Решение по делу № 2-2400/2017 от 30.01.2017

Дело № 2-2400/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Вологда                                    29 марта 2017 года

Вологодский городской суд Вологодской области в составе:

судьи Бахаревой Е.Е.,

при секретаре Калиничевой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Шефера С. С. к Администрации города Вологды о возложении обязанности заключить договор купли-продажи земельного участка,

УСТАНОВИЛ:

На основании заявления Шефера С.С. распоряжением начальника Департамента имущественных отношений Администрации города Вологды от 15.02.2016 утверждены схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории в границах кадастрового квартала площадью 1299 кв.м. и площадью 1498 кв.м., расположенных в территориальной зоне – «Зона садоводства, личное подсобное хозяйство (огородничества)», и предварительно согласовано предоставление земельных участков по адресу: <адрес>.

Шефер С.С. за свой счет выполнил кадастровые работы и осуществил государственный кадастровый учет земельного участка.

06.04.2016 года земельному участку, площадью 1498 кв.м., присвоен кадастровый номер .

В дальнейшем Шеферу С.С. было сообщено, что у Департамента имущественных отношений Администрации города Вологды отсутствуют сведения о кадастровой стоимости земельного участка, необходимой для определения выкупной цены при заключении договора купли-продажи без проведения торгов, и направлен запрос в ФГБУ «ФКП Росреестра» о предоставлении данной информации. Кроме того, сообщено о том, что средние удельные показатели кадастровой стоимости в результатах государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов для данной группы видов разрешенного использования кадастрового квартала отсутствуют, в связи с чем, определить кадастровую стоимость указанного выше земельного участка не возможно, поэтому подготовить договор купли-продажи земельного участка не представляется возможным.

Администрацией города Вологды была проведена оценка рыночной стоимости земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый номер . В соответствии с отчетом , выполненным ИП ФИО1 от 23.09.2016, итоговая величина рыночной стоимости данного участка составила 154 294 (Сто пятьдесят четыре тысячи двести девяносто четыре) рубля.

24.01.2017 Шеферу С.С. был направлен договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером , в котором цена земельного участка установлена в размере 154 294 рубля в соответствии с указанным выше отчетом об оценке рыночной стоимости.

Учитывая изложенные обстоятельства, полагая, что выкупная стоимость земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый номер , общей площадью 1498 кв.м, должна составлять 15 % от его рыночной стоимости, установленной в размере 154294 рубля, что составляет 23144 рубля 10 копеек, Шефер С.С., ссылаясь на положения ст.ст.39.3, 39.4, 66 Земельного кодекса Российской Федерации, а также Постановление Правительства Вологодской области от 17.11.2014 №1036 «Об утверждении Порядка определения цены земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена на территории Вологодской области, при заключении договора купли-продажи земельного участка без проведения торгов», обратился в суд с иском к Администрации города Вологды о возложении обязанности заключить договор купли-продажи указанного земельного участка при его продаже без проведения торгов, установив стоимость земельного участка, равную 15% от рыночной стоимости данного земельного участка (154294 рубля), определенной в отчете ИП ФИО1 от 23.09.2016, что составляет 23 144,10 рублей.

В судебном заседании истец Шефер С.С. и его представитель – адвокат по ордеру Матакова Н.Г. исковые требования поддержали по доводам, изложенным в исковом заявлении, просили удовлетворить.

Представитель ответчика Администрации города Вологды по доверенности Чебыкина Ю.Ю. в судебном заседании исковые требования не признала, просила отказать в их удовлетворении, в том числе, по доводам, изложенным в ранее представленном отзыве.

Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Департамента имущественных отношений Вологодской области, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Вологодской области в судебное заседание не явились, извещены надлежаще, ходатайствовали о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Суд, заслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела и оценив представленные по нему доказательства, приходит к следующему.

В соответствии со статьей 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключение договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.

    Согласно статье 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами, действующим в момент его заключения.

Согласно статье 8, пункту 2 статьи 218, пункту 1 статьи 131, пункту 2 статьи 223, пункту 1 статьи 551, пункту 1 ст. 555 Гражданского кодекса Российской Федерации договор купли-продажи недвижимости является основанием возникновения у покупателя права собственности на нее с момента государственной регистрации перехода права собственности. Договор продажи недвижимости должен предусматривать цену имущества.

В соответствии с п.п. 10 п. 2 ст. 39.3 Земельного кодекса РФ продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности без проведения торгов осуществляется гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам или крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.

Статьей 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что при заключении договора купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов цена такого земельного участка, если иное не установлено федеральными законами, определяется в порядке, установленном: Правительством Российской Федерации, в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности; органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена; органом местного самоуправления, в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.

В соответствии со ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель производится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. В случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Согласно части 3 статьи 39.4 Земельного кодекса Российской Федерации при заключении договора купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов цена такого земельного участка не может превышать его кадастровую стоимость или иной размер цены земельного участка, если он установлен федеральным законом, в данном случае определяет максимальный размер выкупной стоимости земельного участка при продаже его по указанным основаниям, порядок определения которой должен установить орган государственной власти субъекта Российской Федерации.

Указанные положения допускают определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами.

Постановлением Правительства Вологодской области от 17.11.2014 № 1036 утвержден Порядок определения цены земельных участков, находящихся в собственности Вологодской области, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена на территории Вологодской области, при заключении договора купли-продажи земельного участка без проведения торгов.

Указанным Порядком предусмотрено, что цена земельных участков при их продаже определяется как выраженный в рублях процент от кадастровой стоимости земельного участка. Размер процента устанавливается дифференцированно и составляет пятнадцать процентов в случае продажи земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, - гражданам или крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39(18) Земельного кодекса Российской Федерации. Цена земельных участков определяется на дату подачи заявления и указывается в договоре купли-продажи земельного участка.

Таким образом, суд считает несостоятельным довод ответчика о том, что кадастровая стоимость земельных участков не может быть установлена, в связи с тем, что отсутствуют средние удельные показатели кадастровой стоимости в результатах государственной оценки земель населенных пунктов для группы видов разрешенного использования кадастрового квартала, в котором расположен спорный земельный участок.            Отсутствие удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешенного использования для кадастрового квартала , в котором расположен выкупаемый Шефером С.С. земельный участок с кадастровым номером , не может служить основанием для установления его цены в размере рыночной.

Установление выкупной цены земельного участка в размере 15 % от рыночной стоимости земельного участка, к которой в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации приравнена кадастровая стоимость, позволит Шеферу С.С. реализовать свое право покупателя земельного участка для пользования им в соответствии с разрешенным видом использования. В противном случае, будет нарушено право Шефера С.С. на покупку земельного участка без проведения торгов по цене, определенной в соответствии с Постановлением Правительства Вологодской области от 17.11.2014 № 1036 «Об утверждении Порядка определения цены земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена на территории Вологодской области, при заключении договора купли-продажи земельного участка без проведения торгов».

Учитывая, что рыночная стоимость спорного земельного участка согласно отчету ИП ФИО1 от 23.09.2016 определена в размере 154 294 рубля, выкупная стоимость указанного земельного участка (15% от рыночной) составит 23 144,10 рублей.

При таких обстоятельствах, учитывая, что Шефер С.С. в установленном порядке обратился в Администрацию города Вологды с заявлением о предоставлении земельного участка, схема расположения земельного участка уполномоченным органом утверждена, истцом за свой счет проведены кадастровые работы по земельному участку, ответчиком инициирована рыночная оценка земельного участка, а также принимая во внимание, что отсутствие в государственном кадастре недвижимости кадастровой стоимости земельного участка лишает Шефера С.С. права приобретения данного земельного участка в собственность, Администрация города Вологды лишена возможности самостоятельно определить стоимость спорного земельного участка, при этом установление цены земельного участка судом предоставит истцу возможность реализации прав покупателя земельного участка для пользования земельным участком в соответствии с разрешенным видом его использования, суд полагает требования истца законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ , ░░░░░ ░░░░░░░░ 1498 ░░.░., ░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ 15% ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ 154 294 ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ .2, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░1 ░░ 23.09.2016 ░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░ 23 144,10 ░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░                                                                 ░.░. ░░░░░░░░

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 03.04.2017.

2-2400/2017

Категория:
Гражданские
Истцы
Шефер С.С.
Ответчики
Департамент имущественных отношений Администрации города Вологды
Другие
Матакова Н.Г.
ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Вологодс
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области
Департамент имущественных отношений Вологодской области
Суд
Вологодский городской суд Вологодской области
Дело на сайте суда
vologodskygor.vld.sudrf.ru
30.01.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
31.01.2017Передача материалов судье
02.02.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.02.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
02.02.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.03.2017Судебное заседание
29.03.2017Судебное заседание
03.04.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.04.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.04.2017Дело оформлено

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее