Решение по делу № 12-138/2022 от 10.03.2022

Дело №

РЕШЕНИЕ

Рі. Тверь 11 апреля 2022 РіРѕРґР°         

Судья Заволжского районного суда г. Твери Зварич Е.А.,

с участием помощника прокурора Московского района г.Твери Калмыковой М.К.

представителя ГУ «ГЖИ» Тверской области Некрасовой Е.Н.

рассмотрев жалобу директора ООО УК «Домовладелец-Т» Лавриковой М.С. на постановление заместителя начальника Главного управления «Государственная жилищная инспекция» Тверской области Жильцовой Е.Н. № 630/3 от 17.02.2022 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, в отношении директора ООО УК «Домовладелец-Т» Лавриковой М.С.,

установил:

Постановлением заместителя начальника ГУ «ГЖИ» Тверской области Жильцовой Е.Н. № 630/3 от 17.02.2022 директор ООО УК «Домовладелец-Т» Лаврикова М.С. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 25 000 руб.

Не согласившись с указанным постановлением, директор ООО УК «Домовладелец-Т» Лаврикова М.С. обратилась в суд с жалобой, в которой, не оспаривая фактические обстоятельства правонарушения, просит отменить принятое постановление. В обоснование жалобы указала, что доказательств причинения существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, причинения вреда личности, обществу или государству, в материалы дела не представлено. Полагает, что принимались меры для соблюдения лицензионных обязательств в виде неоднократного очищения кровли от снега при наличии неудовлетворительных погодных условиях в декабре 2021 года. Ссылаясь на положения ст. 2.9 КоАП РФ и разъяснения п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», полагает возможным признать допущенное правонарушение малозначительным.

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении Лаврикова М.С. и защитник Александрова Е.В. в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

Представитель ГУ «ГЖИ» Тверской области Некрасова Е.Н. в судебном заседании, полагая постановление о назначении административного наказания законным и обоснованным, просила в удовлетворении жалобы отказать. Дополнила, что оснований для применения ст. 2.9 КоАП РФ не усматривается.

Помощник прокурора Московского района г.Твери Калмыкова М.К. в судебном заседании просила в удовлетворении жалобы отказать.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.

Согласно ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях в соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявления причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Ст. 26.1 КоАП РФ содержит перечень обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, в том числе наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства смягчающие административную ответственность, характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

В силу ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных статьей 13.19.2 КоАП РФ, – влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет.

В соответствии с п. 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утв. Постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 № 1110 лицензионными требованиями к лицензиату помимо требований, предусмотренных п. 1 - 6.1 ч. 1 ст. 193 ЖК РФ, являются: а) соблюдение требований, предусмотренных ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ; б) исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных ч. 2 ст. 162 ЖК РФ; в) соблюдение требований, предусмотренных ч. 3.1 ст. 45 ЖК РФ; г) соблюдение требований, предусмотренных ч. 7 ст. 162 и ч. 6 ст. 198 ЖК РФ.

Как следует из п. 1 ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг.

Стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами устанавливаются Правительством Российской Федерации (ч. 1 ст. 161 ЖК РФ).

В соответствии с п. 1-4 ч. 1.1 ст. 161 ЖК РФ, надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать:

1) соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома;

2) безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества;

3) доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;

4) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц.

В силу ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.

В соответствии с п. 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утв. Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе для инвалидов и иных маломобильных групп населения; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.

Согласно п. 11 указанных Правил, содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в том числе: осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 настоящих Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан; уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества; работы по содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с установленными требованиями; текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах «а» - «д» пункта 2 настоящих Правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества; проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенных в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий.

В соответствии с п. 2 указанных Правил в состав общего имущества включаются, в том числе: а) помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, мусороприемные камеры, мусоропроводы, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование); б) крыши; в) ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции); г) ограждающие ненесущие конструкции многоквартирного дома, обслуживающие более одного жилого и (или) нежилого помещения (включая окна и двери помещений общего пользования, перила, парапеты и иные ограждающие ненесущие конструкции); д) механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, в том числе конструкции и (или) иное оборудование, предназначенное для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов в помещения многоквартирного дома, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры); е) земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства.

В силу п. 7 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения, утв. Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 N 290 к работам, выполняемым в целях надлежащего содержания крыш многоквартирных домов относятся, в том числе: контроль состояния оборудования или устройств, предотвращающих образование наледи и сосулек; проверка и при необходимости очистка кровли и водоотводящих устройств от мусора, грязи и наледи, препятствующих стоку дождевых и талых вод; проверка и при необходимости очистка кровли от скопления снега и наледи.

Согласно 4.6.1.23 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утв. Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170, очистка кровли от мусора и грязи производится два раза в год: весной и осенью. Удаление наледей и сосулек - по мере необходимости. Мягкие кровли от снега не очищают, за исключением: желобов и свесов на скатных рулонных кровлях с наружным водостоком, снежных навесов на всех видах кровель, снежных навесов и наледи с балконов и козырьков. Крышу с наружным водоотводом необходимо периодически очищать от снега (не допускается накопление снега слоем более 30 см; при оттепелях снег следует сбрасывать при меньшей толщине). Очистку снега с пологоскатных железобетонных крыш с внутренним водостоком необходимо производить только в случае протечек на отдельных участках.

Как установлено в судебном заседании, ООО УК «Домовладелец-Т» осуществляет управление многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Тверь, ул. Склизкова, д. 72, на основании лицензии № 069000406 от 16.07.2021 г. и договора управления многоквартирным домом от 15.08.2021.

Во исполнение протокола оперативного совещания при заместителе прокурора Тверской области от 08.12.2021 прокуратурой Московского района г.Твери совместно со специалистом администрации Московского района в г. Твери проведена проверка исполнения федерального законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, регламентирующего содержание крыш и придомовых территорий в зимний период. Так, 23.12.2021 в период с 15.24 до 15.27 проведено обследование многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Тверь, ул. Склизкова, д. 72.

Из акта обследования от 23.12.2021 № б/н следует, что по всему периметру четырехэтажного панельного дома с плоской кровлей кровли с выступающих частей выявлено свисание сосулек и наледи из снега различных размеров и величины от одного края дома до другого края дома по всей длине крыши. Прилегающая к фасаду здания территория в зоне нависания наледи и сосулек не обозначена сигнально-оградительной лентой либо иными предупреждающими знаками. Безопасность граждан и животных не обеспечена.

В результате мероприятий установлено, что ООО УК «Домовладелец-Т» нарушило лицензионные требования, предусмотренные ч.1, п.1-4 ч. 1.1, ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ, подп. «а» п. 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 № 1110, п. 2 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утв. Постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 N 416, п. 10, 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утв. Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, п. 7 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения, утв. Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 N 290 и п.п. 4.6.1.23 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утв. Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170.

Данные обстоятельства явились основанием для возбуждения 19.01.2022 г. дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, в отношении директора ООО УК «Домовладелец-Т» Лавриковой М.С. (л.д. 22-26).

Постановлением заместителя начальника Главного управления «Государственная жилищная инспекция» Тверской области Жильцовой Е.Н. № 630/3 от 17.02.2022 г. директор ООО УК «Домовладелец-Т» Лаврикова М.С. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 25 000 руб. (л.д. 16-20).

Вопреки доводам жалобы, факт совершения директором ООО УК «Домовладелец-Т» Лавриковой М.С. административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ и её вина в нем подтверждаются собранными по делу доказательствами:

- копией акта обследования территории (объекта) от 23.12.2021 г. и фотографий к нему, согласно которым прокуратурой Московского района г.Твери совместно со специалистом администрации Московского района в г. Твери было выявлено, что по адресу: ул. Склизкова, д. 72 г.Твери расположен четырехэтажный панельный многоквартирный дом с плоской кровлей. По всему периметру кровли с выступающих частей выявлено свисание сосулек и наледи из снега различных размеров и величины. Прилегающая к фасаду здания территория в зоне нависания наледи и сосулек не обозначена сигнально-оградительной лентой либо иными предупреждающими знаками. Безопасность граждан и животных не обеспечена (л.д. 46);

- копией протокола оперативного совещания при заместителе прокурора Тверской области от 08.12.2021, согласно которому прокуратурой района совместно со специалистами администрации Московского района в г. Твери проведена проверка исполнения федерального законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, регламентирующего содержание крыш и придомовых территорий в зимний период, в результате которой установлено, что ООО «УК Нива» нарушило лицензионные требования, предусмотренные ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ (л.д. 45 и оборот);

- списком многоквартирных домов, находящихся в управлении ООО УК «Домовладелец-Т» (л.д. 44 и оборот);

- выпиской из ЕГРЮЛ в отношении ООО УК «Домовладелец-Т» (л.д. 39-43);

- копией постановления прокурора Московского района г.Твери о возбуждении дела об административном правонарушении от 19.01.2022 г., в котором указано событие административного правонарушения (л.д. 22-26);

- копией определения от 24.01.2022 г. о рассмотрении дела об административном правонарушении (л.д.21);

- постановлением № 630/3 по делу об административном правонарушении от 17.02.2022 г. в отношении директора ООО УК «Домовладелец-Т» Лавриковой М.С. (л.д.16-20);

- копией лицензии № 069000406 от 16.07.2021 г., выданной ООО УК «Домовладелец-Т» на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами

- копией договора управления многоквартирным домом № 72 по ул. Склизкова в г. Твери от 15.08.2021 и иными материалами дела, получившими надлежащую правовую оценку с точки зрения их относимости, допустимости и достаточности, по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.

Согласно ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

В силу примечания к данной норме совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители организаций несут административную ответственность как должностные лица.

Совершенное генеральным директором ООО УК «Домовладелец-Т» Лавриковой М.С. правонарушение верно квалифицировано по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ в соответствии с установленными обстоятельствами дела, в соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные ст. 26.1 КоАП РФ.

Срок давности и порядок привлечения должностного лица к административной ответственности не нарушены.

Существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, при принятии постановления о назначении административного наказания по делу не установлено.

Каких-либо неустранимых сомнений по рассматриваемому делу, которые на основании ст. 1.5 КоАП РФ должны толковаться в пользу Лавриковой М.С. не усматривается.

В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 15.07.1999 N 11-П отмечено, что санкции штрафного характера должны отвечать требованиям справедливости и соразмерности. Принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и дифференциацию ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.

По смыслу ст. 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Таким образом, по настоящему делу необходимым установить не только формальное сходство содеянного с признаками административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, но и решить вопрос о социальной значимости и общественной опасности правонарушения.

Приняв во внимание характер, общественную опасность и обстоятельства правонарушения, влекущего нарушение прав собственников помещений многоквартирного дома на надлежащее содержание общего имущества дома, полагаю невозможным признать допущенное директором ООО УК «Домовладелец-Т» Лавриковой М.С правонарушение малозначительным.

В соответствии с ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II указанного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 указанной статьи.

Согласно ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

С учетом взаимосвязанных положений ч. 2 ст. 3.4 и ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ. В рассматриваемом случае из материалов дела указанную совокупность обстоятельств не усматриваю. Ненадлежащее содержание общего имущества дома могло привести к возникновению угрозы причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, доказательств обратного не представлено.

С учетом конкретных обстоятельств дела, должностное лицо, не допустив избыточного ограничения прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, назначило Лавриковой М.С. справедливое наказание, предусмотренное санкцией ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ с применением положений ст. 4.1 КоАП РФ, вывод о снижении административного штрафа мотивирован.

При таком положении обжалуемое постановление подлежит оставлению без изменения.

Руководствуясь ст. 30.6-30.9 КоАП РФ, судья

решил:

Постановление заместителя начальника Главного управления «Государственная жилищная инспекция» Тверской области Жильцовой Е.Н. № 630/3 от 17.02.2022 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, в отношении директора ООО УК «Домовладелец-Т» Лавриковой М.С. оставить без изменения, жалобу Лавриковой М.С. – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Заволжский районный суд г. Твери в течение десяти суток со дня вручения (получения) копии решения.

РЎСѓРґСЊСЏ                Р•.Рђ. Зварич

Дело №

РЕШЕНИЕ

Рі. Тверь 11 апреля 2022 РіРѕРґР°         

Судья Заволжского районного суда г. Твери Зварич Е.А.,

с участием помощника прокурора Московского района г.Твери Калмыковой М.К.

представителя ГУ «ГЖИ» Тверской области Некрасовой Е.Н.

рассмотрев жалобу директора ООО УК «Домовладелец-Т» Лавриковой М.С. на постановление заместителя начальника Главного управления «Государственная жилищная инспекция» Тверской области Жильцовой Е.Н. № 630/3 от 17.02.2022 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, в отношении директора ООО УК «Домовладелец-Т» Лавриковой М.С.,

установил:

Постановлением заместителя начальника ГУ «ГЖИ» Тверской области Жильцовой Е.Н. № 630/3 от 17.02.2022 директор ООО УК «Домовладелец-Т» Лаврикова М.С. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 25 000 руб.

Не согласившись с указанным постановлением, директор ООО УК «Домовладелец-Т» Лаврикова М.С. обратилась в суд с жалобой, в которой, не оспаривая фактические обстоятельства правонарушения, просит отменить принятое постановление. В обоснование жалобы указала, что доказательств причинения существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, причинения вреда личности, обществу или государству, в материалы дела не представлено. Полагает, что принимались меры для соблюдения лицензионных обязательств в виде неоднократного очищения кровли от снега при наличии неудовлетворительных погодных условиях в декабре 2021 года. Ссылаясь на положения ст. 2.9 КоАП РФ и разъяснения п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», полагает возможным признать допущенное правонарушение малозначительным.

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении Лаврикова М.С. и защитник Александрова Е.В. в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

Представитель ГУ «ГЖИ» Тверской области Некрасова Е.Н. в судебном заседании, полагая постановление о назначении административного наказания законным и обоснованным, просила в удовлетворении жалобы отказать. Дополнила, что оснований для применения ст. 2.9 КоАП РФ не усматривается.

Помощник прокурора Московского района г.Твери Калмыкова М.К. в судебном заседании просила в удовлетворении жалобы отказать.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.

Согласно ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях в соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявления причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Ст. 26.1 КоАП РФ содержит перечень обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, в том числе наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства смягчающие административную ответственность, характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

В силу ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных статьей 13.19.2 КоАП РФ, – влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет.

В соответствии с п. 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утв. Постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 № 1110 лицензионными требованиями к лицензиату помимо требований, предусмотренных п. 1 - 6.1 ч. 1 ст. 193 ЖК РФ, являются: а) соблюдение требований, предусмотренных ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ; б) исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных ч. 2 ст. 162 ЖК РФ; в) соблюдение требований, предусмотренных ч. 3.1 ст. 45 ЖК РФ; г) соблюдение требований, предусмотренных ч. 7 ст. 162 и ч. 6 ст. 198 ЖК РФ.

Как следует из п. 1 ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг.

Стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами устанавливаются Правительством Российской Федерации (ч. 1 ст. 161 ЖК РФ).

В соответствии с п. 1-4 ч. 1.1 ст. 161 ЖК РФ, надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать:

1) соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома;

2) безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества;

3) доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;

4) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц.

В силу ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.

В соответствии с п. 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утв. Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе для инвалидов и иных маломобильных групп населения; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.

Согласно п. 11 указанных Правил, содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в том числе: осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 настоящих Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан; уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества; работы по содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с установленными требованиями; текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах «а» - «д» пункта 2 настоящих Правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества; проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенных в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий.

В соответствии с п. 2 указанных Правил в состав общего имущества включаются, в том числе: а) помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, мусороприемные камеры, мусоропроводы, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование); б) крыши; в) ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции); г) ограждающие ненесущие конструкции многоквартирного дома, обслуживающие более одного жилого и (или) нежилого помещения (включая окна и двери помещений общего пользования, перила, парапеты и иные ограждающие ненесущие конструкции); д) механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, в том числе конструкции и (или) иное оборудование, предназначенное для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов в помещения многоквартирного дома, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры); е) земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства.

В силу п. 7 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения, утв. Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 N 290 к работам, выполняемым в целях надлежащего содержания крыш многоквартирных домов относятся, в том числе: контроль состояния оборудования или устройств, предотвращающих образование наледи и сосулек; проверка и при необходимости очистка кровли и водоотводящих устройств от мусора, грязи и наледи, препятствующих стоку дождевых и талых вод; проверка и при необходимости очистка кровли от скопления снега и наледи.

Согласно 4.6.1.23 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утв. Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170, очистка кровли от мусора и грязи производится два раза в год: весной и осенью. Удаление наледей и сосулек - по мере необходимости. Мягкие кровли от снега не очищают, за исключением: желобов и свесов на скатных рулонных кровлях с наружным водостоком, снежных навесов на всех видах кровель, снежных навесов и наледи с балконов и козырьков. Крышу с наружным водоотводом необходимо периодически очищать от снега (не допускается накопление снега слоем более 30 см; при оттепелях снег следует сбрасывать при меньшей толщине). Очистку снега с пологоскатных железобетонных крыш с внутренним водостоком необходимо производить только в случае протечек на отдельных участках.

Как установлено в судебном заседании, ООО УК «Домовладелец-Т» осуществляет управление многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Тверь, ул. Склизкова, д. 72, на основании лицензии № 069000406 от 16.07.2021 г. и договора управления многоквартирным домом от 15.08.2021.

Во исполнение протокола оперативного совещания при заместителе прокурора Тверской области от 08.12.2021 прокуратурой Московского района г.Твери совместно со специалистом администрации Московского района в г. Твери проведена проверка исполнения федерального законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, регламентирующего содержание крыш и придомовых территорий в зимний период. Так, 23.12.2021 в период с 15.24 до 15.27 проведено обследование многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Тверь, ул. Склизкова, д. 72.

Из акта обследования от 23.12.2021 № б/н следует, что по всему периметру четырехэтажного панельного дома с плоской кровлей кровли с выступающих частей выявлено свисание сосулек и наледи из снега различных размеров и величины от одного края дома до другого края дома по всей длине крыши. Прилегающая к фасаду здания территория в зоне нависания наледи и сосулек не обозначена сигнально-оградительной лентой либо иными предупреждающими знаками. Безопасность граждан и животных не обеспечена.

В результате мероприятий установлено, что ООО УК «Домовладелец-Т» нарушило лицензионные требования, предусмотренные ч.1, п.1-4 ч. 1.1, ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ, подп. «а» п. 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 № 1110, п. 2 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утв. Постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 N 416, п. 10, 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утв. Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, п. 7 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения, утв. Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 N 290 и п.п. 4.6.1.23 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утв. Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170.

Данные обстоятельства явились основанием для возбуждения 19.01.2022 г. дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, в отношении директора ООО УК «Домовладелец-Т» Лавриковой М.С. (л.д. 22-26).

Постановлением заместителя начальника Главного управления «Государственная жилищная инспекция» Тверской области Жильцовой Е.Н. № 630/3 от 17.02.2022 г. директор ООО УК «Домовладелец-Т» Лаврикова М.С. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 25 000 руб. (л.д. 16-20).

Вопреки доводам жалобы, факт совершения директором ООО УК «Домовладелец-Т» Лавриковой М.С. административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ и её вина в нем подтверждаются собранными по делу доказательствами:

- копией акта обследования территории (объекта) от 23.12.2021 г. и фотографий к нему, согласно которым прокуратурой Московского района г.Твери совместно со специалистом администрации Московского района в г. Твери было выявлено, что по адресу: ул. Склизкова, д. 72 г.Твери расположен четырехэтажный панельный многоквартирный дом с плоской кровлей. По всему периметру кровли с выступающих частей выявлено свисание сосулек и наледи из снега различных размеров и величины. Прилегающая к фасаду здания территория в зоне нависания наледи и сосулек не обозначена сигнально-оградительной лентой либо иными предупреждающими знаками. Безопасность граждан и животных не обеспечена (л.д. 46);

- копией протокола оперативного совещания при заместителе прокурора Тверской области от 08.12.2021, согласно которому прокуратурой района совместно со специалистами администрации Московского района в г. Твери проведена проверка исполнения федерального законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, регламентирующего содержание крыш и придомовых территорий в зимний период, в результате которой установлено, что ООО «УК Нива» нарушило лицензионные требования, предусмотренные ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ (л.д. 45 и оборот);

- списком многоквартирных домов, находящихся в управлении ООО УК «Домовладелец-Т» (л.д. 44 и оборот);

- выпиской из ЕГРЮЛ в отношении ООО УК «Домовладелец-Т» (л.д. 39-43);

- копией постановления прокурора Московского района г.Твери о возбуждении дела об административном правонарушении от 19.01.2022 г., в котором указано событие административного правонарушения (л.д. 22-26);

- копией определения от 24.01.2022 г. о рассмотрении дела об административном правонарушении (л.д.21);

- постановлением № 630/3 по делу об административном правонарушении от 17.02.2022 г. в отношении директора ООО УК «Домовладелец-Т» Лавриковой М.С. (л.д.16-20);

- копией лицензии № 069000406 от 16.07.2021 г., выданной ООО УК «Домовладелец-Т» на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами

- копией договора управления многоквартирным домом № 72 по ул. Склизкова в г. Твери от 15.08.2021 и иными материалами дела, получившими надлежащую правовую оценку с точки зрения их относимости, допустимости и достаточности, по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.

Согласно ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

В силу примечания к данной норме совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители организаций несут административную ответственность как должностные лица.

Совершенное генеральным директором ООО УК «Домовладелец-Т» Лавриковой М.С. правонарушение верно квалифицировано по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ в соответствии с установленными обстоятельствами дела, в соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные ст. 26.1 КоАП РФ.

Срок давности и порядок привлечения должностного лица к административной ответственности не нарушены.

Существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, при принятии постановления о назначении административного наказания по делу не установлено.

Каких-либо неустранимых сомнений по рассматриваемому делу, которые на основании ст. 1.5 КоАП РФ должны толковаться в пользу Лавриковой М.С. не усматривается.

В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 15.07.1999 N 11-П отмечено, что санкции штрафного характера должны отвечать требованиям справедливости и соразмерности. Принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и дифференциацию ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.

По смыслу ст. 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Таким образом, по настоящему делу необходимым установить не только формальное сходство содеянного с признаками административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, но и решить вопрос о социальной значимости и общественной опасности правонарушения.

Приняв во внимание характер, общественную опасность и обстоятельства правонарушения, влекущего нарушение прав собственников помещений многоквартирного дома на надлежащее содержание общего имущества дома, полагаю невозможным признать допущенное директором ООО УК «Домовладелец-Т» Лавриковой М.С правонарушение малозначительным.

В соответствии с ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II указанного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 указанной статьи.

Согласно ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

С учетом взаимосвязанных положений ч. 2 ст. 3.4 и ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ. В рассматриваемом случае из материалов дела указанную совокупность обстоятельств не усматриваю. Ненадлежащее содержание общего имущества дома могло привести к возникновению угрозы причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, доказательств обратного не представлено.

С учетом конкретных обстоятельств дела, должностное лицо, не допустив избыточного ограничения прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, назначило Лавриковой М.С. справедливое наказание, предусмотренное санкцией ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ с применением положений ст. 4.1 КоАП РФ, вывод о снижении административного штрафа мотивирован.

При таком положении обжалуемое постановление подлежит оставлению без изменения.

Руководствуясь ст. 30.6-30.9 КоАП РФ, судья

решил:

Постановление заместителя начальника Главного управления «Государственная жилищная инспекция» Тверской области Жильцовой Е.Н. № 630/3 от 17.02.2022 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, в отношении директора ООО УК «Домовладелец-Т» Лавриковой М.С. оставить без изменения, жалобу Лавриковой М.С. – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Заволжский районный суд г. Твери в течение десяти суток со дня вручения (получения) копии решения.

РЎСѓРґСЊСЏ                Р•.Рђ. Зварич

1версия для печати

12-138/2022

Категория:
Административные
Истцы
Прокуратура Московского района г. Твери
Ответчики
Директор ООО УК "ДОМОВЛАДЕЛЕЦ-Т" - Лаврикова Мария Сергеевна
Другие
Александрова Елена Васильевна
Суд
Заволжский районный суд г. Тверь
Дело на сайте суда
zavolzhsky.twr.sudrf.ru
10.03.2022Материалы переданы в производство судье
11.03.2022Истребованы материалы
21.03.2022Поступили истребованные материалы
11.04.2022Судебное заседание
12.04.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.04.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее