Дело № 2а-3496/2019
24RS0002-01-2019-003971-41
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 ноября 2019 года г. Ачинск Красноярского края
Ачинский городской суд Красноярского края
в составе председательствующего судьи Заботиной О.Л.,
при секретаре Сватковой А.А.,
с участием представителя административного истца помощника Ачинского городского прокурора Алексеева В.В.,
административного ответчика Редькова Д.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Ачинского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Редькову Д. Г. о прекращении действия права на управление транспортными средствами,
УСТАНОВИЛ:
Ачинский городской прокурор обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к Редькову Д.Г. о прекращении действия права на управление транспортными средствами, мотивируя свои требования тем, что в ходе проведения проверки исполнения требований Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» было установлено, что Редьков Д.Г. ДД.ММ.ГГГГ года рождения состоит на диспансерном наблюдении с 2008 года у врача-нарколога с диагнозом <данные изъяты>», стойкой ремиссии не имеет. Указанное заболевание является противопоказанием к управлению транспортными средствами. Редьков Д.Г. имеет водительское удостоверение серии/№ от ДД.ММ.ГГГГ, на право управления транспортными средствами категорий «В, В1(AS), M», сроком действия до 25.04.2028 года. Таким образом, допуск Редькова Д.Г. к управлению транспортными средствами ставит под угрозу безопасность участников дорожного движения (л.д. 2-4).
В судебном заседании представитель административного истца помощник Ачинского городского прокурора Алексеев В.В. исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении. Также прокурор Алексеев В.В. пояснил о том, что согласно заключению эксперта Редьков Д.Г. с 2008 года лечение у врача-нарколога не проходил, стойкой ремиссии не имеет, что является препятствием к управлению Редьковым Д.Г. транспортными средствами.
Административный ответчик Редьков Д.Г. против исковых требований возражал, пояснил, что у него отсутствует диагноз, указанный в иске, в 2008 г. он был взят под стражу, в связи с чем проходил освидетельствование на установление факта опьянения. О постановке его на учет к врачу-наркологу он не был уведомлен, после осуждения и в период отбывания наказания в местах лишения свободы он лечение от <данные изъяты> не проходил, после освобождения также к врачу-наркологу не обращался. Также Редьков Д.Г. пояснил, что в апреле 2018 г. он прошел медицинскую комиссию для получения водительского удостоверения, в том числе обращался в наркологический диспансер, где ему была выдана справка о том, что на учете он не состоит. На основании медицинского заключения от 25.04.2018 г. ему было выдано удостоверение на право управления транспортными средствами. Ответчик Редьков Д.Г. просил в удовлетворении исковых требований отказать.
Представители третьих лиц ОГИБДД МО МВД России «Ачинский», КГБУЗ «Красноярский краевой наркологический диспансер № 1», надлежащим образом, извещенные о дате, месте и времени рассмотрения дела (л.д.81), в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении дела не заявляли, отзыв на исковое заявление не представили.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования Ачинского городского прокурора подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Статьей 8 Конвенции о дорожном движении, заключенной в г. Вене 8 ноября 1968 г. установлено, что водитель должен обладать необходимыми физическими и психическими качествами, и его физическое и умственное состояние должно позволять ему управлять транспортным средством.
Часть 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации предусматривает, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Статьей 24 Федерального закона от 10.12.1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" определено, что права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации. Реализация участниками дорожного движения своих прав не должна ограничивать или нарушать права других участников дорожного движения.
В части 1 статьи 26 Федерального закона от 10.12.1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" определены условия получения права на управление транспортными средствами, к которым относятся наличие определенного возраста и отсутствие противопоказаний к управлению транспортными средствами.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 23 Федерального закона от 10.12.1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается в обязательном медицинском освидетельствовании и переосвидетельствовании кандидатов в водители и водителей транспортных средств, проведении предрейсовых, послерейсовых и текущих медицинских осмотров водителей транспортных средств, оказании медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях, обучении участников дорожного движения, должностных лиц органов внутренних дел Российской Федерации и других специализированных подразделений, а также населения приемам оказания первой помощи лицам, пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях. Целью обязательного медицинского освидетельствования и переосвидетельствования является определение у водителей транспортных средств и кандидатов в водители медицинских противопоказаний или ограничений к водительской деятельности.
В соответствии абзаца 2 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 10.12.1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" основаниями прекращения действия права на управление транспортными средствами являются, в том числе, выявленное в результате обязательного медицинского освидетельствования наличие медицинских противопоказаний или ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортными средствами в зависимости от их категорий, назначения и конструктивных характеристик.
Порядок прекращения действия права на управление транспортными средствами при наличии медицинских противопоказаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами устанавливается Правительством Российской Федерации.
Исходя из Перечня медицинских противопоказаний к управлению транспортными средствами, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 года N 1604, лица, страдающие психическими расстройствами и расстройствами поведения, связанными с употреблением психоактивных веществ, код заболевания по Международной классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем (10-й пересмотр) МКБ-10: F10-F19, имеют противопоказания к управлению транспортными средствами.
Согласно Международной классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем (10-й пересмотр) МКБ-10 кодам F10 - F19 соответствуют заболевания – психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ.
Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 28.04.1993 N 377 «О реализации Закона Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» утвержден Перечень медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, согласно которому противопоказаниями к управлению транспортными средствами являются хронические и затяжные психические расстройства с тяжелым стойким или часто обостряющимися болезненными проявлениями (выраженные формы пограничных психических расстройств рассматриваются в каждом случае индивидуально), а дополнительными противопоказаниями являются алкоголизм, наркомания, токсикомания.
Таким образом, наличие у гражданина заболевания «алкоголизм, наркомания, токсикомания» является препятствием для управления им авто - и мототранспортными средствами.
Этим же Перечнем установлено, что выдача водительского удостоверения возможна при заболеваниях наркоманией, токсикоманией, но лишь при стойкой ремиссии в течение не менее трех лет после специального лечения.
Соответственно, при решении вопросов, касающихся прекращения права управления транспортными средствами у лиц, имеющих водительское удостоверение и страдающих алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией, необходимо выяснять наличие у данных лиц состояния стойкой ремиссии.
Ремиссией после лечения алкоголизма, наркомании или токсикомании является воздержание от приема алкоголя, наркотиков и психоактивных веществ, а стойкой ремиссией - выздоровление.
Следовательно, до управления транспортным средством допускаются лица, страдающие психическими расстройствами и расстройствами поведения, связанными с употреблением психоактивных веществ, в случае снятия их с профилактического наблюдения. Подтверждение наличия стойкой ремиссии возможно только по результатам динамического наблюдения за состоянием больного, которым, по своему содержанию, является диспансерное наблюдение.
Установление у гражданина наличия прямого противопоказания к управлению транспортными средствами, свидетельствует о наличии непосредственной угрозы для безопасности дорожного движения, пресечение которой необходимо для реализации основных принципов Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» и направлено на обеспечение охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также защиты интересов общества и государства в области дорожного движения.
При установлении факта прямого запрета к управлению гражданином транспортными средствами продолжение действия права управления транспортными средствами противоречит основным принципам законодательства о безопасности дорожного движения, а потому такая деятельность подлежит запрету посредством прекращения действия права на управление транспортными средствами.
Как следует из материалов дела, в ходе проведения прокурорской проверки исполнения требований законодательства в сфере безопасности дорожного движения, установлено, что Редьков Д.Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, состоит на диспансерном наблюдении с 2008 года у врача-нарколога с диагнозом <данные изъяты>». Стойкой ремиссии нет, имеет противопоказания к управлению транспортными средствами (л.д. 12).
Указанный диагноз подтверждается представленной суду медицинской картой амбулаторного наркологического больного на имя Редькова Д.Г. из которой следует, что Редьков Д.Г. участкового врача нарколога КГБУЗ «ККНД № 1» в г. Ачинске посещал не регулярно, в связи с чем неоднократно диспансерное наблюдение в отношении него прекращалось. 16.01.2017 года приглашался на прием к врачу-наркологу, 23.01.2019г. был комиссионно снят с наблюдения в связи с отсутствием сведений (более двух лет пациент уклонялся от посещения наркологического диспансера).
Редьков Д.Г. имеет водительское удостоверение серия/№ на право управления транспортными средствами категории «В, В1(АS), М», дата выдачи – ДД.ММ.ГГГГ, сроком действия до 25.04.2028 года (л.д. 10).
Согласно справке о судимости (л.д. 46) Редьков Д.Г. был осужден 05.03.2015 г. по ч. 1 ст. 228 УК РФ и 29.07.2009 г. по п. «б» ч. 2 ст.228.1 УК РФ (л.д. 46).
В ходе рассмотрения данного гражданского дела судом было назначено проведение судебной наркологической экспертизы, производство которой определением суда было поручено экспертам КГБУЗ «Красноярский краевой наркологический диспансер № 1».
Согласно экспертному заключению № 299 от 24.10.2019 г. Редькову Д.Г. в августе 2008 г. врачом наркологом был установлен диагноз <данные изъяты> на основании данных анамнеза и объективного осмотра. В ходе экспертизы диагноз <данные изъяты> подтвержден, при этом признаков активной зависимости или недавнего обострения не выявлено, заболевание находится в ремиссии. Поскольку подэкспертный регулярно врача нарколога не посещал, медицинскими наблюдениями и обследованиями ремиссия не фиксировалась, установить продолжительность и стойкость имеющейся ремиссии не представляется возможным. Неотложных показаний к лечению заболевания, находящегося в ремиссии не выявлено. Согласно перечню медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.12.2014г. №1604 «О перечнях медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортным средством», зависимость подэкспертного Редькова Д.Г. является, и будет являться, противопоказанием к управлению транспортным средством до момента наличия стойкой 3-х летней ремиссии, подтвержденной диспансерным наблюдением у врача нарколога (л.д. 67-68).
Представленные в материалы настоящего дела медицинские документы и заключение экспертизы соответствуют требованиям статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в связи с чем, оснований не доверять им у суда не имеется.
Таким образом, суду не представлено каких-либо допустимых доказательств, свидетельствующих об отсутствии у Редькова Д.Г. медицинских противопоказаний к управлению транспортными средствами, либо о наличии у него стойкой ремиссии на момент рассмотрения данного дела. Напротив, из представленных в материалы дела документов судом достоверно установлено, что административный ответчик состоит на диспансерном учете в медицинском учреждении с диагнозом «<данные изъяты>» и «<данные изъяты>».
Как следствие, суд приходит к выводу о наличии у Редькова Д.Г. прямого противопоказания к управлению транспортными средствами, безусловно свидетельствующего о наличии непосредственной угрозы для безопасности дорожного движения, подтвержденного медицинскими документами, что является основанием для удовлетворения заявленных прокурором требований.
Представленные в материалы дела положительные характеристики ответчика Редькова Д.Г. по месту жительства соседями и по месту работы об отсутствии фактов его пребывания в состоянии опьянения, в том числе в <данные изъяты>, не могут служить основанием для сохранения у ответчика права управления транспортными средствами, поскольку отсутствие у Редькова Д.Г. стойкой ремиссии в связи с потреблением <данные изъяты> средств подтверждается медицинскими документами и заключением эксперта.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что исковые требования прокурора заявлены обоснованно и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Ачинского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Редькову Д. Г. удовлетворить.
Прекратить действие права на управление транспортными средствами Редькова Д. Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированного по адресу: <адрес>, предоставленное по водительскому удостоверению №, выданному РЭО ГИБДД Межмуниципального отдела МВД РФ «Ачинский» ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ачинский городской суд.
Председательствующий судья О.Л. Заботина
Мотивированное решение изготовлено 02 декабря 2019 г.