлетворении заявленных требований Силко С.В. отказать в полном объеме.
Заинтересованное лицо Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», в лице филиала по Иркутской области, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направило, представило отзыв на административное исковое заявление, в котором, указывает, что у учреждения отсутствует материальная и правовая заинтересованность в исходе данного дела, просит рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.
Заинтересованное лицо Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направило, представило отзыв на административное исковое заявление, в котором просит рассмотреть дело без участия своего представителя.
Заинтересованное лицо администрация муниципального образования города Братска, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направило, отзыва на административное исковое заявление не представило.
Заинтересованное лицо ФИО3, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направило, отзыва на административное исковое заявление не представило.
Суд, руководствуясь статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определил рассматривать дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав материалы дела, оценив собранные по делу доказательства в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу об удовлетворении административных исковых требований.
Из материалов дела следует, что оспариваемая кадастровая стоимость нежилого здания - торговый центр, назначение: нежилое, площадью 11 464,7 кв.м., этажей 5, в том числе подземных 0, кадастровый Номер изъят, расположенного по адресу: <адрес изъят>, <адрес изъят>, <адрес изъят>, ? доли в праве собственности принадлежит Силко С.В., установлена Постановлением Правительства Иркутской области от 14 ноября 2016 г. № 723-пп «О результатах определения кадастровой стоимости объектов недвижимости жилищного и нежилого фонда (зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства) на территории Иркутской области».
Кадастровая стоимость нежилого здания с кадастровым номером Номер изъят определена в размере 230 323 988,65 рублей.
Учитывая положения частей 6 и 7 статьи 24 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» оспаривание результатов государственной кадастровой оценки, утвержденных указанным выше Постановлением Правительства Иркутской области, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее Федеральный закон от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ), а также главой 25 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Как предусмотрено частью 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости (часть 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В соответствии с положениями статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.
Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в том числе, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Судом установлено, что на основании договора купли-продажи недвижимого имущества с рассрочкой платежа от Дата изъята Силко С.В. является собственником 1/2 доли в праве общей долевой собственности на нежилое здание - торговый центр, назначение: нежилое, площадью 11 464,7 кв.м., этажей 5, в том числе подземных 0, кадастровый Номер изъят, расположенный по адресу: <адрес изъят>, <адрес изъят>, <адрес изъят>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от Дата изъята , выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от Дата изъята № Номер изъят.
Административный истец в соответствии с положениями статей 399, 400, 401 Налогового кодекса Российской Федерации является плательщиком налога на имущество физических лиц, в том числе в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером Номер изъят.
В силу пункта 1 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Указанный порядок определения налоговой базы может быть установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.
Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) устанавливает в срок до 1 января 2020 г. единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 настоящего Кодекса.
Пунктом 2 указанной статьи предусмотрено, что налоговая база в отношении объектов налогообложения, за исключением объектов, указанных в пункте 3 настоящей статьи, определяется исходя из их инвентаризационной стоимости в случае, если субъектом Российской Федерации не принято решение, предусмотренное абзацем третьим пункта 1 настоящей статьи.
Согласно Закона Иркутской области от 12 ноября 2019 г. № 112-оз «Об установлении единой даты начала применения на территории Иркутской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» в соответствии с абзацем третьим пункта 1 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации установлена единая дата начала применения на территории Иркутской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения - 1 января 2020 года.
Таким образом, результаты определения кадастровой стоимости принадлежащего Силко С.В нежилого здания с кадастровым номером Номер изъят могут повлиять на его права и обязанности как налогоплательщика, в связи с чем суд приходит к выводу о наличии у него права на обращение в суд с административным иском об установлении кадастровой стоимости указанного объекта недвижимости равной его рыночной стоимости.
В соответствии с Постановлением Правительства Иркутской области от 30 сентября 2015 г. № 500-пп в редакции Постановления Правительства Иркутской области от 19 февраля 2016 г. № 94-пп проведение государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, учтенных в государственном кадастре недвижимости и расположенных на территории Иркутской области, обеспечивает в установленном законодательством порядке Министерство имущественных отношений Иркутской области.
На основании Государственного контракта от 19 апреля 2016 г. № 28/2016, заключенного между Министерством имущественных отношений Иркутской области и обществом с ограниченной ответственностью «Оценка и Консалтинг» по результатам определения исполнителя путем проведения конкурса с ограниченным участием протокол № 8-КОУ/16 от 5 апреля 2016 г., обществом с ограниченной ответственностью «Оценка и Консалтинг» проведена работа по государственной кадастровой оценке объектов недвижимости жилищного и нежилого фонда (зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства) на территории Иркутской области.
По результатам проведенных работ составлен отчет № 04-КО-16 об определении кадастровой стоимости объектов недвижимости жилищного и нежилого фонда (зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства) на территории Иркутской области по состоянию на 15 декабря 2015 г.
Экспертным советом Некоммерческого партнерства саморегулируемая организация «Деловой Союз Оценщиков» выдано положительное экспертное заключение от 10 августа 2016 г. № 5758 о соответствии отчета Федеральному закону от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ, федеральным стандартам оценки, другим актам уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, стандартам и правилам оценочной деятельности.
По завершению на территории Иркутской области работ по государственной кадастровой оценке объектов недвижимости жилищного и нежилого фонда по состоянию на 15 декабря 2015 г. результаты государственной кадастровой оценки утверждены Постановлением Правительства Иркутской области от 14 ноября 2016 г. № 723-пп «О результатах определения кадастровой стоимости объектов недвижимости жилищного и нежилого фонда (зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства) на территории Иркутской области» в редакции Постановления Правительства Иркутской области от 13 августа 2018 г. № 572-пп.
Нежилое здание с кадастровым номером Номер изъят поставлено на кадастровый учет Дата изъята
Датой определения кадастровой стоимости данного нежилого помещения является Дата изъята
Дата изъята на основании Постановления Правительства Иркутской области от 14 ноября 2016 г. № 723-пп в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о кадастровой стоимости нежилого здания с кадастровым номером Номер изъят в размере 230 323 988,65 рублей, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от Дата изъята Номер изъят.
Кадастровый номер, адрес места нахождения, площадь нежилого здания с кадастровым номером Номер изъят подтверждены собранными по делу доказательствами, лицами, участвующими в деле, не оспариваются.
С целью определения рыночной стоимости объекта недвижимости административный истец обратился в (данные изъяты)»).
Согласно отчету Номер изъят по определению рыночной стоимости нежилого здания - торгового центра, назначение: нежилое, площадью 11 464,7 кв.м., этажей 5, в том числе подземных 0, кадастровый Номер изъят, расположенный по адресу: <адрес изъят>, <адрес изъят> <адрес изъят> определена в размере 115 600 000,00 рублей.
Считая, что разница между кадастровой и рыночной стоимостью нежилого здания является значительной, Силко С.В. обратился в Иркутский областной суд с настоящим административным исковым заявлением.
Административным истцом соблюдены сроки обращения в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, установленной в отношении нежилого здания с кадастровым номером 38:34:014504:178, поскольку с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости пятилетний срок не истек.
Учитывая, что при определении рыночной стоимости объектов недвижимости требуются специальные познания в области оценочной деятельности, определением Иркутского областного суда от Дата изъята назначена судебная экспертиза в целях определения рыночной стоимости нежилого здания с кадастровым номером Номер изъят, проведение которой поручено ФИО5 (данные изъяты)
Согласно заключению эксперта от Дата изъята Номер изъят, выполненному экспертом ФИО5 ((данные изъяты)»), предупрежденным об ответственности за дачу заведомо ложного заключения в соответствии со статьей 307 Уголовного кодекса Российской Федерации, рыночная стоимость объекта недвижимости: нежилое здание - торговый центр, назначение: нежилое, площадью 11 464,7 кв.м., этажей 5, в том числе подземных 0, кадастровый Номер изъят, расположенный по адресу: <адрес изъят>, <адрес изъят>, <адрес изъят>, по состоянию на 15 декабря 2015 г. составляет 121 354 306,00 рублей.
Суд, оценивая заключение судебной экспертизы, учитывая, что эксперт ФИО5 предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения в соответствии со статьей 307 Уголовного кодекса Российской Федерации, принимает его как относимое, допустимое и достоверное доказательство по делу, поскольку рыночная стоимость принадлежащего административному истцу нежилого здания установлена экспертом в соответствии с требованиями Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ, федеральных стандартов оценки с учетом его индивидуализирующих признаков, с использованием доходного метода, метода сравнительного подхода с объектами-аналогами с сопоставимыми характеристиками с использованием выравнивающих корректировок.
ФИО5 имеет высшее техническое образование по специальности «Экономика и управление на предприятии (строительство)», диплом об окончании аспирантуры с присвоением квалификации «Исследователь. Преподаватель-исследователь», диплом магистра с присвоением квалификации (степени) Магистр по направлению и подготовки «Землеустройство и кадастры», диплом о профессиональной переподготовке по программе «Судебная строительно-техническая экспертиза», диплом о профессиональной переподготовке по программе на ведение профессиональной деятельности в сфере оценки недвижимости, имеет сертификаты соответствия по специализации «Исследования строительных объектов и территории, функционально связанной с ними, в том числе с целью проведения их оценки», «Судебная оценочная экспертиза», «16.1. Исследования строительных объектов и территории, функционально связанной с ними, в том числе с целью проведения их оценки», «18.2. Судебная оценочная экспертиза», является членом некоммерческого партнерства СРО «ФИО4», имеет квалификационные аттестаты в области оценочной деятельности по направлению «Оценка недвижимости», «Оценка движимого имущества», «Оценка бизнеса», полис/договор страхования ответственности оценщика при осуществлении оценочной деятельности от Дата изъята , срок действия договора по Дата изъята , стаж работы в области оценочной деятельности с 2011 г.
Таким образом, заключение судебной экспертизы выполнено лицом, обладающим соответствующим образованием, а также правом на проведение оценки в данной области, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного объекта недвижимости, содержит подробное описание проведенного исследования, приведены выводы, которые соответствуют нормам действующего законодательства, в том числе Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ и федеральных стандартов оценки.
Исходя из изложенного выше, оснований для сомнений в достоверности заключения судебной экспертизы суд не усматривает.
Возражений против заключения эксперта, выполненного экспертом ФИО5 ((данные изъяты) от лиц, участвующих в деле не поступило.
Оценивая собранные по делу доказательства в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения административных исковых требований Силко С.В. и установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером Номер изъят, равной рыночной стоимости по состоянию на Дата изъята , в размере 121 354 306,00 рублей.
Как предусмотрено статьей 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ, в течение десяти рабочих дней с даты завершения рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, направляет сведения о кадастровой стоимости в орган регистрации прав.
В течение десяти рабочих дней с даты получения сведений о кадастровой стоимости орган регистрации прав осуществляет их внесение в Единый государственный реестр недвижимости, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты их внесения в Единый государственный реестр недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
В случае исправления технической ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости о величине кадастровой стоимости сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений, содержавших техническую ошибку.
В случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Таким образом, в резолютивной части решения суда следует указать дату обращения Силко С.В. в Иркутский областной суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером Номер изъят равной его рыночной стоимости – Дата изъята
Поскольку Правительство Иркутской области является органом государственной власти субъекта Российской Федерации, принявшим в рамках своих полномочий решение о государственной кадастровой оценке в том числе нежилого здания с кадастровым номером Номер изъят, выступившим заказчиком проведения работ по кадастровой оценке и утвердившим ее результаты, принимая во внимание разъяснения, изложенные в пункте 7 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», суд приходит к выводу, что надлежащим административным ответчиком по данному административному делу является Правительство Иркутской области.
Руководствуясь статьями 178-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
административное исковое заявление Силко С.В. к Правительству Иркутской области об установлении кадастровой стоимости нежилого здания в размере его рыночной стоимости – удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости: нежилого здания - торговый центр, назначение: нежилое, площадью 11 464,7 кв.м., этажей 5, в том числе подземных 0, с кадастровым номером Номер изъят, расположенного по адресу: <адрес изъят>, <адрес изъят>, <адрес изъят>, равной его рыночной стоимости по состоянию на Дата изъята в размере 121 354 306,00 (сто двадцать один миллион триста пятьдесят четыре тысячи триста шесть) рублей до даты внесения сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки, в государственный реестр недвижимости.
Установить, что датой обращения Силко С.В. в Иркутский областной суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости нежилого здания с кадастровым номером Номер изъят в размере его рыночной стоимости является Дата изъята
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Иркутский областной суд.
Председательствующий А.С. Папуша
Мотивированное решение изготовлено Дата изъята