Дело №
РЕШЕНРР•
г. Тверь 11 апреля 2022 года
Судья Заволжского районного суда г. Твери Зварич Е.А.,
с участием помощника прокурора Московского района г.Твери Калмыковой М.К.
представителя ГУ «ГЖРВ» Тверской области Некрасовой Р•.Рќ.
рассмотрев жалобу директора ООО УК «Домовладелец-Т» Лавриковой М.С. на постановление заместителя начальника Главного управления «Государственная жилищная инспекция» Тверской области Жильцовой Е.Н. № 630/3 от 17.02.2022 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, в отношении директора ООО УК «Домовладелец-Т» Лавриковой М.С.,
установил:
Постановлением заместителя начальника ГУ «ГЖРВ» Тверской области Жильцовой Р•.Рќ. в„– 630/3 РѕС‚ 17.02.2022 директор РћРћРћ РЈРљ «Домовладелец-РўВ» Лаврикова Рњ.РЎ. признана РІРёРЅРѕРІРЅРѕР№ РІ совершении административного правонарушения, предусмотренного С‡. 2 СЃС‚. 14.1.3 РљРѕРђРџ Р Р¤, подвергнута административному наказанию РІ РІРёРґРµ административного штрафа РІ размере 25 000 СЂСѓР±.
Не согласившись с указанным постановлением, директор ООО УК «Домовладелец-Т» Лаврикова М.С. обратилась в суд с жалобой, в которой, не оспаривая фактические обстоятельства правонарушения, просит отменить принятое постановление. В обоснование жалобы указала, что доказательств причинения существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, причинения вреда личности, обществу или государству, в материалы дела не представлено. Полагает, что принимались меры для соблюдения лицензионных обязательств в виде неоднократного очищения кровли от снега при наличии неудовлетворительных погодных условиях в декабре 2021 года. Ссылаясь на положения ст. 2.9 КоАП РФ и разъяснения п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», полагает возможным признать допущенное правонарушение малозначительным.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении Лаврикова М.С. и защитник Александрова Е.В. в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Представитель ГУ «ГЖРВ» Тверской области Некрасова Р•.Рќ. РІ судебном заседании, полагая постановление Рѕ назначении административного наказания законным Рё обоснованным, просила РІ удовлетворении жалобы отказать. Дополнила, что оснований для применения СЃС‚. 2.9 РљРѕРђРџ Р Р¤ РЅРµ усматривается.
Помощник прокурора Московского района г.Твери Калмыкова М.К. в судебном заседании просила в удовлетворении жалобы отказать.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.
Согласно ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях в соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявления причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Ст. 26.1 КоАП РФ содержит перечень обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, в том числе наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства смягчающие административную ответственность, характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В силу ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных статьей 13.19.2 КоАП РФ, – влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет.
В соответствии с п. 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утв. Постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 № 1110 лицензионными требованиями к лицензиату помимо требований, предусмотренных п. 1 - 6.1 ч. 1 ст. 193 ЖК РФ, являются: а) соблюдение требований, предусмотренных ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ; б) исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных ч. 2 ст. 162 ЖК РФ; в) соблюдение требований, предусмотренных ч. 3.1 ст. 45 ЖК РФ; г) соблюдение требований, предусмотренных ч. 7 ст. 162 и ч. 6 ст. 198 ЖК РФ.
Как следует из п. 1 ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг.
Стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами устанавливаются Правительством Российской Федерации (ч. 1 ст. 161 ЖК РФ).
В соответствии с п. 1-4 ч. 1.1 ст. 161 ЖК РФ, надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать:
1) соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома;
2) безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества;
3) доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
4) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц.
В силу ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.
В соответствии с п. 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утв. Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе для инвалидов и иных маломобильных групп населения; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
Согласно п. 11 указанных Правил, содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в том числе: осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 настоящих Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан; уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества; работы по содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с установленными требованиями; текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах «а» - «д» пункта 2 настоящих Правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества; проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенных в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий.
В соответствии с п. 2 указанных Правил в состав общего имущества включаются, в том числе: а) помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, мусороприемные камеры, мусоропроводы, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование); б) крыши; в) ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции); г) ограждающие ненесущие конструкции многоквартирного дома, обслуживающие более одного жилого и (или) нежилого помещения (включая окна и двери помещений общего пользования, перила, парапеты и иные ограждающие ненесущие конструкции); д) механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, в том числе конструкции и (или) иное оборудование, предназначенное для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов в помещения многоквартирного дома, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры); е) земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства.
В силу п. 7 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения, утв. Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 N 290 к работам, выполняемым в целях надлежащего содержания крыш многоквартирных домов относятся, в том числе: контроль состояния оборудования или устройств, предотвращающих образование наледи и сосулек; проверка и при необходимости очистка кровли и водоотводящих устройств от мусора, грязи и наледи, препятствующих стоку дождевых и талых вод; проверка и при необходимости очистка кровли от скопления снега и наледи.
Согласно 4.6.1.23 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утв. Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170, очистка кровли от мусора и грязи производится два раза в год: весной и осенью. Удаление наледей и сосулек - по мере необходимости. Мягкие кровли от снега не очищают, за исключением: желобов и свесов на скатных рулонных кровлях с наружным водостоком, снежных навесов на всех видах кровель, снежных навесов и наледи с балконов и козырьков. Крышу с наружным водоотводом необходимо периодически очищать от снега (не допускается накопление снега слоем более 30 см; при оттепелях снег следует сбрасывать при меньшей толщине). Очистку снега с пологоскатных железобетонных крыш с внутренним водостоком необходимо производить только в случае протечек на отдельных участках.
Как установлено в судебном заседании, ООО УК «Домовладелец-Т» осуществляет управление многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Тверь, ул. Склизкова, д. 72, на основании лицензии № 069000406 от 16.07.2021 г. и договора управления многоквартирным домом от 15.08.2021.
Во исполнение протокола оперативного совещания при заместителе прокурора Тверской области от 08.12.2021 прокуратурой Московского района г.Твери совместно со специалистом администрации Московского района в г. Твери проведена проверка исполнения федерального законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, регламентирующего содержание крыш и придомовых территорий в зимний период. Так, 23.12.2021 в период с 15.24 до 15.27 проведено обследование многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Тверь, ул. Склизкова, д. 72.
РР· акта обследования РѕС‚ 23.12.2021 в„– Р±/РЅ следует, что РїРѕ всему периметру четырехэтажного панельного РґРѕРјР° СЃ плоской кровлей кровли СЃ выступающих частей выявлено свисание сосулек Рё наледи РёР· снега различных размеров Рё величины РѕС‚ РѕРґРЅРѕРіРѕ края РґРѕРјР° РґРѕ РґСЂСѓРіРѕРіРѕ края РґРѕРјР° РїРѕ всей длине крыши. Прилегающая Рє фасаду здания территория РІ Р·РѕРЅРµ нависания наледи Рё сосулек РЅРµ обозначена сигнально-оградительной лентой либо иными предупреждающими знаками. Безопасность граждан Рё животных РЅРµ обеспечена.
В результате мероприятий установлено, что ООО УК «Домовладелец-Т» нарушило лицензионные требования, предусмотренные ч.1, п.1-4 ч. 1.1, ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ, подп. «а» п. 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 № 1110, п. 2 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утв. Постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 N 416, п. 10, 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утв. Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, п. 7 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения, утв. Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 N 290 и п.п. 4.6.1.23 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утв. Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170.
Данные обстоятельства явились основанием для возбуждения 19.01.2022 г. дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, в отношении директора ООО УК «Домовладелец-Т» Лавриковой М.С. (л.д. 22-26).
Постановлением заместителя начальника Главного управления «Государственная жилищная инспекция» Тверской области Жильцовой Е.Н. № 630/3 от 17.02.2022 г. директор ООО УК «Домовладелец-Т» Лаврикова М.С. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 25 000 руб. (л.д. 16-20).
Вопреки доводам жалобы, факт совершения директором ООО УК «Домовладелец-Т» Лавриковой М.С. административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ и её вина в нем подтверждаются собранными по делу доказательствами:
- копией акта обследования территории (объекта) от 23.12.2021 г. и фотографий к нему, согласно которым прокуратурой Московского района г.Твери совместно со специалистом администрации Московского района в г. Твери было выявлено, что по адресу: ул. Склизкова, д. 72 г.Твери расположен четырехэтажный панельный многоквартирный дом с плоской кровлей. По всему периметру кровли с выступающих частей выявлено свисание сосулек и наледи из снега различных размеров и величины. Прилегающая к фасаду здания территория в зоне нависания наледи и сосулек не обозначена сигнально-оградительной лентой либо иными предупреждающими знаками. Безопасность граждан и животных не обеспечена (л.д. 46);
- копией протокола оперативного совещания при заместителе прокурора Тверской области от 08.12.2021, согласно которому прокуратурой района совместно со специалистами администрации Московского района в г. Твери проведена проверка исполнения федерального законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, регламентирующего содержание крыш и придомовых территорий в зимний период, в результате которой установлено, что ООО «УК Нива» нарушило лицензионные требования, предусмотренные ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ (л.д. 45 и оборот);
- списком многоквартирных домов, находящихся в управлении ООО УК «Домовладелец-Т» (л.д. 44 и оборот);
- выпиской из ЕГРЮЛ в отношении ООО УК «Домовладелец-Т» (л.д. 39-43);
- копией постановления прокурора Московского района г.Твери о возбуждении дела об административном правонарушении от 19.01.2022 г., в котором указано событие административного правонарушения (л.д. 22-26);
- копией определения от 24.01.2022 г. о рассмотрении дела об административном правонарушении (л.д.21);
- постановлением № 630/3 по делу об административном правонарушении от 17.02.2022 г. в отношении директора ООО УК «Домовладелец-Т» Лавриковой М.С. (л.д.16-20);
- копией лицензии № 069000406 от 16.07.2021 г., выданной ООО УК «Домовладелец-Т» на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами
- копией договора управления многоквартирным домом № 72 по ул. Склизкова в г. Твери от 15.08.2021 и иными материалами дела, получившими надлежащую правовую оценку с точки зрения их относимости, допустимости и достаточности, по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
Согласно ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В силу примечания к данной норме совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители организаций несут административную ответственность как должностные лица.
Совершенное генеральным директором ООО УК «Домовладелец-Т» Лавриковой М.С. правонарушение верно квалифицировано по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ в соответствии с установленными обстоятельствами дела, в соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные ст. 26.1 КоАП РФ.
Срок давности и порядок привлечения должностного лица к административной ответственности не нарушены.
Существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, при принятии постановления о назначении административного наказания по делу не установлено.
Каких-либо неустранимых сомнений по рассматриваемому делу, которые на основании ст. 1.5 КоАП РФ должны толковаться в пользу Лавриковой М.С. не усматривается.
В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 15.07.1999 N 11-П отмечено, что санкции штрафного характера должны отвечать требованиям справедливости и соразмерности. Принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и дифференциацию ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.
По смыслу ст. 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Таким образом, по настоящему делу необходимым установить не только формальное сходство содеянного с признаками административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, но и решить вопрос о социальной значимости и общественной опасности правонарушения.
Приняв во внимание характер, общественную опасность и обстоятельства правонарушения, влекущего нарушение прав собственников помещений многоквартирного дома на надлежащее содержание общего имущества дома, полагаю невозможным признать допущенное директором ООО УК «Домовладелец-Т» Лавриковой М.С правонарушение малозначительным.
В соответствии с ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II указанного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 указанной статьи.
Согласно ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
С учетом взаимосвязанных положений ч. 2 ст. 3.4 и ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ. В рассматриваемом случае из материалов дела указанную совокупность обстоятельств не усматриваю. Ненадлежащее содержание общего имущества дома могло привести к возникновению угрозы причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, доказательств обратного не представлено.
С учетом конкретных обстоятельств дела, должностное лицо, не допустив избыточного ограничения прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, назначило Лавриковой М.С. справедливое наказание, предусмотренное санкцией ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ с применением положений ст. 4.1 КоАП РФ, вывод о снижении административного штрафа мотивирован.
При таком положении обжалуемое постановление подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь ст. 30.6-30.9 КоАП РФ, судья
решил:
Постановление заместителя начальника Главного управления «Государственная жилищная инспекция» Тверской области Жильцовой Е.Н. № 630/3 от 17.02.2022 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, в отношении директора ООО УК «Домовладелец-Т» Лавриковой М.С. оставить без изменения, жалобу Лавриковой М.С. – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Заволжский районный суд г. Твери в течение десяти суток со дня вручения (получения) копии решения.
Судья Е.А. Зварич
Дело №
РЕШЕНРР•
г. Тверь 11 апреля 2022 года
Судья Заволжского районного суда г. Твери Зварич Е.А.,
с участием помощника прокурора Московского района г.Твери Калмыковой М.К.
представителя ГУ «ГЖРВ» Тверской области Некрасовой Р•.Рќ.
рассмотрев жалобу директора ООО УК «Домовладелец-Т» Лавриковой М.С. на постановление заместителя начальника Главного управления «Государственная жилищная инспекция» Тверской области Жильцовой Е.Н. № 630/3 от 17.02.2022 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, в отношении директора ООО УК «Домовладелец-Т» Лавриковой М.С.,
установил:
Постановлением заместителя начальника ГУ «ГЖРВ» Тверской области Жильцовой Р•.Рќ. в„– 630/3 РѕС‚ 17.02.2022 директор РћРћРћ РЈРљ «Домовладелец-РўВ» Лаврикова Рњ.РЎ. признана РІРёРЅРѕРІРЅРѕР№ РІ совершении административного правонарушения, предусмотренного С‡. 2 СЃС‚. 14.1.3 РљРѕРђРџ Р Р¤, подвергнута административному наказанию РІ РІРёРґРµ административного штрафа РІ размере 25 000 СЂСѓР±.
Не согласившись с указанным постановлением, директор ООО УК «Домовладелец-Т» Лаврикова М.С. обратилась в суд с жалобой, в которой, не оспаривая фактические обстоятельства правонарушения, просит отменить принятое постановление. В обоснование жалобы указала, что доказательств причинения существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, причинения вреда личности, обществу или государству, в материалы дела не представлено. Полагает, что принимались меры для соблюдения лицензионных обязательств в виде неоднократного очищения кровли от снега при наличии неудовлетворительных погодных условиях в декабре 2021 года. Ссылаясь на положения ст. 2.9 КоАП РФ и разъяснения п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», полагает возможным признать допущенное правонарушение малозначительным.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении Лаврикова М.С. и защитник Александрова Е.В. в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Представитель ГУ «ГЖРВ» Тверской области Некрасова Р•.Рќ. РІ судебном заседании, полагая постановление Рѕ назначении административного наказания законным Рё обоснованным, просила РІ удовлетворении жалобы отказать. Дополнила, что оснований для применения СЃС‚. 2.9 РљРѕРђРџ Р Р¤ РЅРµ усматривается.
Помощник прокурора Московского района г.Твери Калмыкова М.К. в судебном заседании просила в удовлетворении жалобы отказать.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.
Согласно ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях в соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявления причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Ст. 26.1 КоАП РФ содержит перечень обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, в том числе наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства смягчающие административную ответственность, характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В силу ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных статьей 13.19.2 КоАП РФ, – влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет.
В соответствии с п. 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утв. Постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 № 1110 лицензионными требованиями к лицензиату помимо требований, предусмотренных п. 1 - 6.1 ч. 1 ст. 193 ЖК РФ, являются: а) соблюдение требований, предусмотренных ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ; б) исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных ч. 2 ст. 162 ЖК РФ; в) соблюдение требований, предусмотренных ч. 3.1 ст. 45 ЖК РФ; г) соблюдение требований, предусмотренных ч. 7 ст. 162 и ч. 6 ст. 198 ЖК РФ.
Как следует из п. 1 ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг.
Стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами устанавливаются Правительством Российской Федерации (ч. 1 ст. 161 ЖК РФ).
В соответствии с п. 1-4 ч. 1.1 ст. 161 ЖК РФ, надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать:
1) соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома;
2) безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества;
3) доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
4) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц.
В силу ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.
В соответствии с п. 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утв. Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе для инвалидов и иных маломобильных групп населения; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
Согласно п. 11 указанных Правил, содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в том числе: осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 настоящих Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан; уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества; работы по содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с установленными требованиями; текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах «а» - «д» пункта 2 настоящих Правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества; проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенных в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий.
В соответствии с п. 2 указанных Правил в состав общего имущества включаются, в том числе: а) помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, мусороприемные камеры, мусоропроводы, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование); б) крыши; в) ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции); г) ограждающие ненесущие конструкции многоквартирного дома, обслуживающие более одного жилого и (или) нежилого помещения (включая окна и двери помещений общего пользования, перила, парапеты и иные ограждающие ненесущие конструкции); д) механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, в том числе конструкции и (или) иное оборудование, предназначенное для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов в помещения многоквартирного дома, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры); е) земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства.
В силу п. 7 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения, утв. Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 N 290 к работам, выполняемым в целях надлежащего содержания крыш многоквартирных домов относятся, в том числе: контроль состояния оборудования или устройств, предотвращающих образование наледи и сосулек; проверка и при необходимости очистка кровли и водоотводящих устройств от мусора, грязи и наледи, препятствующих стоку дождевых и талых вод; проверка и при необходимости очистка кровли от скопления снега и наледи.
Согласно 4.6.1.23 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утв. Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170, очистка кровли от мусора и грязи производится два раза в год: весной и осенью. Удаление наледей и сосулек - по мере необходимости. Мягкие кровли от снега не очищают, за исключением: желобов и свесов на скатных рулонных кровлях с наружным водостоком, снежных навесов на всех видах кровель, снежных навесов и наледи с балконов и козырьков. Крышу с наружным водоотводом необходимо периодически очищать от снега (не допускается накопление снега слоем более 30 см; при оттепелях снег следует сбрасывать при меньшей толщине). Очистку снега с пологоскатных железобетонных крыш с внутренним водостоком необходимо производить только в случае протечек на отдельных участках.
Как установлено в судебном заседании, ООО УК «Домовладелец-Т» осуществляет управление многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Тверь, ул. Склизкова, д. 72, на основании лицензии № 069000406 от 16.07.2021 г. и договора управления многоквартирным домом от 15.08.2021.
Во исполнение протокола оперативного совещания при заместителе прокурора Тверской области от 08.12.2021 прокуратурой Московского района г.Твери совместно со специалистом администрации Московского района в г. Твери проведена проверка исполнения федерального законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, регламентирующего содержание крыш и придомовых территорий в зимний период. Так, 23.12.2021 в период с 15.24 до 15.27 проведено обследование многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Тверь, ул. Склизкова, д. 72.
РР· акта обследования РѕС‚ 23.12.2021 в„– Р±/РЅ следует, что РїРѕ всему периметру четырехэтажного панельного РґРѕРјР° СЃ плоской кровлей кровли СЃ выступающих частей выявлено свисание сосулек Рё наледи РёР· снега различных размеров Рё величины РѕС‚ РѕРґРЅРѕРіРѕ края РґРѕРјР° РґРѕ РґСЂСѓРіРѕРіРѕ края РґРѕРјР° РїРѕ всей длине крыши. Прилегающая Рє фасаду здания территория РІ Р·РѕРЅРµ нависания наледи Рё сосулек РЅРµ обозначена сигнально-оградительной лентой либо иными предупреждающими знаками. Безопасность граждан Рё животных РЅРµ обеспечена.
В результате мероприятий установлено, что ООО УК «Домовладелец-Т» нарушило лицензионные требования, предусмотренные ч.1, п.1-4 ч. 1.1, ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ, подп. «а» п. 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 № 1110, п. 2 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утв. Постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 N 416, п. 10, 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утв. Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, п. 7 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения, утв. Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 N 290 и п.п. 4.6.1.23 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утв. Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170.
Данные обстоятельства явились основанием для возбуждения 19.01.2022 г. дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, в отношении директора ООО УК «Домовладелец-Т» Лавриковой М.С. (л.д. 22-26).
Постановлением заместителя начальника Главного управления «Государственная жилищная инспекция» Тверской области Жильцовой Е.Н. № 630/3 от 17.02.2022 г. директор ООО УК «Домовладелец-Т» Лаврикова М.С. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 25 000 руб. (л.д. 16-20).
Вопреки доводам жалобы, факт совершения директором ООО УК «Домовладелец-Т» Лавриковой М.С. административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ и её вина в нем подтверждаются собранными по делу доказательствами:
- копией акта обследования территории (объекта) от 23.12.2021 г. и фотографий к нему, согласно которым прокуратурой Московского района г.Твери совместно со специалистом администрации Московского района в г. Твери было выявлено, что по адресу: ул. Склизкова, д. 72 г.Твери расположен четырехэтажный панельный многоквартирный дом с плоской кровлей. По всему периметру кровли с выступающих частей выявлено свисание сосулек и наледи из снега различных размеров и величины. Прилегающая к фасаду здания территория в зоне нависания наледи и сосулек не обозначена сигнально-оградительной лентой либо иными предупреждающими знаками. Безопасность граждан и животных не обеспечена (л.д. 46);
- копией протокола оперативного совещания при заместителе прокурора Тверской области от 08.12.2021, согласно которому прокуратурой района совместно со специалистами администрации Московского района в г. Твери проведена проверка исполнения федерального законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, регламентирующего содержание крыш и придомовых территорий в зимний период, в результате которой установлено, что ООО «УК Нива» нарушило лицензионные требования, предусмотренные ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ (л.д. 45 и оборот);
- списком многоквартирных домов, находящихся в управлении ООО УК «Домовладелец-Т» (л.д. 44 и оборот);
- выпиской из ЕГРЮЛ в отношении ООО УК «Домовладелец-Т» (л.д. 39-43);
- копией постановления прокурора Московского района г.Твери о возбуждении дела об административном правонарушении от 19.01.2022 г., в котором указано событие административного правонарушения (л.д. 22-26);
- копией определения от 24.01.2022 г. о рассмотрении дела об административном правонарушении (л.д.21);
- постановлением № 630/3 по делу об административном правонарушении от 17.02.2022 г. в отношении директора ООО УК «Домовладелец-Т» Лавриковой М.С. (л.д.16-20);
- копией лицензии № 069000406 от 16.07.2021 г., выданной ООО УК «Домовладелец-Т» на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами
- копией договора управления многоквартирным домом № 72 по ул. Склизкова в г. Твери от 15.08.2021 и иными материалами дела, получившими надлежащую правовую оценку с точки зрения их относимости, допустимости и достаточности, по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
Согласно ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В силу примечания к данной норме совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители организаций несут административную ответственность как должностные лица.
Совершенное генеральным директором ООО УК «Домовладелец-Т» Лавриковой М.С. правонарушение верно квалифицировано по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ в соответствии с установленными обстоятельствами дела, в соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные ст. 26.1 КоАП РФ.
Срок давности и порядок привлечения должностного лица к административной ответственности не нарушены.
Существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, при принятии постановления о назначении административного наказания по делу не установлено.
Каких-либо неустранимых сомнений по рассматриваемому делу, которые на основании ст. 1.5 КоАП РФ должны толковаться в пользу Лавриковой М.С. не усматривается.
В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 15.07.1999 N 11-П отмечено, что санкции штрафного характера должны отвечать требованиям справедливости и соразмерности. Принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и дифференциацию ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.
По смыслу ст. 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Таким образом, по настоящему делу необходимым установить не только формальное сходство содеянного с признаками административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, но и решить вопрос о социальной значимости и общественной опасности правонарушения.
Приняв во внимание характер, общественную опасность и обстоятельства правонарушения, влекущего нарушение прав собственников помещений многоквартирного дома на надлежащее содержание общего имущества дома, полагаю невозможным признать допущенное директором ООО УК «Домовладелец-Т» Лавриковой М.С правонарушение малозначительным.
В соответствии с ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II указанного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 указанной статьи.
Согласно ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
С учетом взаимосвязанных положений ч. 2 ст. 3.4 и ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ. В рассматриваемом случае из материалов дела указанную совокупность обстоятельств не усматриваю. Ненадлежащее содержание общего имущества дома могло привести к возникновению угрозы причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, доказательств обратного не представлено.
С учетом конкретных обстоятельств дела, должностное лицо, не допустив избыточного ограничения прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, назначило Лавриковой М.С. справедливое наказание, предусмотренное санкцией ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ с применением положений ст. 4.1 КоАП РФ, вывод о снижении административного штрафа мотивирован.
При таком положении обжалуемое постановление подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь ст. 30.6-30.9 КоАП РФ, судья
решил:
Постановление заместителя начальника Главного управления «Государственная жилищная инспекция» Тверской области Жильцовой Е.Н. № 630/3 от 17.02.2022 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, в отношении директора ООО УК «Домовладелец-Т» Лавриковой М.С. оставить без изменения, жалобу Лавриковой М.С. – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Заволжский районный суд г. Твери в течение десяти суток со дня вручения (получения) копии решения.
Судья Е.А. Зварич