Дело № 2-2227/20
УИД 52RS0012-01-2020-002151-19
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 ноября 2020 года Борский городской суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Веселовой Т.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Забелиной М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Смирновой Т.К. к администрации городского округа город Бор Нижегородской области о признании права собственности на гараж,
УСТАНОВИЛ:
Смирнова Т.К. обратилась в суд с иском к администрации городского округа город Бор Нижегородской области о признании права собственности на гараж. В обоснование иска указала следующее.
Истцу выделен земельный участок под строительство гаража в <адрес>.
В 1972 году Смирнова Т.К. своими силами и на собственные средства возвела на вышеуказанном земельном участке одноэтажный кирпичный гараж, однако в надлежащие органы для принятия гаража в эксплуатацию не обращалась и в БТИ не регистрировала.
С момента постройки и по настоящее время (более 30 лет) истец пользуется данным гаражом открыто, хранит в нем свое имущество, содержит его.
Работниками ООО <данные изъяты> осуществлен выезд, составлен технический отчет на вышеуказанный гараж. Согласно данному документу общая площадь гаража составляет 30,9 кв.м., площадь застройки 33,6 кв.м.
Данный гараж не нарушает права и законные интересы третьих лиц, расположен в массиве гаражей.
При указанных обстоятельствах истец обратилась в суд и просила признать за Смирновой Т.К. право собственности на гараж общей площадью 30,9 кв.м., площадью застройки 33,6 кв.м., находящийся по адресу: <адрес>.
Стороны в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст. 2 ГПК РФ, задачей гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан.
Согласно ч. 1 ст. 113 ГПК РФ лица, участвующие в деле, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.
Суд, возложенную на него обязанность по надлежащему извещению лиц, участвующих в деле, выполнил.
Учитывая принцип диспозитивности гражданского процесса, предоставляющий сторонам возможность самостоятельно по своему усмотрению распоряжаться своими процессуальными правами, а также требование эффективной судебной защиты в разумные сроки (ст.6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод), суд приходит к выводу, что неявка сторон в судебное заседание - их волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации прав на непосредственное участие в судебном разбирательстве и иных процессуальных прав, поэтому не может быть препятствием для рассмотрения дела по существу. Суд полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие в порядке заочного судопроизводства.
Суд, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, установив юридически значимые обстоятельства, пришел к следующему.
Согласно ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Частью 1 ст. 218 ГК РФ установлено, что право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
В силу ч. 1 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
На основании ч. 2 ст. 209 ГК РФ собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Согласно ст. 219 ГК РФ право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
В силу ч. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
В соответствии с п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» граждане, юридические лица являются собственниками имущества, созданного ими для себя или приобретенного от других лиц на основании сделок об отчуждении этого имущества, а также перешедшего по наследству или в порядке реорганизации (статья 218 ГК РФ). В силу пункта 2 статьи 8 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.
На основании п. 59 вышеуказанного Постановления, если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права.
В соответствии с ч. 1 ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.
Частью 3 ст. 222 ГК РФ установлено, что право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий:
если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта;
если на день обращения в суд постройка соответствует установленным требованиям;
если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Согласно п. 26 постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29.04.2010 года N 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», рассматривая иски о признании права собственности на самовольную постройку, суд устанавливает, допущены ли при ее возведении существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил, создает ли такая постройка угрозу жизни и здоровью граждан.
С учетом приведенных положений закона право собственности на нежилое здание может быть признано в том случае, если постройка создана в соответствии с требованиями закона, с соблюдением градостроительных и строительных норм и правил, с получением необходимых разрешений и на отведенном для этих целей земельном участке.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Смирновой Т.К. выделен земельный участок под строительство гаража в <адрес>.
На указанном земельном участке истец своими силами и на собственные средства возвел гараж.
Согласно техническому отчету от 22 марта 2020 года, составленному ООО <данные изъяты>, гараж, расположенный по адресу: <адрес>, представляет собой одноэтажное нежилое здание, 1972 года ввода в эксплуатацию, общей площадью 30,9 кв.м., основной площадью 30,9 кв.м. (л.д. 7-12).
В соответствии со справкой б/н от 22 марта 2020 года о техническом состоянии индивидуального гаража, выданной ООО <данные изъяты>, стоимость гаража с учетом износа в ценах на 2006 год составляет 55 793 рубля, площадь застройки составляет 33,6 кв.м. (л.д. 13).
Согласно техническому плану здания от 21 апреля 2020 года, подготовленному ООО <данные изъяты>, здание расположено в границах кадастрового квартала №. Сведения о границах и КН земельного участка, на котором расположено данное здание, отсутствуют в ГКН. Граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства, поэтому определить местоположение здания в границах земельного участка не представляется возможным. Общая площадь составляет 30,9 кв.м. (л.д. 14-24).
В соответствии с представленными в материалы дела документами регистрация права собственности в отношении гаража, расположенного по адресу: <адрес>, не производилась.
Согласно ответу на запрос суда, представленному отделом надзорной деятельности и профилактической работы по городскому округу город Бор, № от 31 июля 2020 года, при осмотре строения гаража, расположенного по адресу: <адрес>, нарушений требований пожарной безопасности не выявлено, возражения против оформления в собственности указанного объекта и его дальнейшей эксплуатации отсутствуют (л.д. 34).
Согласно ответу на запрос суда, представленному Комитетом архитектуры и градостроительства администрации Борского района Нижегородской области, № от 28 июля 2020 года, при обследовании спорного гаража нарушений градостроительных норм и строительных правил не установлено. Гараж расположен согласно «Правилам землепользования и застройки городского округа г. Бор», утвержденным решением Совета депутатов городского округа г. Бор от 25 декабря 2012 года № 114 (с учетом изменений от 26 мая 2020 года), в территориальной зоне ПК-4 – Зоне коммунальных и хозяйственных объектов. Основной вид разрешенного использования: размещение отдельно стоящих и пристроенных гаражей, в том числе, подземных, предназначенных для хранения личного автотранспорта граждан, с возможностью размещения автомобильных моек (л.д. 35).
Материалами дела также установлено, что истец лишен возможности оформить право собственности на гараж во внесудебном порядке ввиду отсутствия правоустанавливающих документов.
Учитывая, что объект недвижимости – гараж, создан в соответствии с действовавшим во время его создания законодательством, возведен на земельном участке, выделенном для его строительства, правомерно используются истцом в настоящее время, доказательств наличия правопритязаний со стороны третьих лиц на спорное нежилое здание материалы дела не содержат, спорное нежилое здание по своей конструкции и примененным для его изготовления материалам отвечает предъявляемым к таким сооружениям требованиям, может эксплуатироваться по назначению, соответствует требованиям санитарно-эпидемиологических норм к нежилым строениям, требованиям пожарных норм и электротехнической безопасности, не угрожает здоровью и жизни граждан, суд приходит к выводу о признании за Смирновой Т.К. права собственности на указанное нежилое здание.
Руководствуясь ст.ст. 194-199, 233-237 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░ 30,9 ░░.░., ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ 33,6 ░░.░., ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>.
░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░, ░ ░ ░░░░░░, ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, - ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░